ИНЫЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ПЕДАГОГИКИ
OTHER SCIENTIFIC RESEARCH IN THE FIELD PEDAGOGICS
Научная статья © Перепелицына Ю.Р., 2024
УДК 811.1
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ
Юлия Ростиславовна Перепелицына
Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России perepelitsyna_yuliya@mail.ru
Аннотация. В статье рассматривается значимость грамотной письменной речи сотрудников правоохранительных органов в современном обществе, где эффективная коммуникация является ключевым элементом профессиональной деятельности. Отмечено, что многие полицейские сталкиваются с трудностями при составлении служебных документов, а это, в свою очередь, снижает эффективность работы правоохранительных органов и может негативно сказаться на юридической практике. В данной статье выявлены наиболее типичные ошибки в письменной речи полицейских: неправильное использование профессиональной терминологии, нарушение логической структуры текста, грамматические и стилистические недочёты, а также недостаточная адаптация языка к официально-деловому стилю. Подчеркивается необходимость системного подхода и целенаправленного обучения сотрудников для повышения культуры письменной речи, что способствует улучшению качества работы правоохранительных органов.
Ключевые слова: письменная речь, правоохранительные органы, служебные документы, языковая компетенция, профессиональная терминология, логическая структура, официально-деловой стиль, грамматические ошибки
Для цитирования: Перепелицына Ю.Р. Типичные ошибки в письменной речи сотрудников полиции // Современная наука. 2024. № 4. С. 54-56.
Original article
TYPICAL MISTAKES IN WRITTEN SPEECH OF POLICE OFFICERS
Yuliya R. Perepelitsyna
Stavropol branch of the Krasnodar university of the Ministry of the Interior of Russia perepelitsyna_yuliya@mail.ru
Abstract. The article examines the importance of competent written speech for law enforcement officers in modern society, where effective communication is a key element of professional activity. It is noted that many police officers face difficulties in drafting official documents, which reduces the efficiency of law enforcement agencies and can negatively affect legal practice. This article identifies the most typical errors, such as incorrect use of professional terminology, violation of the logical structure of the text, grammatical and stylistic flaws, as well as insufficient adaptation of the language to the official business style. The need for a systematic approach and targeted training of employees to improve the culture of written speech is emphasized, which in turn will help improve the quality of law enforcement work.
Keywords: written speech, law enforcement agencies, official documents, language competence, professional terminology, logical structure, official business style, grammatical errors
For citation: Perepelitsyna Yu.R. Typical mistakes in written speech of police officers // Modern Science. 2024. № 4. P. 54-56.
В современном мире, где коммуникация играет ключевую роль в профессиональной деятельности, грамотная письменная речь становится неотъемлемой частью компетенции сотрудников правоохранительных органов. Однако, несмотря на важность этого аспекта, многие полицейские сталкиваются с трудностями при составлении служебных документов, допуская различные ошибки в письменной речи. Указанная проблема не только снижает эффективность работы правоохранительных органов, но и зачастую приводит к серьезным последствиям в юридической практике.
Проблеме повышения уровня культуры речи полицейских посвящены научные работы Л.Б. Волковой [1], которая описала наиболее распространенные ошибки в письменной речи сотрудников правоохранительных органов, лексическим ошибкам в служебных документах посвящена работа Е.А. Липиной [6], отдельного внимания заслуживает словарь ошибок, которые наиболее часто до-
пускают в своей речи сотрудники полиции, составленный Л.Г. Носковой [7]. Ю.А. Воронцова и Е.Ю. Хорошко [4] в своем исследовании отмечают, что типичные ошибки в письменной речи сотрудников полиции являются следствием недостаточного уровня языковой компетенции и отсутствия навыков работы с официально-деловыми текстами [3].
Авторы подчеркивают, что эта проблема требует системного подхода и целенаправленной работы по повышению культуры письменной речи сотрудников правоохранительных органов. Объектом данного исследования являются типичные ошибки в письменной речи сотрудников полиции, предметом - способы их реализации в служебных документах. Одной из наиболее распространенных ошибок в письменной речи полицейских является неправильное использование профессиональной терминологии.
Сотрудники полиции часто сталкиваются с необходимостью использовать специфические юри-
54
PEDAGOGICS
СОВРЕМЕННАЯ НАУКА. 2024. № 4.
дические термины, но не всегда делают это корректно. Неточное употребление терминов может привести к искажению смысла документа и, как следствие, к неправильной квалификации преступления или административного правонарушения [4]. Это подчеркивает важность постоянного совершенствования знаний в области юридической терминологии.
Другой типичной ошибкой является нарушение логической структуры текста. Многие сотрудники полиции испытывают трудности при построении связного и последовательного изложения событий или обстоятельств дела.
