Научная статья на тему 'Типологическая модель текстиля как вида декоративно-прикладного искусства'

Типологическая модель текстиля как вида декоративно-прикладного искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
информационный критерий / категориальный метод / текстиль как вид декоративно-прикладного искусства / типологическая модель / information criterion / categorical method / textiles as a kind of applied arts / typological model

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Митрофанова Наталья Юрьевна

Первый теоретический интерес к текстилю как виду декоративно-прикладного искусства возникает в XIX веке. С этого времени и по настоящий момент текстиль становился предметом исследования отдельных специалистов, которые рассматривали его с разных точек зрения: как технологический продукт, ремесленный предмет, художественный артефакт и т.д. До сих пор не сформирован системный, целостный взгляд на текстиль как феномен культуры. Не достает исследования, которое бы включало и учитывало его природную сущность, качественные характеристики, спектр назначений, развитие форм и видов. Цель данного исследования — выделение и обоснование видового разнообразия текстиля в процессе его эволюции. Данная цель может быть достигнута с помощью системно-категориального метода «Ряд информационных критериев» (РИК). Этот метод апробирован в разных научных сферах, но в области художественной деятельности пока не получил широкого применения. Объект исследования представлен в нем как совокупность информационных критериев (ИК), каждый из которых выражает какую-либо из его качественных характеристик. В статье представлена визуальная типологизированная модель объекта через конструктивную схему, скомпонованную из ряда информационных критериев (ИК), которая последовательно отражает качества текстиля, вытекающие из его назначений. В результате проведенного исследования стало возможным: определить логическую последовательность возникающих видов текстиля, качественно описать и обосновать уже существующие формы, осуществить поиск и разработку новых, ранее не идентифицируемых форм и соответствующих им вариантов комбинаций назначений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Typological Model of Textiles as a Kind of Applied Arts

The first theoretical interest in textiles as a type of applied arts arose in the 19th century. Since then, textiles have been the subject of research by individual specialists who have considered it from different points of view: as a technological product, a handicraft item, an artistic artefact, etc. However, a systematic, holistic view on textiles as a cultural phenomenon has not yet been formed. There is a lack of research that would include and take into account their natural essence, qualitative characteristics, range of purposes, and development of forms and types. The purpose of this study is to identify and substantiate the diversity of textiles in the process of their evolution. This goal can be achieved by using the systemcategorical method of “a series of information criteria”. This method has been tested in various scientific fields, but has not yet been widely used in the field of artistic activity. The object of study is presented in it as a series of information criteria, each expressing one of its qualitative characteristics. The article presents a visual typologized model of the object through a constructive scheme composed of a series of information criteria, which consistently reflects the qualities of textiles arising from their purpose. As a result of the study, it has become possible to determine the logical sequence in which the types of textiles emerged, qualitatively describe and justify the existing forms, as well as research and develop new, previously unidentified forms and the corresponding options of their application.

Текст научной работы на тему «Типологическая модель текстиля как вида декоративно-прикладного искусства»

Художественная культура № 3 2023

Изобразительное искусство и архитектура

УДК 745/749 ББК 85.123; 85.120

Митрофанова Наталья Юрьевна

Кандидат искусствоведения, доцент, член Международной ассоциации искусствоведов (АИС), член Союза художников России; доцент кафедры истории и теории искусства, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 191186, Россия, Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, 18; доцент кафедры изобразительного искусства, Санкт-Петербургский государственный университет, 199034, Россия, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9 С«СЮ Ю: 0000-0002-4653-7116 ResearcherID: Е-6589-2016 mitfam@mail.ru

Ключевые слова: информационный критерий, категориальный метод, текстиль как вид декоративно-прикладного искусства, типологическая модель

Митрофанова Наталья Юрьевна

Типологическая модель текстиля как вида декоративно-прикладного искусства

This is an open access article distributed under

the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

DOI: 10.51678/2226-0072-2023-3-294-317

Для цит.: Митрофанова Н.Ю. Типологическая модель текстиля как вида декоративно-прикладного искусства // Художественная культура. 2023. № 3. С. 294-317. https://doi.org/10.51678/2226-0072-2023-3-294-317.

For cit.: Mitrofanova N.Yu. Typological Model of Textiles as a Kind of Applied

Arts. Hudozhestvennaya kul'tura [Art & Culture Studies], 2023, no. 3,

pp. 294-317. https://doi.org/10.51678/2226-0072-2023-3-294-317. (In Russian)

Mitrofanova Natalia Yu.

PhD (in Art History), Assistant Professor, Member of the International Association of Art Critics (AICA), Member of the Union of Artists of Russia; Associate Professor at the Department of History and Theory of Art, St. Petersburg State University of Industrial Technology and Design, 18 Bolshaya Morskaya Str., St. Petersburg, 191186, Russia; Assistant Professor at the Department of Fine Arts, St. Petersburg State University, 7/9 Universitetskaya Emb., St. Petersburg, 199034, Russia ORCID ID: 0000-0002-4653-7116 ResearcherlD: E-6589-2016 mitfam@mail.ru

Keywords: information criterion, categorical method, textiles as a kind of applied arts, typological model

Mitrofanova Natalia Yu.

Typological Model of Textiles as a Kind of Applied Arts

Аннотация. Первый теоретический интерес к текстилю как виду декоративно-прикладного искусства возникает в XIX веке. С этого времени и по настоящий момент текстиль становился предметом исследования отдельных специалистов, которые рассматривали его с разных точек зрения: как технологический продукт, ремесленный предмет, художественный артефакт и т.д. До сих пор не сформирован системный, целостный взгляд на текстиль как феномен культуры. Не достает исследования, которое бы включало и учитывало его природную сущность, качественные характеристики, спектр назначений, развитие форм и видов. Цель данного исследования — выделение и обоснование видового разнообразия текстиля в процессе его эволюции. Данная цель может быть достигнута с помощью системно-категориального метода «Ряд информационных критериев» (РИК). Этот метод апробирован в разных научных сферах, но в области художественной деятельности пока не получил широкого применения. Объект исследования представлен в нем как совокупность информационных критериев (ИК), каждый из которых выражает какую-либо из его качественных характеристик. В статье представлена визуальная типологизированная модель объекта через конструктивную схему, скомпонованную из ряда информационных критериев (ИК), которая последовательно отражает качества текстиля, вытекающие из его назначений. В результате проведенного исследования стало возможным: определить логическую последовательность возникающих видов текстиля, качественно описать и обосновать уже существующие формы, осуществить поиск и разработку новых, ранее не идентифицируемых форм и соответствующих им вариантов комбинаций назначений.

