Научная статья на тему 'Типологические особенности взаимосвязи личностных и социально-психологических свойств субъекта ситуативного взаимодействия'

Типологические особенности взаимосвязи личностных и социально-психологических свойств субъекта ситуативного взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
338
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ОБЩЕНИИ / ЛИЧНОСТНЫЕ СВОЙСТВА / СУБЪЕКТНЫЕ СВОЙСТВА / СУБЪЕКТ ОБЩЕНИЯ / ТИПОЛОГИЯ СИТУАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / СИТУАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ СИТУАТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ФРУСТРИРУЮЩАЯ СИТУАЦИЯ / COMMUNICATIVE SELF-EFFICACY / PERSONAL CHARACTERISTICS / SUBJECTIVE TRAITS / SUBJECT OF COMMUNICATION / TYPOLOGY OF SITUATIONAL INTERACTION / SITUATIONAL BEHAVIOUR / INTERPERSONAL SITUATIONAL INTERACTION / FRUSTRATING SITUATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Майрамян А.М.

В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязей личностных и социально-психологических свойств субъекта ситуативного взаимодействия в зависимости от выраженности самоэффективности в межличностном общении. На основании выделенных критериев предложена типология реализации ситуативного взаимодействия: реактивно-нерациональный, реактивно-рациональный и проактивнорациональный тип.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Майрамян А.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Typological features of the correlation of personal and socio-psychological traits of a situational interaction subject

The article presents results of the empirical study dealing with the correlation of personal and socio-psycho-logical traits of a situational interaction subject according to the intensity of self-efficacy in interpersonal communication. On the basis of the selected criteria the author suggests a typology of situational interaction implementation: response-based irrational type, response-based rational type, and proactive rational type.

Текст научной работы на тему «Типологические особенности взаимосвязи личностных и социально-психологических свойств субъекта ситуативного взаимодействия»

УДК 316.622

Майрамян Анастасия Михайловна

аспирант кафедры консультативной психологии Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского

ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ СУБЪЕКТА СИТУАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Аннотация:

В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязей личностных и социально-психологических свойств субъекта ситуативного взаимодействия в зависимости от выраженности самоэффективности в межличностном общении. На основании выделенных критериев предложена типология реализации ситуативного взаимодействия: реактивно-нерациональный, реактивно-рациональный и проактивно-рациональный тип.

Ключевые слова:

самоэффективность в межличностном общении, личностные свойства, субъектные свойства, субъект общения, типология ситуативного взаимодействия, ситуативное поведение, межличностное ситуативное взаимодействие, фрустри-рующая ситуация.

Mayramyan Anastasia Mikhailovna

PhD student, Counseling Psychology Department, Saratov State University

TYPOLOGICAL FEATURES OF THE CORRELATION OF PERSONAL AND SOCIO-PSYCHOLOGICAL TRAITS OF A SITUATIONAL INTERACTION SUBJECT

Summary:

The article presents results of the empirical study dealing with the correlation of personal and socio-psycho-logical traits of a situational interaction subject according to the intensity of self-efficacy in interpersonal communication. On the basis of the selected criteria the author suggests a typology of situational interaction implementation: response-based irrational type, response-based rational type, and proactive rational type.

Keywords:

communicative self-efficacy, personal characteristics, subjective traits, subject of communication, typology of situational interaction, situational behaviour, interpersonal situational interaction, frustrating situation.

В современном трансформирующемся мире, характеризующемся динамичным изменением политической, экономической жизни общества и высокой скоростью информационных процессов, актуальной становится необходимость изучения проблемы эффективности субъектной деятельности. Запросам общества на сегодняшний день смогут соответствовать те его представители, которые способны корректно и критично оценивать как результаты своей деятельности, так и личные возможности. Достигнуть подобного уровня развития можно только через определение собственных ресурсов, потенциала выбора точных и актуальных в каждой конкретной ситуации действий для построения стратегии поведения и деятельности. Это даст возможность обретения психологического благополучия и устойчивости к внешним фрустрирующим ситуациям.

Подобные потенциалы и резервы могут быть раскрыты посредством анализа личностных когнитивных переменных, сказывающихся на эффективности деятельности в различных плоскостях системы «человек - общество» и «человек - человек». Самоэффективность - это мета-когнитивное качество, сочетание представлений человека о своих возможностях и способностях быть продуктивным при осуществлении поведения и его уверенности в том, что он сумеет реализовать себя в них и достичь ожидаемого объективного и субъективного эффекта [1, с. 8].

