Научная статья на тему 'Типологические характеристики способов передачи информации в печатных и электронных СМИ XXI века'

Типологические характеристики способов передачи информации в печатных и электронных СМИ XXI века Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1843
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИМЕДИЙНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЖАНР / ТЕМА / АВТОРСКОЕ ВИДЕНИЕ ТЕМЫ / МЕДИА ТЕКСТ / МОДЕЛЬ / AUTHOR'S VIEW OF THE SUBJECT / MULTIMEDIA / INFORMATION GENRE / THEME / MEDIA TEXT / MODEL

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гуслякова Алла Викторовна

В статье рассматриваются ключевые характеристики способов передачи информации в печатных и электронных СМИ в настоящее время: экстралингвистические параметры информационной репрезентации; жанровое разнообразие печатных и электронных медиа текстов; тематическое разнообразие медиа текстов, включающее в себя авторское видение темы. Приводится модель снежный ком, отражающая типологию способов подачи информационного материала в традиционных и интернет-СМИ в первое десятилетие нынешнего столетия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Typological Features of Information Transfer Methods in the Print and Online Mass Media in the Twenty-First Century

The article deals with the key features of information transfer methods in the print and online mass media at the present time: extralinguistic parameters of the information representation; genre variety of printed and online media texts; thematic variety of media texts including author's view of the subject. The model snowball, reflecting the typology of information transfer methods in the traditional and Internet media in the first decade of the current century, is introduced.

Текст научной работы на тему «Типологические характеристики способов передачи информации в печатных и электронных СМИ XXI века»

УДК 002:681.14 ББК 76:32.973

Г услякова Алла Викторовна

кандидат филологических наук, доцент кафедры западно-европейских языков и методики их преподавания Московский педагогический государственный университет

г. Москва Guslyakova Alla Victorovna Candidate of Philology,

Assistant Professor Chair of the West European Languages and Their Teaching Methods Moscow Pedagogical State University Moscow

Типологические характеристики способов передачи информации в печатных и электронных СМИ XXI века Typological Features of Information Transfer Methods in the Print and Online Mass Media in the Twenty-First Century

В статье рассматриваются ключевые характеристики способов передачи информации в печатных и электронных СМИ в настоящее время: экстралингвистические параметры информационной репрезентации; жанровое разнообразие печатных и электронных медиа текстов; тематическое разнообразие медиа текстов, включающее в себя авторское видение темы. Приводится модель йнежный ком", отражающая типологию способов подачи информационного материала в традиционных и интернет-СМИ в первое десятилетие нынешнего столетия.

The article deals with the key features of information transfer methods in the print and online mass media at the present time: extralinguistic parameters of the information representation; genre variety of printed and online media texts; thematic variety of media texts including authors view of the subject. The model QnowballQ reflecting the typology of information transfer methods in the traditional and Internet media in the first decade of the current century, is introduced.

Ключевые слова: мультимедийность, информационные жанр, тема, авторское видение темы, медиа текст, модель.

Key words: multimedia, information genre, theme, author S view of the subject, media text, model.

Современное общество ясно осознает, какую существенную роль средства массовой информации играют в его жизни. Вторая половина XX □ начало XXI вв. характеризуется стремительным ростом массовой коммуникации (печати, радио, телевидения) и новых СМИ (в частности, Интернета). Появление и распространение всемирной паутины □ приводит к созданию единого информационного пространства, особой виртуальной среды..., образованной совокупностью множества медиапотоков [5, С.38-53].

СМИ информируют миллиарды людей о событиях в окружающем мире и оказывают на них воздействие, формируя их мировоззрение, поведение, восприятие и оценку окружающей действительности.

Формирование определенной оценки происходящих событий у субъекта, а также оказание воздействия на его когнитивную, аффективную и поведенческую стороны личности, происходит с помощью различных способов передачи и репрезентации информации современными медиа источниками.

Реализации множества прагматических установок в СМИ (например, представить что-либо как истинное или ложное; вовлечь читателя, зрителя, слушателя в свои рассуждения и подвести его к нужному выводу, который будто бы он делает сам; посеять сомнение; ввести в заблуждение) служат самые разнообразные информационные приемы: вербальные (лексические),

грамматические, текстовые, стилистические; квазивербальные (графика, звук, видео).

Цель данной статьи заключается в попытке представить типологию способов передачи информации в современных печатных и электронных СМИ. Практика распространения медийных потоков различными способами является в настоящее время наиболее динамично развивающейся частью медиа практики общества в целом. Благодаря этому современные СМИ не только информируют массовую аудиторию, но и оказывают на нее воздействие, в том числе и речевое.

