Научная статья на тему 'ТИПИЧНЫЕ ФОРМЫ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ'

ТИПИЧНЫЕ ФОРМЫ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
39
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / АКТИВНОСТЬ / САМОУТВЕРЖДЕНИЕ / ПСИХИКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Минигулова Г.Б.

В статье рассматривается проблема агрессивного поведения детей дошкольного возраста. Автором анализируются причины такого поведения. Также рассматриваются типичные формы агрессивного поведения дошкольника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPICAL FORMS AND SPECIFIC CAUSES OF AGGRESSIVE BEHAVIOR OF PRESCHOOLERS

Resume: The article examines the problem of aggressive behavior in preschool children. The author analyzes the reasons for this behavior. Typical forms of aggressive behavior of a preschooler are also considered.

Текст научной работы на тему «ТИПИЧНЫЕ ФОРМЫ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

УДК:376

Минигулова Г.Б. воспитатель

МБДОУ"Детский сад №26 комбинированного вида " "АБВГДейка" Чистопольского муниципального района

Россия, Республика Татарстан

ТИПИЧНЫЕ ФОРМЫ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: В статье рассматривается проблема агрессивного поведения детей дошкольного возраста. Автором анализируются причины такого поведения. Также рассматриваются типичные формы агрессивного поведения дошкольника.

Ключевые слова: агрессивное поведение, дошкольный возраст, активность, самоутверждение, психика.

Minigulova G.B. educator

MBDOU "Kindergarten No. 26 of the combined type" "ABVGDeyka" Chistopolsky municipal district

Republic of Tatarstan

TYPICAL FORMS AND SPECIFIC CAUSES OF AGGRESSIVE BEHAVIOR OF PRESCHOOLERS

Resume: The article examines the problem of aggressive behavior in preschool children. The author analyzes the reasons for this behavior. Typical forms of aggressive behavior of a preschooler are also considered.

Key words: aggressive behavior, preschool age, activity, self-affirmation, psyche.

В науке существует дифференцированный подход к пониманию феномена «агрессии», однако ни одно из ныне предлагаемых определений не может претендовать на статус исчерпывающего, так как преувеличивает либо преуменьшает значение тех или иных ее признаков. Как правило, под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению. Л. Бендер говорит об агрессии «как тенденции приближения к объекту или удаления от него», а Ф. Аллан описывает ее как «внутреннюю силу, дающую человеку возможность противостоять внешним силам» [1,с. 7].

Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, т.е. действия, которые вредят другому лицу или объекту. Х. Дельгадо

утверждает, что «человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности, или обществу» [1,с.7]. Агрессия понимается как «процесс, имеющий специфическую функцию и организацию; а агрессивность рассматривается как структура, являющаяся компонентом более сложной структуры психических свойств человека» [4,с.169].

Согласно А. Бассу агрессия определяется как «реакция», в результате которой другой организм получает болевые стимулы, а по Уилсону как «физической действие или угрозу такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи» [1,с. 8].

Существует ряд факторов оказывающих влияние на формирование агрессии [1].

1.Семейные факторы: безразличие или враждебность со стороны родителей - дети очень тяжело переносят, когда родители относятся к ним безразлично, а то и враждебно; разрушение эмоциональных связей в семье - существование родителей в постоянных ссорах, и невозможность предугадать, что можно ожидать в любую минуту; неуважение к личности ребенка - оскорбительные и унизительные замечания, вызванные агрессивными реакциями; когда в семье преобладающими над поощрениями поведения, постоянными являются наказания. Угрозы, запугивания, негативное оценивание, доминирование запретов, ограничение двигательной активности ребенка, культ силы в семье. «Если у родителей имеются несогласованные требования - у ребенка нет четких норм поведения» [4]; чрезмерный контроль или полное его отсутствие, избыток или недостаток внимания со стороны родителей - чрезмерный контроль над поведением ребенка (гиперопека) не менее вреден, чем полное отсутствие такового (гипоопека). Гнев, который постоянно подавляется, в какой-то момент обязательно вырвется наружу; ограничение физической и эмоциональной активности - не возможность ребенка в течение всего дня открыто проявлять свои эмоции, как положительные, так и отрицательные, физически разрядиться, то его агрессия будет переполнена переизбытком энергии, которая, как известно, приведет к каким-либо последствиям; скученность проживания, невозможность реализации личного пространства, рутинность, недостаток стимулов.

