Юкласова А.В.
А. Токвиль и проблемы демократии в Америке // Вестник Самарского государственного университе-160 та. 2015. № 5 (127). С. 160-165
УДК 330
А.В. Юкласова* А.ТОКВИЛЬ И ПРОБЛЕМЫ ДЕМОКРАТИИ В АМЕРИКЕ
Настоящая статья посвящена проблеме демократии в Соединенных Штатах Америки в XIX столетии. Эта проблема связана с А. де Токвилем и его знаменитой монографией «Демократия в Америке», опубликованной во время президентства Эндрю Джексона в 1835 г. Основная идея этой статьи состоит в том, что американская демократия была исследована французским автором, который создал реальные модели развития политической системы США.
Ключевые слова: демократия, политическая система, политические партии, конституция, парламент, президент.
Появление Соединенных Штатов Америки как отдельного государства можно считать отдельной вехой в истории человечества. Это полноценная крупная операция, масштабный политический эксперимент — реализация идеи под названием демократия, демократии на уровне государства, а не определенного города или географической области. Данная идея была закреплена в Декларации независимости, принятой в 1789 году: «Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав людьми учреждаются правительства, черпающие свои законные полномочия из согласия управляемых. В случае если какая-либо форма правительства становится губительной для самих этих целей, народ имеет право изменить или упразднить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и формах организации власти, которые, как ему представляется, наилучшим образом обеспечат людям безопасность и счастье».
Алексис де Токвиль побывал в Америке в 1831 г. Огромное впечатление произвели на него баланс между религией и свободой личности, равенством и частной собственностью, жизнью общества и ценностью индивидуализма, а также децентрализацией и усилением власти. Он признал Соединенные Штаты Америки демократическим государством, однако в наше время это едва ли возможно, потому как в этой стране до сих пор имеет место рабство, а коренное население проживает в резервациях.
Демократическая модель Америки была создана в определенной среде, в специфических культурно-исторических условиях, поэтому практика копирования ее в других государствах не имела успеха. Основная и главная причина этого — особенное федеральное устройство Соединенных Штатов, именно на основе штатов, которые долгое время функционировали как колонии с немалой долей автономии, было создано федеральное правительство. Естественно, это сильно отразилось на Америке, второе имя которой «гибкость политической идеологии».
Большинство идеологов политической системы США рассчитывали избежать концентрации власти в руках государства. Исходя из этого, согласно Конститу-
* © Юкласова А.В., 2015
Юкласова Анастасия Валерьевна ([email protected]), кафедра государственного и муниципального управления, Самарский государственный университет, 443011, Российская Федерация, г. Самара ул. Акад. Павлова, 1
ции Соединенных Штатов Америки, в основе американской политической системы лежит принцип разделения властей, и верховный законодательный орган и высшая исполнительная должность — выборные. Если рассматривать период с 1951 года, то можно увидеть следующую политическую картину: пребывание президента и вице-президента на посту ограничено двумя четырехлетними сроками. Что касается судебной системы, то можно смело утверждать, что суд имеет право на полноценную независимую деятельность и ведет ее, однако имеют место случаи, когда идеологические приоритеты судей влияют на процесс принятия постановлений. Штаты располагают значительной долей власти, ведь они имеют свои конституции. В некоторых штатах законодательные собрания, губернаторы и верховные судьи — выборные должности. Правительства регионов и местная власть имеют значительный запас государственной власти и вполне могут противостоять правительству федерации. Особенно это касается большинства таких споров, как вопросы в сфере образования, семейного или земельного права, а также правопорядка. Выборные должности на уровне местного самоуправления — это не только мэр, депутаты и мировой судья, но и глава налоговой службы, прокурор, шериф и т. д.
Можно сделать вывод о том, что из пятиста тысяч выборных должностей в Соединенных Штатах менее восьми с половиной тысяч находятся на уровне федерации и регионов, остальные же работают на местном уровне. Не выдерживают критики сторонников так называемой прямой демократической системы референдумы, проводящиеся в некоторых штатах по вопросам прав иммигрантов или борьбе с дискриминацией, так как, по их мнению, такие референдумы способствуют появлению признаков непоследовательной политики, снижению демократических институтов и ослаблению влияния политических партий.
