Научная статья на тему 'Жанровая доминанта политического шпионского романа периода «Холодной войны»'

Жанровая доминанта политического шпионского романа периода «Холодной войны» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
271
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ШПИОНСКИЙ РОМАН / ЖАНРОВАЯ ДОМИНАНТА / ЖАНРОВАЯ МАТРИЦА / ЖАНРОВЫЙ ПРИЗНАК / АНТАГОНИСТ / ПРОТАГОНИСТ / POLITICAL SPY NOVEL / GENRE DOMINANT / GENRE MATRIX / GENRE FEATURE / ANTAGONIST / PROTAGONIST

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ягьяева Сейране Рустемовна

Данная статья посвящена комплексному исследованию жанровой доминанты политического шпионского романа периода «холодной войны». Анализируя шпионские романы данного периода через призму исторических событий, происходивших в послевоенном мире, разделенном на два диаметрально противоположных полюса, автор стремится проследить появление нового типа шпионского романа политического. В статье предпринимается попытка выделения одинаковых статичных признаков политического шпионского романа с целью описания состава жанровой доминанты политического шпионского романа периода «холодной войны».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENRE DOMINANT OF THE POLITICAL SPY NOVEL DURING "THE COLD WAR"

This article is devoted to the complex research of the genre dominant of the political spy novel of "the cold war" period. Analyzing the spy novels of this period through the prism of the historical events that took place in the postwar world, divided into two diametrically opposite poles, the author seeks to trace the appearance of a new type of spy novel a political one. The article attempts to highlight the same static features of a political spy novel in order to describe the composition of the genre dominant of the political spy novel of "the cold war" period.

Текст научной работы на тему «Жанровая доминанта политического шпионского романа периода «Холодной войны»»

Ягьяева Сейране Рустемовна

ЖАНРОВАЯ ДОМИНАНТА ПОЛИТИЧЕСКОГО ШПИОНСКОГО РОМАНА ПЕРИОДА "ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ"

Данная статья посвящена комплексному исследованию жанровой доминанты политического шпионского романа периода "холодной войны". Анализируя шпионские романы данного периода через призму исторических событий, происходивших в послевоенном мире, разделенном на два диаметрально противоположных полюса, автор стремится проследить появление нового типа шпионского романа - политического. В статье предпринимается попытка выделения одинаковых статичных признаков политического шпионского романа с целью описания состава жанровой доминанты политического шпионского романа периода "холодной войны". Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272016/6-3/14.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 6(60): в 3-х ч. Ч. 3. C. 57-59. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2016/6-3/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net

УДК 82

Данная статья посвящена комплексному исследованию жанровой доминанты политического шпионского романа периода «холодной войны». Анализируя шпионские романы данного периода через призму исторических событий, происходивших в послевоенном мире, разделенном на два диаметрально противоположных полюса, автор стремится проследить появление нового типа шпионского романа - политического. В статье предпринимается попытка выделения одинаковых статичных признаков политического шпионского романа с целью описания состава жанровой доминанты политического шпионского романа периода «холодной войны».

Ключевые слова и фразы: политический шпионский роман; жанровая доминанта; жанровая матрица; жанровый признак; антагонист; протагонист.

Ягьяева Сейране Рустемовна

Крымский инженерно-педагогический университет seyrane@list. ги

ЖАНРОВАЯ ДОМИНАНТА ПОЛИТИЧЕСКОГО ШПИОНСКОГО РОМАНА ПЕРИОДА «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ»

Жанр является древнейшим литературным образованием. Понятие жанра сформировалось на самой ранней стадии осмысления искусства в работах Аристотеля и Платона. К истории жанра и жанроформирования обращались ученые в разные периоды развития и функционирования литературы.

