Научная статья на тему 'ТИПОЛОГИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК В СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА'

ТИПОЛОГИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК В СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
72
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
родительские установки / социализация ребенка / педагогика / психология / воспитание / исследования / адаптация / формирование личности / типология / семья / развитие / детско-родительские отношения / социум / компонент / жизненный сценарий / индивидуальность / ценности / функции / культура / средства воспитания / стили воспитания. / parental attitudes / child socialization / pedagogy / psychology / upbringing / research / adaptation / personality formation / typology / family / development / child-parent relations / society / component / life scenario / individuality / values / functions / culture / means of education / parenting styles

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Этова Дарья Александровна, Щербина Анна Ивановна

В данной статье рассматривается типология родительских установок в социализации ребенка. Анализируются различные концепции отечественных и зарубежных ученых, компоненты родительских установок, стили воспитания. На основании исследований рассмотрены ключевые элементы, которые оказывают влияние на социализацию личности. Также в статье речь идет о том, что в ходе социализации идет освоение социальных норм, умений, стереотипов, принятых в данном обществе форм поведения и коммуникации. Семья в жизни каждого человека играет важную роль, это фундамент, источник опыта. Именно в семье происходит социальное рождение. Родительские установки могут быть позитивными и негативными, которые в дальнейшем имеют влияние на формирование жизненного сценария личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Этова Дарья Александровна, Щербина Анна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPOLOGY OF PARENTAL ATTITUDES IN CHILD SOCIALIZATION

This article discusses the typology of parental attitudes in the socialization of a child. Various concepts of domestic and foreign scientists, components of parental attitudes, parenting styles are analyzed. Based on the research, the key elements that influence the socialization of personality are considered. Also in the article we are talking about the fact that in the course of socialization there is a development of social norms, skills, stereotypes, forms of behavior and communication accepted in this society. Family plays an important role in every person's life, it is the foundation, the source of experience. It is in the family that social birth takes place. Parental attitudes can be positive and negative, which later have an impact on the formation of a person's life scenario.

Текст научной работы на тему «ТИПОЛОГИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК В СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА»

УДК 159.923

ТИПОЛОГИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК В СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА

© 2024

Д.А. Этова, студент

А.И. Щербина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии

Московский государственный педагогический университет, г. Москва (Россия)

Ключевые слова: родительские установки; социализация ребенка; педагогика; психология; воспитание; исследования; адаптация; формирование личности; типология; семья; развитие; детско-родительские отношения; социум; компонент; жизненный сценарий; индивидуальность; ценности; функции; культура; средства воспитания; стили воспитания.

Аннотация. В данной статье рассматривается типология родительских установок в социализации ребенка. Анализируются различные концепции отечественных и зарубежных ученых, компоненты родительских установок, стили воспитания. На основании исследований рассмотрены ключевые элементы, которые оказывают влияние на социализацию личности. Также в статье речь идет о том, что в ходе социализации идет освоение социальных норм, умений, стереотипов, принятых в данном обществе форм поведения и коммуникации. Семья в жизни каждого человека играет важную роль, это фундамент, источник опыта. Именно в семье происходит социальное рождение. Родительские установки могут быть позитивными и негативными, которые в дальнейшем имеют влияние на формирование жизненного сценария личности.

ВВЕДЕНИЕ

Семья для ребенка - это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность. Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.

Цель - изучить типологию родительских установок.

Актуальность. В современном мире все больше растет понимание семьи не только как определяющего фактора для развития личности ребенка, но и для общества в целом. Семейные взаимоотношения, по большей части, продолжаются на протяжении всей жизни человека. Поэтому родительское воспитание оказывает непосредственное воздействие не только на маленького ребенка, но и на взрослеющую личность. При этом родительское влияние может характеризоваться и как положительное, и как отрицательное.

ОБСУЖДЕНИЕ

Детско-родительские отношения - это сложная система, в которой формируется множество факторов: финансовое благополучие семьи, биологическая наследственность, межличностные отношения и многое другое. Детско-родительские отношения должны соответствовать возросшим требованиям социума к семье как институту воспитания и социализации детей, активному субъекту своей жизнедеятельности.

