ПРОБЛЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНЕ
С. В. ВЛАДИМИРОВА
В статье исследуются вопросы недостаточной мотивации для инвестирования в высокотехнологичный, инновационный сектор региональной экономики, обеспечения востребованности и конкурентоспособности продуктов российского сектора инновационных исследований. Проводится анализ инновационной политики региона.
Ключевые слова: инновации, инновационная система региона, инновационная политика региона.
Современная российская экономика во многом ориентирована на экстенсивный путь экономического развития, высокие темпы роста достигаются только за счет экспорта сырья. В связи с этим актуальной становится проблема использования инновационно-инвестиционной составляющей для сбалансированного социально-экономического развития на основе рационального использования всех региональных ресурсов, включая геолого-географические, образовательные, трудовые, экономику, промышленность, инфраструктуру без предельных нагрузок на окружающую среду. Основной задачей здесь становится необходимость замещения давно используемых технологий на инновационные, благодаря которым делается возможным снижение издержек производства. Поэтому возникает потребность в обеспечении основательной мотивации для инвестирования именно в высокотехнологичный, инновационный сектор, т. е. в виды деятельности, являющиеся наиболее эффективными, основывающиеся преимущественно на создании, распространении и использовании знаний.
На сегодняшний день проблемы недостаточного взаимодействия инноваций с инвестициями во многом определены слабой развитостью инфраструктуры управления, недостаточной хозяйственной интеграцией отраслей, регионов и отдельных предприятий. Для обеспечения востребованности и конкурентоспособности продуктов российского сектора инновационных исследований и разработок от правительства требуется не столько финансовая поддержка, сколько организационно-административная, прикладывающая максимум усилий по формированию и развитию инновационного рынка и инфраструктуры управления.
В сформировавшейся на сегодняшний день экономической среде внедрения новых информационно-коммуникационных технологий, увеличения информированности населения, роста территориальных ресурсов активно увеличивает свои шансы возможность выстраивать приоритеты устойчивого развития пропорционально ресурсным возможностям региона.
Следует отметить, что если не приняты соответствующие меры по продлению жизненного цикла открытой социально-экономической системы, то в соответствии с общим динамическим законом развития, регион (как сложная социальноэкономическая система) со временем неизбежно вступает в стадию деградации. Причем инвестиции на реконструкцию, техническое перевооружение, реструктуризация сегодня уже не эффективны: нужны решения, связанные с перспективой инновационного пути обеспечения конкурентоспособности и устойчивого развития региона как социально-экономической системы в целом [3].
Центральным фактором повышения конкурентоспособности экономики региона сегодня являются инновации. При этом цель устойчивого повышения конкурентоспособности региона должна достигаться не только за счет государственной поддержки отдельных секторов и отраслей, но и за счет побуждения всех экономических объектов к освоению рынка инноваций. Одной из социально значимых функций совершенствования научно-технической политики и развития инновационной деятельности является разработка концепции курса развития, современная парадигма политики включает обязательно ее социальную ориентацию. Поэтому принятие постановлений и концепций научно-технического развития
региона представляется весьма значимым фактом в процессе реализации устойчивости развития всей социально-экономической системы.
Инновационная система региона в таких документах определяется как совокупность взаимодействующих на единых целевых принципах субъектов инновационной деятельности, а также исполнительных органов государственной власти региона, участвующих в реализации единой государственной политики в сфере инновационной деятельности. Целями инновационной политики региона при этом предположительно могут являться:
- развитие инновационной системы региона;
- рост конкурентоспособности субъектов инновационной деятельности;
- рост объемов реализации инновационной продукции;
- концентрация и диверсификация субъектов инновационной деятельности;
- формирование механизма инновационного развития региона;
- развитие и позиционирование региона как международного центра инноваций.
Основные задачи, которые следует решить для достижения указанных целей это:
- подготовка и переподготовка кадров для субъектов инновационной деятельности;
- развитие инновационной инфраструктуры региона;
- совершенствование законодательства, стимулирующего развитие инновационной деятельности;
- совершенствование финансового обеспечения инновационной деятельности;
- содействие развитию системы информационной поддержки инновационной деятельности;
- формирование эффективных механизмов координации и регулирования инновационной деятельности;
- развитие сотрудничества и взаимовыгодных связей с российскими, зарубежными и международными организациями инновационной и научной сфер;
- формирование и реализация приоритетных направлений.
