Научная статья на тему 'СОЛЬФЕДЖИО КАК УРОКИ ПЕНИЯ'

СОЛЬФЕДЖИО КАК УРОКИ ПЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
49
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЛЬФЕДЖИО / МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПЕНИЕ / НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бражник Лариса Владимировна

Предлагается переакцентировать содержание уроков сольфеджио в детских музыкальных школах с озвучивания правил по теории музыки на пение как способа приобщения детей к классической мелодике и в целях их нравственного воспитания. Предусмотрен порядок работы по разучиванию и усвоению вокальных мелодий с текстами. На основе выученных мелодий могут проводиться и другие формы работы с детьми, в том числе творческие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOLFEGGIO AS SINGING LESSONS

Solfeggio as singing lessons (by Brazhnik L. V.). It is proposed to rearticulate the content of solfeggio lessons in children's music schools beginning not with the rules in the theory of music but with sing which acquaints children with classical melody for the purpose of their moral education. The order of learning and mastering vocal melodies with texts is provided. Other forms of work with children, including creative can be conducted after the melodies have been learnt.

Текст научной работы на тему «СОЛЬФЕДЖИО КАК УРОКИ ПЕНИЯ»

ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

© Бражник Л. В., 2012

СОЛЬФЕДЖИО КАК УРОКИ ПЕНИЯ

Предлагается переакцентировать содержание уроков сольфеджио в детских музыкальных школах с озвучивания правил по теории музыки на пение как способа приобщения детей к классической мелодике и в целях их нравственного воспитания. Предусмотрен порядок работы по разучиванию и усвоению вокальных мелодий с текстами. На основе выученных мелодий могут проводиться и другие формы работы с детьми, в том числе творческие.

Ключевые слова: сольфеджио, музыкальное воспитание, пение, нравственное развитие детей.

Обращаясь к существующей отечественной системе музыкального образования (школа — колледж — вуз), отмечаем ее безусловные достижения и тот авторитет, который она завоевала во всем мире. Радуясь успехам, мы одновременно являемся свидетелями и определенных недостатков этой системы, в том числе ее начального звена. Пришло время не просто констатировать очевидные упущения, но и постараться преодолеть их, сообразуясь с реалиями наших дней. Ограничу свои заметки рамками дисциплины сольфеджио — обязательного компонента учебных программ детских музыкальных школ.

Современное сольфеджио, с одной стороны, является весьма динамичным, постоянно обновляющимся по содержанию и методам преподавания музыкальным предметом. Но еще и в наши дни достаточно распространена практика школьного сольфеджио, сориентированного на некие абстрактные упражнения, не помогающие, а, скорее, мешающие детям слышать и петь живую музыку. Обозначим несколько причин этого явления.

Причина первая заключается в том, что сольфеджио в музыкальных школах прежде всего традиционно нацелено на слуховое и певческое освоение элементов музыкального языка. Изучению количества знаков в тональностях, ладотональных ступеней, структур интервалов и аккордов и т.д. посвящены годы занятий по сольфеджио, которое, как известно, преподается в течение всего срока обучения в детских музыкальных школах. Именно знания учащимися правил теории музыки нередко становятся критерием не только текущих и экзаменационных оценок, но и критерием уровня преподавания самого предмета сольфеджио. До сих пор преподаватели-инструменталисты и преподаватели-сольфеджисты могут дискутировать по поводу того, кто же из них ответственен за знания детьми длительностей, знаков в тональностях и пр. В то время как дети, не справляясь с сугубо теоретическими заданиями (в том числе с такими «страшилками», как характерные интервалы) и испытывая отрицательные эмоции, не хотят посещать уроки сольфеджио, уходят из музыкальных школ, а нередко, что еще печальнее, из музыки вообще. Но ведь знания правил теории музыки не могут быть целью в обучении сольфеджио, поскольку это прежде всего певческая дисциплина, призванная воспитывать навыки пения и слухового восприятия (понимания) музыки. Что же касается теоретических сведений, то давно пора ввести в обучение школьников музыкальные словари (с ясно изложенными необходимыми теоретическими правилами и наличием соответствующих нотных примеров) и научить детей пользоваться ими как на уроках, так и дома.

