Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ТЕКСТИЛЯ В КАТЕГОРИЯХ МЕТОДА «ПОРЯДОК СЛЕДОВАНИЯ ЦЕЛИ»'

ЭВОЛЮЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ТЕКСТИЛЯ В КАТЕГОРИЯХ МЕТОДА «ПОРЯДОК СЛЕДОВАНИЯ ЦЕЛИ» Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
40
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ / КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ МЕТОД / ТЕКСТИЛЬ / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / НАЗНАЧЕНИЕ / ПРОТИВОРЕЧИЕ / ЭВОЛЮЦИОННАЯ МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Митрофанова Наталья Юрьевна

Текстиль является одним из видов декоративно-прикладного искусства. Диапазон его взаимодействия с разными сферами человеческой деятельности очень широк. Как объект исследования текстиль обладает признаками большой, открытой и разветвленной системы с многочисленными внутренними и внешними связями. До сих пор в отечественном искусствознании не сформирован целостный взгляд на текстиль как феномен культуры, учитывающий его природную сущность, качественные характеристики, разнообразие назначений, форм и видов в контексте эволюционного развития. В статье представлен авторский подход к выявлению последовательности и закономерностей развития текстиля с использованием системно-категориальной методологии, что позволяет преодолеть ограниченность традиционного методологического инструментария. В данном случае предполагается использовать метод «Порядок следования целей», который уже продемонстрировал эвристический потенциал в разных научных сферах, но до сих пор не применялся в исследуемой предметной области. Метод предполагает, что любой сложный объект можно рассматривать как систему, состоящую из разных уровней. Каждому уровню соответствует свое назначение - целеполагание. Развитие объекта происходит по мере достижения всех целей и реализации всех назначений. Построенная модель развития текстиля отражает его эволюционный процесс, базирующийся на общенаучной концепции трех ветвей развития системных объектов (прогресс, регресс, изогресс). Цели и назначения познаваемого объекта и его подсистем образуют таблицу, позволяющую типологизировать возможные виды возникающих противоречий между ними, спрогнозировать варианты разрешения этих противоречий и их вероятные результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN EVOLUTIONARY MODEL OF TEXTILES IN THE CATEGORIES OF THE ORDER OF SEQUENCING GOALS METHOD

Textile is one of the types of arts and crafts. The range of its interaction with different spheres of human activity is very wide. As an object of study, textiles have the features of a large open and branched system with numerous internal and external links. Until now, in domestic art history, a holistic view of textiles as a cultural phenomenon has not been formed, taking into account its natural essence, qualitative characteristics, variety of purposes, forms and types in the context of evolutionary development. The article presents the author’s approach to identifying the sequence and patterns of development of textiles using a system-categorical methodology, which makes it possible to overcome the limitations of traditional methodological tools. In this case, it is supposed to use the order of sequencing goals method, which has already demonstrated heuristic potential in various scientific fields, but has not yet been applied in the subject area under study. The method assumes that any complex object can be considered as a system consisting of different levels. Each level has its own purpose: goal setting. The development of the object occurs as all goals are achieved and all assignments are realized. The constructed model of textile development reflects its evolutionary process, based on the general scientific concept of the three branches of development of systemic objects (progress, regression, isogress). The goals and purposes of a cognizable object and its subsystems form a table that allows typology of possible types of emerging contradictions between them, to predict options for resolving these contradictions and their probable results.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ТЕКСТИЛЯ В КАТЕГОРИЯХ МЕТОДА «ПОРЯДОК СЛЕДОВАНИЯ ЦЕЛИ»»

УДК 745/749

Doi: 10.31773/2078-1768-2023-63-179-190

ЭВОЛЮЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ТЕКСТИЛЯ В КАТЕГОРИЯХ МЕТОДА «ПОРЯДОК СЛЕДОВАНИЯ ЦЕЛЕЙ»

Митрофанова Наталья Юрьевна, кандидат искусствоведения, доцент, доцент кафедры истории и теории искусства, Институт дизайна и искусств, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна (г. Санкт-Петербург, РФ). E-mail: mitfam@mail.ru

Текстиль является одним из видов декоративно-прикладного искусства. Диапазон его взаимодействия с разными сферами человеческой деятельности очень широк. Как объект исследования текстиль обладает признаками большой, открытой и разветвленной системы с многочисленными внутренними и внешними связями. До сих пор в отечественном искусствознании не сформирован целостный взгляд на текстиль как феномен культуры, учитывающий его природную сущность, качественные характеристики, разнообразие назначений, форм и видов в контексте эволюционного развития. В статье представлен авторский подход к выявлению последовательности и закономерностей развития текстиля с использованием системно-категориальной методологии, что позволяет преодолеть ограниченность традиционного методологического инструментария. В данном случае предполагается использовать метод «Порядок следования целей», который уже продемонстрировал эвристический потенциал в разных научных сферах, но до сих пор не применялся в исследуемой предметной области. Метод предполагает, что любой сложный объект можно рассматривать как систему, состоящую из разных уровней. Каждому уровню соответствует свое назначение - целеполагание. Развитие объекта происходит по мере достижения всех целей и реализации всех назначений. Построенная модель развития текстиля отражает его эволюционный процесс, базирующийся на общенаучной концепции трех ветвей развития системных объектов (прогресс, регресс, изогресс). Цели и назначения познаваемого объекта и его подсистем образуют таблицу, позволяющую типологизировать возможные виды возникающих противоречий между ними, спрогнозировать варианты разрешения этих противоречий и их вероятные результаты.

Ключевые слова: системная методология, категориальный метод, текстиль, декоративно-прикладное искусство, назначение, противоречие, эволюционная модель.

