Типология образа учителя в творчестве И.С. Тургенева
1 2 3
Ковалева О.А. , Толкушкина Е.А. , Данцева А.В.
'Ковалева Ольга Александровна / Kovaleva Olga Aleksandrovna - учитель; 2Толкушкиш Елена Александровна / Tolkushkina Elena Aleksandrovna - учитель Средняя общеобразовательная школа № 4, Красноярский край, г. Лесосибирск 3Данцева Анастасия Владимировна /Dantseva Anastasiya Vladimirovna- филологический факультет, студент Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета
г. Лесосибирск
Аннотация: в статье определяются основные типы учителя в произведениях Тургенева середины XIX века, которые воплощают авторскую концепцию мира и человека. Устанавливается связь персонажей-учителей с тенденциями общественного развития России этого времени.
Annotation: authors identifies the main types of teachers in the works of Turgenev mid XIX century, which embody the author's concept of the world and man. It is established the connection between characters teachers and the trends of social development in Russia that time.
Ключевые слова: тип, персонаж, учитель, наставник, идея, концепция. Keywords: type, character, teacher, mentor, idea, concept.
Писатели середины XIX века, отразившие переломные моменты в развитии российского общества, меняют акценты в изображении привычных для читателя явлений. Особенно отчетливо это видно в воплощении образа учителя - непременного персонажа «усадебных» романов и драм этого времени. Этот феномен представлен в пьесе И.С.Тургенева «Месяц в деревне», центральным образом в которой является учитель сына Ислаевых -студент Беляев, принадлежащий к поколению разночинцев, на основе которого начинает формироваться русская интеллигенция. Этот факт во многом обуславливает его живое поведение в усадьбе: не скованный кодексом дворянской чести, он смог, едва появившись в доме, разрушить сложившийся размеренный быт дворянского гнезда. Молодой воспитатель быстро находит подход к своему ученику и становится для него близким человеком, т.к. руководствуется принципом деятельной кооперации (вместе лезут на дерево, мастерят змея, устраивают качели). Коля под влиянием учителя, умело выстраивающего гармоничные отношения с природой, становится активным, открытым и подвижным мальчиком. Изображая два типа учителя (русского и немца), И.С. Тургенев ставит вопрос о важности национального элемента в воспитании молодого поколения. Беляев изображен как «естественный учитель», развивающий личность ребенка, формирующий его общую культуру с опорой на народные идеалы.
Известно, что отдельное явление необходимо рассматривать «в контексте подобных явлений, одно произведение в контексте других произведений. Такой подход позволяет с меньшей степенью погрешности понять авторскую позицию, его оценку изображенных событий» [4].
Подобный Беляеву образ учителя представлен и в романе И.С. Тургенева «Рудин». Таков Басистов, открывающий дворянским детям мир русской природы, органично вписывающийся в мир русской усадьбы. Отношение писателя к этому персонажу проявляется в его фамилии, которая, возможно, происходит от прозвища «басый», что в северных русских говорах означает «красивый», «видный». Важный прием характеристики персонажа - соотнесенность с ракитой, которая (это дерево или кустарник ивовых) может выступать в качестве древа жизни, отгонять нечистую силу [5,146].
Другой тип учителя представлен в образе Рудина, который постоянно поучает всех окружающих. Так Тургенев представляет оппозицию «духовный наставник» - «естественный учитель». Басистов (вариант образа Беляева) больше слушает своего собеседника. Рудин как «духовный наставник» задает ценностные ориентиры. Для характеристики этого персонажа автор также использует ассоциации с дубом, с которым соотносит себя сам Рудин. У многих народов дуб считался «царем леса» [5,102]. Так детали акцентируют наше внимание на готовности к компромиссу Басистова и гордости - Рудина.
Парный принцип в создании образов учителей позволяет Тургеневу показать, как Рудин, увлеченный «идеей», неспособен слышать «другого», он не видит другое «Я». «Духовный» наставник наделен даром монолога, «естественный» учитель - даром воспитательного диалога, способствующего восприятию ребенком общекультурного опыта человечества. Деятельность такого учителя нацелена на преодоление конфликта поколений, характерного для всей мировой культуры [1], особенно для современного общества [2]. Отсутствие подобного учителя в окружении ребенка делает разрыв между поколениями особенно острым, что становится темой многих произведений XX в. [3].
Пытаясь изобразить героя, совмещающего «наставническую» и собственно «педагогическую» деятельность, Тургенев показывает невозможность такого соединении.
Изображая персонажей - учителей, Тургенев показывает жизнетворческую позицию своих героев Беляева, Басистова и др., в образах которых воплощается представление писателя о том, что жизнь в своей полноте многообразна и безгранична, тогда как любой идеал является ограниченным
Литература
1. Бахор Т.А. Конфликт поколений в рассказе М. Шолохова «Родинка» // Успехи современного естествознания. 2011. № 12. c.85-87.
2. Бахор Т.А., Ковалева О.А., Толкушкина Е.А., Бахмутова Т.В., Заяц М.Н. Разрыв родовых связей -проблема современной семьи (по повести Пантелеева И. «Чужой») // Современные исследования социальных проблем. 2010. № 2. с.88-89.
3. Бахор Т.А., Лобарева В.С., Зырянова О.Н. Архетипическая основа малой прозы И.Пантелеева // Фундаментальные исследования. 2013. № 8 (часть 6). с. 1487-1490; URL: www.rae.m/fs/?secüon=content&op=show_artide&artide_id=10001372.
(Дата обращения: 12.07.2014).
4. Лобарева В.С., Бахор Т.А., Кашпур О.А. Контекст как путь понимания произведений А.С. Пушкина // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5. URL:: www.science-education.ru/111-10717. (Дата обращения: 12.07.2014).
5. Словарь символов и знаков. /Авт.-сост. Рогалевич Н.Н. Мн.: Харвест, 2004. с.512.