Научная статья на тему 'Типологический анализ муниципальных образований Забайкальского края'

Типологический анализ муниципальных образований Забайкальского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1449
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / MUNICIPAL ADMINISTRATION / MUNICIPAL UNITS / TYPOLOGICAL ANALYSIS / FACTOR ANALYSIS / IMITATIVE MODELING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гордеева Татьяна Николаевна

В статье рассматривается построение типологии муниципальных образований Забайкальского края как этап содержательного описания объекта имитационного моделирования. Цель: провести типологический анализ муниципальных образований Забайкальского края. Научная новизна: впервые предпринята попытка в региональных исследованиях провести типологизацию территориальных образований Забайкальского края в условиях проводимой муниципальной реформы. Методология работы: типологический и факторный анализ. Результаты: на современных материалах апробирована методика, предложенная группой ученый под руководством Т.И. Заславской. Получена типология муниципальных образований Забайкальского края на основе двухфакторного решения, включающая четыре типа, различающихся по уровню социально-экономического развития и критерию «системной сложности». Данная типология позволяет получить эффективный инструмент для изучения и оценки достигнутого уровня развития муниципальных образований Забайкалья, создания имитационных моделей систем муниципальных образований, подсистем и происходящих процессов, разработки качественных управленческих решений местной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гордеева Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPOLOGICAL ANALYSIS OF ZABAIKALYE TERRITORY MUNICIPAL UNITS

The article is concerned with creation of the Zabaikalye Territory municipal units typology as a staging point of comprehensive description of the object of imitative modeling. Goal: to analyze the Zabaikalye Territory municipal units. Scientific originality: For the first time in local researches an attempt was made to develop the typology of the Zabaikalye Territory formations in the context of current municipal reform. Methodology of the work: typological and factor analysis. Results: The methods that were proposed by the group of scientists under the supervision of T.I.Zaslavskaya were put to an evaluation test on the modern materials. On the base of two-factor decision the authors created the Zabaikalye Territory municipal units typology that consists of four types each of which is different according to its level of socio-economic development and such a criterion as “system complexity”. This typology makes it possible to get an effective tool for characterization of the achieved level of development of the Zabaikalye Territory municipal units, creation of imitative models of municipal units systems, sub-systems, and ongoing processes; for elaboration of management solutions by local authorities.

Текст научной работы на тему «Типологический анализ муниципальных образований Забайкальского края»

УДК 303.72 352.071 ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

Гордеева Т.Н.

В статье рассматривается построение типологии муниципальных образований Забайкальского края как этап содержательного описания объекта имитационного моделирования.

Цель: провести типологический анализ муниципальных образований Забайкальского края.

Научная новизна: впервые предпринята попытка в региональных исследованиях провести типологизацию территориальных образований Забайкальского края в условиях проводимой муниципальной реформы.

Методология работы: типологический и факторный анализ.

Результаты: на современных материалах апробирована методика, предложенная группой ученый под руководством Т.И. Заславской. Получена типология муниципальных образований Забайкальского края на основе двухфакторного решения, включающая четыре типа, различающихся по уровню социально-экономического развития и критерию «системной сложности». Данная типология позволяет получить эффективный инструмент для изучения и оценки достигнутого уровня развития муниципальных образований Забайкалья, создания имитационных моделей систем муниципальных образований, подсистем и происходящих процессов, разработки качественных управленческих решений местной власти.

Ключевые слова: муниципальное управление, муниципальное образование, типологический анализ, факторный анализ, имитационное моделирование.

TYPOLOGICAL ANALYSIS OF ZABAIKALYE TERRITORY MUNICIPAL UNITS

Gordeeva T.N.

The article is concerned with creation of the Zabaikalye Territory municipal units typology as a staging point of comprehensive description of the object of imitative modeling.

Goal: to analyze the Zabaikalye Territory municipal units.

Scientific originality: For the first time in local researches an attempt was made to develop the typology of the Zabaikalye Territory formations in the context of current municipal reform.

Methodology of the work: typological and factor analysis.

