УДК: 745.03 ББК: 85.125.3 А43
DOI: 10.18688/aa188-7-64 Н. Н. Цветкова
Текстильный арт-объект в искусстве XX-XXI веков
В ХХ в. состоялись две так называемые «весны шпалеры» — возрождение ручного ткачества французским художником Ж. Люрса в 1930-х гг. и «пластический взрыв» 1960-х гг. В первом случае мы имеем дело с возрождением традиционного шпалерного ткачества — «тканой живописью», во втором — с трехмерной «текстильной скульптурой» («мягкой скульптурой»). Появление объемных работ вызвало волну интереса к искусству текстиля, что выразилось в организации ряда выставок в разных странах мира, а также привело к возникновению нового термина "fiber art" — искусство волокна. На наш взгляд, этот термин наиболее точно отражает специфику текстильных произведений второй половины XX-XXI вв., где наряду с традиционными волокнами и нитями могли использоваться металл, дерево, пластик и прочие «нетекстильные» материалы.
Выставки произведений художественного текстиля периода «пластического взрыва» предопределили появление нового мощного движения в искусстве. Объемный текстиль приобрел культурную силу, которая способствовала появлению так называемого «большого текстиля», т. е. крупных форм и миниатюрных работ в 1970-1980-х гг.
Главной проблемой, с которой сталкиваются исследователи искусства волокна, является то, что место этого вида художественного творчества в системе мирового искусства до настоящего времени не определено. Остается открытым вопрос, относить ли эти произведения к области декоративно-прикладного искусства, что является традиционным для объектов художественного текстиля, или же их следует считать работами монументального искусства, а именно скульптуры. Кроме того, существуют разные мнения по поводу того, как называть подобные работы. Эти вопросы активно обсуждались искусствоведами XX в., они остаются актуальными и для современных исследователей. В целом феномен «пластического взрыва» изучен мало и, главным образом, зарубежными авторами. Советские и российские искусствоведы обычно рассматривают «текстильную скульптуру» в рамках развития шпалерного ткачества, не выделяя ее в самостоятельную область искусства.
Говоря о месте и роли "fiber art" в системе мирового искусства, американский ученый Элисса Аутер отмечала, что волокно обладает огромной символической силой, «парадоксально порожденной собственной субординацией в истории искусств из-за глубоко укоренившейся ассоциации с утилитарностью и ремеслом»; в то же время исследователь подчеркивала эволюционирующую роль искусства волокна и его мощный прорыв в монументальное искусство, который был сделан в 1960-1970-х гг. [4, p. 17].
В начале 1960-х гг. американская художница Ленор Тауни создала серию объемных монументальных объектов, которые она назвала «тканые формы». Работы Л. Тауни имели незатканные нити основы, художница экспериментировала с формой и конструкцией объектов, а также с их размещением в пространстве. Эти произведения были авангардными, они сломали традиционные представления о ткачестве как о женском домашнем ремесле и позволили считать текстиль скульптурой. Многие художники, работавшие с волокнами, также стали использовать традиционные материалы в «скульптурных» целях, создавая разнообразные трехмерные формы, размещая объекты в пространстве — на потолке, на полу, на постаменте, создавая текстильную пространственную среду [10, p. 13]. Можно отметить монументальные трехмерные текстильные конструкции Магдалены Абаканович, Ягоды Буич, Шейлы Хикс, Франсуазы Гроссен, Клер Цейслер. Польский художник М. Абаканович использовала сизаль, пеньку, веревки, конский волос, создавая текстильные скульптуры, висящие на потолке и получившие в честь своего создателя название «абаканы». Крупные тканые формы Я. Буич (Хорватия) выстраивались в сложные пространственные композиции. Их лаконичное решение (обычно на базе одного цвета) придавало им сходство с абстрактной скульптурой. Ш. Хикс (США, Франция) создавала монументальные композиции, используя плетение. Объекты Ф. Гроссен (Франция) были сплетены в технике макраме. К. Цейслер (США) делала скульптуры из нитей.