Семья - уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности,

«эмоционального тыла», поддержки, безусловного безоценочного принятия. Об этом же говорят современные специалисты и ученые в области семьи (Т.А. Маркова, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, И.В. Лапицкая и др.). Они считают, что семейный институт есть институт эмоциональных отношений. Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих родных и близких ему людей (матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата) безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть.

Семья - важный фактор для развития счастливого, здорового ребенка. В благополучной семье ребенок может раскрыть свой потенциал, стать целеустремленным, жизнерадостным человеком. Понимание того, что такое «благополучная семья», позволяет нам сформировать траекторию того, к чему мы должны стремиться. Образ благополучной семьи - это семья, в которой все члены семьи любят, уважают друг друга, проявляют понимание, заботу, поддержку и доверие.

Каждая семья должна выполнять ряд функций для успешного благополучного существования и воспитания детей:

- эмоциональная (эмоциональная поддержка в кругу семьи, чувство защищенности и безопасности, ощущение любви и тепла);

- коммуникативная (удовлетворение потребности в общении друг с другом и с окружающим миром);

- воспитательная (формирование всесторонне развитой психологически здоровой личности).

Каждая семья характеризуется своими внутренними установками и ценностями. Именно в семье в процессе детско-родительских отношениях складываются первоначальные представления о том, как выстраивать положительные взаимоотношения внутри семьи и вне ее, о моделях поведения в обществе и семье, как реагировать на окружающий мир и проявлять себя в нём, тем самым выстраивая собственный образ мира.

Родительские установки - это стереотипные правила, которые родители используют в отношении детей, они проявляются в жестах, поступках, словах. Родители поступают по определенным шаблонам, которые в них заложены, они используют их в жизни и не анализируют их эффективность.

Сегодня многие отечественные исследователи раскрывают и исследуют тему детско-родительских отношений с разных точек зрения, фундаментом которых служит зарубежная психология.

З. Фрейд был первым, кто считал, что главный фактор полноценного развития ребёнка начинается с матери. Он придавал значению матери в жизни ребёнка большое внимание и считал, что именно мать является источником благополучия.

Э. Эриксон незначительно поддерживал теорию З. Фрейда, но при этом считал, что полноценное развитие ребёнка зависит не только от детско-родитель-ских отношений, но и от его окружения. Социальное общество действует на ребёнка, как учитель на ученика. Оно учит его понимать свои эмоции и распознавать их в других, выстраивать отношения и многое другое. К предположению Э. Эриксона можно отнести мнение А. Адлера. Он считал, что ребёнок без общества не может полноценно развиваться, так как у него нет ряда установок:

- понимания семейной иерархии;

- фундамента развития личности;

- представлений о понятиях «взаимоотношения, взаимоуважение».

Э. Фромм - первый исследователь, который выделил влияние на развитие ребёнка не только матери, но и отца как фундаментальную основу развития. Автор провёл различие между особенностями отношения двух родителей к ребёнку. В одном из исследований Э. Фромм подчеркнул, что ребёнок может полноценно развиваться только в тех условиях, когда оба родителя дают ему свою любовь.

К. Роджерс подчеркивает, что именно безусловное позитивное внимание родителя к ребенку, безотносительно к совершаемым им поступкам, обеспечивает полноценное развитие личности ребенка.

В научной отечественной и зарубежной литературе еще с начала XX века в исследованиях появляются утверждения, что без воспитательных и формирующих задач, которые установлены социальным институтом, структура детско-родительских отношений будет нарушена. Именно социальный институт представил миру динамическую систему, в которой отражаются представления о семейной иерархии, установках и ценностях.

Р.В. Овчарова в своих исследованиях упоминает, что родители учат ребёнка воспринимать этот мир, свою «Я концепцию» и выстраивать социальные отношения. По мнению автора, именно правильно сформированные родительские установки помогают ребёнку развиваться полноценно и успешно. В родительские установки можно включить:

- когнитивный компонент - понимание родителями своей роли;

- эмоциональный компонент - отношение к своему ребёнку;

- поведенческий компонент - понимание установок в общении с ребёнком, а также в стиле его воспитания.

