М. В. Норец
ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ШПИОНСКОГО
РОМАНА ПЕРВОГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ ХХ ВЕКА: ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА - РЕФЛЕКСИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ
Данная работа посвящена анализу типологических трансформаций шпионского романа периода первой мировой войны и представителей данного периода внесших весомый вклад в формирование жанра английского шпионского романа. В исследовании предпринимается попытка проанализировать развитие жанра английского шпионского романа в военный период, в контексте происходящих исторических событий, с учётом факта причастности автора тем или иным образом к деятельности британских спецслужб. В фокус анализа автора попадает новые формы реализации сюжетной линии и модификации протагониста.
Ключевые слова: шпионский роман, жанровая доминанта, жанровый код, сюжет, детектив, шпионская история.
Дана робота присвячена аналiзу творчостi письменниюв перюду першог свто-вог вшни, яю внесли вагомий вклад у формування жанру англшського шпигунського роману. У до^джент здшснюеться спроба проанал1зувати розвиток жанру англшського шпигунського роману у вшськовий перюд, у контекстi, кторичних подт що вiдбуваються, зурахуванням факту причетностi автора тим або тшим способом до дiяльностi британських спецслужб. У фокус аналiзу автора попадають новi форми реал1заци сюжетног лтп i й модифжацп протаготста.
Ключов1 слова: шпигунський роман, жанрова домтанта, жанровий код, сюжет, детектив, шпигунська iсторiя.
The work is dedicated to the analysis of the spy novels written during the period of the First World War, who contributed much to the forming of the spy novel genre. In the investigation presented the attempt to analyze the development of the spy novel genre during the war time made in the context of the historical events, taking into account the fact of belonging the author to the Great Britain State Intelligence service. Thefocus of the analysis is concentrated on the new forms ofrealization of the plot vector and the modification of the protagonist. The general tendencyfor the mentioned period can be pointed out as the ethical and moral deformation of the image of the protagonist drawn on the background of the war from the "romantic " to the "prosaic ".
Keywords: spy novel, dominant genre, genre code, plot, detective, spy story. © М. В. Норец, 2014 200
Историческим фоном английского шпионского романа в этот период стала «восточная» проблема и Первая мировая война.
История Китая в XIX веке была периодом постоянного упадка и катастроф. В 1803 году не без труда удалось подавить восстание Белого Лотоса. А в 1839-1842 годах в Китае, вследствие контрабандного ввоза и сбыта английскими купцами опиума, началась англо-китайская война, вошедшая в историю под названием первая опиумная война. Китай потерпел сокрушительное поражение, вследствие чего англичане получили практически неограниченные права на ведение торговли на юго-востоке страны и большое денежное возмещение за торговые потери и военные расходы.
Используя ситуацию частичного политического влияния китайского правительства, англичане в 1856 году объединяются с французами и начинают вторую опиумную войну. По ее итогам европейцы, включая и Россию, получают в Китае право на ведение почти бесконтрольной торговли, значительные денежные возмещения и территориальные уступки. В результате в 1885 году Франция отторгла от Китая в свою пользу Индокитай, в 1886 году Англия захватывает Бирму.
Однако большинство китайцев не хотело мириться с произволом иностранцев. Поэтому на рубеже XIX - ХХ веков в Китае вспыхивает очередное народное восстание, вошедшее в историю как «восстание ихэту-аней», или «боксеров», поскольку его организатором было тайное общество «И хэ туань» («Кулак во имя мира и справедливости»). Это выступление быстро приобрело антииностранную направленность. В ответ в 1900 году Англия, Италия, Австрия, Франция, Германия, Япония, США и Россия начинают интервенцию в Китай. Восставшие были разбиты, а на Китай снова была наложена огромная контрибуция. Кроме того, теперь китайцы обязаны были содержать на своей территории значительные иностранные военные контингенты. Недовольство китайцев принимало формы одиночного «вторжения» на территории европейских государств и проведения диверсионных мероприятий.