Появление нового направления в искусстве текстиля стимулировало критиков к разработке терминологии, которая точно отражала бы специфические особенности новых работ "fiber art".
В 1963 г. художественный критик Роз Сливка, делая обзор одной из первых выставок искусства волокна «Тканые формы»1, проходившей в США, назвала участников «создателями объектов». В 1965 г. скульптор и критик Дональд Джудд в своем эссе «Специфические объекты», описывая произведения "fiber art", отмечал, что они не являются ни живописью, ни скульптурой, а относятся к совершенно особому жанру [10, p. 10].
В 1969 г. в Нью-Йорке в Смитсоновском институте состоялась выставка «Объект: США», на которой были показаны более 300 изделий из разных материалов, в том числе из текстильных волокон. Выставка обращала внимание зрителя на работы, созданные вручную, возводя их в статус «объекта искусства» (арт-объекта). В 1972 г. Ли Норднесс выпустил книгу, где были представлены объекты выставки [9]. Помимо иллюстративного материала в книге содержались высказывания художников о методах их работы, а также концепции представленных произведений. Ли Норднес подчеркивал: «Выполненные вручную предметы отныне будут называться „художественные объекты", поскольку их эстетическая ценность перерастает утилитарные качества; это и будет отличать их от изделий ремесла... Отнесение картин и скульптур к категории произведений искусств, а объектов искусства — будь то функциональных, будь то неутилитарных — к категории ремесла, больше не может удовлетворять эстетическим нормам. Объекты, выполненные из глины или золота, имеют такое же право именоваться произведением
1 "Woven forms", exhibition: 22.03-12.05.1963. Museum of Contemporary Crafts of the American Craftsmen's Council, New York City, USA.
искусства, как бронзовая статуя или живописное полотно» [2, с. 42]. Таким образом, во второй половине ХХ в. постепенно менялось отношение к предметам декоративного искусства — наличие концепции в произведении позволило считать их в первую очередь художественными, а не функциональными (прикладными) объектами.
Выставка 1969 г. способствовала внедрению термина «арт-объект» в искусствоведческую практику. На наш взгляд, именно термин «арт-объект» является наиболее подходящим для текстильных скульптур. Эти произведения могут быть выполнены из разных волокнистых материалов, в разных техниках, что осложняет их классификацию. Емкий термин «арт-объект» в данном случае наиболее уместен.
Искусство волокна было официально признано Музеем современного искусства (МОМА), и в 1969 г. здесь состоялась выставка «Гобелены»2. Многие из работ, представленных на этой выставке, можно назвать арт-объектами.
Возникновение «текстильной скульптуры» — это, несомненно, уникальное явление второй половины ХХ в. Однако даже это революционное направление художественного текстиля имеет исторические корни. Известный теоретик искусства Г. Земпер предполагал, что текстиль изначально развивался как пространственная структура. В книге «Практическая эстетика» отмечалось, что «зарождение строительной деятельности совпадает по времени с зарождением текстильных ремесел» и что ткань выполняла в жилище человека ту же функцию разграничения, что и стена [1, с. 258-259]. Таким образом, первыми текстильными арт-объектами можно считать, например, плетеные дома, создававшиеся африканскими племенами зулусов из тростника. Есть многочисленные примеры объемно-пространственных форм в традиционном текстильном искусстве Индии, Америки, Африки и многих других стран. На наш взгляд, подобные примеры позволяют считать искусство текстильной скульптуры самостоятельной областью текстильного искусства, в основе которой могут лежать техники, предшествовавшие непосредственно ткачеству, а именно плетение, витье, вязание.
Современными художниками, работающими в области искусства волокна, создается большое количество текстильных арт-объектов. Анализ произведений, представленных на выставках "fiber art" 2010-2016 гг., позволяет сделать вывод, что «текстильная скульптура» — одно из интереснейших направлений этого вида искусства.