Рассмотрим три компонента правильных родительских установок.

1. Родители строят семью с позиции «мы». В семье существуют обоюдные установки, которые являются комфортными и не нарушают личные границы каждого члена семьи.

2. Все установки и жизненные ценности имеют как личный характер, так и внутрисемейный.

3. Родители, которые столкнулись с тем, что их ожидания от поведения или жизни ребёнка не оправдались, начинают искать новые формы его развития.

Э. Берн полагал, что посредством родительских установок формируется жизненный сценарий, касающийся как гендерных ожиданий, так и ожиданий от отношений с другими людьми - профессиональными и личными, влияющими на выбор партнера и профессии в будущем.

К.Е. Кузьмина выделяла три основных типа дет-ско-родительских отношений.

Авторитарный - родители подчиняют ребёнка и ограничивают его в действиях. Очень часто такой стиль общения связан с тем, что мать или отец постоянно контролируют ребёнка, нарушают его личные границы и стараются сделать выбор за него. Признаки авторитарного стиля: чрезмерная строгость, требовательность, ограниченное свободное общение.

Либеральный стиль - при данном стиле родители дают полную свободу ребёнка в его действиях. Он может индивидуально формировать свои ценности и интересы. Основные признаки либерального стиля: терпимость родителей, вседозволенность, всепрощение. Считается, что либеральный тип - самый неприемлемый для воспитания, так как ребёнок формирует такие качества, как эгоизм, потребительское отношение, недисциплинированность. По нашему мнению, либеральный тип можно использовать в комплексе с демократичным стилем общения.

Демократичный - достаточно комфортный стиль общения, так как в основе его лежат доверительные комфортные отношения. Родители и ребёнок устанавливают определённые рамки поведения в той или иной ситуации. Для данного типа характерна: взаимоуважение, понимание друг друга, любовь, определённая свобода действий, душевный комфорт. Основными средствами воспитания выступают одобрение и поощрение. Такой стиль воспитания направлен на формирование самостоятельности, активности, ответственности, инициативности, в результате чего обеспечивается полноценное развитие личности.

А.С. Спиваковская считается, что родительские установки - это элемент представлений семьи об идеальной жизни. Исходя из этого, можно сделать вывод, что каждый родитель сам выстраивает свой идеальный образ ребёнка в зависимости от внутренних представлений и концепции. У многих родителей есть своя позиция, в рамках которой он развивает психологическое и физическое развитие ребёнка.

Позиция формируется в зависимости он культурно-заданных идей и ожиданий личности матери или отца. В современном мире существует множество позиций, которые определяются только под воздействием жизненных установок и ценностей семьи. Установки могут иметь как отрицательный, так и положительный характер, но при этом родители всегда будут считать, что их установки имеют позитивный

эффект и полноценно развивают личность ребёнка. При этом следует отметить, что установки могут быть изменены тогда, когда ожидания от роли родителя и об идеальном образе ребёнка не сопоставимы с реальностью.

Многие исследователи считают, что правильно сформированная установка родителей влияет на адаптацию ребёнка в обществе. Общество служит путеводителем, который дополняет развитие ребёнка, помогает ему развить свои навыки и умения, а также понять свою жизненную позицию.

Начало социализации осуществляется в семье, затем в дошкольных учреждениях, а после - в школе, в трудовых и других коллективах. В этот период происходит формирование и самосознание индивидуальности личности. В течение этого процесса осуществляется усвоение принятых в социуме форм и норм поведения, а также умений, стереотипов и социальных установок.

Сегодня адаптацию ребёнка в социальном обществе изучают с нескольких точек зрения:

- социальное общество как процесс развития ребёнка;

- социальное общество как воспитательно-образовательный процесс;

- социальное общество как элемент понимания ребёнком своей «Я концепции».

