ОСОБЕННОСТИ ТИПЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ВО ВЬЕТНАМЕ
Ле Ван Кхуен
Кандидат психологических наук психолого-педагогического факультета, Университет образования Хюэ - Университет Хюэ, Хюэ, Вьетнам
Динь Тхи Тхиен Ай
Кандидат психологических наук факультета социальной и социальной работы Научный университет - Университет Хюэ, Хюэ, Вьетнам
FEATURES TYPES OF FAMILY EDUCATION IN VIETNAM
Le Van Khuyen
Phd of Psychological Sciences, Faculty of Psychology and Education, Hue University of education - Hue University, Hue, Vietnam
Dinh Thi Thien Ai PhD in Psychology, Faculty of Social and Social Work University of Sciences - Hue University, Hue, Vietnam DOI: 10.5281/zenodo.6882586
Аннотация
Анализ экспериментальных данных, полученных с помощью опросника А.Я. Варги и В.В. Столина на изучение типов родительского отношения, авторы статьи пришли к выводу, что доминирующим типом семейного воспитания во Вьетнаме является авторитарный. По мнению авторов статьи, это свидетельствует о том, что вьетнамские родители в целом более требовательны, авторитарны и не считают себя равными своим детям. Эти результаты, большей частью, имеют прямое отношение к характерным чертам восточной и, в частности, вьетнамской культуры. Требовательность и строгость, по мнению вьетнамских родителей, является главным показателем заботы, любви и ответственности по отношению к детям. Несмотря на европейское осуждение такого воспитания, оно сохраняется в большинстве вьетнамских семей и является, по мнению, вьетнамцев крайне эффективным для социализации ребенка. Такой тип семейного воспитания существует не только во вьетнамских, но и в других азиатских семьях.
Abstract
Analysis of experimental data obtained with the help of A.Ya. Varga and V.V. Stolin on the study of types of parental attitude, the authors of the article came to the conclusion that the dominant type of family education in Vietnam is authoritarian. According to the authors of the article, this indicates that Vietnamese parents are generally more demanding, authoritarian and do not consider themselves equal to their children. These results, for the most part, are directly related to the characteristic features of Eastern and, in particular, Vietnamese culture. Demanding and strictness, according to Vietnamese parents, is the main indicator of care, love and responsibility towards children. Despite the European condemnation of such upbringing, it persists in most Vietnamese families and, in the opinion of the Vietnamese, is extremely effective for the socialization of the child. This type of family education exists not only in Vietnamese, but also in other Asian families.
Ключевые слова: Семейное воспитание, типа семейного воспитания, вьетнамская семья, детско-ро-дительское отношение.
Keywords: Family education, type of family education, Vietnamese family, parent-child relationship.
Семья - это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью, в том числе за становление и воспитание детей. Являясь необходимым компонентом социальной структуры любого общества и выполняя множественные социальные функции, семья играет важную роль в общественном и личном развитии человека. Семья обеспечивает смену поколений людей, в ней человек рождается и продолжает свой род. В семье происходит первичная социализация и воспитание детей.
Семейное воспитание - процесс взаимодействия родителей с детьми, основанный на родственной интимно-эмоциональной близости, любви, заботе, уважении и защищенности ребенка и содействующее созданию благоприятных условий для
удовлетворения его потребностей в полноценном развитии и самореализации.
В современной литературе проблема семейного воспитания рассматривается в различных подходах: философский, социологический, педагогический и психологический. В данном работе мы рассмотрим более подробно в психологическом подходе. В психологии существуют различные трактовки понятия "семейное воспитание". Данной проблеме посвящено большое количество российских и зарубежных работ (Эльконин Д.Б., Ананьев Б.Г., Божович Л.И., Л.С. Славиной.
Следует обратить внимание, чтороль семьине-одинакова на разных этапах развития и социализации человека [1, с. 162-171]. Наиболее важна эта роль в самом начале жизненного пути, когда закладываются общечеловеческие ценности, формируются морально-нравственные, психологические,
эмоциональные основы личности, когда происходит его становление в социуме, поощрениекреатив-ности, раскрытие индивидуальности и потенциала, овладение социальными ролями, важными для оптимальной адаптации в обществе. Мы согласны с мнением Л.С. Выготского о том, что лишь в непосредственном общении с близкими взрослыми можно научить ребёнка приобретённому семьёй опыту, привить такие положительные качества, как любовь, забота, терпение, уважение, что нельзя сделать в условиях детского дома, где развитие ребенка, по мнению психолога, антисоциально^, с.269-272].
Многие психологи отмечают зависимость влияния семейного воспитания на формирование у ребенка положительного восприятия самого себя. Остановимся подробнее на исследовании Д. Ку-персмита, который предположил, что именно в семейном воспитании у ребёнка формируется высокая самооценка. Кроме того, он считает важными такие критерии, как внутренняя установка матери на принятие и одобрение ребенка, а так же уровень ее собственной самооценки.