AN EVOLUTIONARY MODEL OF TEXTILES IN THE CATEGORIES OF THE ORDER OF SEQUENCING GOALS METHOD

Mitrofanova Natalya Yuryevna, PhD in Art History, Associate Professor, Associate Professor of Department of History and Theory of Art, Institute of Design and Arts, St. Petersburg State University of Industrial Technologies and Design (St. Petersburg, Russian Federation). E-mail: mitfam@mail.ru

Textile is one of the types of arts and crafts. The range of its interaction with different spheres of human activity is very wide. As an object of study, textiles have the features of a large open and branched system with numerous internal and external links. Until now, in domestic art history, a holistic view of textiles as a cultural phenomenon has not been formed, taking into account its natural essence, qualitative characteristics, variety of purposes, forms and types in the context of evolutionary development. The article presents the author's approach to identifying the sequence and patterns of development of textiles using a system-categorical methodology, which makes it possible to overcome the limitations of traditional methodological tools. In this case, it is supposed to use the order of sequencing goals method, which has already demonstrated heuristic potential in various scientific fields, but has not yet been applied in the subject area under study. The method assumes that any complex object can be considered as a system consisting of different levels. Each level has its own purpose: goal setting. The development of the object occurs as all goals are achieved and all assignments

are realized. The constructed model of textile development reflects its evolutionary process, based on the general scientific concept of the three branches of development of systemic objects (progress, regression, isogress). The goals and purposes of a cognizable object and its subsystems form a table that allows typology of possible types of emerging contradictions between them, to predict options for resolving these contradictions and their probable results.

Keywords: system methodology, categorical method, textiles, arts and crafts, purpose, contradiction, evolutionary model.

Введение

Текстиль сопровождает человека на протяжении всей жизни; любая сфера человеческой деятельности отмечена активным участием разных видов текстильных изделий. Они дают тепло, защиту, комфорт, обозначают статус, позволяют реализовать творческую фантазию. Сегодня текстиль выходит за привычные рамки, предопределенные ему традицией и историческим контекстом. Оставаясь по-прежнему и ремесленным изделием, и промышленным продуктом, и этническим артефактом, он становится частью мира инновационных технологий, превращается в инструмент решения глобальных экологических проблем, вторгается в мир художественных образов высокого искусства, работает как средство художественной выразительности в театральной и кинематографической среде, предлагая широкий спектр возможностей, которые диктует его природная сущность. Текстиль проходит сложный путь развития, переживая множественные этапы эволюции: от ремесленного изделия к арт-объекту. Анни Альберс, текстильный художник XX века, посвятившая большую часть жизни ткачеству и оставившая яркий след на этом поприще, отмечала широкие возможности ткани и многогранность ремесла ткачества: «Как и всякое ремесло, оно может закончиться изготовлением полезных предметов, а может подняться до уровня искусства» (цит. по [11, р. 13]). Альберс считала необходимым объяснить различие между «полезными предметами» и «искусством», подчеркивая широкий диапазон выбранного ею творчества.

Сегодня пришло время взглянуть на текстиль комплексно, исследовать его как феномен культуры. Задачи познания природной сущности текстиля, выявления ряда основных его назначений и описания качественных характеристик объекта еще не ставились широко и не решались комплексно в отечественной науке. Текстиль как объект

исследования обладает признаками большой, открытой сложной системы с многочисленными внутренними и внешними связями. В искусствоведении и культурологии методы системного подхода разрабатывали М. С. Каган [6], В. Г. Власов [3], Е. Н. Лазарев [7] и др.

Для продуктивного решения широкого круга проблем автором избраны инструменты системно-категориальной методологии, которые уже успешно применялись в точных науках, а в последнее время стали использоваться и для исследования социокультурных процессов. Системно-категориальный подход позволяет комплексно осмыслить объект исследования, универсально и компактно его описать в виде системы, учесть особенности процесса эволюции и трансформации.

Готфрид Земпер в своем труде «Практическая эстетика» отмечал: «Любой предмет имеет определенное назначение или применение; он в действительности является, или, во всяком случае, он задуман как средство для удовлетворения какой-либо жизненной потребности» [5, с. 104]. Развитие объекта происходит по мере достижения всех целей и реализации всех его назначений. Чем более активно проявляет себя объект во внешнем мире, тем выше уровень сложности системы и тем больше вероятность появления противоречий между целевым назначением элементов системы и контекстом, в котором система существует. Выявление и разрешение противоречий системы, их типологизация позволяют описать возможные траектории эволюционирования объекта как целое, как часть целого или как часть части и т. д. Знание о возможных противоречиях помогут сконструировать жизненный цикл объекта и представить его как смену базовых состояний и разных ветвей развития, а также найти инструменты, позволяющие поддерживать и усиливать конкурентные преимущества.

