Научная статья на тему 'Особенности формирования авторской мысли в собственно публицистических работах А. Емельянова'

Особенности формирования авторской мысли в собственно публицистических работах А. Емельянова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
147
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО А. ЕМЕЛЬЯНОВА / ПУБЛИЦИСТИКА / АВТОРСКАЯ МЫСЛЬ / СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ / ИДЕЯ / CREATIVITY A. EMELYANOV / AUTHOR’S IDEA / THE JOURNALISM / THE WAY OF FORMATION / THE IDEA

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Федяй Светлана Владимировна

Проанализированы некоторые статьи А. Емельянова с целью выявления способов формирования авторской мысли в собственно публицистических работах писателя. Рассмотрены основные темы, которые нашли свое воплощение и в его художественных произведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF FORMATION OF CREATIVITY IN FACT PUBLICISTIC WORKS OF A. YEMELYANOV

Analyzed some of the articles by A. Yemelyanov to identify ways of formation of creativity in fact publicistic works of the writer. The main subjects his publicistic works which found the embodiment and in its works of art are considered.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования авторской мысли в собственно публицистических работах А. Емельянова»

Литература

1. Гильдебранд Д. фон. Сущность христианства / пер. с нем. А.И. Смирнова. СПб.: Алетейя,

1998.

2. Гофман Э.Т.А. Эликсиры сатаны / пер. с нем. Н. Славятинского. М.: Республика, 1992.

3. Жирмунская Н.А. Новеллы Э.Т.А. Гофмана в сегодняшнем мире // Гофман Э.Т.А. Новеллы. Л.: Лениздат, 1990.

4. Микушевич В. Леонардо да Винчи в «Эликсирах дьявола» // Гофман Э.Т.А. Собр. соч.: в 6 т. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. Т. 2.

5. Сафрански Р. Гофман / пер. с нем. В.Д. Балакина. М.: Молодая гвардия, 2005.

6. Федоров Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время. Рига: Зинатне,

1988.

7. Altdeutsche Walder. Kassel, 1813.

8. Steigewald J. Die fantastische Bildlichkeit der Stadt. Zur Begrundung der literarischen Fantastik im Werk E.T.A. Hoffmanns. Wurzburg, 2001.

9. Weinholz G. E.T.A. Hoffmann. Dichter - Psychologe - Jurist. Essen, 1991.

10. Werner H.-J. E.T.A. Hoffmann. Darstellung und Deutung der Wirklichkeit im dichterischen Werk. Weimar, 1962.

11. Wiele Y. Vergangenheit als innere Welt: historische Erzahlen bei E.T.A. Hoffmann. Fr.-am-M., 1996.

МИШИНА ЛАРИСА АЛЕКСЕЕВНА - доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (futurum2006@yandex.ru).

MISHINA LARISA ALEKSEEVNA - doctor of philological sciences, professor of Russian and Foreign Literature Chair, Chuvash State University, Russia, Chebokasary.

УДК 821.512.111 Емельянов - 4

ББК Ш43(2) (=635.1) {6}*8Емельянов 4*44 - 203

С.В. ФЕДЯЙ

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ АВТОРСКОЙ МЫСЛИ В СОБСТВЕННО ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ РАБОТАХ А. ЕМЕЛЬЯНОВА

Ключевые слова: творчество А. Емельянова, публицистика, авторская мысль, способ формирования, идея.

Проанализированы некоторые статьи А. Емельянова с целью выявления способов формирования авторской мысли в собственно публицистических работах писателя. Рассмотрены основные темы, которые нашли свое воплощение и в его художественных произведениях.

S.V. FEDYAY

PECULIARITIES OF FORMATION OF CREATIVITY IN FACT PUBLICISTIC WORKS

OF A. YEMELYANOV

Key words: creativity A. Emelyanov, the journalism, author's idea, the way of formation, the idea. Analyzed some of the articles by A. Yemelyanov to identify ways of formation of creativity in fact publicistic works of the writer. The main subjects his publicistic works which found the embodiment and in its works of art are considered.

