В.А. Матвиенко
ОСОБЕННОСТИ ДИАЛОГА ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ И РЕЛИГИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Аннотация
Формирование современного политического процесса представляет собой сложное и противоречивое взаимодействие двух институтов - государства и религии. В статье предпринимается попытка всестороннего анализа диалога политических партий и религии с позиции политики. Раскрывается содержательная сторона двух уровней этого диалога - внутреннего и внешнего. Внешний уровень представлен набором определенных религиозных символов, выступающих инструментами для популяризации партийных идеологий, транслирования основных программных положений политически активному населению. На внутреннем уровне определяется, что религия догматична в отличие от политических партий подверженных изменениям под влиянием политической борьбы за власть. Интерес политических партий к религии обусловлен причинами практического характера. Особое внимание обращено на механизм осуществления этого диалога, который выстраивается в зависимости от влияния ряда факторов: возможностей изменений в процессе сакрализации и секуляризации политического пространства; места и роли политических партий и религии в отдельно взятой политической культуре. Сделан акцент, на том, что в каждой политической культуре к настоящему времени сложились специфические и уникальные представления об особенностях диалога политических партий и религии. Приведено несколько вариантов включения политических партий, использующих религию в процессе своей институционализации в политическую систему своих государств. В статье на
V. Matviyenko
PECULIARITIES OF THE DIALOGUE OF POLITICAL PARTIES AND RELIGION IN THE CONTEMPORARY WORLD
Abstract
The forming of modern political process represents a difficult and controversial interaction between two institutes - the state and the religion. In this article has been made an attempt to analyze thoroughly the dialogue of political parties and religion from a position of policy. The content of two levels of this dialogue, internal and external, is disclosed. The external level is represented by a set of defined religious symbols, which represented as the tools for promotion ideologies of the party, broadcasting the main software applications to politically active population. At the external level, it is determined that the religion is dogmatic in distinction of political changing under the influence of the political struggle for power. Political parties' interest for religion is due to the reasons of practical nature. Special attention is paid to the implementation mechanism of this dialogue, which is lined up according to an impact number of different factors: opportunities of changing the process of sacralization and secularization of political space; the place and role of political parties and religion in a particular political culture. It is made prominent, that currently each political culture has developed its own specific and unique perception of a dialogue between political parties and religion. There are several options of inclusion of political parties that use religion in the process of its institutionalization in the political system of their states in the article. On the example of Islam, Christianity and Buddhism are considered manifestations of the dialogue between political parties and religion as their joint activity, made conclusions, pointing the
примере ислама, христианства, буддизма рассматриваются проявления диалога политических партий и религии в ходе их совместной деятельности, подводятся итоги, указывающие на необходимость дальнейшего исследования заявленной проблемы, но уже с позиции религии.
Ключевые слова:
политические партии, религии, политическое пространство, религиозные символы, партийные идеологии, политическая структура, диалог, политическая культура.
necessarily of further research the declared problem, but from the position of religion.
Key words :
political parties, religions, political space, religious symbols, party ideologies, political structure, dialogue, political culture.
Эволюционные трансформации политического процесса представляют собой сложный и противоречивый диалог двух институтов - государства и религии. Каждый из них по-своему претендуют на власть, имея на это определенные основания, от своего имени устанавливая «правила игры» в рамках собственных парадигм. Государства издавна расширяли сферы своего влияния, проводя разного рода экспансии. Постоянно увеличивающиеся объемы реальной власти часто наращивались за счет символической компоненты, используя в практиках своей политической деятельности определенный инструментарий и заимствованные у религии ресурсы.
Анализ различных аспектов диалога политических партий и религии в контексте политического строительства является важной частью современного политического дискурса. Актуальность затронутой в рамках данной статьи проблемы обусловлена целым рядом причин: во-первых, существенную роль играют радикальные изменения политического пространства, трансформировавшие общемировой политический процесс; во-вторых, в общественном сознании появилось четкое понимание необходимости пересмотра ранее существующих идеологий с заменой их идеями, основанными на общечеловеческих ценностях.
Исследовательское пространство диалога политических партий и религии представлено широким спектром позиций, взглядов и идей. Эта проблема (диалога политических партий и религий) носит междисциплинарный характер, находясь на стыке предметных областей таких социо-гуманитарных наук, как философия, политология, религиоведение, социология и ряда других, и соответствующих им субдисциплин. Изучение заявленной проблематики должно осуществляться преимущественно на основе комплексного подхода, что, как правило, предпринимается при
анализе политического симбиоза партий и религий в контексте политического строительства [9, с.21-29].