Одной из главных проблем, характерных для демократической ситуации в Америке является недоверие, и не только к власти, но и к самому народу. В демократии США отличительной особенностью считается присутствие так называемых институтов, которые сдерживают власть большинства и власть, от нее зависящую, и неважно, сильно она от нее зависит или слабо [3].
К ним можно отнести Верховный суд и Сенат Соединенных Штатов Америки. Немаловажную роль играют неправительственные организации и бизнес, принадлежащий частным лицам, и, естественно средства массовой информации, обладающие практически неограниченной свободой в поле своей деятельности.
Сначала политические идеологи Америки добивались ограничения избирательного права посредством имущественного ценза, так как суверенитет народа вызывал у них довольно сильные опасения. К слову, некоторые штаты решили так и поступить. Сам Бенджамин Франклин считал, что лица, не владеющие земельными участками и частной собственностью, которые составляют большей частью мигрирующее население, имеют слишком слабую связь с благосостоянием штата, чтобы обладать избирательным правом [4].
Адамс же считал, что если большинство возьмет власть в свои руки, то сначала, оно, конечно же, будет биться за отмену долгов, затем введет непомерно высокие налоги на богатство и роскошь и, наконец, как всем нам известный Робин Гуд, разделит все остальное поровну [5].
К концу 1850-х годов о демократии говорить было рано: привилегия выбирать только начала распространяться на всех белых мужчин, и лишь через сто лет на всех взрослых граждан Америки. Что удивительно, в определенных регионах до сих пор не имеется собственных представителей в Конгрессе. Это, например, Пуэрто-Рико, Федеральный округ Колумбия и Гуам.
Исторической формой выборов в Америке является прямая мажоритарная система путем открытого голосования, исключение — выборы Президента, являющиеся непрямыми.
Стандарт настоящего времени — тайное голосование, с преобладанием мажоритарной системы. Несмотря на то что выборы Президента являются непрямыми, они характеризуются наиболее высоким уровнем явки избирателей, что можно объяснить зависимостью от них внутренней и внешней политики.
На рубеже XIX века мажоритарная избирательная система породила две противоборствующие стороны. Это сторонники Томаса Джефферсона, защищавшие интересы сельского хозяйства и, в частности, фермеров, ставившие акцент на разделении властей и обращавшие свое внимание на устройство законодательной власти, и противостоявшие им федералисты, во главе с Александром Гамильтоном, отражавшие прежде всего интересы городской буржуазии; они были сторонниками ссыльной судебной власти и энергичного правительства. В скором времени на основе противоборствующих коалиций появились две сильные партии. Состав партий менялся, как только появлялись новые актуальные политические, социальные и экономические проблемы. В связи с этим менялась и их избирательная база.
В середине XIX века в американском обществе возникли разногласия вокруг вопроса о рабстве на западе страны. Набрала силу третья, недавно возникшая, республиканская партия, вытеснившая партию вигов. К сожалению, конфронтацию не получилось разрешить демократическими способами, и в 1861 году началась гражданская война. Конец войны способствовал не только прекращению рабства, но и формальному запрету дискриминации в обеспечении избирательного права [6].
Итоги войны также привели к переосмыслению демократии и ее подлинного значения, недостатков и преимуществ. Президент Авраам Линкольн сказал, что основным источником свободы для американцев является «правительство из народа, созданное народом и для народа».
С начала 1860-х годов в Америке имеют свою доминирующую нишу республиканская и демократическая партии. Надо заметить, что каждая из них не обделена поддержкой широкого радиуса политических движений и взглядов. Ярким признаком этого является тот факт, что Президентом США избирался кандидат и от республиканцев, и, позднее, от демократов.
Как на уровне местного самоуправления, так и на уровне региона у одной из нескольких партий иногда получается удерживать власть в своих руках на протяжении долгого времени, хотя внутри наиболее властной партии не исключена конкуренция между различными группами.
