Научная статья на тему 'Информационный текст в электронных СМИ (опыт лингвокультурологического анализа)'

Информационный текст в электронных СМИ (опыт лингвокультурологического анализа) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2414
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИПЕРТЕКСТ / ГИПЕРССЫЛКА / ИНТЕРНЕТ / СМИ / ВЕБ-РЕСУРС / HYPERTEXT / HYPERLINK / INTERNET / MASS MEDIA / WEB RESOURCE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Морослин Петр Васильевич, Мильруд Радислав Петрович

В статье рассматриваются лингвостилистические особенности средств массовой информации, которые функционируют в Интернете. Исследуются два типа электронных СМИ аналоги печатных изданий и собственно электронные СМИ, функционирующие только в Интернете. Рассматриваются особенности структуры электронного информационного текста, функции заголовков, способы организации гипертекста в информационном тексте. Особое внимание уделяется анализу организации интерактивности в информационном тексте, сравнительному анализу электронного и печатного текста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The information text in electronic mass-media (experience of the linguistic-culturological analysis)

Lingual-stylistic peculiarities of mass media which function in the Internet are being considered in the article. Two types of the digital mass-media are being examined analogues of the printed sources and the digital texts itself functioning only in the Internet. Structural peculiarities of the digital informational texts, functions of the headings, the ways of hypertexts organizing in the informational text are being regarded. Special attention is paid to the analysis of the interaction arrangement in the informational text and to the comparative analysis of the printed and digital texts.

Текст научной работы на тему «Информационный текст в электронных СМИ (опыт лингвокультурологического анализа)»

произведению придает сохранение лучших черт национального характера не только в образе Ивана, но и позиции автора-повество-ва-теля и читателя, к которому обращено произведение. Особенности хронотопа заключаются в том, что сюжетное время сжато до суток, но ретроспективно охватывает период с 20-х до 60-х гг. XX в.; пространство фактически ограничено одной деревней, но мыслится в масштабах всей страны. В рассказе воплощены национально-историческое время и национальное пространство. Все элементы содержания и формы взаимодействуют и взаимосодействуют в реализации глубинной авторской мысли.

1. Абрамов Ф.А. Собр. соч.: в 6 т. СПб., 1993. Т. 4. С. 83.

2. Редькин В.А. Русская поэма 1950-1980-х годов: жанр: поэтика: традиции. Тверь, 2000. С. 26.

3. Золотусский И. Правда правды // Вопр. литературы. 1962. № 2. С. 25.

4. Горский В.С. Образ истории в памятниках общественной мысли Киевской Руси (на ос-

нове анализа «Слова о законе и благодати» Иллариона и «Слова о полку Игореве») // Историко-философский ежегодник. М., 1987. С. 129.

5. Ханбеков Л.В. Веленьем совести и долга: очерк творчества Федора Абрамова. М., 1989.

6. Желтова Н.Ю. Проза первой половины ХХ века: поэтика русского национального характера. Тамбов, 2004. С. 56.

7. Абрамов Ф.А. Семь верст до небес // Собеседник: лит.-критич. ежегодник. М., 1984. Вып. 5. С. 287.

Поступила в редакцию 1.06.2009 г.

Grusha S.A. The originality of genre of F.A. Abramov’s story “Affairs of Russia...” In this article the originality of genre is considered on the level of its ideological and artistic content and the form of the content. Also the correlation among epic, lyric and dramatic basises in the story is considered, the type of organization of time and space is revealed, the author’s position is formulated, the type of pathos is determined and literary traditions are noted.

Key words: F.A. Abramov; rural prose; genre of short story; Russian national character.

УДК 400

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ТЕКСТ В ЭЛЕКТРОННЫХ СМИ (ОПЫТ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА)

© П.В. Морослин, Р.П. Мильруд

В статье рассматриваются лингвостилистические особенности средств массовой информации, которые функционируют в Интернете. Исследуются два типа электронных СМИ - аналоги печатных изданий и собственно электронные СМИ, функционирующие только в Интернете. Рассматриваются особенности структуры электронного информационного текста, функции заголовков, способы организации гипертекста в информационном тексте. Особое внимание уделяется анализу организации интерактивности в информационном тексте, сравнительному анализу электронного и печатного текста.