Важно подчеркнуть, что новые политические реалии придают диалогу политических партий и религии некую «пронзительность», создавая ситуации, когда общественные ожидания превосходят реальную результативность власти. Властные структуры, оказавшись в определенном идеологическом тупике, апеллируют к обществу с помощью иррациональных идей и текстов. Власть или её обретение выступает «искушением» не только для представителей светской части системной/несистемной политики, но и для той части общества, которая ассоциирует себя с религией.
Сущность диалога политических партий и религии на современном этапе выявляется с опорой преимущественно на научные методы познания политической действительности. В данном взаимодействии можно выявить внутренний и внешний уровни.
Внешний уровень диалога политических партий и религий получил своё оформление в условиях политического противостояния в виде религиозных символов. В контексте реальной политики они выступают инструментами для популяризации партийных идеологий, доведения содержания основных программных положений до широких слоев населения. В качестве символов используются числа, названия, логотипы, метафоры, гербы и другие средства конструирования политической реальности.
Религиозные символы, задействованные политическими партиями, выполняют различные функции: идентификации, мобилизации, коммуникации и др. В политической практике религиозные символы чаще всего используются для проектирования бренда, создания и правильной подачи имиджа партийного лидера, для упрощения общения между партиями и их потенциальными сторонниками. Все религиозные символы, задействованные политическими партиями в ходе их деятельности, можно условно разделить на: визуальные религиозные символы (1. Символы-ритуалы, к которым относятся религиозные праздники, религиозные действа, например, церемония инаугурации глав государств; 2. Символы-объекты, в качестве которых выступают религиозные архитектурные памятники, священные места, эмблемы, флаги и т.п.); лингвистические религиозные символы (символы-идеи, которыми могут быть тексты священных книг, цитаты из них, высказывания религиозных лидеров и глав религиозных
конфессий); звуковые (символы-звуки, религиозные молитвы, песнопения, духовные стихи и музыка).
В отдельную группу следует отнести символы-персоны, к которым относятся не только святые, религиозные лидеры, но и мифологические, легендарные личности.
Религиозные символы в различной степени используются практически всеми партиями. Так, в Италии на логотипе Итальянской социалистической партии (ИСП), просуществовавшей в стране до 1994 года, изображена красная гвоздика, которая в нашей стране является символом Дня Победы, символом пролитой крови. В Италии же это цветок Мадонны, который олицетворяет собой истинную любовь и чистоту, связь божественного и земного.
В США, государстве с высоким уровнем секуляризации, на логотипе Демократической партии США помещен осёл, прототипом которого является ослица библейского Валаама.
В Российской Федерации, на логотипе партии «Единая Россия», изображен идущий медведь, который, помимо прочего, у многих народов России является божественным существом, обладающим сакральным знанием, призванным карать грешников.
Религиозные символы со стороны политики в ходе борьбы политических партий за власть имеют различные интерпретации, даже в одном государстве, в рамках одной и той же политической культуры. Эта многозначность в дальнейшем может стать предметом отдельного исследования.
К внутреннему уровню диалога политических партий и религии, в первую очередь, относят тот факт, что религия догматична, не подвергается проверке верующими, а программа политических партий, напротив, может быть опровергнута реальным опытом политической борьбы.
Другим важным моментом является то, что политические партии используют религию как опору для аккумулирования интересов различных групп населения, способных проявлять инициативу и осуществлять посредничество в процессе принятия важных решений, прежде всего через стремление к участию в парламентской деятельности.
Интерес политических партий к религии в большинстве случаев объясняется причинами практического характера.
Во-первых, это использование религии как средства воздействия на массовое сознание (данная особенность была замечена ещё в древности,
когда различные природные явления геотектонического и атмосферного характера существенным образом повышали религиозность людей, увеличивая количество адептов той или иной общины, беспрекословно подчиняющихся религиозному лидеру, который гарантировал им защиту и стабильное будущие). Этой отработанной схемой манипулирования массовым сознанием в последующем стали пользоваться лидеры политических партий на ранних этапах партогенеза, продолжая это делать и в наши дни для моделирования необходимой им политической реальности.
Во-вторых, современный механизм осуществления диалога политических партий и религии, выстраивается в зависимости от возможностей трансформации в связи с противоречивостью процесса сакрализации и секуляризации в политическом пространстве, места и роли политических партий и религии в отдельно взятой политической культуре и многих других не менее важных аспектах.
Обозначенные векторы развития этого диалога способствуют включению религиозной константы в политическую жизнь многих современных государств.
Проанализируем отдельные, наиболее актуальные составляющие, диалога политических партий и религии.
