Научная статья на тему 'Трансформация рынка печатных СМИ республики Крым нового времени'

Трансформация рынка печатных СМИ республики Крым нового времени Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
632
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАПРОСТРАНСТВО / ПЕЧАТНЫЕ СМИ / РЫНОК ПЕЧАТНЫХ СМИ / ТЕМАТИКА ИЗДАНИЙ / КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕЧАТНЫХ СМИ / MEDIA SPACE / PRINTED MEDIA / PRINT MEDIA MARKET / SUBJECT ORIENTATION / PRINTED MEDIA CLASSIFICATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Егорова Людмила Геннадьевна

В связи с переходом Крыма в состав Российской Федерации информационное пространство республики претерпело кардинальные изменения. В статье определяются основные тенденции трансформации медиапространства Республики Крым нового времени. В ходе исследования рынка печатных средств массовой информации полуострова издания классифицируются по ряду параметров, в числе которых материальная конструкция, форма собственности, тематика, язык выхода. Методология исследования основывается на системном подходе к изучению СМИ, в работе использованы такие методы и приёмы исследования, как описание, классификация, сравнение, статистический анализ и т д. Автор приходит к выводу, что общее количество зарегистрированных печатных СМИ в Республике Крым существенно сократилось: целый ряд изданий по разным причинам (непрохождение перерегистрации в Роскомнадзоре, проблемы с финансированием и пр.) прекратили своё существование. При этом наблюдается тенденция появления на медиарынке полуострова новых газет и журналов. В статье отмечается, что, несмотря на произошедшие трансформации, тематическая направленность печатных СМИ практически не претерпела изменений: как и прежде, наибольшую долю рынка занимают общественно-политические и информационные медиа. В процессе анализа функционирования рынка печатных изданий РК в 2014-2015 годах было также выявлено, что 50 изданий из 166 учреждены государственными/партийными структурами. Что касается 116 негосударственных изданий, то учредителем у 60 выступает частное лицо, у 48 общество с ограниченной ответственностью и у 8 общественные организации и общины, среди 166 зарегистрированных печатных СМИ РК преобладают одноязычные издания. Так, 122 издания выпускаются исключительно на русском языке, 28 газет на русском, английском, украинском и крымско-татарском языках, двуязычными являются 13 изданий (из них: 10 с русским и английским и 3 с русским и украинским языками), 3 издания выходят на крымско-татарском языке. В качестве ещё одной особенности зарегистрированных в исследуемый период печатных СМИ автор статьи указывает на преобладание одноязычных изданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Republic of Crimea Printed Media Market Transformation in the Present Time

The informational space of the Republic of Crimea has undergone fundamental changes as a result of the annexation by the Russian Federation. The article is devoted to the analysis of the principal tendencies of the Crimean media space transformation in the second half of 2014-2015. The author classifies editions by a number of parameters, including material construction, subjects, language of output. The research methodology is based on system approach to the mass media analysis. Such methods as characterization, classification, comparative method, statistical analysis, etc. are used in the research. The author comes to the conclusion that the total number of registered printed media in the Crimea has significantly decreased a number of editions for various reasons (such as not re-registration in the Roskomnadzor, problems with funding, etc.) terminated their activity. At the same time, there is a tendency for new newspapers and magazines to come to the peninsula media market. The author draws attention to the fact that, despite the quantitative changes that have taken place in the media market, the thematic focus of the printed mass media has practically not changed, the largest share of the market is occupied by socio-political and information printed media. Analysis of the Crimean printed media functioning in 2014-2015 reveals that 50 periodicals of 166 were established by state or political party organizations. As for 116 private periodicals, 60 were established by private individuals, 48 were established by limited liability companies and 8 by social organizations and communities. Monolingual periodicals predominate among 166 registered Crimean printed media. Thus 122 printed media are published solely in Russian, 28 printed media are published in Russian, English, Ukrainian and Crimean Tatars, 13 periodicals are bilingual (10 are published in Russian and English, 3 in Russian and Ukrainian), 3 periodicals are published in Crimean Tatars. According to the author, the tendency of Russian-language publications prevalence has preserved. The author also points out that among the registered print media mono-language editions predominate.

