Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК И СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП'

ВЗАИМОСВЯЗЬ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК И СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
283
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ДОШКОЛЬНИКИ / КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / МАМЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Славутская Е.В., Павлова А.В.

Актуальность работы обусловлена существенным влиянием родительских установок и семейных взаимоотношений на формирование личности детей дошкольного возраста. Целью работы является изучение взаимосвязи родительских установок и семейных взаимоотношений у родителей (мам) дошкольников различных возрастных групп. Авторами приведены результаты сравнительного исследования таких взаимосвязей в семьях с дошкольниками в возрасте 3 - 5 и 6 - 7 лет. Проведен корреляционный анализ результатов изучения стиля семейного воспитания (тест АСВ) и родительских установок (тест PARI). Экспериментально показано, как особенности семейных взаимоотношений могут коррелировать с родительскими установками. Результаты психодиагностики и выявленные корреляционные взаимосвязи значительно различаются у мам с дошкольниками в возрасте 3 - 5 лет и у мам с дошкольниками в возрасте 6 - 7 лет, что говорит об изменениях стиля воспитания детей в процессе их взросления, о развитии родительских и педагогических характеристик у самого родителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Славутская Е.В., Павлова А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP OF PARENTAL ATTITUDES AND FAMILY RELATIONSHIPS AMONG PRESCHOOLERS’ PARENTS OF DIFFERENT AGE GROUPS

The relevance of the work is due to the significant influence of parental attitudes and family relationships on the preschool children personality formation. The aim of the work is to study the correlation between parental attitudes and family relationships among parents (mothers) of preschoolers of different age groups. The authors present the comparative study results of such relationships in families with preschoolers aged 3 - 5 and 6 - 7. A correlation analysis psycho-diagnostic data of the family education style (test AFR) and parental attitudes (test PARI) was carried out. It is proved experimentally that features of family relationships have correlations with parental attitudes. The results of psychodiagnostics and the revealed correlations are different in mothers of preschoolers aged 3 - 5 and in mothers of preschoolers aged 6 - 7, which indicates changes in the style of parenting of children in the process of their growing up, the development of parental and pedagogical characteristics of the parent himself.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК И СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП»

ПСИХОЛОГИЯ Педагогическая психология

УДК 159.9.075

Взаимосвязь родительских установок и семейных взаимоотношений у родителей дошкольников разных возрастных групп

The relationship of parental attitudes and family relationships among preschoolers' parents of different age groups

Славутская Е.В., Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, slavutskayaev@gmail. com

Павлова А.В., Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, anyav35 71@mail.ru

Slavutskaya E., Chuvash State Pedagogical University named after I.Ya. Yakovlev, slavutskayaev@gmail.com

Pavlova A., Chuvash State Pedagogical University named after I.Ya. Yakovlev, anyav3571@mail.ru DOI: 10.51379/KPJ.2023.158.1.030

Ключевые слова: семейные взаимоотношения, детско-родительские отношения, дошкольники, корреляционный анализ, мамы дошкольников.

Keywords: family relationships, child-parent relationships, preschoolers, correlation analysis, mothers of preschoolers.

Аннотация. Актуальность работы обусловлена существенным влиянием родительских установок и семейных взаимоотношений на формирование личности детей дошкольного возраста. Целью работы является изучение взаимосвязи родительских установок и семейных взаимоотношений у родителей (мам) дошкольников различных возрастных групп. Авторами приведены результаты сравнительного исследования таких взаимосвязей в семьях с дошкольниками в возрасте 3 - 5 и 6-7 лет. Проведен корреляционный анализ результатов изучения стиля семейного воспитания (тест АСВ) и родительских установок (тест PARI). Экспериментально показано, как особенности семейных взаимоотношений могут коррелировать с родительскими установками. Результаты психодиагностики и выявленные корреляционные взаимосвязи значительно различаются у мам с дошкольниками в возрасте 3 - 5 лет и у мам с дошкольниками в возрасте 6 -7 лет, что говорит об изменениях стиля воспитания детей в процессе их взросления, о развитии родительских и педагогических характеристик у самого родителя.

Abstract. The relevance of the work is due to the significant influence ofparental attitudes and family relationships on the preschool children personality formation. The aim of the work is to study the correlation between parental attitudes and family relationships among parents (mothers) ofpreschoolers of different age groups. The authors present the comparative study results of such relationships in families with preschoolers aged 3 - 5 and 6 - 7. A correlation analysis psycho-diagnostic data of the family education style (test AFR) and parental attitudes (test PARI) was carried out. It is proved experimentally that features of family relationships have correlations with parental attitudes. The results of psychodiagnostics and the revealed correlations are different in mothers of preschoolers aged 3 - 5 and in mothers ofpreschoolers aged 6 - 7, which indicates changes in the style ofparenting of children in the process of their growing up, the development ofparental and pedagogical characteristics of the parent himself.