Методология исследования

Как уже было сказано выше, в качестве основы для данного исследования выбрана системно-категориальная методология (СКМ). Общенаучные методы СКМ продуктивны и инвариантны к предметным областям, они позволяют работать с категориями и реализуются через категориальные схемы. Под категориями в данном случае понимают «особые познавательные единицы, маркирующие реальность таким образом, что это позволяет использовать категории для организации мышления» [10, с. 22]. Ввиду того, что каждый изучаемый объект обладает набором свойств, отличающих его от иных, сходных с ним, но не тождественных ему объектов, существует возможность обособить его как отдельную систему. «Ее познание дает возможность не только понять его природную сущность, но и управлять его формированием и развитием. В силу этого научные методы, позволяющие исследовать активное качество в объектах, обладают высокой степенью актуальности» [2, с. 95]. Методы исследования активного качества в объектах стали разрабатываться в конце XX века В. И. Разумовым. Категория «качество» в теоретико-познавательном контексте «определяет некую активность (активное качество), которая конституирует реальный объект, представляет нечто, что позволяет охарактеризовать его как объект целостный, особенный... существующий в данной среде, со всем богатством его свойств и прогнозируемых изменений» [2, с. 96]. Качество объекта может быть исследовано с помощью категориальных схем: «Порядок следования целей» (ПСЦ), «Конечный информационный поток» (КИП), «Ряд информационных критериев» (РИК). Каждая их них создает свое пространство для исследования объекта. «Методологический уровень современной науки об искусстве требует строгого определения предмета и методов. Морфологические системы обычно основываются на онтологическом критерии, специфике внутренней структуры и функций» [4, с. 20]. Так, в рамках метода РИК были выделены качества объекта (ими стали основные назначения текстиля) и сформирована типологи-зированная модель «текстиля». Категориальный метод «Порядок следования целей» (ПСЦ) дает возможность представить эволюционную модель объекта исследования, выявить типологию

возможных противоречий между целями подсистем, системы в целом и средой. В. И. Разумов, описывая принцип действия метода, предлагает сравнить исследуемый системный объект с предметом, изучаемым под микроскопом, который снабжен системой сменных линз. «Каждый объектив обладает своей разрешающей способностью, поэтому, изучая объект и меняя объективы, от наименьшей разрешающей способности к наибольшей, перед нами выстраивается цепочка интеллектуальных "изображений" объекта, передающих его в целом, как часть объекта, как часть части и т. д.» [10, с. 83].

Среди структурных компонентов системы «текстиль» в рамках категориального метода ПСЦ выделяют категории «качество» и «развитие». Качество представляет собой целостный реальный объект - текстиль со всем богатством его назначений (целеполаганий) и прогнозируемых изменений. Развитие объекта понимается как смена его назначений и постановка новых целей с иерархией целеполагания: сверхцель, цель, подцель. «В рамках системного подхода и с учетом идей кибернетической телеологии предполагается, что каждый сложный объект имеет определенную цель, а процесс реализации цели понимается как развитие объекта, его жизненный цикл. В этом контексте качественная определенность объекта представляет собой организованную определенным образом иерархию качеств и соответствующую ей иерархию целей, а его развитие является итогом взаимодействия множества процессов, необходимых для достижения целей разного уровня и приводящих к смене качеств объекта» [2, с. 97].

Текстиль как сложный системный объект можно представить в виде унифицированной модели через триаду компонентов качеств и соответствующую ей триаду компонентов целей:

1. Объект - качество (ОК) - «система (системный объект)» - Цель.

2. Подкачество (Пк) - «элемент системы (подсистемы)» - Подцель.

3. Интегративное Качество (ИК) - «свойство системы» - Сверхцель.

Объект - Качество (ОК) - категория, утверждающая текстиль как целое и выделяющая его из ряда сходных, но не тождественных объектов, таких как керамика, стекло и т. д. Выделение происходит в силу свойственных ему особенных качественных характеристик.

Подкачество (Пк) - категория, обозначающая в текстиле его составные части. Число Пк определяется спецификой текстиля и его назначением. Пк взаимодействуют между собой, причем в этом взаимодействии может проявляться как конкуренция, так и партнерство.

Интегративное качество (ИК) - обозначает в системе «текстиль» принцип и механизм объединения частей в единое целое и его эмерджент-ные свойства. ИК регламентирует характер связей Пк в ОК, а также взаимодействие текстиля со средой. ИК распределено в ОК и входит в заключенные в нем Пк.

Результаты исследования

Последовательность этапов реализации метода:

Этап 1. Выделение категории «Объект - Качество». Текстиль.

Этап 2. Выделение комплекса категорий «Подкачество», отражающих составные части реального объекта.

Среди элементов ОК можно выделить Пк по назначению: 1 - отражает защитное назначение, 2 - техническое назначение, 3 - бытовое назначение, 4 - декоративное назначение, 5 - символьное назначение, 6 - художественное назначение (рис. 1).

Рисунок 1. Категориальный метод «Порядок следования целей»: ОК - Объект - качество, Пк - Подкачество, ИК - Интегративное качество

Раскроем содержание каждого базового элемента ОК.

Защитное назначение. Категория, определяющая первостепенную качественную характеристику, проистекающую из природной данности. Этот параметр демонстрирует наличие в объекте качеств, обеспечивающих физическую защиту, которая может рассматриваться в разных аспектах.

1 - защита пространства обитания. Здесь может идти речь о простейших перегородках, созданных прототекстильными приемами плетения или вязания из растительных волокон. Такие объекты могли быть предназначены для покрытия (протокрыша и протоодеяла), отгораживания пространства. К этой же группе могли быть отнесены перегородки, предназначенные для сохранения огня - как источника тепла и жизни

древнего человека. «Обладание огнем позволило создавать человеку тот климат, который необходим для его организма... У огня, у очага нужно искать и зарождение дома, семейного общения, символом которого до настоящего времени остался очаг» [8, с. 13].

2 - защита тела человека. Простейшие первичные формы одежды были предназначены для защиты и обогрева тела человека, лишенного волосяного покрова. Основные качества таких объектов включают плотность, прочность, надежность, гибкость, непрерывность. На этом уровне происходит рождение прототекстильных приемов и совершаются первые шаги на пути их эволюции. Человек знакомится с разными видами волокон, закладываются начальные навыки в их обработке, начинается процесс накопления знаний и формирования опыта.