Текст научной работы на тему «Трансформация рынка печатных СМИ республики Крым нового времени»

http://www.zabvektor.com ISSN 2542-0038 (Online) ISSN 1996-7853

МЕДИАТЕКСТ В СИСТЕМЕ ПУБЛИЧНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

MEDIA TEXT

IN THE PUBLIC COMMUNICATION SYSTEM

УДК 070:316.77(292.471)

DOI: 10.21209/1996-7853-2018-13-5-62-69

Людмила Геннадьевна Егорова,

кандидат филологических наук, доцент, Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского (295000, Россия, г. Симферополь, пр-т Вернадского, 2),

e-mail: [email protected]

Трансформация рынка печатных СМИ Республики Крым нового времени

В связи с переходом Крыма в состав Российской Федерации информационное пространство республики претерпело кардинальные изменения. В статье определяются основные тенденции трансформации медиапространства Республики Крым нового времени. В ходе исследования рынка печатных средств массовой информации полуострова издания классифицируются по ряду параметров, в числе которых материальная конструкция, форма собственности, тематика, язык выхода. Методология исследования основывается на системном подходе к изучению СМИ, в работе использованы такие методы и приёмы исследования, как описание, классификация, сравнение, статистический анализ и т. д. Автор приходит к выводу, что общее количество зарегистрированных печатных СМИ в Республике Крым существенно сократилось: целый ряд изданий по разным причинам (непрохождение перерегистрации в Роскомнадзоре, проблемы с финансированием и пр.) прекратили своё существование. При этом наблюдается тенденция появления на медиарынке полуострова новых газет и журналов. В статье отмечается, что, несмотря на произошедшие трансформации, тематическая направленность печатных СМИ практически не претерпела изменений: как и прежде, наибольшую долю рынка занимают общественно-политические и информационные медиа. В процессе анализа функционирования рынка печатных изданий РК в 2014-2015 годах было также выявлено, что 50 изданий из 166 учреждены государственными/партийными структурами. Что касается 116 негосударственных изданий, то учредителем у 60 выступает частное лицо, у 48 - общество с ограниченной ответственностью и у 8 - общественные организации и общины, среди 166 зарегистрированных печатных СМИ РК преобладают одноязычные издания. Так, 122 издания выпускаются исключительно на русском языке, 28 газет - на русском, английском, украинском и крымско-татарском языках, двуязычными являются 13 изданий (из них: 10 - с русским и английским и 3 - с русским и украинским языками), 3 издания выходят на крымско-татарском языке. В качестве ещё одной особенности зарегистрированных в исследуемый период печатных СМИ автор статьи указывает на преобладание одноязычных изданий.

Ключевые слова: медиапространство, печатные СМИ, рынок печатных СМИ, тематика изданий, классификация печатных СМИ

Введение. В последнее десятилетие наблюдается усиление исследовательского внимания к такому феномену, как дискурс СМИ [4; 6-8; 10; 14; 16]. Отметим, что он представляет собой динамичную коммуника-

62

цию массмедиа с обществом с разнообразным набором стратегий и тактик воздействия на сознание адресата. При этом информация, необходимая для привлечения интереса читателей, должна структурироваться и

© Егорова Л. Г., 2018

вербально оформляться таким образом, чтобы адресат почувствовал себя участником диалога. «Социальное назначение массме-дийного дискурса состоит в том, чтобы внушить аудитории необходимость "правильных" оценок и действий. Таким образом, основной целью дискурса СМИ является не описание, а убеждение, приводящее в конечном итоге целевую социальную группу к определённым действиям» [3]. Но при этом остаётся большое количество нерешённых и проблемных вопросов, и значительная их часть относится к такому явлению, как региональный дискурс СМИ.

Актуальность вычленения регионального аспекта картины мира обусловлена тем, что «процесс регионализации России, интенсифицировавшийся в 1990-е годы, вызвал относительно новое явление в социокультурной и политической жизни российского общества -региональную идентичность, то есть наличие в массовом сознании компонента соотнесения своего места в территориально-политическом пространстве преимущественно с региональным локусом» [12, с. 180]. Интерес к региональному дискурсу СМИ может быть объяснён исследовательским вниманием к особенностям того или иного региона - культурным, экономическим, социальным, а также спецификой презентации местного информационного пространства. Важным является и фактор уровня неравнодушия граждан (адресата) к местным проблемам, персоналиям, общественному мнению относительно важных для жизнедеятельности вопросов.