В 2011 г. в Мексике состоялась 6-я Международная биеннале современного искусства волокна, темой которой стал «Воздух»3. Текстильные арт-объекты были основными типами представленных здесь работ. Что касается способов исполнения произведений, можно отметить большое количество композиций, выполненных в технике ручного ткачества, войлока, печати, а также различные коллажи и т. н. «авторские техники». Многие объекты так или иначе были связаны с человеком и человеческим дыханием, что отвечало объявленной теме биеннале. Например, работа Гектора Веласкеза Гуттиэрез (Мексика) «Поцелуй» представляет собой два шарообразных объекта-лица, выполненных из текстильных волокон и резины и расположенных в пространстве таким образом, что
2 "Wall Hangings", exhibition: 25.02-04.05.1969. The Museum of Modern Art, New York City, USA.
3 "Aire". VI Bienal Internacional de Arte Textil Contemporáneo, exhibition: 26.05-24.06.2011. The Museum
Diego Rivera — Anahuacalli, Mexico City, Mexico.
они как бы дуют друг на друга. Работа производит интересное впечатление. Находясь рядом с ней, зритель может почти физически ощутить движение воздуха [12, p. 39].
Некоторые произведения, показанные на биеннале, прямо изображали или символизировали легкие человека, например гигантский пространственный объект, напоминающий грудную клетку, созданный бразильянкой Евой Собан. Среди произведений, выполненных в авторских техниках, хотелось бы отметить работу Присциллы Роблес (Коста-Рика) «Кислотное облако», сделанную из органзы. Интересным арт-объектом является «Концентрация» Лилии Ролдан (Аргентина). Это произведение представляет собой огромный полиэтиленовый пакет, в который запаяны металлическая сетка и разнообразные волокна [12, p. 93, 119, 105].
На биеннале в Мексике была представлена авторская работа «Лист», имевшая экологическую концепцию. Объект создан в технике ручного ткачества из фрагментов полиэтиленовых пакетов и пищевой пленки. Идеей работы стало создание символа экологической катастрофы: полиэтиленовый лист не сможет питать Землю кислородом, синтетические отходы, засоряя планету, не дают ей «дышать» [12, p. 117] (Илл. 85).
В рамках биеннале состоялась выставка мексиканских художников «Поколения». Здесь было представлено много текстильных скульптур, выполненных в технике ручного ткачества. Хотелось бы отметить пространственные объекты Джоси Анайя, созданные из бумажных нитей в технике двухслойного ткачества. Сильное впечатление произвели «мягкие скульптуры» Андроны Линартос. Используя плотные джутовые нити, художница достигает разнообразных эффектов: пространственных, фактурных и цветовых.
Многие работы "fiber art" посвящены проблемам современного общества. Например, на биеннале "Contextile 2012"4, проходившей в Португалии, были представлены произведения болгарского художника Нено Белчева, посвященные постоянному потреблению — «Мумия Микки-Мауса» и «Мумия Кока-колы». В этой серии арт-объектов автор проводит неожиданную параллель между искусством Древнего Египта и «современными американскими иконами», отмечая, что «коммерческая реальность американских икон обычно представляет жизнь гораздо более роскошной и расточительной, чем она есть на самом деле» [5, p. 90-91]. Работы Нено — явный китч, автор смеется над мертвыми символами американской поп-культуры, но это смех сквозь слезы.
На выставке 2010 г. "Premio Valcelina Award"5, прошедшей в Италии был показан арт-объект «Каждый день она волк», выполненный в технике войлока. Художница Кайлин Геренц (США) в своей работе попыталась обозначить место женщины в современном обществе [11, p. 17].
В 2016 г. состоялась 9-я Биеннале современного искусства "fiber art" «Из Лозанны в Пекин»6. Данный проект реализуется с 2000 г., он стал преемником знаменитых Лозаннских биеннале7. Выставка «Из Лозанны в Пекин» проходила в китайском городе
4 "Contextile 2012", exhibition: 01.09-14.10.2012. Exhibition Hall "Casa Memoria", Guimaraes, Portugal.
