Педагогика
УДК 378.1.001.1
аспирант кафедры педагогического мастерства учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений Галлини Надежда Игоревна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)
ТИПОЛОГИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-КРИАТИВНЫХ РЕСУРСОВ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ НА ОСНОВЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье представлены интеллектуально-креативные ресурсы, примененные при проектировании технологии взаимодействия структурных подразделений на основе обеспечения единого аналитического пространства образовательной организации высшего образования.
Ключевые слова: интеллектуальные ресурсы, интеллектуально-креативные ресурсы, технология взаимодействия структурных подразделений.
Annotation. The article presents intellectual and creative resources used in the design of the technology for interaction between structural divisions on the basis of the organization of a single analytic space of an educational organization of higher education.
Keywords: intellectual-creative resources, technology of interaction of structural divisions.
Введение. В менеджменте современной системы высшего образования Российской Федерации происходят значительные преобразования. Идет интеграция образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности в образовательных организациях высшего образования, осуществляемой в различных формах при этом повышается конкуренция. Для реализации конкурентных преимуществ образовательных организаций высшего образования необходимо обеспечить в образовательной организации функционирование системы развития, содействия и создания интеллектуального капитала. Контроль качества и обеспечение комплексности знаний, квалифицированности и компетентности сотрудников организации высшего образования, работающих с документацией, позволяет эффективно принимать решения поставленных перед образовательной организацией высшего образования задач. Особенно использование интеллектуально-креативных ресурсов формирует конкурентоспособные достижения и предоставляет возможность создавать результативную стратегию действий для обеспечения рынка труда квалифицированными кадрами.
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе научного анализа исследовать и выполнить топологию интеллектуально-креативных ресурсов, используемые в проектирование технологии взаимодействия структурных подразделений образовательной организации высшего образования.
Задачи исследования. Выполнить типологию интеллектуальных ресурсов образовательных организаций высшего образования. Исследовать интеллектуально-креативные ресурсы технологии взаимодействия структурных подразделений образовательной организации высшего образования.
Изложение основного материала статьи. На современном этапе развития общества в условиях перехода экономики к шестому технологическому этапу, образовательным организациям высшего образованиям необходимо особое внимание уделять развитию интеллектуально-креативных ресурсов, для комплексного управления образовательной организацией высшего образования.
Интеллектуально-креативные ресурсы базируются на таких человеческих активах, как знания, квалификация, опыт, навыки и компетенция. При этом человеческие активы необходимо подкреплять инфраструктурными и интеллектуальными активами. Например, для систематизации и автоматизации такого человеческого актива, как знания, необходимо применять такие инфраструктурные активы, как базы данных и программное обеспечение персональных компьютеров, которые, в свою очередь являются интеллектуальными активами, а именно, результатами творческой, научно-исследовательской или изобретательской деятельности.
Интеллектуально-креативные ресурсы (ИКР) образовательных организаций высшего образования можно структурировать по трем признакам: человеческие, инфраструктурные и интеллектуальные активы. Далее, в результате выполнения типологии ИКР определим виды активов, относящиеся к выделенным признакам классификации (табл. 1).
Таблица 1
Типология интеллектуально-креативных ресурсов образовательных организаций высшего __образования__
№ п-п Человеческие активы Инфраструктурные активы Интеллектуальные активы
1. Знания. Базы данных. Программное обеспечение персональных компьютеров. Результаты творческой, научно-исследовательской или изобретательской деятельности.
2. Квалификация. Патенты на изобретения и промышленные образцы. Авторские права. Интеллектуальная собственность.
3. Опыт. Информационные технологии. «Ноу-хау». Инструменты для взаимодействия.
4. Навыки. Корпоративная культура. Стратегия управления. Человеческий капитал.
5. Компетенция. Сетевые системы связи. Ресурсы и результат инновационной деятельности.
ИКР используются при проектировании технологии взаимодействия структурных подразделений образовательной организации высшего образования, основанной на обеспечении единого информационно-аналитического пространства образовательной организации высшего образования. Технология представляет собой комплексную информационно-аналитическую систему анализа и мониторинга показателей абитуриентов, обучающихся и преподавателей GPAYALTA (комплексная ИАС GPAYALTA).
Комплексная ИАС GPAYALTA является ярким примером интеллектуально-креативного ресурса, который внедрен автором с 2015 года в управление учреждением высшего образования Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» в г. Ялте (Академия), на структуре которой базируется содержательная модель технологии взаимодействия структурных подразделений образовательной организации высшего образования.