Региональный дискурс СМИ является частью общего пространства средств массовой информации в стране, имеющей при этом множество специфических признаков, которые отражают особенности региона. Эти особенности системно проявляются в повестке дня СМИ, способах представления информации и интерпретации общественно значимых событий, приоритетных темах и жанрах, организации диалога с аудиторией, композиционно-стилистическом устройстве медиатекстов. Региональный дискурс СМИ даёт информацию о социальной реальности с учётом этапа конкретно-исторического развития региона в условиях смены мировоззренческих парадигм и постулатов. Региональным СМИ присущ тот же спектр общественно значимых функций, как и СМИ вообще. Однако в определённый период истории региона они могут принципиально увеличивать свою значимость [13].

На сегодняшний день средства массовой информации и коммуникации являются од-

ним из наиболее эффективных инструментов формирования социального пространства в целом. И, конечно, особый интерес в этом аспекте представляют вопросы развития региональных медиа, активно участвующих в установлении и поддержании связей и диалога между социальными институтами и общественностью, формирующих отношение аудитории к жизни общества, происходящим процессам и проблемам. В связи с чем представляется актуальным проведение панорамного анализа поликультурного медиапро-странства Республики Крым. Цель статьи -описать изменения, произошедшие на рынке печатных средств массовой информации Республики Крым в связи с присоединением полуострова к Российской Федерации. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: охарактеризовать состояние рынка печатных СМИ полуострова на начало 2014 года; выявить изменения, произошедшие на медиарынке республики к концу 2015 года; определить основные тенденции трансформации информационного пространства Крыма.

Методология и методы исследования. Гипотеза исследования заключается в том, что вхождение Крыма в состав Российской Федерации привело к значительным изменениям медиапространства полуострова, и основные тенденции этой трансформации могут быть выявлены и описаны с помощью типологического подхода. Данный подход нацелен на анализ структурных компонентов медиасистемы. В своей работе мы акцентируем внимание на основных типологозначи-мых признаках СМИ, в число которых относят помимо масштаба распространения (общего для всех региональных СМИ) целевое назначение, характер тематики и т. д.1 Таким образом, методология нашего исследования основывается на системном подходе к изучению региональных средств массовой информации и комплексном анализе их количественных и качественных характеристик. При проведении исследования использовались общенаучные методы и приёмы исследования: описание, классификация, сравнение, анализ. Изучение медиасистемы полуострова проводилось на основании статистического анализа состава печатных изданий, величины доли изданий разного типа на рынке прессы региона и т. д.

Данное исследование, по нашему мнению, позволит составить представление о

1 Исследования СМИ: методология подходы и методы: учеб.-метод. пособие. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2011. - 236 с.

сложившейся на данный момент ситуации на рынке печатных СМИ Республики Крым и может послужить основой для дальнейших изысканий, в том числе выявления возможных путей развития и оптимизации информационного пространства полуострова.

Результаты исследования и их обсуждение. Региональное медийное пространство, с одной стороны, определяется административными границами региона, а с другой - территорией, на которой проживает потенциальная целевая аудитория региональных медиа. Рынок массмедиа в значительной мере определяет специфику информационного пространства региона. К участникам данного рынка С. Н. Таишева предлагает относить государственные институты, частные медиахолдинги и отдельные СМИ. Среди основных характеристик медиарынка, по мнению исследователя, можно назвать медийную насыщенность, качество производимого информационного продукта и количество СМИ [15]. Для более полного отражения тенденций рынка печатных СМИ республики, помимо описания количественных характеристик, нами был проведён анализ изданий по нескольким параметрам, предложенным С. Г. Корконосенко1, в частности, по материальной конструкции, тематике, языку выхода.

На момент вхождения республики в состав Российской Федерации, по данным Республиканского комитета по информации, на территории полуострова было зарегистрировано 2662 печатных издания. При этом реально выпускалось менее 10 % (229 изданий), в том числе 200 газет, 23 журнала, 6 периодических изданий других типов [5]. Соотношение зарегистрированных и реально издававшихся печатных СМИ представлено на рис. 1.

Рис. 1. Соотношение зарегистрированных и реально издававшихся СМИ на начало 2014 г. Fig.1. The proportion of the registered media and media published de facto in the beginning of 2014

1 Корконосенко С. Г. Основы журналистики: учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 287 с.