Первый вектор. Идеологическое взаимодействие политических партий и религии в зависимости от типа политической системы
Проблема осуществления диалога политических партий и религии в процессе их идеологического взаимодействия в наши дни обладает особым исследовательским потенциалом. На внешнее и внутреннее содержание этого диалога, реальные схемы и механизмы его реализации, огромное влияние оказывает политическая культура того государства, в котором этот диалог собственно осуществляется. Причем это влияние является обоюдным.
Согласно определению, политическая культура включает в себя совокупность представлений, традиций, ценностей в отношении реализаций власти в том или ином государстве. В каждом из них к настоящему времени сложились собственные специфические и уникальные представления о политической культуре.
Интересным примером для раскрытия диалога политических партий и религии в связи с заимствованием идеологических компонентов служит политическое пространство современной Японии. Так, ключевой особен-
ностью японской политической культуры является её способность сочетать, казалось бы, совершенно не похожие элементы, импортированные из политических традиций иностранных государств [21, р. 466]. Причем этот процесс в большинстве своем имеет односторонний характер и осуществляется в одном направлении - в сторону ассимиляции новых ценностей при подавляющей роли собственных политических традиций. В конечном итоге это приводит к появлению политических ценностей в неповторимом национальном стиле. Религиозная обусловленность политической культуры Японии раскрывается в ряде феноменов таких, как подчинение нижестоящих вышестоящим в системе реализации власти; структурированность и иерархичность политической системы; деятельность политических партий, использующих религиозные идеи и т.п.
В настоящее время определенный исследовательский интерес представляет деятельность ряда политических партий и движений Японии («Белый Лотос», «Нитирэна»), чьи идеологические воззрения неоднократно использовались японскими политическими деятелями в прошлом и в определенной степени имеют место быть в наши дни [16, р. 256].
Специфика данных политических партий состоит в следующем: они эклектичны, имеют сложную внутреннюю организацию; и, наоборот, представляют очень понятный в восприятии культ и догматику.
Повышенный интерес к проблемам повседневности сближает идеологии этих политических партий с интересами обычных людей и представляющих их общественных организаций, делая их активными акторами политического процесса [17]. Примером является деятельность в Японии партии «Комэйто» или, как её ещё называют, Партии чистой политики. Идеология этой политической партии была сформирована под влиянием буддизма. Благодаря тому, что в своей политической деятельности данная партия выступает за искоренение коррупции из мира политики, защиту демократических прав и свобод населения страны, за улучшение системы социального обеспечения, в защиту окружающей среды, она является популярной среди населения Японии и входит в число шести наиболее крупных политических партий страны.
Второй вектор. Политические партии и религии в процессе институционального диалога.
Для политической культуры современных западных государств характерны следующие общие черты: сложившиеся традиции политической
демократии; преобладающая «партисипаторная» модель политического участия; недоверчивое отношение к «большой политике», при вынужденном участии в ней, в соответствии с существующими правилами, статусными и иными характеристиками; наличие в целом сформировавшегося среднего класса с соответствующим его интересам политическим менталитетом; недоверчивое, часто негативное отношение к ценностям восточной политической культуры при возрастающем интересе к Востоку в целом; формирование западными религиями открытого типа участия в политике и т.п.
Политические партии, активно использующие в процессе своей ин-ституционализации идеи христианства, первоначально сложились в основном в странах Западной Европы, где они стали реальной политической силой. Сегодня они интегрированы в политическую систему этих стран и декларируют преимущественно созидательные цели. В большинстве этих государств активно действуют христианско-демократические партии, выступающие за осуществление политических преобразований с учетом христианских ценностей [19].
К основным характеристикам данных политических сил следует отнести:
1. Стремление завоевать избирателей, представляющих две главные христианские конфессии - католицизм и протестантизм; в ходе избирательных кампаний;
2. Декларирование лозунгов, ориентированных на сохранение традиций и стабильность общественного порядка, развитие частной инициативы, антисоциализм;
3. Выдвижение идеи введения этнических основ христианства во все сферы деятельности и реализация идеи социального рыночного хозяйства;
4. Ориентирование на поддержку европейской интеграции или, наоборот, выступление за сохранение независимости государств или автономий;
5. Отсутствие жестких конфессиональных требований к членам этих политических партий;
6. Активизирование христианских политических партий в системе политического пространства европейских государств.
Политические партии, задействовавшие религию в процессе своего институционального становления, на постоянной основе, существуют в Австрии, Бельгии, Нидерландах, Германии, Испании, Италии, Греции и ряде других западноевропейских странах. Обнаруживаются множество вариантов включения подобных политических партий в политическую систему своих государств. Так, Австрийская народная партия - одна из крупнейших политических сил в стране, являясь классической консервативной партией, опираясь на христианские ценности, выступает за сохранение традиций и стабильности в политической жизни государства [24].