Анализ работ отечественных и зарубежных авторов (A.B. Бояринцева, Ю.Н. Гончаров, Р.Л. Кричевский, Е.А. Могилевкин, М.И. Гайдар; А. Бандура, М. Ерусалем, Р. Шварцер) позволил изучить специфику подходов к пониманию феномена самоэффективности. В то же время концепции, раскрывающие его, пока не могут быть признаны в достаточной мере разработанными относительно понимания личности, структурно представленной как взаимосвязь неотделимых иерархических уровней со специфическим набором инвариантных свойств [2].

Цель данного исследования - определение типологических особенностей взаимосвязи личностных и социально-психологических свойств субъекта, включенного в процесс ситуативного межличностного взаимодействия.

Понятие самоэффективности разрабатывалось А. Бандурой в рамках социально-когнитивной теории личности. В понимании автора «самоэффективность - это восприятие человеком своей способности успешно действовать в наличных ситуациях, которое основывается на принципе взаимной детерминации личностных факторов, поведенческой активности и окружения» [3, с. 8]. Моделируя ситуацию в конкретных условиях жизнедеятельности, субъект предвосхищает

результат своего поведения, который, в случае соответствия представлений и результатов деятельности, является позитивным подкреплением своей эффективности. Это в том числе значит, что рассматриваемый конструкт следует изучать в едином континууме с различными видами и спецификой деятельности и активности субъекта.

А. Бандура отмечал, что самоэффективность - не статичная, а динамичная характеристика, меняющаяся ситуативно в ответ на актуальную социальную ситуацию и в связи с наличным субъективным опытом. При этом в исследовании Т.В. Белых и А.М. Майрамян эмпирическим путем было зафиксировано, что самоэффективность как убежденность в собственной успешности, в частности в сфере межличностного общения, взаимосвязана с совокупностью интегратив-ных особенностей формально-динамических свойств, которые проявляются в разной выраженности уровня интеллектуальной активности, эмоциональности, общей адаптивности [4]. Изучение взаимосвязи личностных и социально-психологических свойств у студентов с разной выраженностью самоэффективности фактически позволит определить типологические особенности реализации субъектом ситуативного взаимодействия.

Исследование производилось на базе психологического и биологического факультетов Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. В нем приняли участие 117 студентов, из них 105 девушек и 12 юношей 1-4-х курсов бакалавриата и 1-2-х курсов магистратуры в возрасте 21 ± 4 года. На основании данных теста-опросника Дж. Маддукса и М. Ше-ера были сформированы три экспериментальные группы испытуемых с высокой, средней и низкой самоэффективностью в межличностном общении.

Используемый психодиагностический инструментарий для исследования личностных свойств включал в себя: методику определения уровня самоэффективности Дж. Маддукса и М. Ше-ера в адаптации А.В. Бояринцевой под руководством Р.Л. Кричевского, методику «Шкала общей самоэффективности» Р. Шварцера и М. Ерусалема в адаптации В.Г. Ромека, опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ) В.И. Моросановой, опросник для исследования уровня импульсивности В.А. Лосенкова, методику «Самооценка склонности к экстремально-рискованному поведению» (М. Цуккерман), опросник «Личностные факторы принятия решений» (ЛФР-25) Т.В. Корниловой, новый опросник толерантности-интолерантности к неопределенности Т.В. Корниловой. Для исследования социально-психологических свойств использовался тест фрустрационных реакций С. Розенцвейга в модификации Н.В. Тарабриной, причем для анализа были взяты не только показатели направленности реакции: экстрапунитивная, интрапунитивная и импунитивная, но и типы реакции: препятственно-доминантный, самозащитный и нацеленный на решение проблемы.

На этапе вторичной статистической обработки данных были применены методы дискрими-нантного и корреляционного анализа с применением программы STATISTICA-8,0.

Дискриминантный анализ позволил выделить критерии, на основании которых в дальнейшем осуществлялось определение типов реализации ситуативного межличностного взаимодействия. Критериями выступили такие переменные: способность к саморегуляции (F = 4,1; p < 0,01), самостоятельность/несамостоятельность в принятии решений (F = 3,6; p < 0,01), рациональность / склонность к риску в принятии решений (F = 3,4; p < 0,01), тип и направленность реакции в ситуации фрустрации (F = 1,1; p < 0,01). Точность диагностики принадлежности субъекта к одной из трех групп имеет очень высокую достоверность (100 %).

Корреляционные связи показателей личностных и социально-психологических свойств субъекта ситуативного взаимодействия по каждой исследуемой группе представлены в таблице 1.

