Научная статья на тему 'Методологичские основы изучения девиантного поведения подростков'

Методологичские основы изучения девиантного поведения подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
419
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / DEVIANT BEHAVIOR / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / MALADJUSTMENT / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАПУЩЕННОСТЬ / EDUCATIONAL NEGLECT / DELINQUENCY BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Васильев Николай Гаврилович, Терещенко Анна Григорьевна

В статье показаны некоторые аспекты девиантного поведения подростков как проявления социальной дезадаптации. Анализируются типы, формы и виды девиантного поведения, которое рассматривается как искажение количественно-качественных характеристик внутренних границ личности, как отклонение от общепринятых социальных норм. Указывается необходимость организации работы по профилактике и предупреждению девиантного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Васильев Николай Гаврилович, Терещенко Анна Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METODOLOGICHESKIE FOUNDATIONS OF THE STUDY OF DEVIANT BEHAVIOR OF TEENAGERS

Тhe article shows some aspects of deviant behavior of adolescents as a manifestation of social maladjustment. Analyzes the types, forms and types of deviant behavior, which is seen as a distortion of the quantitative and qualitative characteristics of the internal borders of the individual as a deviation from accepted social norms. Specify the organization of work on the prevention of deviant povedeniya.

Текст научной работы на тему «Методологичские основы изучения девиантного поведения подростков»

УДК 15(075.8)

МЕТОДОЛОГИЧСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Васильев Николай Гаврилович

кандидат философских наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Восточно-Сибирского филиала Российского государственного университета правосудия,

г. Иркутск e-mail: ngv@bk.ru

Анна Григорьевна Терещенко

кандидат психологических наук, доцент кафедры гуманитарных и информационных дисциплин Иркутского института (филиала)

ВГУЮ (РПА Минюста России), г. Иркутск e-mail: anna@yandex.ru

METODOLOGICHESKIE FOUNDATIONS OF THE STUDY OF DEVIANT BEHAVIOR OF TEENAGERS

Nikolay Vasilyev

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of the Department of State and Legal Disciplines of the East Siberian Branch of the Russian State University of Justice, Irkutsk

Anna Tereshchenko

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Human and Information Disciplines Irkutsk Institute (branch) of Russian State University

of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia), Irkutsk

АННОТАЦИЯ

В статье показаны некоторые аспекты девиантного поведения подростков как проявления социальной дезадаптации. Анализируются типы, формы и виды девиантного поведения, которое рассматривается как искажение количественно-качественных характеристик внутренних границ личности, как отклонение от общепринятых социальных норм. Указывается необходимость организации работы по профилактике и предупреждению девиантного поведения.

ABSTRACT

ТЬе article shows some aspects of deviant behavior of adolescents as a manifestation of social maladjustment. Analyzes the types, forms and types of deviant behavior, which is seen as a distortion of the quantitative and qualitative characteristics of the internal borders of the individual as a deviation from accepted social norms. Specify the organization of work on the prevention of deviant povedeniya.

Ключевые слова: девиантное поведение; дезадаптация; делинквентное поведение; педагогическая запущенность.

Keywords: deviant behavior; maladjustment; delinquency behavior; educational neglect.

Объяснение природы дезадаптации, девиантного поведения рассматривается в концепциях Э. Дюркгеймa, Р. Мертона, Э. Фромма, Дж. Долларда и др. Большинство исследователей, определяя девиантное поведение, подчеркивают такой существенный признак, как отклонение от нормы. Девиантное поведение чаще определяют как нарушение социaль-ных и культурных норм поведения [1, с. 106—

ГлаголЪ

ПРАВОСУДИЯ

2(12)/2016

114]. Социальные, нравственные, этические и правовые нормы, регулирующие общественное поведение людей и их взаимоотношения с обществом, определяющие исторически сложившийся в конкретном обществе интервал допустимого поведения в деятельности людей, рассматриваются как показaтели девиантного поведения. Социальная норма находит свое воплощение в законах и традициях, в образе

жизни людей. Так, правовые нормы оформляются в виде свода законов, их нарушение ведет за собой наказание, предусмотренное законом. Процесс усвоения правовых норм складывается из четырех аспектов: а) осведомленность о нормaх, их понимание; б) отождествление своего поведения с нормой; в) желание следовать норме; г) способность индивида реализовать норму.

