выбор стратегии развития
типизация стратегий
инновационного развития регионов
_Аннотация
Регионы России отнесены к трем различным типам инновационной деятельности: разработ-ческому, производственному и посредническому. Показано, что в зависимости от типа инновационной стратегии в регионах должна по-разному строиться инновационная инфраструктура. Для каждого типа определены кадровые потребности и потребности в правовом обеспечении инновационного развития.
Ключевые слова: стратегия инновационной деятельности, типизация, стратегия «разработческого» типа, стратегия «производственного» типа, стратегия «посреднического» типа, инновационная инфраструктура
В основу практической типизации инновационной деятельности может быть положен тип общей хозяйственной деятельности региона, ее исторически сложившийся хозяйственный уклад и, главное, - цели, которые регион выбирает для себя, для своего развития.
Создание региональных инновационных систем рационально осуществлять, опираясь на те или иные типы инновационных стратегий региона, связанные со степенью его развития, направлениями и устоявшимися традициями хозяйственной деятельности.
Согласно такой типизации стратегии инновационной деятельности регионов можно классифицировать с позиций:
1) «разработческого» типа, когда основная деятельность направлена на производство иннова-
Коршенко И.Ф.
исполнительный директор АНО«Центр научно-технического и инновационно-технологического сотрудничества России и АТЭС» [email protected]
Коршенко А.И.
канд. экон. наук, Начальник Управления Администрации муниципального образования города Владивосток
Кузнецов П.А.
главный инженер
Департамента
научных исследований
Дальневосточного
государственного
технического
университета
Кузнецов П.А.
аспирант,
Дальневосточный
государственный
технический
университет
региональная эко,
_тип стратегии
_определяет все
основные аспекты
_инновационной
_деятельности
_региона
ций, а регион «зарабатывает» в основном на том, что массово продает созданные инновации.
2) «производственного» типа, когда регион преимущественно покупает или привлекает инновации и массово их использует для модернизации производящих секторов экономики, при этом основной заработок региона - рост валового продукта за счет увеличения инновационной составляющей в объемах производства.
3) «посреднического» типа, когда регион, не занимаясь ни массовым производством инноваций, ни массовым их приобретением для внедрения в производство, ориентируется на обеспечение динамики движения инноваций через регион, формируя основной заработок из посреднической маржи за услуги по поддержанию высоких темпов и поступательного характера движения.
Тип стратегии определяет все основные аспекты инновационной деятельности региона: конфигурацию поддерживающей его инфраструктуры, основные направления инвестирования, программы подготовки кадров и т.п. Однако ни одна из стратегий не присутствует в регионе в «чистом виде». При любой доминирующей, элементы остальных в той или иной степени присутствуют обязательно.
Регион, строящий свою инновационную стратегию по «разработческому» типу (рис. 1), ставит своей целью массовое создание инноваций широкого спектра приложений в различных областях жизнедеятельности. Для региона инновационные разработки не столько предмет развития собственной производственной сферы и реализуемых на собственных рынках продуктах, сколько предмет участия в глобальных инновационных рынках. Создание и последующая продажа инновационных разработок для такого региона является частью регионального бюджета.
Как правило, это регион с исторически хорошо развитой системой научно-исследовательской деятельности, научными центрами, академическими и образовательными учреждениями, научно-производственными центрами. К их числу относятся, например, Москва, Санкт-Петербург,
реативная экономика, 2010, № 5
/
(Федеральный заказ
. на инновации -
гиональный заказ 1 1 инновации
т
(Ведомственный ^ !аказ на иннованииу
V
(е1 иональный ¡акаА на инновации J
Заказ рынка на Л инновационные продукты ^;
(Инициативный Л ;ак-ач на инноваций
Постановка задачи па исследования и [1:1 фаООТЬЧ!
Разра5огь'а-
Разработки (Инновационные
технологии, пролукты)
л
Задача: предложить производству и рынку
Офисы коммерциализаци и разработок
«Магазин инноваций»
Основная функция инфраструктуры: «упаковать проект»
^ Инфраструктура исследовательского кластера региона ^„^
Технико-внедренческая особая экономическая зона
КмионлционммМ кластер рег иона
Бюджет региона
ПРИ
Рис. 1. Стратегия инновационной деятельности региона «разработческого»
типа
Татарстан, Нижний Новгород, Новосибирск, Томская область и др.
