Научная статья на тему 'Типология политических партий Беларуси в контексте теорий Мориса Дюверже и Энтони Даунса'

Типология политических партий Беларуси в контексте теорий Мориса Дюверже и Энтони Даунса Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1481
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
политическая партия / типология партий / партийная идеология / гибридные политические партии. / political party / party typology / political program / party ideology / hybrid political parties.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — А В. Гавриков

В статье рассмотрены типологии политических партий Мориса Дюверже и Энтони Даунса и возможность их применения в отношении белорусской партийной системы. Обосновывается вывод об идеологической, политической и программной гибридности политических партий на современном этапе социально-политического развития Беларуси.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPOLOGY OF POLITICAL PARTIES IN BELARUS IN THE CONTEXT OF THE THEORIES OF MAURICE DUVERGER AND ANTHONY DOWNS

The article discusses the typologies of political scientists Maurice Duverger and Anthony Downs and the possibility of their application in relation to the Belarusian party system. The conclusion about the ideological, political and programmatic hybridity of political parties at the present stage of the political development of Belarus is substantiated.

Текст научной работы на тему «Типология политических партий Беларуси в контексте теорий Мориса Дюверже и Энтони Даунса»

УДК 329.8

А. В. ГАВРИКОВ,

магистр социологических наук, аспирант, младший научный сотрудник, Институт социологии НАН Беларуси, Минск, e-mail: [email protected]

ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ БЕЛАРУСИ В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИЙ МОРИСА ДЮВЕРЖЕ И ЭНТОНИ ДАУНСА

В статье рассмотрены типологии политических партий Мориса Дюверже и Энтони Даунса и возможность их применения в отношении белорусской партийной системы. Обосновывается вывод об идеологической, политической и программной гибридности политических партий на современном этапе социально-политического развития Беларуси.

Ключевые слова политическая партия, типология партий, партийная идеология, гибридные политические партии.

A. V. GAVRIKOV,

Master of Sociology, PhD student, Junior Research Fellow, Institute of Sociology of NAS of Belarus, Minsk, e-mail: gavrikov. 1990@inbox. ru

TYPOLOGY OF POLITICAL PARTIES IN BELARUS IN THE CONTEXT OF THE THEORIES OF MAURICE DUVERGER AND ANTHONY DOWNS

The article discusses the typologies of political scientists Maurice Duverger and Anthony Downs and the possibility of their application in relation to the Belarusian party system. The conclusion about the ideological, political and programmatic hybridity of political parties at the present stage of the political development of Belarus is substantiated.

Keywords: political party, party typology, political program, party ideology, hybrid political parties.

В конце 80-х - начале 90-х годов XX в. социально-политический институт политических партий в западноевропейских странах находился в состоянии кризиса, что послужило основанием говорить о необходимости модернизации представительной демократии в соответствии с новыми социальными запросами и тенденциями развития европейского сообщества. Однако ориентация большинства стран на многопартийную политическую систему, по нашему мнению, делает преждевременным такие заявления. В связи с этим научно-практическое значение имеет попытка применения к отечественным политическим партиям типологизации французского ученого, правоведа и политолога

Мориса Дюверже, а также современной рационально-идеологической типологии американского экономиста и политолога Энтони Даунса.

Как социально-политический институт политические партии можно ти-пологизировать по различным критериям. На сегодняшний день существует около сотни типологий политических партий, которые зависят от основания, выбранного исследователем. Наиболее распространенным подходом при изучении политических партий во многих странах мира является типология французского ученого (специалиста в области избирательных систем и конституционалиста) Мориса Дюверже, разработанная в 1951 г., которая в 1966 г. была дополнена исследователем О. Кирххаймером, а в 1995 г. - учеными Р. Катцем и П. Мэйром. Эта типология подразделяет партии по ряду признаков:

1) количество членов;

2) уплата членских взносов;

3) наличие или отсутствие поддержки политической партии со стороны правительства [2, с. 114-141].

Представляется возможным данную типологию политических партий представить в следующем виде (рис. 1):

Массовая

Рис. 1. Типология политических партий

Если партия смогла привлечь значительную часть населения (по классификации Мориса Дюверже не менее 2 % населения, уплата членских взносов и активная политическая борьба за власть), то партия имела статус массовой [12]. Массовые политические партии в 1960-х годах политологом Ж. Блонде-лем были дифференцированы следующим образом: представительные западного типа; коммунистические; популистские [3].