Results: The methods that were proposed by the group of scientists under the supervision of T.I.Zaslavskaya were put to an evaluation test on the modern materials. On the base of two-factor decision the authors created the Zabaikalye Territory municipal units typology that consists of four types each of which is different according to its level of socio-economic development and such a criterion as “system complexity”. This typology makes it possible to get an effective tool for characterization of the achieved level of development of the Zabaikalye Territory municipal units, creation of imitative models of municipal units systems, sub-systems, and ongoing processes; for elaboration of management solutions by local authorities.

Key words: municipal administration, municipal units, typological analysis, factor analysis, imitative modeling.

Одним из востребованных в настоящее время подходов в управлении сложными социально-экономическими системами является имитационное моделирование. Объектами моделирования в нашем исследовании являются муниципальные образования Забайкальского края. Имитационные модели

строят, когда объект моделирования настолько сложен, что описать его поведение, например математическими уравнениями, невозможно или очень трудно. Имитационная модель позволяет задавать входные воздействия, сходные по параметрам с реальными или желаемыми воздействиями, и, измеряя реакцию модели объекта на них, изучить структуру объекта и его поведение. Процедура построения имитационных моделей заключается в выполнении этапов работ в определенной последовательности. Первым и достаточно важным этапом является содержательное описание объекта моделирования в виде системы, постановка задачи и формирование целей.

Муниципальные образования в качестве объекта исследования с применением имитационного подхода можно представить как административнотерриториальные единицы России на современном этапе и как специфические социально-территориальные общности, которые обладают определенными природно-климатическими, социально-экономическими, национальноэтническими, социально-демографическими, статусно-ролевыми и социальновременными характеристиками.

На наш взгляд, научный подход к управлению муниципальными образованиями затруднён отсутствием какой-либо типологии муниципальных образований, на основании которой можно разработать типовые методы управления (например, имитационные модели системы муниципального образования, входящих подсистем или отдельных процессов). Есть возможность использовать существующую типологию поселений по численности. Но даже города по численности делятся на достаточно большое количество групп, что уж говорить о сельских поселениях. Кроме того, специфика муниципальных образований заключается в том, что им может быть отдельное поселение - город, село, поселок; один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов; часть города.

Мы считаем, что для выработки эффективной политики развития поселений недостаточно использование только количественных показателей, на

которых обычно строятся типологии. Целесообразно ориентироваться на такие качественные факторы, как удовлетворённость местом жительства, включенность в процессы, происходящие на территории муниципальных образований, уровень коммуникации и информатизации, наличие и структура в местном сообществе малых социальных групп, и другие, которые становятся необходимостью современного социального управления.

Исследования пространства муниципального управления на базе типологий муниципальных образований (муниципальных районов) могут развиваться в нескольких направлениях с построением социально-экономической типологии или с построением с помощью определенных методик некоторых других типологий. Возможным направлением их применения является использование выделенных социально-экономических типов для углубленного изучения элементов функциональной структуры муниципальных образований: подсистем и связей между ними. Представляет научный интерес дифференцированный анализ по типам поселений основных элементов муниципальных образований. Прежде всего, это касается изучения особенностей населения, проживающего в разных типах поселений, окружающей их природной среды. Выделенные типы статусов поселений можно интерпретировать с точки зрения разных ступеней развития, уровня сложности социально-экономической системы и эффективности местного самоуправления, поэтому их можно использовать как базу для моделирования процессов и отдельных сфер жизнеобеспечения в муниципальных образованиях.

Таким образом, типологический анализ может стать одним из направлений содержательного описания объекта моделирования. Для типологического подхода традиционно характерен тщательный теоритический анализ и формализация процесса исследования. Независимо от используемых в процессе решения методов, на всех стадиях исследования необходимо обеспечивать содержательную оценку получаемых результатов. Теоретические представления служат исходными положениями, которые определяют постановку задачи и со-

став системы показателей, описывающих изучаемый объект, а также выступают критериями обоснованности построенной типологии.

