Е.В. Килимник
канд. искусствоведения, доцент, проректор по научной работе, НОУ ВПО «Уральский институт бизнеса», г. Екатеринбург, e-mail: kilimnik_06@mail.ru
ТИПОЛОГИЯ ОБОРОННЫХ ЗАМКОВ XIII-XVI ВВ.
В ЗЕМЛЯХ ТЕВТОНСКОГО И ЛИВОНСКОГО ОРДЕНОВ
Аннотация. В представленной работе на основе проведенных полевых исследований и анализа исторических источников рассматривается формообразование замковых комплексов XIII-XVI вв. в регионах польского Северного Поморья и Прибалтики - Латвии и Эстонии, получивших свое развитие в ходе завоевания восточно-европейских земель западноевропейскими феодалами, привнесшими традиции западноевропейского замкового зодчества в эти окраинные регионы Восточной Европы.
Ключевые слова: Средневековье, замок, формообразование, эволюция, типология, культурно-исторические традиции, регион, Поморье, Латвия, Эстония.
E.V. Kilimnik, Ural institute of the business, Ekaterinburg
TYPOLOGY OF DEFENSE LOCKS XIII-XVI IN THE EARTH OF TEUTONIC AND LIVONSKOGO OF THE
ORDERS
Abstract. In the represented study on the basis of the conducted field investigations, analysis of historical sources is examined forming the locking complexes XIII-XVI of the substances in the regions of Polish northern maritime and Baltic States - Latvia and Estonia, received their development in the course of achievement Eastern European earth West European feudal lords, who introduced the traditions of West European locking architecture into these outlying regions of East Europe.
Keywords: Middle ages, lock, forming, evolution, typology, cultural-historical traditions, region, maritime, Latvia, Estonia.
Для воссоздания более полной картины мира средневекового общества, бытовавших в эпоху замков традиций рыцарской культуры, пространственно-временных процессов формообразования региональных оборонных замков и синтезируя на этой основе источниковедческий подход, в основу предложенного исследования были положены вещественные источники: материалы проведенных полевых исследований средневековых замковых комплексов северовосточной Европы, а также опубликованные и сохранившиеся в зарубежных архивах различные исторические источники в качестве материалов для извлечения из них достоверной информации о проходивших историко-культурных процессах, связанных с изучением средневекового общества и феномена европейской культуры - феодального оборонного замка.
С учетом проведенного регионоведческого анализа, неразрывно связанного с этнокультурным, можно определить, что поликультурная многослойность проявилась в трансформации феодального замка X-XVII вв., когда на архитектурно-художественную основу архитектурно-исторического ядра замка, имеющего германское или французское культурно-историческое происхождение, одевались локальные «одежды», делавшие его производным от основного типа. Именно региональная архитектурно-историческая интерпретация восточно-европейского замка придавала ему ни с чем несравнимый колорит и своеобразие, выделяя «частное из общего» [1].
С точки зрения истории и теории архитектуры замок как архитектурно-художественное произведение имеет определенные характеристики, существенно отличающие его от других сооружений, возводимых в эпоху Средневековья. Прежде всего, замок - это компактное по объему сооружение, состоящий из изолированного основного ядра и дополнительных элементов, каждый из которых имеет свою планировку, продиктованную функциональными задачами [2]. Характер связи и расположения элементов замка относительно друг друга является результатом наращивания дополнительных элементов (линий защиты) вокруг композиционного ядра. Особенностью замковых комплексов является также отсутствие стандартного плана, разнооб-
разие конфигураций и схем.
Фундаментальное отличие замкового зодчества - крепостной, укрепленный характер как сооружения в целом, так и каждой его части (избыточная толщина и высота стен, минимизированные оконные проемы, многосоставное ограждение и т.д.). Это, а также исключительное использование камня в качестве основного строительного материала на этапе зрелости форм оборонного замка, придавало замковому сооружению прочность и долговечность, а также определяло его оборонительный потенциал. Этот потенциал усиливался за счет включения особенностей рельефа в организацию крепостного комплекса. В результате, структура и расположение его частей были полностью подчинены оборонительному назначению замка [2]. Трансформационные процессы затрагивали в большей степени дополнительные элементы защиты замка, причем следует учитывать, что дополнительный характер имели и некоторые свойства, присущие главному сооружению (ядру), - такие, например, как форма, положение относительно других частей замка и т.д.