В Нидерландах, в ходе прошедших 15 марта 2017 года парламентских выборов политические партии, участвовавшие в них, активно апеллировали к религии [26]. За места в парламенте боролись «Народная партия за свободу и демократию», «Партия свободы», «Социалистическая партия», «Христианско-демократический призыв», «Христианский союз» и ряд других, в программных документах которых содержатся христианские идеи.
В современной Германии деятельность «народных» партий ХДС и ХСС, у истоков создания которых стояли правые деятели Аденауэр и Штраус, направлена на адаптацию консерватизма во всей его полноте к запросам внутренней и внешней политики [4, с. 48-59].
Религия оказала определенное влияние на формирование партийной системы Великобритании [22]. Принцип свободы выбора является основополагающим для современной политической культуры этой страны, в том числе и в контексте принадлежности к той или иной политической партии. Тони Блэр, бывший премьер-министр Великобритании и лидер лейбористкой партии, не отрицал влияния христианских ценностей на его политическую карьеру [15]. А нынешний премьер, лидер консервативной партии Тереза Мэй, неоднократно открыто заявляла, что в стране «очень сильны традиции религиозной толерантности и свободы слова» и что «Великобритания должна гордится своим христианским наследием» [2].
Все эти факты свидетельствуют о том, что в большинстве государств Западной Европы, в ходе длительной эволюции политической системы общества, сложились собственные типы институционального диалога политических партий и религии.
Третий вектор. Политические партии и религии: деятельностный аспект диалога
Проявления диалога политических партий и религии в ходе их совместной деятельности приобрели наиболее четкие и ярко выраженные формы на примере подобного взаимодействия политических партий и ислама.
Политические силы, опирающиеся в процессе своей деятельности на ислам, имеют более короткий период существования. На процесс их генезиса оказали влияние многие факторы: интенсификация всесторонних отношений стран Востока с Западной Европой, а в последующем и с США; возникновение в исламском мире новых экономических отношений; усиление тенденций к включению восточных государств в общемировой политический процесс.
В современной мировой политике идеи и установки ислама используются политическими партиями, прежде всего, в конкретных практических целях.
Политические партии, участвующие в диалоге с исламом, активно проецирующие его идеи в свою деятельность, условно можно разделить на несколько групп.
Первая группа представлена партиями, активно использующими для достижения своих стратегических целей всё богатство мировоззренческих установок ислама. Подобные политические партии в настоящие время существуют в Египте, Турции, Иордании, Пакистане, Иране, России и других странах [23]. К числу наиболее известных политических партий можно отнести: «Исламский фронт спасения» (Алжир), «Исламская группа» (Египет), «Исламская партия освобождения» (действует в Египте, Тунисе, Иордании, Турции и в странах Западной Европы), «Исламское сопротивление» (Ливан), «Ассоциация распространения ислама» (Пакистан) и многие другие [27].
Не имея возможности охарактеризовать каждую из этих партий, остановимся на анализе некоторых из них.
Первое течение - умеренный ислам («ислам ихвани») представлен ассоциацией исламских партий «Братья мусульмане». Социальной основой этой политической силы являются маргинальные слои населения. Основатель этой ассоциации - Хасан аль-Банна, который выступал за создание исламского порядка и достижение процветания третьим некапиталистическим, несоциалистическим, исламским путем развития [14, с. 1-40].
Второе течение - салафитское («тайарат салафийа») представлено политической организацией «Законная лига». В основе её деятельности
лежит стремление к устранению от политики и сосредоточение на религиозной пропаганде в социальной сфере. Первой официально зарегистрированной салафитской партией стала «ан-Нур», правое крыло организации «Салафитский призыв».
Третье течение - египетские суфии, представленные «Партией египетского освобождения» (ПЕО), программные установки которой включают следующие основные положения: провозглашение шариата одним из источников законодательства; отрицание насилия, террора и экстремизма; сотрудничество с другими народами, гражданским обществом и международными организациями.
Исламские партии современного Пакистана представлены следующими политическими силами: «Партией пакистанского народа», «Пакистанской мусульманской лигой», партией исламского возрождения «Джа-маат-э-Ислами», фундаменталистской партией «Деобанди Джамият уль-улема-и Ислам». Политические партии в Пакистане представляют различные, часто противоборствующие направления ислама, что приводит к обострению отношений, конфликтам, созданию многочисленных группировок, течений, результатом чего являются внутрипартийные расколы и распады партий [20].