Введение. В настоящее время в психологической науке подробно исследованы стили родительского воспитания и их влияние на детей. Зарубежными исследователями отмечено, что стиль, в соответствии с которым родитель реализует свои воспитательные функции, является характеристикой самого родителя. Он влияет на эффективность семейной социализации и восприимчивость детей к такой практике [5;20;21]. В целом, такой стиль представляет собой способ, по которому родители заботятся о своих детях и который может влиять на становление личности дошкольника, а также на способы его взаимодействия в социальных и личных отношениях.

В то же время необходимо отметить, что стиль воспитания формируется внутри семьи, и тесно связан как с родительскими установками, так и с семейными и супружескими взаимоотношениями родителей. Исследования

A.Р. Вагаповой, А.Я. Варги, Э.Г. Эйдемиллера,

B.В. Юстицкис и др. [3;4;16; 17] показывают, что характер развития личности ребенка зависит от типа родительского отношения и распределения семейных ролей.

В определении А.Я. Варги: «детско-родительские отношения - это система разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, которые практикуются в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков» [4]. В своих исследованиях Э.Г. Эйдемиллер различает патологизирующее воспитание, вследствие которого создаются условия для фрустрации ребенка и искажений его личностного и физического роста, и нормальное воспитание, обеспечивающее создание условий для полноценного физического,

психологического и социального созревания детей [16].

Достаточно важным является выявление как родительских установок, так и семейных взаимоотношений между родителями. Родительские установки и семейные взаимоотношения оказывают значительное влияние не только на социализацию, но и на развитие личности дошкольников. Дети разного возраста могут по-разному воспринимать принятые в семье стили воспитания и сложившиеся семейные взаимоотношения. При этом взаимосвязь родительских установок и семейных взаимоотношений у родителей дошкольников разного возраста остается открытым вопросом, что обуславливает актуальность настоящего исследования.

Дисгармоничные стили воспитания, такие как: гиперзащита, недостаточность внимания и эмоциональное отвержение становятся чуть ли не нормой в современной российской семье [2]. Проявляется высокий уровень требований к ребенку: чрезмерная критика, наказание за малейшую ошибку. Под воздействием семьи и окружения часто меняется самооценка ребенка и его представление о себе [8; 13], в то время как самооценка дошкольника прямо связана с оценкой его поведения и личности значимыми взрослыми (родителями).

Изучая родительские установки и семейные взаимоотношения у родителей дошкольников, важно отметить, что на психическое развитие ребенка влияет, прежде всего, семейный психологический климат, а не материальное благополучие и структура семьи. В меньшей степени на становление личности ребёнка оказывает влияние состав семьи, личностно-психологические черты родителей, а также характер их взаимоотношений [11; 12]. Более того, дети бессознательно воспринимают и основные черты межсупружеских отношений. Это проявляется в трансляции конфликтов родительской семьи в будущих семьях взрослых детей. Также излишняя эмоциональная дистанция и недостаток доверительного общения родителей с ребенком существенно влияют на психическое состояние детей, что вызывает у них беспомощность, чувство незащищенности, тревожность [9]. Другими словами, достаточно важным является выявление как родительских установок, так и семейных взаимоотношений между родителями.

Современные родители воспитывались родителями предыдущего поколения в совершенно других социальных, биологических, эмоциональных и психологических условиях. Это различие является фундаментальной причиной внутреннего расслоения детско-родительского контакта в семьях дошкольников [5].

Коневой И.А. отмечается, что в семьях, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра, у родителей выражено эмоциональное отвержение ребенка, которое находится в прямой корреляционной зависимости от его инфантилизации, по сравнению с семьями, воспитывающими детей без таких особенностей психического развития [7]. Киселевой Т.Г. показаны значимые нарушения семейных взаимоотношений в семьях, воспитывающих ребенка с нарушениями интеллекта. К ним относятся: гиперпротекция, недостаточность запретов, требований и санкций; фобия утраты ребенка неустойчивость стиля воспитания,

расширение сферы родительских чувств, предпочтение детских качеств и воспитательная неуверенность родителей [6].

Таким образом, именно семья оказывает наибольшее влияние на процесс социализации детей и взаимодействия их с внешним миром. Как источник социальных идеалов, как центр сосредоточения нравственного, социального, и культурного опыта, семья способна формировать у ребёнка индивидуальные особенности протекания сложноорганизованных психических процессов (памяти, восприятия, речи, особенностей мышления) [1;3;10; 19]. Система взаимодействия взрослых с ребенком в литературе определяются как: «тип воспитания» [19], «стиль воспитания» [14], и «тактика воспитания» [4]. В конечном итоге отношения между родителями и детьми обуславливают становление личности ребенка.