Ключевые слова: гипертекст; гиперссылка; Интернет; СМИ; веб-ресурс.

В русскоязычном сегменте Интернета (Рунете) представлено значительное количество СМИ. Часть из них - традиционные СМИ (журналы, газеты, имеющие в Интернете электронную версию). В последнее время заметно растет число СМИ, функционирующих только в Интернете (часто используется также обозначение Интернет-издание или Интернет-версия). Каждый год в Интернете появляются сотни новых Интернет-

изданий. Все больше появляется специализированных Интернет-изданий, обслуживающих те или иные отрасли знаний или производства.

Электронные СМИ делятся по различным критериям. Некоторые из них являются точной копией бумажных изданий. Другие используют новые возможности информационных технологий, с использованием баз данных, гипертекста и др. Например, газеты

«Московские новости», «Комсомольская

правда» в Интернет-версии включают новые разделы: опросник общественного мнения, форумы, гостевые книги, специальные колонки авторов газеты, блоги и др. В некоторых электронных изданиях информация представлена не в виде отдельных выпусков (номеров), как это обычно бывает в периодических изданиях, с традиционной для газет формой подачи той или иной информации на соответствующих страницах, а выделена по тематике (например, экономика, политика, новости культуры, спорт и др.) в отдельных веб-страницах, т. е. отмечается другая структуризация материала. Переход на те или иные веб-страницы осуществляется с помощью меню или системы гиперссылок. Особым явлением является представительство в Интернете специальных информационных служб, часто они представляют специальным образом отобранные из разных источников материалы, например, ленты новостей (см., например, www.lenta.ru). «Многие журнальные и газетные издания сейчас существуют в электронном виде. Все современные Интернет-СМИ представляют собой ресурсы трех типов: «клоны» бумажных СМИ (например, сайт aif.ru первоначально создавался как точная копия еженедельника «Аргументы и факты»); издания-гибриды (например, ресурсы п^.т, echo.ru, ntv.ru - это модифицированные версии традиционных СМИ: «Независимой газеты», радио «Эхо Москвы», ТВ-канала НТВ) и оригинальные Web-издания (сетевые проекты utro.ru, gazeta.ru, smi.ru...» [1].

Функционирование электронных СМИ в Интернете требуют нового подхода к созданию информационных ресурсов, что приводит к формированию нового направления в журналистике [2]. В Интернет-издании «Традиционные СМИ в Интернете (газеты, журналы, телевидение)» (www.gdf.ru/old/books/ igZ004.html) отмечается: «Мы становимся

свидетелями рождения новой профессии «Интернет-журналиста» на стыке двух тенденций: с одной стороны, профессиональные журналисты, окунаясь в виртуальную реальность, изменяют стиль и язык; с другой стороны, люди других специальностей, откликаясь на публикации в СМИ пространными статьями или создавая личные страницы, на которых обсуждают те или иные проблемы, выступают в качестве журналистов».

Следует отметить, что такие важные характеристики СМИ, как периодичность издания (ежедневная или еженедельная газета, журнал, альманах и др.), территория распространения, тираж, собственные материалы или перепечатки (с помощью гиперссылок) в современных Интернет-изданиях, как отмечают исследователи, в значительной мере трансформируются благодаря, прежде всего, использованию принципов баз данных и гиперссылок, систем поиска информации с помощью ключевых слов.