Использование в предложенном исследовании источниковой базы, с учетом примененного культурно-исторического, объемно-планировочного и историко-компаративного анализа, позволило воссоздать картину эволюции замка регионов Прибалтики и Северного Поморья и его роль в контексте морфологии средневековой культуры, особенности трансформации форм региональных замковых комплексов, создать их полную архитектурно-историческую типологию. В результате, созданная архитектурно-историческая типология феодальных орденских замков средневековых земель Прибалтики и Поморья, основанная на выделении их стабильных (исторического происхождения в качестве «генетического кода») и нестабильных (вариаций формы, функции, расположения элементов, наличия дополнительных деталей) характеристик в пространственно-временном развитии [2], позволила выявить основные историко-архитектурные типы (донжон или башенный, смешанный или переходный, дворцовый или немецкий, кастел) и производные от них роды и виды оборонных замков Тевтонского и Ливонского орденов XШ-XVI вв.
1. Башенно-донжонный замковый тип в XIM-XVI вв.
Как показывают проведенные полевые исследования, развитие феодального башенного замка на территории Тевтонского и Ливонского орденов большого распространения в ХШ-Х^ вв. не получило. Основной причиной этому был военно-монастырский уклад жизни рыцарей-монахов, повлекший за собой создание замков с монастырской структурой [3]. Во второй половине XIII века в ряде завоеванных мест возникают немногие донжоны с круглой (Пейде, 1261 г., остров Сааремаа) [4], многогранной формой (восьмигранная башня 1261-66 гг. в Пайде, Эстония), которые были дополнительно укреплены защитными валами, рвами, деревянными частоколами. В реставрируемом Турайдском замке (1214 г., Рижский район), наряду с дворцовыми постройками, существовала круглая жилая башня с отопительной системой в виде каминов.
В XIV веке возникают новые башнеобразные замки с прямоугольной планировкой (Вао, вторая половина XIV в., Эстония). Разновидностью такого донжона становится башня с укрепленным двором (Лудза, 1400 г., Эстония). Подобная башнеобразная структура была во многом удобной, поскольку их сооружение не требовало много времени. Эта строительная традиция сохранялась в землях Ливонского ордена до начала XVI в. (круглая башня-донжон замка в Кийу, 1516 г., Эстония).
В результате, созданные в XШ-XVI вв. башенные замки уступали в размерах своим западноевропейским аналогам, так как основными узлами обороны на захваченной территории становились более мощные по своим военным характеристикам замки, принадлежавшие другим видам планировки.
2. Смешанный тип замка в первой четверти XIV в.
Несмотря на активное распространение с 40-х гг. ХШ^М вв. на территориях Тевтонского и Ливонского орденов кастельного типа замка, в 20-х гг. XIV века в Броднице (г. Торунь, Польша) ры-
царями Тевтонского ордена создается переходный, или смешанный тип замка, сочетавший схему прежней уже архаичной башни-донжона и новую - кастельную [5]. Он возведен на ровной местности, защищенной по периметру рвом с водой. В центре прямоугольного двора расположен восьмигранный донжон, защищенный по всему периметру стенами с угловыми прямоугольными башнями. Со стороны двора к стенам примыкали традиционные гарнизонные и хозяйственные службы [6].
В результате, в первой четверти XIV в. подобная архитектурная форма замка позволяет говорить о том, что, хотя смешанный тип феодального замка с центральным положением восьмигранного донжона встречается на территории северного Поморья, но крайне редко.
3. Кастельный тип замка в конце первой четверти XNI-XV вв.
Расцвет оборонного зодчества и придворно-рыцарской культуры в целом был связан с эпохой крестовых походов, когда возникают мощные крепости в Сирии и Палестине - такие, например, как Крак-де-Шевалье в XII и начале XIII вв. [7]. Господствующим типом замка остается нормандский донжон (Кастель Бланш), но может (как местная особенность) состоять и из нескольких башен, соединенных в единое целое, что можно рассматривать как ранний кастел. Здесь также впервые возникает система машикулей. Все это было заимствовано из Европы, с учетом римских и византийских традиций.