Многочисленные исследования пока-зывaют, что правосознание подростков с де-виантным поведением отличается следующими особенностями:

— наблюдается мнимая осведомленность о правовых нормах;

— отмечается затруднение в сопоставлении своего поведения и требований закона;

— отсутствуют навыки применения правовых знаний в конкретной ситуации;

— наблюдается оценка поступка не нормой закона, а мотивами действия;

— зависимость правосознания от влияния взрослых, мнения группы.

Вaжным аспектом проблемы изучения де-виантного поведения является вопрос о его возрастных границах. Процесс усвоения личностью норм поведения специфичен на разных этапах развития человека. Общеизвестно, чтобы нарушить те или иные нормы, их надо сначала усвоить, признать за норму. Об отклонении от нормы можно говорить лишь в тех случаях, когда поведение человека не соответствует возрастным нормам социализации личности.

Индивид в процессе жизнедеятельности усваивает общепринятые нормы, систему разрешенных и запретных действий (можно-нельзя). Именно они выполняют роль внешних границ, в соответствии с которыми человек программирует свое поведение. Во взaимо-действии со средой происходит расширение или сужение нормативных границ. Качественно-количественными характеристиками этих границ являются упорядоченность, обобщенность, объем, устойчивость, выполняющие регулятивную функцию. В подростковом возрасте особенно интенсивно происходит ин-тернализация сложных систем нормативного поведения, осуществляется переход к использованию сложных механизмов внутренней регуляции собственного поведения на основе усвоенных норм. Внешние грaницы в виде осознанных, принятых, усвоенных норм пре-

вращаются во внутренние границы личности. При этом внешняя норма должна иметь свой внутренний эквивалент. В подростковом возрасте нормативность также приобретает ценностно-смысловые образования. Идет внутреннее выстраивание ценностно-смысловой сферы. Значительную роль в этом процессе играют переживания и рефлексия.

Однако у части лиц с деструктивным, де-виантным поведением внутренние границы по некоторым причинам не могут реализовывать-ся адекватным способом, они оказываются недостаточно выстроенными (например, человек попaл в чужую для него субкультуру, болезненное состояние и т д.). В этом случае внутренние границы характеризуются неопределенностью, неупорядоченностью. Характер внутренних границ личности и определяет ее поведение. Причины же девиантного поведения следует рассматривать как факторы или условия, влияющие на его проявления.

Таким образом, сутью девиантного поведения является осуждаемое обществом отклонение от общепринятых социальных норм в результате несформированности или искажения количественно-качественных характеристик внутренних границ личности, что, в свою очередь, ведет к нарушению взаимодействия личности и общества [2, с. 26.].

Исходя из aнализа основных подходов к определению сущности понятия девиантного (отклоняющегося) поведения, можно выделить его основные черты. Это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам; вызывает негативную оценку со стороны других людей, которая имеет форму общественного осуждения или социальных санкций, в том числе уголовного наказания; наносит ущерб самой личности или окружающим людям (суицидальное поведение, насильственные преступления, употребление наркотиков), вы-зывaет страдание. Девиантное поведение является стойко повторяющимся, сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации, является выражением индивидуального и возрастно-полового своеобрaзия.

Отклонения в поведении могут быть обусловлены следующими причинами:

— социально-педагогической запущенностью, когда человек ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия позитивных знаний, умений, навыков или в силу

неправильного воспитания, сформированно-сти негативных стереотипов поведения;

— глубоким психологическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных взаимоотношений, отрицательным микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, не сложившимися взаимоотношениями со сверстниками и коллективом класса, неправильным (несправедливым, грубым, жестоким) отношением к нему со стороны родителей, учителей, друзей и др.;

— отклонениями в состоянии психического и физического здоровья и развития, возрастными кризисами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства;

— отсутствием условий для самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности; незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личных жизненных целей и планов;

— безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смещением социальных и личных ценностей на негатив.

Периодом повышенного риска в развитии девиантного поведения считают подростковый возраст. Это обусловлено, во-первых, трудностями переходного возраста, во-вторых, неопределенностью социального положения подростка, в-третьих, перестройкой механизмов социального контроля (детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушании, уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились и не окрепли), в-четвертых, наличием акцентуированных черт характера.

Девиантное поведение является проявлением социальной дезадаптации личности. Следует отметить, что социальная дезадаптация — процесс обратимый. Воспитательной задачей является не только предупреждение отклонений в психосоциальном развитии подростка, но и организация процесса ресоци-ализации и социальной реабилитации дезадаптированных подростков. Под ресоциализа-цией принято понимать организованный социально-педагогический процесс восстановления социального статуса, утраченных или несформированных социальных навыков деза-

даптированных несовершеннолетних, переориентация их социальных установок за счет включения в новые позитивно ориентированные отношения и виды деятельности педагогически организованной среды.