Учредителем СМИ могут выступать государственные и общественные организации, группы граждан, а также отдельные лица. Форма собственности СМИ является значимым критерием для анализа состояния меди-арынка, поскольку учредители обладают правами владельцев и руководителей созданных ими массмедиа. Учредитель в значительной мере определяет редакционную политику, которая реализуется в журналистских текстах2. Муниципальные издания на момент вхождения полуострова в состав РФ насчитывали 23 наименования, 58 изданий были учреждены государственными или партийными структурами, негосударственные СМИ (148 газет и журналов) занимали наибольшую долю рынка. В процентном соотношении распределение печатных СМИ Крыма в зависимости от формы собственности выглядело следующим образом (рис. 2).

Рис. 2. Распределение СМИ Крыма по форме собственности (начало 2014 г) Fig. 2. The pattern of ownership distribution of the Crimean media (beginning of 2014)

В процессе анализа негосударственного сегмента печатных СМИ, составившего 65 % от общего количества фактически выходящих зарегистрированных печатных изданий на территории Крымского полуострова, нами было установлено, что учредителем негосударственной прессы у 72 печатных изданий выступает частное лицо, у 18 - трудовые коллективы, у 15 - частное предприятие, у 45 -общество, община, духовное управление, союз (рис. 3).

Содержательно-тематическую направленность исследователи относят к числу сущностных характеристик СМИ. Данный признак, тесно связанный с особенностями целевой аудитории, выделяется на основе анализа тематических особенностей меди-атекстов, транслируемых средствами массовой информации [9]. Рассматривая тематическое разнообразие печатных СМИ за период до 2014 года, мы пришли к выводу, что из 229 фактически выходящих изданий 2 Тендит К. Н., Иваньков А. В. Теория и практика массовой информации: учеб. пособие. - Комсомольск-на-Амуре: КнАГТУ, 2013. - 56 с.

37 % можно отнести к общественно-политическим, 19 % - к информационным, 15 % -к рекламным, 12 % - к научно-популярным, 8 % - к изданиям для досуга, 5 % - к религиозным, 3 % - к учебным и 1 % - к спортивным (рис. 4) [5].

Рис. 3. Учредители негосударственной прессы (начало 2014 г.)

Fig. 3. The private printed media promoters (beginning of 2014)

Рис. 4. Тематическое разнообразие печатных СМИ Крыма (начало 2014 г.)

Fig. 4. The subject diversity of the Crimean printed media (beginning of 2014)

Анализ языка выхода печатных средств массовой информации полуострова показал, что наибольшее количество изданий печатало материалы на русском языке (198 газет и журналов), материалы на украинском языке встречались в 47 газетах, в 23 изданиях публиковались материалы на крымско-татарском языке. Кроме того, на медиарынке Крыма присутствовали СМИ, выходившие на английском, немецком, греческом, болгарском, армянском языках [5]. Для большей наглядности процентное соотношение крымских изданий по языку выхода представлено на рис. 5.

В связи с переходом Крыма в состав Российской Федерации информационное пространство республики претерпело кардинальные изменения. Нами были выделены основные тенденции трансформации меди-

апространства Республики Крым во второй половине 2014-2015 годов. Анализ открытых данных Роскомнадзора позволил сделать вывод о том, что, по состоянию на конец 2015 года, общее количество зарегистрированных печатных СМИ в Крыму составило 166 наименований (для сравнения: 2662 зарегистрированных и 229 фактически выходящих изданий - по состоянию на 15 марта 2014 г.)1. Такая тенденция, по нашему мнению, обусловлена тем, что медиарынок Крыма ранее был наполнен общеукраинскими изданиями, которые имели представительство на полуострове либо издавали отдельный региональный выпуск. Так, 15 покинувших ме-диапространство полуострова изданий оказались именно такими (например, «Телескоп», «Теленеделя» и т. д.).

Рис. 5. Соотношение СМИ Крыма по языку выхода (начало 2014 г.)

Fig. 5. The proportion of printed media according to the language of publishing

Некоторые крымские издания, например «Хаверим», «Благая весть» и «Извор», не прошли перерегистрацию в Роскомнадзоре и также ушли с медиарынка Крыма. В частности, газета «Извор», которая выпускалась с 1997 года ежемесячно, но по состоянию на декабрь 2015 года на сайте Роскомнадзора зарегистрирована не была. Издание было ориентировано на продвижение болгарской культуры в Крыму, играло важную роль в процессе объединения болгар и стимулировало изучение болгарского языка и культуры. Аналогичная ситуация сложилась и с «Караимской газетой», которая выпускалась с марта 2005 года. Последнее упоминание о её существовании датируется февралём 2014 года. Данное СМИ позиционировало себя как ежемесячная газета и основной источник сведений о культуре и жизни караимов Крыма.