Техническое назначение. Категория, представляющая важную качественную характеристику, проистекающую из необходимости человека облегчить себе существование. Этот параметр демонстрирует наличие в объекте исследования качеств, обеспечивающих реализацию технической помощи человеку в качестве подсобного средства устройства (или его части), потенциально готового к совершению полезного эффекта. Техническое назначение текстиля проявляется в разных областях деятельности человека, и в процессе эволюции объекта этот спектр непрерывно расширяется и структурно меняется. Этот процесс отражает закономерности возникновения и развития потребностей человека. Среди форм текстиля технического назначения можно привести в пример веревки, канаты, используемые для погрузо-разгрузочных работ, буксировки, подвязывания, утягивания, упаковки грузов. Эти же виды текстильных изделий используются в охоте и рыболовстве, судоходстве, страховочно-спасательных работах и т. д. Бинты, жгуты, повязки и др., используемые в медицинских целях, также можно отнести к текстилю технического назначения. Современным примером текстиля технического назначения является геотекстиль, который используется в строительстве дорог, при прокладке подземных коммуникаций, в сельском хозяйстве и в ландшафтном дизайне. Среди общих ка-

честв этой группы текстильных объектов можно отметить прочность (на разрыв, удлинение, растяжение), устойчивость к повышенным силовым и динамическим воздействиям и ряд других, отвечающих специфике назначения.

Бытовое назначение. Категория, представляющая качественную характеристику, проистекающую из широкого спектра хозяйственно-бытовых нужд, обустройства дома, создания комфорта и удобства. Данный параметр демонстрирует наличие в объекте исследования эксплуатационных, гигиенических и других качеств, полезных для широкого спектра целей. Среди примеров форм текстиля столовое и постельное белье, текстильные портьеры, завесы, зонирующие пространство, текстиль для процедуры уборки и чистки, упаковочный текстиль. Среди качеств этой группы объектов выделим наиболее характерные для текстиля: мягкость, упругость, пластичность, гигроскопичность, экологичность, физико-механические показатели (усадка, ширина, плотность, несминаемость, стойкость к истиранию), устойчивость окраски и др.

Декоративное назначение. Категория, представляющая качественную характеристику, проистекающую из стремления человека украсить свой внешний вид или окружающее пространство. Целью текстиля декоративного назначения может стать создание определенной эмоциональной атмосферы, выявление художественной стилистики, организация пространства, подчеркивание индивидуальности или репрезентация социального статуса человека (доход, родовитость, вкус, мировоззрение). Среди примеров декоративные текстильные интерьерные объекты (ковры, шпалеры, текстильные панно), интерьерные и мебельные ткани, предметы одежды, текстильные аксессуары и др., несущие репрезентативное декоративное назначение. Среди качеств этой группы объектов следует выделить мастерство исполнения, материальную ценность, репрезентативность, трудоемкость, качественность сырьевой базы и др.

Символьное назначение. Категория, представляющая качественную характеристику, проистекающую из стремления человека или группы людей отразить его особенное предназначение, обусловленное глубинными смыслами или усто-

явшейся традицией. Данный параметр фиксирует в объекте исследования символьное, смысловое или ассоциативно-образное предназначение. Текстильный объект может порождать бесконечное число смыслов или интерпретаций содержатель-ностей, которые накапливаются в процессе его длительного бытования. Их появление обусловлено значимой ролью текстиля и его участием во всех важных циклах человеческой жизни. Эта категория определяет качественную характеристику объекта, которая востребована, когда человек стремится отразить метафорическое, ритуальное, обрядовое, религиозное, сакральное, памятное, сувенирное и др. назначение предмета. Примерами данной группы объектов могут выступать знамена, флаги, орденские ленты, церковный текстиль, пояса-обереги или браслеты, сувенирный текстиль, памятные платки и т. д. Среди качеств данной группы объектов следует выделить их смысловое назначение и соответствие текстильных характеристик виду и форме изделия.

Художественное назначение. Категория, представляющая качественную характеристику, проистекающую из широкого спектра свойств материала как средства художественной выразительности и возможностей, которые он предоставляет; образности и глубинных смыслов, заключенных как в самом объекте, так и в принципах и приемах его создания, накопленных за длительную историю существования. В качестве примеров выступают произведения искусства, которые либо созданы из текстиля, либо выполнены с применением текстильных приемов, либо используют образ текстиля. Среди качеств этой группы объектов следует выделить остроту кон-цептуальности идеи, точность создания художественного образа, авторскую уникальность, оригинальность приемов исполнения, художественную ценность и др.

Этап 3. Определяем систему целей. Текстиль как сложная система имеет целеполагание, которому свойственна иерархичность. У каждого компонента системы есть своя цель, которая определяет направление и траекторию его развития. Между ними возможно возникновение противоречий. В ОК «текстиль» формирующийся комплекс целей отражен в таблице.

Система целей

Наименование категории качества «Текстиль» Цели и подцели

ОК «Текстиль» - Развитие и совершенствование имеющихся качественных характеристик; - выстраивание отношений с внешней средой; - накопление потенциала к созданию новых эмерджентных свойств

Пк

Защитное назначение - Защита пространства; - защита и обогрев тела; - защита очага

Техническое назначение - Техническая помощь в разных сферах человеческой деятельности (строительство, охота, рыболовство)

Бытовое назначение - Удовлетворение необходимых для жизни нужд; - обустройство дома, быта; - создание бытового комфорта

Символьное назначение - Отражение символьного назначения; - отражение ассоциативно-образного назначения; - отражение смыслового назначения и др.