Мы предлагаем следующую типологию способов передачи информации в печатных и электронных СМИ.

I. Экстралингвистические параметры информационной репрезентации.

II. Жанровое разнообразие печатных и электронных медиа текстов.

III. Тематическое разнообразие медиа текстов, включающее в себя авторское видение темы.

I. Экстралингвистические параметры представления информации в современных печатных и электронных СМИ характеризуются такой главной чертой, как мультимедийность.

Мультимедийность □ это характеристика представления информации с помощью различных платформ □ вербального текста, фотографиим, аудио-, видео-, графики, анимации и других производных от них форм [6, С. 63].

На страницах печатных изданий современные мультимедийные технологии позволяют размещать емко и эффективно различные фрагменты композиции текста статьи, включая графические изображения и фотографии разнообразных форматов. Это предоставляет возможность легко, ненавязчиво и грамотно руководить вниманием аудитории читателей, побуждать ее к ознакомлению и анализу одних событий, значимых с точки зрения СМИ в настоящий момент, и отсекать другие, менее важные. Ввиду больших информационных потоков, с которыми приходится сталкиваться прессе сегодня, на помощь приходит Интернет, позволяющий организовывать и распределять циркуляцию информации между печатными и электронными выпусками газет и журналов. Появление web-версий (созданных или адаптированных для Интерента версий периодических изданий [6, С.174] послужило развитию двух важных стратегических принципов передачи и представления медийного мейнтстрима: print-first (отводит интернет-версии второстепенные роли, делает ее дополнительным приложением к основному печатному выпуску) и web-first (в данном случае больше внимания уделяется сайту, его контенту и функциональным возможностям, а печатные издания оказываются на вторых ролях). [6, С. 184]

Связь между бумажным выпуском и электронным номером осуществляется с помощью вэб-адресов (например, mercurynews.com, www.newyorker.com,newsweekinternational.com, cosmopolitan.com, www.kp.ru, www.aif.ru) и гипертекстовых связей, расположенных на страницах печатных изданий. Так, например, в российских газетах "Комсомольская правда" и "Аргументы и Факты □ можно встретить большое количество разнообразных ссылок на электронную версию газет (kp.ru/4361. Подробнее про скандалы на WikiLeaks □ на сайте; kp.ru/4191.Aemop готова пообщаться с вами на сайте. (№ 49-т(25605-т) 9-16 декабря 2010 года); В Интернете началось обсуждение закона "Об образовании□ № 49, 2010 г. www.aif.ru; Автор ждет ваших

комментариев на нашем сайте в разделе http://www.aif.ru/anons). В зарубежной прессе также можно по гиперссылкам переходить в он-лайновый режим функционирования прессы. Журнал Newsweek, например, предлагает публике принять участие в интернет-голосовании в конкурсе "the World Challenge^ цель которого □ выбрать наиболее удачные идеи по улучшению жизни людей и окружающей среды в разных точках земного шара. "To learn more about these "and to cast your vote, visit www.theworldchallenge.co.uk. Voting takes place between August 15 and October 16, 2005. "It"s one small step toward making a big difference in the world□ (Newsweek. August 22, 2005).

Следовательно, существование и дальнейшее развитие Интернет-технологий в современном обществе открывает перед печатными СМИ новые горизонты их деятельности. Благодаря появившейся возможности мультимедийно представлять информацию, обычный печатный текст трансформируется в 3Б-формат, т.е. читается вглубь, в он-лайновом режиме. Кроме того, электронные статьи снабжены разнообразными звуковыми и видео файлами, что позволяет более детально и качественно оценить характеризуемое событие. У современной прессы есть еще одно значительное преимущество □ это стремление установить связь с читателем, сделать его своим единомышленником и критиком одновременно. Наличие адресов электронной почты журналистов на страницах печатных изданий, блогов, гиперссылок на социальные сети (Facebook, Twitter, ВКонтаке); возможность оставлять комментарии, задавать вопросы, присылать фотографии, видео, тексты, оценивать разнообразные события и голосовать в режиме он-лайн □ это, на наш взгляд, большой шаг в эволюционировании типологии способов подачи информации в СМИ.

II. Жанровое разнообразие печатных и электронных медиа текстов.

Следующим важным аспектом в типологии передачи информации является жанровое представление медиа текстов. Само понятие СжанрП в любом языке играет важную роль, поскольку "мы отливаем нашу речь в жанровые формы □, которые "организуют нашу речь почти так же, как ее организуют грамматические формы" [12, С. 15]. Жанр можно определить как выделяемый в рамках того или иного функционального стиля вид речевого произведения

[там же]. Сквозь призму жанровых форм человек воспринимает и анализирует информацию; при их непосредственном участии задаются различные прагматические установки, которые позволяют СМИ формировать у своей аудитории нужные представления, взгляды, управлять общественным мнением.

