СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА И ЕГО РОЛЬ
В РАЗВИТИИ ТЕРРИТОРИЙ
В. В. ХУДЕЕВА, Р. А. РЫШМАНОВ
Данная статья посвящена исследованию инновационного потенциала и его воздействия на инновационное развитие территорий. Автором обосновано, что задача построения экономики инновационного типа требует глубокого пересмотра стратегии социально-экономического развития региона, ее переориентации на инновационную модель, основанную на учете динамических аспектов инновационного процесса. В данном аспекте автором статьи рассмотрены подходы и инструментарий реализации имеющегося инновационного потенциала.
Ключевые слова: инновационная политика, инновационный потенциал, экономики инновационного типа, инновационное развитие региона.
Выработка регионами стратегии инновационного развития является одним из важных инструментов преодоления отсталости России. Модернизация - это ответ на вызов, попытка переключить страну на развитие и увести ее с застойной траектории. У России есть единственный путь - перевод экономики в инновационный режим. Инновационное развитие представляет технико-внедренческую деятельность фундаментальных научных разработок, когда мы получаем высокотехнологичный продукт высокой конкурентоспособности. Создание благоприятных условий для развития инновационных процессов -в первую очередь, забота органов государственной власти. Только государство может дать решительный толчок развитию инновационной деятельности в стране.
В российской научной среде вопросам исследования инновационного потенциала экономических систем посвящены работы М. Гусакова, Л. Матвеевой, К. Миско, О. Причины, А. Трифи-ловой и др. Анализ литературы показал, что основное внимание уделяется изучению инновационного потенциала на микроэкономическом уровне, и позволил выделить следующие подходы к пониманию сущности инновационного потенциала:
- это совокупность инновационных ресурсов этой системы [6];
- это способность экономической системы к финансированию реализации выбранной инновационной стратегии [7].
Факторы, оказывающие влияние на формирование регионального инновационного потенциа-
ла, определяют как его количественные параметры, так и способность инициировать, распространять новшества, привлекать ресурсы на принципах коммерческой результативности:
- инновационная политика, проводимая региональными органами власти;
- инновационная стратегия субъектов хозяйственной активности (отдельных разномасштабных предпринимательских бизнес-структур, институциональных субъектов научной сферы), осуществляющих свою деятельность в рамках соответствующей территории;
- политика финансово-кредитных учреждений, функционирующих в регионе;
- изменение потребительских предпочтений;
- характер конкуренции;
- существующий уровень развития территориальной инновационной инфраструктуры;
- определенный «порог» знаний и задел научно-технических разработок, которые накоплены в рамках данной территории и за ее пределами и которые можно привлечь в интересах социальноэкономического развития той или иной территории и др.
Таким образом, авторы большинства научных работ по данной проблематике концентрируют свое внимание на исследовании отдельных сторон дефиниции «инновационный потенциал», поэтому в современных трудах представлены его специфические определения, слабо связанные между собой. В данном контексте представляются целесообразными уточнение, дополнение и внесение предложений в интерпретацию понятия «инновационный потенциал региона» (рис. 1).
СОВОКУПНЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
Социальный
потенциал
Научный
потенциал
Кадровый
потенциал
Инновационный потенциал
Потенциал системы управления экономикой региона
Природно-ресурсная составляющая ИП
Научно-технический
потенциал
Материально-техническая составляющая ИП
N
/
Кадровая составляющая ИП
Финансово-инвестиционная составляющая ИП
Экономический
потенциал
Природно-
ресурсный
потенциал
Производственно-
технический
потенциал
Информационный потенциал
Инвестиционный потенциал
Организационноэкономическая составляющая инновационного потенциала
Потенциал хозяйственного механизма региона
Рис. 1. Место инновационного потенциала в совокупном региональном потенциале
Рассмотрение инновационного потенциала региона в качестве составной части социальноэкономического потенциала экономики мезо-уровня, его целевой подсистемы, выполняющей специфические функции, предопределяет необходимость его исследования как объекта регионального управления. Существует ряд методологических подходов к оценке инновационного потенциала региона.
Первый - это ресурсный подход. В контексте данного подхода ресурсы региона рассматриваются как материальное наполнение изучаемого объекта, а именно регионального инновационного потенциала, выступают одной из форм его существования.
