Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ С ДОШКОЛЬНИКАМИ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ С ДОШКОЛЬНИКАМИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
332
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / МЕТОДИКА PARI / ПОЛНЫЕ И НЕПОЛНЫЕ СЕМЬИ / ДОШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Павлова Анна Владимировна, Славутская Елена Владимировна

В настоящее время круг исследований, связанных со спецификой детско-родительских отношений постоянно расширяется и углубляется, что, безусловно, связано с возрастающим пониманием в обществе важнейшего значения семьи как социального института. Поэтому изучение взаимосвязи удовлетворенности браком и детско-родительских отношений в семьях со старшими дошкольниками остается актуальной темой для психолого-педагогических исследований. В статье приведены результаты изучения отношения матерей дошкольников к разным сторонам семейной жизни по методике PARI (Е.С. Шефер и Р.К. Белл). Обследованы полные и неполные семьи. Авторами выявлены особенности и различия в структуре детско-родительских отношений в полных и неполных семьях. Также, наблюдаются различия в структуре детско-родительских отношений в семьях с дошкольниками 3-5 лет и в семьях с дошкольниками 6-7 лет. Полученные данные позволяют разработать систему тренингов и программ по работе с родителями, имеющими недостаточно оптимальный детско-родительский контакт и отследить изменения детско-родительских отношений после оказания психолого-педагогического воздействия (тренинги, семинары, мастер-классы, личные консультации).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF CHILD-PARENT RELATIONS IN FULL AND INCOMPLETE FAMILIES WITH PRESCHOOLERS

Currently, the range of research related to the specifics of child-parent relations is constantly expanding and deepening, which, of course, is associated with an increasing understanding in society of the most important importance of the family as a social institution. Therefore, the study of the relationship between satisfaction with marriage and child-parent relations in families with older preschoolers remains an urgent topic for psychological and pedagogical research. The article presents the results of studying mothers of preschoolers to different aspects of family life using the PARI method (E.S. Schaefer and R.K. Bell). Full and incomplete families were examined. The authors identified the features and differences in the structure of child-parent relations in full and incomplete families. Also, there are differences in the structure of child-parent relations in families with preschoolers 3-5 years old and in families with preschoolers 6-7 years old. The data obtained make it possible to develop a system of trainings and programs for working with parents who have insufficiently optimal child-parent contact and to track changes in child-parent relations after psychological and pedagogical influence (trainings, seminars, master classes, personal consultations).

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ С ДОШКОЛЬНИКАМИ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

PSYCHOLOGICAL STUDI ES

DOI: 10.12731/2658-4034-2022-13-6-120-134 УДК 159.9.075

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

А.В. Павлова, Е.В. Славутская

В настоящее время круг исследований, связанных со спецификой детско-родительских отношений постоянно расширяется и углубляется, что, безусловно, связано с возрастающим пониманием в обществе важнейшего значения семьи как социального института. Поэтому изучение взаимосвязи удовлетворенности браком и детско-родительских отношений в семьях со старшими дошкольниками остается актуальной темой для психолого-педагогических исследований.

В статье приведены результаты изучения отношения матерей дошкольников к разным сторонам семейной жизни по методике PARI (Е.С. Шефер и Р.К. Белл). Обследованы полные и неполные семьи. Авторами выявлены особенности и различия в структуре детско-родительских отношений в полных и неполных семьях. Также, наблюдаются различия в структуре детско-родительских отношений в семьях с дошкольниками 3-5 лет и в семьях с дошкольниками 6-7 лет. Полученные данные позволяют разработать систему тренингов и программ по работе с родителями, имеющими недостаточно оптимальный детско-родительский контакт и отследить изменения детско-родительских отношений после оказания психолого-педагогического воздействия (тренинги, семинары, мастер-классы, личные консультации).

Ключевые слова: детско-родительские отношения; факторный анализ; методика PARI; полные и неполные семьи; дошкольники

COMPARATIVE ANALYSIS OF CHILD-PARENT RELATIONS IN FULL AND INCOMPLETE FAMILIES WITH PRESCHOOLERS

A.V. Pavlova, E.V. Slavutskaya

Currently, the range of research related to the specifics of child-parent relations is constantly expanding and deepening, which, of course, is associated with an increasing understanding in society of the most important importance of the family as a social institution. Therefore, the study of the relationship between satisfaction with marriage and child-parent relations in families with older preschoolers remains an urgent topic for psychological and pedagogical research.