В данном исследовании мы возьмем за основу теорию жанра, предложенную М. В. Норцем в монографии «Генезис жанра шпионского романа в английской литературе» [5]. М. В. Норец предлагает «клеточную» модель жанроформирования, которая представляет собой процесс «отпочкования» жанровых разновидностей одного жанра в другой жанр [Там же, с. 34-38]. Детально процессы, происходящие внутри жанровой матрицы материнского жанра, можно представить следующим образом: в течение «продолжительности жизни» жанра количество компонентов, составляющих материнскую жанровую матрицу и являющихся неизменными, значительно превышает количество динамичных, вариативных признаков, формирующих жанр. Данный факт позволяет сделать вывод, что материнский жанр является устойчивым жанром, имеющим статичное по отношению к литературно-временным факторам «ядро» и вращающуюся вокруг него динамичную «оболочку», содержащую ряд вторичных признаков, дающую возможность изменения жанровых форм. Процессы, происходящие в жанровой структуре, свидетельствуют о потенциальной возможности изменений в «оболочке». На жанровую матрицу, которая является неизменной единицей - «ядром», оказывают влияние различные факторы из внешней среды: философские, моральные, нравственные, социальные, политические, исторические, идеологические и т.д. Совокупность указанных факторов, оказывая воздействие на жанровую матрицу, создает благоприятную среду для возникновения совершенно новых жанров. Под воздействием перечисленных факторов жанровая матрица даёт импульс в жанровую доминанту, «аморфную» оболочку, генетически предрасположенную к изменениям, и трансформации происходят в динамичной оболочке, реализуясь в возникновении вариативных жанровых модификаций - разновидностей отдельного жанра. В момент, когда «удельный вес» конкретной модификации достигает «удельного веса» материнской жанровой матрицы или превышает её -происходит процесс «отпочкования». Результатом данного процесса становится появление новой «клетки» -новой жанровой матрицы, нового набора компонентов, «застывших» признаков, формирующих устойчивое «ядро». М. В. Норец в своей монографии утверждает, что таким образом появляется новая полноценная жанровая единица, однако черты генетического сходства с материнской матрицей можно отследить.

Следует отметить, подобные процессы происходят и внутри новообразованной жанровой матрицы шпионского романа, давая жизнь новым типам шпионского романа - политическому, документальному, фантастическому, сатирическому и т.д.

В данной статье мы подробнее остановимся на политическом шпионском романе и основных компонентах его жанровой доминанты. Появлению политического шпионского романа способствовала историческая и политическая ситуация в Европе и в мире в целом в послевоенные годы ХХ века. После окончания Второй мировой войны, где СССР стал победителем, создались предпосылки для возникновения новой конфронтации между Западом и Востоком, между СССР и США. Главными причинами этого противоречия, вошедшего в историю под названием «холодная война», стали идеологические расхождения между капиталистической моделью общества, свойственной для США, и социалистической, характерной для СССР. Каждой из двух сверхдержав хотелось видеть именно себя во главе всего мирового сообщества и обустраивать жизнь, следуя своим идеологическим принципам. Холодная война была новым видом соперничества за мировое господство, которое поделило мир на два диаметрально противоположные полюса: СССР и США, вокруг которых сосредоточены страны-сателлиты.

Писатели, обеспокоенные потерей традиционных ценностей, были вынуждены признать, что процесс распада прежней идеологии, очевидный уже в начале столетия, продолжался. Грандиозные политические изменения, происшедшие в Европе и мире после Второй мировой войны, повлияли на изменения не только художественных систем, но и способствовали появлению новых форм. Как следствие представленных исторических событий появляется политический шпионский роман на идеологической основе. Политический шпионский роман как новый вид шпионского романа нес на себе отпечаток современной культуры; постепенно меняясь, становился многоуровневым и многомерным, наполненным социокультурной значимостью. Большинство политических шпионских романов выражали взгляды и концепции авторов на мировую политику

58

ISSN 1997-2911. № 6 (60) 2016. Ч. 3

и происходившие события. Политическая тема романа вызывала политическую оценку, выражавшуюся либо прямо, либо через синтез с психологической, эстетической проблематикой. Яркими представителями политического шпионского романа являются Я. Флеминг, Дж. Ле Карре, Т. Олбери, Г. Грин, Х. Маккинес, А. Маклин, Д. Лен, Э. Эмблер. Многие из них, так или иначе, имели причастность к работе спецслужб и разведорганов и имели допуск к совершенно секретным материалам.