Вторым подходом можно считать так называемый РИП-анализ (анализ реализуемости ин-
новационных проектов), определение размера соответствия имеющихся экономических ресурсов и необходимых инвестиционных затрат для реализации стратегии инновационного развития [8].
Многие исследователи сходятся во мнении, что основой перехода стран к новой системе хозяйствования является развитие региональных инновационных систем [9]. Это особенно справедливо в отношении такой большой и разнообразной страны, как Российская Федерация, поскольку одной из характерных черт российского экономического пространства является его исключительная неоднородность и неравномерность развития, во многом обусловленные природными различиями, географической эволюцией государства, последовательностью хозяйственного освоения современной территории страны. Кроме
того, нельзя не учитывать, что в разных регионах инновации принимают разную форму из-за специфического наследия в виде структуры промышленности, исследовательских институтов и рабочей силы, а также способов их взаимодействия [4]. Также географические расстояния имеют значение для распространения знаний, поскольку, несмотря на быстрый прогресс телекоммуникаций, личное общение до сих пор остается наиболее эффективным способом стимулирования взаимодействия субъектов экономической деятельности. Географическая доступность способствует доверию в отношениях внутри сообщества, что критически важно для создания и распространения знаний и инноваций. Регионы представляют собой более значимые сообщества с точки зрения экономических интересов, особенно если у них имеются развитые кластеры, они также могут извлекать выгоды из связей и синергий между экономическими агентами.
Региональная инновационная система может считаться успешной, если она генерирует общий экономический рост. Несмотря на то, что в научных кругах давно уже идет дискуссия о том, специализация или дифференциация секторов приводит к региональному экономическому росту, есть свидетельства тому, что рост происходит в контексте взаимосвязанных разнообразных экономических платформ, т. е. при наличии тесно связанных промышленных секторов, действующих в пределах географической достижимости друг от друга. Связанное разнообразие способствует более быстрому распространению инноваций среди сообществ. Естественно, что инновации лежат в основе данного типа диверсификации и подразумевают изучение новых способов производства новых видов товаров и услуг с существующими знаниями и институциональными активами.
Вследствие вышеуказанного можно сделать вывод о том, что инновационная политика не должна замыкаться на отдельных секторах (т. е. ограничиваться конкретной отраслью промышленности).
Во-первых, сугубо секторальная политика не является устойчивой, поскольку никогда в долгосрочном плане не сможет защитить отрасль от ухода в страны с низким уровнем издержек.
Во-вторых, жесткая секторальная политика не дает эксплуатировать в данном регионе научные и технологические возможности, которые открываются в других секторах.
В-третьих, поскольку сектора могут быть аккуратно определены с использованием статистических дефиниций, рынок постоянно меняет ор-
ганизацию стоимостных цепочек, и понятие «сектор» - это движущаяся цель [2]. Различные задачи в рамках сектора решаются в разных регионах, поэтому данные задачи могут иметь больше общего с задачами в других «секторах», чем с задачами внутри своего собственного сектора. Помимо этого отдельные отрасли способны диверсифицироваться в другие, тесно с ними связанные, посредством различных механизмов передачи знаний, которые действуют, главным образом, на региональном уровне. Один - это диверсификация продуктов и услуг внутри фирм, второй -предпринимательская деятельность через создание дочерних компаний, третий - мобильность трудовых ресурсов и четвертый - это социальные сети.
Успешные региональные инновационные системы имеют несколько общих системных характеристик. Эмпирические данные показывают, что в развитой региональной инновационной системе существуют системные связи между внутренними источниками знаний (университеты и исследовательские институты), посредниками в передаче знаний (государственные и частные поставщики услуг) и фирмами. Это происходит потому, что инновация - это процесс изучения, и географическая близость способна этот процесс запустить. В инновационных регионах обычно имеется обширная сеть поставщиков посреднических услуг, таких как юристы, бухгалтеры, консультанты и венчурные фонды. Регионы с менее развитой инновационной инфраструктурой не в состоянии привлечь таких посредников, и тогда на их место приходит государство, чтобы обеспечить поддержку в форме финансирования, бизнес-консультаций и технологической экспертизы.