5 "Premio Valcelina Award", exhibition: 17.04-16.05.2010. Coricame museum, Maniago, Italy.
6 "From Lausanne to Beijing". International Fiber Art Biennale, exhibition: 10.09-26.09.2016. Guan Shan Yue Art Museum, Shenzhen, China.
7 Лозаннские биеннале — выставки текстильного искусства, проходившие каждые два года в швейцарском городе Лозанна с 1962 по 1995 г.
Шэньчжэнь в музее искусств Гуань Шань Юэ. Экспозиция располагалась в шести залах. Отбор работ на выставку проходил в два этапа. Вначале были представлены фотографии объектов в электронном виде. Заявки подали 963 художника из 52 стран. В результате на выставку была выбрана 221 работа, из которых 104 созданы китайскими художниками, 117 — художниками из других стран. Среди представленных произведений можно отметить большое количество текстильных арт-объектов.
Известным художником, создающим пространственные текстильные композиции, является Шигео Кубота (Япония). Его арт-объект «Форма красного III» был соткан с применением металлических нитей. Абстрактные философские произведения этого автора всегда привлекают внимание зрителя [13, p. 242].
Из тростника были сплетены объекты Лианг Шангуань (Китай) «Память и след». Как бы разрезанный посередине металлический объект, состоящий внутри из текстильных нитей, можно видеть в композиции Ив Кинг (Китай) «О чем я мечтаю и куда я иду 2». Стилизованные объекты, похожие на человеческие фигуры, были представлены в композиции Урсулы Гербер Сендлер (Швейцария) «Современные кочевники III». Среди реалистических антропоморфных арт-объектов можно отметить следующие: Иовита Са-калаускайте Курнац (Латвия) создала портрет «Бога одиночества», Ли Хе (Китай) — арт-объект «Человеческое тело. Дыхание», Гао Тенг и Ши Джинг (Китай) сплели из веревок целую жанровую сцену, назвав свою скульптуру «Связанные» [13, p. 92, 175, 88, 274].
На биеннале в Китае была представлена авторская инсталляция «Облеченная в свет», состоящая из четырех световых арт-объектов, каждый из которых символизировал определенную стихию: «Воздух», «Вода», «Земля», «Огонь». Объекты могут использоваться в качестве элемента костюма, а также вести самостоятельную жизнь вне тела человека, т. е. быть частью интерьера, применяться в качестве светильников [13, p. 140] (Илл. 86).
В искусстве современного текстиля активно развивается направление текстильной миниатюры. Мини-текстиль представляет собой особый вид эксперимента, появившийся в 1970-х гг. и продолжающий оставаться актуальным.
В 1975 г. в венгерском городе Сомбатхее была основана Международная биеннале мини-текстиля. Идея создания работ маленького размера получила распространение и в других странах. Так, выставка текстильной миниатюры была организована в г. Страсбурге в 1984 г., с 1993 г. она проходит в г. Анже. С 1991 г. до настоящего времени итальянский архитектор Миммо Тотаро организует ежегодную международную выставку "Miniartextil" в г. Комо (Италия). Выставки в Комо проводятся на конкурсной основе. Художникам предлагается тема, соответствие которой является одним из условий отбора текстильного арт-объекта на выставку. Иногда темы прямо или косвенно соотносятся с мировыми событиями. Например, в 2000 г. темой выставки ожидаемо стала фраза «Провожая тысячелетие»; другие темы — «Сеть» (2004 г.), «Матрица Природы» (2008 г.), «Энергия» (2011 г.) — отвечают мировой озабоченности проблемами экологии.
