УДК 811.161.1’373.43 «20»
Г. А. Заварзина
Типология изменений в лексической подсистеме тематической сферы
государственное управление в русском языке начала ХХ! века
В статье описываются изменения в лексической подсистеме тематической сферы государственное управление в русском языке новейшего периода, которые обусловлены серьезными изменениями социально-политического и экономического характера; рассматриваются неологизмы-заимствования, морфологические и синтаксические неологизмы. Исследуются функционально-семантические трансформации, связанные с изменениями в содержании функционально-стилистического компонента лексической семантики.
The given work deals with the description of innovations in the lexical subsphere of “state administration” sphere in the Russian language of the modern period. The appearance of such innovations is caused by the essential changes of socio-political and economic character. Strong innovations represented at the lexical-semantic level: neologisms-borrowings, morphological and syntax neologisms. Also functional-semantic innovations dealing with the changes in functional-stylistic component of lexical semantics are investigated.
Ключевые слова: неологизм, сильные неологизмы, слабые неологизмы, морфологические неологизмы, синтаксические неологизмы, неологизмы-заимствования, функционально-семантические инновации.
Key words: neologism, strong and weak neologisms, morphological neologisms, syntax neologisms, neologisms-borrowings, functional-semantic innovations.
Современный этап развития российского общества, получивший в разных источниках наименования «новейший», «постиндустриальный», «эпоха сервисного общества», «эпоха информационного/ электронного общества», характеризуется значительными переменами во всех сферах общественной жизни, которые оказывают безусловное влияние на языковую ситуацию. Значительный интерес, на наш взгляд, вызывают языковые процессы, затрагивающие достаточно восприимчивую к влиянию социальных факторов лексическую систему тематической сферы государственное управление. Она связана «с представлениями о специфике деятельности государства по осуществлению его властной и других функций всеми органами, институтами всех ветвей власти, а также сознательного воздействия государственных институтов на деятельность общества, его отдельных групп, в котором реализуются общественные потребности и интересы, общезначимые цели и воля общества» [2, с. 49].
Трансформации в лексической системе сферы государственное управление находят яркое проявление в процессах неологизации, представлен-
© Заварзина Г. А., 2012
ных на лексико-семантическом уровне языковой системы (сильные неологизмы), а также связанных с обновлением лексического состава (слабые неологизмы) [1, с. 10-11]. Среди сильных инноваций мы вслед за профессором О. В. Загоровской выделяем лексические (неологизмы-заимствования), морфологические и синтаксические неологизмы [1, с. 10].
Новая иноязычная лексика рассматриваемой тематической сферы в русском языке в новейший период его развития представляет собой, как правило, слова, заимствованные способом калькирования, и в большинстве случаев номинирует новое понятие или (реже) заменяет громоздкий описательный русский оборот. Среди подобного рода инноваций можно выделить обозначения новых моделей государственного управления (ср.: государственное администрирование, электронное правительство, новый государственный менеджмент, новая модель управления обществом, новое государственное управление, онлайновое правительство, глобальное управление, электронное государство и др.); наименования государственных мероприятий (ср.: целевая комплексная программа, видеоконференцсвязь, видеоконференция, телеконференция, веб-присутствие (органа власти) и др.); обозначения отличительных признаков нового государственного управления (ср.: транспарентность, цифровое расслоение, цифровое неравенство, готовность к информационному обществу, электронное участие и др.); наименования лиц, участвующих в новом государственном управлении (ср.: тефлоновый политик, электронная администрация, рабочая группа, электронные элита и др.); наименования отрицательных явлений в госуправлении (ср.: провалы государственного регулирования и др.).
Следует отметить, что в лексике тематической сферы государственное управление в русском языке начала XXI века также активно происходит пополнение словаря морфологическими и синтаксическими неологизмами. Процесс образования лексических единиц различных частей речи в исследуемой сфере в настоящее время отличается чрезвычайным динамизмом. Среди наиболее продуктивных способов образования неологизмов-существительных тематической сферы государственное управление можно выделить способы аффиксации и сложения.