При сравнении корреляционных связей в трех подгруппах обнаруживаются как сходства, так и различия. Сходства проявляются в том, что вне зависимости от уровня самоэффективности:

- каждый из видов личностной самоэффективности связан со схожим комплексом свойств: отдельными показателями и общим уровнем личностной саморегуляции, с импульсивностью, толерантностью к неопределенности; разница обусловлена только принципом связи, поскольку некоторые показатели связаны прямо пропорционально, некоторые - обратно пропорционально;

- с повышением общего уровня саморегуляции обнаруживается тенденция к увеличению рациональности, снижению импульсивности и вероятности проявления экстремально-рискованных форм поведения.

Обозначенные на основании дискриминантного и корреляционного анализа различия в исследуемых группах могут быть описаны на основании выделения типов реализации ситуативного взаимодействия при использовании симптомокомплексов личностных и социально-психологических характеристик субъекта общения:

1. Реактивно-нерациональный тип. Свойственен студентам с низкой выраженностью самоэффективности в межличностном общении. Тип характеризуется преобладанием экстрапуни-тивных реакций на ситуацию фрустрации и самозащитным (обвинительно-агрессивным) типом реакции. Наблюдается склонность к реактивному эмоциональному поведению и слабая выраженность общей системы личностной саморегуляции (-0,47). В связи с низкой выраженностью рациональности, неумением планировать поведение и выделять значимые его внешние и внутренние факторы субъекту не свойственна актуализация экстремально-рискованного поведения (-0,3).

Таблица 1 - Корреляционные связи показателей личностных и социально-психологических свойств в зависимости от выраженности самоэффективности в межличностном общении_

Личностные и социально-психологические свойства субъекта ситуативного взаимодействия Названия шкал Группы испытуемых по выраженности самоэффективности в межличностном общении Коэффициент корреляции р < 0,5

низкая средняя высокая

Самоэффективность в межличностном общении Экстрапунитивность 0,33 0,41 -0,33

Интрапунитивность -0,3 -0,42 -

Оценивание результатов Импунитивность 0,35 0,34 -

Общий уровень саморегуляции Интрапунитивность - - -0,47

Самозащитный тип реакции - - 0,36

Импульсивность Интрапунитивность - - 0,31

Импунитивность -0,31 - -

Поиск острых ощущений Импунитивность - 0,42 -

Самозащитный тип реакции - -0,33 -

Непереносимость однообразия Препятственно-доминантный тип реакции - - -0,41

Поиск новых впечатлений Самозащитный тип реакции - - 0,33

Неадаптивное стремление к трудностям Самозащитный тип реакции - - -0,35

Рациональность Интрапунитивность - -0,36 0,33

Импунитивность - -0,42 -

Препятственно-доминантный тип реакции - - -0,37

Самозащитный тип реакции - - 0,39

Готовность к риску Препятственно-доминантный тип реакции -0,3 - -

Интрапунитивность - - 0,32

Интолерантность к неопределенности Экстрапунитивность - 0,34 -

Импунитивность - -0,31 -

Самозащитный тип реакции - - 0,35

2. Реактивно-рациональный тип. Свойственен студентам со средней выраженностью самоэффективности в межличностном общении. Тип характеризуется экстрапунитивной направленностью реакции, но при этом обнаруживается не обвинительно-агрессивный тип реакции, актуальный для первой группы испытуемых, а тип реакции, определяемый как концентрация на фрустрирующей проблеме. В связи с показателем самоэффективности в межличностном общении субъекту свойственна слабая выраженность планирования (-0,71) и моделирования поведения (-0,41), слабая выраженность общего уровня личностной регуляции (-0,43), но при этом активизируется механизм оценки результатов деятельности (0,41) и рациональности (0,33), что позволяет субъекту гибко адаптироваться к изменению условий поведения.

3. Проактивно-рациональный тип. Свойственен студентам с высокой выраженностью самоэффективности в межличностном общении. Тип характеризуется импунитивной направленностью реакции и нацеленностью на решение проблемы во фрустрирующих ситуациях. С повышением выраженности общего уровня личностной саморегуляции и рациональности (0,66) снижается проявление экстремально-рискованного поведения (-0,64) и импульсивности (-0,38). Повышение выраженности рациональности субъекта связано с интолерантностью к неопределенности (0,33).

Таким образом, можно заключить, что в зависимости от выраженности самоэффективности проявляются существенные различия во взаимосвязи личностных и социально-психологических свойств субъекта, определяющие типологические особенности реализации ситуативного межличностного взаимодействия. Субъекту с высокой выраженностью самоэффективности свойственен проактивно-рациональный тип ситуативного взаимодействия, который характеризуется выраженностью общего уровня личностной саморегуляции, рациональности, импунитивной направленностью реакции при нацеленности на решение проблемы во фрустрирующих ситуациях.