1 Роскомнадзор. Перечень наименований зарегистрированных СМИ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rsoc.ru/mass-communications/reestr/ media/?letter=%CD (дата обращения: 20.04.2018).

Вынуждена была прекратить свою деятельность в середине 2015 года и информационно-политическая газета «Первая Крымская». Согласно сообщению на официальном сайте газеты, это произошло по причине отсутствия финансирования.

Издание «Регион Крым», принадлежавшее «Партии Регионов», начиная с 2014 года не издавалось; в Роскомнадзоре не зарегистрировано. Также прекратила своё существование после присоединения полуострова к России газета «Кримське слово». Помимо перечисленных выше средств массовой информации полуостров покинули «События», «Комсомольская правда в Украине», «Дзвш Севастополя», «Флот Украины», «Кримський д1алог», «Вестник юстиции» и др.

При этом в информационное пространство полуострова в 2015 году вошли новые СМИ: например, такие издания, как «Новая газета», «Новый Крым» и «Наша газета». После того как в Крыму прекратили свою деятельность телеканал ATR и радио «Лидер», на медийную площадку вышли телеканал Millet, радио «Море», радио «Спутник в Крыму». В исследуемый период на медиарынок Крыма также пришли массовые общероссийские СМИ, которые печатаются либо отдельным выпуском, готовящимся местной редакцией издания, либо приложением для жителей Крыма. Примером таких изданий могут служить «Комсомольская правда» и «Аргументы и факты».

Интересными представляются изменения в языковой палитре СМИ полуострова. В ходе анализа нами было установлено, что среди 166 зарегистрированных к концу 2015 года печатных СМИ Республики Крым преобладают одноязычные издания. Так, 122 издания выпускаются исключительно на русском языке, 28 газет - на русском, английском, украинском и крымско-татарском языках, двуязычными являются 13 изданий (из них: 10 - с русским и английским и три - с русским и украинским языками), три издания выходят на крымско-татарском языке.

Данные нашего исследования подтверждают замечание исследователя Г. Ю. Богданович о том, что большая объединительная роль в Крыму принадлежит русскому языку, на основе которого строятся и универсальные коммуникативные модели. Мы солидарны с позицией исследовательницы, отмечающей, что, «являясь фактором региональной идентичности, русский язык снимает напряжённость межличностных отношений, служит средством общения с

представителями других культур, выполняет общественно значимую роль транслятора сведений о культуре совместно проживающих народов» [1, с. 24].

Также следует отметить позицию ряда исследователей, которые отмечают наличие закономерности между количеством зарегистрированных СМИ на языках этнических групп и размером каждой такой группы. По мнению учёных, чем многочисленнее представители этнической группы, тем выше число средств массовой информации, выходящих на языке данной группы [2]. Говоря о языковых тенденциях развития СМИ Крыма, следует отметить значительное снижение доли украиноязычных изданий на медиарын-ке полуострова.

Распределение печатных медиа по тематике, как показывает наше исследование, не претерпело значительных изменений. Так, по состоянию на конец 2015 года, из 166 зарегистрированных в Крыму изданий 44 % можно отнести к общественно-политическим. К данной наиболее востребованной и многочисленной группе изданий относятся такие газеты, как «Крымские известия», «Крымская правда», «Крымское время», «Московский комсомолец в Крыму», «Новый Крым», «Авангард», «Большая Ялта», «Сельская новь» и др. Медиаисследователи характеризуют такие печатные средства массовой информации, как издания «для всех обо всём», они универсальны, поскольку реализуют базовые функции журналистики и своим контентом отражают все сферы жизни общества. Подобная универсальность в значительной степени обеспечивает устойчивое положение общественно-политических газет на региональном информационном рынке даже в условиях ограниченного спроса населения на газетно-журнальную продукцию [11].