Наиболее важной особенностью электронных СМИ, отличающих их от печатных изданий, является использование интерактивности. «Принципиально важным элементом большинства электронных СМИ является реализация интерактивности - включение гостевых книг, форумов, опросников. Это обеспечивает надежную связь читателя с изданием. В сетевой интерактивности выделяют три аспекта: 1) возможность, предоставленная электронным изданием, для пользователя (читателя) формировать и реализовывать запрос на информацию, 2) удобство информационной технологии для пользователей (навигация по тексту, гиперссылки, рубрикации, визуальный ряд), 3) организация общения читателей с помощью блогов, форумов. В последнем случае электронные СМИ способствуют двустороннему общению, вовлечению читателей в обсуждение той или иной проблемы. Речь идет о приспособленности данной коммуникации к двустороннему общению, о социальных технологиях общения, которые помогают достижению позитивных социальных целей; о том, как реализуется возможность коммуникации между журналистами, обществом, властью и бизнесом - основными субъектами, выделяемыми в анализе функционирования современного общества» [3]. Собственно говоря, интерактивность является принципиальной особенностью всех ресурсов и служб Интернета. Текст, помещенный в Интернете, особенно текст СМИ, предполагает активное участие с пользователем. Е.В.Какорина на основе анализа языка Интернет-СМИ отмечает, что «общение в Интернете задает максимально эксплицитный тип речевого поведения, провоцирует говорящих на проявление своего личностного начала и языковую свободу» [1, с. 93].

Интернетом для средств массовой информации:

1) открываются новые возможности организации оперативной связи с читателями (с помощью электронной переписки, блогов, форумов);

2) обеспечиваются оперативность представления информации (издательский цикл в Интернет-изданиях короче, новая информация, как правило, в них появляется раньше, чем в печатных изданиях), информация регулярно обновляется, а старая не исчезает, а хранится в доступных базах данных. В связи с этим возникают совершенно новые рубрики, например, новости каждый час на www.lenta.ru и на других ресурсах;

3) снимаются ограничения, связанные с объемом издания; объем при печатном издании ограничен рядом факторов финансовых, технических, нормативных;

4) осуществляется связь Интернет-издания с помощью систем гиперссылок с другими электронными изданиями и ресурсами;

5) устраняются практически полностью ограничения по территории распространения, характерные для печатных СМИ.

Таким образом, в Интернете представлены электронные версии традиционных СМИ, издания, существующие только в электронном виде, а также промежуточные образования, совмещающие признаки первого и второго типа изданий. Между традиционными изданиями и их Интернет-версиями возникают новые аспекты взаимоотношений [3]. У традиционных СМИ, которые используют и электронные версии, наблюдается, например, увеличение объема и разнообразия информации, повышение ее оперативности; расширение состава аудитории и упрощение обратной связи с читателями; установление новых связей между людьми, входящими в аудиторию данного ресурса и др.

Функционирование электронных СМИ имеет и некоторые негативные последствия [4]. Так, например, часто используются материалы, полученные из различных электронных источников, без ссылок не только на авторов, но и на сетевой ресурс, что приводит иногда к быстрому распространению заведомо ложной информации. Одни и те же информационные сообщения одновременно появляются на страницах разных вебресурсов. При этом, как показывают наблю-

дения, а также по данным службы Яндекс. Новости (см. www.yandex.ru), число новостей, копируемых одними изданиями у других, уже несколько лет составляет значительную часть (около 20 %) от общего объема информационных сообщений.

Необдуманное использование гиперссылок приводит к тому, что найти источник информации часто оказывается затруднительным. Возникают проблемы с разграничением скрытой рекламы, ложной информации и других материалов. Если в печатном издании реклама обычно выделяется в тексте газеты или журнала, то в информационных изданиях на основе использования гипертекстовых ссылок или прямого включения в информационный текст (особенно на первых страницах Интернет-издания) реклама может быть включена в качестве основного информационного ресурса. Использование гиперссылок приводит к тому, что пользователь часто неожиданно для себя оказывается на страницах совершенно иного ресурса.

Наибольший интерес вызывают новостные сайты Интернета. Они, как правило, занимают верхние строчки во всех рейтингах ресурсов Интернета. По данным опросов осенью 2006 г. («СМИ российского Интернета» http://company.yandex.ru/articles/yan- dex_ on_mediasphere_autumn_2006.pdf) новости в Интернете распространяют в основном Интернет-СМИ - регулярно обновляемые информационные сайты. Новости в Интернете читают около 13 % населения России. Это число постоянно растет. По данным службы Яндекс. Новости, каждый будний день в российском Интернете появляется около 27 тыс. новостей, в выходной день - около 6 тыс. Часть предлагаемого контента (т. е. информационного содержания), как уже отмечалось выше, Интернет-СМИ создают не сами, а копируют из других информационных ресурсов.