Таким образом, в результате действия ряда исторических и политических факторов появляется новая «клетка» - жанровая «доминанта» политического шпионского романа, обладающего рядом одинаковых неизменных признаков.

В ходе данной работы логичным будет рассмотреть компоненты жанровой «доминанты» политического шпионского романа. Главным жанровым признаком данного типа романа является протагонист. Протагонист примеряет социальные «маски»: отставной офицер, государственный служащий, патриот своего государства, принадлежащий любому социальному слою. Протагонист в политическом шпионском романе является человеком выдающегося ума и природной хитрости. Герой тут несет в себе некие «эпосные» признаки: он одинок в борьбе за Порядок, готов на самопожертвование ради исполнения приказа во благо государства. Как правило, протагонист имеет высокий социальный статус. Примечательным является тот факт, что протагонист политического шпионского романа не является «театральным» постановочным шпионом. Чаще всего это профессионально подготовленный кадровый офицер британской разведки, человек с острым умом и долей удачи, осознанно пришедший к службе в разведке. Так, главный герой и идеолог в произведениях Джона Ле Каре - контрразведчик Джордж Смайли. Его образ практически не меняется на протяжении двух десятилетий. Это спокойный и незаметный человек среднего возраста, что и отвечает его профессиональному стремлению быть невзрачным, не выделяться в толпе. Он не только шпион, но и ученый. В его характере рационализм защитника сочетается с идеализмом странствующего рыцаря и мудростью паломника. В политическом шпионском романе протагонист выступает «идеологическим» профессионалом в силу большой доли ответственности за проведение операции, провал которой может привести к катастрофе.

В жанровой доминанте данного типа шпионского романа антагонист выступает как сильный, достойный противник, профессионал, приблизительно равный протагонисту в силе и смекалке. Антагонист также облекается в различные социальные «маски», такие как домохозяйка, отставной офицер, государственный служащий, представитель системы разведорганов государства или «злодей», выступающий против мирового порядка. Однако человек, имеющий высокий социальный статус: либо некто из высшего эшелона правящей верхушки, либо глава правительственной организации. Он финансово независим, как правило, одиночка, не имеющий личной жизни, однако с собственной службой безопасности. Его жизнь и деятельность целиком должны быть мотивированы государством, протагонист не должен иметь личные мотивы. Следует отметить, что антагонистами в политических шпионских романах, как правило, выступают коммунистические страны. Как правило, это правительство СССР либо их агенты на территории Восточной Германии. В романе «Шпион, пришедший с холода» (The Spy Who Came in From the Cold, 1963) антагонистом выступил Мундт, представитель коммунистического правительства на территории ГДР. Автор изображает Мундта следующим образом: «Внешность Мундта полностью соответствовала его темпераменту. У него было телосложение атлета. Красивые волосы были коротко отстрижены, причесаны и приглажены. Черты его молодого лица были жесткими и резкими, выражение - устрашающе прямым: тут не было места ни юмору, ни фантазии» [2, с. 88]. Повествование в жанровой доминанте политического шпионского романа имеет ярко выраженную реалистичность в действиях, описаниях и оценках. Мир является скорее документальным отражением исторических событий, перемешанным с авторским вымыслом. В шпионских романах данного типа чувствуется присутствие автора в романе.

