11. Обращение Президента РФ В.В. Путина к Федеральному Собранию РФ 12.12.2012 г. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/17118URL:http://ria.ru/ society/20140723/1017250286.html (дата обращения: 17.09.2015).
12. Политическая наука: Словарь-справочник / Сост. проф. И.И. Санжаревский. М., 2010.
13. Прибежище негодяев? Из истории известного афоризма. URL: http:// narodna.pravda.com.ua/rus/history/46a4a6bc46 (дата обращения: 12.10.2015).
14. Проект Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». URL: http://kdm44.ru/pages/ patriotpr-2016-2020.html (дата обращения: 16.09.2015).
15. Российские приверженцы ислама хотят быть патриотами. Понятие патриотизма будет одним из ключевых в Социальной доктрине российских мусульман. URL: http://www.vedomosti.ru/politics/articles/rossiiskie-priver zhentsi-islama-hotyat-bit-patriotami (дата обращения: 19.09.2015).
16. Солженицын А.И. Россия в обвале. М., 1998.
17. Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А. А. Ивина. М., 2004.
18. Халиков И. Идеи патриотизма, героизма и самоотверженности в Исламе и народной педагогике. URL: http://islam-today.ru/obsestvo/idei_patriotizma geroizma_i_samootverzhennosti_v_islame_i_narodnoj_pedagogi (дата обращения: 12.09.2015).
Д.И. Наумов, A.M. Лотменцев
Религиозный компонент доктрин политических партий Республики Беларусь
Статья посвящена проблеме определения роли религии в политическом процессе постсоветского общества, которая рассмотрена в контексте отражения религиозных ценностей и представлений в партийных программах современных белорусских политических партий.
Ключевые слова: политическая партия, партийная идеология, партийная программа, религия, религиозные ценности, политические партии Республики Беларусь.
В трансформационных процессах на постсоветском пространстве особый интерес вызывает становление и развитие партийных систем, характеризующих как политическую организацию социума, так и сложившийся порядок отношений между политическими акторами по вопросу завоевания государственной власти или участия в ее легальном
21
-СО О т-
m о с^
о ф —
с 5
осуществлении. Структурным компонентом данной системы является обладающая особым правовым статусом политическая организация, представляющая собой добровольный союз индивидов с общими политическими взглядами, целями и интересами. Кроме того, партию характеризует не только выявление и выражение политической воли граждан, легальное участие в общественно-политической жизни страны, но и конструирование и репрезентация определенных мировоззренческих и политико-идеологических систем - партийных идеологий.
Под партийной идеологией И.В. Котляров понимает социально значимую, теоретически оформленную систему идей и ценностей, идеалов и традиций, формализованных и неписанных норм и правил поведения, а также деятельность по реализации цели, задач и функций партии, отражающих интересы и потребности поддерживающих политическую партию социальных слоев и групп и содействующих закреплению или изменению общественных отношений в рамках партийной программы [1, с. 138]. В функциональном аспекте программа детерминирует идейную и политическую общность партии, служит основой ее агитационно-пропагандистской деятельности, осуществляет ориенти-рующе-мобилизационную функцию [Там же, с. 165]. Партийная идеология репрезентирует как фундаментальные идеи определенной классической системы (либерализм, консерватизм и т.д.), так и совокупность разнородных убеждений, идей, мифов светской или религиозной природы.
В настоящее время в Министерстве юстиции Республики Беларусь зарегистрированы 15 политических партий, которые в соответствии со своими уставными документами осуществляют политическую деятельность на территории страны [4]. Соответственно, их партийные программы стали объектом качественного анализа, нацеленного на выявление роли религиозных ценностей и представлений в генезисе партийно-идеологических комплексов [3, с. 210-405].
В данном контексте партии могут быть классифицированы по идеологической направленности своих доктрин на 5 групп: «левые» партии (Коммунистическая партия Беларуси, Белорусская партия левых «Справедливый мир», Белорусская аграрная партия, Республиканская партия труда и справедливости, Белорусская патриотическая партия); левоцентристские социал-демократические партии (Белорусская социал-демократическая партия («Грамада»), партия «Белорусская социал-демократическая Грамада», Социал-демократическая партия Народного Согласия, Республиканская партия, Белорусская социально-спортивная партия); экологические партии (Белорусская партия «Зеленые»); либеральные партии (Объединенная гражданская партия, Либерально-демократическая партия); «правые» националистические партии (Партия Белорусского Народного Фронта, Консервативно-Христианская Партия - БНФ).
Соответственно, степень артикуляции религиозных ценностей и представлений в их партийных программах будет существенно различаться. Так, партийные программы Коммунистической партии Беларуси, Белорусской аграрной партии, Белорусской партии «Зеленые», Белорусской социал-демократической партии («Грамада»), Объединенной гражданской партии, Социал-демократической партии Народного Согласия и Республиканской партии не содержат каких-либо эксплицитных религиозных или конфессиональных отсылок и реминисценций.