В контексте формирования и реализации приоритетных направлений развития инноваций в регионах начинающийся в развитых экономиках инновационно-технологический цикл представляется весьма неопределенно. Инвесторы ищут наиболее перспективные объекты для вложения - тотальная 1Т-мобильность, Ш;ете1 и цифровые технологии, нанотехнологии, новые материалы, аль-
тернативная энергетика и биотехнологический потенциал.
В становлении новой инновационной экономки присутствуют некоторые недоработки. Так, для стимуляции инновационных процессов не существует необходимых четких правил регулирования рынка идей, правовых норм для коммерциализации результатов научных исследований и разработок. И один из основных недостатков - то, что инновационный потенциал России крайне неравномерно распределен по территории страны. Еще в 2006 г. В. В. Путин России в послании Федеральному Собранию отметил, что «надо сделать серьезный шаг к стимулированию роста инвестиций в развитие инноваций» [2]. Настоящий президент России Д. А. Медведев, озвучивая основные критерии развития России, также отмечает, что важным стандартом является способность государства обеспечивать и поддерживать высокий уровень технологического развития, за счет чего обеспечивается достойный уровень жизни его граждан [4].
Помочь активировать инновационные процессы могло бы решение проблемы трансферта инноваций. Однако до сих пор механизм трансфера инноваций в России не налажен на должном уровне. Основные усилия должны сосредоточится на создании центров трансфера технологий (далее ЦТТ). ЦТТ должны сопровождать научно-техническую разработку практически на всех этапах ее реализации.
Центры создаются с целью координации, научно-технического, информационного и нормативно-правового сопровождения научных исследований и разработок, корректировки практической деятельности по созданию наиболее благоприятной среды, в которой научные идеи воплощаются в конкурентоспособную научно-технологическую продукцию.
Это новый и в тоже время интересный вид деятельности, который охватывает такие звучные понятия как «инновационный менеджмент», «коммерциализация научных разработок», «внедрение изобретений» и т. д. Если сформулировать более точно, то трансфер технологий - это процесс, посредством которого светлая идея ученого или изобретателя превращается в осязаемый успех в виде продукта, товара [6].
Работы по созданию центров трансфера технологий начались в 2003 г., когда Минпромнауки России поддержало создание первых шести ЦТТ. В 2004 г. работы продолжились, и структурами Минобрнауки было поддержано создание еще 18 центров трансфера технологий. В 2005 г. Рос-
наукой и Рособразованием было поддержано создание еще более 40 ЦТТ. Всего из федерального бюджета было поддержано создание 66 ЦТТ на общую сумму 133 млн руб. По числу созданных организаций сектор трансфера технологий становится наиболее значимым сегментом национальной инновационной системы. Однако при создании системы ЦТТ были выявлены проблемы, сдерживающие развитие этого сектора НИС, которые требуют решения в 2006 и последующем годах.
Одной из наиболее вероятных тенденций развития сектора инноваций в РФ можно считать единое и тесное взаимовыгодное взаимодействие государства, которое регулирует данную сферу и формулирует стратегию развитию на среднесрочную и долгосрочную перспективу, современного типа вузов, которые являются трансляторами инновационной политики и бизнеса, которому инновации необходимы для осуществления экспансии внутреннего и внешнего рынков.
При этом инвестиции в реформирование сферы являются выгодным вложением государственного и частного капиталов при обязательном наличии условий для последующей деятельности подготовленных специалистов и организаций, отобранных по механизму госзаказа, на территории РФ.
Основным направлением развития инновационной инфраструктуры является необходимость подготовки квалифицированных кадров для инновационной деятельности. Для анализа ситуации в этой области обратимся к Аналитическому исследованию ИТ-кадров 2010 «Численность занятых в российской экономике 2009 г. и прогноз потребности 2010-2015».