Современные печатные и электронные СМИ предоставляют большой выбор информации разнообразных жанров. Восемь наиболее репрезентативных жанров выделяет В.А. Тырыгина в своем исследовании, посвященном жанровой стратификации масс-медийного дискурса: комментарий

(commentary), редакционная статья (editorial/ leader), портретный очерк (profile), проблемно-тематическая статья (feature), скетч (sketch), светская хроника (gossip), репортаж (reportage / reporting), рецензия (review) [12, С. 119].

Рассматривая проблему жанровой дифференциации медиа текстов, зарубежная лингвистика в первую очередь противопоставляет два ключевых жанра: news относительно views. На основании этого в британской прессе

выделяют информационные жанры (news story, background article, reportage) и интерпретационные (leader/ editorial, commentary, sketch), которые соответственно осуществляют функцию информирования и интерпретирования (ideology). Наряду с двумя вышеперечисленными группами существует третья группа жанров, выполняющая функцию развлечения, рекреации (entertainment), социальной связи, аффилиации (social linkage) и образования (instruction) [14, p. 289].

С развитием интернет-технологий и утверждением электронных СМИ эволюционным изменениям подвергаются и жанровые формы передачи информации. Наиболее ярким результатом данной медиа эволюции является появлением электронных дневников или блогов. Блог □ это йеб-страница, содержание которой представляет собой периодически обновляемую коллективную доску обсуждений "[18]; сетевой дневник, "живой журнал" (ЖЖ) (часто обновляемый персональный сайт, в котором публикуются комментарии автора на различные темы) [16]. Блогосфера привлекла широкое внимание

СМИ, и на сегодняшний день ни одно значительное социально-экономическое либо политическое событие в мире или в отдельно взятой стране не обходится без его обсуждения в блогах. [17, pp. 313-314]. Наличие категории "blog" на

электронных страницах газетных и журнальный изданий становится распространенным явлением (например, газета New York Times (www.nytimes.com), Washington Post (www.washingtonpost.com), Financial Times (www.ft.com), The Telegraph (www.telegraph.co.uk), The Economist (www.economist.com) имеют вкладку CblogsQ.

Таким образом, существование разнообразных жанров, перечисленных выше, в печатных и электронных СМИ образуют определенную систему, для которой характерно взаимодействие, взаимовлияние, взаимопроникновение. Между ними нет жестких границ, элементы одних могут входить в другие, тем не менее, каждый жанр в системе обладает суверенностью и вносит свою лепту в те или иные способы передачи информации.

III. Тематическое разнообразие медиа текстов, включающее в себя авторское видение темы.

Тематика предлагаемых статей для обсуждения широкой аудиторией -это, с нашей точки зрения, ядро (основа) представления любой информации в СМИ. Тематическое ядро позволяет отбирать тот или иной жанр, с помощью которого медиа текст будет отображен на страницах печатных и электронных изданий, а также определять экстралингвистические средства его информационной репрезентации. Более того, ряд российский лингвистов (В.И. Антонова, В.М. Разинкина, В.А.Тырыгина) прослеживают определенную взаимосвязь между тематикой медиа текста и особенностью его жанра. Идею зависимости темы от жанра акцентирует также и Н.М. Разинкина: "Нам представляется, что можно с большей уверенностью сказать, что характер текста, его принадлежность к тому или иному функциональному стилю, а в рамках последнего тому или иному жанру, имеет не последнее значение" [10, С.175]. Помимо этого, важную роль, на наш взгляд, играет и авторское понимание и интерпретация информации в рамках выбранной темы. Именно мировоззренческая позиция автора определяет тематику, жанровое представление события и экстралингвистические параметры репрезентации данного события в медийном пространстве.

Анализ 20 англо-американских и российский периодических изданий (например, New York Times, The Telegraph, USA Today, The Wall Street Journal,

The Seattle Times, Philadelphia Daily News, The Economist; Аргументы и факты, Комсомольская правда, Коммерсант, РБК Daily) позволил нам выделить следующие наиболее актуальные темы, предлагаемые современными печатными и электронными СМИ: Home News, World News, Business, Politics, Money, Markets, Technology, Travel, Lifestyle, Entertainment, Opinion, Columnists, Jobs, Shopping (Fashion), Classified. В Интернет-версиях газет и журналов обязательно наличие вкладок Blogs, Forums, Videos, Photos, Interactives, Customer Care, FAQ (часто задаваемые вопросы), Archives, Help, Comments. Кроме того, большинство он-лайн версий периодических изданий имеют карту своего сайта (site map), позволяющую легко ориентироваться в нем и находить интересующую читателя информацию, а также гиперссылки на социальные сети Facebook, Twitter, Вконтакте.ру. Это в свою очередь позволяет ознакомиться с теми или иными событиями не только в рамках официального сайта, но и вне его.

