Научная статья на тему 'НОВАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА В СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ'

НОВАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА В СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
79
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА / КОМПОЗИЦИЯ / МУЗЫКА / КОМПОЗИТОР / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дюжина Ольга Александровна

С каждым годом творчество сибирских, в т.ч. и алтайских профессиональных композиторов, все более активно привлекает внимание известных российских коллективов, исполнителей, музыковедов и критиков. Произведения этих авторов являются предметом музыковедческих исследований, монографий, дипломных работ. Интерес подобного рода возникает, прежде всего, к жанровому и стилистическому богатству, претворенному в произведениях профессиональных композиторов Сибири.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НОВАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА В СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ»



НОВАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА В СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

Дюжина Ольга Александровна, Алтайское региональное отделение Союза композиторов России, г. Барнаул

E-mail: muzz.2009@yandex.ru

Аннотация. С каждым годом творчество сибирских, в т.ч. и алтайских профессиональных композиторов, все более активно привлекает внимание известных российских коллективов, исполнителей, музыковедов и критиков. Произведения этих авторов являются предметом музыковедческих исследований, монографий, дипломных работ.

Интерес подобного рода возникает, прежде всего, к жанровому и стилистическому богатству, претворенному в произведениях профессиональных композиторов Сибири.

Ключевые слова: учебная литература, композиция, музыка, композитор, образование.

Благодаря таким крупным интернет-сайтам, как «Союз композиторов России», «Музыка России», «Академическая музыка Сибири» и другим, а также научно-практическому журналу «Музыкальный альманах Томского государственного университета», публикуются статьи о творчестве композиторов сибирского региона.

«Подготовка и организация Алтайского регионального отделения Всероссийской общественной организации «Союз композиторов России» происходили постепенно, в течение долгих лет» [6, с. 64]. Культура Алтайского края очень богата традициями, сложившимися во 50-е годы прошлого столетия. В то время был создан симфонический оркестр, открыто музыкальное училище. Приехавшие в Барнаул выпускники Уральской, Горьковской, Казанской, Саратовской, а затем и Новосибирской консерваторий, заложили мощную в городе и крае исполнительскую школу игры на разных музыкальных инструментах. Выдающиеся преподаватели и исполнители Барнаульского музыкального училища известны не только в городах Сибири, но и за ее пределами.

«70-е и 80-е годы XX века в Алтайском крае отмечены творческой деятельностью следующего поколения профессиональных композиторов, которые уже прочно связаны с краевым центром, с работой солистов и

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

симфонического оркестра Алтайской краевой филармонии, городского оркестра народных инструментов, сложившейся профессиональной музыкально-исполнительской средой, творческими коллективами Барнаульского музыкального училища и Алтайского государственного института культуры» [5]. В 70-е годы, параллельно с развитием исполнительского искусства в Алтайском крае, появились и первые профессиональные композиторы, приехавшие в Барнаул из Новосибирской, Уральской консерваторий (В. Г. Пешняк, Е. Н. Кравцов, А. С. Нестеров). В 80-е годы в Барнауле стали работать еще два талантливых композитора - Е.К. Крючков и В.С. Роик. Композиторы активно писали музыку в академических жанрах для различных составов, участвовали в выездных пленумах Союза композиторов СССР. Занимались композиторы и педагогической деятельностью: преподавали в Алтайском государственном институте культуры, Барнаульском музыкальном училище, музыкальных школах города. А.С. Нестеровым был организован композиторский кружок в Барнаульском музыкальном училище, который посещали известные в будущем музыканты как Е.К. Крючков и Е.З. Гутчин.