Отсутствие четкой логики в изложении материала может привести к неверной интерпретации фактов и затруднить работу следователей и судей.
Эта проблема особенно актуальна при составлении протоколов допросов и отчетов о проведенных оперативно-розыскных мероприятиях. Грамматические и стилистические ошибки также являются распространенной проблемой в письменной речи сотрудников полиции. Земзерева В.И. отмечает, что наиболее частыми являются ошибки в согласовании и управлении, неправильное употребление деепричастных оборотов, нарушение видовременной соотнесенности глаголов [5]. Эти ошибки не только снижают качество документов, но и могут привести к их неправильной интерпретации.
Особую проблему представляет неумение сотрудников полиции адаптировать свою речь к требованиям официально-делового стиля. Многие полицейские допускают в официальных документах разговорные выражения, просторечия и даже жаргонизмы. Использование неуместной лексики в официальных документах не только снижает их юридическую силу, но и подрывает авторитет правоохранительных органов [2]. Это указывает на необходимость целенаправленного обучения сотрудников полиции основам официально-делового стиля.
Еще одной типичной ошибкой является неправильное оформление цитат и ссылок на нормативно-правовые акты. Сотрудники полиции часто сталкиваются с необходимостью цитировать законы, постановления и другие официальные документы, но не всегда делают это корректно. Неправильное оформление цитат и ссылок может привести к искажению смысла цитируемого текста и затруднить проверку достоверности информации. Это подчеркивает важность обучения сотрудников полиции правилам оформления цитат и ссылок в официальных документах.
Проблема избыточности и многословия также часто встречается в письменной речи полицейских. Многие сотрудники склонны к излишней детализации и повторам, что затрудняет восприятие основной информации. Неумение лаконично и точно выразить мысль приводит к созданию объемных, но малоинформативных документов. Это указывает на необходимость развития у сотрудников полиции навыков краткого и четкого изложения информации.
Особого внимания заслуживает проблема неправильного использования юридических клише и штампов в письменной речи сотрудников полиции. Хотя использование стандартных формули-
ровок является неотъемлемой частью официально-делового стиля, их неуместное или избыточное применение может привести к обезличиванию текста и затруднению его восприятия.
Чрезмерное использование канцеляризмов и шаблонных фраз часто приводит к потере индивидуальности документа и снижению его информативности. Это указывает на необходимость обучения сотрудников полиции навыкам балансирования между стандартизированными формулировками и индивидуальным стилем изложения.
Еще одной распространенной проблемой является неумение сотрудников полиции адаптировать свою письменную речь к различным типам документов. Каждый вид официального документа (протокол, отчет, постановление и т.д.) имеет свои особенности структуры и стиля, которые не всегда учитываются при составлении. Несоблюдение жанровых особенностей документов может привести к нарушению их юридической силы и затруднить их использование в правоприменительной практике. Это подчеркивает важность обучения сотрудников полиции специфике различных видов официальных документов.
Проблема неправильного использования причинно-следственных связей также часто встречается в письменной речи полицейских. Многие сотрудники испытывают трудности при логическом обосновании своих выводов и решений. Неумение четко обосновать причинно-следственные связи между фактами и выводами может привести к ошибочным решениям и затруднить работу следователей и судей. Это указывает на необходимость развития у сотрудников полиции навыков логического мышления и аргументации.
Также заслуживает внимания проблема неправильного использования вводных слов и конструкций. Сотрудники полиции часто злоупотребляют вводными словами или, наоборот, игнорируют их, что приводит к нарушению логики изложения и затрудняет понимание текста. Неправильное использование вводных слов может привести к искажению смысла высказывания и создать впечатление неуверенности или, напротив, излишней категоричности автора. Это подчеркивает важность обучения сотрудников полиции правильному использованию вводных конструкций для выражения различных оттенков мысли.
Еще одной типичной ошибкой является неумение сотрудников полиции работать с большими объемами информации и структурировать ее в письменном виде. Многие полицейские сталкиваются с трудностями при составлении обобщающих отчетов или аналитических справок. Неспособность эффективно организовать и представить большой объем информации в письменном виде может привести к потере важных деталей и затруднить принятие управленческих решений [3]. Это указывает на необходимость развития у сотрудников полиции навыков информационной обработки и структурирования текста.
Ю.А. Воронцова и Е.Ю. Хорошко также обращают внимание на проблему несоблюдения правил пунктуации в письменной речи сотрудников полиции. Неправильная расстановка знаков препинания может привести к искажению смысла высказывания и затруднить понимание текста [3]. Особенно часто
ПЕДАГОГИКА
55
встречаются ошибки в использовании запятых при обособлении причастных и деепричастных оборотов, а также в сложных предложениях. Это подчеркивает необходимость уделять особое внимание правилам пунктуации при обучении сотрудников полиции.