The article presents the results of studying mothers ofpreschoolers to different aspects of family life using the PARI method (E.S. Schaefer and R.K. Bell). Full and incomplete families were examined. The authors identified the features and differences in the structure of child-parent relations in full and incomplete families. Also, there are differences in the structure of child-parent relations in families with preschoolers 3-5 years old and in families with preschoolers 6-7 years old. The data obtained make it possible to develop a system of trainings and programs for working with parents who have insufficiently optimal child-parent contact and to track changes in child-parent relations after psychological and pedagogical influence (trainings, seminars, master classes, personal consultations).

Keywords: child-parent relations; factor analysis; PARI methodology; full and incomplete families; preschoolers

Введение

Будучи социальным институтом, семья оказывает важную роль в обеспечении функционирования общества и выполняет ряд функций: репродуктивную, воспитательную, экономическую, бытовую и

рекреационную. Бесспорно, воспитательная функция наряду с репродуктивной является важнейшей для семьи. Жизнеустройство и жизнедеятельность семьи, качество и степень удовлетворения потребностей ее членов являются основой для развития и воспитания личности. Известно, что именно в семье определяется статус ребенка, расположение к родным [14, с. 112], закладывается фундамент мировосприятия и мировоззрения, разнообразных форм поведения, общения и деятельности, накапливается эффективный опыт, выстраивается система моральных и нравственно-этических идеалов, норм, ценностей, убеждений, установок, вкусов и социального поведения. Важным для родителя является сопричастность, включенность в семью, умение взаимодействовать между собой, что формируют у ребенка доверие к миру, образ «Я», самоотношение, личные стандарты [15, с. 138].

Семья - это микросреда, которая оказывает решающее влияние на развитие ребенка. Ее особенности являются предметом междисциплинарных исследований и изучаются в различных отраслях психологической науки: социальной, клинической, педагогической, коррекционной, возрастной и т.д.

Занимая ключевое положение среди социальных институтов по своей экзистенциональной сути, семья является «эволюционным изобретением человечества, которое может гармонично совмещать собственное существование с продолжением человеческого рода, таким образом, может обеспечить статусно-ролевым институтам другие социальные институты, способствуя их выживанию и существованию общества в целом» [2, с. 91]. Благодаря воспитательной функции, семья может обеспечить подготовку молодого поколения к будущей самостоятельной жизни в условиях конкретного социума. Для регуляции ответственности [19, с. 332] и обязанностей между супругами, родителями и детьми семья определяет сферу первичного контроля, то есть задачей семьи выступает моральная регламентация членов семьи в разных сферах жизнедеятельности [9, с. 47]. В связи с этим социально-статусная функция семьи связана с предоставлением своим членам семьи определенной соци-

альной защиты, воссоздания социальной структуры [20]. Не стоит забывать, что семья является ячейкой духовного общения, которая направляет личностное развитие своих членов на взаимное эмоциональное обогащение, обеспечивая психологическую защиту, поддержку своих членов.

В такой социальной общности как семья, отношения выстраиваются в вертикальном направлении по возрастной лестнице: снизу вверх (диада «ребенок-родители») и сверху вниз (диада «родители-ребенок») [13, с. 13]. Детско-родительские отношения представляют собой непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и отношением родителей. Семейные отношения как вид межличностных отношений, отличаются высокой значимостью как для ребенка, так и для родителя [6, с. 234].

Влияние типа родительского отношения, а также семейных ролей на характер развития личности ребенка раскрывается в исследованиях А.Р. Вагаповой [3], А.Я. Варги [4] и Т.В. Вензы [5]. В определении А.Я. Варги [4]: «детско-родительские отношения - это система разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, которые практикуются в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков» [4, 16]. В работе О.Б. Мартынюк и К.Д. Сикачевой [10] на основе анализа различных исследований подробно рассмотрена классификация стилей семейного воспитания и его влияние на ребенка, приведена расшифровка гармоничного и негармоничного типа воспитания. В работе [1] также рассмотрены стили детско-родительских отношений у детей раннего возраста, где показано, что качество этих отношений является основным фактором в развитии личности ребенка, и именно от взаимодействия родителей и ребенка будет зависеть характер его развития. В современном мире социально-экономические и политические условия жизни общества также накладывают отпечаток на детско-родительские отношения. В работе [7], в частности, показано, что неблагоприятный стиль воспитания оказывает влияние на эмоциональное благополучие современного ребенка, на возникновение повышенной тревожности у старших дошкольников.

