СПЕЦИФИКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНЕ
В. В. ХУДЕЕВА, Е. А. КОЛЕСНИЧЕНКО
В статье раскрывается значимость инновационного потенциала для эффективного управления инновациями в регионе. В статье рассматривается необходимость развития инновационной деятельности на региональном уровне. Представлены основные факторы развития инновационной деятельности в регионе.
Ключевые слова: инновации, регион, инновационная политика региона, инфраструктура.
Развитие инновационной экономики для России крайне актуально. На современном этапе хозяйствования в развитых странах мира прирост ВВП на 75-90 % обеспечивается за счет развития инновационного сектора, а в России пока данный показатель находится только на уровне 10 %. Так, по существующим оценкам, упущенная выгода России от инновационного отставания составляет 1214 млрд долл. в год. Следует отметить, что Россия в развитии собственной экономики отстала от ведущих стран на 1-2 уклада (5-6 - в развитых странах и 3-4 - в России). Если положение сохранится, то разрыв в экономическом развитии будет неизбежно нарастать и России суждено оказаться на второстепенных ролях в мировой структуре распределения труда [7].
Экономическое развитие регионов в современных условиях зависит от их научно-инновационного потенциала, определяемого уровнем материально-технических, трудовых, информационных и финансовых ресурсов. Под научноинновационным потенциалом региона понимается совокупность научно-технических, производственных, технологических, кадровых, инфраструктурных, финансовых, правовых и иных возможностей хозяйствующих субъектов региона, позволяющих обеспечить разработку, производство, восприятие и диффузию инноваций [4]. Взаимодействие экономических агентов в рамках региональной инновационной системы должно быть основано на активном сотрудничестве между предпринимательством и наукой с упором на создание механизмов, обеспечивающих создание, хранение и распространение новых знаний и технологий.
Следует отметить, что если не приняты соответствующие меры по продлению жизненного цикла открытой социально-экономической системы, то в соответствии с общим динамическим за-
коном развития регион (как сложная социальноэкономическая система) со временем неизбежно вступает в стадию деградации. Причем инвестиции на реконструкцию, техническое перевооружение, реструктуризация сегодня уже не эффективны: нужны решения, связанные с перспективой инновационного пути обеспечения конкурентоспособности и устойчивого развития региона как социально-экономической системы в целом [1].
Центральным фактором повышения конкурентоспособности экономики региона сегодня являются инновации. При этом цель устойчивого повышения конкурентоспособности региона должна достигаться не только за счет государственной поддержки отдельных секторов и отраслей, но и за счет побуждения всех экономических объектов к освоению рынка инноваций. Одной из социально значимых функций совершенствования научно-технической политики и развития инновационной деятельности является разработка кон-цепции курса развития, современная парадигма политики включает обязательно ее социальную ориентацию. Поэтому принятие постановлений и концепций научно-технического развития региона представляется весьма значимым фактом в процессе реализации устойчивости развития всей социально-экономической системы.
Инновационная система региона определяется как совокупность взаимодействующих на единых целевых принципах субъектов инновационной деятельности, а также исполнительных органов государственной власти региона, участвующих в реализации единой государственной политики в сфере инновационной деятельности.
Целями инновационной политики региона при этом предположительно могут являться:
- развитие инновационной системы региона;
- рост конкурентоспособности субъектов инновационной деятельности;
- рост объемов реализации инновационной продукции;
- концентрация и диверсификация субъектов инновационной деятельности;
- формирование механизма инновационного развития региона;
- развитие и позиционирование региона как международного центра инноваций.
Основные задачи, которые следует решить для достижения указанных целей, это:
- подготовка и переподготовка кадров для субъектов инновационной деятельности;
- развитие инновационной инфраструктуры региона;
- совершенствование законодательства, стимулирующего развитие инновационной деятельности;
- совершенствование финансового обеспечения инновационной деятельности;
- содействие развитию системы информационной поддержки инновационной деятельности;
- формирование эффективных механизмов координации и регулирования инновационной деятельности;
- развитие сотрудничества и взаимовыгодных связей с российскими, зарубежными и международными организациями инновационной и научной сфер;
- формирование и реализация приоритетных направлений.
В становлении новой инновационной экономики присутствуют некоторые недоработки. Так, для стимуляции инновационных процессов не существует необходимых четких правил регулирования рынка идей, правовых норм для коммерциализации результатов научных исследований и разработок. И один из основных недостатков - то, что инновационный потенциал России крайне неравномерно распределен по территории страны.
Еще в 2006 г. В. В. Путин в послании Федеральному Собранию РФ отметил, что «надо сделать серьезный шаг к стимулированию роста инвестиций в развитие инноваций» [6].