Среди аффиксальных неодериватов в количественном отношении выделяются суффиксальные производные, являющиеся: названиями лиц, участвующих в управленческой деятельности (ср.: омоновец (ОМОН), спецназовец (спецназ), фондовец (Пенсионный фонд), кремлевец (Кремль), выдвиженец; лоббист, федералист; путинист (сторонник Путина), гэ-бист/гебист/ГБист и др.), а также лексические единицы, образованные от основ актуализированных лексем (ср., напр., думец и некоторые другие); наименованиями процессуального характера, характерными для сферы госуправления (ср.: управляемость, безальтернативность, ведомственность, государственность, инновативность, предвыборность, коридор-
ность в значении «характер поведения и качество рабочих решений, определяемых ориентацией на настроения и атмосферу в коридорах власти», карманность в значении «послушное выполнение чужой воли вследствие зависимости в политическом или ином отношении»; монетизация, минимизация, бюрократизация, фракционализация, ФСБизация; огражданива-ние, администрирование; президентство, премьерство и др.).
Отмечаются также случаи суффиксального образования существительных сферы государственного управления на основе стяжения словосочетаний (при образовании универбатов), среди которых выделяется:
а) нульсуффиксальная универбация (ср.: нелегал в значении «человек, находящийся на нелегальном положении», неформал, маргинал, федерал, муниципал, регионал и др.); б) суффиксальная универбация (с суффиксами -ик-, -ник-: народник, силовик, теневик; правозащитник; налоговик, сете-вик в значении «представитель политических сетей», инициативник, государственник, списочник в значении «депутат, избираемый по партийным спискам», общественник в значении «член Общественной палаты»; с суффиксом -к(а)- : социалка - социальный заказ; наложка - налоговая инспекция; чрезвычайка - чрезвычайная ситуация, оборонка - оборонная промышленность, трехлетка - трехлетний бюджет; с суффиксом -чик-: аппаратчик - работник государственного аппарата; с суффиксом -щик-: альтернативщик, безальтернативщик, коммунальщик, номенклатурщик и др.). Как видно, подобные наименования являются функциональностилистически и экспрессивно-стилистически окрашенными. Будучи неофициальными названиями предметов и явлений сферы государственного управления универбаты в начале XXI века всё больше вытесняют официальные наименования-словосочетания.
Префиксация как способ образования новых слов в последнее десятилетие занимает достаточно заметное место. Как показало исследование, в начале XXI века префиксальные производные создаются для обозначения:
1) интенсивности проявления признака понятий или явлений (супер-: суперсекретность; гипер-: гипернеэффективность и др.); 2) отсутствия, противоположности или устранения (де-: дебюрократизация, декриминализация деполитизация, децентрализация, дестабилизация, демодернизация; раз-: разбюрократизация и др.); 3) неистинности, ложности (квази-: квазипарламентаризм и др.); 4) повторности чего-либо или противоположности чему-либо (ре-: ресоциализация, реструктуризация и др.); 5) отрицания (не-: ненаращивание (о расходах), неплательщик, неплатежи);
б) утраты того или иного признака (экс-: экс-руководитель, экс-
губернатор, экс-президент, экс-глава, экс-депутат, экс-спикер, экс-лидер, экс-премьер-министр); 7) предшествования (до-: довыборы, доизбрание и др.).
Зафиксированы также единичные случаи усечения (ср.: вице - вицепремьер): Но мало жесткого премьера, есть еще и господин Шувалов, первый вице (Московский комсомолец, 06.2008).