Спустя десятилетие, Первая мировая война подчинила своим интересам все жизнеобеспечивающие структуры и ресурсы участвовавших в ней стран, в том числе и людские. Сопряженная с длительными и масштабными ограничениями демократии и усилением государственного вмешательства в экономику, приобщившая к насилию десятки миллионов людей, война оказала огромное влияние на изменение общественной психологии, морали, ценностей. Несмотря на многотомные исследования, в советской историографии, во многом в силу идеологической заданности
методологических подходов, многие аспекты «великой войны» остаются пока вне сферы внимания историков.
Представляется особенно важным восприятие войны отдельными социальными группами, установление влияния на их менталитет и социальное поведение, выявление содержания и направленности трансформации стереотипов представлений, психических реакций, вызванных участием в войне. Познание особенностей социального поведения индивидов и групп в конкретные исторические периоды предусматривает исследование демографических, экономических, политических, бытовых, культурных условий существования людей, эволюции государственных институтов и политики власти.
Вообще, проникновение войны в мировое искусство шло и идет двумя путями:
С одной стороны, военной проблематикой, а часто и военными сюжетами насыщаются самые различные писательские замыслы, какой бы сферы жизни они ни касались. В былые времена столкнуть героя с действительностью войны, отправить его под пули — значило уготовить ему необычную, исключительную судьбу. В литературе XX века, напротив, если писатель не расскажет о том, как отразилась на судьбе героя война, это будет восприниматься как странная и непонятная для читателя фигура умолчания.
С другой стороны, писатели все чаще обращаются к военным сюжетам как к специфическому жизненному материалу, именно на нем ставя, и проблемы самой войны, и проблемы нравственности, то есть человеческой сущности своих героев. Все чаще как предмет изображения в искусстве возникает поле боя, где человек живет и действует в условиях постоянной опасности и где решение любого, самого частного вопроса превращается в решение вопроса о жизни и смерти. Честь и бесчестие, верность и предательство, любовь и ненависть, храбрость и трусость — все проблемы человеческого существования завязываются здесь в тугой узел.
Основной задачей секретного агента является поддержание национальных интересов, как в мирное время, так и особенно в период войны. В художественной литературе, особенно в английской — колыбели этого жанра, шпионские истории происходят в мирное время, а действия шпионов носят в основном оборонительный характер, направленный на поддержание престижа и влияния своего государства, а также нейтрализация угроз со стороны мировых очагов напряженности, и, в военное время, когда особенно актуальной становится задача предотвратить планы
противника, а значит заранее знать что, где, как и когда произойдёт. Для Англии это было особенно актуально, поскольку на рубеже конца XIX и начала XX века стало понятно, что статус Британии как мировой державы уходит в прошлое. Не желая терять пальму первенства, англичане в воображаемом мире пытались восстановить былой престиж, пусть только на конспиративном уровне.
Жанр шпионского романа периода первой мировой войны характеризуется всплеском романов, сюжет которых направлен на освещение событий происходящих в русле взаимоотношений между странами Антанты и Германией и странами союзниками самой Антанты. Среди писателей, творчество которых приходилось на период первой мировой войны можно отметить творчество Джона Бакена [1-5], который в годы Первой мировой войны служил в разведке в чине подполковника, после войны возглавлял секретную службу Министерства информации, был директором информационного агентства Рейтер. Его профессия непосредственным образом повлияла на его творчество - наибольшую известность ему принесли шпионские романы, получившие высокую оценку Грэма Грина [6, 7]. Они определили тип героического шпионского романа первой половины XX века, возрожденного затем Яном Флемингом [8]: романы Джона Бакена проникнуты патриотизмом, служением имперской идее, понимаемой как защита цивилизации от варварства. Морализаторство в духе Пути паломника Джона Беньяна (любимого произведения писателя) сочетается в них с напряженным действием приключенческих романов Роберта Стивенсона [9] (также высоко им ценимого).
Нельзя не упомянуть Артура Конана Дойла [10], который свой последний цикл романов о Шерлоке Холмсе (1917 г) посвятил шпионским страстям, разгоревшимся в период первой мировой войны.