Главенствующие права электорального меньшинства должны быть защищены разными способами, прежде всего, федеральным правительством. Ряд новых законопроектов и положений, а не только наличие мажоритарной системы мешает стать сильными другим партиям. Однако это не препятствовало более слабым и мелким партиям влиять на проводимую в стране политику. Подобные случаи имеются на всех уровнях власти [2].
В начале XX века народ стал беспокоить тот факт, что власть сконцентрирована в руках частных корпораций. Американское прогрессивное движение стало держать свой курс на усиление контроля над должным соблюдением законов и политикой, осуществляемой в стране.
Результатом реформ стало то, что женщины смогли пользоваться избирательным правом, Сенат Соединенных штатов теперь формировался в процессе прямых выборов, партии безоговорочно стали проводить предварительные выборы, референдумы стали более распространенными, повысились уровень управляемости ме-
стных властей и их подотчетность выборным лицам. Данное движение можно считать истоками борьбы с коррупцией в чиновничьих кругах, управляющих частными корпорациями, лидеров профсоюзов и любых других, имеющих власть.
СМИ (пресса, реклама, социальные ролики и пр.) занимает активную позицию в разоблачении политических злоупотреблений. Положительным моментом является то, что они практически не поддаются политическому влиянию, поэтому могут беспрепятственно заниматься расследованием действий органов государственной власти и аудитом.
Восприятие правительства ухудшается из=за того, что часто практикуется продвижение интересов выборных лиц и спонсирование их избирательных кампаний со стороны [2].
Теократические образования занимают активную позицию в политике. Особенно в таких вопросах, как аборты, однополые браки, иммиграция и права человека и гражданина. На сегодняшний день в стране довольно много различных религиозных течений, актуальность посещения церквей тоже достаточно высока. В то же время конституция страны наложила запрет государству принижать или превышать определенную конфессию и выдавать субсидии церкви.
Однако это не помогло избежать такого явления, как религиозная дискриминация, этому даже не препятствует тот факт, что большая часть населения — потомки эмигрантов. На протяжении истории разные этнические и расовые группы были подвержены дискриминации со стороны государства. Это такие группы как: индейцы, негры, мексиканцы, китайцы, японцы и др. [7, с. 107].
В середине XX века вступила в действие реформа эмиграционного законодательства, обещавшая предоставить обширную защиту от дискриминации. Обычно новые эмигранты стараются сохранить свои культурные обычаи, а вот их потомки уже ассимилируются. Иностранцы, которые постоянно проживают на территории страны, не имеют права избирать и уж тем более быть избранными, но до конца 19 века они имели право голоса на многих местных выборах [7]. На последних дискуссиях и референдумах вновь стал актуален данный вопрос: стоит ли оставлять право выбора иностранцам на местных выборах?
Также не имеют права выбора уголовные преступники в течение срока отбывания наказания. В Америке более двух миллионов заключенных, и эта цифра продолжает расти, несмотря на то что в статистических данных о преступности идет тенденция к снижению.
Обеспокоенность вызывают доминирование расовых меньшинств среди общего числа осужденных за тяжкие преступления, высокие цифры заключенных за дела, связанные с хранением наркотиков, практика применения смертной казни, длительные сроки заключения, что характерно для несовершеннолетних преступников, и несоответствующие условия содержания в местах лишения свободы [2].
Неактуальна деятельность профсоюзов, об этом свидетельствуют и данные: менее 8 % работоспособного населения состоит в них. Но и самим профсоюзам собственная деятельность не дается легко: ее усложняют трудовое законодательство, политика Национального совета трудовых отношений, также профсоюзам периодически оказывает сопротивление частный бизнес.
В это же время право на частную собственность и ее наличие рассматривается как важнейшая составляющая образа жизни каждого американца. К тому же государство положительно относится к частному и коллективному предпринимательству.