Кадровые партии - политические партии элитарного типа. Они ориентированы на консолидацию политических элит. Партии могут быть представлены бизнесменами, высокопоставленными чиновниками, военными. Как правило, это партии с расплывчатой идеологией, нередко отражающей ситуативные интересы элиты, а также с небольшим количеством членов. В кадровых политических партиях не уплачиваются членские взносы, так как лидеры политической партии берут бремя финансовых затрат на себя. Примером таких

партий с нечетким количеством членов и отсутствием обязательной уплаты членских взносов являются Демократическая и Республиканская партии США. В двухпартийной системе этой страны сложилась социальная практика, когда постоянными членами партий стало небольшое количество истеблишмента, которые работают в их штабе. В США принято считать, что членом партии является тот, кто отдал голос на выборах за эту политическую партию в период президентской кампании или избрании ее кандидата на пост губернатора или сенатора, а материальные средства политические партии получают в результате частного субсидирования.

Массовые политические партии ориентированы на массовое членство граждан на основе разделяемой ими идеологии, которая проявляется в партийной идеологии и политической программе. Чаще всего членство в политической партии предусматривает уплату членских взносов. Данный тип партий был ярко выражен в период между двумя мировыми войнами и в 50-60-х годах прошлого столетия. Сейчас они представлены чаще всего коммунистическими партиями (например, в КНР в 2014 г. Коммунистическая партия объединяла 87,79 млн человек [4]), и социал-демократическими (Социал-демократическая партия ФРГ в 2015 г. охватывала 501 тыс. членов [5]).

Всеохватные (универсальные) политические партии - политические партии, привлекающие как можно больше политически активного населения в свои ряды. По своей сути это трансформированные массовые политические партии, которые в 1970-1980 гг. находились в системном кризисе и стремились привлечь больше новых членов. Идеология таких политических партий чаще всего ориентирована на объединение нации, государства и других институтов для достижения государственной и национальной консолидации. Однако несовпадение различных интересов индивидов и политических групп, их подвижность часто приводит к тому, что партии выдвигают популистские программы и политические требования, и такие партии быстро приходят к политическому кризису. Всеохватными являются чаще всего провластные политические партии, которые после ухода из политики их лидера или смены политического режима испытывают быструю политическую трансформацию или переходят в стадию политической стагнации. Итальянский политолог Дж. Сартори отмечал: «Общество становится более сложным, меняется его социальная структура, демографический состав. Партии не представляют интересы классов и слоев населения в общепринятом виде. Происходит процесс социопсихологического проникновения партий в общество» [13]. По его мнению, универсальные партии отличаются прагматизмом. Они нацелены на успешную электоральную деятельность. В их основу закладываются принципы баланса различных интересов. В Европе таковыми являются современные французские социал-демократические партии. Универсальные политические партии имеют свои позитивные и негативные черты. Преимущества состоят в повышении конкурентоспособности на любых выборах. У них больше приверженцев, следовательно, их лидеры имеют серьезный шанс на победу. Отри-

цательной стороной приходится признать то, что данные организации не могут удовлетворить всех приверженцев, когда приходят к власти. Им приходится постоянно балансировать между интересами государства и различных социальных групп.

Картельные партии являются одной из разновидностей политических партий, которые свободно оперируют в избирательном пространстве и не привязаны к интересам каких-либо политических групп. Эти политические партии не имеют четкой структурированной партийной идеологии, и их можно рассматривать как партии политического лобби, которые заключают временный договор на выражение интересов какой-либо политической группы. Чаще всего картельные политические партии находятся в тесных контактах с правительством и получают полную финансовую поддержку со стороны государства [6, р. 761]. Примером таких партий могут быть парламентские партии - лобби интересов части политических элит (например, партия «Канадский союз»).

Типологизация политических партий Мориса Дюверже широко применяется исследователями в Западной Европе. В отношении белорусских политических партий она может быть использована лишь частично.

К 2018 г. Министерством юстиции Республики Беларусь зарегистрировано 15 политических партий [1], но их политическая активность находится на низком уровне и проявляется в политическом поле в большинстве случаев только в период избирательных кампаний и в момент значимых социально-политических событий. Это существенно усложняет типологию белорусских политических партий. Политические партии Беларуси, особенно в начале 90-х годов прошлого столетия, были слабо институционализированы, и их политическое становление опережало правовое. Первым нормативно-правовыми актом, регулирующим создание и деятельность политических партий в республике, было постановление № 222-ХП Совета Министров БССР «О регистрации общественных объединений в Белорусской ССР» от 28 июля 1990 г. Постановление устанавливало членство в политической партии, ее деятельность и минимальное число учредителей не менее 100 человек, уплату государственных пошлин в размере 10 минимальных окладов, что являлось небольшим барьером для регистрации политических партий [7]. Такой низкий порог дал возможность появляться партиям разного политического спектра, что и произошло в период 1990-1995 гг.: после регистрации в Министерстве юстиции Республики Беларусь действовало 26 политических партий. На фоне глобальных политических изменений первые политические партии были кадровыми. Для них было характерно:

харизматическое лидерство;

немногочисленность (от 200 до 20,5 тыс. человек);

отсутствие государственного субсидирования и наличие частного финансирования политических партий;

доминирование ситуативных идеологических установок над партийной идеологией.

