Стиль В. Белкина
1 2 3
Ковалева О.А. , Толкушкина Е.А. , Изотов Д.А.
'Ковалева Ольга Александровна /Kovaleva Olga Aleksandrovna - учитель; 2Толкушкиш Елена Александровна / Tolkushkina Elena Aleksandrovna - учитель;
3Изотов Дмитрий Андреевич / Izotov Dmitriy Andreevich - учащийся Средняя общеобразовательная школа № 4, Красноярский край, г. Лесосибирск
Аннотация: в статье намечены основные направления литературного краеведения в школе. Проанализированы тематика, основные мотивы, образы, основные композиционные приемы, версификация стихотворений известного красноярского поэта В.Белкина, а также традиции, которым он следует. Annotation: the authors in the article outlined the main directions of literary studies at school. It is analyzed themes, the main motives, images, basic compositional techniques, versification ofpoems of the famous Krasnoyarsk poet V.Belkin, as well as the traditions that he follows.
Ключевые слова: лирика, стиль, мотив, образ, версификация, поэтическая традиция. Keywords: lyrics, style, motiv, image, versification, poetic tradition.
С 2008 года в МБОУ «СОШ №4» г.Лесосибирска совместно со студентами и преподавателями Лесосибирского педагогического института реализуется программа (руководитель - канд. филол. наук, доцент Т.А. Бахор) по литературному краеведению. Итоги работы неоднократно представлялись в печати [все номера]. На уроках школьники обучались различным приемам анализа поэтического текста [1], знакомились с поэзией и прозой красноярских авторов [2], особенно с пейзажной лирикой [3]. Проводились учебные конференции «Зимние пейзажи в творчестве красноярских поэтов» [5], «Традиции поэзии серебряного века в лирике Красноярья» [4]. Такая целенаправленная работа способствовала повышению интереса учащихся к литературному краеведению, активизации исследовательской работы школьников. Для интерпретации были предложены темы, связанные с характеристикой идиостиля поэтов В.Белкина, Р.Солнцева и др.
Лучшей стала работа «Поэтический стиль Владлена Белкина», в которой Д.Изотов подробно характеризует мотивы и образы, основные композиционные приемы, художественные средства, присущие поэту.
У В.Белкина есть ряд стихотворений, в которых основным приемом воплощения лирического переживания является антитеза. В стихотворении «А все-таки, жизнь хороша...» [6] наиболее полно отражена эта особенность творческой манеры поэта. Так, первая строфа начинается неявным противопоставлением: «А все-таки, жизнь хороша...// Банальная истина? Знаю.// И все-таки: «Жизнь хороша» - // Опять и опять повторяю». Стихотворение начинается с противопоставления жизни и поэзии. Поэт изображает особые состояния души (горе, радость, разочарование). Жизнь же по преимуществу состоит из обыденных ситуаций. Этим можно объяснить появление противительного союза «а». В этом катрене Белкин снимает такое противопоставление, заявляя, что обыденность, банальность может быть основой особого переживания, рождающего стихотворение.
В следующих строфах лирический герой приводит примеры обыденных, с точки зрения других людей, приземленных ситуаций. Таково утверждение во второй строфе: «Случается жить без гроша. // Бывать обойденным и битым». Такова констатация душевного состояния героя в третьей строфе; «С утра за удачей спеша, // Сгибаюсь под ношей сомнений..».
При этом герой обладает реалистическим видением жизни, и черное для него остается черным: именно удары судьбы («жизнь без гроша», «быть обойденным и битым») он определяет как «беды-обиды», а сомнения, во власти которых находится герой, он определяет как свою неспособность или нежелание разделить явь и сновидение. Оценка героя («жизнь хороша»), как мы видим, относится не только к приятным, по общепринятым взглядам, явлениям, но и к такому состоянию жизни, которое человек традиционно стремится избежать (быть битым, жить без гроша). В 4-ой строфе он указывает на неделимость и целостность жизни, в которой небо соседствует с землей, счастье сочетается с несчастьем, бедность с богатством, а радость с горем.
В заключительной строфе герой размышляет о сущности человеческой жизни и видит ее в душевности человека. Если основное качество человеческой души - любовь и сострадание, то перечисленные беды-обиды героя можно рассматривать как обучение человека страданию, чтобы он был готов сострадать.
Система образов этого стихотворения характеризует В.Белкина как поэта крайностей: он выбирает крайние ситуации в жизни человека (быть без гроша, быть битым и т.д.), что позволяет ему указать на спектр переживаний, вызываемых той или иной ситуацией. В последней строфе поэт соотносит жизненные ценности современного человека и людей прошлых эпох.
Внимание В.Белкина к обыденным явлениям и ситуациям отражает некрасовскую линию русской поэзии. Некрасову следует В.Белкин и в своем дидактизме (поучительности), в стремлении отразить типичные ситуации жизни современника. В отличие от Некрасова - певца современности, В.Белкин акцентирует в своих стихах не зависящие от времени и формы проявления свойства человека - богатство его души, заключающееся, прежде всего, в сострадании.
Это стремление поэта следовать детализации при изображении мира и в то же время желание воплотить вечные истины в произведениях, отразилось в форме стихотворения. Если посмотреть внимательно на текст, то можно увидеть, что все строфы связаны общей рифмой (хороша - гроша - спеша - душа). Более того, рифмуются между собою первая и последняя строчки, создавая единое художественное пространство текста. Все перечисленные состояния и переживания (гордость, отчаяние, радость, сострадание) признаются автором как имеющими право существовать.
В.Белкин не разделяет события на значимые и незначительные. В его представлении, человек -непременный участник всех мировых действий и событий, каждое из которых по-разному может предстать перед ним, чтобы испытать его. Прием антитезы - наиболее органичен для такого видения мира. В стихотворениях В. Белкина, как нам кажется, утверждается следующая мысль: все, что происходит, необходимо человеку, чтобы оставаться человеком
Все эти аспекты стиля позволяют автору наиболее полно выразить свое представление о жизни человека, что, в конечном итоге, воплощается в своеобразии лирического переживания поэта.
Литература
1. Бахор Т.А. Анализ частей речи как способ постижения художественного мира стихотворения (методические рекомендации к изучению лирики в школе)// Человек и язык в коммуникативном пространстве: сборник научных статей. 2010.Т. 1.№ 1. с. 356-359.
2. Бахор Т.А. Изучение поэзии Красноярского края ХХ века // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2011№ 8. с. 80-81.
3. Бахор Т.А., Ковалева О.А., Толкушкина Е.А., Бахмутова Т.В., Заяц М.Н., Колланг Г.В. Изучение пейзажной лирики на уроках литературного краеведения // В мире научных открытий.2010№ 6-2.с.76-79.
4. Бахор Т.А., Лобарева В.С., Зырянова О.Н. Традиции поэзии серебряного века в произведениях сибирских авторов второй половины ХХ века // Фундаментальные исследования.2013.№ 10-12. с. 2806-2809.
5. Бахор Т.А. Мотив - образ зимы в лирике красноярских поэтов// Человек и язык в коммуникативном пространстве: сборник научных статей. 2012. Т. 3.№ 3.с. 111-113.
6. Белкин В. Город-песня: Стихотворения и поэма. Красноярск, 1981. 143 с.