Существует мнение, что «результатом эмпирической типологизации является типология, не имеющая под собой конкретного теоретического обоснования» [3, с. 484]. Не согласимся с приведенным мнением, так как отличительная черта понятия «тип» состоит в теоретической обоснованности. Исходя из этого положения, далеко не всякая совокупность объектов, выделенная на основе эмпирического материала, может рассматриваться в качестве типа. Типами можно считать только внутренне однородные и дифференцированные между собой классы, содержательно значимые с точки зрения теоретической концепции изучаемого явления. Поэтому, принадлежность к определенному типу является качественной характеристикой, внутренне присущей изучаемому объекту, которая может служить основой для дифференцированного изучения закономерностей его развития. Мы поддерживаем точку зрения ученых, настаивающих на необходимости различения понятия типа и класса, и будем рассматривать типологию как «более глубокий метод систематизации по сравнению с группировкой и классификацией, как метод, тесно связанный с теорией изучаемого явления. Главной задачей типологии является не только констатация факта существования большего или меньшего разнообразия типов, а представление их как ступеней развития сложного явления и эти самым упорядочение их между собой» [4, с. 100].

В основе проведенного типологического анализа муниципальных образований (муниципальных районов) Забайкальского края лежит методика, предложенная группой ученых для изучения сельских поселений [3,4]. В соответствии с ее положениями «качественная» типология должна соответствовать целям и задачам исследования, для которого она строится; быть компактной и сводить многообразие объектов к ограниченному количеству типов; обеспечивать однозначность отнесения объектов к типам (деление на типы должно быть исчерпывающим), ни один объект не должен принадлежать одновременно к двум раз-

ным типам; иметь достаточно ощутимые различия между типами; обеспечивать возможность четкой интерпретации типов, их описания; иметь высокую дифференцирующую силу типологии по отношению к параметрам, не участвовавшим в ее построении, но содержательно связанными с изучаемой областью; применять построенную типологию к объектам, описываемым тем же набором признаков.

Специфика описания сложных социально-экономических объектов заключается в том, что изучаемое явление, как правило, не поддается непосредственному наблюдению и измерению, что приводит к необходимости использования множества взаимосвязанных показателей, характеризующих его по косвенным признакам. При построении типологии выбираются такие подходы, которые сочетают в себе процедуры анализа признакового пространства и процедуры многомерной классификации. Такой анализ направлен на выявление групп взаимосвязанных параметров для получения некоторых обобщенных показателей, характеризующих важные латентные признаки объекта и выявление групп «схожих» объектов.

В процессе типологического анализа последовательно решается две основные задачи: формирование признакового пространства с анализом его структуры и построение типологии изучаемых объектов. На этапе формирования признакового пространства для построения типологии определяется исходная система индикаторов; выбирается информативная подсистема признаков, сокращается размерность исходного пространства; выделяются группы взаимосвязанных индикаторов, которые характеризуют обобщенные стороны изучаемых объектов. Индикатор это - некоторая сложная операциональная характеристика объекта, как правило, сконструированная из первичных показателей, принятых в государственной статистике или полученных в ходе специальных обследований. Систему индикаторов, комплексно описывающую изучаемый объект, определим как признаковое пространство для построения типологии. Качество построенной типологии предопределяется обоснованностью исход-

ной системы индикаторов. Такая система должна адекватно описывать реальное многообразие социально-экономических явлений, должна представлять собой результат тщательного содержательного анализа, исходя из общей цели исследования и из сформулированных на ее основе исходных теоретических гипотез. Она должна решить задачу операционализации теоретических представлений об изучаемом объекте.

Приведем основные требования, которым должна удовлетворять система индикаторов, разработанные учеными под руководством Т.И. Заславской:

1) полнота, обеспечивающая охват всех свойств объектов, значимых с точки зрения теоретической концепции исследования;

2) четкая структурированность, т.е. разделение индикаторов на более или менее целостные блоки, каждый из которых отражает важное внутреннее свойство объектов;

3) многостороннее отражение каждого свойства, достигаемое использованием для его описания ряда взаимосвязанных индикаторов, что обеспечивает общую надежность системы.

Важными свойствами отдельных индикаторов системы, используемых для построения типологии, являются их логическая обоснованность в рамках соответствующей теоретической концепции, объективное изучение отражаемого процесса, количественная определенность, достаточная дифференцирующая сила по отношению к совокупности исследуемых объектов [4].