В работе [17] приведены экспериментальные данные, показывающие влияние детско-родительских отношений на социально-психологическую адаптацию дошкольников в детском саду, где показано, что на адаптацию ребенка оказывает влияние тип родительского отношения и степень его оптимальности.

В связи с этим, особенно актуальным является изучение детско-родительских отношений в полных и неполных семьях с дошкольниками различных возрастных групп. Несмотря на огромное количество психолого-педагогической литературы по вопросу дет-ско-родительских отношений, данная тема недостаточно теоретически изучена и экспериментально разработана в области изучения детей дошкольников с учетом особенностей различных возрастных групп. Решение этой проблемы явилось целью работы: исследованы детско-родительские отношения в полных и неполных семьях с дошкольниками различных возрастных групп.

Гипотеза исследования состоит в том, что существует взаимосвязь между детско-родительскими отношениями, типом семьи дошкольников (полная или неполная) в различных возрастных группах.

Материалы и методы исследования

Для оценки семейной жизни глазами матери дошкольника была использована методика PARI - (parental attitude research instrument), авторы Е.С. Шефер и Р.К. Белл., в адаптации Т.В. Нещерет. Сама методика предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли) и включает 115 утверждений, которые объединены в 23 шкалы (по пять утверждений в каждой). Из них 8 шкал касаются отношения к семейной роли, а 15 - детско-родительских отношений. Более того, часть отдельных шкал может быть сгруппирована в кластеры, описывающие отдельные аспекты отношений внутри семьи, что также является ключом к пониманию особенностей неудавшихся отношений между родителями и ребенком, зоны напряжений в этих отношениях [18, с. 286]

Было обследовано 251 родителей (матерей) детей в возрасте 3-5 лет из полных семей и 47 родителей - из неполных семей; 93 родителя (матери) детей в возрасте 6-7 лет из полных семей и 23 родителя из неполных семей. Исследования проводились на базе муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений № 164 и №174 г. Чебоксары.

PARI является многомерным опросником, а полученные результаты имеют целочисленные шкалы с диапазоном от 5 до 20 значений по каждому признаку, что позволяет при оценки связей и группировки психодиагностических количественных использовать корреляционный и факторный анализ на основе параметрического коэффициента корреляции Пирсона [11, 12]. По критерию Кайзера [8] выделены 2-3 фактора, собственные значения которых X оказываются больше единицы. Для обработки данных использован программный пакет STATISTICA [9].

Нами были поставлены и решены следующие задачи:

- установить различия детско-родительских отношений у мам в полных и неполных семьях

- установить различия детско-родительских отношений у мам в полных семьях с детьми в возрасте 3-5 лет и 6-7 лет.

Результаты и обсуждение

По результатам опроса был посчитан средний балл по каждому из признаков. Обработка данных анкеты позволяет выделить самые острые семейные проблемы, и для этого в первую очередь анализируются самые низкие (менее 9) и самые высокие (более 17) суммарные баллы.

Средний балл признака (13) говорит о максимальной гармоничности детско-родительских отношений и их эмоционального контакта. Взгляд на несколько значимых шкал позволяет составить портрет семьи в первом приближении. На рисунке 1 приведены средние баллы полных семей детей различных возрастных групп, которые далее проанализированы с использованием факторного анализа (табл. 1 и табл. 2).

Средний балл по основным признакам PARI у мам-участников опроса из полных семсй

7

Рис. 1. Средний балл признаков по опроснику PARI у родителей детей из полных семей: серый цвет - возрастная группа 3-5 лет, черный цвет -возрастная группа 6-7 лет

Факторный анализ результатов психодиагностики опросника PARI у мам с детьми в возрасте 3 и 5 лет в полных и неполных семьях детей показал изменения в факторных нагрузках и содержании значимых факторов. В таблицах 1 и 2 представлены факторные нагрузки для мам с детьми в возрасте 3 и 5 лет в полных и неполных семьях.