Исторически возможности в экономической сфере занимали ключевую позицию в положительной ассимиляции иммигрантов. Но все равно уровень неравенства социальных слоев остается довольно высоким, и, к сожалению, мы видим
страну, единственную из развитых демократических стран с многочисленным низшим классом, политически неактивным и не играющим большой роли в экономике страны [2].
Определение американской политической системы закладывается еще в школе, где учащиеся стараются полноценно изучить и понять родную конституцию и различные работы идеологов страны. Здесь же преподаются принципы государственной системы: правительство должно быть выборным и сменяемым, оно должно быть подотчетным своему народу, все граждане равны перед законом, к религии у государства должно быть нейтральное отношение, и в государстве должна быть свободная конкуренция идей. Согласно опросам, которые были проведены на рубеже XX—XXI веков, почти 90 % американских граждан весьма положительно относятся к демократии, однако в то же время 31 % хорошо бы отнеслись к политической системе, во главе которой стоял бы сильный лидер, игнорировавший выборы и парламент.
Из всего вышеперечисленного можно сделать следующие выводы:
— демократическая модель Америки — не что иное, как удачно сложившиеся обстоятельства (время, географическое расположение);
— одной из главных проблем, характерных для демократической ситуации в Америке, является недоверие, и не только к власти, но и к самому народу;
— восприятие правительства ухудшается из-за того, что часто практикуется продвижение интересов выборных лиц и спонсирование их избирательных кампаний со стороны.
Библиографический список
1. Токвиль А. Демократия в Америке. М.: Прогресс, 1999.
2. Линц Х.Дж. Достоинства парламентаризма // Век XX и мир. Пределы власти. 2004. № 2-3.
3. Freedom House. Freedom in the World 2013. United States of America (англ.). URL: https: // ru.wikinews .org.
4. Zakaria F. The Rise of Illiberal Democracy (англ.) // Foreign Affairs. November-December, 2000 URL: http://worldcrisis.ru.
5. Franklin B. Observations on Passages in "A letter from a Merchant in London to his Nephew in North Amercia". URL: http://www.foreignaffairs.com.
6. Adams J. Defense of the Constitutions of Government of the United States of America. URL: http://www.constitution.org.
7. Мартышкин С.А. К.Каваками и решение проблемы японской иммиграции в США (20-е гг. XX в.) // Вестник Самарского государственного университета. 2007. № 5/3. С. 107-111.
References
1. Tocqueville A. Democracy in America. M., Progress, 1999 [in Russian].
2. Linz J.J. Merits of parliamentarism. Vek XX i mir. Predely vlasti [XX Century and World. Extents of power], no. 2-3, 2004 [in Russian].
3. Freedom House. Freedom in the World 2013. United States of America (English). Retrieved from: https://ru.wikinews.org [in English].
4. Zakaria F. The Rise of Illiberal Democracy. Foreign Affairs. November-December, 2000. Retrieved from: http://worldcrisis.ru [in English].
5. Franklin B. Observations on Passages in "A letter from a Merchant in London to his Nephew in North Amercia". Retrieved from: http://www.foreignaffairs.com [in English]
6. Adams J. Defense of the Constitutions of Government of the United States of America. Retrieved from: http://www.constitution.org [in English].
A. ToKeuab u npoôaeMbi deMOKpamuu e AMepuKe
165
7. Martyshkin S.A. Kawakami K. and solution of the problem of Japan migration in the USA (20-ies of the XX Century). Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of Samara State University], 2007, no. 5—3, pp. 107—111 [in Russian].
A.V. Yuklasova*
A. TOCQUEVILLE AND PROBLEMS OF DEMOCRACY IN AMERICA
The article deals with the problem of democracy in the United States of America in the XIX Century. This problem was connected with A. de Tocqueville and his famous monograph "Democracy in America", published during the presidency of Andrew Jackson in the year of 1835. The main idea of the article is that American democracy was studied by the French author, who made some real models of the development of political system in the USA.
Key words: democracy, political system, political parties, constitution, parliament, president.
* Yuklasova Anastasia Valerievna ([email protected]), Department of and Municipal Management, Samara State University, 1, Acad. Pavlov Street, Samara, 443011, Russian Federation.