Причина вторая закономерно связана с первой. Существующая в нашей стране система музыкального обучения детей уже с первых классов музыкальных школ организована преимущественно как система музыкального образования. О всех достоинствах, но также недостатках такого подхода написано немало статей и сделано еще больше докладов на конференциях различных уровней. И несмотря на то, что во многих музыкальных школах уже давно принято деление на классы (группы) общего и специального музыкального образования (для тех немногих детей, которые, возможно, и далее продолжат музыкальное обучение), сущность проблемы остается прежней. Ситуация может измениться только в том случае, если музыкальные школы будут

переориентированы прежде всего на музыкальное воспитание, или, еще точнее, воспитание музыкой детей и подростков. Такое воспитание можно осуществить, подчиняя весь комплекс дисциплин в программах музыкальных школ цели нравственного и эмоционального развития школьников. Воспитание музыкой призвано направить чувства людей на художественное восприятие мира, должно способствовать самосовершенствованию личности, выражению духовного начала в человеке. Причем результаты этого благородного предназначения воспитания музыкой не следует ожидать в ускоренном режиме. Эта закладываемая в юные головы музыкальная «программа» рассчитывается и должна действовать многие годы жизни. Известен опыт музыкально воспитания в Венгрии, начавшийся в 40-е годы прошлого столетия. Целью венгерской системы детского музыкального обучения было воспитание «подготовленных слушателей», то есть, по существу, любителей музыки. Именно такую важную для общего состояния и уровня музыкальной культуры задачу приобщения подрастающего поколения к подлинному музыкальному искусству призван выполнять школьный этап музыкального воспитания.

Обозначив лишь две в ряду других причин, влияющих на имеющиеся «пробелы» в конечных результатах работы детских музыкальных школ, предлагаю один из возможных вариантов решения проблемы музыкального воспитания1.

Главным содержанием уроков сольфеджио в музыкальных школах должны стать занятия пением. (Совпадений с предметом внешне того же содержания, который в свое время существовал в общеобразовательных школах, не нужно опасаться, так как уроки в ДМШ следует проводить по иным программам и с иными критериями по отношению к навыкам и знаниям обучающихся.) Пение должно стать проводником в мир «живой», а не «мертвой» музыки, то есть того множества упражнений в виде озвученных теоретических правил, которыми до сих пор чаще всего занимаются на уроках сольфеджио музыки. Пение — это результат естественной психофизиологической деятельности человека, подобно словесной речи, музыкальный «инструмент», который всегда с собой. Исследования последних лет убеждают нас в том, что пение сопровождает человека с младенческого возраста. Основу музыкального воспитания в детских садах также составляет пение. В музыкальных школах поют, в основном, в хоровых коллективах. Но и дисциплина сольфеджио, возвратившись к своему первоначальному назначению, обретет новые возможности, наполнится музыкальным смыслом и будет восприниматься не просто как «обязаловка», а как необходимый и желанный для детей предмет.

Каждый педагог, ведущий этот предмет, должен исходить из тех предпосылок, что пение является естественным и органично присущим человеку способом выражения эмоций. В пении дети могут еще более раскрыться и развиться. При этом следует учитывать, что качество пения во многом зависит от присущей человеку природной одаренности. А это означает необходимость индивидуальной работы с каждым учеником, что, как известно, служит одним из условий достижения желаемых результатов на уроках сольфеджио (или на уроках пения). Пение мелодий — это процесс исполнительский, а поскольку любое исполнительство (вокальное, инструментальное) можно в определенной степени рассматривать как сотворчество, то пение, безусловно, оказывает воздействие на формирование творческой личности. При этом следует подчеркнуть, что обучать детей пению необходимо прежде всего на основе вокальной музыки, изначально предназначенной для голоса.

Поменяв приоритеты на уроках — не озвучивание теории, а исполнение вокальных мелодий, не следует пускать дело на самотек — поем, что хотим или что имеется «под рукой» у преподавателя. Уроки пения нужно организовать в стройную систему, продумав ее содержание и формы занятий.