Декоративное назначение - Украшение, репрезентация; - выявление художественной стилистики; - организация пространства; - мастерство исполнения (в том числе - материальная ценность)

Художественное назначение - Развитие средств художественной выразительности материала; - уникальность, индивидуальность; - художественная ценность (точность создания художественного образа); - наращивание смыслов художественного произведения

Этап 4. Выделяем ИК. Интегративное качество обозначает в системе «Текстиль» принцип и механизм объединения частей в единое целое и его эмерджентные свойства. ИК регламентирует

характер связей Пк в ОК, а также взаимодействие текстиля со средой (природа, социум). В результате Пк (основные назначения текстиля) активно взаимодействуют между собой, дополняют друг друга, выявляя партнерские отношения, либо противодействуют, сталкиваясь и конкурируя. Взаимодействие происходит на основе ресурсного единства (волокно) и единства общей цели - комплексное удовлетворение потребностей человека.

Этап 5. Определяем типы отношений. Типы отношений противоречий в феномене «текстиль» между носителями назначений могут быть представлены следующим образом:

АСПЕКТ А. Выявление типов противоречий

- Противоречия типа «Пк - Пк» между компонентами текстиля обусловлены конфликтом между их целями. Например: цель «техническая помощь в разных сферах человеческой деятельности» может вступать в противоречие с целью «украшение», а цель «удовлетворение необходимых для жизни нужд» может вступать в противоречие с целью «развитие средств художественной выразительности материала» и т. д. Пример: канат для поднятия груза должен выполнять техническую функцию, выдерживать определенную нагрузку на разрыв, при этом применение дорогих материалов (золоченых нитей или редкого красителя для волокна) никак не укрепит основное его назначение, а только создаст проблемы в использовании.

- Противоречия типа «ПК - среда» обусловлены конфликтом между целью Пк «удовлетворение необходимых для жизни нужд» и требованиями среды (социум или природа). Пример: предприятия легкой промышленности по созданию хлопковых тканей, широко востребованных в быту, оказывают пагубное воздействие на окружающую среду из-за использования химикатов в процессе выращивания хлопка и потребления большого объема воды. Это входит в противоречие с требованиями среды.

- Противоречия типа «Пк - ОК» обусловлены конфликтом между целями, определяющими столкновение интересов традиции и новации: целью Пк - отражение символьного назначения и целью ОК - накопление потенциала к созданию новых эмерджентных свойств. Пример: невозможность исполнения традиционных обереж-ных предметов из аутентичного сырья, с применением природных красителей на традиционных

ручных станках с помощью древних приемов ввиду того, что утрачены приемы, забыты рецептуры, отсутствует сырье. Взамен предлагается применение современной ткани, химических красителей, имитация древних приемов новыми средствами.

- Противоречия типа «Пк - ИК» обусловлены конфликтом между целью ИК - удовлетворение потребностей человека и целью Пк - защита тела человека. Пример: одежда защитного назначения, выполненная из самого современного текстиля на наукоемком производстве с внедрением последних инновационных технологий, не способна тем не менее полностью защитить тело человека от опасностей разного рода (кислотной среды, радиоактивного заражения, механического воздействия, пожара, затопления).

- Противоречия типа «ИК - среда» обусловлены конфликтом между удовлетворением потребностей человека и одновременно откликом на его пагубное взаимодействие с окружающей средой, например, нарушение экологического баланса. Пример: «быстрая мода» возникла как ответ на удовлетворение растущих потребностей человека и привела к консьюмеризму, ониомании, кризису перепроизводства, экологическим проблемам и многому другому. «Быстрая мода» противостоит идее «устойчивой моды».

- Противоречия типа «ОК - среда» обусловлены конфликтом между целью ОК - совершенствование качественных характеристик текстиля и средой (обществом или природой). Пример: расцвет набивного промысла во Франции во второй половине XVII века привел к доминированию набойки, что повлекло за собой опасность вытеснения с рынка дорогого шелка, который приносил прибыль государству. Министр финансов Франции, «охраняя интересы владельцев шелкоткацких мануфактур, издал указ, запрещающий производство набоек во Франции... События задержали развитие набойки во Франции почти на сто лет» [1, с. 32]. Таким образом, произошло искусственное затормаживание развития нового перспективного направления.

- Противоречия типа «ОК - ИК» обусловлены конфликтом между целью ИК - удовлетворение потребностей человека и целью ОК - развитие и совершенствование имеющихся качественных характеристик. Конфликт возникает между ра-

стущими потребностями и ограниченностью возможностей текстиля как материала (ОК), а также возможностью их выполнения. Пример: ткань как органический материал сложно выдерживает испытание временем. Недолговечность ткани в процессе исторического бытования создает

сложность в изучении древнего текстиля как археологического артефакта или музейного экспоната ввиду его плохой и редкой сохранности. АСПЕКТ Б. Направления развития объекта Рассмотрим диаграмму с ветвями (направлениями) развития текстиля (рис. 2).

Рисунок 2. Эволюционная модель развития системы «Текстиль»

Текстиль как системный объект эволюционирует. Траекторий эволюции множество. На своем пути объект переживает смену базовых состояний. Среди них - низкодифференцирован-ное состояние, конкуренция, рост и/или упадок. На основе этих состояний текстиль как объект исследования развивается по трем соответствующим этим состояниям сценариям: изогресс, прогресс и/или регресс. Каждый из вариантов не предполагает линейного развития. Смена базового состояния происходит в результате разрешения какого-либо противоречия системы. Этот процесс можно представить на диаграмме, где:

- вертикальная ось отражает уровень системной сложности текстиля: так, движение вверх по вертикали означает прогресс, движение вниз по вертикали - регресс;

- по горизонтальной оси отсчитывается время жизни объекта, движение вправо по горизонтали означает изогресс. Это периоды, на протяжении которых назначение объекта востребовано в течение длительного времени, но мало меняется. Изогресс всегда имеет место между этапами прогресса и/или регресса. В случае изогрессив-но-прогрессивной траектории текстиль осваивает приобретенные на предыдущем этапе про-

гресса назначения и накапливает потенциал для дальнейшего прогрессивного перехода. В случае изогрессивно-регрессивной траектории - превращается в этап накопления деструктивных проявлений и утрачивает какое-либо из обретенных ранее назначений.