Abstract: The first theoretical interest in textiles as a type of applied arts arose in the 19th century. Since then, textiles have been the subject of research by individual specialists who have considered it from different points of view: as a technological product, a handicraft item, an artistic artefact, etc. However, a systematic, holistic view on textiles as a cultural phenomenon has not yet been formed. There is a lack of research that would include and take into account their natural essence, qualitative characteristics, range of purposes, and development of forms and types. The purpose of this study is to identify and substantiate the diversity of textiles in the process of their evolution. This goal can be achieved by using the system-categorical method of "a series of information criteria". This method has been tested in various scientific fields, but has not yet been widely used in the field of artistic activity. The object of study is presented in it as a series of information criteria, each expressing one of its qualitative characteristics. The article presents a visual typologized model of the object through a constructive scheme composed of a series of information criteria, which consistently reflects the qualities of textiles arising from their purpose. As a result of the study, it has become possible to determine the logical sequence in which the types of textiles emerged, qualitatively describe and justify the existing forms, as well as research and develop new, previously unidentified forms and the corresponding options of their application.

Введение

Текстиль впервые стал предметом исследования в XIX столетии. Готфрид Земпер (Германия) выступил со своей работой «Практическая эстетика», в которой излагал теорию художественной формы, науки о строении и развитии всей эстетической культуры [6]. Земпер опирался в своих размышлениях на предметный мир и посвятил первую часть «Практической эстетики» текстилю. Он считал, что высокое искусство является результатом «эстетической деятельности по преобразованию предметного мира». В основе его теории лежало учение о строго очерченных типах форм, которые встречаются в произведениях материально-художественного творчества, и влиянии на эти формы различных факторов. По Г. Земперу, все основные типы искусства восходят к видам труда, к прототипам разных «технических искусств». Он говорил, что каждый продукт техники — результат его назначения и использования материальных средств. Каждый из видов прикладного искусства он анализировал следующим образом: «...Во-первых, каждое произведение искусства надо рассматривать с точки зрения его материальной функции, которая в нем заложена, будь то утилитарное назначение вещи или ее высший символический эффект; во-вторых, всякое произведение искусства является результатом использования материала, который применяется при его изготовлении.» [6, с. 224]. Он сделал вывод о том, что в процессе решения общих формально-эстетических проблем необходимо помнить о целевом назначении предмета, а для рассмотрения историко-стилевых вопросов — о материале. Классификацию художественных форм Г. Земпер считал возможным провести с точки зрения материалов, необходимых для создания произведения искусства. Он выделил четыре категории сырья, в соответствии с которыми рассмотрел четыре основных вида художественных ремесел. Лидировал в его перечне текстиль; именно в нем проявились основные принципы стиля. Г. Земпер отмечал, что предложенная классификация требует дополнительных пояснений, ибо каждый вид ремесла охватывает свой мир форм и соответствующий ему материал. При этом назначение продукта техники — остается неизменным, в то время как материал и способы его обработки изменяются.

Со времени первого теоретического интереса к текстилю прошло более полутора веков. Текстиль поочередно становился предметом исследования как технологический продукт, ремесленное изделие, художественный артефакт или этнический предмет. Однако работ, в которых бы изучение текстиля носило системный характер, так и не появилось. Целостный взгляд на текстиль как феномен культуры до сих пор не сформирован. Не достает исследования, которое бы включало и учитывало природную сущность текстиля, его качественные характеристики, закономерности возникновения, разнообразие назначений в процессе бытования, эволюцию форм и видов. Сложной проблемой остается выбор методологии исследования, которая бы учитывала все вышеперечисленные составляющие. Настоящее исследование — попытка решить часть обозначенных задач, предложив новый подход к их реализации. Цель данного исследования — выделение и обоснование видового разнообразия текстиля в процессе его эволюции.

За последние сто лет расширились представления о методах научного исследования. Во второй половине XX века в научном познании все чаще употреблялся особый способ мышления, названный «системным подходом». Он применяется в отечественном искусствознании, поскольку традиционные методы изучения сложных систем оказываются неэффективными. Это связано с тем, что во многих областях культуры и искусства приходится иметь дело с «целостными, сложными и сверхсложными системами, которые оказываются доступными познанию... именно в своей целостности и потому не допускают привычного аналитического расчленения и оперирования каждой частью порознь, ибо система есть нечто большее, чем сумма составляющих ее частей» [9, с. 50]. Эта методологическая концепция сначала проявляется в процессе изучения живых структур. Родоначальником теории систем был биолог и философ Людвиг фон Берталанфи (Австрия) [1]. Вскоре она начинает применяться к исследованию социальных структур и искусства. На «методологической почве» системного подхода рождается дисциплина синергетика («совместно действующая», греч. «Буи» — совместно и «ещоБ» — действующая). Она представляет собой междисциплинарное направление научных исследований, «целью которых является изучение явлений и процессов как сложных, динамических, самоорганизующихся систем. иными словами, синергетика вскрывает глубинную общность (но не