Заложенный крепкий творческий фундамент профессиональными композиторами и сформированные исполнительские традиции 1970-х - 2000-х, способствовали открытию в Алтайском крае регионального отделения Союза композиторов России в сентябре 2020 года. Представители нового отделения Союза композиторов России готовятся к масштабному федеральному фестивалю «Дни Союза композиторов России в Алтайском крае» (с международным участием), который пройдет в ноябре 2021 г. в Барнауле. На концертах фестиваля прозвучат сочинения профессиональных алтайских композиторов, а также известных авторов из крупных культурных центров нашей страны. Особую значимость Фестивалю придает участие в нем именитых композиторов, исполнителей и музыковедов из Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска, Новосибирска, городов Западной Европы.

В настоящее время Алтайское региональное отделение Союза композиторов России занимается не только творческой работой, связанной с созданием академической музыки в разнообразных жанрах. Музыковеды публикуют научные и информационные статьи, учебные пособия для средних специальных и высших музыкальных образовательных учреждений, где популяризируют современную музыку сибирских композиторов.

Одной из тенденций переосмысления учебного материала в ДМШ, ССУЗах и ВУЗах является включение регионального компонента в качестве дополнительных учебных пособий, учебно--методического обеспечения по различным музыкально-теоретическим дисциплинам. Возможность введения сибирского музыкального материала в учебный процесс очень актуальна в настоящее время. К творчеству профессиональных композиторов алтайского края стали обращаться студенты музыкальных ВУЗов как необходимому материалу для своих выпускных квалификационных работ, молодые ученые для сбора материала для диссертаций, а также преподаватели ДМШ с целью обогащения учебного репертуара своих воспитанников.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Освоение музыки сибирских композиторов в курсе сольфеджио, музыкальной литературы, музыкальной формы, полифонии и других музыкальных дисциплин на разных ступенях музыкального образования -весьма актуальная и значимая задача. Многие сочинения композиторов сибирского региона признаны не только в России, но и далеко за её пределами, в настоящее время составляют «золотой фонд» отечественного музыкального искусства. Несомненно, знакомство с ними значительно расширит кругозор начинающих музыкантов; на сибирском материале они получат представление о богатстве и разнообразии интонационного и жанрового мышления современных композиторов, осваивая особенности их музыкального языка. Наконец, пропаганда музыки сибирских композиторов, в т.ч. профессиональных композиторов алтайского края может рассматриваться и как важнейший компонент патриотического воспитания учащихся ДМШ, ССУЗов и ВУЗов.

В связи с этим, особую значимость сегодня приобретает подготовка учебно-методического обеспечения (учебников, учебно-методических пособий) по сольфеджио, музыкальной литературе, слушанию музыки, включающих фрагменты произведений сибирских композиторов середины XX - начала XXI веков.

Так, в 2020 году, публикация О. А. Дюжиной для музыкальных ВУЗов «Хрестоматия по сольфеджио на материале музыки сибирских композиторов», вышла в свет в издательстве «Планета музыки» в Санкт-Петербурге на двух языках - русском и английском. Данное издание имеет большую географию в качестве использования её в различных музыкальных учебных заведениях России, стран Ближнего и Дальнего зарубежья. Хрестоматия была представлена на конкурсы и заняла 1 место во Всероссийском конкурсе учебных и учебно-методических пособий по музыкально-теоретическим предметам и композиции, Красноярск, 2019; 1 место в Международном конкурсе «Методическая работа года - 2020», Казань, 2020.

Это первая работа подобного рода, включающая фрагменты произведений середины XX - начала XXI веков. Хрестоматия предлагается в качестве дополнительного учебного пособия по сольфеджио для музыкальных ВУЗов, она может также использоваться в старших классах ДМШ и музыкальных ССУЗах. «Задачей Хрестоматии является не только внесение в учебную практику нового интонационного материала для сольфеджирования, но и знакомство обучающихся со стилистическими особенностями музыки сибирских композиторов» [4, с. 9].