В настоящее время при образовании имен существительных, называющих понятия сферы нового государственного управления, проявляет весьма высокую активность способ сложения, реализующийся в виде ос-новосложения и словосложения. При основосложении образуются сложные слитные слова, которые в данной сфере представлены, прежде всего, сложносокращенными словесными знаками, среди которых выделяются: а) соединения начальной части первого слова и целого второго слова (ср.: госзаказ, госслужба, госслужащий, госуслуга, госрегулирование, госзада-ние, госфункции, госуправление, госдума, госсектор, госструктура, госаппарат, депгруппа; комфракция; админреформа, админресурс; правкомиссия; заксобрание; Минэкономики, Минобрнауки, Минрегион и др.). Кроме того, сложные слова могут быть представлены сложениями с препозитивными или постпозитивными префиксоидами интернационального характера (видео-: видеоприемная, видеосвязь, видеостена, теле-: теледебаты, теледемократия, телемост; моно-: моногород, моноэкономика; мини-: мини-послание, блиц-: блицвизит и др.); б) соединения начальных частей каждого слов (ср.: Кабмин, госкомстат, Центризбирком, полпред, избирком, нардеп и др.); в) соединения целых слов посредством интерфикса, чаще всего находящихся в подчинительных отношениях (ср.: бюджетополучатель, клиентоориентированность (в оказании госуслуг) и др.); г) соединения первого слова и конца второго слова (ср.: тандемократия -тандем + демократия, путиномика - Путин + экономика и др.). Активизация появления аббревиатур в анализируемой сфере также является одной из примет русского языка начала XXI века (ср.: ГД - Государственная Дума, СФ - Совет Федерации, ЗС - Законодательное собрание, ОП - Общественная палата, ФЦП - федеральная целевая программа, ДЦП -долгосрочные целевые программы и др.).
К числу менее активных процессов в области современного русского словопроизводства относится образование сложных слов с раздельно оформленными частями, которые представляют собой один из видов слов-композитов, созданных способом словосложения. Подобные композиты образуются по модели «существительное + существительное» с дефисным написанием (ср.: чиновник-блогер, чиновник-менеджер, чиновник-
экономист, кандидаты-двойники, ведомства-соисполнители и др.).
Основную часть имен прилагательных-неологизмов лексикосемантической сферы государственное управление составляют отсубстан-тивные дериваты. Как отмечают исследователи, чаще всего в настоящее время активизируются участвующие в образовании новых лексем префиксы, передающие социально и культурологически значимую семантику. Ср.: анти- (значение «направленный против, созданный по противополож-
ным законам»): антигубернаторский, антикремлевский, антикоррупционный, антиноменклатурный, антиполпредовский, антипутинский, анти-медведевский и др.; про- (прогубернаторский, прокремлевский, пропутинский, проправительственный и др.); не- (непарламентский, негосударственный, неконкурентный, неконституционный и др.); после-, пост-(послекризисный, посткризисный, постреформенный и др.); вне- (внебюджетный, внеправительственный, внепарламентский и др.); внутри-(внутридумский, внутрикорпоративный, внутриправительственный, внутритандемный и др.); меж- (межведомственный, межпарламентский, межправительственный, межрегиональный, межфракционный и др.); пред- (предвыборный, предкризисный); около- (околопрезидентский, око-логосударственный, околономенклатурный и др.); над- (надминистер-ский); мульти- (мультиполярный); супер- (суперпрезидентский); гипер-(гипергосударственный); экстра- (экстрапремьерский); полу- (полудемо-кратический, полукорррупционный).
Как показывает анализ, при образовании прилагательных лексики анализируемой сферы используются суффиксы (ср.: -ов- (инжиниринговый, сбытовый и др.), -н- (тандемный, элитный, командный, префектур-ный и др.), -ск- (путинский, медведевский, вице-премьерский, премьерский, сенаторский, вице-президентский и др.).
