Научная статья на тему 'Религиозный компонент доктрин политических партий Республики Беларусь'

Религиозный компонент доктрин политических партий Республики Беларусь Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
307
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ / ПАРТИЙНАЯ ИДЕОЛОГИЯ / ПАРТИЙНАЯ ПРОГРАММА / РЕЛИГИЯ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ЦЕННОСТИ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ / POLITICAL PARTY / PARTY IDEOLOGY / PARTY PROGRAM / RELIGION / RELIGIOUS VALUES / POLITICAL PARTIES IN THE REPUBLIC OF BELARUS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Наумов Дмитрий Иванович, Лотменцев Андрей Михайлович

Статья посвящена проблеме определения роли религии в политическом процессе постсоветского общества, которая рассмотрена в контексте отражения религиозных ценностей и представлений в партийных программах современных белорусских политических партий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problem of determining the role of religion in the political process of the post-Soviet society, which is viewed through the reflection of religious values and views on party programs of modern political parties.

Текст научной работы на тему «Религиозный компонент доктрин политических партий Республики Беларусь»

11. Обращение Президента РФ В.В. Путина к Федеральному Собранию РФ 12.12.2012 г. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/17118URL:http://ria.ru/ society/20140723/1017250286.html (дата обращения: 17.09.2015).

12. Политическая наука: Словарь-справочник / Сост. проф. И.И. Санжаревский. М., 2010.

13. Прибежище негодяев? Из истории известного афоризма. URL: http:// narodna.pravda.com.ua/rus/history/46a4a6bc46 (дата обращения: 12.10.2015).

14. Проект Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». URL: http://kdm44.ru/pages/ patriotpr-2016-2020.html (дата обращения: 16.09.2015).

15. Российские приверженцы ислама хотят быть патриотами. Понятие патриотизма будет одним из ключевых в Социальной доктрине российских мусульман. URL: http://www.vedomosti.ru/politics/articles/rossiiskie-priver zhentsi-islama-hotyat-bit-patriotami (дата обращения: 19.09.2015).

16. Солженицын А.И. Россия в обвале. М., 1998.

17. Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А. А. Ивина. М., 2004.

18. Халиков И. Идеи патриотизма, героизма и самоотверженности в Исламе и народной педагогике. URL: http://islam-today.ru/obsestvo/idei_patriotizma geroizma_i_samootverzhennosti_v_islame_i_narodnoj_pedagogi (дата обращения: 12.09.2015).

Д.И. Наумов, A.M. Лотменцев

Религиозный компонент доктрин политических партий Республики Беларусь

Статья посвящена проблеме определения роли религии в политическом процессе постсоветского общества, которая рассмотрена в контексте отражения религиозных ценностей и представлений в партийных программах современных белорусских политических партий.

Ключевые слова: политическая партия, партийная идеология, партийная программа, религия, религиозные ценности, политические партии Республики Беларусь.

В трансформационных процессах на постсоветском пространстве особый интерес вызывает становление и развитие партийных систем, характеризующих как политическую организацию социума, так и сложившийся порядок отношений между политическими акторами по вопросу завоевания государственной власти или участия в ее легальном

21

-СО О т-

m о с^

о ф —

с 5

осуществлении. Структурным компонентом данной системы является обладающая особым правовым статусом политическая организация, представляющая собой добровольный союз индивидов с общими политическими взглядами, целями и интересами. Кроме того, партию характеризует не только выявление и выражение политической воли граждан, легальное участие в общественно-политической жизни страны, но и конструирование и репрезентация определенных мировоззренческих и политико-идеологических систем - партийных идеологий.

