Научная статья на тему 'Типологическая характеристика региональных литературно-художественных журналов'

Типологическая характеристика региональных литературно-художественных журналов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
476
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Арбекова Марина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Типологическая характеристика региональных литературно-художественных журналов»

М.В. АРБЕКОВА

ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

РЕГИОНАЛЬНЫХ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЖУРНАЛОВ

Местная печать - обширнейший пласт в типологической системе прессы страны. Она уже давно и прочно стала предметом пристального внимания ученых. Особый интерес появился к ней в последнее время. Что касается периода 20-30-х годов прошлого столетия, то большинство исследователей, тем более в провинции, вольно или невольно, не обходили глубоким анализом событий, происходивших в это время. Несмотря на широкомасштабные декларации о полной свободе современных средств массовой информации и рекламы, и сегодня срабатывают иные политические соображения, тормозящие полное и всестороннее освещение, а тем более анализ сложнейших процессов данного периода.

Но сама жизнь предъявляет ныне высокие требования не только к практике, но и к теоретическому осмыслению опыта местной печати. Важное значение для журналистской науки и практики в реализации этих потребностей приобретает историкотипологический опыт «малой» прессы. Анализ этого опыта, выделение типологических характеристик журналов по тематике публикаций, аудитории, жанровому разнообразию, авторскому составу и по другим показателям представляет собой как научный, так и практический интерес прежде всего для определения современных методов и форм совершенствования деятельности редакций.

Для наиболее точного и полного типологического определения необходимо выделить из общей массы большую по численности и весьма солидную по значимости группу журналов, выходивших в регионах страны в период с 1920-х по 1930е годы. Центральные журналы «Новый мир», «Молодая гвардия», «Знамя», «Наш современник», «Звезда», «Октябрь», издававшиеся в Москве-Ленинграде, изначально были ориентированы на всероссийского читателя, не ограничивались узкими рамками интересов столичных городов. Что до других универсальных журналов - «нестоличных» и «невсероссийских», эти журналы точнее всего можно определить как провинциальные,так как издавались они в условиях определенного удаления от столичного центра и ориентированы были прежде всего на «своего» читателя, здесь живущего и наилучшим образом «посвященного» в проблемы данного региона с характерной спецификой в культурной, социальной и экономической областях. Редакции литературно-публицистических журналов располагались в одном из областных административных центров региональной столицы. Важнейшим условием функционирования этих журналов было выражение интересов целого региона, в котором представлены области с их городами и населенными пунктами, объединенные по территориально-климатическому принципу и органично связанные социально-экономической и культурно-политической общностью. Тот факт, что отличительным признаком функционирования было выражение журналом интересов всего региона, позволяет утверждать, что эти журналы были не просто провинциальными, но и региональными. Это ведет к искажению представления о типе издания со своими индивидуальными, типологическими параметрами: чертами, функциями и особой сверхзадачей, обусловленной типологической целесообразностью, которой был продиктован выбор типа издания для использования в определенных целях.

В конце 1920-х годов в стране было проведено административное районирование. В связи с этим традиционно сложившиеся территориальные общности с характерными укладами жизни официально выделились в самостоятельные ад-

министративные регионы. Это было сделано для удобства руководства народным хозяйством, которое испытывало большие трудности в этот период и находилось на очередном «переломном этапе». Закономерно, что кризис печати 1920-х годов не что иное, как одно из проявлений кризиса в экономической и политической жизни страны в целом. А поскольку журналисты всегда были «подручными партии», призванными агитировать, пропагандировать, мобилизовать, сплачивать, увлекать, то в этот период на прессу была возложена труднейшая задача, с одной стороны, в решении народнохозяйственных проблем, с другой - создать взамен старой, новую интеллигенцию, свою, рабоче-крестьянскую. Для такой цели как нельзя лучше подходили именно журналы. В отличие от газет журналы менее оперативны и более объемны. Журналы исконно были в России средоточием пишущей интеллигенции. Именно журнал позволяет создать в своей редакции особую атмосферу творчества, позволяет организовать дискуссию. Постепенно любая редакция журнала «обрастает» постоянными авторами и читателями, тяготеющими принять участие в жизни редакционного коллектива. Ритм работы редакции журнала всячески этому способствовал.

Выделим два названия сформировавшихся в изучаемый период типов региональных по географии, литературно-художественных по проблематике журналов на чувашском языке.