Таким образом, подводя итог всему выше сказанному, представим модель, характеризующую типологию способов передачи информации в печатных и электронных СМИ.

Рис.1. Модель "Снежный комП способов передачи информации в печатных и электронных СМИ

Данную информационную модель (рис.1) можно озаглавить как "снежный ком Ц потому как представление медиа текста в СМИ осуществляется именно по этому принципу: подборка темы, ее авторское видение, определение жанра и выбор мультимедийных параметров презентации материала в печати и в электронном виде. Следует отметить, что с учетом стремительной эволюции технических средств передачи информации в XXI веке, данная модель не может быть универсальной, а лить характеризует способы представления информации в первое десятилетие нового столетия.

Библиографический список

1. Антонова В.И. Жанр в творчестве журналистов региональных изданий: традиции, опыт, новации: Учебное пособие [Текст]/ В.И. Антонова. □ Саранск, 2005.

2. Беляев, А.А. Особенности графической модели интернет-версий периодических изданий: на материале итальянских СМИ [Текст]: дис. ... канд. филол.наук/ А.А. Беляев. □ М., 2009. □ 244 с.

3. Глинчевский, Э.И. Средства речевого воздействия в языке СМИ [Текст]/ Э.И. Глинчевский // Вест. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. □ 2005. □ № 4. □ С. 18-27.

4. Добросклонская, Т.Г. Вопросы изучения медиатекстов. Опыт исследования современной английской медиаречи [Текст]/ Т.Г. Добросклонская. □ М.: КРАСАНД, 2010. □ 288 с.

5. Добросклонская, Т.Г. Роль СМИ в динамике языковых процессов [Текст]/Т.Г. Добросклонская // Вест. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. □ 2005. □ №3. □ С.38 □ 53.

6. Интернет-СМИ: Теория и практика: Учеб.пособие для студентов вузов [Текст]/ Под ред. М.М. Лукиной. □ М.: Аспект Пресс, 2010. □ 348 с.

7. Катенева И.Г. Механизмы и языковые средства манипуляции в текстах СМИ: на материале общественно-политических оппозиционных изданий [Текст]: дис. □ канд. филол. наук / И.Г. Катенева. □ Новосибирск, 2010. □ 250 с.

8. Лесная М.В. Топология современных таблоидных СМИ России, Великобритании, США[Текст]: дис. ... канд. фил. наук / М.В. Лесная. □ Краснодар, 2010. □ 215 С.

9. Покровская, Е.В. Прагматика современного газетного текста

[Текст]/Е.В. Покровская //Русская речь. □ 2006. □ № 3. □ С. 81.

10. Разинкина Н.М. Функциональная стилистика английского языка [Текст]/ Н.М. Разинкина. □ М., 2004. □ С. 175.

11. СМИ в меняющейся России: Коллективная монография [Текст]/ Под ред. проф. Е.Л. Вартановой; науч. ред. И.Д. Фомичева. □ М.: Аспект Пресс, 2010. □ С. 163.

12. Тырыгина В.А.Жанровая стратификация масс-медийного дискурса [Текст]/ Отв. ред. Н.С. Бабенко /В.А. Тырыгина. □ М.: Книжный дом ЕЛИБРОКОМЦ 2010 □ 320 с.

13. Шиллер Г. Манипулирование сознанием [Текст]/ Пер. с англ.; Науч. ред. Я.Н. Засурский /Г. Шиллер. □ М.:Мысль, 1980. □ 326 с.

14. Ellmore. Terry R. NTCS Mass Media Dictionary [Text] /Terry R. Ellmore. □ National Textbook Company. □ Lincolnwood, Illinois, USA, 1992 □ p.289.

15. Lasswell, H.D. The Structure and function of communication in society [Text]/

H.D. Lasswell // Mass Communication / W. Schramm (Ed.) □ Urbana, 1949. □ pp.102-115.

16. LingvoUniversal Dictionary. [Электронный ресурс] □ режим доступа:

www.lingvo.com. □ Загл. с экрана.

