УДК 330
А.В. Юкласова*
ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА
Статья посвящена самой актуальной проблеме — типологии политических режимов. Рассмотрены как демократические, так и недемократические режимы. В данном политолого-управленческом исследовании было использовано несколько научных подходов. Главное внимание уделено статьям некоторых российских и зарубежных политиков — от Древней Греции до современных России и Европы.
Ключевые слова: политические режимы, типология, демократия, авторитаризм, тоталитаризм.
Политическая наука в современном ее виде появилась относительно недавно, хотя политика привлекала внимание ученых и философов еще с древних времен. Часто таких мыслителей, как Аристотель, Никколо Макиавелли, Джон Локк, называют родоначальниками политической науки. Но, согласно мнению некоторых авторов, политической науки как обособленной и самостоятельной дисциплины в древние времена не существовало, была лишь совокупность интересов и представлений. А сама политика являлась включенным элементом в других дисциплинах. Если рассматривать эволюцию политической науки, то впервые политические вопросы и проблемы стали рассматриваться философией. Затем политические аспекты заинтересовали и правовые науки. А в XIX веке, когда появилась социология, политика рассматривалась как социальное явление. Самостоятельной наукой она стала лишь в конце XIX — начале XX века в Соединенных Штатах Америки. Социологи, правоведы и философы создали кафедры политической науки в нескольких университетах. В Европе выделение политической науки в самостоятельную дисциплину происходило гораздо позже и под явным влиянием американского опыта. После Второй мировой войны данная дисциплина получила всемирное признание, распространение и развитие. Политическая наука дошла и до СССР. Но все же подавляющее большинство исследователей и родоначальников политологии проживало и проживает именно в Америке. Причины этого кроются в истории и специфике формирования этой страны.
Что касается истории развития политической науки в СССР, можно сказать, что политический режим нашего государства того времени использовал политику только в качестве оправдания своих действий и не более. Естественно, не проводилось никаких политических исследований, которые выявляли бы и обосновывали политические механизмы и цели управления государством в целом.
Немного рассмотрев историю, перейдем, пожалуй, к одному из самых спорных вопросов в данной сфере — политическим режимам. Одними из классиков типологии политических режимов являются М. Доган и Д. Пеласси, подобный раздел имеется в их коллективной работе, оригинальное название которой «Как сравнивать государства» [1, с. 241—248].
Одно из определений политического режима звучит так: политический режим — это совокупность явных или неявных моделей, которые определяют формы и каналы
* © Юкласова А.В., 2014
Юкласова Анастасия Валерьевна (yuklasova.anasta@mail.ru), кафедра государственного и муниципального управления, Самарский государственный университет, 443011, Российская Федерация, г. Самара ул. Акад. Павлова, 1
осуществления управленческой деятельности, характеристики субъектов управления, имеющие или не имеющие доступа к управлению, и наличие доступных стратегий борьбы за власть. Это определение было дано Гильермо О'Доннеллом и Филиппом Шмиттером. Оно помогает при построении классификации политических режимов.
Сегодня существует великое множество классификаций, но, к сожалению, общепризнанной пока нет. В первую очередь это связано с большим количеством теорий. Ведь каждая классификация строится в рамках отдельно взятой теории. Кроме того, выделение классификации — это лишь «побочный» результат исследования, основная цель которого — получение ответа на определенный, конкретный, узконаправленный вопрос. Соответственно, классификация формируется с учетом этого вопроса. И наконец еще одна причина кроется в сложности самой задачи разработки классификации, которая учитывала бы все разнообразие теорий и политических воззрений и в то же время удовлетворяла бы всех ученых и исследователей.
Существует два негласных требования к классификации:
1) теоретическая последовательность;
2) эмпирическая адекватность.
Классификация, отвечающая первому принципу, была создана еще в Древней Греции Аристотелем. Критерии выделения были вполне ясны и понятны. Результатом стало шесть форм правления (табл. 1).