Вторая группа политических партий, активно заявивших о себе в недавнем времени, аккумулировала в практике своей политической деятельности разноплановые цели, общим, объединяющим основанием для которых стало противодействие исламизации, а в отдельных, крайних проявлениях, - мультикультурализму. Они имеют место в большинстве государств мира, где переживают очередной виток в своём развитии, выступают активными акторами современного политического процесса [23]. Примерами подобных политических партий являются: партия «Венстре» (Дания), «Истинные финны» (Финляндия), «Фламандский интерес» (Бельгия), «Британская национальная партия» (Великобритания), «Партия свободы» (Нидерланды), «Лига Севера» (Италия) и другие. Данные политические силы объединяет ярко выраженная наступательная тактика в проведении избирательных кампаний, рассчитанная на приобретение большого веса в общественной жизни и ключевые позиции во внутренней политической жизни собственных государств.
«Партия свободы», представленная в политическом пространстве Нидерландов, позиционирует себя как правая и придерживающаяся дос-
таточно своеобразной линии поведения, известна также достаточно резкими выступлениями в отношении ислама [11].
В Швеции партия «Шведские демократы» в качестве обоснования своей предвыборной кампании используют лозунг «Швеция для шведов». Эта политическая партия представлена в парламенте страны - Риксдаге. На парламентских выборах 14 сентября 2014 года она получила 13%, показав новый рекордный результат, став третьей по количеству набранных голосов политической силой страны [13].
Финская политическая партия «Истинные финны» представляет собой политическую силу с очень сложной и противоречивой идеологией. Это выражается в поддержке крайне левых взглядов во внутренней политике (повышение акцизов на крепкие спиртные напитки; увеличение различного рода пособий и денежных средств, выделяемых на помощь бедным и дотации крестьянам и т.п.), в отстаивании крайне правых позиций во внешней политике (резкое ограничение миграции из стран третьего мира, уменьшение пособий для иммигрантов и т.п.).
На протяжении достаточно длительного периода времени происходит рост популярности этой политической партии внутри страны. Если в 2007 году на очередных парламентских выборах партия набрала всего 4%, то в 2011 году - 19% [12].
Четвертый вектор. Диалог политических партий и религии в государствах с высокой степенью секуляризации и сложной конфессиональной структурой
Религия занимает важное место в политической жизни США, несмотря на то, что она законодательно отделена от государства с момента его фактического основания. Это подтверждается данными опроса службы Gallup, проходившем в мае 2011 года, который показал, что 92% американцев верят в Бога [10]. Вместе с тем, видя возросшее влияние религии, ряд исследователей констатирует ослабление роли религии в личной жизни обычных граждан [5]. Эта тенденция прослеживается повсеместно: и среди различных политических сил - от консерваторов до демократов, и среди представителей различных возрастных групп - от молодых до зрелых и пожилых, и среди городского и сельского населения страны [25].
Политические партии США, несмотря на противоречивость мнений, и точек зрения, продолжают активно взаимодействовать с религией [3]. На политической арене страны представлены две ведущие политические си-
лы: Республиканская партия США - консерваторы, в основном представленные религиозными и националистическими группами; Демократическая партия США - либералы и марксисты, в чьих программных документах религиозные идеи фактически отсутствуют.
Несмотря на имеющиеся принципиальные различия во взглядах по многим ключевым позициям, религия, как ни странно, является «общей платформой» для этих политических партий. Хотя и республиканцев традиционно называют «партией пасторов», не менее религиозны и меньшинства среди электората демократов, в особенности латино-и афроаме-риканцев [18]. Лидер Республиканской партии, избранный в ноябре 2016 года 58 президент США Дональд Трамп, в своей избирательной кампании сравнительно мало обращался к религии. Тем не менее, на церемонии инаугурации Трампа звучало много молитв на разных языках, которые произносили буддисты, мусульмане и представители христианских церквей [1]. При всем многообразии отрицательных характеристик фигуры нового президента непосредственно в стране, большинство верующих американцев относятся к Трампу с определенной симпатией, положительно оценивая конкретные меры, предпринятые им уже в должности руководителя США. Это и выступления против вашингтонской политической элиты; протесты против политкорректности; критика исламского фактора, способствующего распространению терроризма.
Отличительными чертами диалога политических партий и религии в современной России являются: во-первых, законодательное закрепление высокого уровня секуляризованности политических партий (название регистрируемой партии не допускает её связи с какой-либо конфессией; запрет на создание политических партий на основе национальной или религиозной принадлежности и т.п.); во- вторых, отсутствие единых взглядов среди российских политических партий различной идеологической направленности по проблеме построения оптимальной модели государственно-конфессионального взаимодействия.