тождественность) естественнонаучных и культурных процессов» [3, с. 68]. Принципы синергетики в большей степени были применимы к изучению общих закономерностей развития в сфере естествознания, но скоро стали использоваться и в социально-гуманитарной области. При этом появилась опасность механического перенесения представлений из естественнонаучной среды в сферу науки о культуре. Художественная деятельность представляет собой открытую систему, которая обменивается энергией с окружающим пространством. М.С. Каган в связи с этим напоминает, что сложная система не равнозначна многоэлементной структуре. Она являет собой не набор составных частей, а способ их взаимодействия, организацию их связи, логику их сцепления. Чтобы это понять, нужно рассматривать структуру системы в целом и идти в исследовании от общего к частному: «.Французский мыслитель Паскаль заметил как-то: одни и те же, но по-другому расположенные слова образуют новые мысли. И существенно при этом, что новая мысль порождается именно расположением слов, а не смыслом каждого и не их совокупностью, и значение каждого слова в предложении можно установить лишь исходя из понимания целостного высказывания: ведь большая часть слов многозначна и только контекст позволяет понять, в каком значении слово здесь употребляется» [9, с. 54]. В продолжение развития теоретических концепций системной методологии в искусстве В.Г. Власов выделяет три условных этапа в этом процессе: первый — разработка основ системного подхода, второй — исследование возможностей синергетических методов, третий — отработка методики междисциплинарных исследований. Появившийся междисциплинарный подход предполагает «изучение одного предмета с позиций представителей разных областей знаний либо одним исследователем с разных сторон» [3, с. 71]. Главным условием его применимости является соответствие системных методов природе изучаемого объекта. Выбор метода предполагает знание контекста художественной картины мира, учет условий возникновения и отыскание причин рождения художественных явлений, их взаимовлияние, расширение проблематики, формирование новых идей. Междисциплинарный подход интегрирует научные знания и имеет несколько ступеней восхождения: от пересечения нескольких дисциплин до воссоздания целостной картины мира на основании общих методологических установок.

Исследователи декоративно-прикладного искусства также сходятся во мнении о необходимости осуществления комплексного изучения проблем и применения совокупности методов. Среди исследований последнего десятилетия эта мысль отражена в работах Л.Р. Золотаревой [7], В.Г. Власова [4; 5], А.В. Коляго [10], Г.Ф. Шауро [14], В.Б. Кошаева [11], Н.М. Шебалиной [15; 16] и др. Нужно иметь в виду, что «.область прикладного искусства самая богатая, самая разнообразная из всех областей художественного творчества. Понятно, что каждая ее отрасль имеет свои законы, ибо в каждом случае особая функция, особые материалы, особые конструктивные и технологические приемы, особые возможности связи с изобразительным искусством определяют своеобразие художественных средств и способов формообразования. Исследовать все эти особенности может лишь конкретная теория каждого данного вида прикладного искусства» [8, с. 30].

Текстиль обладает признаками большой сложной системы с многочисленными внутренними и внешними связями. В круг взаимодействующих с ним сфер вовлечены все или почти все области, имеющие отношение к жизнедеятельности человека. Они множественны и разнообразны: промышленность, технология, ремесло, этика, культура, искусство. Чем выше уровень сложности системы, тем она более активно проявляет себя во внешнем мире. Системный подход позволяет универсально и компактно описать объект в виде системы, осмыслить его комплексно, учесть процесс эволюции и трансформации. Только зная, что представляет собой и как работает целостная система, можно познать составляющие ее части. Для того чтобы понять, какие элементы системы являются необходимыми и достаточными для ее существования, важно оценить назначение каждого компонента: «Любой предмет имеет определенное назначение или применение; он в действительности является, или, во всяком случае, он задуман как средство для удовлетворения какой-либо жизненной потребности» [6, с. 104]. Именно назначение будет определять структуру будущей модели.

Для исследования текстиля мы выбираем инструменты категориально-системной методологии. Это направление рождается в 80-е годы XX века и формируется в начале XXI века. Особенностью является «проработка в ее структуре онтологических, метафизических, мировоззренческих проблем, а также учет психофизиологических

особенностей познания, образующих подоснову всякого научного исследования. С помощью категориальных схем происходит обработка конкретного содержательного материала, что позволяет строить качественные модели объектов» [13, с. 20]. Задача системного подхода в данном случае видится в том, чтобы преодолеть ограниченность традиционного методологического инструментария, расширить его за счет методов, которые уже продемонстрировали эвристический потенциал в разных научных сферах, но пока не нашли широкого применения в исследуемой предметной области. Применение инструментов категориально-системной методологии позволит сформировать представления о текстиле как системном объекте, перейти к комплексному его познанию и осмыслению, расширить и уточнить научные представления о природе текстильного феномена в системе искусствознания. Кроме того, выбранный подход дает возможность в дальнейшем понять пути развития текстильного искусства, определить системные взаимосвязи его составных частей, прогнозировать его взаимодействие с разными сферами окружающей среды.

Метод исследования

В категориально-системной методологии проводится визуализация процессов размышления через интеллектуальные схемы. Каждая из схем обладает самостоятельным исследовательским значением и решает свои проблемы. В данном случае мы прибегаем к использованию метода «Ряд информационных критериев» (далее — РИК). Цель использования РИК заключается в выделении и обосновании видового разнообразия объекта исследования, отражения формирования и развития его качественных характеристик. Как уже было сказано, этот метод апробирован в разных научных сферах, но в области художественной деятельности пока не получил широкого применения. Если говорить о разделах декоративно-прикладного искусства, то текстиль как объект исследования еще не был рассмотрен с точки зрения категориального метода РИК.

Главными понятиями в РИК являются:

1. Информационный критерий (ИК) — информационная единица, порция информации, передающая одно из качеств познаваемого объекта.

2. Ряд информационных критериев (РИК) — комплекс ИК, организованных по определенному принципу.

Метод предполагает составление визуальной качественной модели объекта исследования, которая представлена через конструктивную схему, скомпонованную, в свою очередь, из ряда информационных критериев (ИК). Ряд ИК последовательно отражает все возможные качества объекта, вытекающие из его назначений, и завершается самим объектом исследования как наивысшим в этом ряду. Конструктивная схема представляет собой систему из последовательно расположенных ячеек с триадами информационных критериев внутри каждой: первый и второй отражают качественные характеристики объекта, которые сильнее всего развиты в нем на определенном этапе и, соответственно, определяют его сущность и содержание, третий — сам объект, соединяющий в себе все качественные характеристики.

Логика построения ячеистой конструкции состоит в том, что каждый ИК — составной и включает все информационные критерии более низкого уровня. При этом всякий предыдущий входит в последующий как его часть, поэтому каждый последующий является более сложным с точки зрения системной организации в сравнении с предыдущим. Составленная по этим принципам таблица представляет собой обобщенный образ объекта.

Столбцы и строки конструкции образованы совокупностью ячеек, один из элементов которых постоянный, а другие меняются согласно последовательно накапливаемым в объекте ИК. Так, нижний уровень таблицы представляет собой совокупность самых примитивных форм объекта исследования, основой создания которых является какой-то из информационных критериев. Во всех восходящих уровнях последовательно учитываются все остальные качественные характеристики объекта, а состав пар информационных критериев определяется возможными среди них парными комбинациями. Высший уровень конструкции представлен информационным критерием, отражающим наиболее сложные качественные характеристики объекта исследования.