В 1960-е гг. художественно-публицистический стиль в чувашской словесности наиболее ярко проявился в творчестве писателя Анатолия Емельянова. Во многих его произведениях ощущается стремление автора связать воедино художественность с публицистичностью. Такая особенность творчества писателя, многочисленные публицистические работы позволяют отнести его к значимым фигурам чувашской художественной публицистики. Многие исследователи считали, что излишняя заостренность внимания писателя на злободневных вопросах в рамках художественного произведения наносит некоторый ущерб его поэтике. С этим утверждением нельзя не согласиться. Но вместе с тем многие публицистические работы А. Емельянова являются неотъемлемой частью художественной литературы. Стоит отметить, что данная область творчества писателя до сих пор еще не изучена, в то время как она представляет собой достаточно богатый материал.

Ниже рассмотрены некоторые собственно публицистические работы автора (газетные статьи, очерки) с целью глубже понять и осмыслить место и значение публицистического начала в творчестве писателя, подобрать «ключ» к раскрытию идейного содержания произведений, представляющих собой своеобразный лирико-публицистический сплав, в чем собственно и проявляется уникальность А. Емельянова как прозаика.

Писатель в разные годы пишет много публицистических статей, число последних на данный момент не поддается исчерпывающему учету. Поэтому в этой статье рассматриваются лишь отдельные публицистические работы, которые послужили идейной основой для его повестей и рассказов.

Читатель чувашской литературы знает А. Емельянова, прежде всего, как прозаика. Его роман «Черные грузди», повести «Колокольчики», «Не ради славы», «Засушливый год», «Пастухи», «Перевертыш», «Имя», множество рассказов получили широкую известность, признание и любовь читателей. Но все же неслучайно А. Емельянов, оставаясь писателем-прозаиком, постоянно обращался к публицистике, на протяжении всей своей творческой биографии сотрудничал с редакциями газет и журналов «Таван Атал» (Родная Волга), «Ялав» (Знамя), «Советская Чувашия», «Коммунизм ялаве» (Знамя коммунизма) и т.д.).

Почему же писатели обращаются к жанрам публицистики? Часто отмечается тот факт, что писательская публицистика - это зачастую «вынужденная публицистика», которая появляется как объективная реакция писателя на происходящие вокруг события и явления [6. С. 54]. Писатель-прозаик, анализируя художественный материал, некоторое время вынужден как бы молчать, не участвовать в действительных событиях, которые происходят вокруг него. В его душе должен оформиться собственно художественный образ. Проходит определенное время, прежде чем появится литературное произведение (рассказ или повесть). И в этот период писатель, желая выразить свои мысли по поводу волнующих его конкретных вопросов, вынужден обращаться к публицистическим жанрам.

Большая часть публицистики, написанной А. Емельяновым в разное время, до сих пор представляет интерес, так как актуальными остаются многие волновавшие писателя вопросы. Например, неоднократно им были затронуты проблемы экологии, проблемы неперспективных сел, социальных отношений и т.д. С конца 1980-х гг. и в 1990-е гг. в публицистике А. Емельянова все большее место занимают статьи, выражающие взгляды писателя на политическую обстановку в стране. И это легко можно объяснить: трудно было оставаться равнодушным к происходившим тогда в стране переменам.

Но о чем бы ни писал А. Емельянов, его мысли то и дело возвращаются к его малой родине - Чувашии. Не секрет, что жизнь и история родного края всегда волнует писателей и влияет на формирование их личности, соответственно, на их творчество. В литературоведении существует мнение, что «биографическая линия в публицистике помогает отражению острых моментов истории» [6. С. 77]. Но не только из «острых моментов» складывается история, она также формируется из повседневных проблем, ее «делают» обычные люди, труженики. Поэтому одной из главных тем в публицистике А. Емельянова является тема малой родины.