Исходя из этих требований, для построения типологии нами была определена система индикаторов, характеризующих социально-экономического положение муниципальных образований (муниципальных районов) Забайкальского края. Она отражает функции муниципальных образований, их место в более широких системах (территориальных, производственных, административноуправленческих и т.д.), особенности развития основных подсистем и системообразующих связей, системную сложность.

Сформированное таким образом исходное признаковое пространство подвергается формальному анализу, направленному на выявление его внутренней структуры с помощью сведения исходного множества индикаторов к сравнительно небольшому числу факторов, отражающих наиболее существенные стороны муниципальных образований.

Для этой цели нами был использован метод факторного анализа. В его основе лежит предположение о наличии в изучаемом сложном явлении небольшого числа скрытых внутренних характеристик, которые не поддаются непосредственному измерению, но могут быть выявлены через введенную систему косвенных признаков. Задача заключается в том, чтобы найти такую структуру, и она решается в нескольких вариантах, из которых по соответствующим критериям выбирается лучший. В качестве критериев в используемой методике предложены следующие:

- интерпретируемость, социальная значимость и адекватное отражение факторами определенных содержательно понятных сторон изучаемого явления;

- компактность параметров, изменяющихся взаимосвязано и имеющих достаточно высокие коэффициенты корреляций с факторами. Пороговое значе-

з

ние факторной нагрузки а] = (1)

где п - число параметров в 1-м факторе;

- четкость общей структуры признакового пространства или относительная независимость факторов друг от друга, существенно меньшая их связанность между собой, чем с входящими в их состав параметрами

атт ^ тах^ (2)

где R - коэффициент корреляции между факторами, ат1п - минимальная факторная нагрузка;

- информационная надежность, достигаемая объединением в факторы большого количества дополняющих друг друга параметров

П . = — = Ь (3)

1т1П 2т 4 7

где П]т.п - минимальное число параметров в факторе, п - общее число параметров, т - число факторов;

- устойчивость, т.е. способность сохранять свою структуру, при увеличении числа выделяемых факторов.

Качества отдельных параметров оцениваются по способности включаться в факторы с высокими нагрузками; устойчивости поведения при переходе к вариантам решения с большим числом факторов (перемещение вместе с группой тесно коррелируемых параметров); устойчивости поведения во времени, т.е. принадлежности в разные моменты времени к одним и тем же факторам, близости факторных нагрузок по ним, систематическом объединении с одними и теми же параметрами. На основе этих критериев мы оценивали качество исходного набора параметров, исключали недостаточно надежные параметры и выбирали лучший вариант структуры признакового пространства.

Решение задачи экстремальной группировки исходной системы индикаторов, описывающих изучаемые нами муниципальные образования Забайкальского края, позволило выделить эффективную подсистему, включающую 26 социально-экономических индикаторов. Коэффициент КМО, равный 0,785, характеризует достаточно высокий уровень возможности интерпретации полученной матрицы.

Сравнительный анализ вариантов группировки параметров показал преимущество двухфакторного решения, по которому получены следующие значения факторной нагрузки (см. табл. 1,2).

Таблица 1

Фактор социально-экономического положения

№ п/п Наименование индикатора (показателя) Факторная нагрузка

1 Среднегодовое число занятых в экономике 0,945

2 Средняя численность поселений 0,935

3 Среднесписочное число работников организаций муниципального района 0,926

4 Объем розничного товарооборота 0,924

5 Число занятых в промышленности 0,890

6 Число педагогических работников дошкольных учреждений 0,878

7 Объем промышленного производства 0,856

8 Отношение численности городского населения к сельскому 0,840

9 Число детей 3-7 лет, получающих дошкольную образовательную услугу 0,836

10 Плотность населения 0,795

11 Пассажирооборот 0,795

12 Выбросы в атмосферу 0,783

13 Г рузооборот 0,676

14 Доходы бюджета 0,665

15 Количество объектов потребительского рынка 0,646

Таблица 2

Фактор сложности объекта, как социально-экономической системы

(подход имитационного моделирования)

№ п/п Наименование индикатора (показателя) Факторная нагрузка

1 Общая протяженность улиц, проездов 0,907

2 Численность сельского населения 0,893

3 Протяженность автодорог общего пользования 0,814

4 Общее число населенных пунктов муниципального района 0,798

5 Выборных должностей 0,738

6 Количество муниципальных дошкольных учреждений 0,675

7 Число жителей, нуждающихся в социальной поддержке 0,664

8 Численность населения муниципального района 0,617

9 Число трудоспособного населения 0,593

10 Собственные доходы бюджета 0,550

11 Число муниципальных служащих, приходящихся на одного жителя 0,512

Выделенные факторы социального статуса муниципальных образований были интерпретированы следующим образом. Первый из них, объединивший 15 параметров, характеризует уровень социально-экономического развития.