Нотный материал для Хрестоматии почерпнут преимущественно из сочинений новосибирских композиторов, а также выпускников Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки, продолживших свою творческую деятельность в других городах и за пределами России. В сборник вошли 100 фрагментов из произведений А. Ф. Мурова, Г. Н. Иванова, Ю. И. Шибанова, Ю. П. Юкечева, Е. Н. Кравцова, В. Г. Пешняка, С. И. Кравцова, Н. Лантуата, А. В. Попова, З. Л. Бляхера, Ю. Е. Ащепкова, К. М. Лакина, В. В.

»

16

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Пономарёва и др. Хрестоматия также содержит ряд номеров из сочинений автора сборника.

Яркие, характерные, законченные в конструктивном отношении примеры, с одной стороны, помогают решить методические задачи, с другой - дают возможность представить стиль того или иного композитора. Ещё одним важным критерием отбора учебного материала стала вокальная воспроизводимость образцов.

Отметим, что группировка нотных примеров Хрестоматии в тематические разделы представляет собой особую проблему, обусловленную, во-первых, сложностью и нетривиальностью музыкального языка образцов, с трудом поддающихся систематизации, а во-вторых, недостаточным уровнем развития сольфеджийной методики, связанной с освоением современной музыки. В целом, тематическая структура сборника учитывает традиции составления сольфеджийных пособий на образцах композиторской музыки современности. В частности, 6 разделов Хрестоматии расположены, в основном, в порядке усложнения звуковысотного параметра звучащего материала.

В раздел 1 «Диатонические лады» включены номера, основанные на различных натуральных звукорядах - натуральном мажоре и миноре, лидийском и миксолидийском мажоре, дорийском и фригийском миноре. Думается, этот раздел вполне доступен студентам всех отделений музыкальных училищ и общих курсов сольфеджио в музыкальных вузах.

В раздел 2 «Мажоро-минор» включены фрагменты, основанные на взаимодействии одноимённых, параллельных и однотерцовых тональностей. Номера располагаются в порядке возрастания интонационной сложности, имеются и примеры повышенной трудности. В примерах с одноимённым мажоро-минором обращает на себя внимание ладовая переменность, а во фрагментах с однотерцовым мажоро-минором - полутоновые сдвиги. Фрагменты раздела 3 «Расширенная тональность» имеют чёткую ладовую опору, обогащённую хроматизмами и красочными тональными сопоставлениями.

Образцы в разделе 4 «Метроритмические трудности» можно условно разделить на четыре группы: первую составляют фрагменты с переменностью двух и трёхдольного размеров; вторую - номера, в которых сочетаются простой, сложный и смешанный размеры; третью - примеры на различные ритмические трудности в условиях достаточно четкой метрической организации; четвертую -музыка повышенной сложности с отсутствием равномерной метроритмической организации.

Раздел 5 «Мелодика с широкими скачками» наиболее сложен в интонационном плане, поскольку включает фрагменты большого диапазона, а также примеры с ходами на широкие интервалы. В Разделе 6 «Двухголосие» представлены как вокальные, так и инструментальные произведения. Здесь можно встретить различные виды полифонии, в том числе, контрастную и имитационную (простую, каноническую, свободную имитацию).

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Обоснование структуры хрестоматии дано в Пояснительной записке, предпосланной нотным примерам. В ней также приводятся краткие методические указания, содержащие рекомендации по работе с музыкальным материалом, в ряде случаев, адаптированным для сольфеджирования. Так, в сложных случаях номера сопровождаются указаниями составителя: в них интонационные опоры отмечены звездочкой, вспомогательные звуки - стрелкой, сопоставление тональностей - нижней квадратной скобкой, в некоторых сложноладовых номерах общие для двух тональностей звуки обозначены буквой «о».

Трудности интонирования номеров хрестоматии обусловлены, в первую очередь, сложностью современного музыкального языка. Так, примеры, не имеющие чёткой тональной организации, потребуют обращения к «интервальному» способу мышления, связанному с преодолением ладовой инерции. Особого внимания потребует и ритмическая организация, отличающаяся зачастую большой свободой и разнообразием. Многие композиторы отказываются от жёстко фиксированных длительностей, от строго заданных пропорций между ними. В разных авторских системах мера длительностей оказывается очень условной, а соотношения между ними -весьма относительными. Все это следует учитывать при интонировании нотных примеров.