По мнению доктора искусствоведения В. Д. Уварова, в текстильной миниатюре «получили свое воплощение текстильная пластика, т. н. „мягкая скульптура", и ассамбляж, мини-инсталляция и обже-труве, миксед-медиа и поп-арт, гиперреализм и концептуа-
лизм» [3, с. 122]. Основываясь на материале выставок в Комо, можно привести в качестве примеров конкретные объекты художественного текстиля, отвечающие разработанной В. Уваровым типологии.
К объектам, представляющим «мягкую скульптуру», можно отнести работу британского художника Ричарда Суинней «Объятия» (2013 г.) [6, p. 76]. Это динамичный образ, созданный из бумаги, состоящий из многочисленных складок, которые как бы закручиваются в невидимом вихре. Объект Франка Коннета (США) «Без названия», отмеченный премией 2014 г., также представляет собой «складчатую» скульптуру [7, p. 33].
Большая группа объектов «текстильной скульптуры», показанных на выставках 2013-2014 гг., была посвящена теме жизненной силы природы. Так, финская художница Маркетта Тимонен создала из белого войлока работу, напоминающую цветок, и назвала её «Сила природы». Норико Томита (Япония) представила арт-объект «Феромон», похожий на морское животное [6, p. 81-82]. Мичиго Игараши (Япония) показала трехмерную скульптуру «Эрозия»; Ивана Маргерита Серисара (Италия) — полупрозрачную композицию из органзы «Белая энергия»; Федерика Луцци (Италия) использовала льняной шнур для создания «Белой раковины Земли» [7, p. 49, 32, 56].
Направление ассамбляж — комбинация различных предметов на плоскости — представлено композицией Мишель Ормас (Италия) «Сон Саломеи». Лицо спящей девушки представляет собой алюминиевую маску, закрепленную на войлочной основе, волосы выполнены из нитей и искусственного меха [6, p. 66].
Мини-инсталляцией является работа Кристины Гамез (Испания) «Диалог между садами» (2014 г.) [7, p. 44]. Это расположенная в стеклянном кубе многоплановая композиция, которая включает в себя мини-гобелен с изображением фантастического сада и деревья, выполненные в технике войлока. К инсталляциям можно также отнести юмористическую работу польской художницы Агнешки Копес «Неожиданность», где художница изобразила флирт двух стульев [6, p. 57].
Обже-труве — композиция с использованием «случайных» объектов — представлена работой Джованны Дель Гранде (Италия) «Мы нуждаемся», где основным «действующим лицом» является старый ржавый ключ [6, p. 44].
К направлению поп-арта можно отнести работу Стефано Калдерара (Италия) «Яблоко из проводов», которая была представлена в 2015 г. Темой выставки 2015 г. стала фраза «Все за стол». Составными частями «Яблока из проводов» стали предметы пластмассовой посуды — тарелка и вилки [8, p. 29].
На этой же выставке был показан светящийся арт-объект Евы Волпони (Италия) «Мировой продукт: мяч из спагетти», который может быть отнесен к миксед-медиа [8, p. 75].
Многие современные художники "fiber art", понимая, что большинство текстильных технологий исторически связано с традициями и культурной идентичностью, активно экспериментируют, включая в свои произведения современные волокна и используя инновационные технологии. Художники "fiber art" остро реагируют на актуальные темы, такие как экология и проблемы современного общества. Присутствие на выставках большого количества текстильных арт-объектов говорит о поиске художниками новых выразительных форм.
Рассмотрев историю появления трехмерных текстильных форм в XX в., а также проанализировав современные арт-объекты направления "fiber art", можно сделать следующие выводы:
— искусство волокна, безусловно, является самостоятельной областью художественного текстиля; этот вид творчества требует комплексного изучения;
— трехмерные текстильные объекты, как крупные формы, так и миниатюрный текстиль, следует относить к области монументального, а не декоративного искусства, так как большинство подобных работ не имеет прикладного аспекта, являясь, по сути, скульптурными формами, рассчитанными на эстетическое восприятие;
— текстильные скульптуры следует называть «арт-объектами», так как именно этот термин является наиболее емким и не несет ограничений по материалу и технологии выполнения работ;
— большое количество арт-объектов создается современными художниками, работающими в области "fiber art", что говорит об актуальности этого вида искусства в современной культуре.