Единственным в своем роде и кульминационным моментом в европейском оборонном зодчестве были замки рыцарей Тевтонского ордена и его дочернего отделения - ордена Ливонского. Поскольку страна была завоевана в кровавой борьбе с коренным населением, сооружение надежных опорных пунктов было для захватчиков делом первой необходимости. А поскольку руководящую роль в строительстве замков играл Тевтонский орден, типологическое развитие замковой архитектуры по всей завоеванной территории протекало в едином русле. В замковой архитектуре Тевтонского и Ливонского орденов можно считать основным для XIII—XV вв. кастельный тип и его производные. Являясь форпостами дальнейшего распространения орденского влияния в покоренных землях, кастельные замки начинают возникать уже в 20-40 гг. XIII века.
В начале XIII столетия встречается разновидность так называемого свободного кас-тела, за стенами которого располагались строения (Нарва, Эстония) [8]. Первоначально при сооружении кастельного замка довольствовались одной прямоугольной или круглой в плане башней, используемой как цейхгауз и включавшей склады, тюрьму. Основные жилые помещения примыкали вплотную к стенам со стороны двора.
Родовой разновидностью кастельного типа феодального замка, примерно с 40-х гг. XIII в., начинает служить замок-конвент. Если первоначально подобная постройка заключалась в одном крыле кастела (Гробине, 1240 г., Латвия) или двух (Айзпуте, 80-90-х гг. XIII в., Латвия), то уже с середины XIII—XIV вв. конвент становится наиболее типовой постройкой Ордена с соответствующим ему жизненным укладом рыцарей-монахов. Причиной утверждения конвента стало и снижение угрозы со стороны покоренных племен.
Конвентский дом, представляет собой разновидность замка-кастела в его дальнейшем развитии. Конвентские дома - это, в первую очередь, замки Ордена. Предпосылками возникновения этого типа постройки была специфика организации внутренней жизни Ордена и его социальная структура. Орденская территория была разделена на ряд областей. Община (конвент), как правило, первоначально состояла из двенадцати рыцарей под началом комтура или фогта. Впоследствии число обитателей увеличилось, и понадобились большие помещения: капелла, зал капитула, спальня (дормиторий), трапезная (рефекторий) [9]. Эти зальные помещения удобнее всего было размещать в четырех флигелях, пристроенных к стене кастела и окружавших прямоугольный двор, образуя замкнутый комплекс (клаузуру). Находились эти помещения на втором этаже, а на первом находились склады и хозяйственные службы. Для сообщения между помещениями второго этажа служили галереи, расположенные вокруг двора, иногда они были деревянными.
Конвентские дома могли иметь обширное предзамковое укрепление (форбург). Таких форбургов нередко было несколько (Кокнессе, XIII в., Латвия). Подобные конвенты строились, однако, не только на территории Ордена, их брали в качестве образца при сооружении епископских замков и укрепленных монастырей. Наряду со строго регулярным типом конвента, встречается и другой, упрощенный вариант - нерегулярный (Лайузе, 1406 г., Эстония) [10].
Возведенные в Прибалтике и Поморье орденские замки и освоенные затем прилегающие к ним территории представляли собой плацдармы для дальнейшего натиска на русско-литовские княжества и польское государство. В результате такой политики в последней четверти XIII - начале XIV вв. начинается активное фортификационное строительство. Особенно этот процесс набирает силу в Тевтонском ордене, пытающемся навязать силовые отношения Польше. В ходе этого строительства идет модернизация замков-конвентов, сооружение вокруг них стенных чехлов, а сами конвенты усиливаются угловыми, чаще прямоугольными башнями (Гниев, 1283 г., резиденция комтура, Поморье). В Квидзине (1320-47 гг., Поморье) прямоугольный конвент был дополнительно укреплен выносной мощной прямоугольной башней с боевым, стоящим на четырех опорах ходом, контролирующим подходы к входу в замок.
Наиболее мощной становится резиденция Ордена в Мариенбурге (Мальборк, Поморье), сооруженная в конце ХШ-Х^ вв. Она включала «Верхний замок» - конвент и регулярное трехстороннее предзамковое укрепление - «Средний замок», открытый слабо защищенной четвертой стороной Верхнему замку. Дополнительными элементами защиты служил чехол вокруг конвента и общий - вокруг всего комплекса. Подобный замок представляет собой полурасчлененную разновидность конвента, усиленный его щитом по периметру и общим стенным чехлом. Подобное укрепление было возведено как резиденция Вармийских епископов в Лидзбарке (Северная Польша) примерно в середине XIV века, но, в отличие от Мариенбурга, при полурасчлененной планировке конвента и регулярного трехстороннего предзамкового укрепления, здесь отсутствовал обводной чехол, что снижало боевые возможности замка.