Под партийной идеологией И.В. Котляров понимает социально значимую, теоретически оформленную систему идей и ценностей, идеалов и традиций, формализованных и неписанных норм и правил поведения, а также деятельность по реализации цели, задач и функций партии, отражающих интересы и потребности поддерживающих политическую партию социальных слоев и групп и содействующих закреплению или изменению общественных отношений в рамках партийной программы [1, с. 138]. В функциональном аспекте программа детерминирует идейную и политическую общность партии, служит основой ее агитационно-пропагандистской деятельности, осуществляет ориенти-рующе-мобилизационную функцию [Там же, с. 165]. Партийная идеология репрезентирует как фундаментальные идеи определенной классической системы (либерализм, консерватизм и т.д.), так и совокупность разнородных убеждений, идей, мифов светской или религиозной природы.

В настоящее время в Министерстве юстиции Республики Беларусь зарегистрированы 15 политических партий, которые в соответствии со своими уставными документами осуществляют политическую деятельность на территории страны [4]. Соответственно, их партийные программы стали объектом качественного анализа, нацеленного на выявление роли религиозных ценностей и представлений в генезисе партийно-идеологических комплексов [3, с. 210-405].

В данном контексте партии могут быть классифицированы по идеологической направленности своих доктрин на 5 групп: «левые» партии (Коммунистическая партия Беларуси, Белорусская партия левых «Справедливый мир», Белорусская аграрная партия, Республиканская партия труда и справедливости, Белорусская патриотическая партия); левоцентристские социал-демократические партии (Белорусская социал-демократическая партия («Грамада»), партия «Белорусская социал-демократическая Грамада», Социал-демократическая партия Народного Согласия, Республиканская партия, Белорусская социально-спортивная партия); экологические партии (Белорусская партия «Зеленые»); либеральные партии (Объединенная гражданская партия, Либерально-демократическая партия); «правые» националистические партии (Партия Белорусского Народного Фронта, Консервативно-Христианская Партия - БНФ).

Соответственно, степень артикуляции религиозных ценностей и представлений в их партийных программах будет существенно различаться. Так, партийные программы Коммунистической партии Беларуси, Белорусской аграрной партии, Белорусской партии «Зеленые», Белорусской социал-демократической партии («Грамада»), Объединенной гражданской партии, Социал-демократической партии Народного Согласия и Республиканской партии не содержат каких-либо эксплицитных религиозных или конфессиональных отсылок и реминисценций.

В целом, в партийных программах белорусских «левых» партий религиозный компонент представлен в минимальной степени либо в контексте проблематики индивидуальных прав и свобод человека, либо в аспекте сохранения историко-культурного наследия и этнокультурной идентичности граждан страны. Так, партийная программа Белорусской партии левых «Справедливый мир» постулирует уважение к религиозным чувствам верующих и запрет на использование религии в политических целях, Республиканской партии труда и справедливости - уважение и защиту моральных и религиозных ценностей, исходящих из исторических корней народа Беларуси. В партийной программе Белорусской патриотической партии церковь рассматривается как хранитель духовной культуры народа, его исторической памяти и народной нравственности, что определяет поддержку со стороны данной партии подвижнической патриотической деятельности Православной церкви (а также других традиционных для страны конфессий), направленной на духовное возрождение страны и нравственное оздоровление общества. Одновременно в программе постулируется необходимость пресечения религиозной экспансии извне, а т.н. «нетрадиционные религии» оцениваются как деструктивные факторы, угрожающие традиционным религиозным конфессиям, национальной культуре и межрелигиозному согласию в белорусском обществе.

В партийных программах белорусских левоцентристских социал-демократических партий религиозный компонент представлен по-разному. Так, в программе Белорусской социально-спортивной партии, поддерживающей проводимый властью политический курс, весь религиозный компонент сводится только к признанию права человека на свободу вероисповедания и к требованию обеспечения самоопределения человека в духовной сфере. Однако в программе оппозиционной партии «Белорусская социал-демократическая Грамада» религиозный компонент представлен в более развернутом и концептуально обоснованном виде. В ней признается большая роль религии в исторической и культурной жизни белорусского народа, а христианство провозглашается в качестве одного из мировоззренческих базисов белорусской социал-демократии. Традиции христианской морали, лежащие в основе