Результаты исследования

Выделяем базовые качественные характеристики текстиля как объекта исследования. Они следуют из первичных глубинных целей, ради которых рождаются протоформы текстиля. В ходе работы было выявлено несколько основных назначений текстиля: защитное, техническое, бытовое, символьное, декоративное, художественное. Выдвинуто предположение, что в процессе исторического развития назначение текстиля меняется, и в зависимости от этого изменяются формы, виды текстиля и его качественные характеристики — ИК, которые развиваются и утверждаются в следующем порядке: критерий 1 отражает защитное назначение, критерий 2 — техническое назначение, критерий 3 — бытовое назначение, критерий 4 — символьное назначение, критерий 5 — декоративное назначение, критерий 6 — художественное назначение. Мы видим, что базовым, побудившим появление этого артефакта, принято защитное назначение. Приведенная последовательность отражает авторскую точку зрения на логику прогрессивного развития текстиля, эволюционирующего с нарастанием системной и организационной сложности, с формированием новых, более развитых качественных характеристик объекта исследования, отражающих основные его назначения.

Ниже содержится описание критериев, являющихся основными элементами метода «Ряд информационных критериев» (РИК).

1. Первый информационный критерий — защитное назначение. Данный параметр демонстрирует наличие в объекте качеств, обеспечивающих физическую защиту, которая может рассматриваться с разных аспектов.

— Защита пространства обитания. Здесь может идти речь о простейших перегородках, созданных прототекстильными приемами плетения или вязания из растительных волокон. Такие объекты могли быть предназначены для покрытия (протокрыша и протопокрытия/ одеяла), отгораживания пространства (перегородки). К этой же группе могли быть отнесены перегородки, предназначенные для сохранения огня — как источника тепла и жизни древнего человека.

— Защита тела человека. Простейшие первичные формы одежды были предназначены для защиты и обогрева тела человека, лишенного волосяного покрова. Основные качества таких объектов включают:

плотность, прочность, надежность, гибкость, непрерывность. На этом уровне происходит рождение прототекстильных приемов и совершаются первые шаги на пути их эволюции. Человек знакомится с разными видами волокон, закладываются начальные навыки в их обработке, начинается процесс накопления знаний и формирования опыта.

2. Второй информационный критерий — техническое назначение. Данный параметр демонстрирует наличие в объекте исследования качеств, обеспечивающих реализацию технической помощи как подсобного средства, устройства (или его части), потенциально готового к совершению полезного эффекта. Техническое назначение текстиля востребовано в разных областях деятельности человека. В ходе эволюции объекта спектр его форм и видов непрерывно расширяется и структурно меняется. Этот процесс отражает закономерности возникновения и развития потребностей человека. Среди форм текстиля технического назначения можно привести в пример веревки, канаты, используемые для погрузо-разгрузочных работ, буксировки, подвязывания, утягивания, упаковки грузов. Эти же виды текстильных изделий применяются в охоте и рыболовстве, судоходстве, страховочно-спасательных работах и т.д. Бинты, жгуты, повязки и др., используемые в медицинских целях, также можно отнести к текстилю технического назначения. Современным примером текстиля технического назначения является геотекстиль, который применяют при строительстве дорог, прокладке подземных коммуникаций, в сельском хозяйстве и в ландшафтном дизайне. Среди общих качеств этой группы текстильных объектов можно отметить: прочность (на разрыв, удлинение, растяжение), устойчивость к повышенным силовым статическим/динамическим воздействиям и ряд других, отвечающих специфике назначения.

3. Третий информационный критерий — бытовое назначение. Данный параметр демонстрирует наличие в объекте исследования эксплуатационных, гигиенических качеств, полезных для широкого спектра бытовых нужд, обустройства дома, создания комфорта и удобства. Среди примеров форм текстиля: столовое и постельное белье, текстильные портьеры, завесы, зонирующие пространство, текстиль для процедуры уборки и чистки, упаковочный текстиль, игрушки, домашняя одежда. Среди качеств этой группы объектов выделим наиболее характерные для текстиля: мягкость, упругость,

пластичность, гигроскопичность, экологичность, определенные физико-механические показатели (усадка, ширина, плотность, нес-минаемость, стойкость к истиранию), устойчивость окраски и др.

4. Четвертый информационный критерий — символьное назначение. Данный параметр фиксирует в объекте исследования символьное, смысловое или ассоциативно-образное предназначение. Текстильный объект может порождать бесконечное число смыслов или интерпретаций содержательностей, которые накапливаются в процессе его длительного бытования. Их появление обусловлено значимой ролью текстиля и его участием во всех важных циклах человеческой жизни. Поверхность текстильного изделия, как правило, несет орнаментальный ряд, и здесь важно помнить об особенностях «познавательных свойств знака». Об этом упоминает В.Б. Кошаев: «.Знаки формировались когда-то исходя из содержания реальных природных объектов, понятий или явлений. Благодаря функциям, которые знак (изображение) выполняет, возникают смысловые определения. Однако основой образа, в том числе и знакового, является переживание исходного явления, без чего художественное воплощение не существует. Переживание является своего рода эстетической первоосновой художественной символики, как совокупной функции, коммуникации и процесса абстрагирования» [11, с. 8]. Знак, орнамент, узор на поверхности предмета часто усиливает его смысловые интерпретации. Этот информационный критерий определяет качественную характеристику объекта, которая востребована, когда человек стремится отразить метафорическое, ритуальное, обрядовое, религиозное, памятное, сувенирное и др. назначение предмета. Примерами данной группы объектов могут выступать: знамена, флаги, орденские ленты, церковный текстиль, пояса-обереги или браслеты, памятные платки и т.д. Среди качеств данной группы объектов следует выделить их смысловое назначение и соответствие текстильных характеристик виду и форме изделия.