Информационные издания, в частности «Крымский телеграфЪ», «Ялтинские вести», «Кафа», «Регион Керчь», «Своя газета», «Вечерний город», составляют 17 % от зарегистрированных печатных средств массовой информации Крыма. 15 % печатных изданий составляют рекламные СМИ, в том числе «Недвижимость Крыма», «Крымская недвижимость», «Объявления Крыма», «Что? Где? Почём?», «Недвижимость Севастополя», «Сорока-Крым» и др. К научно-популярным, составляющим 9 % рынка печатных крымских СМИ, можно отнести такие издания, как «Ливадийские чтения», «Врачебное слово», «Историческое наследие Крыма», «Military Крым» и т. д. Сегмент печатных изданий для

досуга составил 8 % медийного пространства полуострова. Сюда входят такие газеты и журналы, как «Ялос», «Полуостров сокровищ», «Крымская пятница» и другие. Религиозные издания, в числе которых газеты «Хидает», «Ялта православная», «Жизнь и благословение» и другие, составляют 4 % от всего количества крымских печатных СМИ. Учебные печатные медиа (например, «Та-силь», «Полиграфист Тавриды», «Южный бульвар») занимают всего 2 % рынка. Издания спортивной тематики (например, «Таврия спорт») составляют 1 % зарегистрированных изданий Республики Крым (рис. 6).

Рис. 6. Тематическое разнообразие печатных СМИ Крыма (конец 2015 г.)

Fig. 6. The subject diversity of the Crimean printed media (the end of 2015)

Чтобы проследить тематические предпочтения крымских периодических изданий, мы проанализировали материалы наиболее популярных изданий полуострова - газет «Крымская правда», «Крымские известия» и «Аргументы и Факты. Крым». «Крымская правда» и «Крымские известия» отдают предпочтение политической проблематике - 50 % от общего количества публикуемых материалов, социальная сфера освещается в 25 % статей, проблемам экономики уделяется 20 % от всего количества информации, 5 % занимают культура и досуг. «Аргументы и Факты. Крым», наоборот, больше внимания уделяют социальной проблематике - более 60 % материалов, в газете популярна рубрика «Вопрос-ответ» с 20 % от всей информационной наполненности номера; политической и экономической проблематике посвящены 10 % материалов издания.

Заключение. В связи с событиями 2014 года медиапространство Республики Крым подверглось значительной трансформации. Согласно данным Роскомнадзора, по состоянию на конец 2015 года общее количе-

ство зарегистрированных печатных средств массовой информации в Крыму составило 166 наименований (для сравнения: 2662 зарегистрированных и 229 фактически выходящих изданий на начало 2014 года). Целый ряд СМИ по разным причинам прекратили своё существование. Некоторые из них не прошли процедуру перерегистрации, часть газет (например, «Первая крымская») столкнулись с финансовыми проблемами, кроме того, медиарынок полуострова покинули филиалы украинских газет и журналов («События», «Комсомольская правда в Украине», «Телескоп» и т. д.).

Следует отметить, что в этот период в крымском информационном пространстве появились и новые печатные СМИ (например, «Новая газета», «Новый Крым» и «Наша газета»). Следует отметить, что из 166 зарегистрированных печатных СМИ РК преобладают одноязычные издания. Так, 122 издания выпускаются исключительно на русском языке, 28 газет - на русском, английском, украинском и крымско-татарском языках, двуязычными являются 13 изданий (из них: 10 - с русским и английским и три - с русским и украинским языками), три издания выходят на крымско-татарском языке. Тенденция превалирования изданий на русском языке, по нашему мнению, объясняется исторически сложившейся объединительной ролью русского языка в Крыму как языка, на основе которого в поликультурном регионе строятся универсальные коммуникативные модели.

В процессе анализа функционирования рынка печатных изданий РК в 2014-2015 годах было также выявлено, что 50 изданий из 166 учреждены государственными/партийными структурами. Что касается 116 негосударственных изданий, то учредителем у 60 выступает частное лицо, у 48 - общество с ограниченной ответственностью и у 8 - общественные организации и общины.

По состоянию на конец 2015 года, в РК из 166 зарегистрированных изданий 44 % могут быть отнесены к общественно-политическим, 17 % - к информационным, 15 % - к рекламным, 9 % составляют научно-популярные издания, 8 % - издания для досуга, 4 % - религиозные, 2 % - учебные и 1 % - спортивные издания.

Перспективой дальнейшего исследования видится изучение преобразования ме-диапространства Крыма в новых общественно-политических условиях.