Основные показатели экономики в увязке с финансовыми показателями позволяют распределить муниципальные образования по уровню их развития. Такой показатель, как число детей 3-7 лет, получающих дошкольную образовательную услугу, очень важен для оценки уровня социального развития муниципальных образований, так как в условиях сокращения общей численности поселений за счет естественной убыли и отрицательного миграционного баланса, этот показатель говорит об определенной стабильности. Показатель выбросов в атмосферу позволяет адекватно оценить социально-экономическое положение муниципальных образований. В статистике под выбросами в атмосферу загрязняющих веществ понимается поступление в атмосферный воздух загрязняющих, то есть оказывающих неблагоприятное действие на здоровье и деятельность населения или на окружающую природную среду, веществ от стационарных и передвижных источников выбросов. Вклад отраслей промышленности, представленных в экономике муниципального района, в общий объем промышленного производства, и загрязнение атмосферы также различается.

Индикаторы, отобранные в первый фактор, позволяют идентифицировать экономические и социальные процессы, происходящие в муниципальных образованиях и соответственно рассматривать выделенную группу параметров как фактор уровня социально-экономического развития.

Выделенный фактор удовлетворяет практически всем выдвинутым критериям качества. Он достаточно компактен, о его внутренней целостности свидетельствует тот факт, что минимальная нагрузка по этому фактору (0,646) в 1,7 раза превышает значение критерия а± (0,387) и в 1,5 раза - максимальный коэффициент корреляции между факторами (0,425).

Второй фактор можно рассматривать в качестве характеристики сложности муниципальных образований как социально-экономических систем (системной сложности). В реальной жизни категория «сложность» обычно оценивается интуитивно, и такие заключения опираются на субъективные оценки людей, которые, впрочем, делают это в простых ситуациях совсем неплохо.

Однако когда мы имеем дело с реальной экономикой, рынком, взаимно противоречивыми интересами и когда ценой решения являются получаемая прибыль, возможность реализации проекта или даже стабильность финансовой системы, то интуитивных оценок сложности систем оказывается недостаточно.

Если сложную систему моделировать простой моделью, то, как правило, эффективность такой модели или незначительна, или даже отрицательна. Поэтому необходимо уметь оценивать сложность системы и сравнивать системы по их сложности.

О сложности рассматриваемого объекта можно говорить, если он отнесен по своему уровню к организации, системе или структуре.

Рассматривая в качестве объекта исследования муниципальные образования, будем оценивать данный объект с позиций сложности как систему. Под системой будем подразумевать организацию - совокупность разнообразия элементов, разнообразия «отношений порядка» и разнообразия взаимосвязей между ними - образующую целостное единство и имеющую общую цель функционирования [1].

Представление об обществе как о системе в настоящее время широко распространено как среди зарубежных, так и среди отечественных исследователей, работающих в сфере социологии и других, смежных наук. В работах большинства социологов можно обнаружить признаки того взгляда на мир, который сегодня определяется как «системный подход» (О. Конт, Г. Спенсер, Т. Парсонс, Н. Луман, М. Вебер, Э. Дюркгейм, В. Парето, К. Маркс, П. Сорокин).