^ -О

личностного самосовершенствования индивида, рассматриваются в качестве обязательного условия для построения общества социальной демо-« кратии. Более того, постулируется сакральная природа прав и свобод человека, что обусловливает невозможность их элиминирования из >. общественно-политической жизни. Принципы и нормы христианской = этики в программе рассматриваются как обязательные регулятивы по-| £ вседневной деятельности членов данной партии.

| § В партийной программе Либерально-демократической партии при-

1 £ знается тот факт, что религия является важнейшей частью духовно-1= = го наследия человечества. В ней артикулируется высокий статус нравственных идеалов традиционных религий Беларуси (православие, католицизм, ислам и иудаизм) и открытость к сотрудничеству с церковью и верующими. Но, одновременно, акцентируется опасность сектанства и религиозного экстремизма и необходимость борьбы с ними силами государства и общества.

Наиболее идеологически мотивирована и исторически обоснована апелляция к религии в партийных программах белорусских «правых» националистических партий - Партии БНФ и Консервативно-Христианской Партии - БНФ. Более того, в качестве программной цели Консервативно-Христианской Партии - БНФ заявлено увеличение роли религии в обществе при сохранении свободы совести и вероисповедания, а также создание автокефальных белорусских церквей (под этим понимается искусственная реанимация униатства в стране). Крайне немногочисленные сторонники данных взглядов, как подчеркивает Л.Е. Криш-тапович, пытаясь выставить униатство в качестве национальной религии белорусов, «заботятся на самом деле не о возрождении белорусской национальной культуры, а ставят своей целью осуществить латинофи-кацию и западнизацию общественного сознания, что неминуемо приведет к денационализации нашего народа» [2, с. 81]. В программах партий провозглашается сакральная природа нации и религии, экстраполируется этот фундаментальный онтологический принцип на Беларусь как страну и белорусов как этнонациональную общность. Утверждается, что Беларусь является страной христианской веры и христианской культуры, христианские ценности являются неотъемлемой частью белорусского менталитета, мировоззрения и культуры, объективируются в правах и свободах человека. Одновременно постулируется, что нация, но не религия, является основой белорусского государства. Поэтому возникает требование безусловной лояльности со стороны иных этнических сообществ и групп по отношению к белорусской нации как обязательное условие сохранения гипотетического белорусского национально-культурного единства.

Следует отметить, что в белорусском обществе подобная идеология, представленная как в партийных программах, так и в различных публицистических материалах, встречает серьезную и обоснованную критику. Внимание акцентируется на архаичном характере политических структур моноэтнического государства в условиях глобализации, деструктивным последствиям реализации политики этноцида в национальном и международном масштабах, невозможности обеспечить социальный порядок на подобной идеологической основе. «В идеологии национализма заложена потенциальная возможность превращения национального государства в тоталитарное, стремление построить этнократическое "белорусское" государство. Она, безусловно, носит антигосударственный, антинародный характер и в случае реализации ее установок сопряжена с социальными потрясениями» [5, с. 80].

Таким образом, партийно-идеологические комплексы части современных белорусских политических партий содержат совокупность разнородных религиозных ценностей, установок и представлений. Это обусловлено как причинами мировоззренческого характера (конструирование и объективация определенной картины мира на этнокультурных основаниях), так и инструментального характера (необходимость легитимации партии, мобилизации и мотивации партийного электората, конвертации символического капитала партии в политический и т.д.).

d о 2

й -о

Библиографический список

1. Котляров И.В. Социология политических партий. Мн., 2011.

2. Криштапович Л.Е. Беларусь как русская святыня. Мн., 2013.

3. Политические партии: Беларусь и современный мир / М.Ф. Чудаков и др. Мн., 2005.

4. Сведения о политических партиях, зарегистрированных в Республике Беларусь // Министерство юстиции Республики Беларусь. URL: http:// minjust.gov.by/ru/registr/politpart/?print=ipp (дата обращения: 05.08.2015).

5. Философия и идеология жизнедеятельности Беларуси: теоретические основы антикризисной модели и механизмы ее реализации / П.Г. Никитенко и др. Мн., 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.