5. Пятый информационный критерий — декоративное назначение. Категория, представляющая качественную характеристику, проистекающую из стремления человека украсить свой внешний вид или окружающее его пространство. Целью текстиля декоративного назначения может стать: создание определенной эмоциональной атмосферы, выявление художественной стилистики, организация

пространства, подчеркивание индивидуальности или репрезентация социального статуса (доход, родовитость, вкус, мировоззрение). Среди примеров: декоративные текстильные интерьерные объекты (ковры, шпалеры, текстильные панно), интерьерные и мебельные ткани, предметы одежды, текстильные аксессуары и др., несущие репрезентативное декоративное назначение. Среди качеств этой группы объектов следует выделить мастерство исполнения, материальную ценность, репрезентативность, трудоемкость процесса создания, качественность сырьевой базы и др.

6. Шестой информационный критерий — художественное назначение. Категория, представляющая качественную характеристику, проистекающую из широкого спектра свойств материала как средства художественной выразительности и возможностей, которые он предоставляет; образности и глубинных смыслов, заключенных как в самом объекте, так и в принципах и приемах его создания, накопленных за тысячелетнюю историю существования. В качестве примеров выступают произведения искусства, которые либо созданы из текстиля, либо выполнены с применением текстильных приемов, либо используют образ текстиля. Среди качеств этой группы объектов следует выделить остроту концептуальности идеи, точность создания художественного образа, авторскую уникальность, оригинальность приемов исполнения, художественную ценность и др.

Полученный ряд информационных критериев выступает основанием для построения типологизированной модели текстиля. Рассмотрим ее подробнее.

Первая строка схемы представляет низший первичный уровень развития текстиля, здесь он находится в зародыше, как и ряд его назначений: 710 — защитное, 720 — техническое, 730 — бытовое, 740 — символьное, 750 — декоративное, 760 — художественное. На этом уровне развития они пока не могут передать полноценный образ текстиля и отразить разные аспекты его назначения. Но этот этап дает возможность размышлять о начале эволюционного пути и задает основу для совершения следующего шага. На втором уровне встречаются уже разные варианты двух назначений текстиля, среди которых основным становится защитное: 721 — техническое/ защитное, 731 — бытовое/защитное,741 — символьное/защитное, 751 — декоративное/защитное, 761 — художественное/защитное.

7. Текстиль _ _ _ б. Художественное ^^ назначение 5. Декоративное назначение

7. Текстиль 5, Декоративное 734 назначение 4. Символьное назначение 7. Текстиль 6. Художественноё7С34 назначение 4. Символьное назначение

7. Текстиль ~гло 4. Символьное 'ЧО назначение 3. Бытовое назначение 7. Текстиль "7с о 5. Декоративное ' назначение 3. Бытовое назначение 7. Текстиль 6. Художественное и назначение 3. Бытовое назначение

7. Текстиль 3. Бытовое назначение 2. Техническое назначение 7. Текстиль 4. Символьное 742 назначение 2. Техническое назначение 7. Текстиль 5, Декоративное ' назначение 2. Техническое назначение 7. Текстиль б. Художественное назначение 2. Техническое назначение

7. Текстиль 2. Техническое 721 назначение 1. Защитное назначение 7. Текстиль 3. Бытовое 731 назначение 1. Защитное назначение 7. Текстиль 4. Символьное /*+-1-назначение 1. Защитное назначение 7. Текстиль 5, Декоративное * назначение 1. Защитное назначение 7. Текстиль б. Художественное' О Л. назначение 1. Защитное назначение

7. Текстиль 1. Защитное 710 назначение 0. 7. Текстиль 2. Техническое 720 назначение 0. 7. Текстиль 3. Бытовое ' ^^ назначение 0. 7. Текстиль 4. Символьное 740 назначение 0. 7. Текстиль 5, Декоративное 750 назначение 0. 7. Текстиль 6. Художественное' Ои назначение 0.

Ил. 1. Типологическая модель текстиля на базе категориальной модели РИК

Третья строка модели формируется совокупностью двух других пар назначений, постоянным элементом которых является техническое, на четвертой строке — бытовое, на пятой строке — основной в паре становится символьное. Наиболее сложные характеристики образа текстиля находятся в верхней части модели. Символьное назначение предполагает накопление большого разнообразного опыта, который кристаллизуется через набор определенных, ярко выраженных текстильных коннотаций, смыслов, метафор. Они лягут в основу концептуальных идей в момент создания художественного образа. Декоративное назначение, в свою очередь, предполагает наличие высокого мастерства, совершенства в выработке текстильных приемов и создании волокна, в окраске и отделке текстиля, апробированных в процессе эволюции в объектах разного назначения. В верхней ячейке таблицы отражен весь широкий спектр качеств текстиля.

Таким образом, в соответствии с содержанием и логикой метода «Ряд информационных критериев» каждый уровень по вертикали в полученной типологизированной модели текстиля образован совокупностью ячеек, в которой присутствует один постоянный элемент и тот, который меняется согласно последовательности назначений,

для которых создаются разные виды текстиля. Постоянный элемент в каждом случае представляет собой следующий по порядку в выстроенном для текстиля ряду информационных критериев. Он соотносится с информационным критерием более высокого порядка, что отражает переход объекта исследования на решение нового уровня задач, а значит дальнейшее развитие его системной и организационной сложности. Два элемента в ячейке модели обозначают главные предназначения текстиля. Однако это не значит, что он не способен выполнить другие, в данном случае второстепенные целевые назначения. Именно эти элементы ячейки будут определять виды, формы, свойства, качества текстильного объекта. Приведем пример.

Пусть в качестве текстильного объекта выступает «парашют». Он имеет определенные назначения: защитное (цель — безопасный спуск и приземление людей (грузов)) и техническое (купол оказывает сопротивление воздушному потоку и обеспечивает торможение при посадке, а подвесная система со стропами выдерживает вес груза и соединяет его с куполом). Текстильный объект, имеющий техническое и защитное назначение, обладает качествами, присущими группе ИК — 721. Если же парашют запущен в воздух с рекламными целями и несет информацию, то в нем преобладают иные качества, присущие группе ИК — 742; в случае, если парашют — участник воздушного парада и важен его внешний вид, то в этом объекте активизируется декоративное назначение, его группа ИК — 752; если парашют оказался в небе с целью создания некого художественного образа, несущего концептуальную идею, то его качества должны соответствовать группе ИК — 762.

