УДК 37.025.3
И.Ю. Суббота
воспитатель, ДОУ ЦРР д/с № 3 «Снежинка», студент, Технический институт (филиал) ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Амосова» в г. Нерюнгри, Республика Саха (Якутия)
В.А. Иванова
канд. пед. наук, доцент, кафедра педагогики и методики начального обучения, Технический институт (филиал) ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Амосова» в г. Нерюнгри, Республика Саха (Якутия)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. В статье уделено внимание актуальной проблеме - агрессивному поведение детей дошкольного возраста. Анализ психолого-педагогической литературы показал, как разные авторы по-разному рассматривают агрессивное поведение дошкольников. Также была дана психолого-педагогическая характеристика агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: агрессивное поведение, агрессивные дети.
I.Ya. Subbota, Technical Institute (branch) North-Eastern Federal University named after M.K. Ammo-sov in Neruyngry, Republic of Sakha (Yakutia)
V.A. Ivanova, Technical Institute (branch) North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov in Neruyngry, Republic of Sakha (Yakutia)
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CHARACTERISTICS OF THE AGGRESSIVE BEHAVIOR OF
CHILDREN OF PRESCHOOL AGE
Abstract. In the article the attention is given to the urgent problem - aggressive behavior of children of preschool age. The analysis of psychological and pedagogical literature has shown that different authors at different consider aggressive behavior preschoolers. And was given psychological and pedagogical characteristics of the aggressive behavior of children of preschool age.
Keywords: aggressive behavior, aggressive children.
Одной из проблем для педагогов, родителей и общества является агрессивное поведение детей дошкольного возраста. В детском саду встречаются дети, отличающиеся ярко выраженной агрессивностью. Агрессивные дети чувствуют себя ненужными и отверженными. Вот они и ищут способы привлечения внимания со стороны взрослых и сверстников. Эти дети постоянно дерутся, толкаются, ссорятся, обзывают других детей, отнимают у них игрушки. Иногда педагоги и родители не могут понять, почему ребенок ведет себя так агрессивно, хотя он может получить отпор со стороны других детей и наказание от взрослых. Но такие дети обычно не могут самостоятельно оценить свою агрессивность. Они становятся «грозой» всего детского коллектива и источником огорчения для многих родителей.
Для детей дошкольного возраста их агрессивное поведение является способом достижения какой-либо значимой цели, защитой собственного достоинства, а иногда и средством самоутверждения. Разумеется, об агрессии нельзя судить только по ее внешним проявлениям. Каждое проявление агрессивного поведения у детей имеет определенный повод в конкретной ситуации. Поэтому всегда следует рассматривать отдельно взятую ситуацию. И тогда можно понять направленность агрессивного поведения и его цели.
По мнению М.В. Шакуровой, «агрессивные действия выступают в качестве:
1) средства достижения какой-либо значимой цели;
2) способа психологической разрядки;
3) способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении» [2, с. 89].
В психологии выделяют вербальную и физическую агрессию, каждая из которых может иметь прямые и косвенные формы. Дети-дошкольники наиболее часто проявляют прямую и косвенную вербальную агрессию. Обычно это жалобы и оскорбления. У некоторых детей проявляется физическая агрессия в прямой и косвенной формах.
В дошкольном детском коллективе характерны разнообразные формы агрессивного поведения. Позже у многих детей агрессивное поведение уступает место общепринятым правилам, установленным в коллективе и обществе в целом. А у отдельной категории детей агрессия становится устойчивой формой поведения. Агрессивный ребенок доставляет множество проблем не только окружающим, но и самому себе. Порой агрессивные дети видят в сверстниках противника или конкурента, а не самоценного и интересного партнера по общению и совместной деятельности. Задача взрослых научить детей правильно проявлять и направлять свои чувства, распознавать эмоции других, научить их управлять своими негативными эмоциями, расширить поведенческий диапазон ребенка.
О.Е. Смирнова утверждает, что «агрессивные дети наиболее остро переживают, когда их недооценивают, не признают их достоинств. Как правило, эти переживания напрасны. Обычно в группе сверстников агрессивные дети мало чем отличаются от других детей» [1, с. 63]. Их тяжелые переживания вызваны не действительным положением в группе, а по причине того, как ребенок относится сам к себе. Ему кажется, что он никому не нужен, что его не ценят и не видят его достоинств. Агрессивные дети имеют мнение, что поступками других руководит враждебность по отношению к ним. Они приписывают враждебность другим и их пренебрежение к себе.
Чаще всего у детей, проявляющих агрессивное поведение, низкий уровень воспитания, заниженная или завышенная самооценка. На развитие деструктивного поведения детей влияет и отклоняющееся поведение их собственных родителей. У детей развивается агрессивное поведение при плохом обращении с ними со стороны взрослых. В старшем возрасте - в ряду поколений - жестокость порождает жестокость, и в результате развивается агрессивное поведение. Такое поведение укрепляется, если получает поддержку со стороны агрессивных действий других людей.
Взрослые, чаще всего, наказывают ребенка, если он ведет себя агрессивно. И если такой ребенок не исправляется, они, теряя над собой контроль, ещё более усугубляют ситуацию. Безучастие либо жестокость со стороны взрослых приводит к нарушению межличных детско-родительских отношений, и у ребенка появляется уверенность, что его не любят и что он никому не нужен.
По сути же главной причиной агрессивного поведения детей является то, что взрослые и родители не желают разбираться в причинах детского поведения и проявляют равнодушие к их эмоциональному миру. Принято считать, что агрессивные дети не умеют играть, что у них отсутствует игровой навык. Действительно, среди агрессивных детей больше не умеющих играть, чем тех, кто достиг высокого уровня развития в играх. Но и агрессивные дети умеют организовать интересную игру, хотя они, чаще всего, навязывают свои правила в игровой деятельности другим или сами их вообще не соблюдают.
Зачастую агрессивные дети ведут себя настороженно. Они бывают подозрительны, склонны перекладывать свою вину за ссору или драку на других детей. Они обычно не понимают, что причиняют окружающим беспокойство и вселяют страх. Им, напротив, кажется, что весь мир настроен против них. В свою очередь окружающие боятся таких детей, и многие родители обиженных детей жалуются педагогам. А агрессивный ребенок порой не имеет представления, как другим способом можно бороться за своё выживание в этом странном и жестоком мире, как ему защитить себя.
Агрессивный ребенок, как и другие дети, нуждается в любви, ласке и участии со стороны
116
№ 7 (35) - 2014
взрослых. Ему хочется быть любимым и нужным, но для него это всё - порой неразрешимая проблема, и его проявления агрессии, к сожалению, становятся средством достижения данной цели. Агрессивное поведение ребёнка - это, прежде всего, отражение его внутреннего дискомфорта, а также неумение адекватно реагировать на определенные события, происходящие вокруг него.
Таким образом, агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста - это комплексная и личностная проблема. Причинами такого поведения могут являться нарушения в эмоциональной, волевой, мотивационной или нравственной сферах личности ребёнка, а также нарушения эмоциональных связей детско-родительских отношений, стиля воспитания или плохое физическое развитие ребёнка. Следует учитывать и тип темперамента ребенка.
Список литературы:
1. Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. - М.: Просвещение, 2005. - 174 с.
2. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. - М.: Академия, 2007. - 156 с.