Старейший чувашский журнал «Ялав» («Знамя»). 25 июля 1924 г. вышел в свет его первый номер под названием «Сунтал» («Наковальня»). Под таким названием журнал выходил вплоть до 1941 г. В годы Великой Отечественной войны его издание было приостановлено. Лишь в январе 1946 года журнал получил новую жизнь и новое имя - «Ялав». Редактором первых номеров журнала был главный редактор газеты «Канаш» Н.Я. Золотов. Впоследствии журнал редактировали Н.В. Шубоссинни, С.В. Эльгер, М.Д. Шумилов и др.

На всех этапах становления журнал объединял ведущие творческие силы республики. Произведения П. Хузангая, Я. Ухсая, А. Алги, Н. Ильбека, Ф. Уяра, А. Артемьева, К. Турхана, А. Талвира вошли в золотой фонд чувашской литературы. Впервые их произведения увидели свет именно в литературнохудожественных журналах.

Сегодня «Ялав» - иллюстрированный литературно-художественный и публицистический журнал. На его страницах регулярно печатаются произведения современных чувашских писателей и поэтов, публикуются переводы с других языков. Здесь «уживаются» сатира и критика, проблемная публицистика и очерк, стихи и песни, мнения и размышления читательской аудитории, а также выступления известных писателей, выдающихся деятелей культуры и искусства республики по актуальным темам современности.

Непременное отражение в журнале находят волнующие население вопросы общественной жизни и национального развития. В 1984 г. журнал награжден орденом «Знак почета». Эта заслуга как главного редактора издания, народного поэта Чувашии Юрия Семендера, который руководил журналом тридцать лет, так и всего коллектива редакци.

Другой литературно-художественный и публицистический журнал «Таван Атал» («Родная Волга»). Здесь издаются новые романы, повести, рассказы, очерки, поэмы и стихи чувашских писателей и литераторов. Произведения классиков чувашской литературы публикуются под рубрикой «Школьная библиотека» на чувашском языке. С 1998 г. журнал редактировал Г.Н. Желтухин. С начала 2006 г. эти два журнала выходят объединенно под общим названием «Таван Атал». Журнал сумел сохранить свои типологические характеристики,

сформировашиеся в период становления, и дальше развил их, прежде всего расширив проблематику публикаций и широко использовав эффективность публицистических выступлений. Методом проб и ошибок писатели и журналисты оттачивали свое мастерство, активно используя опыт литератур других народов. Именно на страницах этих периодических изданий получили дальнейшее развитие наиболее близкие и понятные читателю формы и жанры художественной литературы и публицистики.

В Чувашской Республике в 1920-1930-е годы, несмотря на экономические и организационные трудности появляется ряд новых журналов. В каждодневном творческом поиске они нащупывали оптимальный вариант, определяя наиболее подходящий для регионов тип издания. В 1919-1923 гг. вышли в свет показательные для тех лет литературные журналы: в Казани начал выходить первый общественно-политический, научный и литературно-художественный журнал на чувашском языке «Шурампуд» («Заря»), а также выходили научнопопулярные сельскохозяйственные журналы «Ана» («Нива»), «Сёр ёдлекен» («Хлебороб»). В те же годы было издано два номера литературного журнала «Атал юрри» («Вожская песня»).

Задолго до известных событий в октябре 1917 г. в российских столицах издавались «Русский вестник», «Отечественные записки», «Современник», «Русское слово», «Вестник Европы», «Русская мысль», «Русское богатство». Некоторые из них продолжали выходить и после октябрьских событий, но недолго. Поскольку эти солидные издания при новой власти стали относить к разряду «реакционных» и «буржуазных».

Утверждалась порочная практика делить издания на «хорошие» и «плохие» по идеологической направленности, политической «благонадежности», но не по качеству публикаций. Озабоченное положением средств массовой информации правительство принимает ряд экстренных мер и по воспитанию журналистских кадров, и по расширению, стабилизации сети периодической печати. Особое внимание уделялось местной прессе, в том числе журнальной периодике, в отличие от газет, как наиболее эффективном средстве пропаганды с их агитационной функцией. В стране появляется группа универсальных журналов. Это столичные издания: «Молодая гвардия»; «Октябрь», «Звезда», «Новый мир», «Наш современник», «Знамя» - до этого выходили с 1931 по 1932 г. - «ЛОКАФ» РАППА; «Залп», «Ленинград».