В целом, в партийных программах белорусских «левых» партий религиозный компонент представлен в минимальной степени либо в контексте проблематики индивидуальных прав и свобод человека, либо в аспекте сохранения историко-культурного наследия и этнокультурной идентичности граждан страны. Так, партийная программа Белорусской партии левых «Справедливый мир» постулирует уважение к религиозным чувствам верующих и запрет на использование религии в политических целях, Республиканской партии труда и справедливости - уважение и защиту моральных и религиозных ценностей, исходящих из исторических корней народа Беларуси. В партийной программе Белорусской патриотической партии церковь рассматривается как хранитель духовной культуры народа, его исторической памяти и народной нравственности, что определяет поддержку со стороны данной партии подвижнической патриотической деятельности Православной церкви (а также других традиционных для страны конфессий), направленной на духовное возрождение страны и нравственное оздоровление общества. Одновременно в программе постулируется необходимость пресечения религиозной экспансии извне, а т.н. «нетрадиционные религии» оцениваются как деструктивные факторы, угрожающие традиционным религиозным конфессиям, национальной культуре и межрелигиозному согласию в белорусском обществе.
В партийных программах белорусских левоцентристских социал-демократических партий религиозный компонент представлен по-разному. Так, в программе Белорусской социально-спортивной партии, поддерживающей проводимый властью политический курс, весь религиозный компонент сводится только к признанию права человека на свободу вероисповедания и к требованию обеспечения самоопределения человека в духовной сфере. Однако в программе оппозиционной партии «Белорусская социал-демократическая Грамада» религиозный компонент представлен в более развернутом и концептуально обоснованном виде. В ней признается большая роль религии в исторической и культурной жизни белорусского народа, а христианство провозглашается в качестве одного из мировоззренческих базисов белорусской социал-демократии. Традиции христианской морали, лежащие в основе
^ -О
личностного самосовершенствования индивида, рассматриваются в качестве обязательного условия для построения общества социальной демо-« кратии. Более того, постулируется сакральная природа прав и свобод человека, что обусловливает невозможность их элиминирования из >. общественно-политической жизни. Принципы и нормы христианской = этики в программе рассматриваются как обязательные регулятивы по-| £ вседневной деятельности членов данной партии.
| § В партийной программе Либерально-демократической партии при-
1 £ знается тот факт, что религия является важнейшей частью духовно-1= = го наследия человечества. В ней артикулируется высокий статус нравственных идеалов традиционных религий Беларуси (православие, католицизм, ислам и иудаизм) и открытость к сотрудничеству с церковью и верующими. Но, одновременно, акцентируется опасность сектанства и религиозного экстремизма и необходимость борьбы с ними силами государства и общества.
Наиболее идеологически мотивирована и исторически обоснована апелляция к религии в партийных программах белорусских «правых» националистических партий - Партии БНФ и Консервативно-Христианской Партии - БНФ. Более того, в качестве программной цели Консервативно-Христианской Партии - БНФ заявлено увеличение роли религии в обществе при сохранении свободы совести и вероисповедания, а также создание автокефальных белорусских церквей (под этим понимается искусственная реанимация униатства в стране). Крайне немногочисленные сторонники данных взглядов, как подчеркивает Л.Е. Криш-тапович, пытаясь выставить униатство в качестве национальной религии белорусов, «заботятся на самом деле не о возрождении белорусской национальной культуры, а ставят своей целью осуществить латинофи-кацию и западнизацию общественного сознания, что неминуемо приведет к денационализации нашего народа» [2, с. 81]. В программах партий провозглашается сакральная природа нации и религии, экстраполируется этот фундаментальный онтологический принцип на Беларусь как страну и белорусов как этнонациональную общность. Утверждается, что Беларусь является страной христианской веры и христианской культуры, христианские ценности являются неотъемлемой частью белорусского менталитета, мировоззрения и культуры, объективируются в правах и свободах человека. Одновременно постулируется, что нация, но не религия, является основой белорусского государства. Поэтому возникает требование безусловной лояльности со стороны иных этнических сообществ и групп по отношению к белорусской нации как обязательное условие сохранения гипотетического белорусского национально-культурного единства.
Следует отметить, что в белорусском обществе подобная идеология, представленная как в партийных программах, так и в различных публицистических материалах, встречает серьезную и обоснованную критику. Внимание акцентируется на архаичном характере политических структур моноэтнического государства в условиях глобализации, деструктивным последствиям реализации политики этноцида в национальном и международном масштабах, невозможности обеспечить социальный порядок на подобной идеологической основе. «В идеологии национализма заложена потенциальная возможность превращения национального государства в тоталитарное, стремление построить этнократическое "белорусское" государство. Она, безусловно, носит антигосударственный, антинародный характер и в случае реализации ее установок сопряжена с социальными потрясениями» [5, с. 80].
Таким образом, партийно-идеологические комплексы части современных белорусских политических партий содержат совокупность разнородных религиозных ценностей, установок и представлений. Это обусловлено как причинами мировоззренческого характера (конструирование и объективация определенной картины мира на этнокультурных основаниях), так и инструментального характера (необходимость легитимации партии, мобилизации и мотивации партийного электората, конвертации символического капитала партии в политический и т.д.).
d о 2
й -о
Библиографический список
1. Котляров И.В. Социология политических партий. Мн., 2011.
2. Криштапович Л.Е. Беларусь как русская святыня. Мн., 2013.
3. Политические партии: Беларусь и современный мир / М.Ф. Чудаков и др. Мн., 2005.
4. Сведения о политических партиях, зарегистрированных в Республике Беларусь // Министерство юстиции Республики Беларусь. URL: http:// minjust.gov.by/ru/registr/politpart/?print=ipp (дата обращения: 05.08.2015).
5. Философия и идеология жизнедеятельности Беларуси: теоретические основы антикризисной модели и механизмы ее реализации / П.Г. Никитенко и др. Мн., 2009.