Научная статья на тему '"Шпионский роман" Б. Акунина - следование жанровому канону или полемика с ним?'

"Шпионский роман" Б. Акунина - следование жанровому канону или полемика с ним? Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
126
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА / CONTEMPORARY LITERATURE / МАССОВАЯ ЛИТЕРАТУРА / MASS LITERATURE / ЖАНР / GENRE / ШПИОНСКОЙ РОМАН / SPY NOVEL

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Пономарёва Юлия Владимировна

В статье анализируется произведение Б. Акунина, «Шпионский роман», с точки зрения соответствия жанровому канону. Автор статьи также отмечает, что обращение к именно такому жанровому образованию писателем неслучайно и имеет свою логику в структуре всего цикла романов «Жанры». В статье замечено, что, несмотря на постулирование автором произведения идеи создания жанрового образца шпионского романа, данное произведение в большей степени является полемикой с этим жанровым каноном.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the work of B. Akunin, "The Spy novel", from the point of view of conformity to the genre canon. The author of the article also notes that the reference to this kind of genre by the writer is not accidental and has its own logic in the structure of the whole cycle of novels "Genres". The article notes that despite the author's postulating the idea of creating a genre sample of a spy novel, this work is more controversial with this genre canon.

Текст научной работы на тему «"Шпионский роман" Б. Акунина - следование жанровому канону или полемика с ним?»

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) #10 (43), 2017\ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

64

аспекты нападения, а позже их защищать. Следует отметить, что сообщения о нападении на кандидата показывают избирателям лишь его слабость.

Как показывает практика, оптимальные способы стать кандидату привлекательным для избирателей - это метод восхваления, нападения и защиты.

5) Дискурс выборов разворачивается вокруг двух тем: политики и личности кандидатов.

Для того, чтобы выделятся на фоне оппонентов, большинство кандидатов используют два аспекта: собственную личность, создавая определенный имидж и политическую установку, то есть методы решения проблем. Кандидаты стараются проявить себя мудрыми, справедливыми, понимающими. При этом широко обсуждаются их прошлые политические победы и достижения, но акцент делается на будущие свершения кандидатов.

Тем не менее существует полемика ученых на тему важности этих двух аспектов. Некоторые исследователи, такие как Т.Е. Пэттерсон, Р.Д. Мак-Клюр, С.Р. Хофстеттер, утверждают, что политический аспект имеет гораздо более важное значение, чем аспект личности [2, с. 61]. В.Л. Бенуа провел собственное исследование по данному вопросу, которое показало, что при голосовании большинство американцев ориентировались на политические установки кандидата, а не на его личные качества. Более того, В.Л. Бенуа выявил, что кандидаты, победившие на выборах, в предвыборный агитационный период действительно акцентировали внимание избирателей не на собственную личность, а на политические установки. Это не говорит о том, что личность кандидата на пост главы государства не имеет значение, но политические взгляды кандидата доминируют над особенностями его личности.

6) Кандидат должен получить большинство голосов избирателей, участвующих в выборах [1].

Данное положение кажется очевидным, но оно подразумевает более глубокое значение. Необходимо понимать, что кандидат не может быть привлекательным абсолютно для всех граждан. С одной стороны, пункты его предвыборной программы могут нравится одним избирателям, с другой, вызывать критику и недовольство у других. Поэтому поддержка избирателей дихотомична. Всем изве-

стен тот факт, что в голосовании принимают участие не все возможные избиратели. Для кандидата важно получить голоса всех голосующих граждан. В каждой стране есть слои населения, которые не имеют право голоса или намеренно в них не участвуют.

Среди отечественных ученых, занимающихся проблемой предвыборного дискурса, необходимо упомянуть В.И. Карасика, А.П. Чудинова, Г.Н. Ма-наенко, Н.Г. Левшину, О.А. Ворожцову, Е.Ю. Пи-шкову, О.А. Гайкову, А.Б. Халятян, Е.В. Чернявскую, В.М. Амирова, А.М. Стрельникова, А.А. Фи-линского, А.В. Антонову.

Итак, мы видим, что в рамках политической лингвистики складывается научное направление, занимающееся политическим дискурсом, который впоследствии приобретает новый аспект изучения - предвыборный дискурс.

Если основной этап развития политического дискурса приходится на начало XX века, то проблема предвыборного дискурса начала привлекать активный научный интерес в начале XXI века, чему способствовали многие процессы, один из которых растущая глобализация, стремление демократии и построение демократического общества во многих странах мира.

Список литературы:

1. Бенуа В.Л. Функциональная теория дискурса политической кампании - эл. ресурс -[http://www.philology.ru/linguistics1/benua-06.html. дата обращения: 15.10.2017г.)

2. Будаев Э.В., Чудинов А.П. Современная политическая лингвистика - эл. ресур -[http://www.philology.ru/linguistics1/budaev-chudinov-06a.htm], дата обращения: 15.10.2017г.)

3. Вольфсон Н.В. Язык политики. Политика языка. Издательство Саратовского университета, 2003. - 125с.

4. Романов А.А. Политическая лингвистика: Функциональный подход. - М.: Тверь: ИЯ РАН, 2002. - 191 с.