Например, в работе А.Р. Вагаповой, А.Ю. Маркеловой исследованы корреляционные взаимосвязи для поиска эффективной воспитательной позиции у родителей в семьях разного типа. Выявлено, что «значимые корреляционные связи отражают определенные трудности в процессе воспитания в опекунских семьях, связанные с чрезмерностью применения одних воспитательных стратегий и ущербом других аспектов детско-родительских отношений» [3]. Однако до сих пор не исследована взаимосвязь родительских установок и семейных взаимоотношений у мам в семьях с дошкольниками различного возраста.

Несмотря на огромное количество психолого-педагогической литературы по вопросу семейных отношений, тема взаимосвязи родительских установок и семейных взаимоотношений у мам дошкольников различных возрастных групп недостаточно исследована в области изучения родителей дошкольников с учетом особенностей различных возрастных групп. Именно мамы, в основном, занимаются воспитанием детей, что связано с устоявшимися российскими семейными традициями и эмоционально находятся в более близком контакте с ребенком.

Материалы и методы исследования. Гипотеза данного исследования состоит в том, что существует взаимосвязь между родительскими установками и семейными взаимоотношениями у родителей (мам), которая изменяется с возрастом их детей-дошкольников. Целью работы является изучение взаимосвязи родительских установок и семейных взаимоотношений у мам дошкольников различных возрастных групп.

Нами были поставлены следующие задачи:

1. Провести психодиагностику родителей (мам) дошкольников с помощью методик АСВ и PARI.

2. Определить наличие взаимосвязи между стилем родительского воспитания и детско-родительскими отношениями по результатам психодиагностики родителей дошкольников.

3. Сделать сравнительный анализ взаимосвязи родительских установок и семейных взаимоотношений у родителей с детьми в возрасте 3 - 5 лет и 6 - 7 лет.

Для оценки родительских установок и семейных взаимоотношений глазами матери дошкольника были использованы следующие методики:

1) методика PARI - (parental attitude research instrument), авторы Е.С. Шефер и Р.К. Белл, в адаптации Т.В. Нещерет. Сама методика предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Отдельные аспекты отношений внутри семьи являются ключом к пониманию особенностей неудавшихся отношений между родителями и ребенком, зоны напряжений в этих отношениях.

2) Методика АСВ (анализ семейных взаимоотношений), авторы Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. Предназначена для изучения влияния роли родителей в воспитании ребёнка. Она позволяет получить представление о структурно -ролевом аспекте жизнедеятельности семьи, механизмах семейной интеграции и особенностях функционирования системы взаимных влияний.

Экспериментальной базой данного исследования явились МБДОУ «Детский сад № 174» и МДОУ «Детский сад № 164» г. Чебоксары. Обследована группа родителей (опросы мам): родители детей возраста 3 - 5 лет в количестве 252 человек и родители детей возрастом 6 - 7 лет в количестве 93 человек.

Результаты и обсуждение. Для обработки результатов опроса использован программный пакет STATISTICA. В таблице 1 приведены корреляционные зависимости результатов опросов по двум методикам для родителей детей в возрасте 3 - 5 лет. Выбраны значимые корреляционные коэффициенты.

Для мам детей в возрасте 3 - 5 лет получены следующие результаты: 14 признаков из 20 говорят о наличии взаимосвязи характера семейных взаимоотношений и детско-родительских отношений, причем 9 из них приходится на взаимосвязь стиля семейного воспитания. Разберем их подробнее.

Гиперпротекция (Г+) и потворствование (У+), то есть стиль, в котором родители уделяют

ребенку слишком много времени и сил и стремятся к полному удовлетворению его потребностей, хорошо коррелирует с группой признаков PARI, называемых «излишняя концентрация на ребёнке». Чрезмерная забота,

Таблица 1. - Данные корреляционных взаимосвязей 5 лет (методики PARI и АСВ)

подавление агрессивности, воли и сексуальности (его либидо) в ребенке, равно как и вмешательство в его мир, сопоставимо со стилем воспитания, в котором ребенок является центральным делом в жизни родителей.