К 1994 г. происходит упорядочивание деятельности политических партий. Верховным Советом Республики Беларусь 12-го созыва 5 октября был принят Закон Республики Беларусь «О политических партиях». Он предусматривал увеличение минимального количества членов партии со 100 до 500 членов. Таким образом, можно сказать, что политические партии постепенно в масштабах государства становились массовыми. На сегодняшний день сложно назвать точное количество членов той или иной политической партии. В 1995 г. произошла первая политическая перерегистрация организаций и политических партий Беларуси. Решение о перерегистрации было принято Кабинетом Министров Республики Беларусь постановлением от 3 февраля 1995 г. № 76 [14]. Перерегистрацию прошли 34 политических партии. В 1999 г. для урегулирования деятельности политических партий Президентом Республики Беларусь был принят Декрет от 13 июля 1999 г. № 26 «О внесении изменений и дополнений в Декрет от 26 января 1999 г. № 2», который увеличивал численность членов политических партий до 1000 и обязал политические партии перерегистрироваться в соответствии с новым положением. В правовом плане после этой перерегистрации политические партии можно разделить на зарегистрированные и незарегистрированные. Зарегистрированные партии с 2000-х годов до нашего времени: Коммунистическая партия Беларуси (КПБ), Республиканская партия труда и справедливости (РПТС), Белорусская аграрная партия (БАП), Белорусская партия «Зеленые» (БПЗ), Либерально-демократическая партия (ЛДП), Белорусская социал-демократическая партия «Грамада», Партия «Белорусская социал-демократическая Грамада», Белорусская патриотическая партия (БПП), Партия БНФ, Консервативно-христианская партия БНФ (КХП-БНФ), Социал-демократическая партия Народного Согласия, Белорусская социально-спортивная партия (БССП), Белорусская партия левых «Справедливый мир», Объединенная гражданская партия (ОГП), Республиканская партия (РП). Это политические партии, которые легально могут осуществлять деятельность на территории Беларуси, являясь полноправным субъектом политического поля в стране. Незарегистрированные политические партии: Партия свободы и прогресса (ПСП), Белорусская христианская демократия (БХД), Белорусская партия трудящихся (БПТ), БСДП (Народная Грамада) (в 2005 г. лишена регистрации). Данные политические объединения официально не могут осуществлять полноправную политическую деятельность в Республике Беларусь, и их деятельность в стране носит эпизодический и ситуативный характер, а активная политическая деятельность проявляется за рубежом.

По данным СМИ, численность членов политических партий Республики Беларусь можно представить следующим образом:

Коммунистическая партия Беларуси - около 6 тыс. человек;

Республиканская партия труда и справедливости - неизвестно;

Белорусская аграрная партия - неизвестно;

Белорусская партия «Зеленые» - около 1200 человек;

Либерально-демократическая партия - около 45 тыс. человек;

Белорусская социал-демократическая партия «Грамада» - около 1,5 тыс.;

Партия «Белорусская социал-демократическая партия Грамада» - около 5 тыс.;

Белорусская патриотическая партия - около 1200 человек;

Партия БНФ - около 1300 человек;

Консервативно-христианская партия БНФ - около 3 тыс. человек;

Социал-демократическая партия Народного Согласия - около 1500 человек;

Белорусская социально-спортивная партия - неизвестно;

Белорусская партия левых «Справедливый мир» - около 1300 человек;

Объединенная гражданская партия - около 4 тыс. человек;

Республиканская партия - около 1500 человек [11, с. 111].

Применить типологию политических партий Мориса Дюверже к белорусским политическим реалиям можно только отчасти: количество, указываемое политическими партиями, не проверялось с 2000 г., а данные, представляемые в Министерство юстиции Республики Беларусь, указываются самими политическими партиями, об уплате или отсутствии членских взносов заявляют только некоторые политические партии. Многие политические партии Беларуси не меняли своих программ с момента регистрации, а некоторые вообще находятся в состоянии политического анабиоза, не выдвигая и не заявляя никаких политических требований ни в период политических кампаний, ни между ними. Некоторые заявления активистов политических партий часто противоречат уставам и партийной идеологии и обусловлены исключительно политической конъюнктурой. Все эти факторы привели к смешиванию партийной идеологии, взглядов и ситуативных обстоятельств, что обусловливает гибридный (смешанный, конгломератный) характер современных политических партий Беларуси.