5. Чудинов А.П. Политическая лингвистика. -М.: Флинта: Наука, 2006. - 254с.

6. Чудинов А.П. Современная политическая коммуникация: учебное пособие - Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург, 2009. - 292 с.

«ШПИОНСКИЙ РОМАН» БАКУНИНА - СЛЕДОВАНИЕ ЖАНРОВОМУ _КАНОНУ ИЛИ ПОЛЕМИКА С НИМ?_

Пономарёва Юлия Владимировна

Аспирант, Тверской государственный университет, Тверь

АННОТАЦИЯ:

В статье анализируется произведение Б. Акунина, «Шпионский роман», с точки зрения соответствия жанровому канону. Автор статьи также отмечает, что обращение к именно такому жанровому образованию писателем неслучайно и имеет свою логику в структуре всего цикла романов - «Жанры». В статье замечено, что, несмотря на постулирование автором произведения идеи создания жанрового образца шпионского романа, данное произведение в большей степени является полемикой с этим жанровым каноном.

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 10 (43), 2017 | ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ_65

ABSTRACT:

The article analyzes the work of B. Akunin, "The Spy novel", from the point of view of conformity to the genre canon. The author of the article also notes that the reference to this kind of genre by the writer is not accidental and has its own logic in the structure of the whole cycle of novels - "Genres". The article notes that despite the author's postulating the idea of creating a genre sample of a spy novel, this work is more controversial with this genre canon.

Ключевые слова: современная литература, массовая литература, жанр, шпионской роман.

Keywords: contemporary literature, mass literature, genre, spy novel.

«Шпионский роман» - роман, вышедший в рамках проекта «Жанры» вторым, вслед за «Детской книгой». Такую последовательность появления своих произведений на свет автор объяснял очень четко в одном из своих интервью: «С разрывом в неделю выходят сразу три ваших романа. Это новая игра в жанре литературы? - Скорее всего, это мое представление о том, как должны выглядеть те или иные жанры. Это детская книга, которую мне было бы интересно прочитать ребенком. Или шпионский роман, который я бы хотел прочитать, будучи подростком. Или фантастический роман, который был бы интересен мне, когда я стал взрослым» [1].

«Шпионский роман» - еще одно из произведений Б. Акунин, успешно экранизированное в 2012 году, главная проблема экранизации которого была, по признанию автора в том, «что непонятно, как эту фантазию переносить на экран. Потому что он написан как реалистическое произведение, а в конце начинается сдвиг по фазе, ты попадаешь в другую реальность...» [3].

Сюжет произведения отсылает нас к 1941 году и началу Великой отечественной войны. Как и все остальные исторические произведения Б. Акунина, этот роман дает читателю и самому автору ответ на одно из самых непонятных событий истории - вероломное нападение Германии на СССР. Так, по сюжету романа, именно в 1941 году германской разведывательной службой на кануне неминуемой и всем ясной войны проводится операция по убеждению руководителей советского государства в том, что в этом году нападение не состоится. Главное действующее лицо этой операции - агент Wasser (Вассер).

Советская разведка же в лице руководителя специальной группы «Затея» майора Алексея Октябрьского и младшего лейтенанта госбезопасности Егора Дорина (явная отсылка к фамилии Фан-дорин) занимается поимкой немецкого разведчика. Миссия советской разведки в конце произведения оказывается, с одной стороны, выполненной - Вас-сер пойман, дата нападения становится известна. Однако, с другой стороны, ее можно считать проваленной, так как агент Вассер успел воздействовать на высшее руководство страны до своей поимки и нападение на СССР было совершено.

К жанру «шпионского романа» Б. Акунин уже обращался в своем проекте «Новый детектив». Тогда он создал весьма удачное произведение «Турецкий гамбит». В «Шпионском романе» помимо уже затронутого в детективе об Эрасте Петровиче Фан-дорине жанрового пласта, писатель использует и «пародирует стиль соцреалистических шпионских

романов с их идеологическими константами и стереотипами (забрасывание агентов через границу, радисты, шпионы, мистификации, засады, погони)» [5, с. 192]

Так весь роман пропитан идеологическими высказываниями, автор наполняет свое произведение реалиями того времени: впервые видя отца своей возлюбленной, Егор отмечает, что это был «пожилой мужчина с бородкой, как у Михаила Ивановича Калинина» [2, с. 47], при первом знакомстве Егора и Нади для него важным является факт принадлежности девушки к комсомолу и т.д. Как отмечает Черняк М. А., «все атрибуты шпионского романа уточняются ироническим показом «языковой личности» настоящего «советского разведчика», его идеологической зашоренностью и ограниченностью. Например, Дорин, истинный комсомолец, с подозрением оценивает странную выборку из советских газет, которую делает отец его любимой девушки Нади врач Викентий Кириллович: «Выбор у него был чудной. Нет чтобы почитать про новости социалистической индустрии или про конференцию Московской облпрторганизации - он выбирал всякую мелочевку, и в его исполнении звучала она как-то подозрительно. Завод «Совсоцпитание» осваивает производство растительного масла из крапивы и бурьяна. В сельхозартели имени Павлика Морозова свиноматка принесла 31 поросенка. Управление ЗАГС отмечает растущую популярность имен нового типа: Солидарь, Цика (от ЦК), Черныш (в честь пролетарского писателя Чернышевского), Запоком (За победу коммунизма). Вроде ничего особенного, а в чтении Викентия Кирилловича выходило глупостью»» [5, с. 193].