Российские психологи выделяют в структуре детско-родительских отношений три составляющие: эмоциональную, когнитивную и поведенческую (Варга А.Я., Гавриш Н.В., Зырянова Н.М., Малых С.Б., Димитрашку Т.А. и т.д.).
Эмоциональный компонент понимается как система переживаний, связанных с ребенком, обобщающее принятие либо отторжение ребенка. Данное образование выступает в качестве основного в структуре детско-родительских отношений.
Когнитивный компонент заключается в том, что такие родители плохо знают своего ребенка, его индивидуально-психологические особенности, склонности и интересы. При этом такие представления могут быть адекватными и неадекватными.
Поведенческий компонент родительского отношения проявляется в манере общения родителей
Таблица1
Результаты исследования типов семейного воспитания в зависимости от ведущего стиля родительского
с ребенком и формах контроля за его поведением. Поведенческие воздействия на ребенка могут характеризоваться различной степенью выраженности: от полного равнодушия и индифферентности по отношению к ребенку до гипертрофированного доминирования над ним.
Проанализировав работы российских и зарубежных исследователей, мы выяснили, что проблема детско-родительских отношений недостаточно изучена во всем мире и, в частности, во Вьетнаме. Несмотря на то, что такие вьетнамские психологи, как Нго Конг Хоан, Май Тхи Ким Тхань, Нгуен Тхи Хоа, Ле Тхи Бынг, внесли существенный вклад в развитие возрастной и педагогической психологии и в изучение проблемы детско-родитель-ских отношений, она является еще недостаточно изученной и требует дальнейшего не только теоретического, но и более глубокого экспериментального исследования. В связи с этим мы проводили исследования на выявлении особенности типы семейного воспитания в Вьетнаме.
Наше исследование проводилось на базе двух общеобразовательных начальных школ имени Ле Лоя и Ли Тхюнг Киета г. Хуэ (Вьетнам). В нем приняло участие 126 родителей младших школьников. Данные психологического исследования, проведенного авторами в феврале - марте 2022 года. Для изучения детско-родительских отношений использовался опросник, разработанный А.Я. Варгой и В.В. Столиным [3]. С помощью данного опросника можно получить шесть типов отношений родителей к ребенку и выявить доминирующий стиль семейного воспитания. Полученные результаты опросника позволили нам выделить шесть групп родителей в зависимости от преобладающего у них стиля родительского отношения. Для анализа и ин-тепретации полученных данных применены мате-матико-статические методы обработки данных (описательная статистика). Результаты этого исследования представлены в Таблице 1.
Тип семейного воспитания Вьетнамские родители (п = 126) (в %)
1-ый - принятие 21 16,7
2-ой - отвержение 5 4,0
3-ий - кооперация 18 14,3
4-ый - симбиоз 34 27
5-ый - авторитарная 42 33,3
6-ой - инфантилизация 6 4,8
Как указано в Таблице 1 в нашем исследовании было получено шесть типов семейного воспитания. В частности: В первую группу вошли родители, у которых преобладающим типом отношения к ребенку оказалось эмоциональное «принятие». Эти испытуемые получили низкие тестовые баллы по шкале «Принятие - Отвержение» (0-9 баллов), что свидетельствует о принятии родителями своего ребенка, любви к ребенку, положительном отношении к ребенку. Из 126 вьетнамских испытуемых, принявших участие в эксперименте, 21 родители (16,7%) воспитывали детей по типу эмоционального принятия.
Во вторую группу включены испытуемые,у которых преобладающим типом отношения к ребенку оказалось эмоциональное «отвержение». Эти испытуемые получили высокие тестовые баллы по шкале «Принятие -отвержение» (20-32 баллов). Из 126 испытуемых, принявшие участие в исследовании 5 испытуемых (4,0%) воспитывались по типу эмоционального отвержения. Эти родители воспринимали своего ребенка как «неудачника», не уважали его индивидуальность, не понимали его. Такие родители, как правило, испытывалипо отношению к ребенку злость, досаду, раздражение, считали ребенка неудачником, не верили в его
успех в будущем, низко оценивали его способности, не проявляли по отношению к нему необходимого активного контакта, часто использовали физические и моральные наказания. Можно привести некоторые утверждения таких родителей в отношении их ребёнка: «Я думаю, что поведение моего ребёнка нельзя назвать нормальным», «Мой ребёнок не достигнет успехав жизни», «Я часто чувствую, что отношусь к ребёнку враждебно», «Я не доверю своему ребёнку», «У моего ребёнка больше недостатков, чем достоинств», «Мой ребёнок вырастет не приспособленным к жизни» и т.д.