При работе с образцами рекомендуется пользоваться приёмами сольмизации, проговаривания слов в ритме, тактирования, контролировать точность исполнения пауз. При пении многоголосия особое внимание следует обратить на временной и интонационный ансамбль при сохранении самостоятельности и выразительности мелодической линии каждого голоса.

Особого внимания также требуют знаки современной нотной графики, фиксирующие нетрадиционные приемы исполнения (рубато, агогические замедления и ускорения внутри ритмических групп, эпизоды вне метра, полуречевую манеру пения, интонирование говорком и пр.) - их расшифровка и рекомендации по сольфеджированию также приводятся в Пояснительной записке.

Завершает хрестоматию справочный раздел, содержащий сведения о жизни и творчестве сибирских композиторов - авторов примеров сборника.

В целом, уже сейчас очевидно, что работы, подобные хрестоматии, будут чрезвычайно востребованы в музыкальных учебных заведениях разного уровня.

Очень богатый, многогранный и интересный музыкальный материал крупных композиторов Сибири требует глубокого изучения, он должен стать достоянием молодого поколения музыкантов, и это является важной предпосылкой к созданию курса о сибирских композиторах.

Так, с 2020 года, О. А. Дюжина читает лекции о современной академической музыке сибирских композиторов в Алтайском государственном институте культуры. Интерес к данному учебному курсу проявила кафедра музыкального образования и культуры педагогического факультета

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Западночешского университета в г. Пльзень (Чешская республика). Его содержание связано с анализом творчества крупных сибирских композиторов: (А.Ф. Мурова, Г.Н. Иванова, Ю.И. Шибанова, Ю.П. Юкечева, С.И. Кравцова, В.Г. Пешняка, Е. Н. Кравцова, Н. Лантуата и др.). В перспективе учебную дисциплину планируется расширить сочинениями молодых композиторов Алтайского регионального отделения Союза композиторов России. Студенты Алтайского государственного института культуры обеспечены необходимым нотным материалом, фонохрестоматией и видеохрестоматией.

Творчество сибирских композиторов становится предметом изучения и трансляции на различных научно-методических площадках и конференциях. К примеру, на III Всероссийской научно-практической конференции «Взаимодействие учреждений культуры и образования в музыкальном развитии детей» (1-2 марта, 2019, г. Новосибирск) прозвучал доклад М.А. Айрих -преподавателя ДШИ №30, г. Новосибирска «Хоровая музыка Ольги Дюжиной в практике эстетического развития детей».

В 2019 году, на Кафедре музыкального образования и просвещения НГК защитилась выпускная квалификационная работа студентки IV курса С. А. Печориной «Формирование вокально-хоровых навыков на уроках музыки в начальных классах общеобразовательной школы», где один из разделов посвящен вокально-хоровой работе в начальной школе (на примере музыки сибирских композиторов О.А. Дюжиной и О.М. Серебровой), - научный руководитель - кандидат искусствоведения, доцент О.В. Новикова).

В 2023 году Т.А. Никитина, аспирантка АГИК планирует защитить диссертацию по теме «Сохранение наследия алтайских композиторов XX века, как фактор историко-культурного развития региона (по материалам вокально-хоровых произведений), научный руководитель - И.А. Жерносенко, доктор философских наук, профессор РАЕ.

В своей педагогической деятельности представители алтайского регионального отделения Союза композиторов России являются авторами рабочих программ по музыкально-теоретическим дисциплинам ДМШ, учебных пособий, хрестоматий, пишут сборники для детей.

