Научная статья на тему 'Типология детерминант отклоняющегося поведения подростков'

Типология детерминант отклоняющегося поведения подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
562
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТЕРМИНАНТА / ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ / ЭМАНСИПАЦИЯ / ИМИТАЦИЯ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / ПОДРОСТОК

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Глухов Д.Н.

В данной статье рассматриваются основные группы детерминант отклоняющегося поведения подростков: биологические, индивидуально-личностные, аксиологические и социально-педагогические. Разграничены непатологические и патологические формы поведенческих девиаций, что позволяют педагогу эффективно построить и в дальнейшем корректировать процесс профилактики данного явления. Отмечена связь поведенческих девиаций личности с ее непатологическими отклонениями: психологическими возрастными и характерологическими особенностями, социально-педагогической запущенностью. Рассмотрены характерные для разных этапов подросткового периода реакции: эмансипации, группирования со сверстниками, увлечения (хобби), имитации, сексуального влечения, формирования самосознания. Проанализированы приоритетные ценностные установки, предъявляемые социумом к современному подростку. Выделены проявления школьной дезадаптации, связанные с нарушениями эмоциональной и когнитивной сферами деятельности, поведения и смыслотворческой активности. Приведена классификация и охарактеризованы семьи с открытой и скрытой формами неблагополучия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Типология детерминант отклоняющегося поведения подростков»

Типология детерминант отклоняющегося поведения подростков

Глухов Дмитрий Николаевич,

старший преподаватель, кафедра социальной педагогики и психологии, Владимирский государственный университет имени А.Г и Н.Г.Столетовых, 020083@mail.ru

В данной статье рассматриваются основные группы детерминант отклоняющегося поведения подростков: биологические, индивидуально-личностные, аксиологические и социально-педагогические. Разграничены непатологические и патологические формы поведенческих девиаций, что позволяют педагогу эффективно построить и в дальнейшем корректировать процесс профилактики данного явления. Отмечена связь поведенческих девиаций личности с ее непатологическими отклонениями: психологическими возрастными и характерологическими особенностями, социально-педагогической запущенностью. Рассмотрены характерные для разных этапов подросткового периода реакции: эмансипации, группирования со сверстниками, увлечения (хобби), имитации, сексуального влечения, формирования самосознания. Проанализированы приоритетные ценностные установки, предъявляемые социумом к современному подростку. Выделены проявления школьной дезадаптации, связанные с нарушениями эмоциональной и когнитивной сферами деятельности, поведения и смыслотворческой активности. Приведена классификация и охарактеризованы семьи с открытой и скрытой формами неблагополучия. Ключевые слова: детерминанта, отклоняющееся поведение, эмансипация, имитация, дезадаптация, подросток.

Детерминанты (от лат. determinare - определять) - это комплексы явлений, совместное действие которых порождает определенный процесс (явление) и которые можно классифицировать по источникам или природе возникновения, уровню функционирования и содержанию.

Анализ научной литературы позволяет выделить следующие детерминанты, способствующие формированию отклоняющегося поведения подростков:

- биологические и психические;

- индивидуально-личностные;

- аксиологические (ценностные);

- социально-педагогические.

Рассмотрение каждой из выше названных позиций ориентирует в содержании и направлениях профилактической работы.

1. Биологические и психические детерминанты отклоняющегося поведения. К значимому фактору, влияющему на поведение личности, относятся биологические предпосылки: наследственно-генетические особенности, врожденные свойства индивида, импринтинг.

Биологический фактор отвечает за следующие характеристики индивидуального бытия: индивидуальные особенности процесса онтогенеза; ген-дерные различия; физическую конституцию; здоровье и выносливость; состояние и типологические свойства нервной системы [2].

Принято разграничивать непатологические и патологические формы поведенческих девиаций. Необходимо отметить связь поведенческих девиаций личности с ее непатологическими отклонениями (т.е. нарушениями поведения у психически здорового человека): психологическими возрастными и характерологическими особенностями, социально-педагогической запущенностью.