результатам психодиагностики родителей детей 3 -

\ PARI АСВ \ Отношение к семейной роли Оптимальный эмоциональный контакт Излишняя эмоциональная дистанция Излишняя концентрация на ребёнке Хозяйственно-бытовые Межсупружеские Педагогические

Г+(7) 0,15

Г-(8) 0,16 0,20

У+(8) 0,20

У-(4) -0,14 0,16

Т+(4) 0,14

З+(4) 0,14 0,16

З-(3) 0,18

С+(4) 0,15

С-(4) 0,14

РРЧ (6) 0,26 0,19 0,20

ПДК (4) 0,17 0,16

НРЧ (7) 0,15

ПМК (4) 0,15 0,21 0,18

ПЖК (4) 0,24 0,14 0,15 0,17 0,23 0,18

Игнорирование потребностей ребенка (У -) имеет отрицательную обратную связь с оптимальным эмоциональным контактом и прямую с излишней эмоциональной дистанцией мам от своих детей. Эти характеристики вместе могут создавать наиболее неблагоприятную воспитательную среду для маленького ребенка 3 - 5 лет.

Гипопротекция (Г-), при которой ребенку не оказывается должного внимания со стороны родителей, и игнорирование его потребностей (У -), в свою очередь, коррелирует с излишней эмоциональной дистанцией. Интересен противоречивый результат прямой взаимосвязи Г(-) с излишним дистанцированием и, в то же время, с излишней концентрацией на ребенке у мам дошкольников 3 - 5 лет. В таких семьях имеет место раздражительность и вспыльчивость по отношению к ребёнку, а также уклонение от контакта с ним. Вместе с этим наблюдаются отклонения от оптимального эмоционального контакта в сторону его дисгармоничности.

Чрезмерность требований (обязанностей) (Т+), при которой требования к ребенку непомерны и превышают его возможности, коррелирует с признаком «суровость, излишняя

строгость», дистанцирование по методике PARI. Развивая эту тему, можно сказать, что в семьях, где преобладает данное сочетание признаков, наблюдается тип воспитания по принципу повышенной моральной ответственности. От ребенка требуют значительных успехов и достижений в раннем возрасте (3-5 лет), игнорируя его интересы и возможности. В таких семьях создаются условия, которые по мнению родителей должны привести к триумфу ребенка: огромная физическая или умственная нагрузка, представление о том, что ребенок должен схватывать всё налету, а суровость и излишний контроль является инструментом достижения, прежде всего, родительских целей.

Чрезмерность и недостаточность требований-запретов к ребенку (З+ и З-) для родителей детей в возрасте 3-5 лет связано с излишней концентрацией на ребенке по методике PARI по признакам «чрезмерная забота», «опасение обидеть» и «чрезмерное вмешательство в мир ребенка». Эти две шкалы являются индикатором степени самостоятельности ребенка. В случае доминирования (З+) ребенку практически всё запрещено, количество требований и запретов, сковывающих ребёнка, огромно. Вечное «нельзя»

для детей возраста 3 - 5 лет не только лишает их самостоятельности, выбора и средств познания мира, но и может провоцировать развитие тревожности, апатии и страха, что говорит об ошибках в родительском воспитании. Деформация отношения ребенок-родитель проявляется по взаимосвязям двух методик и заметна по соответствующим маркерам. В случае недостаточности требований (З-) ребенку «всё можно», за нарушение запретов с него никто не спросит. «Опасение обидеть» своего ребенка воспитывает чувства вседозволенности, что влечет к развитию агрессии, нарушению контакта с другими детьми и безответственности. Таким образом, родители не хотят устанавливать какие-либо рамки в его поведении, провоцируя приступы истерики, детского шантажа и манипуляций, развивая в ребёнке нездоровый эгоизм. Результаты анализа показывают, что у мам дошкольников 3 - 5 лет обе формы нарушения требований (З+ и З-) прямо связаны с излишней концентрацией мам на своем ребенке.

Чрезмерность и минимальность санкций по АСВ (жестокий и мягкий стиль воспитания) (С+ и С-) также прямо пропорциональны признакам, свидетельствующим об излишней концентрации на ребёнке по методике PARI.

Показатель РРЧ - «расширение сферы родительских чувств» по методике АСВ даёт хорошую корреляционную связь по отдельным аспектам отношений согласно методике PARI: хозяйственно-бытовым и педагогическим, с излишней концентрацией на ребенке. Причины неудовлетворения браком могут быть различны: от эмоциональной холодности до несоответствия характеров, но любая неудовлетворенность ложится на плечи ребёнка. Отношения с ребенком становятся исключительно важными для матери, что проявляется в излишней концентрации на ребенке (признак - «чрезмерное вмешательство в мир ребенка» согласно PARI). Слияние родителя и ребенка свидетельствует о нарушении детско-родительского контакта, что является следствием нарушения супружеских взаимоотношений. Педагогический аспект проявляется в таком явлении как «сверхавторитет родителя», что создает у ребёнка только одну картину мира (мамину), делая только одного родителя единственно близкого, лишая ребёнка знакомства с другими мирами.