В основном компоненте политического шпионского романа - «событии» - обязательно наличие политической составляющей в историческом контексте. Наличие данной составляющей является обязательным, в первую очередь, на государственном уровне. Событие встречи антагониста и протагониста в романе Ле Карре «Шпион, пришедший с холода» (The Spy Who Came in From the Cold, 1963) реализовано в суде, где они встречаются лицом к лицу и вступают в открытое юридическое противостояние: «С этого момента вы начали рыть себе яму. Рыть яму вам, - спокойно заметил Мундт. .. .Вы проиграли Мундт, у меня есть доказательства вашего сотрудничества с британской разведкой» [Там же, с. 96]. Данная цитата представляет нам поединок представителей противоборствующих сторон, исход которого зависит только от дальновидности разработчиков спецопераций. Кроме того, противник обязательно должен быть побежден в личном бою. В жанровой доминанте политического шпионского романа количество персонажей неограниченно. Помимо основных персонажей в романе представлены образы, которые выполняют единственную функцию - создание реалистичной атмосферы в романе, дополнение образов основных персонажей. Следующим признаком является наличие большого количества шпионов, резидентов, представителей разведывательных сетей. Также обязательно наличие жертв. Организация парадигмы персонажей крайне биполярна: с одной стороны - британская разведка, с другой - восточногерманская. Так, в вышеупомянутом романе Джона Ле Карре Смайли - разведчик со стажем, руководитель британских агентов, с другой стороны - Мундт, представитель коммунистической разведки.

Мотив событий в жанровой доминанте политического шпионского романа имеет скорее идеологическую основу, обусловленную историческими и политическими изменениями на карте Европы и мира. Выполнение приказа мотивируется исключительно чувством долга перед государством и ответственностью за всю нацию. Выполнение долга представляется как борьба между чувством долга и внутренними моральными убеждениями, однако в данном типе шпионского романа протагонист не страдает угрызениями совести за свои поступки, так как выполняет приказ.

Сюжетная организация в жанровой доминанте политического шпионского романа тяготеет к позиционированию протагониста в начале и конце произведения с повышением его статуса. Каждое успешное

противостояние повышает «героический» статус протагониста, его способность побеждать во имя Порядка в мире, во имя Родины. В жанровой доминанте политического шпионского романа любовная линия принимает обязательный характер. Развитие любовной линии данного типа шпионского романа реализуется либо в противостоянии с женщиной, либо ради ее спасения. В начале романа «Шпион, пришедший с холода» (The Spy Who Came in From the Cold, 1963) Ле Карре представляет протагониста как отслужившего свое офицера, потерявшего всех своих агентов по вине Мундта. Джордж Смайли вступает в игру против антагониста, тем самым возвысив себя, прежде всего, в своем измерении, а затем и в глазах окружающих. Пиком его морально-этической эволюции можно считать его самопожертвование во имя любви к еврейской девушке: «- Девушка, где девушка? Прикрыв рукой глаза, он посмотрел вниз и увидел Лиз, неподвижно лежащую у подножия Стены. Секунду-другую он помедлил, а потом неторопливо скользнул вниз по тем же скобам и очутился возле нее. Она была мертва. Они, казалось, некоторое время колебались, прежде чем снова начать стрелять: кто-то уже отдал приказ, а они все равно не стреляли. Наконец, они выстрелили в него два или три раза» [Там же, с. 89]. Данная цитата наглядно демонстрирует моральное перерождение протагониста, который, несмотря на прагматичность и расчетливость натуры разведчика, жертвует жизнью во имя любви.

В жанровой доминанте политического шпионского романа реалистичность и документальность изображения художественного мира становятся необходимой характерной чертой. На наш взгляд, типичными признаками политического шпионского романа являются: представление широкой панорамы событий, свободное перенесение действий из одной страны в другую, изображение истории этих стран, использование подлинных документов и фактов разведки и контрразведки. Авторы, многие из которых сами были связаны так или иначе с разведкой, пользуются своим эмпирическим опытом при изображении окружающей обстановки. Такими авторами были Тед Олдбери, разведчик по профессии, он служил в британской разведке на протяжении всей Второй мировой войны; Грэм Грин работал шпионом во Фритауне (Сьерра-Леоне); Эрик Эмблер - кадровый офицер британской разведки; Джон Ле Карре - сотрудник Интеллидженс Сервис, работал в Берлине и Берне. Таким образом, политический шпионский роман несет в себе авторскую позицию, которая зачастую совпадает с государственной.