Методология системного подхода является важнейшим инструментом исследования муниципального образования, который ориентирован на комплексное изучение муниципального образования как специфической социальнотерриториальной общности с учетом его основных системных характеристик. Отметим лишь значимые характеристики для целей проводимого типологического анализа (подтверждающие системную сложность муниципального образования):

- целостность - тесная взаимозависимость между подсистемами и элементами муниципального образования, требующая четкой координации действий и функций управления. Подсистемами муниципального образования являются территория, население, экономика, социальная сфера. Благодаря внутреннему единству этих подсистем муниципальное образование является самовос-производящейся социально-экономической системой, направленной на достижение главной цели - повышение качества жизни местного населения - людей, формирующих это единство;

- слабая структурированность - характеризуется долей неопределенности состава подсистем и элементов, и взаимосвязей между ними. Управление такой системой требует особых подходов, например, имитационного моделирования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для применения подхода имитационного моделирования важны и другие характеристики объекта-системы: самоорганизация, эффективность управления и т.д. В данной статье мы опускаем эти характеристики, хотя в построении имитационной модели системы муниципального образования и происходящих процессов они обязательно нами будут учтены.

Для того чтобы различать сложность того или иного объекта, вводится понятие «уровень сложности». Он может быть выражен через количество разнообразия, т.е. количество элементов того или иного вида, их связей и взаимосвязей, «отношений порядка» между ними. Муниципальные образования как объекты отличаются друг от друга по степени сложности.

При таком подходе можно утверждать, что каждый сложный объект обладает определенным разнообразием, а уровень сложности характеризуется числом элементов любой природы, входящих в объект. Например, если в качестве сложного объекта взять организацию, то ее разнообразие можно определить числом условно неделимых составляющих частей данной организации, числом «отношений порядка» и связей между ними. Если мы увеличим число условно неделимых частей организации, т.е. сделаем их мельче, то, естественно, возрастет число «отношений порядка» и связей, и повысится степень разно-

образия организации или уровень сложности данного объекта. Для муниципального образования в качестве сложного объекта разнообразие можно определить количеством поселений, входящих в его состав; площадью территории; количеством функций, выполняемых местной администрацией, следовательно, количеством муниципальных служащих; количеством отраслей хозяйства и количеством предприятий, представляющих ту или иную отрасль, объемами производства данных отраслей и числом работников на отраслевых предприятиях и т.п.

Оценка объектов по критерию сложности, сделанная выше, осуществляется только исходя из числа элементов, связей между ними и «отношений порядка» (уровней) и не имеет прямого отношения к определению сложности и качества управления системой.

В пользу выделения фактора «сложности» говорит и то, что он сравнительно слабо связан с первым (коэффициент его корреляции с фактором урбанизации в 1,2 раза ниже минимальной нагрузки). При этом он сохраняет свою структуру при увеличении числа факторов.

Вторая задача типологического анализа - построение типологии объектов

- реализуется на основе полученного факторного решения, когда каждая группа однородных параметров представляет собой частное основание классификации объектов. В принципе классы «похожих» объектов можно выделить либо в многомерном пространстве всех параметров данного фактора, либо на его одномерной шкале. При классификации в многомерном пространстве каждому параметру фактора придается равная значимость. Напротив, использование обобщенного фактора означает взвешивание параметров по их «вкладам» в него. В нашем исследовании преимущество первого способа состоит в получении системы классов, упорядоченных по шкалам многомерного пространства фактора и поэтому поддающихся адекватной интерпретации.

Итоговая типология социальных статусов муниципальных образований, полученная пересечением частных классификаций, включает в себя 4 типа:

1) муниципальные образования, имеющие невысокий уровень системной сложности с низкими социально-экономическими показателями (17);

2) муниципальные образования, имеющие невысокий уровень системной сложности с высокими социально-экономическими показателями (5);

3) муниципальные образования, имеющие высокий уровень системной сложности с низкими социально-экономическими показателями (4);

4) муниципальные образования, имеющие высокий уровень системной сложности с высокими социально-экономическими показателями (5).

Для каждого получившегося типа можно составить специфический социально-экономический «портрет». Некоторые средние значения индикаторов приведены в табл. 3 и четко интерпретируются с содержательной точки зрения. В пользу обоснованности выделения именно таких типов говорит их соответствие исходным теоретическим представлениям об изучаемом объекте.