1. Изогресс обеспечивается ОК. «Развитие объекта происходит по горизонтали, без существенного изменения организационной и системной сложности. Преобладают конкурентные отношения между Пк. Разрешение конкуренции сводится к выделению одного из Пк на роль ИК. Смена ИК в этом случае означает, что объект переходит в новую фазу изогресса без существенного изменения системной сложности» [2, с. 101]. Например, нижняя строка демонстрирует изогресс защитного назначения текстиля (одежда как защита тела человека). Цель защиты тела человека была одной из первых востребованных в истории. Ее актуальность не пропала по истечении тысячелетий. По-прежнему одежда защищает тело человека, хотя качество и формы ее изменялись и продолжают изменяться с течением времени.

Верхняя строчка модели демонстрирует высший уровень развития текстиля, накопление и реализацию им всех основных назначений. Эта строка соответствует настоящему состоянию объекта исследования. У него есть возможность трех путей развития: изогресса (сохранения уровня), регресса (утраты некоторых назначений), прогресса (реализации новых назначений и целей).

2. Прогресс обусловливается ИК. «Развитие объекта происходит по восходящей. Обретение объектом нового ИК знаменует разворачивание особых взаимодействий, связанных с появлением у него эмерджентных свойств, что обеспечивает его переход в новую, более сложную среду. При этом ОК входит в новую большую систему в роли Пк, подчиняясь интегрирующим воздействиям определенной модификации нового ИК» [2, с. 101]. Прогресс возможен, если ИК и Пк имеют общие цели и носят партнерский характер. В нашем примере (одежда как защита тела человека) осуществляется прогрессивное развитие в виде скачка на очередной уровень. На следующей ступени объединяются в партнерстве защитное и техническое назначение. Последнее по сути своей призвано нести нагрузку разного характера. Текстиль технического назначения со временем

обретает новые свойства, среди которых: несми-наемость, гигроскопичность, стойкость к истиранию и т. д. Потребительские защитные качества ткани усиливаются на новом витке развития цивилизации, объединяются с новыми формами защитного назначения, и их совокупность может быть востребована, например, одеждой для спортивных целей. А в случае присоединения символьного и декоративного назначения - рождается спортивная форма, например, для олимпийских сборных и т. д. В результате у объекта (защитная одежда) появляется ИК иной природы, и он реализуется на новой, обладающей большим потенциалом элементной базе.

3. Регресс находится под влиянием Пк; «развитие объекта происходит по нисходящей, сопровождается снижением его организационной и системной сложности, переходом его в более простую среду. Регресс сопровождается разрушением "оболочки" ОК и переходом Пк на низший уровень системной сложности, где возможно их автономное существование или включение (захват) другим ОК» [2, с. 102]. В нашем примере (одежда как защита тела человека) часть назначений либо перестают быть востребованными обществом (олимпиада завершена, и выпуск формы прекращен), либо общество не в состоянии обеспечить ресурсами производство (природный катаклизм, экономический кризис и закрытие фабрик, политический кризис и отмена олимпиады и т. д.). При регрессе ИК утрачивает свое значение в регулировании взаимодействий между Пк и связями ОК со средой. Вслед за этим происходит распад объекта с возможным сохранением нескольких автономных частей. Потеря объектом уровня системной организации сопровождается переходом системы в более простую среду.

История текстиля предоставляет множество фактов, подтверждающих переходы текстильного объекта по разным траекториям: изогресс, прогресс и регресс. Ковер как пример одного из текстильных видов декоративно-прикладного искусства отражает в своей истории все возможные трансформации с уровня на уровень. Простейшая циновка из подручных материалов как прообраз ковра изначально выполняла первичную защитную функцию. В эпоху мануфактурного, а затем промышленного производства слово «ковер» приобрело стойкое бытовое значение, а текстильный предмет освоил новые качественные харак-

теристики. Ковры использовались людьми всех социальных уровней: от кочевников и сельских жителей, создававших изделия самостоятельно, до монархов и придворных чиновников, на которых работали профессиональные художники. Значение и популярность ковровых изделий не замедлили сказаться в символике цветов, узоров, широком перечне вариантов использования. Этим особенно славились восточные изделия, чей художественный язык раскрывал широкий спектр нюансов значений: от религиозных догм и практик до указания на социальный статус, вкус и племенную принадлежность. Однако нужно отметить, что «.тонкая интерпретация. художественных форм может быть одновременно и самым приятным, и разочаровывающим занятием. ...Подход некоторых торговцев коврами заключался в том, чтобы предоставить каждому из своих продуктов предысторию, повышающую его художественную и рыночную ценность.» [12, р. 109]. Вот лишь один из примеров, придуманных торговцами: «Зеленый цвет редко встречается в коврах, потому что это священный цвет в исламе, и его нельзя попирать ногами; таким образом, этот зеленый цвет встречается очень редко. На самом деле, зеленая шерсть обычно дважды окрашивалась в желтый и синий цвета, зеленый цвет не является чем-то необычным для ковров, и его символическая ассоциация с исламом не мешает мусульманам ходить по зеленым коврам и траве» [12, р. 109]. Символьная значимость ковровых изделий в большей степени проявляется не столько в трактовках узоров и цвета, сколько в разговорном языке и лексиконе. Произнося фразы: «проход по ковровой дорожке», «вызов на ковер», «подковерные интриги» и др., мы тем самым подтверждаем существенную символьную роль ковра, который за историю своего бытования накопил богатый ассоциативный арсенал.