Предпочтение в ребенке детских качеств (ПДК) свидетельствует о нарушении воспитания, в котором родители игнорируют взросление ребёнка, считая его всё ещё «маленьким». Такое отклонение в воспитании дублируется проявлением признака «излишняя концентрация

на ребёнке» согласно методике PARI. Такие же взаимосвязанные характеристики наблюдаются при проявлении признака гипопротекция (невнимание к ребенку).

Неразвитость родительских чувств (НРЧ) согласно данным опроса коррелирует с межсупружеским аспектом отношений, а именно с «безучастностью мужа». Эта неразвитость может внешне проявляться в плохой переносимости общества ребёнка, в поверхностном интересе к его делам, что может быть следствием равнодушия и безразличия к маме ребенка со стороны партнера, то есть нарушения супружеских отношений между родителями. В семьях с таким нарушением воспитания ребёнок является второстепенным и отходит на второй план, являясь эмоционально отверженным. Одной из причин неразвитости родительских чувств может являться возраст опрошенных мам (очень молодые родители). Здесь мы видим, что для мам детей 3 - 5 лет для развития их осознанности как родителя важно участие в семейных делах мужа, отца ребенка.

Предпочтение мужских и женских качеств (ПМК и ПЖК) выявляют наличие определенных гендерных установок родителей по отношению к ребёнку. Данные предпочтения коррелируют с педагогическим аспектом детско-родительских отношений, а также с отношением к семейной роли и концентрацией на ребенке. Родительские «мантры» по поводу пола оказывают огромное влияние на мировосприятие ребёнка, формируя в нём стереотипы по отношению к противоположному полу и поведенческие паттерны в отношении сверстников. Корреляция между различными характеристиками методик у опрошенных родителей детей в возрасте 3 - 5 лет, особенно в предпочтениях женских качеств, свидетельствует о сильном упоре на гендерное превосходство и выраженные феминистские или, наоборот, антифеминистские установки. Такой перекос является следствием нарушения стиля воспитания и негармоничными

межсупружескими отношениями, когда ребёнку внушают, что «папа нам не помогает» или «все мальчики неопрятны».

Результаты корреляционного анализа данных психодиагностики родителей детей в возрасте 6 -7 лет имеют совершенно другие взаимосвязи. Это говорит об изменении, прежде всего, стиля воспитания и развития детско-родительских отношений из-за взросления ребёнка и самих родителей. Результаты корреляционного анализа по методикам АСВ и PARI приведены в таблице 2.

Для мам дошкольников 6 - 7 лет на передний план выходит педагогический аспект отношений в семье, степень развития которого отражается на стиле воспитания ребенка. Здесь наблюдаются проявления как гиперпротекции (Г+), так и игнорирования потребностей ребёнка (У -), наблюдаются все степени требований к ребёнку (от чрезмерности до недостаточности), отмечается избыточность санкций и жесткий стиль воспитания. Взаимосвязь педагогического аспекта с отклонениями в воспитании можно условно разделить на две группы по характеру стиля воспитания: 1) диктат, сверхавторитет и авторитарность родителей и 2) излишняя мягкость, самопожертвование интересами

родителей или супружеских отношений ради блага ребёнка, так называемая опека. В любом из данных стилей воспитания есть гарантия серьезных неудач формирования личности ребёнка. В первом случае родители игнорируют интересы и мнения ребенка, принуждая его к чему-либо, а в случае сопротивления ребенка, порой оказывая эмоциональное или физическое насилие. Во втором случае родители блокируют процесс подготовки старших дошкольников к новой социальной ситуации, стараясь оградить его от внешнего мира. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в новой социальной ситуации.

Таблица 2. - Данные корреляционных взаимосвязей по результатам психодиагностики родителей детей 6 -7лет (методики РЛШ и АСВ)

\ PARI АСВ \ Отношение к семейной роли Оптимальный эмоциональный контакт Излишняя эмоциональная дистанция, балл Излишняя концентрация на ребёнке, балл Хозяйственно-бытовые Межсупружеские Педагогические

Г+(7) 0,30 0,31

Г-(8) 0,27

У-(4) 0,19 0,18

Т+(4) -0,22 0,27 0,21

Т-(4) 0,20 -0,18 0,29

З+(4) 0,28 0,25

З-(3) 0,21

С+(4) 0,27 0,23

Н (5) 0,32 0,25 0,21 0,31 0,18 0,33

ПНК (4) -0,21

ВК (4) 0,22

ПЖК (4) 0,28 0,18 0,28 0,32

Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (ВК) также является индикатором нарушения семейных

взаимоотношений. Конфликтность в стилях воспитания супругов и разница в их педагогической позиции относительно того, как должны строиться детско-родительские отношения в семье, ведет к нарушению детско-родительского контакта и к его дисбалансу. Причиной такого конфликта может быть разное представление родителей о будущем ребёнка и заботой о его благе, ведь возраст 6-7 лет является переходным с точки зрения смены социального института. Выбор секции, школы, учителя, стиля поведения со сверстниками и другие воспитательные вопросы, которые не были урегулированы между родителями мирно, по-разному воздействуют на воспитательную

функцию. В попытке перетянуть одеяло на свою сторону, родители создают дисгармонию не только в отношениях ребёнок-родитель, но также и в межсупружеских отношениях.

