Научная статья на тему 'Основные идеи и взгляды Алексиса де Токвиля'

Основные идеи и взгляды Алексиса де Токвиля Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
11740
1411
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДА / FREEDOM / РЕВОЛЮЦИЯ / REVOLUTION / ДЕМОКРАТИЯ / DEMOCRACY / КОНСТИТУЦИЯ / CONSTITUTION / ИДЕЯ / IDEA

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Писаревская Анна Альбертовна

В данной статье рассказывается о жизненном пути великого французского мыслителя Алексиса де Токвиля, а также анализируются его взгляды на демократию в Америке и причины, приведшие к Великой Французской революции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные идеи и взгляды Алексиса де Токвиля»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

The main ideas and views of Alexis de Tocqueville

Pisarevskaya A. Основные идеи и взгляды Алексиса де Токвиля Писаревская А. А.

Писаревская Анна Альбертовна /Pisarevskaya Anna - студент, факультет свободных искусств и наук, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в данной статье рассказывается о жизненном пути великого французского мыслителя Алексиса де Токвиля, а также анализируются его взгляды на демократию в Америке и причины, приведшие к Великой Французской революции. Abstract: the article tells about the life of the great French thinker Alexis de Tocqueville, and analyses his views on democracy in America and the reasons that led to the French revolution.

Ключевые слова: свобода, революция, демократия, конституция, идея. Keywords: freedom, revolution, democracy, constitution, idea.

Алексис де Токвиль является выдающимся французским политологом, историком и государственным деятелем. Он родился 29 июля 1805 в старинном нормандском аристократическом роду. Его родители - монархисты чудом избежали гильотины и иммигрировали в Англию, во Францию же вернулись в правление Наполеона. Токвиль получил юридическое образование и благодаря своему отцу-пэру Франции стал помощником судьи. В 1830 году Токвиль, оставив карьеру судьи, писал, что продолжительные теоретические занятия правом могут убить в нём душу и превратить его в бездушного исполнителя, способного лишь бездумно следовать букве закона. С этого же года он начал карьеру политика, став депутатом от департамента Манш в Нижней Нормандии. В 1831 году Алексис де Токвиль отправился в Америку для изучения пенитенциарной системы Соединенных Штатов. Тем не менее, Токвиль пишет о структуре демократического общества в целом. Результатом этого путешествия является книга «Демократия в Америке».

Токвиль понимал демократию как отсутствие сословных различий и гражданское равенство. Он считал, что целью демократии как власти большинства является благосостояние населения. Политическая форма существования мира - демократия, которая основана на равенстве условий. Результатом является свобода, составляющими которой являются: отсутствие произвола, то есть законность, федерация, что подразумевает учет интересов отдельных частей государства, общественные объединения, независимые средства массовой информации и свобода совести. По мнению Алексиса де Токвиля, причинами существования в Америке демократии можно считать следующие: развитая система местного самоуправления, наличие разделения властей, суда присяжных и гражданских свобод. Конституция, которая обеспечивает порядок в стране и предотвращает ущемление неотъемлемых прав гражданина. И, конечно же, религиозное чувство и характер первых колонистов. Это были предприимчивые люди, которые благодаря авантюрному духу и жажде свободы смогли выжить в трудных условиях жизни, которые способствовали равенству и взаимопомощи. «По приезде в Соединенные Штаты я больше всего был поражен религиозностью этой страны. Я знал, что у нас религиозность и свободолюбие всегда отдаляются друг от друга. Здесь же я увидел их тесную связь: в этой стране они господствуют вместе» [1, с. 227]. Сам Токвиль не был религиозным человеком и давно отошел от церкви. Однако после путешествия в Америку он понял,

что религия может с невиданной силой осуществлять свои функции и в Европе. Первая книга Демократии в Америке заканчивалась предсказанием, в котором фигурирует такая не похожая на американскую демократию и французскую монархию Российская Империя: «В настоящее время в мире существуют два великих народа <...> Это русские и англоамериканцы. Оба этих народа появились на сцене неожиданно <...> Американцы преодолевают природные препятствия, русские сражаются с людьми <...>Американцы одерживают победы с помощью плуга земледельца, а русские — солдатским штыком. В Америке полагаются на личный интерес и дают полный простор силе и разуму человека. Что касается России, там все силы общества сосредоточены в руках одного человека. В Америке в основе всякой деятельности лежит свобода, в России — рабство. У них разные истоки и разные пути, но очень возможно, что Провидение втайне уготовило каждой из них стать хозяйкой половины мира.» [1, с. 272].