Современные программные средства позволяют измерять читательские интересы, маршруты выбора того или иного новостного ресурса, медийные характеристики СМИ, что выявляет различные параметры функционирования Интернет-изданий. Так, например, было определено, что читатели попадают на страницы новостных сайтов разными путями, что раскрывает различные информационные предпочтения пользователей Интернета.

В среднем только треть аудитории посещаемых русскоязычных СМИ, согласно данным Яндекс.Новости, «помнит», где именно они привыкли читать новости (т. е. вводит в строке браузера адрес издания или переходит на сайт издания из закладок браузера), в среднем только треть пользователей используют прямые адреса. Часто пользователи попадают на страницы Интернет-изданий в результате «кликанья» на гиперссылки. Другие источники трафика (потока пользователей) для типичного Интернет-СМИ - сети обмена баннерами, каталоги сайтов (например, Rambler’s Top 100), специальные сайты, которые не создают свои новости, а транслируют ссылки на ленты Интернет-изданий, а также поисковые системы (Яндекс, Рамблер и др.). Все это подтверждает тот факт, что вовлечение в сферу Интернет-информации осуществляется различными путями, среди которых важными являются каталоги, рейтинги, реклама, системы поиска и др.

Наиболее авторитетными и цитируемыми являются следующие специализированные Интернет-издания: «Газета.ру», «РИА Новости», РБК, Lenta.ru, «Комсомольская правда», «Утро.ру», «Известия.ру», «Коммерсантъ», «News.com», «Независимая газета» (хотя по разным рейтингам этот список может варьироваться). Согласно исследованиям Яндекс, более всего интересуют читателей происшествия, спорт и культура. Далее следуют темы: «В мире», «Экономика», «Политика», «Общество», «Здоровье». Читательский интерес на новости о политике намного ниже количества предлагаемых новостей на эту тему, т. е. число предлагаемых новостей, связанных, например, с политикой, намного превышает реальные интересы читателей.

Для анализа тенденций в поведении аудитории принципиальное значение имеет знание ее тематических интересов. По данным SpyLog, вычисленным по количеству “кликов” на определенных разделах, интересы по крупным разделам распределяются следующим образом: политика России 33 %, спорт - 23 %; экономика - 18 %; мировая политика - 16 %; культура - 9 %; Интернет -7 %» [3]. Наблюдаются различия в интересе к тем или иным новостным ресурсам на русском языке в различных регионах России, странах СНГ и Балтии, а также в других странах. Эти данные свидетельствуют о том,

что в странах СНГ и Балтии в русскоязычных новостях интерес вызывают, прежде всего, следующие темы: юмор, знакомство и общение, а также погода.

Важным показателем интересов аудитории, коммуникативных потребностей пользователей является статистика поисковых запросов, которые относятся к новостным сайтам. Самые популярные поисковые запросы в них, например, осенью 2006 г. - это информация об убийстве журналистки Анны Политковской, пожар в Троицком соборе Петербурга, затем информация о футбольных игроках и матчах.

Наблюдается и некоторое несоответствие интересов аудитории (на основе анализа поисковых запросов) и предоставляемой информации. В самих информационных сообщениях осенью 2006 г. самыми частотными были, например, следующие темы: российско-грузинские отношения, внутриполитическая ситуация на Украине, ливано-израильский конфликт. Естественно, что интересы аудитории связаны не только с политическими событиями, но и с праздниками, погодой. Например, накануне Нового года резко возрастает количество запросов, связанных с приготовлением еды, сервировкой стола. Накануне студенческих и школьных экзаменов в июне резко возрастают запросы, связанные с рефератами, сочинениями.