Еще одной распространенной типологией политических партий является их деление по идеологическому принципу. Самая первая дифференциация политических групп на «правых», «центристов» и «левых» появилась еще во Франции в период Французской революции 1789-1791 гг., когда в парламенте политические группы занимали места по расположению к председательствующему (консерваторы - по правую руку, сторонники умеренных реформ -по центру, сторонники кардинальных реформ и перемен - по левую). Кроме причастности партии к политическим реформам, в данной типологии важное значение отводится: роли государства и человека в обществе; роли экономики и социальной сферы в политике; содействию или противодействию модернизации политической системы; частной и коллективной формам собственности. В качестве примера можно привести схему политических ценностей и ориентаций, присущих политическим партиям «левого» и «правого» толка, предложенную российским социологом Б. А. Исаевым (рис. 2) [8, с. 123].

В дальнейшем приведенные нами политические установки начали использоваться в политических программах разными политическими партиями. Политическая борьба в первой половине XX в. и приход к власти в ряде стран партий, выступающих с крайними требованиями, привели к тому, что в научный

Рис. 2. Политические ценности и ориентации партий «левого» и «правого» толка

оборот были введены понятия «ультраправые, крайне правые» и «ультралевые, крайне левые». Таким образом, идеологический спектр современных политических партий можно представить следующей шкалой (рис. 3).

На сегодняшний день наиболее популярной является рационально-идеологическая типология, разработанная американским исследователем Э. Даун-сом. Крайне левые взгляды, по его мнению, характерны для стран, где население оказывает высокую поддержку государственному участию в делах общества, крайне правые - связаны с восприятием высокого уровня управления и контроля государства над обществом. Эмпирические исследования Э. Да-унса дали возможность выделить «левый-правый» континуум, который он использовал в социологических опросах для определения уровня поддержки и доминирования левых и правых взглядов в обществе. С его точки зрения, если взять электорат, включающий в себя 1000 избирателей, чьи идеальные точки распределяются по 100-балльной «лево-правой» шкале равномерно, а также партию «Я» и партию <^», то можно определить идеологические предпочтения электората. Последняя является представителем левых взглядов и располагает свою позицию в точке 30 ^ = 30). Каким образом будет расположена партия «Ж» с целью максимизировать количество голосов? Согласно модели Э. Даунса, она будет находиться близко к партии справа от нее (Я = 31). Тогда в непосредственной близости от партии «Л» будут расположены около 70 % избирателей, в то время как рядом с партией их окажется всего 30 %. Как видно на рис. 4, партии «Л» выгодно занимать позицию после того, как определится партия причем максимально близко к последней («Л» = 30, «Я» = 31) (рис. 4) [9; 10 с. 27, 91].

Ультралевые

Коммунизм

Анархизм

(-\

Левоцентристы

Социализм

Экологизм

центристы

Либерализм Демократизм

Социал-демократизм

Правоцентристы

Консерватизм

Христианская демократия

Ультраправые

Национал-социализм

Фашизм

Монархо-консерватизм

Рис. 3. Идеологический спектр современных политических партий

«Лево-правый» континуум Э. Даунса

0 |--10--20--30--40--50--60--70-80--90—1100

Ультралевые Левые Центристские Правые Ультраправые

Рис. 4. Идеологический континуум Э. Даунса

В современных условиях переходного периода в развитии белорусского общества, формирования демократического социального правового государства и гражданского общества, а также многопартийной политической системы научно-практическое значение имеет типология белорусских политических партий в зависимости от их отношения к политике действующей государственной власти. Они подразделяются на:

1) провластные партии (Коммунистическая партия Беларуси, Республиканская партия труда и справедливости, Белорусская аграрная партия, Белорусская патриотическая партия, Белорусская социально-спортивная партия,

Республиканская партия). Перечисленные партии постоянно оказывают политическую поддержку действующей власти в период избирательных кампаний парламентского и президентского уровня, депутаты, которые находятся в парламенте от этих партий, в большинстве случаев выступают за предложенные государственной властью законодательные инициативы;

2) конструктивно-оппозиционные (Социал-демократическая партия Народного Согласия, Либерально-демократическая партия Беларуси). Данные политические партии, выступая с критикой отдельных инициатив и действий правительства, как правило, вносят позитивные предложения, направленные на совершенствование и развитие белорусского общества;

3) умеренно-оппозиционные (Белорусская социал-демократическая партия «Грамада», партия «Белорусская социал-демократическая Грамада», Белорусская партия «Зеленые»). Данные партии выступают с умеренной критикой власти, выступая за локальные реформы и преобразования;

4) крайне-оппозиционные (Партия БНФ, Консервативно-христианская партия БНФ, Белорусская партия левых «Справедливый мир», Объединенная гражданская партия). Эти партии выступают с критикой власти. Они - сторонники кардинальных изменений и реформ и по своей сути являются внесистемной политической оппозицией.