Со времен Средневековья большую роль начинает играть шпалера (разновидность настенного коврового изделия, не обладающего ворсом). Она выполняла ряд утилитарных функций: согревала, зонировала пространство, украшала его, рассказывала о статусе человека и часто играла просветительскую роль. Но декоративное назначение шпалеры со временем стало преобладать. Техника шпалерного ткачества допускала неограниченную композиционную свободу и прекрасно

подходила для создания больших живописных сцен, что способствовало сравнению шпалеры с живописью. Как только шпалера встала на путь подражания живописному произведению, начался процесс регресса и утраты ею многих качественных характеристик. Со временем и в ворсовом ковре становится менее востребованным утилитарное назначение, он все больше воспринимается как декоративный объект, определяющий статус владельца. Ковер ворсовый и безворсовый (вне зависимости от приемов исполнения) как текстильный объект осуществляет переход на другую ступень эволюционного развития. «Первоначальное различие между ковром и гобеленом было основано на методе плетения. Сегодня. использование этих предметов вообще взаимозаменяемо, они уступили свою утилитарную роль функции прежде всего эстетической» [13, р. 180]. Быстро перейдя в статус декоративного предмета и достигнув кульминации своего развития, ковровое искусство в XX веке переживает новую волну популярности, но уже связанную с другим отношением к себе. Ковры и шпалеры способствовали интересу к искусству модернизма. Работы Ж. Арпа, А. Колдера, П. Пикассо, П. Клее, А. Матисса, М. Эрнста и других художников претворялись в шпалере и ворсовом ковре. «Изучение феномена гобелена после Второй мировой войны рисует совершенно иную картину отношений модернизма с текстилем. Послевоенные гобелены показывают, что текстиль можно коллекционировать и как самостоятельный предмет искусства; что их могли создавать признанные художники.» [13, р. 2]. Рынок современного искусства расширился за счет этого текстильного сегмента. Ковер служил концептуальной и формальной моделью для современных художников и содействовал подъему модернизма. При этом он, отражая произведения искусства, все же не заменял его.

Очередной этап прогрессивного перехода в новое качество случился в 1960-е годы. Знаковой становится знаменитая Лозаннская Биеннале, впервые представившая трехмерные текстильные объекты. «Появились художники Клэр Цайслер и Шейла Хикс, Ягода Буич, Магдалена Абаканович и др., превратившие текстиль в произведение искусства. Под воздействием концептуальных идей, "текстильный арт-объект" освоил третье и даже четвертое измерение, предоставив возможность

исследователям размышлять о нем, как о динамичной пространственной структуре» [9, с. 298], наделенной концептуальным содержанием.

Этот короткий фрагментарный экскурс в историю ковра иллюстрирует многообразие путей развития объекта исследования, нелинейность его траектории, зависимость от множества объективных и субъективных причин, внешних и внутренних противоречий, факторов, активно взаимодействующих между собой или конкурирующих друг с другом, но неизменно приводящих объект на качественно новый виток развития.

Выводы исследования

Научные результаты, полученные на основе создания эволюционной модели текстиля, позволяют выявить основные закономерности процессов развития объекта исследования, оценить их нелинейный характер, прогнозировать возможные сценарии дальнейших траекторий. Все нижеперечисленные итоги исследования мо-

гут быть рассмотрены не только по отношению к текстилю - объекту как целому, но и к его части, и к части его части и т. д. Иными словами, к любому текстильному предмету как части системы «текстиль». В результате применения метода ПСЦ категориально-системного подхода:

1) разработана универсальная эволюционная модель текстиля как вида декоративно-прикладного искусства;

2) рассмотрены возможные внутренние и внешние противоречия, возникающие в ходе развития системы и влияющие на этот процесс;

3) типологизированы все возможные варианты противоречий в ходе эволюции текстиля в терминах ПСЦ;

4) получена возможность прогнозировать варианты разрешения этих противоречий и их вероятные результаты;

5) проанализированы направления развития текстиля и возможные траектории его жизненного цикла (прогресс, изогресс, регресс).

Литература

1. Бирюкова Н. Ю. Западноевропейские набивные ткани XVI-XVIII веков. - М.: Искусство, 1973. - 176 с.

2. Боуш Г. В., Разумов В. И. Методология научного исследования (в кандидатских и докторских диссертациях). -М., Инфра-М, 2022. - 227 с.

3. Власов В. Г. Теоретико-методологические концепции искусства и терминология дизайна: дис. ... д-ра искусствоведения. - СПб.: СПбГУПТД, 2007. - 354 с.

4. Власов В. Г. Теория формообразования в изобразительном искусстве. - СПб.: СПбГУ, 2017. - 264 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Земпер Готфрид. Практическая эстетика. - М.: Искусство, 1970. - 320 с.

6. Каган М. С. Эстетика как философская наука. - СПб.: Петрополис, 1997. - 544 с.

7. Лазарев Е. Н. Дизайн как технико-эстетическая система: автореф. дис. ... д-ра искусствоведения. - М., 1984. -32 с.

8. Левин-Дорш А., Кунов Г. Первобытная техника. - М.: Академия фундаментальных исследований, 2016. -464 с.