Таблица 1.

Результаты факторного анализа в полных семьях с дошкольниками в возрасте 3-5 лет

Шкалы PARI Факторные нагрузки

Фактор 1 Фактор 2

Отношение к семейной роли 0,950796 0,077258

Оптимальный эмоциональный контакт 0,068035 0,920518

Излишняя эмоциональная дистанция 0,683932 -0,453111

Излишняя концентрация на ребёнке 0,718436 0,273546

Хозяйственно бытовой аспект отношений 0,852591 -0,052767

Межсупружеский аспект отношений 0,637835 -0,173288

Педагогический аспект отношений 0,803272 0,078640

Expl. Val (E) 3,671546 1,172457

Prp.Total (S) 0,524507 0,167494

Таблица 2.

Результаты факторного анализа в неполных семьях с дошкольниками в возрасте 3-5 лет

Шкалы PARI Факторные нагрузки

Фактор 1 Фактор 2

Отношение к семейной роли 0,918791 0,276010

Оптимальный эмоциональный контакт 0,149956 -0,839378

Излишняя эмоциональная дистанция 0,357584 0,762031

Излишняя концентрация на ребёнке 0,860535 -0,131812

Хозяйственно бытовой аспект отношений 0,764038 0,310680

Межсупружеский аспект отношений 0,559942 0,511304

Педагогический аспект отношений 0,844569 0,049772

Expl. Val (E) 3,345637 1,739233

Prp.Total (S) 0,477948 0,248462

Примечание к таблицам 1,2: Expl. Val, Prp.Total - собственные значения факторов и их процентный вклад факторов в общую дисперсию.

Сравнительный анализ данных, представленных в таблицах 1 и 2, показал:

1. В полных и неполных семьях c детьми в возрасте 3-5 лет выделяются два значимых фактора, в которых по семи признакам наблюдается хорошая корреляционная взаимосвязь при их суммарном вкладе около 70%.

2. В факторах Ф1 и Ф2 наблюдается принципиально разная группировка признаков: в первом факторе у неполных семей исчезает признак, отвечающий за излишнюю эмоциональную дистанцию (другие взаимосвязанные характеристики - отношение к семейной роли, излишняя концентрация на ребенке, хозяйственно-бытовой аспект отношений и педагогический аспект детско-родительских отношений остаются теми же). Во втором факторе, наоборот, появляется влияние признака излишней эмоциональной дистанции.

3. Более того, фактор Ф2 по признаку оптимальный эмоциональный контакт имеет обратную связь (противоположные полюса) с излишней эмоциональной дистанцией в неполных семьях, что свидетельствует о качественном изменении в детско-родительских отношениях. Противоположный полюс фактора Ф2 по признакам оптимальный эмоциональный контакт и излишняя эмоциональная

дистанция в неполных семьях можно интерпретировать следующим образом: а) резко меняется оптимальный эмоциональный контакт внутри семьи; б) при этом претерпевает изменения эмоциональная дистанция в детско-родительских отношениях.

Это отмечается проявлением следующих признаков: усиливается зависимость от семьи - мамы детей в неполных семьях вынуждены по различным соображениям оказывать заботу исключительно о членах семьи и ограничивать свои личные интересы; наблюдается более выраженное ощущение самопожертвования в роли матери; возрастает вероятность семейных конфликтов и его перенос на детско-родитель-ские отношения; растет количество неудовлетворенности в роли хозяйки дома (нагрузка неравномерно распределена между родителями); вырастает доминирование матери, что свидетельствует о плохой инте-грированности семьи; ещё одним отклонением является фактор зависимости и несамостоятельности матери; повышается раздражительность в детско-родительских отношениях; усиливается строгость к ребёнку.

Факторный анализ результатов психодиагностики опросника PARI у мам с детьми в возрасте 6 и 7 лет в полных и неполных семьях детей также показал изменения в факторных нагрузках и содержании значимых факторов. В таблицах 3 и 4 представлены факторные нагрузки для мам с детьми в возрасте 3 и 5 лет в полных и неполных семьях.

Таблица 3.

