Научная статья на тему '"ТИК-ТАК", ИЛИ МУЗЫКАЛЬНОЕ ВРЕМЯ В ЗАБАВНЫХ ЧАСТУШКАХ'

"ТИК-ТАК", ИЛИ МУЗЫКАЛЬНОЕ ВРЕМЯ В ЗАБАВНЫХ ЧАСТУШКАХ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
58
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЛЬФЕДЖИО / МУЗЫКАЛЬНОЕ ВРЕМЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Вогралик Татьяна Георгиевна

В статье приводятся основные положения учебно-методического пособия Т. Г. Вогралик «"Тик-так", или Музыкальное время в забавных частушках», предназначенного для обучения в подготовительном классе ДМШ и ДШИ. Авторская методика направлена на формирование метроритмических представлений юных учеников как основы музыкального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"TICK-TACK" OR MUSICAL TIME IN FUNNY DITTIES

The article highlights the main points of T. G. Vorgalik’s study guide “Tick-tack or Musical time in funny ditties”, which is meant for teaching pupils of preparatory classes in Children’s music schools and art schools. The author’s methods are focused on developing young children’s metre-rhythmical perceptions as the basis of musical progress.

Текст научной работы на тему «"ТИК-ТАК", ИЛИ МУЗЫКАЛЬНОЕ ВРЕМЯ В ЗАБАВНЫХ ЧАСТУШКАХ»

«Тик-Так», или Музыкальное время в забавных частушках

Вогралик Татьяна Георгиевна

преподаватель теоретических дисциплин

ДШИ имени Д. Д. Шостаковича Нижнего Новгорода E-mail: aga8@yandex.ru

В статье приводятся основные положения учебно-методического пособия Т. Г. Вогралик «"Тик-так", или Музыкальное время в забавных частушках», предназначенного для обучения в подготовительном классе ДМШ и ДШИ. Авторская методика направлена на формирование метроритмических представлений юных учеников как основы музыкального развития.

Ключевые слова:

сольфеджио, музыкальное время, музыкальный метр, метрическая пульсация, счетные метрические единицы, тактирование, метроритм, ритмослоги

Учебно-методическое пособие «"Тик-так", или Музыкальное время в забавных частушках», подготовленное к выпуску издательством Нижегородской консерватории в 2017 году, предназначено для обучения в подготовительном классе ДМШ

и ДШИ. Материал пособия охватывает период, который принято в современной практике музыкальной педагогики называть «донотным», — это начальный этап развития музыкантов, сопряженный с активизацией слуховых представлений, не опирающихся на визуальное восприятие нотных символов. Представленная методика направлена на постепенный переход от слуховых представлений, сформированных в «донот-| ном» периоде, к их графическом изображению в нотном тексте что позволяет эффективно сформировать слухозрительные связи.

Теоретический и практический материал пособия раскрывает учащимся закономерности музыкального метра и определяет такие понятия, как «музыкальное время», «метрическая пульсация», «доля музыкального времени», «сильная доля», «такт», «размер такта», что является основой для дальнейшего понимания всей системы метроритмической организации музыкальных произведений.

Пытаясь вывести сложный вопрос «музыкального времени» на доступный пониманию детей уровень, автор в своей педагогической работе столкнулся с рядом проблем, мешающих малышам разобраться в смысле метрической организации музыкальных произведений.

Во-первых, в многочисленных учебниках для начального обучения сольфеджио, музыкальной грамоте и элементарной теории музыки присутствует

61

большое количество разнообразных, часто противоречащих друг другу определений различных категорий «музыкального времени», например:

«Музыкальное время называется словом "ритм"»;

«Музыкальное время обозначается длительностями. Длительность от слова "длина": звук длится во времени и пространстве»;

«В музыке звуки организованы во времени. Чередование звуков равными по времени долями образует в музыке равномерное движение (как говорят пульсацию)»;

«Метром в музыке называется отсчитывание времени с помощью такта»;

«Если громче выделить раз, а тише два, то ты услышишь пульс, сильную и слабую доли. Этот пульс называется метром»;

«Равномерное чередование акцентов называется в музыке метром» и т. д.