Проблема неумения сотрудников полиции адаптировать свою письменную речь к различным адресатам также существует. Многие полицейские испытывают трудности при составлении документов, предназначенных для разных целевых аудиторий (коллеги, руководство, граждане, суд). Неспособность учитывать особенности адресата при составлении документов может привести к неэффективной коммуникации и снижению авторитета правоохранительных органов [3]. Это указывает на необходимость развития у сотрудников полиции навыков адаптации письменной речи к различным коммуникативным ситуациям.
Таким образом, важность грамотной письменной речи для сотрудников правоохранительных органов в современных условиях не подлежит сомнению. Ошибки в официальных документах, такие как неправильное использование терминологии, нарушение логической структуры, грамматические и стилистические недочёты, а также недостаточная адаптация языка к требованиям официально-делового стиля, снижают эффективность работы полиции и могут негативно сказаться на юридической практике.
Неумение корректно оформлять цитаты и избегать избыточности также подвергает риску качество документации. В свете вышеизложенного необходимо целенаправленное обучение сотрудников, направленное на повышение их языковой компетенции и навыков работы с официально-деловыми текстами. Это не только улучшит качество документирования, но и укрепит авторитет правоохранительных органов в глазах общества.
Список источников
1. Волкова Л.Б. О культуре письменной речи государственных служащих (нормативно-стилистический аспект) // Инновационная наука. 2016. № 2. С. 78-80.
2. Воловенко О.Н. Письменная речь сотрудника полиции как гарант нормы и закона // Перспективы государственно-правового развития России в XXI веке: сборник материалов Всероссийской научно-теоретической кон-
ференции курсантов и слушателей вузов МВД России, студентов гуманитарных вузов, адъюнктов, аспирантов и соискателей. 2018. С. 498-502.
3. Воронцова Ю.А., Хорошко Е.Ю. Типичные ошибки в письменной речи сотрудников полиции // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 1(72). С. 74-78.
4. Воронцова Ю.А., Хорошко Е.Ю. Культура речи и деловое общение сотрудников полиции. Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Пути-лина. Белгород, 2018.
5. Земзерева В.И. Коммуникативная компетенция сотрудника полиции как одно из слагаемых культуры устной и письменной речи // Язык. Культура. Общество: сборник материалов заочной межвузовской научно-практической конференции. 2021. С. 76-80.
6. Липина Е.А. Проблемы письменной речи сотрудников полиции (нарушение лексических норм) // Правопорядок: история, теория, практика. 2016. № 2(9). С. 42-45.
7. Носкова Л.Г. Типичные ошибки в речи сотрудников органов внутренних дел: словарь. М., 2011, 167 с.
References
1. Volkova L.B. On the culture of written speech of civil servants (normative and stylistic aspect) // Innovatsionnaya nauka. 2016. № 2. P. 78-80.
2. Volovenko O.N. Written speech of a police officer as a guarantor of the norm and the law // Prospects of state-legal development of Russia in the XXI century: collection of materials of the All-Russian scientific-theoretical conference of cadets and listeners of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia, students of humanitarian universities, adjuncts, postgraduate students and applicants. 2018. P. 498-502.
3. Vorontsova Y.A., Khoroshko E.Y. Typical errors in the written speech of police officers // Psychopedagogy in law enforcement agencies. 2018. № 1(72). P. 74-78.
4. Vorontsova Yu.A., Khoroshko E.Yu. Speech culture and business communication of police officers. Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. Belgorod, 2018.
5. Zemzereva VI. Communicative competence of a police officer as one of the components of the culture of oral and written speech // Language. Culture. Society: collection of materials of extramural interuniversity scientific-practical conference. 2021. P. 76-80.
6. Lipina E.A. Problems of written speech of police officers (violation of lexical norms) // Law and order: history, theory, practice. 2016. № 2(9). P. 42-45.
7. Noskova L.G. Typical errors in the speech of internal affairs officers: dictionary. M., 2011, 167 p.
Информация об авторе
Ю.Р. Перепелицына - кандидат филологических наук, преподаватель кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД России Контакты: Проспект Кулакова, д. 43, Ставрополь, Россия, 355000 Information about the author
Yu.R. Perepelitsyna - Candidate of Sciences in Philology, Teacher of Chair of Social and Economic and Humanitarian Disciplines Stavropol branch of the Krasnodar university of the Ministry of the Interior of Russia Contacts: Prospekt Kulakova, d. 43, Stavropol, Russia, 355000
Статья поступила в редакцию 04.12.2024; одобрена после рецензирования 11.12.2024; принята к публикации 18.12.2024. The article was submitted 04.12.2024; approved after reviewing 11.12.2024; accepted for publication 18.12.2024.
56 - PEDAGOGICS -