А.В. Мудрик считал, что социализация ребёнка происходит под воздействием трех основных элементов:

- естественная культура - ребёнок учится правильно вести себя в обществе;

- социальная культура - формируется посредством развития ребёнка в дошкольном и школьном учреждении;

- социально-психологическая культура - развитие высших психологических функций, поведенческих и воспитательных компонентов.

Следует отметить, что успешная адаптация в социальном обществе помогает ребёнку понять систему социальных ролей, которая так важная для полноценного развития. Конечно, в первую очередь, понимание системы происходит в семье, а затем уже в дошкольном учреждении, коллективе. Также в ходе процесса социализации осуществляется усвоение социальных норм, умений, стереотипов, принятых в данном обществе форм поведения и коммуникации.

В современных условиях процесс социализации предъявляет новые требования к духовному облику, убеждениям и действиям людей. Это обусловлено тем, что реализация социально-экономических, политических и духовных детерминаций может быть обеспечена высокообразованными, высококвалифицированными и сознательно участвующими в претворении их в жизнь личностями.

Семья выступает начальным этапом процесса социализации ребенка. Поэтому от родительских уста-

новок и представлений зависит успешность данного процесса. Можно предположить, что каждый компонент родительской установки (когнитивный, эмоциональный, поведенческий) оказывает соответствующее влияние на процесс социализации, который также характеризуется структурностью.

Социализация определяется как процесс присвоения личностью социально выработанного опыта, в частности системы социальных ролей. На основании социализации происходит формирование самосознания личности. Также в ходе процесса социализации осуществляется усвоение социальных норм, умений, стереотипов, принятых в данном обществе форм поведения и коммуникации.

Социальная позиция ребенка характеризуется неустойчивостью и во многом зависит от взрослых, которые находятся рядом. Социализация ребенка предполагает наличие определенных социальных навыков, коммуникативных умений, сформированных представлений о нормах и эталонах поведения, принятых в обществе, а также способов эмоционального реагирования на ситуации общения.

Учитывая влияние родительских установок на формирование личности ребенка, можно предположить, что и на успешность процесса социализации они также оказывают определенное воздействие.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебное пособие для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2021. 234 с.

2. Андреева Т.В. Психология современной семьи : монография. СПБ.: Речь, 2015. 436 с.

3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Минск, 2014. 448 с.

4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. СПб: Питер, 2017. 400 с.

5. Дружинин В.Н. Психология семьи. М.: КСП, 2015. 158 с.

6. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М.: Гарда-рики, 2017. 320 с.

7. Коджаспирова Г.М., Коджаспирова А.Ю. Психологический словарь. М.: Академия, 2017. 176 с.

8. Коннер О. Влияние особенностей семейного воспитания на социальную адаптированность детей. М.: Наука, 2008.

9. Крайлюк А.И. Родительские установки теоретические аспекты // Вестник КГУ. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2015. № 3.

10. Кузьмина К.Е. Детско-родительские отношения как фактор развития представлений подростка о самом себе // Концепт. Научно-методический электронный журнал. 2017. № 11(ноябрь).

11. Узнадзе Д.И. Психология установки. СПб: Питер, 2001. 416 с.

TYPOLOGY OF PARENTAL ATTITUDES IN CHILD SOCIALIZATION

© 2024

D.A. Etova, student

A.I. Shcherbina, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Social Pedagogy and Psychology

Moscow State Pedagogical University, Moscow (Russia)

Keywords: parental attitudes; child socialization; pedagogy; psychology; upbringing; research; adaptation; personality formation; typology; family; development; child-parent relations; society; component; life scenario; individuality; values; functions; culture; means of education; parenting styles.

Abstract. This article discusses the typology of parental attitudes in the socialization of a child. Various concepts of domestic and foreign scientists, components of parental attitudes, parenting styles are analyzed. Based on the research, the key elements that influence the socialization of personality are considered. Also in the article we are talking about the fact that in the course of socialization there is a development of social norms, skills, stereotypes, forms of behavior and communication accepted in this society. Family plays an important role in every person's life, it is the foundation, the source of experience. It is in the family that social birth takes place. Parental attitudes can be positive and negative, which later have an impact on the formation of a person's life scenario.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.