Таким образом, ритм, в отличие от известного определения, становится «музыкальным временем», звуки начинают непонятным образом «чередоваться равными по времени долями, образуя пульсацию». Данные интерпретации подразумевают в качестве единиц счета времени в музыке длительности, а в определение метра включаются такие понятия, как пульс, сильная и слабая доли такта, каждое из которых, как и метр, требует своего абсолютно точного определения.

Во-вторых, традиционно считается, что юные ученики не в

62

состоянии понять «абстрактных терминов», связанных в музыке со временем, в результате чего в учебниках доли времени становятся долями апельсина, частями пирога, в лучшем случае «равномерными шагами в музыке», а такты — «вагончиками» или «квартирками» с комнатками для нот и тому подобное.

В-третьих, в настоящее время нет специальных пособий для начального обучения детей, направленных на раскрытие временной организации музыкальных произведений. В существующих учебниках сольфеджио понятие «музыкальное время» отсутствует в принципе. Обычно предпочтение отдается ритму, а объяснение элементов метрической организации музыкальных произведений ведется вне систе-

мы, фрагментарно и растянуто на многие годы.

В результате, дети не понимают смысла метрической пульсации, часто не ощущают и не воспринимают на слух равномерность движения, темп исполнения или отклонение от него, смысла деления тактов на непонятные им доли, а также значение размера такта и группировки звуков по долям такта.

Ряд поставленных выше проблем нашли решение на страницах учебного пособия «"Тик-так", или Музыкальное время в забавных частушках», основанного на многолетнем опыте работы автора в данном направ-л е н и и . Определив «музыкальное время» как «время исполнения музыкального произведения», а «метр» как «меру времени исполнения музыкального произведения», автор получил возможность раскрыть ученикам смысл основных категорий музыкального метра, не искажая их основного значения. В связи с этим время (темп) исполнения музыкального произведения начинает зависеть от скорости метрической пульсации, равномерные акценты определяются как «метрические», а «доли» и «такты» становятся «единицами счета времени» в музыке по аналогии с секундами и другими единицами счета времени в жизни.

Особенностью данного пособия является то, что правила в нем иллюстрируются доступными пониманию детей частушка-

ми, а их названия соответствуют названиям глав или параграфов, например, «Время суток», «Часы», «Музыкальное время», «Метроном», «Метрическая доля», «Метрический акцент», «Двухдольный такт», «Затакт».

Запев каждой частушки — это небольшая художественная зарисовка, отражающая содержание правила, а припев — упражнение, связанное с практикой применения этого правила и направленное на развитие метроритмического слуха, координации движений учащихся. Припевы сопровождаются хлопками в ладоши, поворотом кистей рук из стороны в сторону, притопыванием ногами, ударами по столу кончиками пальцев рук, ударами по столу ладошками, жестами, обозначающими различные по длительности музыкальные звуки, дирижированием, танце -вальными и иными движениями. Во время разучивания частушек трудные правила словно оживают, воплощаются в наглядный и доступный детям двигательный образ, ребята приобретают вокальный и исполнительский опыт и, наконец, получают удовольствие (Пример 1).

Правила дополняются разнообразными примерами из музыкальной литературы. Их в пособии около 100. Это:

• русские, немецкие, французские, английские, польские и португальские народные песни;

• авторские песни для детей;

• танцы различных эпох (от экосеза до блюза);

• марши;

• программные произведения из «Детских альбомов» Чайковского, Шумана, Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна, Кабалевского, Майкапара, Галынина, а также различные по метриче-

Пример 1

Пример 2

Медленно (ТОО-О-ОЙ)

Умеренно (ТО-ОП)

Быстро (ТОЛ |

Пример 3

ской организации детские пьесы (от Баха и Моцарта до Бартока и Габайдулиной).

Слушая разные по жанрам произведения, дети получают первые музыкальные впечатления, начинают задумываться над выразительными возможностями музыкального языка, в частности метра, присматриваться к нотным текстам.