Лидеры большинства политических партий современной России очень часто обращаются к религии, видя в ней конструктивную силу, способную консолидировать современное российское общество. Лидер КПРФ Геннадий Зюганов неоднократно заявлял, что в настоящем «у КПРФ уважительное отношение с тем духовенством, которое помогает людям жить по христианским или мусульманским заповедям» [7].
Заместитель Секретаря Генерального совета партии «Единая Россия» депутат Государственной Думы РФ Сергей Железняк в одном из своих выступлений в январе 2015 года отмечал, что «власти важно слышать представителей всех традиционных конфессий, которые объединяют большинство граждан» [6].
Религиозные организации представляют важнейший компонент политической жизни современной Индии, вступая в диалог с различными политическими партиями [28, р. 227]. Об этом свидетельствует и победа на состоявшихся 17 июля 2017 года президентских выборах Рама Натха Ковинда, выходца из индуистских правонационалистических кругов, представленных крупнейшей в мире религиозно-патриотической организацией «Раштрия сваямсевак сангх» (РСС - «Союз добровольных слуг родины») и правящей «Бхаратия джаната партией» (БДП - базирующейся на индуизме национал-консервативной «Индийской народной партии») [8].
Таким образом, можно констатировать, что характер диалога политических партий и религий с позиции политики в современных государствах имеет многоаспектный характер, что находит выражение в существовании различных форм, векторов и уровней этого диалога, в демонстрации различных сторон и смыслов подобной коммуникации. В большинстве своем подобное взаимодействие выгодно именно политическим партиям, использующим религию в качестве инструмента для развития и внедрения инициатив, идей, программ, а также политической мобилизации населения. В будущем, для гармонизации этого диалога и более объективной оценки его состояния, необходимо проведение детального анализа с позиции религиозных организаций.
Литература
1. Братерский А. Молитва за Трампа. URL: http://www.gazeta.rU/politics/2017/03/27_a_10597535.shtml#page3 (дата обращения 19.11.2017).
2. Британский премьер: христиане могут свободно говорить о вере. URL: http://www.invictory.com/news/story-64412-Тереза-Мэй.html (дата обращения 17.11.2017).
3. Бурдаков Д.В., Толочко А.В., Шумилов А.В. Предвыборная кампания Берни Сандерса: возможные перспективы развития социалистической модели государственного устройства и организации общества в США // PolitBook. 2016. №1.
4. Белинский А.В. Политические партии Германии в начале XXI в.: между традицией и модернизацией // Политическая наука. 2015. №1.
5. Григорьев А. Президенты США и их религия. URL: http://www.golos-ameriki.ru/a/us-presidents-and-religion-2012-01-12-137186973/249948.html (дата обращения 18.11.2017).
6. Железняк С. Власти важно слышать представителей всех конфессий //Официальный сайт партии Единая Россия. URL: //http://er.ru/news/127007/ (дата обращения 20.11.2017).
7. Зюганов рассказал, как КПРФ относится к РПЦ, и призвал не превращать ее в послушный властям механизм // Официальный сайт КПРФ. URL: http://classic.newsru.com/religy/23oct2012/zyuganov_print.html (дата обращения 18.11.2017).
8. Латышев С. Президентом Индии стал неприкасаемый. URL: http://www.gumilev-center.ru/prezidentom-indii-stal-neprikasaemyji/ (дата обращения 19.11.2017).
9. Нестерчук О.А., Романова Д.Ю. Свобода совести и вероисповедания как проблемное поле религиозного и политического процессов // Этносоциум и междунациональная культура. 2017. №11(113).
10. Патнэм Р., Кэмпбелл Д. Бог и кесарь в Америке // Россия в глобальном мире. 2012. №2. URL: http://www.globalaffairs.ru/number/Bog-i-kesar-v-Amerike-15532 (дата обращения 18.11.2017).
11. «Партия свободы» - стратегия. URL: http:// www.regional-science.ru/wp-content/uploads/2012/.../Strategia_partia_svobody.docx (дата обращения 19.11.2017).
12. Петелин Б.В. Политический консерватизм христианских демократов Германии в контексте европейских перемен XXI века // Исторические исследования. 2016. №5. URL: http://www.historystudies.msu.ru/ojs2/ index.php/ISIS/article/view/85/226 (дата обращения 18.11.2017).
13. Ульяницкий П. Шведские крайне правые добились небывалого успеха // Sensus novus - 17 сентября 2014 г. URL: http://www.sensusnovus.ru/ news/2014/09/17/19408.html (дата обращения: 19.11.2017).