Следует отметить, что «клеточная» модель жанроформирования, предложенная М. В. Норцем в вышеуказанной нами монографии [5], получает конкретное жанровое наполнение, освещая процессы, происходящие внутри жанровой системы в результате влияния ряда факторов извне. Таким образом, процессы, происходящие с жанровой матрицей и жанровой доминантой, обусловлены самим течением времени, ходом истории.

Проанализировав ряд шпионских романов периода холодной войны [1; 2; 3; 4; 6; 7; 9] в своем исследовании, можно сделать вывод о том, что под воздействием ряда исторических, политических, социальных, идеологических факторов происходят изменения в жанровой доминанте шпионского романа, и в процессе «отпочковния» жанровых разновидностей одного жанра в другой появляется новый тип шпионского романа - политический шпионский роман. Как новая разновидность жанра политического романа, шпионский политический роман имеет свои одинаковые неизменные признаки и компоненты. В ходе анализа шпионских романов данного периода можно выделить следующие «застывшие» признаки жанровой доминаты политического шпионского романа: протагонист, выступающий за мировой Порядок и сражающийся с государством и его системой в целом, а не с отдельным человеком; антагонист, не уступающий протагонисту в силе и смекалке; реалистичность повествования и документальность событий; наличие политической составляющей и идеологической основы в историческом контексте. В то же время жанровая доминанта политического шпионского романа в процессе «отпочкования» от жанра шпионского романа сохранила ряд признаков и компонентов материнского жанра.

Список литературы

1. Ле Карре Дж. [Электронный ресурс] // Википедия. URL: https://m.wildpedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5_%D0%9A% D0%B0%D 1%80%D 1%80%D0%B5,_%D0%94%D0%B6%D0%BE%D0%BD (дата обращения: 13.02.2016).

2. Ле Карре Дж. Шпион, пришедший с холода. СПб.: Лимбус-Пресс, 2000. 230 с.

3. Ле Карре Дж. Шпион, выйди вон! М.: Эксмо, 2012. 576 с.

4. Маклин А. К югу от Явы. М.: Эксмо, 2008. 246 с.

5. Норец М. В. Генезис жанра шпионского романа в английской литературе: монография. Симферополь: Бизнес-информ, 2014. 364 с.

6. Олбери Т. На острие ножа. М.: Центрполиграф, 1998. 527 с.

7. Олбери Т. Перебежчик. М.: Центрполиграф, 1998. 510 с.

8. Хоста М. Шпионский роман. Попытка краткого обзора [Электронный ресурс]. URL: http://fanread.ru/book/2520230/ ?page=1 (дата обращения: 21.02.2016).

9. Эмблер Э. Путешествие внутрь страха. Гнев. М.: АСТ, 2013. 480 с.

10. Энциклопедический словарь английской литературы ХХ века / отв. ред. А. П. Саруханян. М.: Наука, 2005. 541 с.

GENRE DOMINANT OF THE POLITICAL SPY NOVEL DURING "THE COLD WAR"

Yag'yaeva Seirane Rustemovna

Crimean Engineering and Pedagogical University seyrane@list. ru

This article is devoted to the complex research of the genre dominant of the political spy novel of "the cold war" period. Analyzing the spy novels of this period through the prism of the historical events that took place in the postwar world, divided into two diametrically opposite poles, the author seeks to trace the appearance of a new type of spy novel - a political one. The article attempts to highlight the same static features of a political spy novel in order to describe the composition of the genre dominant of the political spy novel of "the cold war" period.

Key words and phrases: political spy novel; genre dominant; genre matrix; genre feature; antagonist; protagonist.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.