Технология взаимодействия структурных подразделений образовательной организации высшего образования на основе обеспечения единого информационно-аналитического пространства образовательной организации высшего образования предоставляет информацию об абитуриентах, обучающихся и преподавателях сотрудникам, работающих с документацией, структурных подразделениями Академии, таким как: Учебно-методический отдел, Приемная комиссия, Бухгалтерия, Отдел кадров, Центры, Отделы, Колледж и Институты.
Так как обучающиеся поступают в Академию в результате работы отборочной комиссии, которая в свою очередь основывается на результате проведения Приемной кампании, в содержательную модель включена Внешняя среда. Так же в концептуальную схему включено «Министерство образования и науки РФ» и Головная организация Академии «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского», предоставляющие в Академию контрольные цифры приема (КЦП).
Таким образом, решаются проблемы координации деятельности сотрудников и подразделений, обеспечения их всем объемом необходимой информации и контроля исполнительской дисциплины, а руководство получает своевременный доступ к достоверным данным о контингенте обучающихся учреждения высшего образования и имеет возможность оперативного принятия и реализации решений [5].
Технология взаимодействия структурных подразделений образовательной организации высшего образования включает в себя «тонкого клиента» комплексной информационно-аналитической системы, состоящей из трех баз данных. В 2017 году автором были получены 2 свидетельства о государственной регистрации базы данных технологии взаимодействия структурных подразделений - «Управление контингентом абитуриентов в учреждение высшего образования» № 2017620317 и «База данных: «Управление контингентом обучающихся учреждения высшего образования»» № 2017620299. 1 июня 2018 года было получено свидетельство о регистрации третьей базы данных «Взаимодействие структурных подразделений образовательной организации высшего образования» № 2018620789 [1, 2].
С помощью вышеуказанных баз данных проведен сбор информации о контингенте абитуриентов и обучающихся и структурных подразделениях Академии. Данная информация используется для мониторинга и анализа работы учреждения высшего образования Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» в г. Ялте.
Так как работа над технологией взаимодействия структурных подразделений образовательной организации высшего образования ведется с 2015 года, необходимо рассмотреть методологию проектирования информационных систем, которая определяет процесс разработки и техническое обслуживание информационных систем в виде жизненного цикла. Данный цикл представляется, как некоторая последовательность этапов и реализуемых на них процессов. Каждый этап определяет состав и последовательность осуществляемых операций, получаемых результатов, методов и средств, необходимых для выполнения операций, ответственность участников и роли пользователей. Данное определение жизненного цикла информационных систем позволяет спроектировать и организовать процесс совместной разработки и обеспечить управление технологическим процессом.
В мире действуют несколько стандартов, представляющих жизненный цикл информационных систем. Некоторые из стандартов представляют структуру этапов процессов жизненного цикла программных продуктов, другие охватывают представление процессов информационно-аналитических систем, устанавливаются требования к документам и процессам. Это определенно создает трудности для установления единых требований к разработке информационной системы [6].
Рассмотрим жизненный цикл технологии взаимодействия структурных подразделений образовательной организации высшего образования на основе обеспечения единого информационно-аналитического пространства образовательной организации высшего образования. С начала, планировался сайт для учета методического обеспечения кафедры информатики и информационных технологий Академии, затем основные функции комплексной ИАС GPAYALTA были расширены. С помощью данной технологии:
1. Упрощен сбор данных об абитуриентах, обучающихся и преподавателях.
2. Обеспечен поиск необходимой информации об обучающихся по всем структурных подразделениям Академии.
3. Из Учебно-методического отдела, предоставляется актуальная информация о движение обучающихся на кафедры и в ЭГК.
4. Производится сбор информации с кафедр о тематиках ВКР обучающихся, с назначением научного руководителя и рецензента.
5. Разработан инструмент расчета общего объема нагрузки Академии с распределением нагрузки по кафедрам.
6. Есть возможность разделения нагрузки по преподавателям.
7. Есть возможность формирования штатного расписания кафедр.
8. Разработан инструмент контрольной панели индикаторов (dashboards), с помощью которого можно быстро получить различную информацию о контингенте обучающихся.
Так как обновление представляемой технологии всегда ведется в ограниченные сроки и в нем участвуют все структурные подразделения Академии, то из всех известных методологий развития (жизненных циклов) было решено выбрать Extreme Programming, автором которого является Кент Бекком.