Прежде всего необходимо указать, что определенные требования должны быть предъявлены к преподавателям обновленной дисциплины сольфеджио. Кроме обычной музыковедческой подготовки в музыкальном вузе (либо в музыкальном колледже), педагоги должны владеть голосом, знать хотя бы основные сведения из области физиологии человека, постановки голоса, уметь замечать и снимать мышечное напряжение детских голосов, следить за правильным дыханием, осанкой. На уроках следует, по возможности, избегать так называемой «речевой» манеры пения, распространенной на эстраде. Дети с охотой подражают эстрадным певцам, что неизбежно отрицательно влияет на чистоту интонационного строя. Необходимо прививать детям культуру пения, учить их самостоятельно контролировать и быть ответственным за чистое пение. От

педагога требуется и свободное владение навыками концертмейстерской работы, а также умение в случае необходимости подобрать гармоническое сопровождение к мелодии. И если преподаватель увлечется идеей воспитания детей музыкой посредством пения, он без труда освоит необходимые знания и навыки.

Пение в музыкальной школе делится на два основных вида — пение по слуху и пение по нотам. На основе выученных мелодий можно проводить и другие виды работы. Излагаемый ниже порядок работы над усвоением мелодики может проводиться в иной очередности, что зависит от состава учебных групп, а также от конкретных задач и условий каждого урока. По усмотрению педагога часть упражнений с выученной мелодикой может не проводиться совсем.

Пение по слуху включает следующие виды работы:

- педагог знакомит детей с поэтическим текстом песни и пропевает (проигрывает) мелодию с сопровождением;

- песня разучивается по слуху путем повторов и проработки отдельных фраз; конечная цель — пение мелодии наизусть без поддержки педагога;

- выученная мелодия с текстом пропевается на разной высоте;

- словесный текст проговаривается детьми в ритмическом рисунке мелодии; определяется тактовый размер;

- мелодия поется с тактированием метрической доли; в дальнейшем к этому виду работы присоединяется отстукивание ритмического рисунка мелодий;

- записывается метроритмическая организация мелодии;

- мелодия подбирается по слуху на инструменте и пропевается вместе с инструментальной дублировкой;

-мелодия пропевается с названием звуков, осознаваемых и определяемых как ступени тональной организации;

- выученная мелодия записывается на нотном стане вместе с текстом;

- к мелодии подбирается второй голос и (или) гармоническое сопровождение.

Пение по нотам также проводится с использованием разных форм работы:

- прочитывается текст вокальной мелодии, выявляется его форма (поэтическая строфа); если обучающиеся знакомы с поэтическими метрами, нелишним будет их определение;

- стихотворный текст проговаривается в соответствии с метроритмическим рисунком мелодии; если учащиеся подготовлены к сравнению поэтического и музыкального ритма — проводится и такой вид работы;

- нотный текст (названия звуков мелодии) проговаривается в соответствии с метроритмическим рисунком мелодии;

- метроритмический рисунок прорабатывается отдельно с тактированием метрических долей одной рукой и отстукиванием ритмического рисунка другой;

- проводится тонально-ступенный анализ мелодии по нотам;

- мелодия поется с названием звуков и одновременно проигрывается на инструменте;

- мелодия с текстом выучивается наизусть (эта часть работы может быть задана на дом);

- мелодия подбирается на инструменте в разных тональностях;

- мелодия записывается в тетрадь в иной тональности, чем первоначальная;

- к мелодии подбирается второй голос и (или) гармоническое сопровождение.

Кроме вокальных мелодий такими же способами могут прорабатываться и инструментальные мелодии вокального типа.

Указанные виды работы с вокальной мелодикой, нацеливающие на осознание присущих ей закономерностей метроритмической и звуковысотной организации, должны помочь созданию навыков самостоятельного музыкального анализа, поскольку в будущем в этом может появиться необходимость. Вместе с тем, эти задания являются вспомогательными по отношению к пению, которое должно по времени преобладать на занятиях сольфеджио. Следует повторить известную истину о том, что пение как способ создания музыкального процесса оказывает существенное и благотворное воздействие на развитие музыкального слуха, как внешнего, так и внутреннего. Даже у «непоющих» (поначалу) детей благодаря целенаправленным занятиям со временем складываются навыки интонирования и слышания музыки. Пение может проводиться как коллективный вид работы, но также обязательно как индивидуальный.