У некоторых орденских замков (Бытов, 1390-1405 гг., Поморье) не возводилось дополнительных рубежей обороны, а неприступность объекта обеспечивалась возведением очень мощных угловых башен (три круглые и одна прямоугольная). Иногда подобная мощная башня ставилась лишь у входа (Решель, 1350 г., Поморье). В ряде случаев сооружалось две прямоугольных угловых башни, фланкирующих вход (Нидзица, 1381-1404 гг., Поморье). Подобная тенденция будет распространена в XV-XVI веках в Ливонских землях, находящихся в частых военных столкновениях с Литвой и Русским государством.
В результате, за период второй трети XIII и всего XV вв. на землях Тевтонского и Ливонского орденов наибольшее распространение получил регулярный кастельный замок в его конвентском варианте. Разновидностью его конвента в этот период становится полурасчлененная и чехольная композиция, которая была совмещена в столице Тевтонского ордена - в замке Мариенбург.
4. Немецкий дворцовый тип замка в XIII в.
На территориях Тевтонского и Ливонского орденов относительно слабо проявил себя дворцовый тип немецкого замка, широко распространенный в регионах Центральной Европы в XII-XV вв. Предпочтения Ордена целиком определял его духовно-рыцарский образ жизни, а для этой цели лучше всего подходили кастельные замки, конвентские дома и конвентские замковые комплексы.
Наиболее активно в XIII веке в ряде мест утверждается саксонско-гессенский культурно-исторический вариант немецкого дворцового замкового типа. Нерегулярный дворец с дозорной башней был напрямую связан с геоморфологией местности; при сооружении замков этого типа непременно старались использовать рельеф. Самым распространенным видом такого замка было укрепление с округлой оборонительной линией, следовавшей своей общей конфигурацией элементам естественного рельефа. Разновидностью был замок, представлявший собой по-
лурасчлененную композицию: холм или продолговатая коса были разделены на две части искусственным рвом. Основные дворцовые постройки располагались на одной (меньшей) части холма, к ним примыкала обычно нерегулярная предзамковая защитная стена, иногда дополнительно укрепленная башенками. Со стороны предзамкового двора к стене примыкали жилищные, гарнизонные и хозяйственные постройки (Режицкий замок, 1285 г., Латвия).
Связанные с природно-ландшафтными условиями феодальные замки строились иногда на месте старых городищ коренного населения (Турайда, 1214 г., Рижский район, Латвия). Дворцы для большей защиты от покоренных местных племен могли быть дополнительно укреплены полукруглыми башенками, стоящими на углах дворцовой постройки. Иногда за пределами основного замкового ядра могла быть вынесена круглая, для контроля проезда, башня, соединенная стеной с основным комплексом. В отдельных башенно-дворцовых замковых постройках для усиления их обороноспособности сооружались две башни, которые возводились на противоположных сторонах вытянутого в плане замка. При этом они могли иметь и прямоугольную, и круглую родовую форму. Помимо этого у двубашенного замка мастерами-устроителями создавалось регулярное предзамковое укрепление, способствовавшее дополнительной защите стен, замкнутых с трех сторон и защищавших въезд. Так в одном замке могла сочетаться двубашенная схема основного замка с полурасчлененной (Науене, 1277 г., Латвия). В результате, в XIII веке в Ливонии в ряде мест утверждается пришедший из Северной Германии саксонский замковый род. Его вариантами становятся двубашенный и полурасчлененный виды феодальных орденских замков.
Таким образом, проведенный культурно-исторический анализ замковых комплексов Прибалтики и Северного Поморья показал, что, в отличие от замков Западной Европы, к середине XV в. потерявших свое былое оборонительное и статусное значение в обществе, орденские замковые комплексы северо-восточной Европы в середине XV-XVI вв. продолжили свое дальнейшее развитие, защищая западно-христианские ценности от проникновения польской, литовской и русской культуры. Замки духовно-рыцарских орденов способствовали не только колонизации новозавоеванных земель, но и сословному, религиозному и национальному гнету немецких феодалов. При этом они не только сохранили свое прежнее охранительное, статусное и властное предназначение, но и далее развивали традиции средневековой рыцарской культуры, демонстрируя своей архитектурно-художественной трансформацией проходившие в ней изменения. То, что этот процесс происходил на протяжении столь длительного периода, отражает феноменальный характер замка как воплощения рыцарской культуры, претерпевшей значительные изменения с эпохи Средневековья до раннего Нового времени.