Результаты факторного анализа в полных семьях с дошкольниками в возрасте 6-7 лет

Шкалы PARI Факторные нагрузки

Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3

Отношение к семейной роли 0,88305 0,05229 0,40133

Оптимальный эмоциональный контакт 0,20138 0,91636 0,05935

Излишняя эмоциональная дистанция 0,59698 -0,50558 0,34938

Излишняя концентрация на ребёнке 0,81509 0,32802 0,12781

Хозяйственно бытовой аспект отношений 0,88157 -0,00271 0,08820

Межсупружеский аспект отношений 0,23883 0,01739 0,96233

Педагогический аспект отношений 0,84168 0,07112 0,23452

Expl. Val (E) 3,38377 1,21104 1,29186

Prp.Total (S) 0,48339 0,17300 0,18455

Таблица 4.

Результаты факторного анализа в неполных семьях с дошкольниками в возрасте 6-7 лет

Шкалы PARI Факторные нагрузки

Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3

Отношение к семейной роли 0,87803 -0,15903 0,42395

Оптимальный эмоциональный контакт 0,07278 0,97068 0,02418

Излишняя эмоциональная дистанция 0,57987 -0,63936 0,34676

Излишняя концентрация на ребёнке 0,85190 0,21991 0,33655

Хозяйственно бытовой аспект отношений 0,87806 -0,35691 0,20463

Межсупружеский аспект отношений 0,35241 -0,06057 0,92803

Педагогический аспект отношений 0,92383 0,01971 0,18453

Expl. Val (E) 3,58690 1,55612 1,35101

Prp.Total (S) 0,51241 0,22230 0,19300

Примечание к таблицам 3,4: Expl. Val, Prp.Total - собственные значения факторов и их процентный вклад факторов в общую дисперсию.

Сравнительный анализ данных представленных в таблицах 3 и 4, показал, что:

1. В полных и неполных семьях детей возраста 6-7 лет выделяются уже три значимых фактора, которые из семи признаков дают вклад в общую дисперсию не менее 80%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Фактор Ф1 (собственное значение 3,58) у родителей с детьми 6-7 лет, как для семей с детьми 3-5, содержит признаки отношение к семейной роли, излишняя концентрация на ребёнке, хозяйственно бытовой аспект отношений и педагогический аспект отношений. Фактор Ф2 (собственное значение 1,55) также соответствует возрастной группе 3-5 для полных семей.

3. В отличие от семей с дошкольниками в возрасте 3-5 лет в семьях возрастной группы 6-7 лет появляется третий фактор Ф3. Он характеризуется возрастающей ролью межсупружеского аспекта отношений. И действительно, в неполной семье (по исследованию неполных семей можно отметить, что в них отсутствует именно папа), для мам детей в возрасте 6-7 лет это вызывает целый ряд проблем в детско-родительских отношениях. В возрасте 6-7 лет ребёнок все больше задаётся вопросами «а где же мой папа?» и более чутко реагирует на вопросы разделения его досуга между родителями (с кем

же останется ребенок, например, на выходных). В то же время, и в полных семьях аспект межсупружеских отношений выявлен в Ф-3 с высокой нагрузкой, что демонстрирует значимость для мам этого показателя уже семейных отношений, в целом.

Заключение

Полученные результаты позволили выявить некоторые взаимосвязи, характеризующие детско-родительские отношения в полных и неполных семьях с дошкольниками различных возрастных групп. В рамках исследования, в его динамике, авторами выявлены особенности и различия в структуре детско-родительских отношений в полных и неполных семьях с дошкольниками в возрасте 3-5 лет. Более того, отмечен тот факт, что результаты психодиагностики мам дошкольников 6-7 лет из полных и неполных семей отличаются от результатов мам дошкольников в возрасте 3-5 лет из полных и неполных семей. Это говорит об изменениях в структуре детско-родительских отношений и о том, что происходит сепарация в отношениях мама-ребенок.