Литература
1. Земпер Г. Практическая эстетика. — М.: Искусство, 1970. — 320 с.
2. Савицкая В. И. Превращения шпалеры. — М.: Галарт, 1995. — 87 с.
3. Уваров В. Д. Авторская таписсерия. — М.: МГТУ им. А. Н. Косыгина, 2010. — 325 с.
4. Auther E. Fiber Art and the Hierarchy of Art and Craft, 1960-80 // Journal of Modern Craft. — 2008. — No. 1. — P. 13-33.
5. Contextile 2012. Trienal de Arte Textil Contemporanea 01 Set. — 14 Out. Guimaraes, Portugal. Contemporary Textile Art Triennal 1 Sep. — 14 Oct.: exhibition catalogue / Eds. J. Pinheiro, L. David, S. Gomes. — Guimaraes: Greca Artes graficas Publ., 2012. — 147 р.
6. Eros. Miniarttextile Como XXIII Mostra International di Arte Contemporanea: exhibition catalog / L. Caramel (curator). — Como: Arte & Arte Publ., 2013. — 160 p.
7. Gea. Miniarttextile Como XXIV Mostra International di Arte Contemporanea: exhibition catalog / L. Caramel (curator). — Como: Arte & Arte Publ., 2014. — 152 p.
8. Invito a Tavola. Miniarttextile Como XXV Mostra International di Arte Contemporanea: exhibition catalog / L. Caramel (curator). — Como: Arte & Arte Publ., 2015. — 183 p.
9. Nordness L. Objects: U. S. A. Works by Artist — Craftsmen in Ceramic, Enamel, Glass, Metal, Plastic, Mosaic, Wood and Fiber. — New York: Studio Publ., 1970. — 360 p.
10. Porter J. The Materialists // Fiber: Sculpture 1960 — present / Ed. J. Porter. — Boston: DelMonico Books Prestel and Institute of Contemporary Art, 2014. — P. 9-22.
11. Premio Valcellina Award 2009 Settima Edizione — Seventh Edition: exhibition catalog / Ed. B. Girardi, G. Morandini., L. Predominato. — Udine: Lito immagine Publ., 2009. — 107 p.
12. VI Bienal Internacional de Arte Textil Contemporaneo Aire Mexico 2011: exhibition catalog / Ed. P. To-bon. — Mexico: Estampa Artes Graficas Publ., 2011. — 147 p.
13. 9th "From Lausanne to Beijing" International Fiber Art Biennale & symposium (Shenzhen): exhibition catalog / Ed. H. Wei. — Shenzhen: China Youth Press Publ., 2016. — 283 p.
Название статьи. Текстильный арт-объект в искусстве XX-XXI веков.
Сведения об авторе. Цветкова Наталия Николаевна — кандидат искусствоведения, доцент. Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица, Соляной пер., д. 13, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 191028. [email protected]
Аннотация. Статья посвящена изучению объектов так называемой «текстильной скульптуры» («мягкой скульптуры») и определению их места в системе мирового искусства. До настоящего времени
не решен вопрос, относятся ли объемные произведения художественного текстиля к области декоративно-прикладного или монументального искусства. Опираясь на работы искусствоведов ХХ в. и исследования современных авторов, можно обозначить подобные художественные произведения термином «арт-объект». Создание объемных работ «текстильной скульптуры» в 1960-х гг. способствовало развитию этого вида художественного творчества и появлению крупных форм, а в 1970-х гг. — миниатюрных объектов. Во второй половине ХХ в. появился термин "fiber art" — искусство волокна. Анализ современных текстильных арт-объектов, по материалам выставок 2010-2016 гг., показывает, что данный вид искусства продолжает развиваться и оставаться популярным. Произведения, представленные на выставках художественного текстиля, демонстрируют внимание к концептуальной стороне творчества. Художники, работающие в области искусства волокна, затрагивают в своих произведениях такие злободневные темы, как человеческие взаимоотношения, экология, социальные проблемы и т. д. Это, несомненно, позволяет считать искусство волокна актуальным и современным видом художественного творчества.