Патологические формы поведенческих отклонений проявляются в таких пограничных нервно-психических нарушениях, как патологические ситуационно-личностные реакции, психогенные патологические формирования личности, пограничные формы интеллектуальной недостаточности, в том числе задержка темпа психического развития.

Патологические ситуационно-личностные реакции, которым, по сути, свойственен переходящий, обратимый характер, могут в определенных неблагоприятных условиях стать свойством личности.

о о и и m 5 m

О m э m й А

X £ m О

х О m

О DI и А ы о и А X X m

0

сч *

01 г

Психогенные (т.е. имеющие психологические причины) патологические формирования личности имеют несколько видов:

- патохарактерологическое формирование личности вследствие неправильного воспитания, длительное пребывание в психотравмирующей среде;

- невротическое формирование характера как этап затянувшегося невроза;

- постреактивное формирование характера после перенесенного психогенного психоза;

- патологическое формирование характера вследствие обостренного переживания физических дефектов и уродств и связанных с ними ограничением контактов, изоляцией от здоровых сверстников, чувства своей неполноценности и т.д.;

- смешанные в клиническом отношении (и по происхождению) патологические формирования личности [1].

Отметим, что пограничные формы интеллектуальной недостаточности у многих подростков с возрастом «имеют определенную тенденцию нивелировать интеллектуальный дефект практически до полного достижения нормального интеллектуального уровня развития. Причем, особое место в данной группе патологий занимает интеллектуальная недостаточность, которая обусловлена определенными дефектами воспитания, а также дефицитом информации с раннего возраста подростков»[3].

Таким образом, отметим, что патологические формы поведенческих девиаций являются проявлениями различных нервно-психических расстройств. Они, являясь по своей сути динамичными, могут при разных обстоятельствах или исчезнуть, или трансформироваться в устойчивые патологические свойства личности. Этом позволяет сделать вывод о том, что данные отклонения в поведении могут приобретать как патологический, так и непатологический характер.

2. Индивидуально-личностные детерминанты отклоняющегося поведения представляют собой возрастные и характерологические особенности личности.

Поведение молодых людей в значительной степени определяется характерными для разных этапов этого периода жизни реакциями эмансипации, группирования со сверстниками, увлечения (хобби), имитации, сексуального влечения, формирования самосознания.

Рассмотрим основные характеристики реакций:

1). Реакция эмансипации проявляется в стремлении освободиться от контроля и опеки взрослых, от установленных правил и порядков, стремлении к независимости, самостоятельности и самоутверждению себя как личности.

2). Реакция группирования со сверстниками. Группа сверстников служит источником информации, формой межличностных отношений и видом эмоциональных контактов, отличных от семейного окружения.

3). Реакция увлечения (хобби). Зачастую увлечения выступают как средство самовыражения,

коммуникации, идентификации, достижения престижного статуса в своей среде.

4). Реакция имитации выражается в стремлении подражать людям, к которым испытываются чувства уважения, почитания, обожания. Это проявляется в копировании манеры поведения, одеваться, общаться, заимствовании вкусов и привычек кумиров.

5). Реакции, обусловленные сексуальными влечениями. Для подросткового возраста характерны сексуальные фантазии, сопровождающиеся мастурбацией, рассуждения на темы секса, интерес к литературе и фильмам с эротическими сценами.

6). Реакции, обусловленные формированием самосознания. Важным этапом развития психики в подростковый период является осознание своей индивидуальности, формирование самосознания. Вопросы: «кто я?», «какой я?».

3. Аксиологические (ценностные) детерминанты отклоняющегося поведения. Современный социум к числу приоритетных установок относит:

- ценность социального успеха, который ассоциируется в большинстве случаев с материальным благополучием;

- идеал силы, мужественности, конкурентности и, как вариант, - женской эмансипации;

- рациональный, прагматичный подход к жизни (прагматизм).

Эти установки за сравнительно короткий промежуток времени стали предметом стремления, интереса, потребности, т.е. социально значимыми ценностями.