В системе управления инновационным развитием региона особую роль играют внешние связи. Они позволяют регионам ликвидировать технологическое отставание без необходимости тратить время и ресурсы на то, чтобы заново все изобретать. Транснациональные корпорации создают внешние связи посредством передачи знаний местным поставщикам, организации рабочих мест на территории, сотрудничества с местными исследовательскими организациями, что создает непрерывный инновационный цикл. По мере достижения большей специализации регионов и параллельного соответствующего «подтягивания» уровня структуры институциональной поддержки прямые иностранные инвестиции ищут центры опыта вслед за внутренними инвестициями как часть глобальной стратегии размещения производительных сил [1].
Ключевую роль в формировании и развитии инновационной системы на мезоуровне играет политика региональной власти, которая может способствовать развитию экономики, культуры и самобытности регионов, в том числе их институциональных возможностей привлекать, развивать и создавать конкурентные преимущества. Разработка и реализация стратегии инновационного развития способна придать регионам индивидуальные траектории развития. Институциональные условия и инновационная инфраструктура, предоставляемая региональной властью фирмам для удовлетворения потребностей в знаниях, технологиях, навыках, финансировании и т. д., которые не могут быть предоставлены рынками, способна сыграть ключевую роль в развитии инновационной среды региона [3].
Важнейший фактор экономического развития - научно-технический прогресс - непосредственно связан с инновационным процессом, основу которого он составляет. Уникальность инновационного процесса состоит в том, что он объединяет науку, технику, экономику, предпринимательство, управление и простирается от зарождения научной идеи до ее коммерческой реализации, охватывая при этом весь комплекс отношений. производства, обмена, потребления полученного в результате этого процесса новшества.
Инновационный процесс существует в рамках функционирующей национальной или региональной инновационной системы [5].
Развитие региона на основе инноваций является важнейшим фактором его конкурентоспособности, а социально-экономическое развитие является результатом его конкурентоспособности. Для обеспечения высоких темпов и устойчивости инновационного роста региона необходимо наличие развитой региональной инновационной системы как особой институциональной среды, включающей совокупность фазовых состояний инновационных процессов, изменяющихся под воздействием государственной инновационной политики, субъектов и объектов инновационной деятельности. В рамках региональной инновационной системы происходит управление инновационными процессами, характер которых напрямую зависит от территориальных особенностей. Для построения целостной системы управления развитием инновационного процесса необходим
анализ инновационного развития территорий с целью выделения преобладающей фазы инновационного процесса в данном регионе.
Литература
1. Аминов М. С., Батдалов М. М., Тамидов Т. С., Исмаилов Т. А. Региональные проблемы развития инновационной деятельности // Инновации. 2001. № 1-2.
2. Бекетов Н. В. Научно-инновационные системы регионов: проблемы формирования и развития // Инновации. 2002. № 9-10.
3. Берман С. С. Подходы к формированию региональной инновационной политики // Вестник Казанского технологического университета. 2011. Т. 14. № 8.
4. Конкурентоспособность региона: новые тенденции и вызовы / под общ. ред. А. И. Татаркина. Екатеринбург, 2003.
5. Кравченко С. И., Кладченко И. С. Исследование сущности инновационного потенциала // Научные труды Донецкого национального технического университета. Серия Экономическая. Вып. 68. Донецк, 2003.
6. Миско К. М. Ресурсный потенциал региона (теоретические и методические аспекты исследования). М., 1991.
7. Трифилова А. А. Оценка эффективности инновационного развития предприятия. М., 2005.
8. Трифилова А. А. Управление инновационным развитием предприятия. М., 2003.
9. Galan Jose I., Sanchez Maria J. Influence of industry R&D intensity on corporate product diversification: interaction effect of free cash flow. Industrial and Corporate Change. 2006.
* * *
ESSENCE OF INNOVATIVE POTENTIAL AND ITS ROLE IN DEVELOPMENT OF TERRITORIES
V. V. Khudeyeva, R. A. Ryshmanov
This article is devoted to research of innovative potential and its impact on innovative development of territories. By the author it is proved that the problem of creation of economy of innovative type demands deep revision of strategy of social and economic development of the region, its reorientation to the innovative model based on the accounting of dynamic aspects of innovative process. In this aspect the author of article considered approaches and tools of realization of available innovative potential.
Key words: innovative policy, innovative potential, economies of innovative type, innovative development of the region.