9. Митрофанова Н. Ю. Монументальные текстильные сетчатые среды. Попытка осмысления нового опыта // Актуальные проблемы монументального искусства: сб. ст. к конференции. - СПб.: СПбГУПТД, 2021. -С. 297-305.

10. Разумов В. И. Категориально-системная методология в подготовке ученых / вст. ст. А. Г. Теслинова. - Омск: Омск. гос. ун-т, 2004. - 277 с.

11. Coxon Ann, Muller-Schareck Maria. Anni Albers. - Yale: Terra, Yale University Press, 2019. - 192 p.

12. Walter D. Denny. How to read lslamic Carpets. - NY: The Metropolitan Museum of Art, Yele University Press, 2019. - 144 p.

13. Wells K.L.H. Weaving Modernism. Postwar Tapestry between Paris and New York. - Yale: Terra, Yale University Press, 2019. - 268 p.

References

1. Biryukova N.Yu. Zapadnoevropeyskie nabivnye tkani XVI-XVIII vekov [Western European printed fabrics of the 16th-18th centuries]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1973. 176 p. (In Russ.).

2. Boush G.V., Razumov V.I. Metodologiya nauchnogo issledovaniya (v kandidatskikh i doktorskikh dissertatsiyakh) [Methodology of scientific research (in candidate and doctoral dissertations)]. Moscow, Infra-M Publ., 2022. 227 p. (In Russ.).

3. Vlasov V.G. Teoretiko-metodologicheskie kontseptsii iskusstva i terminologiya dizayna: dis. d-ra iskusstvovedeniya [Theoretical and methodological concepts of art and design terminology. Diss. Dr of Art History]. St. Petersburg, SPbSUITD Publ., 2007. 354 p. (In Russ.).

4. Vlasov V.G. Teoriya formoobrazovaniya v izobrazitel'nom iskusstve [Theory of shaping in the visual arts]. St. Petersburg, SPbGU Publ., 2017. 264 p. (In Russ.).

5. Zemper Gotfrid. Prakticheskaya estetika [Practical aesthetics]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1970. 320 p. (In Russ.).

6. Kagan M.S. Estetika kakfilosofskaya nauka [Aesthetics as a philosophical science]. St. Petersburg, Petropolis Publ., 1997. 544 p. (In Russ.).

7. Lazarev E.N. Dizayn kak tekhniko-esteticheskaya sistema: avtoref. dis. ... d-ra skusstvovedeniya [Design as a technical and aesthetic system. Abstract Diss. Dr of Art History]. Moscow, 1984. 32 p. (In Russ.).

8. Levin-Dorsh A., Kunov G. Pervobytnaya tekhnika [Primitive technique]. Moscow, Akademiya fundamental'nykh issledovaniy Publ., 2016. 464 p. (In Russ.).

9. Mitrofanova N.Yu. Monumental'nye tekstil'nye setchatye sredy. Popytka osmysleniya novogo opyta [Monumental textile mesh environments. Attempt to comprehend new experience]. Aktual'nyeproblemy monumental'nogo iskusstva: sbornik statey k konferentsii [Actual problems of monumental art. Collection of articles for the conference]. St. Petersburg, SPbSUITD Publ., 2021, pp. 297-305. (In Russ.).

10. Razumov V.I. Kategorial'no-sistemnaya metodologiya v podgotovke uchenykh [Categorical-system methodology in the training of scientists]. Introductory article by A.G. Teslinov. Omsk, Omsk State University Publ., 2004. 277 p. (In Russ.).

11. Coxon Ann, Muller-Schareck Maria. Anni Albers. Yale, Terra, Yale University Press, 2019. 192 p. (In Engl.).

12. Walter D. Denny. How to read Islamic Carpets. NY, The Metropolitan Museum of Art, Yele University Press, 2019. 144 p. (In Engl.).

13. Wells K.L.H. Weaving Modernism. Postwar Tapestry between Paris and New York. Yale, Terra, Yale University Press, 2019. 268 p. (In Engl.).

УДК 76.03/.09

Doi: 10.31773/2078-1768-2023-63-190-199

АБСТРАКТНАЯ ЖИВОПИСЬ В ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКОВ СИБИРСКОГО НЕОФИЦИАЛЬНОГО ИСКУССТВА 1990-Х ГОДОВ

Попова Наталья Сергеевна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры культурологии, философии и искусствоведения, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: bublikova2007@yandex.ru

Чурилов Михаил Григорьевич, доцент кафедры культурологии и дизайна, Алтайский государственный университет (г. Барнаул, РФ). E-mail: ichmuhru@mail.ru

Статья посвящена анализу произведений молодых художников-абстракционистов Новосибирска, Омска, Барнаула и Кемерова 1990-х годов. Авторы рассматривают беспредметную живопись с позиции изучения философских основ творческого метода. В статье выявлена преемственность творческих взглядов на нон-фигуративизм лидеров русского авангарда 1910-х годов В. Кандинского и К. Малевича и основоположников абстракционизма в Сибири Н. Д. Грицюка и А. Г. Поздеева; представлены этапы творческого пути лидеров молодежного постсоветского искусства Сибири; определены методы и направления их творческой деятельности. Авторы статьи раскрывают особенности творчества художников-абстракционистов в контексте развития художественных сообществ. В частности, указывается, что беспредметная живопись развивается среди художников омской группы «ЭХО» («Экспериментальное художественное объединение»). В Новосибирске абстрактная живопись была интересна представителям объединения «Белая галерея». В Барнауле нон-фигуративизм представлен в творчестве художников сообщества «Тихая мансарда». А в Кемерове под влиянием выставок А. Г. Поздеева работали молодые художники, объединившиеся вокруг Р. Корягина и его галереи «Сибирский салон».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.