Ключевые слова: арт-объект; художественный текстиль; искусство волокна; текстильная скульптура; мягкая скульптура; объемный текстиль; искусство пластического взрыва; мини-текстиль; текстильная миниатюра.
Title. A Textile Object in the Art of the 20th — 21st Centuries.
Author. Tsvetkova, Nataliia Nikolaevna — Ph. D., associate professor. St. Petersburg Stieglitz State Academy of Art and Design, Solianoi per., 13, St. Petersburg 191028, Russian Federation. [email protected]
Abstract. This article explores "textile sculpture" ("soft sculpture") and attempts to situate it within art history continuum. The debate continues as to whether the three-dimensional works of textile art are merely decorative craft items or monumental works of art. Three-dimensional textile art works can be described as an "art object" according to the analysis of twentieth century articles on art and the study of contemporary authors. The three-dimensional "textile sculpture" in the 1960s contributed to the development of this form and to the emergence of ever larger forms. In the 1970s, the textile art objects became miniaturized. The term "fiber art" was coined in the second half of the 20th century. The analysis of contemporary textile art objects, using catalogues of textile art exhibitions in 2010-2016, indicates that this art form continues to evolve and remains popular. The works presented at textile art exhibitions provide the evidence of the significance given to conceptual thinking. The artists working with fiber address such relevant topics as human relationships, environmental and social issues among other topics and themes. This investigation concludes that we can undoubtedly consider fiber art as contemporary art.
Keywords: art object; textile art; fiber art; textile sculpture; soft sculpture; three-dimensional textile; the art of the plastic explosion; mini textile; textile miniature.
References
Auther E. Fiber Art and the Hierarchy of Art and Craft, 1960-80. Journal of Modern Craft, 2008, no. 1, pp. 13-33.
Caramel L. (curator). Eros. Miniarttextile Como XXIII Mostra International di Arte Contemporanea. Exhibition catalogue. Como, Arte & Arte Publ., 2013. 160 p. (in Italian, in French and in English).
Caramel L. (curator). Gea. Miniarttextile Como XXIV Mostra International di Arte Contemporanea. Exhibition catalogue. Como, Arte & Arte Publ., 2014. 152 p. (in Italian, in French and in English).
Caramel L. (curator). Invito a Tavola. Miniarttextile Como XXVMostra International di Arte Contemporanea. Exhibition catalogue. Como, Arte & Arte Publ., 2015. 183 p. (in Italian, in French and in English).
Colchester C. Textiles Today. A Global Survey of Trends and Traditions. London, Thames & Hudson Publ., 2009. 208 p.
Colchester C. The New Textiles. Trends and Traditions. New York, Rizzoli International Publ., 1991. 192 p.
Constantine M.; Larsen J. L. Beyond Craft: The Art Fabric. New York, Van Nostrand Reinhold Co. Publ., 1973. 293 p.
Gillow J.; Sentence B. World Textiles. A Visual Guide to Traditional Techniques. London, Thames & Hudson Publ., 1999. 240 p.
Girardi B.; Morandini G.; Predominato L. (eds.). Premio Valcellina Award 2009 Settima Edizione — Seventh Edition. Exhibition catalogue. Udine, Lito immagine Publ., 2009. 107 p. (in Italian and in English).
Janeiro J.; Larsen J. L.; Nancy Orban. Fiber Art Design Book Five. A. Batchelder (ed.). Acheville, Lark Books Publ., 1995. 240 p.