В целом, факторный анализ данных показал, что содержание значимых факторов в семьях с дошкольниками 3-5 лет в полных и неполных семьях значительно отличается (табл. 1 и табл. 2), а в полных и неполных семьях с дошкольниками 6-7 лет - не имеет значительных различий (табл. 3 и табл. 4). Это позволяет сделать следующий вывод: для мам детей 3-5 лет фактор «полная семья» имеет большее значение, чем для мам дошкольников 6-7 лет. Возможно, когда ребенок становится старше, восприятие семьи, семейных и детско-родительских отношений мамами из неполных семей меньше отличается от восприятия этих же аспектов мамами из полных семей. Полученные данные позволяют разработать систему тренингов и программ по работе с родителями, имеющими неоптимальный детско-родительский контакт и отследить изменения детско-родительских отношений после оказания психолого-педагогического воздействия (тренинги, семинары, мастер-классы, личные консультации)

Список литературы

1. Антоненко К.С., Игнатович С.С. Детско-родительские отношения как фактор психического развития ребенка в раннем детстве // Педагогика: история, перспективы. 2021. Т. 4. № 3. С. 92-102

2. Антонов А.И. Социология семьи / А. И. Антонов, В. М. Медков. -Москва: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления («Братья Карич»), 1996. 304 с.

3. Вагапова А.Р. Особенности родительской позиции в семьях разного типа / А.Р. Вагапова, А.Ю. Маркелова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7. № 2. С. 170-175.

4. Варга А.Я. Введение в системную семейную психотерапию. Москва: Когито-Центр, 2012. 182 с.

5. Венза Т.В. Развитие личности ребенка в контексте детско-родитель-ских отношений // Вестник ЮУрГГПУ. 2015. № 3. С. 39-48.

6. Иберла К. Факторный анализ. Москва: «Статистика», 1980. 280 с.

7. Комлик Л.Ю., Фаустова И.В., Филатова И.Ю., Паршина Е.А. Дет-ско-родительские отношения как фактор повышенной тревожности у детей поколения Z // Modern Science. 2021.№ 11-2. С. 212-218.

8. Левандовский Н. Г. О корректированном применении факторного анализа и критериях факторизации // Вопросы психологии. 1980. №5. С. 138-142.

9. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И. М. Марковская. Санкт-Петербург: Изд-во «Питер», 2009. 150 с.

10. Мартынюк О.Б., Сикачёва К.Д. Классификации стилей семейного воспитания и их характеристика // Современные научные исследования и разработки. 2018. № 3(20). С. 362-367.

11. Славутская Е. В. Психологическое сопровождение учащихся / Е. В. Славутская. Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2010. 191 с.

12. Славутская Е. В. Факторный анализ взаимосвязи индивидуально-психологических и личностных характеристик младших подростков с уровнем школьной дезадаптации / Е. В. Славутская, Л. А. Славут-ский // Экспериментальная психология. 2013. Т.6. №4. С. 40-51.

13. Славутская Е. В. Факторный анализ гендерных особенностей эмоциональной сферы и самооценки дошкольников / Е. В. Славутская,

Н. С. Вострецова // Казанский педагогический журнал. 2019. № 2. С. 69-73.

14. Смирнова Е. О. Динамика родительского отношения в онтогенезе ребенка / Е. О. Смирнова, М. В. Соколова // Психолог в детском саду. 2003. №4. С.102-108.

15. Эйдемиллер Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйде-миллер, В.В. Юстицкис. Санкт-Петербург: Питер, 2008. 672 с.

16. Шульга Т. И. Психологическое сопровождение семьи: учеб. пособие. Москва: НОУ ВПО МЭИ, 2014. 154 с.

17.Яшкова А.Н., Сыч А.С., Рашкина Е.А. Детско-родительские отношения и социально-психологическая адаптация дошкольников // Учебный эксперимент в образовании. 2021. № 2 (98). С. 7-13.

18. Gordon T. Parent effectiveness training / T. Gordon. N. Y. Peter Wyden, 1970. P. 54.

19. Eisenberg N. Spinrad T. L., Cumberland A.J. The Socialization of Emotion: Reply to Commentaries // Psychological Inquiry, 1998, vol. 9(4), pp. 317-333.

20. Grusec J. E. Socialization in the Family: The roles of parents. Handbook of Socialization in the family. Theory and Research. New York. NY. US, Guliford Press, 2007, pp. 284-308.

References

1. Antonenko K.S., Ignatovich S.S. Pedagogika: istoriya, perspektivy, 2021, vol. 4, no. 3, pp. 92-102

2. Antonov A.I., Medkov V.M. Sotsiologiyasem'i [Sociology of the family]. - Moscow: Publishing House of Moscow State University: Publishing House of the International University of Business and Management ("Brothers Karich"), 1996, 304 p.

