Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СИСТЕМУ ТРЕНЕР-РОДИТЕЛЬ-СПОРТСМЕН'

ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СИСТЕМУ ТРЕНЕР-РОДИТЕЛЬ-СПОРТСМЕН Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

244
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
отношения / общение / влияние / взаимопонимания / спортивный тренер / спортсмен / спорт. / relationship / communication / influence / understanding / sports coach / athlete / spor

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сардор Абдурахмон Угли Эрматов

Эффективность спортивной деятельности юного футболиста обусловлена взаимоотношениями в системе «тренер-родитель-спортсмен». В общении родителей с юными спортсменами наблюдаются все типы семейных взаимоотношений. Наиболее сильно выражены типы «Кооперация», «Авторитарная гиперсоциализация» и «Симбиоз», умеренно – «Отвержение» и «Инфантилизация», что отражается на структуре личностных качеств юных футболистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The effectiveness of the sports activity of a young football player is due to the relationship in the "coach-parent-athlete" system. All types of family relationships are observed in communication between parents and young athletes. The most pronounced types are "Cooperation", "Authoritarian hypersocialization" and "Symbiosis", moderately "Rejection" and "Infantilization", which is reflected in the structure of personal qualities of young football players.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СИСТЕМУ ТРЕНЕР-РОДИТЕЛЬ-СПОРТСМЕН»

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 10 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-10-442-448

ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СИСТЕМУ ТРЕНЕР-

РОДИТЕЛЬ-СПОРТСМЕН

Сардор Абдурахмон угли Эрматов

Преподаватель Гулистанского государственного университета

АННОТАЦИЯ

Эффективность спортивной деятельности юного футболиста обусловлена взаимоотношениями в системе «тренер-родитель-спортсмен». В общении родителей с юными спортсменами наблюдаются все типы семейных взаимоотношений. Наиболее сильно выражены типы «Кооперация», «Авторитарная гиперсоциализация» и «Симбиоз», умеренно - «Отвержение» и «Инфантилизация», что отражается на структуре личностных качеств юных футболистов.

Ключевые слова: отношения, общение, влияние, взаимопонимания, спортивный тренер, спортсмен, спорт.

Abstract: The effectiveness of the sports activity of a young football player is due to the relationship in the "coach-parent-athlete" system. All types of family relationships are observed in communication between parents and young athletes. The most pronounced types are "Cooperation", "Authoritarian hypersocialization" and "Symbiosis", moderately - "Rejection" and "Infantilization", which is reflected in the structure of personal qualities of young football players.

Keywords: relationship, communication, influence, understanding, sports coach, athlete, sport

ВВЕДЕНИЕ

Семья и семейные отношения, особенно отношения между родителями и детьми, были одной из самых важных проблем с первых дней существования общества. По мере развития общества важность этого вопроса будет расти. Исследования показали, что достижения человечества в большей степени ассимилируются в семейной среде, в системе детско-родительских отношений как связующее звено между любыми другими социальными институтами, а традиции передаются из поколения в поколение в виде духовного наследия.

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 10 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-10-442-448

ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДОЛОГИЯ

Исследования в области спортивной психологии показали, что регулирование отношений в определенных видах спорта имеет особое значение. Исторически сформированные правила и особенности любого вида спорта регулируют отношения в соревнованиях. Это также является определяющим фактором отношений с конкретными видами деятельности. Согласно психологической систематике спортивных и соревновательных упражнений, можно говорить о специфики отношений в условиях спортивных соревнований.

В психологии известно, что межличностные отношения в семье играют ведущую роль в формировании личности ребенка. Особенно важно влияние родительских отношений, которые служат моделью в формировании личности ребенка, на личность ребенка в разном возрасте, потому что после рождения ребенка ребенок с большей вероятностью будет выбирать между различными социальными отношениями. Существующие отношения - это отношения родителя к ребенку.

ОБСУЖДЕНИЕ

В соответствии с выдвинутой гипотезой, мы использовали тестовую анкету «Отношение родителей к детям», чтобы выяснить, зависит ли формирование характеристик самостоятельности при выборе спортивной деятельности ребенка от взрослых, особенно родителей. Для этого мы раздали родителям тестовой группы анкеты, а также провели с ними интервью.

Чтобы выяснить, связано ли формирование феномена независимости личности подростка также с этническим аспектом семейных отношений, мы провели исследование родителей тестовых групп ЧОРК и ДЮСШ-1.

Таблица 1.

Данные по методике «Тест родительского отношения к ребенку (Варга, Столин)» и формирование феномена независимости спортсмена.^ = 60)

Название шкал Нормативные показатели ЧОРК ДЮСШ-1 Достоверность различий

Отвержение 10 16,05 10,07 p<0,05

Кооперация 8 7,44 8,42 p<0,05

Симбиоз 3 5,72 4,92 p<0,05

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 10 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-10-442-448

Авторитарное гиперсоциолизация 3 6,05 5,07 p<0,01

Инфантилизация 1 4,27 2,42 p<0,01

В соответствии с результатами, представленными в таблице 1 и диаграмме 1, мы проводим качественный анализ исследований, ранее проведенных в ЧОРК. По результатам методики 16,05 баллов набрано по шкале «Отвержение». Это значительное превышение. Дело больше не в том, чтобы принять ребенка, а в том, чтобы отвергнуть его. Низкое доверие родителей к своим детям, а иногда и разочарование по поводу своих детей, представляют собой эмоционально негативное отношение.

Влияние семейных отношении на формирование феномена независимости спортсмена

■ ЧОРК ИДЮСШ-1

16,05

Рис. 2.Влияние семейных отношений на формирование феномена независимости

спортсмена

Общий анализ результатов по шкале «сотрудничество» (таблица 1) показывает, что средний балл испытуемых составляет 7,44 балла. Это результат ниже нормы, что можно объяснить следующим образом.

Несмотря на то, что родители ЧОРК очень любят своих детей, родители мало интересуются деятельностью и планами на будущее своих детей, редко

Google Scholar Scientific Library of Uzbekistan

Academic Research, Uzbekistan 444 www.ares.uz

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 10 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-10-442-448

помогают им, сочувствуют им, слепо оценивают творческие и интеллектуальные способности своих детей. Редко родители поощряют инициативу и самостоятельность ребенка, стараются быть с ним на равных, отстаивать взгляды детей в проблемных ситуациях.

Среди испытуемых средний балл по шкале Симбиоза - 5,72, что намного выше нормы. Это отражало симбиотическое отношение родителей к своим детям, при котором родитель чувствовал себя одним целым, старался удовлетворить все их потребности, защитить себя от жизненных трудностей и невзгод. Беспокойство родителей о своем ребенке постоянное, особенно когда ребенок хочет продемонстрировать независимость в отношение тренером.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Следующая шкала методологии называется «Авторитарная гиперсоциолизация», и испытуемые по этой шкале набрали в среднем 6,05 балла. Это более высокий результат, чем норма, свидетельствующий об авторитаризме в родительских отношениях. По его словам, родители ждут от детей безоговорочного подчинения и слушания, соблюдения строгой дисциплины. Они стараются привить ребенку собственную волю.

Результаты по шкале «Инфантилизация» высоки - 4,27. При этом в глазах родителей интересы, увлечения, мысли и чувства их детей не кажутся серьезными, они кажутся маленькими детьми. Они пытаются сделать своих детей инфантильными. Родители также стараются оградить ребенка от жизненных трудностей, контролировать его деятельность.

Посмотрим на результаты того же тестового опроса «Отношение родителей к детям», проведенного среди родителей учеников ДЮСШ-1. При этом по шкале «Отвержение» было получено 10,07 баллов. Это показатель, близкий к норме, при котором родители принимают ребенка, то есть уважают его индивидуальность, проводят время со своими детьми, когда это необходимо, в некоторых случаях считают своих детей некомпетентными, неуверенными в себе, иногда расстраиваются из-за своих детей, выражают негативные эмоциональные отношения.

Анализ результатов по шкале «Сотрудничество» показывает, что испытуемые набрали в среднем 8,42 балла, что немного выше нормы. Это можно объяснить следующим образом. Высокий уровень любви к ребенку проявляется и у родители ДЮСШ-1. Очевидно, что родители интересуются

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 10 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-10-442-448

делами своих детей и планами на будущее, помогают им во всем, выражают сочувствие, ценят и гордятся творческими и интеллектуальными способностями своих детей. Родители поощряют инициативу и самостоятельность ребенка, стараясь быть с ним на равных. Они стараются отстаивать взгляды своих детей в проблемных ситуациях и доверять своим детям.

В группе родителей средний балл по шкале Симбиоза составляет 4,92. Чуть выше нормы, он выражал симбиотическое отношение родителей к своим детям, при котором родитель чувствовал себя единым целым с ребенком, пытаясь удовлетворить все его потребности, защитить себя от жизненных трудностей и невзгод. Беспокойство родителей о своем ребенке постоянное, особенно когда ребенок хочет продемонстрировать независимость. Потому что некоторые родители не могут представить своих детей независимыми.

Таблица 2.

Обзор общей эффективности родительских отношений (%).

Шкалы Высокий Средний Низкий

Отвержение 68,75 21,87 9,38

Кооперация 90,62 9,37 0

Симбиоз 56,25 37,5 6,25

Авторитарное 65,62 31,25 3,12

гиперсоциолизация

Инфантилизация 34,37 62,5 3,12

Следующая шкала называлась «Авторитарная гиперсоциализация», и испытуемые набрали в среднем 5,07 балла по этой шкале. Это также более высокий результат, чем норма, свидетельствующий об авторитаризме в родительских отношениях. По его словам, родители ждут от детей безоговорочного подчинения и слушания, соблюдения строгой дисциплины. Они стараются привить ребенку собственную волю.

Результат по шкале «Инфантилизация» составляет 2,42, что показывает, что родители понимают своих детей, особенности их принятия.

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 10 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-10-442-448

Рис. 3.Обзор общей эффективности родительских отношений

Такие же результаты мы получили, обобщив данные по методике «Тест родительского отношения к ребенку (Варга, Столин)». Из таблицы и диаграммы видно, что максимально высокий балл (90,62) набран по шкале «кооперация», что свидетельствует о стремлении взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах. И низкие баллы набраны по шкалам «авторитарное гиперсоциолизация» и «инфантилизация», которые можно интерпретировать как то, что взрослые демократичны и не проявляют авторитарности в отношениях к своим детям, а так же шкала «инфантилизация» показывает, что взрослые серьезно и с участием относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, радуются успехам и поддерживают ребёнка после неудачи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты проведённого исследования согласно теме научной работы показали следующее. Межличностные отношения в семье играют ведущую роль в формировании личности ребенка.

В соответствии с тестовой анкетой «Отношение родителей к детям», чтобы выяснить, зависит ли формирование характеристик самостоятельности при выборе спортивной деятельности ребенка от взрослых, особенно родителей мы получили следующее:

1) Низкое доверие родителей к своим детям, а иногда и разочарование по

поводу своих детей, представляют собой эмоционально негативное отношение.

Google Scholar Scientific Library of Uzbekistan

Academic Research, Uzbekistan 447

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 10 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-10-442-448

Несмотря на то, что родители ЧОРК очень любят своих детей, родители мало интересуются деятельностью и планами на будущее своих детей, редко помогают им, сочувствуют им, слепо оценивают творческие и интеллектуальные способности своих детей.

2) Выявлено симбиотическое отношение родителей к своим детям, при котором родитель чувствовал себя одним целым, старался удовлетворить все их потребности, защитить себя от жизненных трудностей и невзгод. Беспокойство родителей о своем ребенке постоянное, особенно когда ребенок хочет продемонстрировать независимость в отношение тренером.

3) По шкале «Авторитарная гиперсоциолизация» набран средний балл. Родители ждут от детей безоговорочного подчинения и слушания, соблюдения строгой дисциплины. Они стараются привить ребенку собственную волю.

4) Результаты по шкале «Инфантилизация» высоки. При этом в глазах родителей интересы, увлечения, мысли и чувства их детей не кажутся серьезными, они кажутся маленькими детьми. Они пытаются сделать своих детей инфантильными. Родители также стараются оградить ребенка от жизненных трудностей, контролировать его деятельность.

Результаты того же тестового опроса «Отношение родителей к детям», проведенного среди родителей учеников ДЮСШ-1 показали, что родители принимают ребенка, то есть уважают его индивидуальность, проводят время со своими детьми, когда это необходимо, в некоторых случаях считают своих детей некомпетентными, неуверенными в себе.

REFERENCES

1. Горбунов Г.Д. Основные задачи практической психологии в современном спорте / Г.Д. Горбунов // Психология и современной спорт. - М., 1982. - С. 120128.

2. Ильин Е.П. Психология спорта. СПб.: Питер, 2008. 352 с.

3. Рогалева Л.Н. Влияние спорта и установок тренера на личность юного спортсмена: Автореф. дис. ...канд. психол. наук. М., 1999. 20 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. https://studwood.ru/1160972/turizm/vzaimootnosheniya trenera sportsmena sport ivnoy_komande

5. https://openscience.uz/index.php/sciedu/article/view/823

6. https://scholar.google.com/citations?view op=view citation&hl=ru&user=JzAxL4 YAAAAJ&citation for view=JzAxL4YAAAAJ: abG-DnoFyZgC

Google Scholar Scientific Library of Uzbekistan

Academic Research, Uzbekistan 448 www.ares.uz

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.