С помощью данной модели можно проанализировать траекторию развития любого текстильного объекта, сколь бы сложной ни была история его бытования. Например, одеяло как объект исследования изначально выполняет защитное назначение. Эффективность его использования очень скоро превращает одеяло в бытовую необходимость, и оно получает повсеместное распространение как предмет бытового назначения. Традиционная роль одеяла в обеспечении тепла и комфорта связывает его с самыми интимными сторонами жизни людей, с семьей и домом: «Они привычно покрывали кровати в скромных или богатых домах, и другие их функции часто игнорировались. Однако этот предмет домашнего обихода может открыть

окно в жизнь многих людей, которые изготавливали и использовали эти ткани. Помимо того, что они проливают свет на вопросы дома и семьи, одеяла затрагивают более широкие темы, включая глобальные торговые сети, индустриализацию, территориальную и культурную экспансию ...» [19, p. 9]. Этот обыденный предмет, который в рамках своего основного назначения достиг высшей точки развития, при определенном стечении обстоятельств обретает иные качества и может перейти на другую ступень эволюционного развития.

Так, новое качество обретают лоскутные одеяла европейских переселенцев, которые в поисках лучшей жизни отправлялись в Америку в XIX веке. Сегодня их называют «тканями нации», они глубоко укоренились в истории и традициях американского общества и превратились в символ: «Лоскутные одеяла приобрели популярность, когда промышленное производство сделало набивные хлопчатобумажные ткани более доступными, способствуя росту домашнего ремесла и всеобщему признанию. Выкройки для лоскутных одеял можно было найти на страницах многих дамских журналов, издававшихся в XIX веке. В их всеобщей привлекательности стеганые одеяла стали поистине демократическим искусством, которое демонстрировалось как таковое на выставках, на многих местных, окружных и государственных ярмарках, проводившихся по всей стране» [19, p. 13].

В настоящее время в Соединенных Штатах существует мощное движение Art Quilt, объединяющее тысячи художников по текстилю, занятых созданием лоскутных одеял. Вот как один из них сегодня размышляет об этом бытовом предмете: «Как художник по текстилю, я выбираю ткань в качестве основного материала. Работа с тканью связывает меня с моими корнями и теми мастерами, которые были до меня. Когда я прикасаюсь к ткани, я прикасаюсь к своей истории» [17, p. 6]. Хорошо знакомый бытовой предмет наделяется символическим смыслом и провоцирует поток воспоминаний. Иными словами, одеяло как объект исследования фиксирует в себе качества, отвечающие символьному назначению.

Следующий шаг совершают художники начала XX века. В Центре Помпиду хранится произведение американского художника и фотографа Ман Рэя (Эммануила Радницкого), которое выглядит как абстрактное панно, но по сути своей представляет обычное американское одеяло. «Произведение имеет подпись „SDB DR. Ман Рэй. 1911". Работа, до сих пор известная как „Гобелен", датируется

1911 г. и технически не является гобеленом, а представляет собой лоскутное одеяло, сшитое из 110 образцов тканей для мужских костюмов, которые Ман Рэй взял из ателье своего отца в Бруклине. .В автобиографии 1963 года Ман Рэй назвал эту работу „сумасшедшим стеганым одеялом" и отметил, что демонстрировал эту „ткань" в своей студии „как гобелен", вывешенный на стену» [21, p. 175]. Разместив «безумное одеяло» вертикально, как картину на стене, он во всех смыслах «возвысил» произведение. Затем он решил еще больше усилить это впечатление, закрепив одеяло на холст и подписав полотно «Ман Рэй, 1911». Художник рассматривал объект как произведение искусства и отводил ему видное место в своем творчестве. Современные искусствоведы последовали совету художника и стали так же относиться к этому артефакту, переведя одеяло в новый статус предмета искусства — реди-мейд (ready-made) [12, с. 134].

Не менее известно одеяло Сони Делоне. Русско-французская художница является одной из самых ярких фигур XX века. «Она была среди художников первого поколения, которое культивировало нефигуративную манеру выражения в 1910-х годах, когда абстрактное искусство, подобно лесному пожару, распространилось во множестве направлений по всему западному миру. Делоне разработала абстрактную идиому, основанную на цветовых контрастах, — базовую формулу, которую она расширила. соединив абстрактное искусство с высокой модой» [20, p. 7]. Толчком для разработки новой цветовой теории стало лоскутное одеяло, сшитое ею для маленького сына.

Эти примеры демонстрируют сложный путь развития текстильного объекта, который проходит разные стадии эволюции: от ремесленного изделия к произведению высокого искусства. Анни Альберс, выдающаяся текстильная художница XX века, посвятившая большую часть жизни ткачеству, отмечала широкие возможности этого ремесла и его многогранность. Она говорила, что ткачество, «как и всякое ремесло. может закончиться изготовлением полезных предметов, а может подняться до уровня искусства» [18, p. 13]. Этот процесс эволюционного преобразования текстиля, перехода объекта исследования на более высокий уровень со сложной организационной структурой, накопление им новых качественных характеристик отражен в построенной выше типологической модели и может быть прослежен через группы информационных критериев: 710, 731, 743, 753, 764.

Таким образом, в процессе бытования текстильный объект может иметь несколько назначений и исполнять одновременно несколько функций. Среди них проявляются как ведущие, так и вспомогательные, востребованные полностью или частично. Приведенный пример с одеялом в качестве объекта исследования наглядно продемонстрировал эту возможность. Каждая строка констатирует результат накопления нового функционального опыта, для которого вырабатываются необходимые качества у объекта, и, как следствие — возникают его новые формы и виды. Этот процесс носит последовательный и ступенчатый характер, что отражается и в форме типологизированной модели.