К третьей группе испытуемых были отнесены родители, которые строили свои отношения с ребенком на основе «кооперации». Эти родители получили высокие тестовые баллы по шкале «Кооперация» (9 баллов), что свидетельствует о том, что такие родители относятся с почтением к индивидуальности ребёнка, уважают его интересы и планы, оказывают помощь в исполнении своих намерений и мечт. Более того, они принимают своего ребёнка таким, каков он есть, по достоинству оценивают его умственные и творческие способности, гордятся ребенком, доверяют ему. Родителиэтой группы проявляли искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивали его способности, поощряли самостоятельность и инициативу ребенка, старались быть с ним на равных. Можно привести ряд утверждений таких родителей по шкале «Кооперация»: «Я испытываю к ребёнку чувство расположения», «Я принимаю участие в жизни своего ребёнка», «Нам следует спрашивать мнение ребёнка по различным проблемам и их решениям», «Мне интересна жизнь моего ребёнка» и т.д. Из 126 вьетнамских испытуемых, принявших участиев исследовании, 18 родителя (14,3) воспитывали своих детей по типу «кооперация».
В четвертую группу были отнесены родители, стремящиеся к симбиотическим отношениям с ребёнком. Родители этой группы получили высокие тестовые баллы по шкале «Симбиоз» (6-7 баллов). Эти родители ощущали себя с ребёнком одним целым, стремились удовлетворить все его потребности, ограждали его от трудностей и неприятностей жизни. Они постоянно ощущали тревогу за ребёнка, особенно когда он начинал эмансипироваться от семьи. Такие родители воспринимали своего ребенка маленьким и беззащитным. Родители этой группы часто говорят: «Я всегда сочувствую своему ребёнку», «Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребёнка». Из 126 вьетнамских испытуемых, принявших участие в эксперименте, 34 испытуемых (27%) имели родительское отношение по типу «симбиоз».
К пятой группе были отнесены родители, показавшие высокие тестовые баллы по шкале «Авторитарная гиперсоциализация» (7 баллов). Из испытуемых, принявших участие в исследовании, 42 родителей (33,30%) воспитывали своих детей по типу «авторитарная гиперсоциализация». Для таких родителей характерна очень высокая требовательность по отношению к ребенку, дефицит любви и моральных поощрений, частое неуважение к его
личности. Такие родители строго контролируют своего ребёнка, пристально следят за его социальными достижениями. Зачастую они не способны отстаивать точку зрения своего ребенка, стараются навязать ему во всем свою волю и требуют от него безоговорочного послушания и дисциплины.
К шестой группе были отнесены родители, у которых преобладающим типом воспитания оказалась «инфантилизация» («маленький неудачник»). Такие родители получили высокие тестовые баллы по шкале «Инфантилизация» (6-7 баллов). Эти родители считают своего ребенка неудачником и уверенны в том, что он в дальнейшем ничего в жизни не добьется. Таким родителям ребенок казался неприспособленным, маленьким и слабым. Поэтому эти родители стремились оградить своего ребёнка от трудностей жизни и строго контролировали его поведение и общение со сверстниками. Из испытуемых, принявшие участие в исследовании, 6 родителей (4,8%), воспитывали своих детей по типу «инфантилизация».
Таким образом, анализ экспериментальных данных, полученных с помощью опросника А.Я. Варги и В.В. Столина на изучение типов родительского отношения, позволил сделать вывод о том, что доминирующем типов семейного воспитания во Вьетнаме является авторитарный тип.
Понашему мнению, это свидетельствует о том, что Вьетнамские родители, в целом, более требовательны, авторитарны и не считают себя равными с ребёнком. Эти результаты, большей частью, имеют прямое отношение к характерным чертам восточной и, в частности, вьетнамской культуры. Так, характерной чертой воспитания во вьетнамской семье является требование родителей беспрекословного послушания. Если дети нарушают правила поведения и неслушаются, это считается проявлением неуважения к родителям. Большинство родителей во Вьетнаме придерживаются мнения, что, если ребёнка постоянно контролировать, то можно вовремя откорректировать его поведение и таким образом ему помочь. Требовательность и строгость, по мнению вьетнамских родителей, является главным показателем заботы, любви и ответственности по отношению к детям. Несмотря на европейское осуждение такого воспитания, оно сохраняется в большинстве вьетнамских семей и является, по мнению, вьетнамцев крайне эффективным для социализации ребенка. Такой тип семейного воспитания существует не только во вьетнамских, но и в других азиатских семьях.
Список литературы
1. Андреенкова, Н.М. Роль семьи в социализации индивида. Проблемы быта, брака и семьи. Вильнюс, 2018. - 303с.
2. Немов, Р.С. Психология: учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. Р.С. Немов. Кн. 3.: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - М.: «Просвещение», 1995. - 576 с.
3. http://testoteka.narod.ru/dro/1/03 .html