Таблица 3

Некоторые средние значения социально-экономических показателей вы-

деленных типов муниципальных районов Забайкальского края

Индикатор монито- Средние значения в типах муниципальных образований

ринга социальноэкономического раз- С невысоким уровнем системной сложности С высоким уровнем системной сложности

вития муниципаль- С уровнем социально-экономических показателей

ного образования Низким Высоким Низким Высоким

1 2 3 4 5

Численность населения, чел. 17368 25933 24688 50647

Доля сельского насе- 202,1 55,6 43,3 104,7

ления в общей численности, % 68,4 42,9 43,8 41,3

Общее число населенных пунктов, ед. 10 11 15 17

Среднегодовое число занятых в экономике, тыс. чел. 4,92 7,52 5,93 13,46

Выбросы в атмосферу 1,17 2,54 3,28 10,3

Средняя численность поселений муниципального района, чел. 1737 2358 1646 2979

Число муниципальных служащих, чел. 97 111 122 172

Число муниципальных 9,7 10,0 8,1 10,1

служащих, приходящихся на поселение, чел.

Объем розничного товарооборота, млн. руб. 625,4 785,4 913,6 1825,7

Число сельхозпредприятий, ед. 6 5 11 10

Объем сельскохозяйственного производства, млн. руб. 354,5 128 623,5 458,8

Объем промышленного производства, млн. руб. 512,5 360,7 943,9 3763,6

Доходы бюджета, всего, руб. 370148 535658 455351 2902982

Построенная типология обладает высокой дифференцирующей силой по отношению к ряду явлений, происходящих в поселениях муниципальных образований, характеристики которых непосредственно не участвовали в построении типологии и лишь косвенно связаны с достигнутым социальноэкономическим положением и уровнем системной сложности. Это касается особенностей формирования населения, характера миграционного движения, структуры формирования личных доходов и т.д.

Различия названных параметров по выделенным типам поселений свидетельствует о том, что принадлежность к типу является существенной структурной характеристикой объекта и в значительной мере определяет основные социальные процессы, происходящие в муниципальных образованиях Забайкальского края.

Данная типология позволяет получить эффективный инструмент для изучения и оценки достигнутого уровня развития муниципальных образований Забайкалья, разработки качественных управленческих решений местной власти, моделирования систем муниципальных образований, подсистем и происходящих процессов. Это дает основание считать, что построенная типология по предложенной методике обеспечивает решение поставленных задач.

Список литературы

1. Кобелев Н.Б. Основы имитационного моделирования сложных экономических систем. М., Дело, 2003.

2. Пути социального развития деревни. Сборник научных трудов. Под ред. Т.И. Заславской, Л.А. Хахулиной. Новосибирск, 1978.

3. Рабочая книга социолога. М., Наука, 1983.

4. Развитие сельских поселений. Под ред. Т.И. Заславской, И.Б. Мучника. М., Статистика, 1977.

References

1. Kobelev N.B. Osnovu imitacionnogo modelirovaniya sloznuh ekonomi-cheskih system [Fundamentals of simulation modeling of complex economic systems]. M., Delo, 2003.

2. Puti socialnogo razvitiya derevni. Sbornik nauchnuh trudov [Collection of scientific works]. Pod red. T.I. Zaslavskoi, L.A. Hahulinoi. Novosibirsk, 1978.

3. Rabochaya kniga sociologa [Workbook of sociologist]. M., Nauka, 1983.

4. Razvitie selskih poseleniy [The development of rural communities]. Pod red. T.I. Zaslavskoi, I.B. Muchnika. M. Statistika, 1977.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Гордеева Татьяна Николаевна, доцент кафедры государственного и муниципального управления и политики Забайкальского государственного университета, кандидат социологических наук

Забайкальский государственный университет

ул. Александро-Заводская, 39, г. Чита, Забайкальский край, 672039, Россия e-mail: gordeeva_tn@mail.ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Gordeeva Tatiana Nikolayevna, Associate professor of the chair of state and municipal management and policy of the Zabaikalsky state university, PhD in Sociology

Zabaikalsky state university

39, Aleksandro-Zavodskaya street, Chita, Zabaikalsky kray, 672039, Russia e-mail: gordeeva_tn@mail.ru

Рецензент:

Дробышевский В.С., профессор, доктор философских наук, Забайкальский государственный гуманитарный педагогический университет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.