Таким образом, политические партии в современной Беларуси развиваются не по классическому сценарию западноевропейских или постсоветских стран, где в результате эволюционного политического развития или демократического транзита и более значительных трансформационных преобразований политические партии занимают важное место в политической системе и играют большую роль в общественной жизни. Повышению социального статуса и стимулированию активности белорусских политических партий будут способствовать введение пропорциональной (по партийным спискам) или смешанной избирательной системы, практика государственного субсидирования деятельности политических партий, санкции в отношении тех политических партий, которые не проявляют никакой политической активности и существуют только на бумаге, развитие политической и электоральной культуры населения. Активизация политико-партийного строительства необходима для дальнейшего продвижения Республики Беларусь по пути развития демократии и построения гражданского общества.

Список использованных источников

1. О политических партиях по состоянию на 1 июля 2018 г. [Электронный ресурс] // Министерство юстиции Республики Беларусь. - Режим доступа: https://minjust.gov.by/directions/ compare_coverage/. - Дата доступа: 01.08.2018.

2. Дюверже, М. Политические партии : пер. с фр. / М. Дюверже. - М. : Акад. Проект ; Гау-деамус, 2013. - 544 с.

3. Блондель, Ж. Политическое лидерство: путь к всеобъемлющему анализу : пер. с англ. Г. М. Квашнина [Электронный ресурс] / Ж. Блондель. - М. : Рос. акад. управления, 1992. -Режим доступа: http://grachev62.narod.ru/blondel/contents.htm. - Дата доступа: 06. 08. 2018.

4. Общая численность членов КПК достигла 87,79 млн человек [Электронный ресурс] // Агентства Синьхуа. - Режим доступа: http://russian.china.org.cn/china/txt/2015-06/30/content_35940875. htm. - Дата доступа: 10. 08. 2018.

5. Социал-демократы Германии [Электронный ресурс] // Politik. Neue Sozialdemokraten Deutschlands. - Минск, 2016. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

6. Katz, R. S. The Cartel Party Thesis: A Restatement / R. S. Katz, P. Mair // Perspectives on Politics. - 2009. - Vol. 7, iss. 4. - P. 753-766.

7. О регистрации общественных объединений в Белорусской ССР [Электронный ресурс] : постановление Верхов. Совета Белорусской ССР от 28 июля 1990 г. № 222-XII. - Режим доступа: http://pravo.levonevsky.org/bazaby09/sbor91/text91416.htm. - Дата доступа: 21.08.2018.

8. Исаев, Б. А. Теория партий и партийных систем : учеб. пособие для студентов вузов / Б. А. Исаев. - М. : Аспект Пресс, 2008. - 367 с.

9. Downs, A. An Economic Theory of Democracy / A. Downs. - New York : Harper and Row, 1957. - 112 s.

10. Хамутовская, С. В. Электоральное поведение населения Республики Беларусь : социологический анализ : дис. ... канд. социол. наук : 22.00.04 / С. В. Хамутовская ; Ин-т социологии Нац. акад. наук Беларуси. - Минск, 2010. - 148 с.

11. Котляров, И. В. Институционализация политических партий Беларуси: возможности и политические реалии / И. В. Котляров, А. В. Гавриков // Весн. Беларус. дзярж. экан. ун-та. Сер. гумаштар. навук. - 2017. - № 2. - С. 107-115.

12. Maurice, D. Les constitutions de la France / D. Maurice. - 7 ed. - Paris, 1961. - 128 p.

13. Универсальные партии: определение, особенности, функции и примеры [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fb.ru/article/243155/universalnyie-partii-opredelenie-osobennosti-funktsii-i-primeryi. - Дата доступа: 03.10.2018.

14. Гросс, Е. П. Институционализация общественных обьединений Республики Беларусь (1991-2010 гг.) / Е. П. Гросс // Вес. Нац. акад. навук Беларуси Сер. гумаштар. навук. - 2015. -№ 1. - С. 47-51.

Поступила 12.10.2018 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.