Таблица 1
Шесть форм правления
Форма государства Форма правления
Одного Немногих Большинства
Правильная Монархия Аристократия Полития
Неправильная Тирания Олигархия Демократия
Подход Аристотеля имеет ряд преимуществ. До настоящего момента предложенная классификация оказывает влияние на эволюцию политической мысли. Однако она не отвечает второму требованию — эмпирической адекватности. Сегодня достоверно известно, что даже самый закоренелый тиран не правит в одиночку. История знает случаи, когда власть тирана являлась иллюзорной. Подводя итог, отметим, что данный подход является больше нормативным, нежели направленным на реальные режимы.
Вопрос создания оптимальной классификации до сих пор является открытым, так как нет классификации, в которой сочетались бы требования теоретической последовательности и эмпирической адекватности.
Рассмотрим современную классификацию, где основаниями выделения выступают изменение политической системы и многообразие политических форм. Теоретическими основаниями являются следующие:
— специфика борьбы за лидерство элитарными группами (открытые и закрытые способы);
— особенность элитарных групп (монолитная или дифференцированная элита);
— уровень участия граждан в управлении (включающий или исключающий) (табл. 2).
Данная классификация соответствует требованию теоретической последовательности. А эмпирическую адекватность можно выявить, рассматривая и описывая каждую из представленных «семей». Этой классификации присущи некоторые особенности, в частности, некоторые «семьи» могут носить промежуточный характер между реально существующими политическими режимами и включать в себя особенности сразу нескольких «семей».
Таблица 2
Современная классификация форм правления
Режим Закрытый с монолитной элитой Закрытый с дифференцированной элитой Открытый
Исключающий Традиционный Авторитарно -бюрократический Соревновательная олигархия
Включающий Эгалитарно -авторитарный Авторитарно -инэгалитарный Либеральная демократия
В данной работе будут рассмотрены авторитарный, демократический и тоталитарный режимы.
Понятие «демократия» имеет греческие корни и означает народовластие.
Под демократическим режимом понимается такой способ функционирования политической системы общества, который основан на признании народа единственным источником власти, на праве участия народа в решении государственных и общественных вопросов, а также наделяет граждан большим количеством прав и свобод.
Демократический режим характеризуется следующими чертами:
— выбор представительных органов государственной власти и местного самоуправления, основанный на всеобщих, равных, прямых выборах и тайном голосовании;
— наличие исключительного права издания законов у парламента;
— разделение законодательной, исполнительной и судебной власти, существо -вание механизма сдержек и противовесов между ними;
— многопартийность; партийная система включает как партии, разделяющие политику государства, так и оппозиционные партии, отрицающие ее, но в соответствии с Конституцией;
— политическое решение большинства не задевает интересы и права меньшинства;
— отсутствие у политических партий публично-властных отношений.
Существует несколько форм демократии. Начнем их рассмотрение с классической
демократии. Данная форма возникла в V в. до н.э. в Древней Греции. Она существовала в традиционном обществе и вполне могла относиться к традиционной «семье». Необходимо отметить, что классическая демократия являлась включающей, то есть правами и свободами были наделены все граждане, за исключением выходцев из других полисов, а также женщин. Главная особенность в том, что иметь права и свободы могли только свободные люди. В соответствии с историческими источниками можно сказать, что таковых было не так уж и много. Соотношение рабов и свободных граждан было 3:2. Поэтому сложно переоценить связь между рабством и демократией того времени. Следующей специфической чертой демократии является ее реализация и применение исключительно на небольшой территории, например на такой, какая занята современными российскими районными центрами. Не существует ни одного исторического факта, который доказывал бы наличие демократии на территории крупной державы. С другой стороны, малое количество граждан увеличивало возможность того, что голос человека будет услышан, так как была создана возможность широкого и непосредственного участия граждан.
Например, в Афинах любой важный вопрос выносился на народное собрание и решался путем голосования (см. рис.).
Рис. Классическая демократия
Разрушение классической демократии было неизбежно, так как эпоха эллинизма была ознаменована развитием крупных империй и маленькие полисы были не в состоянии с ними конкурировать.
Следующей формой демократии стал конституциализм в XVII веке. Он предполагал постоянную деятельность власти и разграничение полномочий между органами власти. Данная форма была идеально реализована в США, так как устройство страны позволяло это сделать. 1900 год стал апогеем развития конституциализма. Ряд стран смог добиться того, что органы власти были ответственны только перед гражданами.
Либеральная демократия — современная форма. Исторически так сложилось, что было три волны демократизации, и с каждым разом демократия развивалась и распространялась на новые территории.