Принципиальной особенностью электронных СМИ является возможность регулярного мониторинга аудитории. Выделяются следующие наиболее часто изучаемые характеристики аудитории [1-4]:

- аудиторное поведение: частота пользования Интернетом в целом и его отдельными ресурсами, продолжительность пользования (сессии) Сетью в целом и отдельными ресурсами; глубина использования сайта (продвижение по страницам); трафик (суммарное время, проводимое в Сети) и т. п.;

- отношение к информации и ее источнику: мотивы обращения к Интернету и отдельным ресурсам, интересы и предпочтения, оценки контента, дизайна, предоставляемых информационных услуг, удовлетворенные и неудовлетворенные запросы, предложения по контенту и способам его подачи, оценка навигации и т. п.;

- коммуникативная активность: уча-

стие в создании контента (авторство), в об-

мене информацией по каналам общения внутри сайта (регистрация, форумы, чаты, ответы на вопросы и анкеты, записи в гостевой книге, почтовые сообщения) и т. п.;

- социально-демографические характеристики: пол, возраст, образование, род занятий, квалификация, семейное положение, тип местожительства и др.

Все эти факторы во многом определяют особенности языкового оформления Интернет-СМИ, выбор функционально-стилистических средств.

Рассмотрим в качестве примера способы использования гиперссылок в пяти наиболее популярных новостных Интернет-изданиях (www.lenta.ru, www.gazeta.ru,www.utro.ru, www.rian.ru,www.rbc.ru).

Для этих популярных информационных (новостных) сайтов характерными являются следующие особенности:

1) гипертекстовая организация материала. В информационных жанрах гипертекст строится по различным принципам: от заголовка к тексту, от ключевого слова к тексту, от фотографии (рисунка) - к тексту (и наоборот);

2) диалогичность (интерактивность) экранного кадра. Электронный текст предоставляет возможность принять участие в опросе, выбрать то или иное мнение, позицию, вступить в переписку с автором текста и др. С этой целью используются различные жанры электронной коммуникации - электронная почта, блоги, форумы. Причем, все эти виды электронного общения становятся открытыми для других читателей. Все большее количество текстов строится так, чтобы вызвать ответную реакцию читателей (предлагается оценить статью, обсудить на форумах или блогах);

3) активная поддержка текстового сообщения с помощью гипертекстовых рисунков, фотографий, схем и других графических средств;

4) включение в экранный кадр динамичных или статичных рекламных материалов, которые функционируют наряду с основными текстовыми массивами;

5) функционирование на одном и том же сайте наряду с печатным текстом видеозаписи, аудиозаписи как дополнительных источников информации (этот принцип активно используют сайты радиостанций и телеканалов).

Специфичным, с точки зрения организации информации в электронных СМИ, помимо указанных выше, является так называемая первая страница, фреймовая организация экранного кадра, особенности представления заголовка. Первая страница сайта является одним из наиболее важных информационных ресурсов. «Первая страница - это одно из самых ярких проявлений формирующейся сетевой стилистики, сконцентрировавшее в себе признаки таких элементов традиционных книжных изданий, как обложка, титул (включая авантитул и контртитул), оглавление. Первая страница - лицо «сайта», что сделало данный элемент гипертекстовой структуры предметом особой заботы профессиональных дизайнеров» [5]. Согласно

О.В. Дедовой, выделяются три основные функции первой страницы как элемента структуры гипертекста:

- информационная, на первой странице размещается информация о целях проекта, его авторах, основном содержании;

- навигационная, на первой странице размещаются «входы» во все основные информационные блоки данного ресурса;

- эстетическая, важным компонентом первой страницы являются иллюстрации, фотографии, диаграммы и расположение информации [5, а 207-208].

Для первой страницы информационного ресурса характерно, как правило, соединение (объединение) текстовых фрагментов и графических изображений. «Большинство первых страниц в современном Интернете представляет собой так называемые фреймовые структуры, позволяющие объединить разнородную, но вместе с тем «компактную» информацию в пределах одного видимого изображения» [5, с. 211]. Фреймовая структура означает, что на первой странице выделяются стабильные зоны, в которых представлен особый вид информации, например, меню, ссылки на другие ресурсы, реклама, наиболее важная информация, опросы, блоги, форумы. Упорядоченная фреймовая структура характерна для всех указанных выше ресурсов. Для каждого типа информации предоставляется особый структурный элемент экранного кадра.