Список литературы

1. Богданович Г Ю. Полилингвокультурная ситуация и полилингвокультурный феномен как термины межкультурной коммуникации // Учёные записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Сер. Филология. Социальные коммуникации. 2011. Т. 24, ч. 1, № 1. С. 20-25.

2. Гладкова А. А., Кульчицкая Д. Ю., Лазутова Т. С. и др. Современное состояние и тенденции развития этнических СМИ России (телевидение, радио, пресса, интернет) [Электронный ресурс] // Медиаскоп. 2016. Вып. 2. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/?q=node/2116 (дата обращения: 04.05.2018).

3. Дементьева К. В. Формирование дискурса региональных массмедиа [Электронный ресурс] // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 10. Режим доступа: http://www.human.snauka.ru/2014/10/8050 (дата обращения: 04.05.2018).

4. Добросклонская Т. Г. Массмедийный дискурс как объект научного описания // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер. Гуманитарные науки. 2014. Т. 22, № 13. С. 181-187.

5. Егорова Л. Г., Чумичева М. А. Печатные СМИ Крыма: разработка медиапрезентации // Учёные записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Сер. Филология. Социальные коммуникации. 2013. Т. 26, № 3. С. 110-120.

6. Ерофеева И. В. Аксиология медиатекста в российской культуре (репрезентация ценностей в журналистике начала XXI в.): автореф. дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.10. СПб., 2010. 51 с.

7. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2004. 390 с.

8. Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи: из наблюдений за речевой практикой массмедиа. М.: Педагогика-пресс, 1994. 248 с.

9. Могилевская Э. В. Информационные агентства в интернете: особенности и принципы функционирования: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10. Тольятти, 2008. 177 с.

10. Прохоров Ю. Е. Концепт, текст, дискурс в структуре и содержании коммуникации: дис. ... д-ра филол. наук: 10.02.01. Екатеринбург, 2006. 338 с.

11. Пушкарева Д. А. Типологическая специфика ведущих крымских газет // Медиаальманах. 2016. № 2. С. 68-76.

12. Реутов Е. В. Фактор региональной идентичности и легитимации региональных элит // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. 2007. № 6. С. 180-184.

13. Савчук С. О. Лексико-семантические особенности текстов региональных СМИ по данным корпусного обследования // Корпусная лингвистика - 2015: тр. междунар. конф. СПб.: СПбГУ, 2015. С. 398-406.

14. Стернин И. А. Современный публицистический дискурс и общественные факторы // Человек в коммуникации: концепт, жанр, дискурс: сб. науч. тр. Волгоград: Парадигма, 2006. С. 134-145.

15. Таишева С. Н. Институциональная структура регионального массмедийного пространства: типологические модели, тенденции развития: автореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04. Казань, 2010. 28 с.

16. Чепкина Э. В. Русский журналистский дискурс: текстопорождающие практики и коды. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2000. 279 с.

Статья поступила в редакцию 15.05.2018; принята к публикации 30.07.2018

Библиографическое описание статьи_

Егорова Л. Г. Трансформация рынка печатных СМИ Республики Крым нового времени // Гуманитарный вектор. 2018. Т. 13, № 5. С. 62-69. РО!: 10.21209/1996-7853-2018-13-5-62-69.

Lydmila G. Yegorova,

Candidate of Philology, Associate Professor, Crimean Federal University (2 Vernadsky ave., Simferopol, 295000, Russia),

e-mail: [email protected]

The Republic of Crimea Printed Media Market Transformation in the Present Time

The informational space of the Republic of Crimea has undergone fundamental changes as a result of the annexation by the Russian Federation. The article is devoted to the analysis of the principal tendencies of the Crimean media space transformation in the second half of 2014-2015. The author classifies editions by a number of parameters, including material construction, subjects, language of output. The research methodology is based on system approach to the mass media analysis. Such methods as characterization, classification, comparative method, statistical analysis, etc. are used in the research. The author comes to the conclusion that the total number of registered printed media in the Crimea has significantly decreased - a number of editions for various reasons (such as not re-registration in the Roskomnadzor, problems with funding, etc.) terminated their activity. At the same