В визуальной качественной схеме объекта исследования движение по горизонтали характеризует широту возможностей текстиля и его многозадачность, в то время как подъем по вертикали означает глубину и качество освоения сферы назначения. Траектории развития текстиля могут быть разными, однако все они стремятся к верхней ячейке. Так, самой длинной может стать траектория (710-720-730-740-750-760-761-762-763-764-765), предполагающая сначала последовательное расширение возможностей текстиля, а затем процесс их постепенного освоения. Этот путь крайне затруднен, поскольку реализация многозадачности текстиля может быть обусловлена постепенным социально-экономическим и культурным развитием общества. Например, трудно представить себе выполненную декоративную миссию одеяла или покрывала, если не удовлетворена еще бытовая или защитная. Самой короткой может стать траектория (710-721-732-743-754-765), демонстрирующая быстрое освоение всех возможных сфер назначения, но не предполагающая интенсивную их проработку. Конечно, существует множество иных последовательностей развития текстиля, среди них можно выделить прогрессивное — появление у текстиля новых функций, которые отвечают вновь рождающимся назначениям, регрессивное — утрата некоторых назначений текстиля в процессе его бытования. Можно отметить и этапы изогресса — развития по горизонтали, когда назначение востребовано в течение длительного времени, но мало меняется. Этот процесс происходит всегда между этапами прогресса и/или регресса. В случае изогрессивно-прогрессивной траектории текстиль осваивает приобретенные на предыдущем этапе прогресса назначения и накапливает потенциал для дальнейшего прогрессивного

перехода. В случае изогрессивно-регрессивной траектории — превращается в этап накопления деструктивных проявлений и утрачивает какое-либо из обретенных ранее назначений.

Выводы

Категориальный метод «РИК — Ряд информационных критериев» отражает возможности формирования и развития качественных характеристик «текстиля» как объекта исследования и детализирует знания о нем. С помощью РИК удобно подойти к построению эвристической классификации (типологии), отражающей видовое разнообразие объекта исследования. Осмысление разработанной модели согласно методу (РИК) позволило получить следующие результаты по типам текстиля, комбинациям назначений, траекториям развития.

1. На основе парных комбинаций назначений текстиля упорядочены все возможные виды и типы текстиля на базе типологизационного критерия «назначения».

2. По виду и типу текстиля можно определить уровень его развития для конкретной ступени парных назначений, следовательно планировать возможные траектории его развития в прогрессивном, прогрессивно-изогрессивном, изогрессивно-регрессивном или регрессивном направлениях.

3. Выявлены все возможные варианты назначений объекта исследования и их комбинаций, в том числе те, которые ранее не были идентифицированы.

4. Определена логика последовательности появлений назначений текстиля, что позволяет отслеживать процесс его развития и направление дальнейших траекторий движения.

5. Выявлены все возможные направления и траектории развития текстиля, в том числе те, по которым может осуществляться его дальнейшая эволюция.

6. Полученные результаты могут быть использованы в процессе изучения механизма функционирования текстиля (как промышленного продукта, как ремесленного изделия, как материала для творчества, как концептуального арт-объекта), а также при исследовании эволюционного потенциала разных его проявлений.

Список литературы:

1 БерталанфиЛ., фон. Общая теория систем: критический обзор // Исследования по общей теории систем: Сборник переводов / Общ. ред. и вст. ст. В.Н. Садовского и Э.Г. Юдина. М.: Прогресс, 1969. С. 23-82.

2 Боуш Г.В., Разумов В.И. Методология научного исследования в кандидатских и докторских диссертациях. М.: Инфра - М, 2022. 227 с.

3 Власов В.Г. Теоретико-методологические концепции искусства и терминология дизайна: Дис. ... доктора искусствоведения: 17.00.06. СПб., 2009. 354 с.

4 Власов В.Г. Теория формообразования в изобразительном искусстве: Учебник. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2017. 264 с.

5 Власов В. Г. Объект, предмет, вещь: Симулякры предметного творчества

и беспредметного искусства. Исследование соотношения понятий. Часть II. Вещный мир и его проекция в дизайне // Архитектон: Известия вузов. 2019. № 4 (68). 21 с. URL: https:// elibrary.ru/download/elibrary_41597685_17857644.pdf (дата обращения 10.11.2022).

6 Земпер Г. Практическая эстетика. М.: Искусство, 1970. 320 с.

7 ЗолотареваЛ.Р. Методы исследования в современном искусствоведении. Карагандинский государственный университет им. Е.А. Букетова, 2014. URL: http://www. rusnauka.com/14_ENXXI_2014/Philosophia/1_169435.doc.htm (дата обращения 12.11.2022).

8 Каган М.С. О прикладном искусстве. Л.: Художник РСФСР, 1961. 160 с.

9 Каган М. С. Эстетика как философская наука. СПб.: ТК «Петрополис», 1997. 544 с.

10 Коляго А.В. Современная методология искусствоведения народного декоративно-прикладного искусства в работах белорусских и зарубежных исследователей // Искусство и культура. 2017. № 1 (25). С. 5-9.

11 Кошаев В.Б. Декоративно-прикладное искусство. Понятия. Этапы развития. М.: ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2010. 272 с.

12 Митрофанова Н.Ю. От лоскутных одеял к лоскутной живописи // Декоративное искусство стран СНГ. М.: Артпроект, 2020. № 425. С. 134-137.

13 Разумов В.И. Категориально-системная методология в подготовке ученых: Учебное пособие. Омск: Омск. гос. ун-т, 2004. 277 с.

14 Шауро Г.Ф., МалаховаЛ.О. Народные художественные промыслы и декоративно-прикладное искусство. Республиканский институт профессионального образования, 2019. 176 с. URL: https://znanium.com/catalog/document?id=347048 (дата обращения 10.11.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15 Шебалина Н.М. Основы истории декоративно-прикладного искусства: Учебное пособие. Часть 1. Теория декоративно-прикладного искусства. Челябинск: Южно-Уральский государственный университет, 2011. 73 с.

16 Шебалина Н. М. Художественная промышленность Южного Урала в контексте индустриальной культуры XX века: Дис. ... доктора искусствоведения: 17.00.04. М., 2015. 352 с.

17 Bavor N., Ellis L., Seilman M. Art Quilts Unfolding: 50 Years of Innovation. Atglen: Schiffer Publishing Ltd, 2018. 352 p.

18 Coxon A., Fer B., Muller-SchareckM. Anni Albers. Yale: Terra, Yale University Press, 2019. 192 p.

19 Fabric of a Nation: American Quilt Stories / Ed. by P. Parmal, J.M. Swope, L.D. Whitley. Boston: Museum of Fine Arts, 2021. 240 p.

20 Sonia Delaunay / Ed. by L.R. Jorgensen, T. Colstrup. Lousiana: Lousiana Museum of Modern Art, 2022. 96 p.

21 Wells K.L.H. Weaving Modernism: Postwar Tapestry between Paris and New York. Yale: Terra, Yale University Press, 2019. 280 p.