Для современного общества характерен ценностный интерперсональный конфликт, когда между желаниями и возможностями появилась чрезмерная дистанция. Осознание цели в виде материального благополучия, а также путей ее достижения (силой и конкуренцией в сочетании с рациональным, прагматичным подходом к жизни и окружающим) вступили в противоречия с установкой на равные, партнерские отношения между людьми, чувствами товарищества и взаимопомощи, склонностью к самопожертвованию и т.п. Ценностный конфликт, который становится все более очевиден благодаря средствам массовой информации, в сочетании с ограниченными финансовыми возможностями, служат препятствиям на пути к достижению цели, формируя синдром хронической фрустрации (психологического состояния напряжения, тревоги, возникающее из-за невозможности достичь желаемого). Чувство неудовлетворенности собой и окружающими (негативная Я-концепция), тревога, раздражительность, ощущение беспомощности стали характерными чертами многих людей.

4. Социально-педагогические детерминанты отклоняющегося поведения. В целом современная российская семья переживает социально-аксиологический кризис (кризис отношений и ценностей), что характеризуется комплексом следующих объективных и субъективных проблем, среди которых:

- ухудшение физического и психического здоровья детей и родителей (каждый 5-й ребенок имеет дефицит веса; объем легких и силовых показателей у детей за последние 10 лет сократился на 18%);

- рост числа разводов и формирование в обществе отношения к ним как к норме (каждый шестой представитель брачного возраста в России одинок);

- резкое снижение рождаемости (однодетных семей - 65%);

- рост числа неполных семей (23%) и семей с неродными родителями;

- рост числа внебрачных детей (около 30 % детей рождается вне брака);

- перераспределение семейных ролей: снижение лидирующей роли в семье мужчины и занятие женщиной доминирующей позиции; чрезмерная занятость родителей и выполнение родительских функций бабушками и дедушками;

- культивирование средствами массовой информации сексуальных отношений без любви, без ответственности перед партнером, ребенком;

- профессиональная неопределенность, дезориентация (нередко вынужденные) родителей в связи с интенсивными экономическими преобразованиями, что провоцирует в семье конфликтность, а также препятствует формированию у детей положительных образов отца, матери, собственного будущего [4].

Несомненно, все вышеперечисленные проблемы накладываются на атмосферу школы, которая является барометром состояния семьи и общества в целом.

Особую тревогу у специалистов вызывают неблагополучные семьи. Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская выделяют семьи с открытой и скрытой формами неблагополучия. К первой категории относятся:

- асоциальные семьи (родители с алкогольной или наркотической зависимостью);

- аморально-криминальные семьи (проституция, воровство, где дети - социальные сироты);

- конфликтные семьи (скандальные, агрессивные);

- семьи с недостатком воспитательных ресурсов (например, неполные при определенных условиях).

Семьи со скрытой формой неблагополучия:

- семьи, ориентированные на успех ребенка (определенные достижения ребенка важнее, чем его переживания, интересы, мечты);

- «псевдовзаимные» и «псевдовраждебные» семьи (под внешним благополучием скрываются демонстративность, эгоизм, эмоциональное дистанцирование);

- семьи известных людей (повышенное внимание к ребенку со стороны окружающих формирует у него представление о том, что он тоже человек исключительный - это часто приводит к личностной несостоятельности, озлобленности; другой тип детей тяжело переживает положение «в тени родителей», скрывая свои чувства, мечты);

- семьи состоятельных людей (дети мало общаются с родителями, редко привлекаются к посильному труду, растут эмоционально неудовлетворенными, часто сосредоточены на материальных интересах);

- бедные семьи (родители часто навязывают детям образ неудачников, формируют пессимистическое отношение к себе, к жизни в целом) [5].

Крайне высок риск развития поведенческих отклонений у детей, воспитывающейся в педагогически некомпетентных семьях, для которых характерны конфликты. Особенно это проявляется по достижении ребенком подросткового возраста, что вызвано напряженностью, создаваемой потребностью несовершеннолетних в самостоятельности и осознанием взрослыми своей ответственности.