Итак, общее для всех журналов - их неоспоримая принадлежность к разряду универсальных. Действительно, авторский состав редакций, качество публикаций, периодичность, объем (в известных пределах), политическая направленность и эстетическая приверженность, а также природные и экономические условия, национальный состав, нравы, обычаи, традиции, образовательный и культурный уровень населения и ряд других особенностей - все это и многое другое не повлияет на изменение типа издания как универсального, если журнал сохраняет свою структуру. То есть когда содержательная структура сохраняется в полном объеме и предполагает наличие в журнале трех разделов: литературнохудожественного, публицистического, литературной критики. Где литературная критика - определяющая часть облика данного литературно-публицистического издания. Способ реализации своей позиции, заявленной через литературнокритические публикации, - подбор литературно-художественных произведений. Публицистика неотъемлемая составляющая, довершающая полное представление об универсальности литературно-публицистического издания.

Опыт 20-30-х годов прошлого столетия показал, что типологические черты читателя, его отношение к издателю являются ключевыми при определении

формы и содержания периодического издания. Оценочная характеристика типа издания помогает добиться наиболее «читабельного» содержания. Поскольку стабильная тематика гарантирует одновременно и постоянный читательский контингент, и приток «своих» авторов, которые, в свою очередь, обеспечивают изданию бесперебойный приток материалов (в виде художественных произведений, критических и информационно-публицистических публикаций) в тех жанровых формах, которые отвечают запросам журнала. Стоит нарушить целостность типологически целесообразной формы, отказавшись, например, от одной из тематических составляющих, переориентировать в процессе функционирования издания его целевое назначение или поменять самого издателя, как сразу же произойдет типологическая подмена. Следствием будет утрата постоянной читательской аудитории и части авторов, обеспечивающих ему популярность и определенный имидж. Содержание становится бедней, падает читательский интерес и в итоге уменьшается тираж. Даже лишь «косметические» изменения во внешнем виде издания, смена названия повлияли на уменьшение тиражей тех изданий, которые решили заменить апробированные названия на новые авангардистские.

Типологически целесообразная форма функционирования издания оптимально продуцирует именно в периоды переломных моментов истории, экономических переориентаций и политических катаклизмов, спадов и подъемов, как это происходит сейчас и уже неоднократно имело место в истории Российского государства. И как показывает практика журналистики, целесообразные типологические формы появляются и исчезают, и каждое время вызывает к жизни свои, наиболее актуальные, продуктивные, эффективные и популярные с точки зрения взаимодействия «издание - читатель». Безошибочный выбор издателем именно той типологической формы, которая в конкретной исторической ситуации вполне отвечала бы читательскому спросу, - вот основная его цель, которая может быть достигнута при условии верной постановки перед собой задач и для их достижения благодаря мерам по поиску и привлечению авторов, сплачиванию их вокруг конкретного издания, как это имело место в 1920-1930-е годы, о чем красноречиво свидетельствуют публикации журналов.

Таким образом, на тип регионального литературно-художественного журнала в решаюшей мере повлияли как ход развития исторических событий, так и постоянный участник этих событий - читатель с его изменяющимся взглядом на жизнь. Вместе с новыми писателями появился и новый читатель - рабочий, крестьянин со своими запросами, своими интересами, своими требованиями к литературе. Тем самым происходит взаимообогащение и читателя, и писателя, и самой художественной литературы.

Литература

1. Бялик Б.А. Литературный процесс и русская журналистика конца XIX - начала XX века / Б.А. Бялик, В.А. Келдыш. В.Р. Щербина. М.: Наука, 1982. 350 с.

2. Лапик Т.Ф. Становление и развитие типа регионального литературно-публицистического журнала (на материале журнала «Подъем и других изданий 20-30-х годов XX века): дис. ... канд. фил. наук / Т.Ф. Лапик. Воронеж, 1995. 180 с.

3. Сироткин М.Я. Очерк истории чувашской советской литературы / М.Я. Сироткин. Чебоксары: Чуваш. гос. изд-во, 1956. 352 с.

АРБЕКОВА МАРИНА ВАСИЛЬЕВНА родилась в 1979 г. Окончила Чувашский государственный университет. Ассистент кафедры журналистики Чувашского университета, член Союза журналистов России. Область научных интересов - журналистика. Автор 10 научных статей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.