Другим специфическим элементом представления информации на новостных ресурсах являются особенности формулирования

заголовка статьи на первой странице. Заглавие в электронном тексте выполняет специфические функции. «Во фрагментарном гипертексте, в связи со спецификой порождения и восприятия текста, поиска информации, роль заглавия актуализируется. В отличие от традиционных книжных названий или заголовков, электронное название многоаспектно. У него появляются и новые формы, и новые, весьма существенные функции, главная из которых - обеспечивать комфортную и успешную навигацию» [5, с. 270]. Наиболее характерным способом формулировки в новостных ресурсах является заглавие (причем, заглавие, как правило, формулируется как самостоятельное предложение) и фрагмент статьи на первой странице, с гипертекстовой ссылкой на полный вариант статьи, например:

Правительство огласило новый прогноз по падению курса рубля

Курс доллара в 2009 году может составить 35,1 рубля, а инфляция достигнуть 13 процентов. С таким прогнозом выступила министр экономического развития России Эльвира Набиуллина на заседании президиума правительства. Новый прогноз на 2009 год формируется, исходя из среднегодовой цены на нефть в 41 доллар за баррель.

Следующим способом обеспечения интерактивности текста является включение в текст статьи гипертекстовых ссылок. Ссылки могут быть и на собственные ресурсы, и на веб-страницы других ресурсов. Рассмотрение указанных выше ресурсов показало, что используются три способа организации гиперссылок в текстах информационных ресурсов.

1. Имена собственные - фамилии людей, в т. ч. и официальных лиц (Д.А. Медведев, В.В. Путин, В.В. Жириновский и др.), названия организаций банков, министерств, организаций, например:

В течение всей недели бумаги российских нефтяных компаний выглядели лучше рынка. Не стала исключением и торговая сессия пятницы. Акции «Сургутнефтегаза» подорожали на 0,01 %, «Роснефти» - на 0,55 %, ЛУКОЙЛа - на 1,87 %, «Татнефти» - на 1,16 %, НОВАТЭКа - на 3,62 %, «Газпром нефти» - на 0,85 %. «Газпром»рассчитыва-ет, что соглашение о создании международного газового консорциума будет подписано до 17 января 2009 г. - до саммита стран -

потребителей российского газа, который пройдет в Москве. В "Газпроме" положительно оценивают вхождение в такой консорциум помимо самой монополии и итальянской ENI также немецкой E.On Ruhrgas и французской GDF SUEZ.

2. Глаголы, которые представляют собой ссылку на какое-либо действие или событие, например:

... Одновременно с потерей капитализации Citigroup начал нести финансовые убытки, которые по итогам 2007 года составили 9,8 миллиарда долларов... Например, в 2008 году финансовая организация закрыла часть своих японских отделений, полностью продала немецкое подразделение Citigroup Privatkunden и договорилась о продаже японского NikkoCiti Trust & Banking.

Параллельно с продажей части бизнеса Citigroup начал проводить сокращение штата сотрудников. Так, в ноябре 2008 года Citigroup объявил о готовящемся увольнении 50 тысяч сотрудников. При этом во второй половине прошлого года работы в финансовой организации лишились около 30 тысяч человек, а за весь год - 52 тысячи человек.

Кроме того, в целях экономии средств руководство Citigroup даже запретило своим сотрудникам проводить официальные встречи вне офисов, а также установило жесткий контроль за использованием цветных копиров.

3. Глагольные словосочетания, а иногда и целые предложения, которые обозначают то или иное событие, например:

Европейский союз, крайне озабоченный своей энергетической безопасностью, в числе прочих вариантов диверсификации поставок углеводородов давно вынашивал грандиозный проект - построить газопровод из Ирана. Ему присвоили громкое имя -Nabucco, в честь легендарного вавилонского царя Навуходоносора, разрушившего Ниневию. Однако, судя по всему, проект оказался мертворожденным. По крайней мере, именно такой диагноз поставил Nabucco на днях генеральный секретарь Энергетической хартии Андре Мернье. (www.utro.ru).