Писатель, окончив Вурнарский зоотехникум, вскоре становится секретарем Вурнарского райкома. Работая с людьми, решая разного рода проблемы, он нередко использует острое перо публициста, часто обращается к проблемам родного села («По возвращении из Москвы...», «Время светлых новоселий», «Сутки в деревне», «Деревня вчера и сегодня» и др.), пишет о проблемах и достижениях родного района, о красоте и неповторимости малой родины.

В очерке «По возвращении из Москвы.» («Мускавран тавранна чух.») автор делится с читателями своими размышлениями о проблемах современной

деревни. По дороге из Москвы в родную Чувашию писатель случайно становится свидетелем развернувшейся полемики двух женщин. Одна из собеседниц сетовала на то, что многие сельские жители обленились, работать на селе не хотят. А. Емельянов соглашается с высказанным мнением. Действительно, заявляет автор, все больше сельчан не желают трудиться в колхозах, многие уезжают в город в поисках большого заработка. За счет них растет городское население, а в деревне, меж тем, некому работать. Большинство коллективных хозяйств вынуждены либо сливаться, либо вовсе прекращать свое существование.

Далее автор переходит к обсуждению проблем экологии Чувашии, его особенно беспокоит эрозия почв, которая из года в год разрушает огромные площади плодородной земли. Эта проблема нередко становится основной и в художественном творчестве писателя. Так, в повести «Разлив Цивиля» один из главных героев пытается соорудить специальное приспособление для сохранения плодородного слоя почвы от выветривания.

Автора волнует также исчезновение рек - многие мелкие водоемы высыхают, исчезают с карты Чувашии. Скудеют леса по причине бесконтрольной вырубки. Как следствие всех этих процессов обедняются флора и фауна родной земли. А. Емельянов вспоминает, как, еще будучи ребенком, не раз видел в родной деревне большого лося, который свободно разгуливал по улицам, совершенно не чуждаясь людей, частенько появлялись в деревне и кабаны. Сейчас, к большому сожалению писателя, нашим современникам подобную картину трудно представить.

Проблема экологии становится одной из главных в творчестве Анатолия Емельянова. Особенно волновала писателя скудеющая год от года природа Чувашии. В работе «Одна на всю Россию» он анализирует экологическое состояние родного края, приводит причины создавшегося в данный момент неблагоприятного положения в этой сфере: «Чувашский лес беспощадно вырубался в довоенные, военные и послевоенные годы. Старики недаром жалуются, что наши реки обмелели. Там, где производился сплав леса, ныне не поплывет и чурбан. Почти две трети лесов - это подлесок двадцати-тридцатилетней давности. Еще в начале XIX в. леса занимали более половины территории, а теперь осталась одна треть. Пилы и топоры в равнодушных руках нарушили водный режим: высохли родники, образовались новые овраги. А эрозия почвы выносит в Волгу не только почву, но и гербициды, пестициды, минеральные удобрения.» [2].

А. Емельянов проявляет свою осведомленность в различных цифрах и фактах, иллюстрирующих экологическое состояние Волги и других рек в разные годы. Автор говорит и о мерах, предпринимаемых экологами в деле защиты природы, разделяет их мнение о том, что «природопользование должно стать ресурсосберегающим и малоотходным, ни одно строительство не должно начинаться без предварительной независимой экологической экспертизы» [2]. В конце статьи писатель призывает всех, душой болеющих за природу, к осуществлению общей задачи: «всем миром спасти Волгу от ее дальнейшего загрязнения».

На примере этой статьи мы можем наблюдать своеобразный путь формирования публицистической мысли А. Емельянова. В самом начале автор описывает конкретную ситуацию (две женщины - попутчицы автора - затевают разговор о современной сельской молодежи), но затем эта проблема расширяется, мысли писателя постепенно переходят на другие не менее важные сферы жизни села. Такой способ формирования публицистической мысли позволяет автору наиболее полно раскрыть заявленную тему. Эту форму исследователи называют «от ситуации». Однако в теории публицистики выделяют и другой способ формирования публицистической мысли - «от мысли», «от идеи» к конкретным ситуациям и событиям [1] .