17. Rowe Charley. Language and New Media. Linguistic, cultural and technological evolutions [Text] / Charley Rowe, Eva L.Wyss. □ Hampton Press, Inc. -2009. □ pp.313-314.

18. Su, N.M. Politics as usual in the blogosphere/ N.M. Su, Y. Wang, G. Mark //

Proceedings of the 4th International Workshop on Social Intelligence Design (SID 2005). Retrieved December 4, 2006 [Электронный ресурс] □ режим доступа:

http://www.isr.uci.edu/~normsu/papers/Su-Politics-SID05.pdf. □ Загл. с экрана.

Bibliography

1. Antonova, V.I. Genre in Journalists □ Works of the Regional Editions: Traditions, Experience, Novations: Textbook [Text] / V.I. Antonova. □ Saransk, 2005.

2. Belyaev, A.A. The Peculiarities of a Graphic Model of Online Periodicals: Based on the Materials of the Italian Mass Media [Text]: Diss^ Candidate of Philology / A.A. Belyaev. □ Moscow., 2009. □ 244 p.

3. Dobrosklonskaya, T.G. The Questions of Media Texts Studying. Research Experience of the Contemporary English Media Speech [Text] / T.G. Dobrosklonskaya. □ Moscow: KRASAND, 2010. □ 288 p.

4. Dobrosklonskaya, T.G. The Role of the Media in Language Processes [Text] / T.G. Dobrosklonskaya // Herald of Lomonosov Moscow State University. Series 19. Linquistics and Intercultural Communication. □2005. □ № 3. □ P. 38 □ 53.

5. Ellmore. Terry R. NTCS Mass Media Dictionary [Text] / Terry R. Ellmore. □ National Textbook Company. □ Lincolnwood, Illinois, USA, 1992 □ P. 289.

6. Glinchevsky, E.I. Speech Impact Techniques in the Language of the Media [Text] /

E.I. Glinchevsky // Herald of Lomonosov Moscow State University. Series 19. Linquistics and Intercultural Communication. □2005. □ № 4. □ P. 18 □ 27.

7. Internet-Media: Theory and Practice: Textbook for University Students [Text] / Edited

by M.M. Lukina. □ Moscow: Aspect Press, 2010. □ 348 p.

8. Kateneva, I.G. Mechanisms and Language Techniques of Manipulation in the Media Texts: Based on the Materials of Social and Political Opposition Editions: Diss^ Candidate of Philology [Text] / I.G. Kateneva. □ Novosibirsk, 2010. □ 250 p.

9. Lasswell, H.D. The Structure and Function of Communication in Society [Text] /

H.D. Lasswell // Mass Communication / W. Schramm (Ed.) □ Urbana, 1949. □ P.102-115.

10. Lesnaya, M.V. Typology of Contemporary Tabloid Press of Russia, Great Britain and the USA: Diss^ Candidate of Philology [Text] / M.V. Lesnaya. □ Krasnodar, 2010. □ 215 p.

11. LingvoUniversal Dictionary [Electronic Resource] □ Access Mode: www.lingvo.com.

12. Mass Media in Changing Russia: Collective Monograph [Text] / Edited by E.L.Vartanova; Scientific Editor I.D. Fomicheva. □ Moscow: AspectPress, 2010. □ P.163.

13. Pokrovskaya, E.V. Pragmatics of the Contemporary Newspaper Text [Text] / E.V. Pokrovskaya // The Russian Speech. □ 2006. - №3. □ P. 81.

14. Razinkina, N.M. Functional Stylistics of the English Language [Text] / N.M. Razinkina. □ Moscow, 2004. □ P.175.

15. Rowe, Charley. Language and New Media. Linguistic, Cultural and Technological Evolutions [Text] / Charley Rowe, Eva L.Wyss. □ Hampton Press, Inc. -2009. □ P.313-314.

16. Schiller, H. Manipulation of theCconsciousness [Text] / Translated and Edited by Ya.N. Zasursky / H. Schiller. □ Moscow: Mysl, 1980. □ 326 p.

17. Su, N.M. Politics As Usual in the Blogosphere / N.M. Su, Y. Wang, G. Mark //

Proceedings of the 4th International Workshop on Social Intelligence Design (SID 2005). Retrieved

December 4, 2006 [Electronic Resource] □ Access Mode:

http://www.isr.uci.edu/~normsu/papers/Su-Politics-SID05.pdf.

18. Tyrigina, V.A. Genre Stratification of the Media Discourse [Text] / Edited by N.S. Babenko / V.A. Tyrigina. □ Moscow: "LIBRIKOMQBook House, 2010 □ 320 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.