Необходимо также отметить, что демократия, которая была установлена в 1970-е годы, называется «новая демократия». О типологии современной демократии рассуждает в своей статье А.Б. Зубов [2].
Под авторитарным режимом понимается такое политическое устройство государства, при котором политическая власть принадлежит отдельному лицу или группе лиц при минимальном участии граждан в управлении государством.
Данный режим характеризуется следующими чертами:
— концентрация власти в руках одного лица или группы;
— права и свободы граждан в основном ограничиваются в политической сфере. Законы преимущественно на стороне государства, а не отдельного гражданина;
— в обществе, где царит официальная идеология, терпимо относятся к другим идеологическим течениям;
— политическая власть в руках правящей политической партии, оппозиция запрещена или ограничена. Профсоюзы контролируются властями;
— государственный контроль не распространяется на неполитическую сферу — экономику, культуру, религию, конфиденциальность;
— средства массовой информации подвергаются цензуре, если имеют определенные недостатки обзора государственной политики;
Традиционный режим был присущ всем государствам мира в определенные периоды их истории. Особенности традиционных режимов заключаются в следующем:
— закрытый характер власти (передается по наследству либо завоевывается силой);
— наличие феномена «власти-собственности»;
— легитимность власти подкрепляется религиозной санкцией.
К характерным чертам соревновательной олигархии можно отнести следующие:
— основой является пассивная социальная база;
— власть принадлежит конкурирующим экономическим элитам.
Основателями такого политического режима, как коммунизм, стали Карл Маркс
и Фридрих Энгельс. Он был официальной идеологией нашей страны с 1917 года.
Популистский режим характеризуется следующими особенностями:
— наличие у народа иллюзорной власти;
— власть принадлежит правящей партии;
— иллюзорное наличие гражданских прав;
— культ личности главы государства.
Типология правителей недемократических режимов представлена в статье С. А. Мартышкина о правителях-узурпаторах [3].
Тоталитарный режим — крайнее проявление авторитарного режима, в котором государство стремится абсолютно (полно) контролировать различные аспекты жизни каждого человека и общества в целом, достигая своей цели посредством принуждения населения. Таковы основные существенные черты тоталитарного политического режима. Конечно, в зависимости от его типа вышеуказанный набор характеристик тоталитаризма может быть легко изменен.
Существуют следующие типы тоталитарного режима:
— социалистический и коммунистический тип;
— фашистский, или национал-социалистский, тип;
— идея религиозного фундамента, или фанатизм.
Такова вкратце типология политических режимов.
Библиографический список
1. Доган М., Пеласси Д. Сравнительная политическая социология. М.: Социально-политический журнал, 1994. 272 с.
2. Зубов А.Б. «Вестминстерская модель» и общественное бытие Востока // Ретроспективная и сравнительная политология. Публикации и исследования. 1991. Вып. 1. С. 50—75.
3. Мартышкин С.А. Правители-узурпаторы в традиционных государствах (Китай и Япония) // Основы экономики, управления и права. 2014. № 1 (13). С. 7—9.
References
1. Dogan M. , Pelassi D. Comparative political sociology. M ., Socio-political magazine, 1994. 272 p. [in Russian].
2. Zubov A.B. "Westminster model" of social being and East. Retrospective and comparative politics. Publications and research. 1991. Vol. 1. P. 50—75. [in Russian].
3. Monkey SA Rulers usurpers in traditional countries (China and Japan). Fundamentals of Economics, Management and Law, 2014, no. 1 (13), p. 7—9. [in Russian].
A.V. Yuklasova*
TYPOLOGY OF POLITICAL REGIMES
In this article its author discussed the most actual problem of typology of political regimes. Both democracy and antidemocratic political regimes were studied. Some scientific approaches were used to such politic and state management studies. Main attention of the author was concentrated on political articles of some Russian and foreign politics from Ancient Greece period until modern Russia and Europe.
Key words: political regimes, typology, democracy, autocracy, totalitarian regime.
* Yuklasova Anastasya Valerievna (yuklasova.anasta@mail.ru), Dept. of State and Municipal Administration, Samara State University, 443011, Russian Federation , Samara, Acad. Pavlov, 1.