Подобное построение сюжета наблюдается в следующих публицистических работах писателя: «Слово о хлебе», «Встречая новую весну», «Время светлых новоселий», «Деревня вчера и сегодня», «У околицы. 1. Гори, гори, моя звезда», «У околицы. 2. Ниме», «Как я боролся с ворами», «Память» и др. В них автор изображает жизнь села, пристально следит за различными изменениями в обществе.

Например, в статье «Память» (1986) А. Емельянов обеспокоен стремительным развитием так называемой «гонки вооружений» между США и СССР, писатель вспоминает события второй мировой войны, когда были сброшены американские бомбы на Хиросиму и Нагасаки, и задается вопросом, почему руководители держав забыли, сколько бед принесло это событие людям и, несмотря ни на что, продолжают развивать атомные технологии. «Забыть прошлое - лишить себя будущего», - утверждает автор.

Большую роль в деле пропаганды сохранения мира А. Емельянов отводит писателям, которые регулярно устраивают встречи под девизом «Писатели в борьбе за мир». В своих рассуждениях он отталкивается от мысли о том, что «писатели создают общественное мнение. А оно иной раз сильнее атомной бомбы» [3].

Проблема мира была затронута писателем еще в 1981 г. в статье «С надеждой на завтра» [4]. В ней автор упоминает о письме бывшему президенту СшА, Д. Картеру, написанном в соавторстве с Яковом Ухсаем и Николаем Ильбеком. Коллектив авторов просит Картера прекратить производство атомного оружия, напоминает о последствиях взрывов атомных бомб в японских городах, которые унесли 300 тыс. жизней и «до сих пор уносят». А. Емельянов прекрасно понимает, что это письмо вряд ли дойдет до адресата, но сам факт обращения к этой проблеме говорит об искренней озабоченности писателей происходящими в мире событиями. Автор признается, что «.когда с годами больше теряешь своих близких и знакомых, чем их приобретаешь, эта проблема волнует тебя больше, острее чувствуешь горечь утраты, дороже становится жизнь каждого, пусть даже незнакомого тебе человека» [4]. Эти слова А. Емельянова, на наш взгляд, в любую эпоху звучат актуально, ведь и в наше время проблема сохранения мира на земле до сих пор не решена.

Итак, мы рассмотрели некоторые публицистические работы А. Емельянова и отметили способы формирования в них авторской мысли: «от ситуации» и «от идеи». Выделять из них главенствующую форму нет необходимости, так как любая публицистика основывается на сочетании конкретного жизненного материала и гражданской позиции автора. И только он, руководствуясь поставленной задачей, имеет право выбора, каким образом строить свое повествование - «от ситуации» или «от идеи».

Литература

1. Белова О.П. Своеобразие художественно-публицистической манеры Владимира Крупина: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Волгоград, 2004. 23 с.

2. Емельянов А.В. Одна на всю Россию // Советская Чувашия. 1986. 1 июля.

3. Емельянов А.В. Память // Советская Чувашия. 1986. 26 июля.

4. Емельянов А.В. С надеждой на завтра // Советская Чувашия. 1981. 30 апр.

5. Павлова С.В. Лирические тенденции в чувашской прозе 50 - 80-х годов XX века в контексте русской литературы: дис. .канд. филол. наук. Чебоксары, 2009. 173 с.

6. Стюфляева М.И. Образные ресурсы публицистики. М.: Сов. писатель, 1982. 321 с.

ФЕДЯЙ СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА - кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (sfedyaj@mail.ru).

FEDYAY SVETLANA VLADIMIROVNA - candidate of philological sciences, associate professor of Russian and Foreign Literature Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.