А.А. Шиховцов написал программу по композиции и импровизации, с которой успешно работает более трёх лет в г. Красноярске. Учащиеся Алексея Андреевича по классу сочинения и импровизации регулярно принимают участие в концертах современной музыки, становятся дипломантами и лауреатами Региональных и Всероссийских конкурсов, таких как: «Мелос сибирской поэзии», «Simphoniacus integer», «Юный композитор» и многих других. Ребята зачастую посещают мастер-классы и творческие встречи выдающихся композиторов и исполнителей г. Красноярска, г. Новосибирска и г. Москвы. Результатом продолжительной работы в школе искусств г. Дивногорска А.А. Шиховцовым был организован проект лекций-концертов посвященных композиторскому творчеству юных музыкантов. В будущем планируются публикации сборников сочинений для разных инструментов и классов Детской школы искусств.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

А. В. Колпакова готовит к изданию сюиту для фортепиано «Ассоль» по мотивам повести А.С. Грина «Алые паруса», «Пять песен на ст. Е. Хайтмана», Сюиту для фортепиано (пять пьес для детей средних классов).

Обращение к детской музыке и к теме сказок в творчестве алтайских композиторов множественно. Эти сочинения написаны для симфонического оркестра, оркестра РНИ, ансамбля percussi, фортепиано, различных музыкальных инструментов, голоса и фортепиано и др.

Так, с 2019 года оркестровые сюиты «Сказки», «Маленькая сюита для большого оркестра» О. А. Дюжиной стали звучать в качестве иллюстративного материала на уроках слушания музыки и музыкальной литературы в ДМШ и ДШИ г. Барнаула, Новосибирска, Красноярска, Ямало-Ненецкого АО, республики Беларусь. Яркие персонажи Бабы-Яги, Лешего, Кикиморы и других сказочных образов могут органично вписываться в учебную программу. Изначально написанные для большого симфонического оркестра, пьесы из этих сюит переложены для различных инструментальных ансамблей, в т.ч. ансамбля percussi, что даёт возможность иллюстровать музыку в весьма разнообразных формах.

Созданная музыка профессиональными алтайскими композиторами уверенно входит в репертуары известных российских и зарубежных исполнителей, симфонических и оркестров народных инструментов, хоровых и камерных коллективов, привлекает внимание исследователей в области музыкального искусства.

Литература:

1. Карасёва М.В. Ю.Н. Холопов у истоков создания «Современного сольфеджио» / М.В. Карасёва // Идеи Ю.Н. Холопова в XXI веке. К 75-летию со дня рождения: сб. ст. - М. : Музиздат, 2008. - C. 345-364.

2. Музыкальная энциклопедия Алтайского края / Ред.: Е.В. Огнева, И.Н. Свободная. - Барнаул : ГМИЛИКА; Барнаул: Азбука, 2011. - 472 с.

3. Холопов Ю.Н. Как петь новую музыку XX века / Ю.Н. Холопов // Воспитание музыкального слуха: сб. ст. Вып. 2.: Москва, 1985. - С. 26-59.

4. Дюжина О.А. Хрестоматия по сольфеджио на материале музыки сибирских композиторов / О.А. Дюжина. - Санкт-Петербург: Изд-во Лань: Планета музыки, 2020. - 148 с. - ISBN 978-5-8114-4396-3. - ISBN 978-5-44950183-7. - ISBN 979-0-66005-464-2.

5. Пляскина Е.В. Преемственность профессиональных поколений композиторов Алтая // Независимая Музыкальная электронная газета Музыка России. - Казань, 2021 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://music-gazeta.com/2021/06/27/preemstvennost-pokolemj-professionalnyh-komozitorov-altaya/ (дата обращения: 27.06.2021)

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

6. Пляскина Е.В. Рождение творческого сообщества на Алтае / Е.В. Пляскина // Музыкальный альманах Томского государственного университета. -2021. - № 11. - С. 63-66.

7. Пономарёв В.В. Кому нужны современные композиторы? / В.В. Пономарёв // Музыкальный альманах Томского государственного университета. - 2019. - № 7. - С. 79-84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.