В результате культурно-исторического анализа архитектурно-исторической трансформации замковых форм в каждом территориальном ареале северо-восточной Европы четко выделяются очаги местного мастерства и традиций, наложившие свой неповторимый отпечаток на созданные в Западной Европе основные замковые типы (донжон, кастел, дворцовый или немецкий, смешанный или переходный (донжонно-кастельный)). В ходе этой модификации основных типов западноевропейского замкового зодчества возникали их локальные производные -роды и активно встречающиеся их разновидности - виды феодальных замков.
В рамках примененного в исследовании объемно-планировочного, историко-компаративного и регионоведческого подходов четко проявляется многолинейность развития архитектурно-художественных форм замков северо-восточной Европы. В их уникальных образах отразилось, помимо ландшафта, национальная культура и культурно-исторические традиции народов, населявших эти средневековые земли. Но, вместе с тем, именно феодальные замки, столь различающиеся композиционно от региона к региону, будучи явлением европейской культуры, объединяли в культурное единое пространство земли северо-восточной Европы периода Средневековья, Возрождения и раннего Нового времени.
Использование культурно-исторического, объемно-планировочного, историко-компаративного подходов позволило выявить, на основе их сопоставления, сходства и различия разнообразных архитектурно-художественных форм орденских феодальных замков в землях северо-восточной Европы. Это также дало возможность выявить уникальность, индивидуальность, характерные исторические особенности эволюции замковых форм как условий и результатов развития крупных социальных единиц - регионов, государств, обществ и культур.
В рамках историко-культурного и регионоведческого исследований, культуру того или иного региона северо-восточной Европы периода Средневековья необходимо понимать как вариант общеевропейской средневековой культуры и, одновременно, как самостоятельное явление, как географически и исторически закрепленную культуру, транслирующую основные исторические ценности средневековой культуры. Ее отличает наличие своего набора функций, продуцирование специфической системы социальных связей и собственного типа личности, а также способность оказывать влияние на общенациональную культуру в целом.
Содержащийся в работе материал может быть использован при создании и развитии охраняемых культурно-исторических зон на территории Калининградской области Российской Федерации, при разработке туристско-экскурсионных маршрутов, связанных с посещением средневековых памятников северо-восточной Европы.
Список литературы:
1. Килимник Е.В. Культурно-исторические особенности развития дворцово-замковых комплексов на землях Великого княжества Литовского XI11—XVII вв. [Текст] / Е.В. Килимник // Культурная жизнь Юга России. — 2010. — № 2 (36). — С. 16—20.
2. Килимник Е.В. Культурно-исторические особенности феодальных замков Западной Европы эпохи Средневековья [Текст] / Е.В. Килимник // Власть. — 2010. — № 11. — С. 156—159.
3. АКоа К. Vastseliina piiskopilinus. Töid kunstiteaduse ja kriitika alalt. 2. — Tallinn: Eesti Ramari, 1977. — 305 p.
4. Aluve K. Kuressaare linnus. — Tallinn: Valgus, 1980. — 133 p.
5. Anderson W. Castles of Europe from Charlemagne to the Renaissance. — London: Paul Elek; New York: Random House, 1970. — 237 p.
6. Chorz^pa J. Fortyfikacje w Polsce i Europie. — Carta Blanca, 2012. — 208 p.
7. Clasen K.H. Burg // Reallexikon zur deutschen Kunstgeschichte. — Stuttgart, 1954. —
Vol. III.
8. Eeste arhitektuuri ajalugu. — Tallinn: Eesti Raamat, 1965. — 399 p.
9. Eesti kunsti ajalugu. T.I. — Tallinn: Eesti Raamat, 1970-1977. — 223 p.
10. Eesti kunsti ajalugu. T.II. — Tallinn: Eesti Raamat, 1970-1977. — 223 p.