В лексико-семантической сфере государственное управление выявлены отдельные случаи образования прилагательных способом сложения (нередко с первой частью пояснительного типа) (ср.: контрольно-надзорный, оперативно-стратегический, парламентско-правительственный, президентско-премьерский, аппаратно-бюрократический, политико-управленческий, пу-тинско-медведевский, плебисцитарно-бюрократический; ср. также: корруп-циоемкий, наукоемкий и др.). В некоторых случаях сложение сопровождается суффиксацией (ср.: белодомовский и др.).
Неологизмы-глаголы и наречия (ср.: монопольно, электорально, оппозиционно, приватизационно, антимодернизационно и др.) в исследуемой тематической сфере представлены незначительным числом новообразований, созданных, как правило, по традиционным для русского языка моделям с использованием типичных глагольных и наречных суффиксов. Так, например, среди новообразований-глаголов в области лексики сферы государственное управление чаще всего отмечаются неологизмы с суффиксом -ова-, -ирова-, -изирова- (ср.: администрировать, лоббировать, квотировать, олигопозизировать, позиционировать, масштабировать и др.). Активно употребляются в настоящее время глаголы, образованные с помощью префиксов (ср.: пере-: переголосовать; за-: заволокитить, забюрократизировать; по-: порешать; про-: продавить и др.).
Как показал анализ фактического материала, в настоящее время в тематической сфере государственное управление появляются синтаксические неологизмы, под которыми в настоящем исследовании мы понимаем
номинации, реализующие новые возможности лексико-фразеологической сочетаемости языковых единиц (ср: государственный менеджмент, управлять в ручном режиме, административный ресурс и др.).
Среди слабых инноваций можно отметить собственно семантические неологизмы, характеризующиеся изменениями в семантической структуре слова в целом или изменениями в содержании денотативного и эмотивного компонентов отдельного значения словесного знака, и функциональносемантические инновации, связанные с изменениями в содержании функционально-стилистического компонента лексической семантики.
Собственно семантические инновации появляются в результате действия механизмов метафорических, метонимических и родовидовых переносов.
Учитывая особенности механизма образования метафорических номинаций тематической сферы государственное управление, мы выделили наиболее яркие модели метафорического переноса: 1) метафорический перенос, основанный на сходстве функций, а также характера, способа, результата действия (ср.: настройка правительства, распечатывание
госгарантий, зависающий законопроект, продавить законопроект, проштамповать поправку, раскачать сектор и др.); 2) метафорический перенос, основанный на сходстве принципа внутреннего устройства, количества составляющих элементов (ср.: вертикаль, вертикальный, верхние этажи власти, барьеры административные, рычаги принятия государственных решений и др.; 3) метафорический перенос, основанный на сходстве внешнего вида, размеров и величины предметов (ср.: пакет инициатив, пирамида из ветвей власти, бюрократический коридор и др.); 4) метафорический перенос, основанный на сходстве значимости признаков или общего впечатления от предметов (ср.: прозрачная вертикаль, замятое поручение, рамочный документ, мягкие трансформации госуправления и др.).
При образовании семантических неологизмов тематической сферы «Государственное управление» путем метонимизации используются следующие семантические модели: 1) содержащее - содержимое (ср.: Охотный ряд в значении «Государственная Дума РФ», Белый дом, Кремль, портфель поручений, левые инициативы, свободный микрофон и др.);
2) признак объекта - признак другого объекта, как-либо связанного с первым объектом, изготовленного из него или использующего его (ср.: тандемный в значении «входящий в тандем Путин - Медведев» и «рекомендованный тандемом», нечестные методы, карманный госорган и др.); 3) действие - результат действия (ср.: наработки и др.).
Родовидовые трансформации связаны с расширением (ср.: знаковый в значении «отличающийся особой важностью», институт президентской власти и др.) или сужением (ср.: площадка для решения административногосударственных вопросов, тандем, зачистка и др.) исходного значения
производящего слова, а также с семантическим сдвигом (ср.: парламент, президент, премьер, премьер-министр, мэр, мэрия, вице-мэр, вицепрезидент, вице-премьер, вице-спикер, сенат, разделение властей, бюрократизм, бюрократия, бюрократ, валоризация, вертикальная концентрация, вето, коррупция, коррупционный и др.).