. Придуманный совместными усилиями телеканала «Россия» и Института российской истории РАН проект «Имя России» для выбора «личности-символа нации» проработал семь месяцев...

После 24 сентября правила голосования были уточнены еще раз: не более одного голоса в день с одного IP-адреса. Одновременно появились варианты голосования по телефону («звонок по России бесплатный») и SMS. Для поддержки проекта телеканал «Россия» начал показ специальных передач о каждом из фигурантов рейтинга. Так, Виктор Черномырдин «защищал» Петра I, Геннадий Зюганов - Ленина, Илья Глазунов -Ивана Грозного; Юрий Кублановский говорил о Пушкине, генерал Варенников «представлял» Сталина, митрополиту Кириллу «доверили» Александра Невского. Всего было выбрано двенадцать «присяжных». Они, кстати, тоже голосовали, но это было показательное действие, их мнения в «общем зачете» не учитывались. Присяжные, к слову, поровну проголосовали за Пушкина и Невского. На третьем месте оказался граф Суворов.

28 декабря результаты всеобщего итогового голосования были обнародованы. Второе место в конкурсе занял Петр Столыпин, которого для телезрителей "растолковали ” Никита Михалков и вновь митрополит Кирилл (нынешний патриарх Московский и Всея Руси). (www.gazeta.ru). А первое место занял и стал лицом России князь Александр Невский.

Количество гипертекстовых ссылок в тексте, способы их выделения, в основном, зависят от авторов или редакторов. Наблюдается одна тенденция - чем важнее в информационном плане та или иная статья, тем чаще встречаются в ней гиперссылки. Это, прежде всего, статьи, посвященные важным событиям в экономике или политике. В статьях, посвященных культуре, новостям спорта, гипертекстовые ссылки, как правило, встречаются значительно реже.

В результате проведенного анализа выяснилось, что различные семантические отношения существуют между ссылкой и связанным с ним текстом. Это могут быть отношение часть - целое (в тексте раскрывается более полная информация, связанная с гиперссылкой), ссылка - уточнение (раскрывается какой-либо специфический элемент значения), ссылка - появление какой-либо информации, которая с данной ссылкой не

связана. Последний способ чаще всего используется в рекламных целях.

Таким образом, анализ показал, что основные различия между обычными печатными изданиями и электронными ресурсами проявляются: а) в организации и способах представления информации (организация первой страницы, фреймовая структура информационного материала, особенности представления заглавия, функционирование гипертекстовых ссылок в тексте), б) в таких специфических особенностях, характерных для большинства Интернет-ресурсов, как интерактивность, мультимедийность. На уровне собственно языковых средств, которые используются при составлении самих информационных статей, существенные различия между печатными и электронными СМИ не обнаруживаются.

1. Какорина Е.В. СМИ и Интернет-коммуникация (области пересечения и взаимодействия) // Язык современной публицистики: сб. ст. М., 2007. С. 68.

2. Калмыков А.А., Коханова Л.А. Интернет-журналистика. М., 2005.

3. Фомичева И.Д. Социология интернет-СМИ. М., 2005.

4. Монахов В.Н. Свобода массовой информации в Интернете. Правовые условия реализации. М., 2005.

5. Дедова О. В. Теория гипертекста и гипертекстовые практики в Рунете. М., 2008. С. 207.

Поступила в редакцию 27.05.2009 г.

Moroslin P.V., Milrood R.P. The information text in electronic mass-media (experience of the linguistic-culturological analysis). Lingual-stylistic peculiarities of mass media which function in the Internet are being considered in the article. Two types of the digital mass-media are being examined -analogues of the printed sources and the digital texts itself functioning only in the Internet. Structural peculiarities of the digital informational texts, functions of the headings, the ways of hypertexts organizing in the informational text are being regarded. Special attention is paid to the analysis of the interaction arrangement in the informational text and to the comparative analysis of the printed and digital texts.

Key words: hypertext; hyperlink; Internet; Mass Media; web resource.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.