Согласно исследованию общая численность ИТ-специалистов, работающих в российской экономике, составила в 2009 г. чуть более 1 млн чел. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат) по занятости населения России, это составляет 1,47 % от всех работающих или 1,34 % от трудоспособного населения. Для сравнения: в США последний показатель составляет 3,74 %, в Великобритании 3,16 %, в Германии 3,14 %. Опрос на эту тему, проведенный в регионах, показал следующую картину [5]:
- Во многих регионах подготовка кадров по организации и управлению инновационной деятельностью не ведется.
- Ответы из региональных органов исполнительной власти и дополнительных источников (вузов, учреждений дополнительного образования, организаций инфраструктуры, изучение сай-
тов и др.) часто не совпадают, что свидетельствует о недостаточном знании положения дел с подготовкой кадров по организации и управлению инновационной деятельностью на местах и недостаточном внимании к этой проблеме.
- Практически во всех регионах (исключение на сегодняшний день составляют Томск и Санкт-Петербург) нет единых центров, разрабатывающих стратегию и координирующих подготовку кадров для инновационной деятельности. Вопросы развития инновационной деятельности, инновационной инфраструктуры и вопросы подготовки кадров решаются различными органами исполнительной власти без координации своей деятельности между собой и без опоры на изучение реальных потребностей в кадрах для инноваций и программ инновационного развития регионов. Потому эта деятельность не носит системного характера и, как правило, связана с инициативными действиями узкого круга лиц на местах. Например, проведенная в рамках проекта оценка потребности в кадрах для инновационной деятельности на предприятиях Пензенской области показала, что в настоящее время потребность в кадрах по управлению инновационной деятельностью для различного типа организаций составляет до 900 специалистов различного квалификационного уровня, в то же время их подготовка в области, согласно ответу администрации, не ведется.
- В высших учебных заведениях и региональных органах исполнительной власти нет единого понимания содержания подготовки кадров для инновационной деятельности. Потребности работодателей и инновационной инфраструктуры в кадрах не изучаются. Утвержденный Минтруда России в 2004 г. Профессиональный стандарт по профессии «Менеджер инновационной деятельности в научно-технической и производственной сферах», являющийся основой формирования содержания подготовки кадров для инновационной деятельности, практически не используется.
Таким образом, при реализации намеченного государством модернизационного сценария развития России, численность требующихся специалистов в ближайшие годы в несколько раз превысит численность выпуска учебных заведений и её неудовлетворенность станет главным сдерживающим фактором развития страны.
Перед государством сегодня стоит стратегическая задача согласования и сближения тенденций развития экономики и образования как общественной ценности. В наши дни как никогда основная трудность заключается в преодолении дистанции между этими сферами жизни общества,
установлении взаимопонимания между бизнес-и академическим сообществами.
Наука, взаимодействуя с рынком, имеет возможность актуализировать свои разработки. Бизнес получает консультационные услуги научных учреждений, льготные условия размещения и доступную современную инфраструктуру.
В России уже накоплен значительный фонд инновационных предложений, разработок и проектов практически во всех сферах производства.
Сверхприбыль, получаемая от продажи такого рода продукции, позволяет не только расширить ее выпуск, но и получить средства для создания других видов продукции. Остается только сформировать соответствующую российской экономике инновационную инфраструктуру трансляции инновационной политики государства как комплекс взаимосвязанных структур, обслуживающих и обеспечивающих реализацию инновационной деятельности (рис. 1) [3].
Правовое поле Государственная поддержка
Региональные органы исполнительной власти
Производители интеллектуального продукта - академическая наука, вузы, НИИ, изобретатели
Рис. 1. Основные элементы инновационной инфраструктуры
Главная особенность ИТЦ состоит в том, что он по своей сути является структурой поддержки сформировавшихся малых инновационных предприятий, уже прошедших наиболее трудный этап создания, становления и выживания в начальный период своей деятельности, когда гибнет до 90 % малых инновационных фирм. Поэтому в идеале технопарки должны создаваться при вузах и выполнять задачу инкубирования малых фирм, а ИТЦ призваны обеспечивать более устойчивые связи малого бизнеса с промышленностью, и, следовательно, создаваться при предприятиях или научно-производственных комплексах.