Важно также осознавать значимость постоянного присутствия вербального компонента — поэтического текста, который изначально создает тот или иной эмоциональный настрой. Поэтический текст обязывает поющих быть внимательнее к выразительности исполнения, петь с динамическими оттенками. Как очевидно из предложенного «набора» упражнений, пение мелодий (особенно по нотам) потребует тщательной работы над воспитанием ритмического чувства. Дети должны органично воспринимать метрическую основу музыкального текста. На уроках пения вполне можно отказаться от дирижерских жестов, но тактирование как воспроизведение метрической пульсации — это обязательное условие пения в любых видах работы.

Умение петь мелодию с ее инструментальной дублировкой следует расценивать как очень важную задачу в обучении пению. И это далеко не столь простой навык, каким кажется на первый взгляд. Не всем детям легко дается координация и синхронность пропевания мелодии и одновременного проигрывания ее на инструменте. Но ведь совершенно очевидно, что ознакомление с новой мелодией у людей, знающих нотную грамоту, проходит чаще всего за инструментом. Мелодия играется и одновременно поется, и хорошо, если сразу правильно, без ошибок в нотном тексте (прежде всего ритмических). Именно такой навык, востребованный не только любителями музыки, но и профессионалами (например, вокалистами) надо начинать отрабатывать как можно раньше, еще в школьные годы. Следует добавить, что методы поддержки вокальной мелодии инструментальной дублировкой известны в мировой и отечественной практике сольфеджио. Сведения об этом имеются в трудах С. Мальцева [5], В. Кирюшина [6] и др.

На примерах выученных вокальных мелодий следует объяснять и все элементы музыкального языка: тональности с дифференциацией ступеней на устойчивые и неустойчивые, лады, интервалы, аккорды и пр. При этом теория становится средством познания, а не целью в обучении. Как было предложено ранее, ученики должны быть снабжены словарями по теории музыкальных элементов. («Забыл теоретическое определение, найди его в словаре, вспомни, объясни на музыкальном примере».)

Число разученных на каждом уроке вокальных мелодий может быть разным, что зависит от трудности самих мелодий, целей и задач конкретных уроков и многого другого. Совершенно очевидно, что перегружать уроки разучиванием все новых мелодий не следует. Критерием успешной работы должно быть не количество освоенных мелодий, а качество их исполнения и умение работать со знакомым материалом. На каждом уроке можно повторять выученные ранее мелодии, развивая и укрепляя музыкальную память детей.

Уроки сольфеджио на всех ступенях школьного музыкального воспитания должны органично включать и дополнительные творческие задания, привлекающие детей игровыми формами проведения. К ним относятся исполнение ритмических партитур на соответствующих детских ударных инструментах (Орф-инструментах), творческие задания типа сочинения мелодий и стихов на заданный «образ», разыгрывание музыкальных спектаклей и пр. Вполне уместно на уроках сольфеджио и прослушивание в записи той вокальной музыки, которая может интересовать современных детей. Разумеется, здесь должен быть разумный отбор музыкального материала и корректные комментарии педагога. Сами преподаватели также должны проявлять встречную инициативу, предлагая детям послушать вокальную классику в исполнении мировых знаменитостей. Следует помнить, что на таких уроках музыки происходит формирование музыкальных вкусов и эстетических предпочтений детей, которые они перенесут затем во взрослую жизнь.

И, наконец, очень важным является вопрос о том репертуаре, который будет фигурировать на уроках пения все семь-восемь лет обучения детей в ДМШ. Совершенно очевидно, что на сегодняшний день нет таких учебных пособий, в которых были бы собраны разнообразные вокальные мелодии с текстами. Этот материал нужно тщательно и обдуманно подбирать, исходя из ряда обязательных требований. Мелодии должны быть доступными по трудности, выразительными, художественно значимыми, а также удобными для разных форм работы с ними. Следует обратиться к опыту, накопленному в русской музыкальной педагогике начальных десятилетий XX века. Песенные сборники для детей создавали многие русские композиторы и музыкальные педагоги того времени, в том числе В. Ребиков (цикл «Классное пение», состоящий из нескольких тетрадей), Ан. Александров (цикл «Дуда». Детские песенки на народные тексты) и др. Соответствующие образцы следует искать также в сборниках народных песен, в том числе русских городских песен, в классической вокальной музыке зарубежных и русских композиторов, включая доступную для школьных уроков оперную мелодику, в песенном творчестве отечественных