Необходимо отметить, что в возникновении поведенческих отклонений учащихся важное значение отводится школьной дезадаптации. Проблеме школьной дезадаптации посвящены исследования многих современных педагогов и психологов, среди которых Б.С. Братусь, С.А. Беличева, М.И. Буянов, Н.В. Вострокнутов, Н.Л. Коновалова и др.

Среди проявлений школьной дезадаптации необходимо выделить:

- нарушения эмоциональной сферы (тревога, колебания или стойкое снижение настроения, сен-зитивность, раздражительность, гневливость);

- нарушения когнитивной сферы (неспособность к длительной концентрации внимания, непереносимость длительных психических нагрузок, снижение интереса к учебе);

- нарушения поведения (ссоры, драки с одноклассниками, конфликтность с учителями, преобладание внешнего контроля поведения, ведомость, пассивность);

- нарушение смыслотворческой деятельности (сложности в ценностном определении; постановке жизненных целей; отсутствие интереса к собственным прошлому, настоящему, будущему; неразвитость способностей к фантазированию, мечтанию, планированию действий и деятельности; самоопределению, выбору жизненного пути).

Современные исследования показывают феномен искажения общепринятых социальных и моральных норм в молодежных группах асоциальной направленности. Так, например, верность дружбе базируется порою на эгоистических побуждениях или используется как способ психологического давления. Верность дружбе нередко понимается как круговая порука, обязательная поддержка друзей в рискованных предприятиях, в том числе правонарушениях. Понятие «смелость» часто связывается подростками с совершением правонарушений, но может не одобряться членами группы при социально направленных формах поведения.

Итак, отклоняющееся поведение подростков обусловлено комплексом взаимосвязанных факторов, которые при различных обстоятельствах могут провоцировать или, наоборот, сглаживать поведенческие девиации.

о о и и т

г

т

О т э т й А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

Литература

1. Будущее России в молодежном сознании / под ред. Р.А Зобова, А.А. Козлова. - СПб., 2002.

2. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. -М., 1986.

3. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: социально-психиатрические аспекты.

- Минск, 1998.

4. Формирование смысложизненных ориента-ций личности - фактор профилактики социальных отклонений молодежи / под общ. ред. В.А. Попова.

- Владимир: ВГПУ, 2008. - 260 с.

5. Целуйко, В. М. Психология современной семьи: Книга для педагогов и родителей. - М., 2004

Typology of determinants of deviant behavior of teenagers Glukhov D.N.

Vladimir state university name of A.G and N.G. Stoletov In this article the main groups of determinants of deviant behavior of teenagers are considered: biological, individual and personal, axiological and social and pedagogical. Not pathological and pathological forms of behavioural deviations are differentiated that allow the teacher to construct effectively and further to adjust process of prevention of this phenomenon. Communication of behavioural deviations of the personality with her not pathological deviations is noted: psychological age and charactero-logic features, social and pedagogical neglect. Reactions, characteristic of different stages of the teenage period, are considered: emancipation, grouping with peers, hobbies (hobby), imitation, sexual inclination, formation of consciousness. The priority valuable installations shown by society to the modern teenager are analysed. The manifestations of school disadaptation connected with violations by emotional and cognitive fields of activity, behavior and smyslotvorchesky activity are allocated. Classification is given and families with the open and hidden forms of trouble are characterized.

Keywords: determinant, deviant behavior, emancipation, imitation,

disadaptation, teenager. References

1. The future of Russia in the youth consciousness / ed. R.A. Zobova, A.A. Kozlov. - SPb., 2002.

2. Buyanov M.I. Conversations about child psychiatry. - M., 1986.

3. Kondrashenko V.T. Deviant behavior in adolescents: socio-psychiatric aspects. - Minsk, 1998.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. The formation of the meaning of life-oriented orientations of the

individual is a factor in the prevention of social deviations of youth / under the general. ed. V.A. Popov. - Vladimir: VSPU, 2008. - 260 p.

5. Tseluyko, V. M. Psychology of the modern family: A book for

teachers and parents. - M., 2004

о

(4 *

SI

Z

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.