3. Vagapova A.R., Markelova A.Yu. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvi-tiya, 2018, vol. 7, no. 2, pp. 170-175.

4. Varga A.Ya. Vvedenie v sistemnuyu semeynuyupsikhoterapiyu [Introduction to systemic family therapy]. Moscow: Kogito-Centre, 2012, 182 p.

5. Venza T.V. Vestnik YuUrGGPU, 2015, no. 3, pp. 39-48.

6. Iberia K. Faktornyy analiz [Factor analysis]. Moscow: "Statistics", 1980, 280 p.

7. Komlik L.Yu., Faustova I.V., Filatova I.Yu., Parshina E.A. Modern Science, 2021, no. 11-2, pp. 212-218.

8. Levandovskiy N.G. Voprosypsikhologii, 1980, no. 5, pp. 138-142.

9. Markovskaya I. M. Trening vzaimodeystviya roditeley s det'mi [Training of interaction between parents and children]. St. Petersburg: Piter Publishing House, 2009, 150 p.

10. Martynyuk O.B., Sikacheva K.D. Sovremennye nauchnye issledovaniya i razrabotki, 2018, no. 3(20), pp. 362-367.

11. Slavutskaya E. V. Psikhologicheskoe soprovozhdenie uchashchikhsya [Psychological support of students]. Cheboksary: ChGPU im. I. Ya. Ya-kovleva, 2010, 191 p.

12. Slavutskaya E. V., Slavutskiy L. A. Eksperimental'naya psikhologiya, 2013, vol. 6, no. 4, pp. 40-51.

13. Slavutskaya E. V., Vostretsova N. S. Kazanskiy pedagogicheskiy zhur-nal, 2019, no. 2, pp. 69-73.

14. Smirnova E. O., Sokolova M. V. Psikholog v detskom sadu, 2003, no. 4, pp. 102-108.

15. Eydemiller E.G., Yustitskis V.V. Psikhologiya i psikhoterapiya sem 'i [Psychology and psychotherapy of the family]. St. Petersburg: Piter, 2008, 672 p.

16. Shul'ga T. I. Psikhologicheskoe soprovozhdenie sem'i: ucheb. posobie [Psychological support of the family: textbook]. Moskva: NOU VPO MEI, 2014, 154 p.

17. Yashkova A.N., Sych A.S., Rashkina E.A. Uchebnyy eksperiment v obra-zovanii, 2021, no. 2 (98), pp. 7-13.

18. Gordon T. Parent effectiveness training. N. Y. Peter Wyden, 1970, p. 54.

19. Eisenberg N. Spinrad T. L., Cumberland A.J. The Socialization of Emotion: Reply to Commentaries. Psychological Inquiry, 1998, vol. 9(4), pp. 317-333.

20. Grusec J. E. Socialization in the Family: The roles of parents. Handbook of Socialization in the family. Theory and Research. New York. NY. US, Guliford Press, 2007, pp. 284-308.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ Павлова Анна Владимировна, аспирант

ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И. Я. Яковлева»

ул. Карла Маркса, 38, г. Чебоксары, Чувашская Республика,

428000, Российская Федерация

anyav3571@mail.ru

Славутская Елена Владимировна, профессор кафедры психологии и социальной педагогики, доктор психологических наук, доцент ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И. Я. Яковлева»

ул. Карла Маркса, 38, г. Чебоксары, Чувашская Республика,

428000, Российская Федерация

slavutskayaev@gmail.com

DATA ABOUT THE AUTHORS Anna V. Pavlova, graduate student

Chuvash State Pedagogical University named after I. Ya. Yakovlev 38, Karl Marx Str., Cheboksary, Chuvash Republic, 428000, Russian Federation anyav3571@mail.ru SPIN-code: 8532-1972

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8967-7805

Elena V. Slavutskaya, Doctor of Psychological Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Psychology and Social Pedagogy

Chuvash State Pedagogical University named after I. Ya. Yakovlev 38, Karl Marx Str., Cheboksary, Chuvash Republic, 428000, Russian Federation slavutskayaev@gmail.com

Поступила 25.10.2022 Received 25.10.2022

После рецензирования 01.11.2022 Revised 01.11.2022

Принята 11.11.2022 Accepted 11.11.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.