14. Царегородцева И.А. Мусульманские группы Египта и их политические партии накануне и после «революции 25 января». М.: Изд.-во «Высшей школы экономики», 2014.
15. Штерин М. Религиозный плюрализм и новые религии в Англии // ИНДЕКС. 2000. №11. URL: http://www.index.org.ru/journal/cont11.html (дата обращения 19.10.2017).
16. Berger T.U. Cultures of Antimilitarism. - Baltimore, Md. and London: Johns Hopkins University Press, 1998.
17. BBC News | ASIA-PACIFIC | Shinto factor in Japanese elections. URL: http://news.bbc.co.uk/2/hi/asia-pacific/797614.stm (дата обращения 18.11.2017).
18. Viswanathan B. What are the differences between Republicans and Democrats? URL: http://www.quora.com/What-are-the-differences-between-Republicans-and-Democrats (дата обращения 18.11.2017).
19. European Parliament resolution of 14 December 2011 on the upcoming EU-Russia Summit on 15 December 2011 and the outcome of the Duma elections on 4 December 2011 URL: http://www.europarl.europa.eu/sides/get-Doc. (дата обращения 18.11.2017).
20. Islamic Parties in Pakistan Crisis Group Asia Report. 2011. №216. URL: http://www.crisisgroup.org/ru/asia/south-asia/pakistan/islamic-parties-pakistan (дата обращения 19.11.2017).
21. Keene D., Theodore de Bary. Sources of Japanese Tradition. New York: Columbia Univ. Press, 2002.
22. Muslims in London. At Home in Europe Project, Open Society Institute, New York - London - Budapest, 2012. URL: http://www.opensocietyfoundations.org/sites/default/files/muslims-in-london-20120715.pdf (дата обращения 19.11.2017).
23. Nielsen J. Yearbook of Muslims in Europe. Brill, Leiden - Boston. Vol. 1-4, 20092012.
24. Nordsieck W. Parties and Elections in Europe. URL: http://www.parties-and-elections.eu/content.html (дата обращения 18.11.2017).
25. Percentage of population in the United States in 2014 and 2060, by race and Hispanic origin // The Statistics Portal. URL: http://www.statista.com/statistics/270272/percentage-of-us-population-by-ethnicities/ (дата обращения 18.11.2017).
26. Profiting from misery - how smugglers bring people to Europe. URL: http://frontex.europa.eu/feature-stories/profiting-from-misery-how-smugglers-bring-people-to-europe-tQtYUH (дата обращения 18.11.2017).
27. The Future of the Global Muslim Population. Projections for 2010-2030. Pew Research Center, Forum on Religion and Public Life, 2011. URL: http://www.pewforum.org/uploadedFiles/Topics/Religious_Affiliation/Muslim/FutureGlobal MuslimPopulation-WebPDF-Feb10.pdf (дата обращения 18.11.2017).
28. The First Report on Religion Data. Census of India 2001. New Delhi, 2004.
References
1. Braterskii A. Molitva za Trampa. URL: http://www.gazeta.ru/politics/2017/03/ 27_a_10597535.shtml#page3 (data obrashcheniya 19.11.2017).
2. Britanskii prem'er: khristiane mogut svobodno govorit' o vere. URL: http://www.invictory.com/news/story-64412-Tereza-Mei.html (data ob-rashcheniya 17.11.2017).
3. Burdakov D.V., Tolochko A.V., Shumilov A.V. Predvybornaya kampaniya Berni San-dersa: vozmozhnye perspektivy razvitiya sotsialisticheskoi mode-li gosudarstvennogo ustroistva i organizatsii obshchestva v SShA. PolitBook. 2016. №1.
4. Belinskii A.V. Politicheskie partii Germanii v nachale XXI v.: mezhdu traditsiei i modernizatsiei. Politicheskaya nauka. 2015. №1.
5. Grigor'ev A. Prezidenty SShA i ikh religiya. URL: http://www.golos-ameriki.ru/a/us-presidents-and-religion-2012-01-12-137186973/249948.html (data obrashcheniya 18.11.2017).
6. Zheleznyak S. Vlasti vazhno slyshat' predstavitelei vsekh konfessii. Ofitsial'nyi sait partii Edinaya Rossiya. URL: http://er.ru/news/127007/ (data obrashcheniya 20.11.2017).
7. Zyuganov rasskazal, kak KPRF otnositsya k RPTs, i prizval ne prevrashchat' ee v poslushnyi vlastyam mekhanizm. Ofitsial'nyi sait KPRF. URL: http://classic.newsru.com/religy/23oct2012/zyuganov_print.html (data obrashcheniya 18.11.2017).