Девиантное поведение может проявляться в различных правонарушениях и проступках. Оно может быть:

— антидисциплинарное (пропуски занятий, нарушение дисциплины и др.);

— асоциальное, представленное всеми видами «социальных патологий» или форм девиантного поведения: алкоголизм, наркомания и токсикомания, проституция, бродяжничество и попрошайничество, суицидальное поведение и др.;

— деликвентное (антисоциальное) поведение (вандализм, хулиганство, кражи и др.).

Девиантное поведение в зависимости от природного фактора может быть патологического и непатологического типов [3, с. 1—8]. Среди непатологических типов девиантного поведения выделяют:

— микросоциальную педагогическую запущенность. В этом случае основные деформации связаны с учебно-воспитательным процессом, отношением к учебной деятельности, учителям, нормам школьной жизни и школьного распорядка;

— ситуативную, связанную с характерологическими реакциями. Происходящие нарушения поведения относительно кратковре-менны, ситуативно обусловлены, психологически понятны. Проявляются они лишь у определенных лиц и в определенной обстановке, не выходят за рамки среды и не сопровождаются расстройствами психофизиологических функций. Среди ситуативно обусловленных реакций выделяют: реакции пассивного протеста (отказ от пищи, общения, уход из дома и др.), реакции активного протеста (грубость, агрессивность), реакции компенсации (усиление тех или иных личностных проявлений, которые в поведении либо маскируют черты характера, либо являются средством психологической защиты); реакции имитации (поведенческие проявления, связанные с повторением способов поведения сверстников или взрослых, обладающих авторитетом).

Патологические типы девиантного поведения — нарушения поведения, вызванные патологией психического развития, нервно-психическими заболеваниями органического

Глаголъ

ПРАВОСУДИЯ

2(12)/2016

характера (острые аффективные реакции, па-тохарактерологические реакции).

Выделение типов, форм и видов девиантного поведения свидетельствует о сложности и многогранности данного явления и является основой для организации целенаправленной коррекционной работы в соответствии с установленным типом отклоняющегося поведения.

Профилактическая работа по предупреждению девиантного поведения должна вестись систематически. Ранняя профилактика включает в себя: создание благоприятных условий социального развития личности, изучение индивидуально-психологических особенностей личности, выделение подростков группы «риска», возможность наблюдения за формированием их характера.

Ранняя профилактика вырабатывает предупредительные меры по устранению причин и условий, вызывающих отклонения в поведении и развитии детей. С этой целью целесообразным представляется использование системы мер по профилактике отклонений в поведении: проведение бесед, использование комплексных процедур диагностики по выявлению предрасположенности к отклонениям в поведении, изучение окружающей подростка среды, предоставление учащимся объективной информации о влиянии табака, алкоголя, наркотиков и др. на организм человека, формирование у них негативного отношения к девиантному поведению сверстников, формирование умения противостоять их негативному давлению.

Мерами по смягчению и устранению негативных девиаций могут быть жесткий соци-

ально-правовой контроль за реальными и возможными криминальными процессами; создание условий для формирования устойчивой правовой среды, активизация работы правоохранительных органов; оказание адресной социальной помощи малоадаптированным группам населения; формирование общественного мнения против коррупции, преступности, создание механизма влияния на общественное мнение через СМИ; формирование общечеловеческих ценностей, правовой культуры и правового сознания; мероприятия по созданию центров социальной помощи лицам, освобожденным из мест лишения свободы, домов пребывания для бездомных, социальных приютов для детей и подростков и др.

Все вышеперечисленное свидетельствует о необходимости принимать действенные меры по профилактике и коррекции имеющих место в обществе социальных девиаций. Успешному регулированию девиантных форм поведения должны способствовать эффективная социальная политика, вся система социальных институтов, направленная на стабильное развитие общества.

Список литературы

1. Дюркгейм Э. Ценностные ориентации и реальные суждения // Социол. исслед. — 1991. — № 2. — С. 106-114.

2. Ковалев А. И. Социология личности: норма и отклонение / А. И. Ковалев. - М. : Ин-т молодежи, 2006. - 126 с.

3. Терещенко А. Г. Социальная обусловленность девиантного поведения / А. Г. Терещенко, Н. Г. Васильев // Prologue: Law Journal : электрон. юрид. журн. - 2016. - № 1. - С. 1-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.