С точки зрения следования жанровому канону, это произведение, безусловно, - «советский роман о шпионах», построенный на «борьбе советских органов безопасности с иностранными шпионами, в конце неизбежно терпящих поражение» [4, с. 167]. Вассер был пойман советскими разведчиками, допрошен ими при помощи специально разработанного препарата, делающего человека неспособным удерживать свои мысли. Октябрьский с Дориным узнали точное число нападения Германии на СССР.

Завязка в романах такого жанра является шаблонной: происходит, по словам Федуниной О. В., нарушение нормального течения жизни «в советском обществе в целом или отдельного героя, важно, чтобы это нарушение являлось закономерной случайностью» [Цит. 4, с. 168]. Именно это происходит и с главным героем этого романа - Егором Дориным.

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) #10 (43), 2017\ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

66

Егор - чемпион спортивного общества «Динамо» во втором среднем весе, перворазрядник, готовящийся к финалу чемпионата Москвы, перед которым открываются возможности стать мастером спорта, попасть в финал чемпионата СССР. Однако в его жизни случаются 2 события, выбивающие его из колеи обычной жизни: он встречает девушку Надю, в которую, совершенно для него неожиданно, влюбляется; сразу после боя ему предлагают секретную работу по обезвреживанию врага СССР. Так описывается в романе тот «необычный» день и чувства Егора: «Но сегодня кадры (девушки -прим.мое) его не интересовали, приглядывался он больше по привычке. Потеря интереса, вероятней всего, была временная, не навсегда - до тех пор, пока будущий чемпион Москвы не разберется в одном феномене, у которого светло-русая коса до пояса и уникальные зеленые глаза» [2, с. 25].

Таким образом, автор получает вновь возможность создания синтетического жанрового образования: в ткань шпионского романа, вплетается любовная интрига. Однако, как отмечается в статье Храпуновича А. И., такое сплетение жанров очень традиционно для советских шпионских романов: «Как истинный последователь всех известных литературных разведчиков-шпионов, советский чекист Дорин пользуется популярностью у противоположного пола, но выбирает себе одну - «единственную»» [4, с. 168].

Одним из основополагающих признаков этого литературного жанра является наличие оппозиции «свой-чужой». Собственно и сама завязка сюжета происходит из-за нарушения пространственной границы, когда «чужой» проникает в «свое» пространство. Этот факт подчеркивает и Храпунович А. И., говоря, что «центральной для советского шпионского романа оппозиция «свой-чужой» характеризует и образ пространства. Именно проникновение чужого элемента (шпиона) в «свое пространство становится завязкой сюжета, а нейтрализация шпиона - развязкой» [4, с. 169].

Однако, как в «Турецком гамбите», в «Шпионском романе» не все так однозначно: «А ты как думал? Если враг, то обязательно и сволочь? Это пускай агитпропработники населению мозги пудрят, а

мы с тобой профессионалы, нам дурачками быть нельзя - так недолго и ошибку сделать. Нет, Егорка, фашисты такие же люди, как мы. И самоотверженные среди них есть, и добрые и честные. Тут шутка не в том, кто лучше, кто хуже. Вопрос - кто кого: мы их или они нас. Потому что двум нашим конструкциям на земле места не хватит» [2, с. 191], -говорит майор Октябрьский своему молодому подчиненному.

Полемизирует с жанровым каноном автор еще и в самом конце своего произведения. По канону любой роман о шпионах должен заканчиваться неоспоримой победой «своих» над «чужими». Однако в этом произведении все происходит совсем наоборот: у шпиона получается довести свою миссию до победного конца.

Таким образом, Б. Акунин, пытаясь создать образец жанра шпионского романа, создает произведение, имеющие определенные признаки этого жанра, однако в большей степени представляющего собой полемику с традиционным жанром шпионского романа.

Список литературы:

1. Акунин Б. Мои убийцы не травят угарным газом// Российская газета 05.02.2005 №3692 [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2005/02/05/akunin.html

2. Акунин Б. Шпионский роман. М.: АСТ, 2014. - 384 с.

3. Акунин Б. «Я несу ответственность за своих героев»// Кинопоиск. 11.04.2012 [Электронный ресурс] URL: https://www.kinopoisk.ru/interview/1855678

4. Храпунович А. И. «Шпионский роман» Б. Акунина с точки зрения жанрового канона// Наука - образованию, производству, экономике: материалы XXI(68) Регион. науч.-практ. конференции преподавателей, науч. сотрудников и аспирантов, Витебск, 11-12 февраля 2016 г. : в 2 т. Витебск: ВГУ имени П. М. Машерова, 2016. Т. 1. - С. 167-169.

5. Черняк М. А. Массовая литература XX века. Учебное пособие. М.: Флинта. Наука, 2007. -432 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.