За последние годы в стране созданы основные элементы инновационной инфраструктуры: технопарки, инновационно технологические центры, центры трансфера технологий и др. Таким образом, с начала 90-х гг. прошлого века, когда началось развитие инновационной инфраструктуры, Минобрнауки и структуры, ему предшествующие, поддержали развитие следующих типов инновационной инфраструктуры практически во
всех регионах России, обладающих научно-техническим потенциалом (табл. 1).
Таблица 1
Типы инновационной инфраструктуры
Технопарки (ТП) 44
Инновационно-технологические центры (ИТЦ) 61
Инновационно-промышленные комплексы (ИПК) 4
Инновационно-технологические класторы 2
Цетры трансфера технологий (ЦТТ) 66
Национальные информационноаналитические центры (НИАЦ) 10
Кроме технологической инфраструктуры, осуществлялась поддержка развития венчурных фондов, коучинг-центров, центров коллективного пользования (ЦКП) и других видов инфраструктуры. Всего только с государственной поддержкой было создано около 200 объектов инновационной инфраструктуры во всех регионах России.
В регионах с высоким научно-техническим потенциалом и перспективных «полюсах роста» отечественной экономики, наряду с указанными системами, создаются более сложные территориальные институты инновационной инфраструктурной поддержки в форме технико-внедренческих зон (ТВЗ) и инновационных кластеров. ТВЗ задумывались как инструмент для формирования инновационной инфраструктуры и подъема научно-технического потенциала регионов. В настоящее время в России созданы четыре ТВЗ, которые действуют в Москве, Санкт-Петербурге, Томске, а также в Дубне. В них зарегистрировано 200 компаний-резидентов, из которых 52 приступили к выпуску научно-технической продукции. На территориях ТВЗ создано около 2 тыс. рабочих мест, получено более 35 патентов [3].
По данным Федеральной службы государственной статистики, внутренние затраты на исследования и разработки постоянно увеличиваются -с 76,7 млрд руб. в 2000 г. до 485,8 млрд руб. в 2009 г. При этом объемы финансирования инновационной деятельности являются недостаточными. Об этом свидетельствует относительный показатель финансирования инновационной деятельности - его значение на протяжении 20002009 гг. незначительно превышает 1 %. В большинстве же стран Западной Европы, в США и Японии показатель внутренних затрат на исследования и разработки к ВВП превышает 2 % [2].
Институциональными элементами, обеспечивающими инновационное развитие в регионах, являются:
- региональные инновационные стратегии и программы (включая межведомственные и межрегиональные, в том числе на среднесрочный период);
- механизмы государственной поддержки коммерциализации результатов научных исследований и экспериментальных разработок;
- благоприятный экономический и инвестиционный климат для функционирования инновационно активных предприятий региона;
- кооперация между научными организациями, организациями инновационной инфраструктуры и промышленными предприятиями региона;
- мониторинг развития инновационной деятельности в регионе и др.
Переход к инновационному развитию экономики РФ невозможен без формирования и развития региональных инновационных систем (РИС). В упрощенном виде алгоритм, вытекающий из стандартной концепции РИС, сводится к следующему:
- принятие комплекса мер, направленных на активный рост числа региональных вузов и исследовательских институтов (так называемых провайдеров знаний - новых технологий, перспективных научных исследований и т. п.), университетских компаний и/или содействующих тесной привязке местных фирм к внешним источникам этих знаний;
- привлечение в регион высококвалифицированных трудовых ресурсов и активное стимулирование роста профессиональной квалификации уже имеющегося персонала;
- создание сетей бизнес-инкубаторов для поддержки старт-ап-компаний;
- создание и/или долгосрочное финансирование деятельности исследовательской организации, отслеживающей на регулярной основе ключевые для важнейших региональных промышленных кластеров рынки и технологии;
- создание эффективных механизмов функционирования системы взаимодействия и колла-борационных отношений между региональными компаниями, исследовательскими организациями и государственными учреждениями;
- обеспечение тесных контактов внутри местной бизнес-элиты, т. е. развитие формальных и неформальных сетевых организаций;
- обеспечение активного притока в регион венчурного капитала (на ранних этапах финансирования - создание сетей «бизнес-ангелов»).
Таким образом, РИС есть феномен территориального развития условий и факторов произ-
водства, направления движения которых формируются под влиянием глобализации и регионализации современной экономической системы в целом.
Перспективы инновационного развития страны во многом зависят от эффективности проводимой государством региональной политики. Для регионов РФ формирование государственной региональной инновационной политики (РИП) связано с разработкой политики, учитывающей специфику и социально-экономическое положение региона. Основной целью РИП является активизация инновационной деятельности в регионе, разработка механизмов ее реализации, а также методов стимулирования технологических изменений в реальном секторе экономики на основе нахождения баланса между рациональными потребностями в современных технологиях и имеющимися заделами в области научноисследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).