Субъекту со средней выраженностью самоэффективности в межличностном общении свойственен реактивно-рациональный тип, который характеризуется стремлением к реализации экстремально-рискованного поведения, фиксацией на проблеме во фрустрирующих ситуациях и экстрапунитивностью, слабой гибкостью поведения при изменении внешних и внутренних условий и выраженной рациональностью в принятии решений.

Субъекту с низкой выраженностью самоэффективности в межличностном общении свойственен реактивно-нерациональный тип межличностного ситуативного взаимодействия. Тип характеризуется низкой выраженностью общего уровня личностной саморегуляции, рациональности и обвинительным типом реакции во фрустрирующей ситуации. На основании составляющих показателей его можно противопоставить проактивно-рациональному типу. Единственное сходство указанных типов заключается в слабой выраженности склонности к экстремально-рискованному поведению.

У субъектов, которым свойственны реактивно-нерациональный и реактивно-рациональный типы реализации ситуативного взаимодействия, в связи с высоким уровнем реактивности и эмоциональности и недостаточной выраженностью личностной саморегуляции обнаруживается снижение самокритичности и рост требовательности к окружению, который проявляется в экстрапу-нитивной реакции на фрустрирующие ситуации. Исходя из обобщенных данных, становится видно, что наиболее гармоничный, адаптированный в социуме симптомокомплекс личностных и социально-психологических свойств субъекта ситуативного взаимодействия типологически определен как проактивно-рациональный.

Выделенные на основании симптомокомплексов личностных и социально-психологических свойств типологические особенности реализации субъектом ситуативного взаимодействия в зависимости от выраженности самоэффективности позволяют выявить своеобразие реализации процесса общения в условиях ситуативного взаимодействия, а также могут служить основой для разработки программ индивидуального консультирования и тренинговой работы, создания развивающих программ с целью гармонизации субъектных свойств личности и выработки собственного стиля поведения в условиях ситуативной коммуникации. Именно в последнем проявляется неповторимое цельное исполнение субъектом социальных функций и социальных ролей.

Ссылки:

1. Гайдар М.И. Развитие личностной самоэффективности студентов-психологов на этапе вузовского обучения : авто-реф. дис. ... канд. психол. наук. Курск, 2008. 27 с.

2. Белых Т.В. Психологические закономерности динамики субъектных свойств в структуре индивидуальности. М. ; Ставрополь, 2003. 328 с. ; Вяткин Б.А., Щукин М.Р. Развитие учения об интегральной индивидуальности: проблемы, итоги, перспективы // Психологический журнал. 1997. Т. 18, № 3. С. 125-141 ; Дорфман Л.Я. Проблема целостности в теории интегральной индивидуальности // Полисистемное исследование индивидуальности человека / под ред. Б.А. Вяткина. М., 2005. С. 91-112 ; Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., 1984. 151 с. ; Мерлин В.С. Психология индивидуальности. Избранные психологические труды. Изд. 2-е. М., 2009. 544 с.

3. Бандура А. Теория социального научения. СПб., 2000. 320 с.

4. Белых Т.В., Майрамян А.М. Интеграция формально-динамических свойств в структуре индивидуальности у студентов с разным уровнем коммуникативной самоэффективности // Вестник СКФУ. 2015. № 2 (47). С. 193-197.

References:

Bandura, A 2000, Social learning theory, St. Petersburg, 320 p., (in Russian).

Belykh, TV 2003, Psychological patterns of dynamics of subject properties in structure of individuality, Moscow, Stavropol, 328 p., (in Russian).

Belykh, TV & Mayramyan, AM 2015, 'Integration of formal and dynamic properties of the structure of personality in students with different levels of self-efficacy communicative', Vestnik SKFU, no. 2 (47), pp. 193-197, (in Russian).

Dorfman, LY 2005, 'Integrity problem in the theory of integral individuality', in BA Vyatkin (ed.), Polisistemnoye issledovaniye individual'nosti cheloveka, Moscow, pp. 91-112, (in Russian).

Gaidar, MI 2008, Development of personal self-efficacy of students-psychologists at the stage of high school training, PhD thesis abstract, Kursk, 27 p., (in Russian).

Kon, IS 1984, Finding himself. Personality and its identity, Moscow, 151 p., (in Russian). Merlin, VS 2009, Personality psychology. Selected psychological works, 2nd ed., Moscow, 544 p., (in Russian). Vyatkin, BA & Shchukin, MR 1997, 'Development of integrated individuality of teaching: problems, results, prospects', Psikho-logicheskiy zhurnal, vol. 18, no. 3, pp. 125-141, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.