time, there is a tendency for new newspapers and magazines to come to the peninsula media market. The author draws attention to the fact that, despite the quantitative changes that have taken place in the media market, the thematic focus of the printed mass media has practically not changed, the largest share of the market is occupied by socio-political and information printed media. Analysis of the Crimean printed media functioning in 2014-2015 reveals that 50 periodicals of 166 were established by state or political party organizations. As for 116 private periodicals, 60 were established by private individuals, 48 were established by limited liability companies and 8 by social organizations and communities. Monolingual periodicals predominate among 166 registered Crimean printed media. Thus 122 printed media are published solely in Russian, 28 printed media are published in Russian, English, Ukrainian and Crimean Tatars, 13 periodicals are bilingual (10 are published in Russian and English, 3 - in Russian and Ukrainian), 3 periodicals are published in Crimean Tatars. According to the author, the tendency of Russian-language publications prevalence has preserved. The author also points out that among the registered print media mono-language editions predominate.

Keywords: media space, printed media, print media market, subject orientation, printed media classification

References

1. Bogdanovich, G. Yu. The polylinguacultural situation and the polylinguacultural phenomenon as terms of intercultural communication. Scientific Notes of Taurida National University. Series "Philology. Social Communications", v. 24 (63), part 1, no. 1, pp. 20-25, 2011. (In Rus.)

2. Gladkova, A. A., Kul'chickaya, D. Yu., Lazutova, N. M., Cherevko, T. S. Russian Ethnic Media: Current State and Trends of Development (Television, Radio, Press, Internet). Mediascope, no 2, 2016. Web. 14.05.2018. www. mediascope.ru/?q=node/2116. (In Rus.)

3. Dementieva, K. V. Formation of Regional Mass Media Discourse. Humanitarian Scientific Researches, 10. 2014. Web. 14.05.2018. http://www.human.snauka.ru/2014/10/8050. (In Rus.)

4. Dobrosklonskaya, T. G. Mass Media Discourse as an Object of Scientific Description. Scientific Reports of Belgorod State University, no.13, vol. 22, pp. 181-187, 2014. (In Rus.)

5. Egorova, L. G., Chumicheva, M. A. The Crimean Mass Media space: the concept of the presentation. Scientific Notes of Taurida National University. Series "Philology. Social Communications", vol. 26 (65), no. 3, pp.110120, 2013. (In Rus.)

6. Erofeeva, I. V. Media Text Axiology in Russian Culture (the Values Representation in Journalism of the Beginning of the XXI Century. Dr. sci. diss. abstr. Saint Petersburg. 2010. (In Rus.)

7. Karasik, V. I. The Language Circle: Person, Concepts, Discourse. Volgograd, 2004. (In Rus.)

8. Kostomarov, V. G. Language Flavor of the Epoch: from the Observations on Mass Media Speech Practice. Moscow, 1994. (In Rus.)

9. Mogilevskaya, E. V. News agencies in the Internet: the features and functioning principles. Cand. phil. sci. diss. Toliatii, 2008. (In Rus.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Prokhorov, Yu. E. Concept, Text, Discourse in Communication Structure and Content. Dr. sci. diss. Ekaterinburg, 2006. (In Rus.)

11. Pushkareva, D. A. Typological Characteristics of the Leading Crimean Newspapers. Media Almanac, no. 2, pp. 68-76, 2016. (In Rus.)

12. Reutov, E. V. The Factor of Regional Identity and Legitimation of Regional Elites. Tambov University Bulletin, no. 6 (50), pp.180-184, 2007. (In Rus.)

13. Savchuk, S. O. Corpus-Based Study of Lexico-Semantic Peculiarities of Regional Media Texts. Works of International Conference "Corpus Linguistics - 2015". Saint-Petersburgh. 2015: 398-406. (In Rus.)

14. Sternin, I. A. Modern Journalism Discourse and Social Factors. Human in Communication: Concept, Genre, Discourse. Volgograd, 2006: 134-145. (In Rus.)

15. Taisheva, S. N. Institutional structure of the regional mass media space: typological models, evolution tendencies. Cand. soc. sci. diss. abstr. Kazan, 2010. (In Rus.)

16. Tchepkina, E. V. Russian Journalistic Discourse: Text Forming Practice and Codes. Ekaterinburg, 2000. (In Rus.)

Received: May 15, 2018; accepted for publication July 30, 2018

Reference to the article _

Yegorova L. G. The Republic of Crimea Printed Media Market Transformation in the Present Time // Humanitarian Vector. 2018. Vol. 13, No. 5. PP. 62-69. DOI: 10.21209/1996-7853-2018-13-5-62-69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.