References:

1 Bertalanfi L., fon. Obshchaya teoriya system: kriticheskii obzor [General Theory of Systems:

A Critical Review]. Issledovaniya po obshchei teorii sistem: Sbornikperevodov [Research on General Theory of Systems: Collection of Translations], ed., entry article V.N. Sadovskii, E.G. Yudin. Moscow, Progress Publ, 1969, pp. 23-82. (In Russian)

2 Boush G.V., Razumov V.I. Metodologiya nauchnogo issledovaniya v kandidatskikh i doktorskikh dissertatsiyakh [Methodology of Scientific Research in PhD and Doctoral Dissertations]. Moscow, Infra - M Publ., 2022. 227 p. (In Russian)

3 Vlasov V.G. Teoretiko-metodologicheskie kontseptsiiiskusstva i terminologiya dizaina [Theoretical and Methodological Concepts of Art and Design Terminology]: Dis. ... D. Sc. (in Art History), 17.00.06. St. Petersburg, 2009. 354 p. (In Russian)

4 Vlasov V.G. Teoriya formoobrazovaniya v izobrazitel'nom iskusstve: Uchebnik [The Theory of Shaping in the Visual Arts: Textbook]. St. Petersburg, Izd-vo SPbGU Publ., 2017. 264 p. (In Russian)

5 Vlasov V.G. Ob'ekt, predmet, veshch': Simulyakry predmetnogo tvorchestva i bespredmetnogo iskusstva. Issledovanie sootnosheniya ponyatii. Chast' II. Veshchnyi mir i ego proektsiya

v dizayne [Object, Item, Thing: Simulacra of Subject Creativity and Non-objective Art. The Study of the Correlation of Concepts. Part II. The Material World and Its Projection in Design]. Arkhitekton: Izvestiya vuzov, 2019, no. 4 (68), 21 p. Available at: https://elibrary.ru/download/ elibrary_41597685_17857644.pdf (accessed 10.11.2022). (In Russian)

6 Zemper G. Prakticheskaya ehstetika [Practical Aesthetics]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1970. 320 p. (In Russian)

7 Zolotareva L.R. Metodyissledovaniya vsovremennom iskusstvovedenii [Research Methods in Contemporary Art History and Criticism]. Karagandinskii gosudarstvennyi universitet

im. E.A. Buketova Publ., 2014. Available at: http://www.rusnauka.com/14_ENXXI_2014/ Philosophia/1_169435.doc.htm (accessed 12.11.2022). (In Russian)

8 Kagan M.S. Oprikladnom iskusstve [About Applied Art]. Leningrad, Khudozhnik RSFSR Publ., 1961. 160 p. (In Russian)

9 Kagan M.S. Ehstetika kak filosofskaya nauka [Aesthetics as a Philosophical Science]. St. Petersburg, TK "Petropolis" Publ., 1997. 544 p. (In Russian)

10 Kolyago A.V. Sovremennaya metodologiya iskusstvovedeniya narodnogo dekorativno-prikladnogo iskusstva v rabotakh belorusskikh i zarubezhnykh issledovatelei [Modern Methodology of Art Criticism of Folk Decorative and Applied Art in the Works of Belarusian and Foreign Researchers]. Iskusstvo i kul'tura, 2017, no. 1 (25), pp. 5-9. (In Russian)

11 Koshaev V.B. Dekorativno-prikladnoe iskusstvo. Ponyatiya. Ehtapy razvitiya [Decorative and Applied Art. Concepts. Stages of Development]. Moscow, OOO "Gumanitarnyi izdatel'skii tsentr VLADOS" Publ., 2010. 272 p. (In Russian)

12 Mitrofanova N. Yu. Ot loskutnykh odeyal k loskutnoi zhivopisi [From Patchwork Quilts to Patchwork Painting]. Dekorativnoe iskusstvo stran SNG [Decorative Art of the CIS Countries]. Moscow, Artproekt Publ., 2020, no. 425, pp. 134-137. (In Russian)

13 Razumov V.I. Kategorial'no-sistemnaya metodologiya vpodgotovke uchenykh: Uchebnoeposobie [Categorical-system Methodology in the Training of Scientists: Textbook]. Omsk, Omsk. gos. un-t Publ., 2004. 277 p. (In Russian)

14 Shauro G.F., Malakhova L.O. Narodnye khudozhestvennye promysly i dekorativno-prikladnoe iskusstvo [Folk Arts and Crafts and Decorative and Applied Arts]. Respublikanskii institut

professional'nogo obrazovaniya Publ., 2019. 176 p. Available at: https://znanium.com/catalog/ document?id=347048 (accessed 10.11.2022). (In Russian)

15 Shebalina N.M. Osnovyistorii dekorativno-prikladnogo iskusstva: Uchebnoeposobie. Chast' 1. Teoriya dekorativno-prikladnogo iskusstva [Fundamentals of the History of Decorative and Applied Art: Study Guide. Part 1. Theory of Decorative and Applied Art]. Chelyabinsk, Yuzhno-Ural'skii gosudarstvennyi universitet Publ., 2011. 73 p. (In Russian)

16 Shebalina N.M. Khudozhestvennayapromyshlennost' Yuzhnogo Urala vkonteksteindustrial'noi kul'turyXXveka [The Art Industry of the Southern Urals in the Context of Industrial Culture of the 20th Century]: Dis. ... D. Sc. (in Art History), 17.00.04. Moscow, 2015. 352 p. (In Russian)

17 Bavor N., Ellis L., Seilman M. Art Quilts Unfolding: 50 Years of Innovation. Atglen, Schiffer Publishing Ltd, 2018. 352 p.

18 Coxon A., Fer B., Muller-Schareck M. Anni Albers. Yale, Terra, Yale University Press, 2019. 192 p.

19 Fabric of a Nation: American Quilt Stories, eds. P. Parmal, J.M. Swope, L.D. Whitley. Boston, Museum of Fine Arts, 2021. 240 p.

20 Sonia Delaunay, eds. L.R. Jorgensen, T. Colstrup. Lousiana, Lousiana Museum of Modern Art, 2022. 96 p.

21 Wells K.L.H. Weaving Modernism: Postwar Tapestry between Paris and New York. Yale, Terra, Yale University Press, 2019. 280 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.