Среди функционально-семантических инноваций тематической сферы государственное управление можно выделить, прежде всего, актуализированные лексемы, к которым относятся названия управлений, ведомственных подразделений, организаций (ср.: добровольная народная дружина, главк, госбезопасность, исполком, районо, облоно, партбюро, партгруппа, президиум, общественные приемные и др.), наименования лиц, участвующих в государственном управлении и активной общественной жизни (ср.: дружинник, назначенец, полпред и др.), наименования мероприятий государственного характера (ср.: план, госплан, плановый, планирование, селектор и др.), наименования важнейших понятий государственной сферы (ср.: ГОСТ, партдисциплина, назначенство, партсобрание, перевыборы, довыборы, самоотвод, баланс трудовых ресурсов, премия, человеческий фактор, социализация, обсуждение и др.). Отмеченные процессы актуализации лексических единиц сферы государственного управления, проявляющиеся в частотности их употребления, в первую очередь, в средствах массовой информации в целях нейтральной номинации, а также в отсутствии при них хронологических помет в толковых словарях последних лет, свидетельствуют о возникшей в современном обществе потребности в восстановлении преемственности административных номинаций досоветской и советской России.
Расширение активного словарного запаса тематической сферы государственное управление в новейший период развития русского языка может происходить также за счет слов, ограниченных ранее в функционально-стилистическом отношении. Прежде всего, это касается слов терминологического (ср.: информационно-телекоммуникационные технологии, блог, сервер, онлайн, портал, IT-технологии, сайт - из сферы информационно-коммуникационных технологий; экономизация власти, менеджеральный подход к госуправлению, государственный менеджмент, продуктивность госуправления, менеджер страны - из сферы экономики; клиент, сервисное общество, государственные услуги, покупатель госус-луг, общество услуг - из сферы обслуживания; инновации, вертикаль инноваций, техноград, особые экономические зоны, нанотехнологии - из научно-технической сферы; ребрендинг, промо-акция, пиар-кампания - из рекламной сферы), жаргонного (ср.: откат, откатывать, отмывание доходов и др.) и разговорного (ср.: продавить в значении «добиться принятия государственного решения или вступления лица в должность при помощи различных ухищрений», подвижка в значении «положительное изменение, успех на пути развития, прогресса в социально-экономической и полити-
ческой сферах», накачка в значении «повышение профессионального уровня госчиновников», мониторить, отписка, взбучка, перетасовки, проволочки и др.) характера.
Противоположным активизации является процесс пассивизации, проявляющийся в выходе лексических и фразеологических единиц данной тематической сферы в пассивное употребление. К пассивным лексическим единицам досуговой сферы в настоящее время относятся названия органов государственной власти (ср.: Верховный Совет СССР, президиум Верховного Совета, милиция, политуправление, соваппарат, совбюрократ, Совет, Генсек и др.) и методов их деятельности (ср.: промфинплан, госполитуправление, народный контроль, руководящая/генеральная линия партии, проводить партийную линию, социалистическое/встречное обязательство, перевыполнение плана, соцсоревнование, пятилетка, семилетка и др.).
В целом, перечисленные инновации свидетельствуют о динамическом развитии лексики тематической сферы государственное управление в русском языке новейшего периода и являются обусловленными глобальными социально-политическими и экономическими переменами в России.
Список литературы
1. Загоровская О. В. Лексические инновации в русском языке новейшего периода // Актуальные проблемы изучения и преподавания русского языка на рубеже ХХ-ХХ! веков. - Воронеж, 2001. - С. 10-11.
2. Зеркин Д. П., Игнатов В. Г. Основы теории государственного управления: Курс лекций. - М.: МарТ; Ростов н/ Д.: МарТ, 2007.