композиторов периода 30-70-х годов прошлого века с обязательным обращением к песням, созданным для детей2. Не следует избегать и лучших образцов современной эстрадной и джазовой музыки — зарубежной и отечественной. Методы работы с названным музыкальным материалом, основанным на разных типах тональной организации, давно разработаны ведущими отечественными сольфеджистами: Е. Давыдовой, А. Островским, А. Агажановым и др. Необходимо отметить также, что кроме одноголосных мелодий нужно разучивать и многоголосные образцы (2-3-х голосные). При этом обязательной является работа над чувством ансамбля, тембровым, интонационным и ритмическим соотношением голосов. Стройное пение должно создавать у детей праздничное настроение, способствовать накоплению положительных эмоций, что будет стимулировать заинтересованность в уроках пения. В современных условиях, когда нужно особенно заботиться о том, чтобы дети, приходящие в музыкальные школы, не оставляли учебу раньше времени, необходимо искать привлекающие (и даже развлекающие!) формы обучения, прививая искреннюю увлеченность музыкой. Один из самых доступных путей к достижению цели — уроки пения. В свое время известный венгерский композитор и музыкальный педагог Золтан Кодай назвал одно из своих учебных пособий по сольфеджио «Давайте петь чисто!». Подхватим же и осуществим этот призыв: давайте петь!

Примечания

1 Данное предложение — один из результатов обобщения многолетнего опыта ведения в Казанской консерватории авторского курса «Методика преподавания сольфеджио», снабженного соответствующей программой [6; 1], изучения многопрофильной методической литературы и учебных пособий по сольфеджио, участия в городских, республиканских и региональных конференциях по вопросам музыкальной педагогики, а также наблюдательской практики в музыкальных учебных заведениях всех звеньев музыкального образования в регионе Среднего Поволжья и Приуралья.

2 Автор статьи имеет определенный опыт в создании учебных пособий по сольфеджио (часть из них в соавторстве) на основе музыки народов Среднего Поволжья - Приуралья. См. об этом: [3, с. 1].

Литература

1. Бражник Л. В. Пентатоника в венгерском сольфеджио: Учеб.-метод. пособие по курсу методики преподавания сольфеджио / Казан, консерватория. Казань, 1993. 46 с.

2. Бражник Л. В. Пентатоника в сольфеджио. К вопросу о воспитании музыкального слуха на основе национальной музыки // Бражник Л.В. Ангемитоника в модальных и тональных системах: На примере музыки тюркских и финно-угорских народов Поволжья и Приуралья. Гл. IV / Казан, консерватория. Казань, 2002. С. 239-253.

3. Бражник Л. Об интонировании бесполутоновой мелодики. К вопросу о ладовом сольфеджио // Как преподавать сольфеджио в XXI веке. / Сост. Берак О. Л., Карасева М. В. М., 2006. С. 134-146.

4. Кирюшин В. Интонационно-слуховые упражнения для развития абсолютного музыкального слуха, мышления и памяти. М., 1992. 62 с.

5. Мальцев С. Комплексная методика творческого развития начинающего музыканта. Психологическая основа комплексной методики. Метод синхронного сольфеджирования совместно с фортепианной игрой: Методическая разработка для преподавателей ДМШ и ЯШИ М.,1990.

6. Методика преподавания сольфеджио. Программа курса. Для студентов теоретико-композиторского факультета / Сост. Бражник Л. В. Изд. 2 / Казан, консерватория. Казань, 2009. 55с.

© Сраджев В. П., 2012

ИНТЕЛЛЕКТ КАК ОСНОВА ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЫКАНТА

Интеллект — важнейший инструмент творчества музыканта. Статья посвящена выявлению структуры интеллекта и условий его развития. Ключевые слова: интеллект, знания, творчество.

Моцарт и Сальери. Один «гуляка праздный», озаренный «священным даром», другой «предался одной музыке», «поверил алгеброй гармонию». Один — сама Музыка, ее «душа», второй «человек познающий», упорно вникающий в сложности музыкальной профессии. Гениально

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.