РИП, как это следует из анализа материалов законодательных актов, принятых в 49 российских регионах, направлена на решение следующих основных задач:
- определение и реализацию приоритетов инновационной политики, эффективных инновационных проектов и программ;
- разработку и осуществление системы мер по эффективному развитию и использованию инновационного потенциала, наукоемких технологий, инновационной инфраструктуры и в конечном итоге на выпуск новой, конкурентоспособной продукции;
- осуществление мер по поддержке продвижения на рынки новой продукции, в том числе по поддержке экспорта новой продукции и (или) новых технологических процессов, созданных российскими производителями;
- содействие созданию и внедрению нововведений, принципиально новых достижений в образовании, здравоохранении, культуре, жилищно-коммунальном хозяйстве, организации и управлении экономикой;
- обеспечение взаимодействия науки, образования, производства и финансовой сферы для развития инновационной деятельности;
- усиление государственной поддержки субъектов и процессов инновационной деятельности путем установления порядка и механизмов прогнозирования, программирования, финансирования, экономического стимулирования и организации мониторинга инноваций во всех сферах социально-экономического развития региона.
Кредитно-инвестиционное и финансовое обеспечение, интеграция финансового и промышленного капитала являются основой для реализации инновационных проектов. В настоящее время к числу инвесторов инновационных проектов относятся Правительство РФ, специализированные инвестиционные государственные организации, правительства субъектов РФ, банки и другие кредитные организации, частные российские и зарубежные инвесторы. На сегодня важной проблемой является усиление роли таких источников финансирования инновационного процесса, как коммерческие банки, страховые организации, внебюджетные фонды, зарубежные источники. Среди мер, предлагаемых специалистами в части стимулирования банков и страховых организаций к кредитованию инноваций, можно выделить предложение по существенному уменьшению ставки налога на получаемую ими прибыль в случае осуществления подобных операций [5].
Эффективность проводимой в регионах политики зависит от скоординированных действий различных министерств и ведомств, принимающих участие в формировании и реализации инновационной политики. При отсутствии должной координации программных мероприятий наблюдается неритмичность выделения средств в течение срока действия программ и низкие показатели отдачи вложенных средств. В числе других факторов, снижающих эффективность этого инструмента регулирования, можно отметить высокую степень бюрократизации процесса принятия решений и слабое участие бизнеса в софинансиро-вании инновационных проектов. Препятствием для развития государственно-частного партнерства (ГЧП) является слабая вовлеченность частного бизнеса в процесс выбора направлений (приоритетов) научно-технической и инновационной деятельности, по которым органы исполнительной власти планируют партнерские отношения. Не способствует развитию партнерских отношений неопределенность условий государственного контракта, когда государство в случае уменьшения бюджетного финансирования оставляет за собой право снижать объемы выделенных средств на реализацию конкретного мероприятия. Частному бизнесу в такой ситуации достаточно сложно формировать свою инновационную стратегию.
Обобщая вышесказанное, важно отметить, что основные принципы стимулирования инноваций и повышения конкурентоспособности федеральных округов или экономических регионов заключаются в основном в ориентации на модель инновационного роста через создание условий для ускоренной модернизации наукоемких производств посредством частно-государственного партнерства с диверсификацией каналов поддержки инновационной активности через развитие инновационной среды и инновационного потенциала региона. Также необходимо увеличивать инвестиционную активность с помощью создания благоприятной инвестиционной среды в регионе, способствовать росту интеллектуальных инвестиций - в лицензии, научно-технические разработки, в том числе и в подготовку квалифицированных кадров.
Литература
1. Проблемы государственной политики регионального развития России: мат-лы Всерос. науч. конф. М., 2008.
2. Россия и страны мира. 2010: стат. сб. М., 2010.
3. Фомин Е. П., Назаров М. А., Федосеева С. В. Развитие взаимодействия объектов инновационно-инвестиционной инфраструктуры: монография. Самара, 2009.
4. Чернышов А. С. Формирование инновационной инфраструктуры в регионах России // Инновации. 2008.
5. URL: http :// openbudget.karelia.ru
6. URL: http://www.rg.ru
7. URL: http://www.buzdalin.ru
* * *
SPECIFICS OF INNOVATIVE ACTIVITY IN THE REGION
V. V. Khudeyeva, Ye. A. Kolesnichenko
In article the importance of innovative potential for effective management of innovations in the region is revealed. In article need of development of innovative activity at regional level is considered. Major factors of development of innovative activity in the region are presented.
Key words: innovations, region, innovative policy of the region, infrastructure.