Jarry M. La tapisserie, Art du XXe siecle. Fribourg, Office du Livre Publ., 1974. 358 p. (in French).
Kuenzi A. La nouvelle tapisserie. Genève, Editions de Bonvent cop. Publ., 1973. 303 p. (in French).
Millar L.; Uchiyama T.; Tsuji K.; Kawashima K.; Kawabe T.; Diebel G. Textural Space. The Catalogue of Exhibition. Surrey, The Surrey Institute of Art and Design University College Publ., 2001. 130 p.
McCarty C.; McQuaid M. Structure and Surface. Contemporary Japanese Textile. The Museum of Modern Art. New York, Harry N. Adams, Inc. Publ., 1998. 104 p.
Nordness L. Objects: U. S. A. Works by Artist — Craftsmen in Ceramic, Enamel, Glass, Metal, Plastic, Mosaic, Wood and Fiber. New York, Studio Publ., 1970. 360 p.
Orban N. Fiber Art Design Book Six. Acheville, Lark Books Publ., 1999. 224 p.
Phillips B. Tapisserie. London, Phaidon Press Limited Publ., 1994. 240 p. (in French).
Pinheiro J.; David L.; Gomes S. (eds.). Contextile 2012. Trienal de Arte Textil Contemporanea 01 Set. — 14 Out. Guimaraes, Portugal. Contemporary Textile Art Triennal 1 Sep. — 14 Oct. Exhibition Catalogue. Guimaraes, Greca Artes graficas Publ., 2012. 147 p. (in Portuguese and in English).
Porter J. (ed.). Fiber: Sculpture 1960 — present. Boston, DelMonico Books Prestel and Institute of Contemporary Art Publ., 2014. 256 p.
Quinn B. Textile Futures. Fashion, Design and Technology. Oxford; New York, Berg Publ., 2010. 307 p.
Savitskaia V. I. Prevrashcheniia shpalery (The Transformation of the Tapestry). Moscow, Galart Publ., 1995. 87 p. (in Russian).
Tobon P. (ed.). VI Bienal Internacional de Arte Textil Contemporaneo Aire Mexico 2011. Exhibition catalogue. Mexico, Estampa Artes Graficas Publ., 2011. 147 p. (in Spanish and in English).
Tsvetkova N. N. Art Objects and Nature in Contemporary Textile Art. Dekorativnoe iskusstvo i predmetno-prostranstvennaia sreda (Decorative Art and Object-Spatial Environment), 2016, no. 3, pp. 200-206 (in Russian).
Tsvetkova N. N. The Aesthetics of Trash as an Expression of the Concept of "Recycle" in Contemporary "Fiber Art" (Materials of Exhibitions 2011-2015). Dekorativnoe iskusstvo i predmetno-prostranstvennaia sreda (Decorative Art and Object-Spatial Environment), 2016, no. 2, vol. 2, pp. 219-225 (in Russian).
Tsvetkova N. N. Textile Art of 21st Century: Directions of Development. Obshchestvo. Sreda. Razvitie (Society. Environment. Development). Saint Petersburg, Asterion Publ., 2011, no. 4, pp. 168-173 (in Russian).
Uvarov V. D. Avtorskaia tapisseriia (Author's Tapestries). Moscow, Kosygin Moscow State university Publ., 2010. 325 p. (in Russian).
Verlet P.; Florisoone M.; Hoffmeister A.; Tabard F. La Tapisserie. Histoire et Technique du XIV-e au XX-e siecle. Lausanne, Edita Publ., 1977. 230 p. (in French).
Zemper G. Prakticheskaia estetika (Practical Aesthetics). Moscow, Iskusstvo Publ., 1970. 320 p. (in Russian).
Wei H. (ed.). 9th From Lausanne to Beijing. International Fiber Art Biennale & Symposium (Shenzhen). Exhibition catalogue. Shenzhen, China Youth Press Publ., 2016. 283 p. (in Chinese and in English).