Развитие таких ИТЦ как конгломератов, объединяющих промышленные предприятия и научные организации на едином технологическом уровне с высокотехнологичными специализированными малыми (средними) структурами в единой инфраструктуре, может стать жизненно важным. В первую очередь для обеспечения глобаль-
ной конкурентоспособности конкретного региона, генератора инноваций и формирования устойчивого развития за счет ускорения трансляции инноваций социально-экономических систем, тяготеющих к нему.
Нам представляется важной также реализация возможности создания на базе академических учреждений малых предприятий для реализации научных разработок. Деньги от собственных исследований можно вводить в уставной капитал, но такого права у НИИ и вузов по закону нет. Также остро стоит вопрос о порядке лицензионных выплат ученым - целесообразно принять федеральные законы: об инновационной деятельности в РФ, об интеллектуальной собственности, существенно доработать закон о налогообложении научных учреждений.
Важно отметить, что создание региональных инновационно-технологических центров рационально осуществлять, опираясь на те или иные
типы инновационных стратегий региона, связанные со степенью его развития, направлениями и устоявшимися традициями хозяйственной деятельности.
Согласно такой типизации стратегии инновационной деятельности регионов можно классифицировать с позиций [1]:
1) регионы, где инновации создаются или регионы «разработческого» типа, когда основная деятельность направлена на производство инноваций, а регион «зарабатывает» в основном на том, что массово продает созданные инновации;
2) регионы, в которых инновации применяются или регионы «производственного» типа, когда регион преимущественно покупает или привлекает инновации и массово их использует для модернизации производящих секторов экономики, при этом основной заработок региона - рост валового продукта за счет увеличения инновационной составляющей в объемах производства.
3) регионы «посреднического» типа, когда регион, не занимаясь ни массовым производством инноваций, ни массовым их приобретением для внедрения в производство, ориентируется на обеспечение динамики движения инноваций через регион, формируя основной заработок из посреднической разницы между ценами купли-продажи за услуги по поддержанию высоких темпов и поступательного характера движения.
Таким образом, для положительного и эффективного развития сектора инноваций в регионах важно учитывать тип их инновационной стратегии. Обобщая вышесказанное важно отметить, что основные принципы стимулирования инноваций и повышения конкурентоспособности федеральных округов или экономических регионов заключаются в основном в ориентации на модель инновационного роста через создание условий для ускоренной модернизации наукоемких производств посредством частно-государственного партнерства с дивер-
сификацией каналов поддержки инновационной активности через развитие инновационной среды и инновационного потенциала региона. Также необходимо увеличивать инвестиционную активность с помощью создания благоприятной инвестиционной среды в регионе, способствовать росту интеллектуальных инвестиций - в лицензии, научнотехнические разработки, в том числе и в подготовку квалифицированных кадров.
Литература
1. Коршенко И. Ф., Коршенко А. И., Кузнецов П. А., Кузнецов П. А. Выбор стратегии развития, типизация стратегий инновационного развития регионов // Креативная экономика. 2010. № 5.
2. Послание Федеральному собранию. Президент России В. В. Путин. иРЬ: http://www.rg.ru/2007/04/27/ poslanie.html
3. Проблемы государственной политики регионального развития России: мат-лы Всерос. науч. конф. М., 2008.
4. Пять признаков демократии. иРЬ: http://www. rg.ru/2010/09/13/medvedev.html
5. Суворинов А. В. О развитии инновационной деятельности в регионах России // Инновации. № 2 (89). 2006.
6. Центр трансфера технологий. иРЬ: http://v4. М8и. т^аепсе/сй
* * *
STIMULATION PROBLEMS OF REGIONAL INNOVATIVE ACTIVITY
S. V. Vladimirova
This paper examines the issues of insufficient motivation for investment in high-technology innovative sector of regional economy and the issues of support of demand and competitiveness of Russian products in the innovative research sector.
Key words: innovations, innovative system of region, innovative policy of region.