Особо следует отметить фортепианные пьески, отражающие тематику времени, — «Часы», «Часы пробили», «Будильни-чек», «Куранты», «Старинные куранты», «Старинные часы с кукушкой», под звучание которых (в исполнении педагога) юные ученики выполняют упражнения на тактирование, учатся определять количество долей времени в разнообразных по размеру тактах и начинают понимать смысл нотного стана в качестве «шкалы времени исполнения музыкального произведения» (Пример 2).

Принцип сопоставления, заложенный в концепции пособия, способствует формированию эмоциональной реакции учащихся на различные по характеру и жанру музыкальные произведения, что способствует развитию их музыкального мышления. Более глубокому усвоению материала помогают специальные схемы и рисунки, представленные в учебнике. Например, тема «"Шаг" метрической пульсации» иллюстрируется схемой «Различные по длине "шаги метронома"» (Пример 3).

Составной частью учебного пособия является разрезное «Метроритмическое лото», совмещающее функции наглядного пособия и развивающей игры, которую ребенок изготавливает (вырезает и склеивает) собственными руками.

Лото состоит из 9 таблиц с изображением двусторонних карточек. С помощью вырезанных и склеенных карточек (таблицы № 1, 2, 3, Пример 4) дети учатся:

1. воспринимать нотный стан как шкалу времени исполнения музыкальных произведений;

2. воспринимать долю музыки как единицу счета музыкального времени;

3. понимать смысл сильных, слабых и относительно сильных долей такта, а также затакта;

4. составлять из карточек схемы различных по количеству до-

63

лей простых и сложных тактов;

5. обозначать разные по смыслу доли такта условными метрическими жестами (тактировать, дирижировать);

6. определять на слух размер контрастных по жанру и настроению музыкальных произведений.

Остальные карточки лото (таблицы № 4, 5, 6, 7, 8 и 8А, Пример 5) помогают детям понять, что:

1. Долями музыкального времени измеряется не только размер такта, но и продолжительность музыкального звука.

Пример 4

64

Пример 5

2. Ноты являются графическим изображением звуков различной длительности.

3. Длительность нот можно обозначить специальными метроритмическими жестами, прочитать особыми слогами (рит-мослогами).

4. Различные по длительности ноты определяют продолжительность одной доли такта, ее качество (1/2, 1/4, 1/8)1.

Завершают пособие методические рекомендации, в которых последовательно объясняется ход работы над каждой темой и методика работы с лото.

В заключение автор считает необходимым обратить внима-

ние преподавателей сольфеджио на следующие моменты в работе с подготовительными группами учащихся ДМШ и ДШИ, напрямую касающиеся содержания представленного пособия:

1. С самого начала обучения следует правильно трактовать каждый специальный термин, не искажая его значения.

2. Не забывать объяснять детям двойное значение некоторых определений. Например:

а). Метрическая доля — это не только единица счета размера такта, но и единица счета продолжительности музыкального звука.

б). Ноты — это не только графическое изображение раз-

личных по длительности музыкальных звуков («ноты-звуки»), но и обозначение различных по длительности долей такта («ноты-доли» такта).

в). Нотный стан — это не только шкала для обозначения различных по названию и высоте музыкальных звуков, но и шкала времени исполнения музыкального произведения.

г). Акценты бывают не только динамическими, но и ритмическими:

• динамический (силовой) акцент играет выразительную роль;

• равномерно повторяющийся динамический акцент определяет границы тактов и называется метрическим;

• ритмический акцент связан с длительностью музыкального звука и обозначает более продолжительный звук в той или иной группе нот или в мелодическом мотиве.

3. 90% изучаемого материала запоминается детьми во время действия, 50% — зрительно и лишь 10% — на слух.

4. Ученики должны не только понимать то, что изучают, делают, исполняют или слушают, но и получать от этого удовольствие.

Занятия по данному пособию «"Тик-так", или Музыкальное время в забавных частушках» могут оказать большую пользу для общего развития детей, поэтому его рекомендуется использовать как для обучения ребят в подготовительных группах ДШИ и ДМШ, так и на занятиях музыкой в детских садах и общеобразовательных школах.

Примечание 1 См. Вогралик Т. Г. Метроритмический букварь. СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 20082012. Ч. 1-4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.