Иная ситуация в регионе, выбравшем для себя стратегию «производственного» типа (рис. 2). Они заинтересованы в постоянной технологической модернизации производств на инновационной основе, в диверсификации продуктового ряда, в новых технологиях продаж. Как правило, разработческий ресурс таких регионов сосредоточен в конструкторских бюро и проектных центрах. Вместе с тем, местный разработческий ресурс не способен решить масштабную задачу и ограничивается локальными улучшениями существующих технологических схем. Следовательно, регион заинтересован в удовлетворении своих потребностей в инновационных разработках из внешних источников. Таким образом, для достижения стратегической цели регион «производственного» типа при формировании собственной инновационной инфраструктуры должен обеспечить:
- выявление потребностей производства в инновациях;
- отбор инноваций в множестве внешних предложений;
- адаптацию выбранных инноваций к реальным условиям производства;
- отработку производственных технологий с учетом включенных в них инноваций;
- выпуск инновационной продукции.
В регионе «производственного» типа (рис. 3) основными элементами инфраструктуры являются технопарки, инновационно-конструкторские бюро. При этом могут использоваться две модификации технопарков.
Первая: технопарк, жестко ориентированный на узкий сегмент региональной экономики. Наиболее показательный пример такого технопарка - технопарк «Идея» в Казани. Вторая: технопарк, последовательно трансформирующийся в индустриальный парк. Подобные технопарки широко распространены в Азии (индустриальные парки в Янтае, Сучжоу и т.д.). Главным рынком при стратегии подобного типа, который необходимо сформировать, выступает рынок инновационных продуктов.
вная экономика, 2010, № 5
м
к :
Р
ж
Ькижет |к I пока
ИГП
11 р<>1> КИПЯ
Рис. 2. Стратегия инновационной деятельности региона «производственного» типа
Внешний рынок
)
Бюджет региона
ВРП
1
Инфрасгру ктура исследовательского кластера региона
Инпоиаиноиньш кластер решена
Рис.3' Стратегия инновационной деятельности региона «посреднического» типа
Очевидно, что для «разработческого» и «производственного» типов речь идет о разных рынках инновационных продуктов, вернее о разных сторонах одного и того же рынка. В первом случае речь идет о рынке предложения, то во втором случае - о рынке спроса. Они, в той или иной степени используются в отдельных российских регионах. Стратегия же «посреднического» типа в настоящее время пока адекватно не описана и нигде по большому счету не используется.
Эта стратегия предназначена для регионов, экономика которых в значительной степени носила сырьевой характер, в которых развита транспортная инфраструктура, а научно-производственный комплекс в силу тенденций последних лет ослаблен. Российская практика показывает, что именно регионы, которые подходят к реализации «посреднического» типа стратегии инновационной деятельности, изначально испытывают наибольшие экономические проблемы: недостаточность финансовых ресурсов, отсутствие инвестиционных финансовых инструментов, ограниченность людских ресурсов, разрозненность существующих элементов инфраструктуры1.
Задачи, которые регион может решить посредством развития своей инновационной деятельности, в случае стратегии производственного типа включают в себя:
1. Усиление логистической составляющей экономики региона (за счет организации логистики инноваций через свою территорию).
2. Осуществление выхода на внешние инновационные рынки, а также реализацию на своей территории ряд временных инновационных проектов для последующей «пересадки» их на внешние, более экономически целесообразные территории,
3. Привлечение внешних инвестиций, развитие существующих производственных кластеров и формирование новых отраслей экономики.
ни одна из стратегий не присутствует в регионе в «чистом виде», при любой доминирующей, элементы остальных в той или иной степени присутствуют обязательно
1 Типичным представителем такого региона является Приморский край.
региональная экономика
Литература
1. Об утверждении Требований к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации». Приказ Министерства регионального развития РФ от 27.02.2007 № 14.
2. Коршенко И.Ф. Концепция стратегии инновационной деятельности в Приморском крае // Азиатско-тихоокеанский альманах «Инновационное развитие», 2007, № 3. С.4-11.
3. Коршенко И.Ф., Горчаков В.В., Алексейко Л.Н. Первая Тихоокеанская венчурная площадка // Инновации, 2007, № 6 (104) С. 23-29.
Korshenko I.F.
Executive Director ofANO "Centre for Science and Technology and Innovation and technological cooperation between Russia andAPEC" Korshenko A.I.
Cand. of Econ. Sci., Head of Administration of the city ofVladivostok Kuznetsov PA.
Chief Engineer of the Department of Scientific Research, Far Eastern State Technical
University
Kuznetsov P.A.
Post-graduate, Far Eastern State Technical University
Typification of strategies for innovative development of regions
_Abstract
Regions of Russia classified to three different types of innovation: developing production and mediation. It is shown that, depending on the type of innovation strategy, innovation infrastructure in the regions should be formed differently. For each type identified staff needs and requirements of legal provision of innovative development.
Keywords: strategy of innovation activity, typification, strategy of development type, strategy of industrial type, the strategy of mediatory type, innovation infrastructure
__креативная экономика, 2010,№ 5