Extreme Programming - экстремальное программирование, разработано в 1996 г., включает в себя гибкую методологию разработки программного обеспечения, в основе которой командная работа, эффективная
коммуникация между заказчиком и исполнителем в течение всего проекта по разработке продукта, а разработка ведется с использованием последовательно дорабатываемых прототипов [6].
Жизненный цикл Extreme Programming состоит из 8 циклов планирования и 8 петель обратной связи. Циклы планирования:
1. План выпуска.
2. План итерации.
3. Вступительный тест.
4. Stand-Up встреча.
5. Парные переговоры.
6. Модульные тесты.
7. Парное программирование
8. Код.
Циклы планирования следуют один за другим, и на каждый выделяется определенное время. Код является одним из важнейших пунктом планирования, так как после его реализации идет обратная связь во все циклы планирования и может внести необходимые изменения в тот или иной цикл планирования или во все сразу.
Интерфейс технологии взаимодействия структурных подразделений на основе обеспечения единого информационно-аналитического пространства образовательной организации высшего образования разрабатывается в среде программирования Microsoft Visual Unity 2013 (MVS2013).
Для обеспечения информационной безопасности предложен алгоритм работы пользователей с ресурсами комплексной ИАС GPAYALTA. С помощью комплексной ИАС GPAYALTA накапливается информация для необходимых отчетов, которые формируются с помощью запросов в DataAcessor.cs и выводятся на страницы сайта при выборе необходимой страницы.
Комплексная ИАС GPAYALTA обеспечивает информацией пользователей разного уровня доступа, для чего с помощью технологии ASP.NET декларативными и программными методами доступ пользователей ограничен набором определенных страниц. Предложенный алгоритм работы пользователей с технологией взаимодействия структурных подразделений обеспечивает информационную безопасность данных.
Комплексная ИАС GPAYALTA обеспечивает пользователей инструментом управления информацией -панель индикаторов (dashboard). За счет визуализации запрашиваемой информации панель индикаторов (dashboard) является эффективным инструментом для представления работы образовательной организации высшего образования.
Выводы. Выполненная в исследование типология интеллектуально-креативных ресурсов основанная на трех признаках: человеческие, инфраструктурные и интеллектуальные активы, позволяет достаточно точно определить показатели необходимые для проектирования технологии взаимодействия образовательной организацией высшего образования.
Интеллектуально-креативные ресурсы, используемые образовательной организацией высшего образования, являются значительным фактором для достижения преимуществ в управление. Развитие интеллектуально-креативных ресурсов происходит в течение работы, связанной накоплением знаний, квалификации, опыта, навыков, компетенции и усовершенствованием умений в процессе разработки новых технологий.
Внедрение технологии взаимодействия структурных подразделений, основанной на обеспечении единого информационно-аналитического пространства образовательной организации высшего образования в иерархию управления Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГОАУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» в г. Ялте благотворно сказывается на всех уровнях.
Литература:
1. Гетц К., Бэрон Э. Access. Сборник рецептов для профессионалов. - СПб.: Питер, 2007. - 468 с.
2. Трутнев Д. Р. Information Systems Management. - СПб.: Нева, 2003. - 438 с.
3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 27.06.2018) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.07.2018)
4. Чичерин Ю.А., Жугин А.В. ТИПОЛОГИЯ И ИЕРАРХИЯ ЗАДАЧ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-КРЕАТИВНЫМИ РЕСУРСАМИ В РАМКАХ РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗАЦИИ // Современные наукоемкие технологии. - 2014. - № 7-1. - С. 101-104 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=34210
5. Маковейчук К.А., Галлини Н.И. Концептуальная модель комплексной информационно-справочной системы учреждения высшего образования / К.А. Маковейчук, Н.И. Галлини // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. Сб. статей. - Ялта: РИО ГПА (г. Ялта), 2016. -Вып. 52(1). - С. 72-82. ISSN 2311-1305
6. Галлини Н.И. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ДЛЯ РАЦИОНАЛИЗАЦИИ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / Н.В Горбунова, Н.И. Галлини // Инновационные технологии в науке и образовании: сборник статей VII Международной научно-практической конференции. В 2ч. Ч. 2. -Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». -2018. - 201-208 с. ISBN 978 -5-907023 -94 -9
Педагогика
УДК: 378.147.34
кандидат педагогических наук, старший преподаватель Гиниятуллина Диана Равилевна
Казанский национальный исследовательский технологический университет (г. Казань)
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ МЕЖДУ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ И СТУДЕНТАМИ
Аннотация. Наличие устойчивой обратной связи является ключевым компонентом межличностного общения и эффективного взаимодействия между преподавателем и студентами. Выполнение контрольныхточек студентами, направленные на выявление степени усвоения учебных дисциплин определяют лишь одну из сторон процесса обратной связи. Обратная связь между студентами и преподавателем с использованием анкетирования, ведения «дневника группы», способствует диалогу между студентами и преподавателем, представляет основу для внимательного и содействующего диалога с другими членами группы, а также позволяет студенту почувствовать себя оцененными, способствует их личностному росту.