У родителей (мам) детей в возрасте 6 - 7 лет наблюдается прямая корреляционная связь по признаку, названному «неустойчивость стиля воспитания» (Н) с разными позициями по PARI. Кроме оптимального эмоционального контакта, можно предположить, что при наличии такого контакта стиль воспитания будет устойчивый. Постоянная смена стилей и приемов воспитания сразу отражается на всех аспектах детско-родительского контакта. Эта неустойчивость свидетельствует о скачках стилей воспитания от излишней эмоциональной дистанции до излишней концентрации на ребенке, от значительного внимания к ребенку к его

эмоциональному отвержению. Частота этих колебаний и его размах от излишней нежности до неадекватной строгости говорит о нарушениях стиля воспитания и оказывает негативное влияние на формирование эмоционально-личностной сферы ребенка, приводит к трудностям в адаптации детей в обществе и зажимам в отношениях с родителями.

Наибольшая взаимосвязь при неустойчивом стиле наблюдается с хозяйственно-бытовым и педагогическим аспектом отношений, что тоже можно отнести на счет молодого возраста мам. Вынесение конфликтов между супругами в сферу воспитания ребенка (ВК) по результатам исследования прямо взаимосвязано с педагогическим аспектом воспитания. А проекция собственных нежелательных качеств имеет обратную связь с хозяйственно-бытовым аспектом отношений (чем выше такая проекция, тем хуже взаимосвязь, следовательно, понимание мам и детей в хозяйственно-бытовых вопросах).

Общим моментом между семьями с детьми обоих возрастов является прямая взаимосвязь по признаку ПЖК - предпочтение женских качеств.

По результатам исследования можно сделать следующие основные выводы:

1) Нарушения семейных взаимоотношений, регистрируемых по методике АСВ, имеют корреляции с определенными признаками, полученными по методике PARI. То есть нарушение детско-родительского контакта так или иначе является следствием ошибок в семейном воспитании, и наоборот.

2) Связь наблюдаемых взаимосвязанных характеристик у мам дошкольников 3 - 5 лет отличается от связи показателей у мам дошкольников в возрасте 6 - 7 лет, что говорит об изменениях стиля воспитания родителей в процессе взросления детей. Например, для мам дошкольников 3 - 5 лет на первый план выступает излишняя концентрация на ребенке, имеющая взаимосвязи почти со всеми показателями по тесту АСВ (стилями воспитания, нарушениями интеграции семьи и системы

взаимных семейных влияний). В то время как для мам дошкольников 6 - 7 лет доминирующим в этом плане оказывается педагогический аспект отношений. Причинами изменения картины могут быть как развитие родительских и педагогических качеств у самого родителя по мере роста опыта взаимодействия с детьми, так и другое отношение к взрослеющему ребенку. Более зрелый родитель меняет своё отношение к ребенку, смещая акцент с излишней эмоциональной концентрации на ребенке на педагогическую составляющую в воспитании дошкольника.

3) Общим моментом в обеих исследуемых группах родителей (мам) является взаимосвязь характеристики «Преобладание в ребёнке женских качеств» с различными аспектами отношений внутри семьи. При этом отсутствует взаимосвязь этого показателя (ПЖК) с оптимальным эмоциональным контактом родителя и ребенка.

Заключение. На значимой репрезентативной выборке родителей (мам) с дошкольниками разных возрастных групп проведен корреляционный анализ результатов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

исследования стиля семейного воспитания (тест АСВ) и родительских установок (тест PARI). Взаимосвязь родительских установок и семейных взаимоотношений у родителей дошкольников разных возрастных групп значительно меняется, что может отражать изменения в стилях родительского воспитания (по разным причинам) по мере взросления детей в семье. Индикатором нарушения детско-родительского контакта являются нарушения семейных взаимоотношений в целом. На основе анализа данных исследования авторами была предложена программа дальнейшего психолого-педагогического

сопровождения, включающая в себя личные беседы и консультации с родителями. На базе МБДОУ № 164 г. Чебоксары реализован лекторий на тему преодоления конфликтов в межсупружеских и детско-родительских отношениях.

Литература:

1. Антонов А.И. Социология семьи / А.И. Антонов, В.М. Медков. - Москва: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления ("Братья Карич"), 1996. - 304 с.

2. Ануолувапо И.Р. Интеллектуальные и личностные особенности ребенка при различных стилях взаимоотношений «родитель-ребенок» в полных и неполных семьях (на примере детей России и Нигерии): дис. ... канд. наук: 19.00.13 / Илесанми Рут Ануолувапо; Казанский (Приволжский) федеральный

университет, 2019. - 150 с.

3. Вагапова А.Р. Особенности родительской позиции в семьях разного типа / А.Р. Вагапова, А.Ю. Маркелова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. - 2018. - Т. 7. - № 2. - С. 170-175.

4. Варга А.Я. Введение в системную семейную психотерапию / А.Я. Варга. - 2-е изд., стереотип. -Москва: Когито-Центр, 2012. - 182 с.

5. Ду Ю. Проблема внутреннего расслоения

детско-родительских отношений в семьях с детьми дошкольного возраста в Китае / Ю. Ду // International Journal of Medicine and Psychology. - 2022. - Т. 5. - № 6. -С. 7-10.

6. Киселева Т.Г. Психологические особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с интеллектуальными нарушениями [Электронный ресурс] / Т.Г. Киселева, Ю.В. Рогунова // Мир науки. Педагогика и психология. - 2022. - Т. 10. - № 2. - Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/19PSMN222.pdf

7. Конева И.А. К проблеме детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра / И.А. Конева, К.Ю. Баранцева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 69(3). - С. 125-128.

8. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И.М. Марковская. - Санкт-Петербург: Изд-во «Питер», 2009. - 150 с.

9. Николаева Л.А. Детско-родительские отношения как фактор развития ребенка / Л.А. Николаева // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. - 2013. - Т. 2. - № 2. - С. 187-193.

10. Родители и дети: психология взаимоотношений; под ред. Е.А. Савиной, Е.О. Смирновой. - Москва: Когнито-Центр, 2003. - 230 с.

11. Славутская Е.В. Интеллектуальный анализ данных психодиагностики: традиционные методы и современные подходы: монография / Е.В. Славутская, Л.А. Славутский. - Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2022. - 218 с.

12. Славутская Е.В. Нейросеть, как инструмент анализа интеллектуальной и эмоциональной сферы дошкольников / Е.В. Славутская, Н.С. Вострецова //

1. Antonov A.I. Sociology of the family / A.I. Antonov, V.M. Medkov. - Moscow: Publishing House of Moscow State University: Publishing House of the International University of Business and Management ("Brothers Karich"), 1996. - 304 p.

2. Anuoluvapo I.R. Intellectual and personal characteristics of a child with different styles of parent-child relationships in complete and single-parent families (on the example of children in Russia and Nigeria): dis. ... cand. Sciences: 19.00.13 / Ilesanmi Ruth Anuoluvapo; Kazan (Volga-Region) Federal University, 2019. - 150 p.

3. Vagapova A.R. Features of the parental position in families of different types / A.R. Vagapova, A.Yu. Markelova // Proceedings of the Saratov University. New episode. Acmeology of education. Psychology of development. - 2018. - V. 7. - № 2. - S. 170-175.

4. Varga A.Ya. Introduction to systemic family psychotherapy / A.Ya. Varga. - 2nd ed., stereotype. -Moscow: Kogito-Center, 2012. - 182 p.

5. Du Yu. The problem of internal stratification of parent-child relationships in families with preschool children in China / Yu. Du // International Journal of

Казанский педагогический журнал. - 2019. - № 4(135). -С. 61-66.

13. Славутская Е.В. Факторный анализ гендерных особенностей эмоциональной сферы и самооценки дошкольников / Е.В. Славутская, Н.С. Вострецова // Казанский педагогический журнал. -2019. - № 2. - С. 69-73.

14. Смирнова Е.О. Динамика родительского отношения в онтогенезе ребенка / Е.О. Смирнова, М.В. Соколова // Психолог в детском саду. - 2003. - № 4. - С. 102-108.

15. Шульга Т.И. Психологическое сопровождение семьи: учебное пособие / Т.И. Шульга.

- Москва: НОУ ВПО МЭИ, 2014. - 154 с.

16. Эйдемиллер Э.Г. Детская психиатрия: учебник для ВУЗов / Э.Г. Эйдемиллер. - Санкт-Петербург: Питер, 2004. - 1120 с.

17. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. - Санкт-Петербург: Питер, 2008. - 672 с.

18. Eisenberg N. The Socialization of Emotion: Reply to Commentaries / N. Eisenberg, T.L. Spinrad, A.J. Cumberland // Psychological Inquiry. - 1998. - Vol. 9. - № 4. - P. 317-333.

19. Gordon T. Parent effectiveness training: a preventive program and its effects on families / T. Gordon // Handbook on parent education. - Academic Press, 1980. -P. 101-121.

20. Grusec J.E. Socialization in the Family: The roles of parents / J.E. Grusec, P.D. Hastings // Handbook of Socialization: Theory and Research. - Guilford Publications, 2014. - P. 284-308.

21. Mensah M.K. Influence of Parenting Styles on the Social Development of Children / M.K. Mensah, A. Kuranchie // Academic Journal of Interdisciplinary Studies.

- 2013. - Vol. 2. - № 3. - P. 123-129.

ces:

Medicine and Psychology. - 2022. - V. 5. - № 6. - S. 7-10.

6. Kiseleva T.G. Psychological features of child-parent relationships in families raising children with intellectual disabilities [Electronic resource] / T.G. Kiseleva, Yu.V. Rogunova // World of Science. Pedagogy and psychology. -2022. - V. 10. - № 2. - Access mode: https://mir-nauki.com/PDF/19PSMN222.pdf

7. Koneva I.A. To the problem of parent-child relations in families raising children with autism spectrum disorders / I.A. Koneva, K.Yu. Barantseva // Problems of modern pedagogical education. - 2020. - No. 69(3). - S. 125-128.

8. Markovskaya I.M. Training of interaction between parents and children / I.M. Markovskaya. - St. Petersburg: Publishing House "Peter", 2009. - 150 p.

9. Nikolaeva L.A. Child-parent relations as a factor in the development of the child / L.A. Nikolaeva // Proceedings of the Saratov University. New episode. Acmeology of education. Psychology of development. -2013. - V. 2. - № 2. - S. 187-193.

10. Parents and children: psychology of relationships; ed. E.A. Savina, E.O. Smirnova. - Moscow: Cognito-Center, 2003. - 230 p.

11. Slavutskaya E.V. Intellectual analysis of psychodiagnostic data: traditional methods and modern approaches: monograph / E.V. Slavutskaya, L.A. Slavutsky. - Cheboksary: Chuvash State Pedagogical University named after I. Ya. Yakovlev, 2022. - 218 p.

12. Slavutskaya E.V. Neural network as a tool for analyzing the intellectual and emotional sphere of preschoolers / E.V. Slavutskaya, N.S. Vostretsova // Kazan Pedagogical Journal. - 2019. - № 4 (135). - S. 61-66.

13. Slavutskaya E.V. Factor analysis of gender characteristics of the emotional sphere and self-esteem of preschoolers / E.V. Slavutskaya, N.S. Vostretsova // Kazan Pedagogical Journal. - 2019. - № 2. - S. 69-73.

14. Smirnova E.O. Dynamics of parental attitude in the child's ontogeny / E.O. Smirnova, M.V. Sokolova // Psychologist in kindergarten. - 2003. - № 4. - S. 102-108.

15. Shulga T.I. Psychological support of the family: study guide / T.I. Shulga. - Moscow: NOU VPO MPEI, 2014. - 154 p.

16. Eidemiller E.G. Child psychiatry: a textbook for universities / E.G. Eidemiller. - St. Petersburg: Peter, 2004.

- 1120 p.

17. Eidemiller E.G. Psychology and psychotherapy of the family / E.G. Eidemiller, V.V. Justickis. - St. Petersburg: Peter, 2008. - 672 p.

18. Eisenberg N. The Socialization of Emotion: Reply to Commentaries / N. Eisenberg, T.L. Spinrad, A.J. Cumberland // Psychological Inquiry. - 1998. - Vol. 9. - № 4. - P. 317-333.

19. Gordon T. Parent effectiveness training: a preventive program and its effects on families / T. Gordon // Handbook on parent education. - Academic Press, 1980. -P. 101-121.

20. Grusec J.E. Socialization in the Family: The roles of parents / J.E. Grusec, P.D. Hastings // Handbook of Socialization: Theory and Research. - Guilford Publications, 2014. - P. 284-308.

21 Mensah M.K. Influence of Parenting Styles on the Social Development of Children / M.K. Mensah, A. Kuranchie // Academic Journal of Interdisciplinary Studies. - 2013. - Vol. 2. - № 3. - P. 123-129.

5.3.4. Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред

Сведения об авторах:

Славутская Елена Владимировна (г. Чебоксары, Россия), доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии и социальной педагогики ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», e-mail: slavutskayaev@gmail.com

Павлова Анна Владимировна (г. Чебоксары, Россия), аспирант ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», e-mail: anyav3571@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.