Ещё одним известным писателем, написавшем цикл новелл «на злобу» дня был Уильям Сомерсет Моэм [11]. Во время первой мировой войны он сотрудничал с МИ-5, и в качестве агента британской разведки был послан в Россию. Работа разведчика нашла отражение в новеллах, объединённых в единый цикл с названием «Эшенден, или Британский агент» [11] (1928, русский перевод 1992).
Значительной фигурой в истории становления английского шпионского романа был Валентин Уильямс [12], который согласно историческим справкам выполнял поручения британской разведки на Балканах, находясь под официальным прикрытием международного журналиста.
На наш взгляд, продолжателем традиций Р. Киплинга [13] в шпионской литературе стал Уилсон Александр, творчество которого целиком
пронизано индийской тематикой. Во время Первой мировой войны служил в авиации Королевского военно-морского флота. После этого был переведен в службу снабжения и занимался сопровождением военных поставок во Францию. В 1925 году отправляется английские колонии в Индии в качестве профессора английской литературы. Но преподавание было лишь прикрытием для шпионажа, который Уилсон осуществлял для британской разведки. Он работает в Пакистане, Аравии, Цейлоне и Палестине собирая разведданные о настроениях в восточной части английских колоний. В 1928 году публикует свой первый шпионский роман «Тайна туннеля 51», в котором появляется главный герой - сэр Леонард Уоллес, который стал сквозным персонажем для последующих романов Уилсона.
На наш взгляд, ещё одним ярчайшим представителем жанра шпионского романа стал тандем двух авторов, именуемых Фрэнсис Бидинг -псевдоним английских соавторов Джона Палмера и Хиллари Сент-Джор-джа Сондерса, авторов популярных шпионских романов. Палмер работал театральным критиком и помощником редактора в еженедельном литературном обозрении. Одновременно он служил в департаменте британской разведки, в отделе экономического шпионажа. Был членом британской делегации на Парижской мирной конференции. Джордж Сондерс во время Первой мировой войны служил в гвардии, затем в английской разведке и был награжден за храбрость Военным крестом (Military Cross). За это время соавторы успели опубликовать порядка 30 популярных романов. Большинство романов было объединено серийным героем — полковником Аластером Гренби (Alastair Granby). В романах он описывается как интеллектуал, цитирующий Шекспира и наслаждающийся хорошей едой и напитками. В итоге он становится главой британской секретной службы.
Таким образом, историческая основа предоставила упомянутым писателям материал для осмысления и передачи его через призму своего мировоззрения и полученного опыта читателям.
Список использованных источников
1. Buchan J. John Macnab / John Buchan. - Wordsworth Editions Limited, 2002. - 450 р.
2. Buchan J. The Complete Richard Hannay Stories / John Buchan. -Wordsworth Editions Limited, 1996. - 410 р.
3. Buchan J. The Island of Sheep / John Buchan. - Wordsworth Editions Limited, 2002. - 260 р.
4. Buchan J. The Thirty-Nine Steps / John Buchan. - Wordsworth Editions Limited, 1996. - 330 р.
5. Buchan J. The Three Hostages / John Buchan. - Wordsworth Editions Limited, 1995. - 360 р.
6. Грин Г. Собрание сочинений в шести томах. / Г. Грин. - М.: Художественная литература, 1992. - 2720 с.
7. Greene G. The Spy's Bedside Book / G. Greene. - Random House, 2008. - 272 р.
8. Флеминг Я. Собрание сочинений в 7 томах / Я. Флеминг. - М.: Терра-Книжный клуб, 2008. - 2664 с.
9. Стивенсон Р. Л. Собрание сочинений в 5 томах / Р. Л. Стивенсон. -М.: Экопрос, 1994. - 1240 с.
10. Дойл А.К. Полное собрание произведений о Шерлоке Холмсе в одном томе / А.К. Дойл. - М.: Альфа-книга, 2009. - 1152 с.
11. Моэм У. С. Собрание сочинений в 5 томах / У. С. Моэм. - М.: Художественная литература, 1991. - 3360 с.
12. Уильямс В. Собрание сочинений в трех томах / В. Уильямс. - М.: Зарубежная литература, 1984. - 980 с.
13. Киплинг Р. Ким / Р. Киплинг. - М.: Вита Нова, 2009. - 205 с.