В последней части работы, вышедшей в 1840 голу, Токвиль рассуждает о проблеме влияния равенства на общественный строй. Согласно ему зачастую равенство приводит совсем не к демократии, а к деспотизму. «Я хочу представить себе, в каких новых формах в нашем мире будет развиваться деспотизм. Я вижу неисчислимые толпы равных и похожих друг на друга людей. Над всеми этими толпами возвышается гигантская охранительная власть. Власть эта абсолютна, дотошна, справедлива, предусмотрительная и ласкова. Ее можно было бы сравнить с родительским влиянием <...> Между тем власть эта, напротив, стремится к тому, чтобы сохранить людей в их младенческом состоянии<...>» [1, с. 511]. Революция не так страшна, как та диктатура, которая следует за ней. Во время кризисов люди нуждаются в помощи еще больше, чем в спокойные времена. Поэтому попытки людей изменить порядок вещей ведут к установлению еще более жесткого их порядка. С революциями равенства становится все больше, а свободы меньше.

После выхода «Демократии в Америке» Токвиль сразу получил признание как выдающийся социальный мыслитель. Его труд называют лучшей книгой об Америке и демократии в целом. В 1838 он был принят в члены Академии моральных и политических наук, в 1841 - во Французскую академию. В 1842 году Токвиля избрали советником в Манше, где он возглавлял генеральный совет департамента с 1849 по 1851 год. Кроме того, в 1849 году он стал министром иностранных дел. Государственный переворот 2 декабря 1851 привел к тюремному заключению и отставке Токвиля со всех постов после того, как он отказался присягнуть на верность новой власти. Вернувшись к научным занятиям, он опубликовал в 1856 первый том своего знаменитого труда «Старый порядок и революция». В этом произведении Токвиль изучает Францию, думая об Америке. Он задается вопросом - почему Франция не может прийти к политической свободе, хотя у нее есть все демократические задатки? Почему во Франции старый режим окончился революцией, а не как в остальных странах Европы развалом лишь его учреждений? Токвиль считал, что первопричиной революции является неспособность высших сословий прийти к соглашению, как управлять страной. Это и объясняет многочисленные изменения политического строя Франции. Централизация государства не позволяла создать демократические институты общества. Общество было раздроблено, так как из-за отсутствия политической свободы оно не могло образовать единое целое.

Также Токвиль показывает роль, какую играли писатели во Франции в XVIII в. и в Великой Французской революции. В восемнадцатом веке они достигают наибольшей популярности. Французское общество, как замечает Алексис де Токвиль, было далеко от практики и не имело никакой власти по отношению к политике: «центральное правительство подменяло местные органы, все больше подчиняя себе всю сферу государственной власти» [2, с. 101]. Несмотря на это, литераторы обладали большой свободой в своих размышлениях. Люди перестали обращать внимание на власть и все больше и больше мечтали о том, что могло бы произойти. Французские литераторы

были свободны в плане своих мыслей и учений: «Видя столь натянутые взаимоотношения между столь разобщенными согражданами, а королевскую власть такой пространной и сильной, можно было бы подумать, что дух независимости исчез вместе с политическими свободами и что все французы равным образом приведены к покорности. Но это было вовсе не так; правительство уже решало совершенно самостоятельно и абсолютно все общественные дела, однако оно далеко еще не стало всеобщим хозяином» [2, с. 101]. Несмотря на то, что французские просветители не создали новых философских теорий, а лишь опирались на уже известные, их вклад во Французскую революцию велик. Они сумели распространить свои мысли среди просто народа, что, как пишет Токвиль, даже простой крестьянин мог стать литератором, если бы умел писать.

Французский философ Р. Арон писал: «Писатели дали народу, совершившему ее [революцию] не только свои идеи: они передали ему свой темперамент и свое настроение. Под их должным влиянием, в отсутствие всяких других наставников, в атмосфере глубокого невежества и сугубо практической жизни вся нация, читая их, усвоила инстинкты, склад ума, вкусы и даже странности, естественные для тех, кто пишет. До такой степени, что, когда ей, наконец, пришлось действовать, она перенесла в политику все литературные привычки» [3, с. 250].

Скончался Токвиль от туберкулеза в 1859 году и был похоронен семейном кладбище в Нормандии. Его два главных труда жизни «Демократия в Америке» и «Старый порядок и революция» придали новый импульс дальнейшему исследованию Французской революции и оказали глубокое влияние на развитие либерализма и социологической мысли.

Литература

1. Демократия в Америке: Пер. с франц./ Предисл. Гарольда Дж. Ласки. М.: Прогресс, 1992. 554 с.

2. Старый порядок и революция / Алексис Токвиль; пер. с фр. Л. Н. Ефимова. СПб.: Алетейя, 2008. 248 с.

3. Арон Р. Этапы развития социологической мысли / Общ. ред. и предисл. П. С. Гуревича. М.: Издательская группа «Прогресс» — «Политика», 1992. 608 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.