2.Личные факторы: родовые травмы, нарушения перинатального развития вызывают повышенную чувствительность, эмоциональную неуравновешенность и психическую истощаемость ребенка; подсознательное ожидание опасности - если беременность мать ребенка протекала с постоянным чувством не достаточной защищенности, чрезвычайная тревога и беспокойство за себя и за своего будущего ребенка, то все эти ощущения передавались ребенку, и он родился, не имея

базовой уверенности в безопасности мира; наследственные нарушения (например - лишняя У-хромасома у мальчиков, повышенный уровень тестостерона у ребенка любого пола) [5]; неуверенность в собственной безопасности - может возникнуть, когда родители постоянно выясняют собственные отношения, а ребенок предоставлен самому себе; эмоциональная нестабильность - многие дети до семи лет подвержены колебаниям эмоций, которые у взрослых часто называются капризами; недовольство собой - возникает, когда родители или взрослые эмоционально не поощряют ребёнка; повышенная раздражительность из-за чувства вины.

3. Ситуативные факторы: плохое самочувствие, переутомление; влияние шума, вибрации, тесноты, температуры воздуха; появление агрессии, как реакция на изменения в жизни.

4. Тип темперамента: влияют на поведение и различия темперамента, которые начинают проявляться с девяти месяцев; к активной агрессии менее всего склонны меланхолики и флегматики. Однако очевидно, факторы вызывающие агрессивное поведение далеко не у всех детей, а только у определённой части. По данным исследования и многолетним наблюдениям, можно говорить, что агрессивность, которая складывается в детстве, остаётся устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека» [3, с.81].

Агрессия не носит спонтанного характера у ребенка: в его случае она куммулятивна, и накапливается примерно к пяти года, когда и начинает наиболее ярко проявляться. «Так как ребёнок неспособен управлять своими побуждениями и желаниями, контролировать их усложняет ему жизнь. Если у ребёнка одновременно возникает чувство голода и усталости, неизменно становятся для него причиной гнева и раздражения» [5, 49].

Первые годы жизни агрессия проявляется в виде импульсивных приступов упрямства, сопровождающимися криком, драчливостью, которые взрослым не подвластны. В два-три года, поступив в детский сад, возникают частые конфликты с другими детьми, за право иметь какую -либо вещь. Здесь будет важно то, как родители будут реагировать, если они будут пресекать любые формы открытой агрессии, то могут формироваться символические виды (нытье, упрямство, непослушание).

Возникает феномен «перенесения», самая распространенная форма агрессии в три-четыре года, когда гнев изливается на безобидный объект. В младшем дошкольном возрасте проблема агрессивности совпадает с кризисом трёх лет. В норме, к семи годам агрессия идет на спад. Ребенок уже умеет решать конфликты мирными способами. Он может снимать внутреннее напряжение в игре, становится менее эгоцентричен. «Если агрессивность ребенка, как привычная реакция на запреты, не

уменьшается, а, наоборот, набирает силу, это должно быть поводом для беспокойства» [2].

Использованные источники:

1. Абульхонова К.А. Деятельность и психология личности - М.: Наука, 2015. - 336 с.

2. Асмолов А.Г. Личность как предмет педагогического исследования. -М., 1984. - 650 с.

3. Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты: элюстрированное руководство / А.Л. Венгер. - М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2013. - 160 с.

4. Ефимова Н.С.Основы общей психологии: учебник. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013.-288 с.

5. Мандель Б.Р. Педагогическая психология: учебное пособие - М.: КУРС: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 368 с.

6. Дроздов А.Ю. Агрессивное поведение младших школьников в контексте социальной ситуации // Социс. - 2013. - № 7. - С. 90.

7. Стожарова, М. Ю. Формирование школьной зрелости дошкольников: монография / М.Ю. Стожарова. - М.: ФЛИНТА, 2016. - 115 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.