8. Latyshev S. Prezidentom Indii stal neprikasaemyi. URL: http://www.gumilev-center.ru/prezidentom-indii-stal-neprikasaemyjj/ (data ob-rashcheniya 19.11.2017).
9. Nesterchuk O.A., Romanova D.Yu. Svoboda sovesti i veroispovedaniya kak problemnoe pole religioznogo i politicheskogo protsessov. Etnosotsi-um i mezhdunatsio-nal'naya kul'tura. 2017. №11(113).
10. Patnem R., Kempbell D. Bog i kesar' v Amerike // Rossiya v glo-bal'nom mire. 2012. №2. URL: http://www.globalaffairs.ru/number/Bog-i-kesar-v-Amerike-15532 (data obrashcheniya 18.11.2017).
11. «Partiya svobody» - strategiya. URL: http://www.regional-science.ru/wp-content/uploads/2012/.../Strategia_partia_svobody.docx (data obrashcheniya 19.11.2017).
12. Petelin B.V. Politicheskii konservatizm khristianskikh demokra-tov Germanii v kontekste evropeiskikh peremen XXI veka. Istoricheskie issledovaniya. 2016. №5. URL: http://www.historystudies.msu.ru/ojs2/index.php/ISIS/article/view/85/226 (da-ta obrashcheniya 18.11.2017).
13. Ul'yanitskii P. Shvedskie kraine pravye dobilis' nebyvalogo uspekha. Sensus novus - 17 sentyabrya 2014 g. URL: http://www.sensusnovus.ru/ news/2014/09/17/19408.html (data obrashcheniya: 19.11.2017).
14. Tsaregorodtseva I.A. Musul'manskie gruppy Egipta i ikh politicheskie partii na-kanune i posle «revolyutsii 25 yanvarya». M.: Izd.-vo «Vysshei shkoly ekonomiki», 2014.
15. Shterin M. Religioznyi plyuralizm i novye religii v Anglii. INDEKS. 2000. №11. URL: http://www.index.org.ru/journal/cont11.html (data obrashcheniya 19.10.2017).
16. Berger T.U. Cultures of Antimilitarism. - Baltimore, Md. and London: Johns Hopkins University Press, 1998.
17. BBC News | ASIA-PACIFIC | Shinto factor in Japanese elections. URL: http://news.bbc.co.uk/2/hi/asia-pacific/797614.stm (data obrashcheniya 18.11.2017).
18. Viswanathan B. What are the differences between Republicans and Democrats? URL: http://www.quora.com/What-are-the-differences-between-Republicans-and-Democrats (data obrashcheniya 18.11.2017).
19. European Parliament resolution of 14 December 2011 on the upcoming EU-Russia Summit on 15 December 2011 and the outcome of the Duma elections on 4 December 2011 URL: http://www.europarl.europa.eu/sides/get-Doc. (data obrashcheniya 18.11.2017).
20. Islamic Parties in Pakistan Crisis Group Asia Report. 2011. №216. URL: http://www.crisisgroup.org/ru/asia/south-asia/pakistan/islamic-parties-pakistan (data obrashcheniya 19.11.2017).
21. Keene D., Theodore de Bary. Sources of Japanese Tradition. New York: Columbia Univ. Press, 2002.
22. Muslims in London. At Home in Europe Project, Open Society Institute, New York - London - Budapest, 2012. URL: http://www.opensocietyfoundations.org/sites/default/files/muslims-in-london-20120715.pdf (data obrashcheniya 19.11.2017).
23. Nielsen J. Yearbook of Muslims in Europe. Brill, Leiden - Boston. Vol. 1-4, 20092012.
24. Nordsieck W. Parties and Elections in Europe. URL: http://www.parties-and-elections.eu/content.html (data obrashcheniya 18.11.2017).
25. Percentage of population in the United States in 2014 and 2060, by race and Hispanic origin. The Statistics Portal. URL: http://www.statista.com/statistics/270272/percentage-of-us-population-by-ethnicities/ (data obrashcheniya 18.11.2017).
26. Profiting from misery - how smugglers bring people to Europe. URL: http://frontex.europa.eu/feature-stories/profiting-from-misery-how-smugglers-bring-people-to-europe-tQtYUH (data obrashcheniya 18.11.2017).
27. The Future of the Global Muslim Population. Projections for 2010-2030. Pew Research Center, Forum on Religion and Public Life, 2011. URL: http://www.pewforum.org/uploadedFiles/Topics/Religious_Affiliation/Muslim/FutureGlobal MuslimPopulation-WebPDF-Feb10.pdf (data obrashcheniya 18.11.2017).
28. The First Report on Religion Data. Census of India 2001. New Delhi, 2004.