Ключевыеслова: обратная связь, анкетирование, педагогическое общение, контроль успеваемости, студент.
Annotation. The presence of constant feedback is the key component of interpersonal communication between the teacher and students. Tests aimed at revealing the level of students' acquisition of academic disciplines are just one side of the feedback process. Feedback between the teacher and students with the use of questionnaire, "Diary of theGroup" enables the dialogue between students and the teacher, gives the ground for the attentive and cooperative dialogue with the other members of the group and enables the student to feel himself appraised and promotes their personal growth.
Keywords: feedback, questionnaire, communication in education, performance control, student.
Введение. Процесс обучения в вузе предусматривает постоянное непосредственное взаимодействие между преподавателем и обучающимися. Установление устойчивого психологического и эмоционального контактапреподавателя с аудиторией, несомненно, является определяющим условием успешности проводимого занятия. Любойстудент должен почувствовать, что он не оторван он происходящего, не оставлен на периферии обсуждаемой проблемы, а включен в обсуждение и может высказать своё мнение наравне с другими и получит объективную оценку. По мнению И.Г. Штокмана [1] «аудитория понимает только того, кто понимает её». Поэтому взаимопониманиеможет быть достигнуто через поиск каналов устойчивой обратной связи между преподавателем и каждым студентом, присутствующим на занятии. Исследователь А.П. Минаков предлагал проводить лекцию не в отрыве от аудитории, монотонно излагая факты, а вместе с ней. Таким образом, наличие грамотного диалога между преподавателем и студентами и устойчивой обратной связи является ключевым компонентом межличностного общения и эффективного взаимодействия между преподавателем и студентами.
Формулировка цели и задач статьи. Целью статьи является поиск путей грамотного диалога между преподавателем и студентами и способов их реализации.
Изложение основного материала статьи. Согласно исследованиям, существуют различные стили руководства и общения преподавателей со студентами. Это специфическая форма общения, имеющая свои особенности, и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми.
Столяренко Л.Д. выделяется шесть основных стилей руководства преподавателем обучающихся:
- автократический (самовластный стиль руководства), когда преподаватель осуществляет единоличное управление коллективом студентов, не позволяя им высказывать свои взгляды и критические замечания, педагог последовательно предъявляет к студентам требования и осуществляет жесткий контроль за их исполнением;
- авторитарный (властный) стиль руководства допускает возможность для студентов участвовать в обсуждении вопросов учебной или коллективной жизни, но решение в конечном счете принимает преподаватель в соответствии со своими установками;
- демократический стиль предполагает внимание и учет преподавателем мнений студентов, он стремится понять их, убедить, а не приказывать, ведет диалогическое общение на равных;
- игнорирующий стиль характеризуется тем, что преподаватель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность студентов, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей передачи учебной и административной информации;
- попустительский стиль проявляется в том случае, когда преподаватель устраняется от руководства группой студентов либо идет на поводу их желаний;
- непоследовательный стиль - преподаватель в зависимости от внешних обстоятельств и собственного эмоционального состояния осуществляет любой из названных стилей руководства, что ведет к дезорганизации и ситуативности системы взаимоотношений преподавателя со студентами, к появлению конфликтных ситуаций [2].
В.А. Кан-Калик выделял такие стили педагогического общения как общение на основе высоких профессиональных установок педагога, общение на основе дружеского расположения, общение-дистанция, общение-устрашение и общение-заигрывание. Отмечается, что чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в той или иной пропорции, когда доминирует один из них [2].
Мы согласны с точкой зрения исследователей Л.В. Николаевой и Р.В. Саввиновой[3], которые выявили, что при любой модели взаимоотношений преподавателя и студента профессионально важными качествами педагогического общения являются:
1) уважение к студентам, наличие потребности и умений общения, коммуникативные качества;
2) способность эмоциональной эмпатии и понимания;
3) гибкость, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро изменять речевое воздействие в зависимости от ситуации общения, индивидуальных особенностей студентов;
4) умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении;