Научная статья на тему 'ТИХООКЕАНСКАЯ РОССИЯ В ФОКУСЕ ПОЛИТИКИ СЕУЛА НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВВ.'

ТИХООКЕАНСКАЯ РОССИЯ В ФОКУСЕ ПОЛИТИКИ СЕУЛА НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВВ. Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

200
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ПОЛИТИКА МИРНОГО СОСУЩЕСТВОВАНИЯ / ВЗАИМОДОПОЛНЯЮЩИЕ ПОТЕНЦИАЛЫ ДВУХ СТРАН / РАСШИРЕНИЕ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА / ОТНОШЕНИЯ ВЗАИМНОГО ДОВЕРИЯ И ВСЕСТОРОННЕГО ПАРТНЁРСТВА / СОЗДАНИЕ НОВЫХ РЫНКОВ И НОВЫХ РАБОЧИХ МЕСТ / ПОРТ ПУСАН / ПОРТ ВЛАДИВОСТОК / DIPLOMATIC RELATIONS / THE POLICY OF PEACEFUL COEXISTENCE / COMPLEMENTARY POTENTIALS OF THE TWO COUNTRIES / THE EXPANSION OF TRADE / ECONOMIC AND CULTURAL COOPERATION / RELATIONS OF MUTUAL TRUST AND COMPREHENSIVE PARTNERSHIP / THE CREATION OF NEW MARKETS AND NEW JOBS / THE PORT OF BUSAN / THE PORT OF VLADIVOSTOK

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Донгон О, Еланцева О. П.

Рассматриваются исторические этапы сближения двух стран, установление дипломатических отношений между Республикой Корея и СССР, формирование определённой политики Республики Корея по отношению к Дальнему Востоку России. Авторы приводят примеры сотрудничества, такие как строительство корейско-российского промышленного комплекса в свободной экономической зоне «Находка», расширение инвестиций в рыбный и сельскохозяйственный секторы, использование передовых технологий на Дальнем Востоке и в Сибири и др. Подчёркивается значимость тесной связи корейского порта Пусан и российского порта Владивосток в успешном развитии торгово-экономических отношений двух стран. Приводится мнение Комитета экономического сотрудничества по северному направлению при президенте Кореи о том, что 2020 г. станет Годом активного сотрудничества по северному направлению, если сконцентрировать все возможности для достижения целей «Новой северной политики» по формированию механизма будущего роста, а также по созданию основы для объединения двух Корей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PACIFIC RUSSIA AT THE FOCUS OF SEOUL POLICY ON THE CUPS OF THE XX-XXI CENTURIES

The historical stages of the rapprochement of the two countries, the establishment of diplomatic relations between the Republic of Korea and the USSR, the formation of a certain policy of the Republic of Korea in relation to the Russian Far East are examined. The authors give examples of successful cooperation: the construction of the Korean-Russian industrial complex in the Nakhodka Free Economic Zone, the expansion of investments in the fishing and agricultural sectors, advanced technologies in the Far East and Siberia, etc. The importance of the close connection of the Korean port of Busan and the Russian port of Vladivostok is emphasized. Vladivostok in the successful development of trade and economic relations between the two countries. The opinion of the Presidential Committee on Northern Economic Cooperation is suggested that 2020 will be the Year of the New Northern Cooperation, if we concentrate all the possibilities to achieve the goals of the “New Northern Policy” to create engines of future growth, as well as create the basis for the unification of the two Koreas.

Текст научной работы на тему «ТИХООКЕАНСКАЯ РОССИЯ В ФОКУСЕ ПОЛИТИКИ СЕУЛА НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВВ.»

ПОЛИТИКА POLITICS

УДК 327(519.5:571.6)

https://doi.org/10.24866/1813-3274/2020-3/101-125

Донгон О1, Пусанский университет иностранных языков, г. Пусан, Республика Корея; Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, Россия Е-шаП: oh.donggeon@outlook .кг

О. П. Еланцева2, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, Россия Е-шаП: elantseva.op@dvfu.ru

ТИХООКЕАНСКАЯ РОССИЯ В ФОКУСЕ ПОЛИТИКИ СЕУЛА НА РУБЕЖЕ ХХ-ХХ1 ВВ.

Аннотация. Рассматриваются исторические этапы сближения двух стран, установление дипломатических отношений между Республикой Корея и СССР, формирование определённой политики Республики Корея по отношению к Дальнему Востоку России. Авторы приводят примеры сотрудничества, такие как строительство корейско-российского промышленного комплекса в свободной экономической зоне «Находка», расширение инвестиций в рыбный и сельскохозяйственный секторы, использование передовых технологий на Дальнем Востоке и в Сибири и др. Подчёркивается значимость тесной связи корейского порта Пусан и российского порта Владивосток в успешном развитии торгово-экономических отношений двух стран. Приводится мнение Комитета экономического сотрудничества по северному направлению при президенте Кореи о том, что 2020 г. станет Годом активного сотрудничества по северному направлению, если сконцентрировать все возможности

1 Донгон О, выпускник бакалавриата департамента русского языка Колледжа европейских и американских исследований Пусанского университета иностранных языков, г. Пусан, Республика Корея; магистр истории, Школа искусств и гуманитарных наук, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, Россия.

2 Ольга Павловна Еланцева, доктор исторических наук, профессор, Школа искусств и гуманитарных наук, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, Россия.

Для цитирования: О Донгон, Еланцева О. П. Тихоокеанская Россия в фокусе политики Сеула на рубеже ХХ-ХХ1 вв. // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика и право. 2020. № 3. С. 101— 125. https://doi.org/10.24866/1813-3274/2020-3/101-125.

© О Донгон, Еланцева О. П., 2020

для достижения целей «Новой северной политики» по формированию механизма будущего роста, а также по созданию основы для объединения двух Корей.

Ключевые слова: дипломатические отношения, политика мирного сосуществования, взаимодополняющие потенциалы двух стран, расширение торгово-экономического и культурного сотрудничества, отношения взаимного доверия и всестороннего партнёрства, создание новых рынков и новых рабочих мест, порт Пусан, порт Владивосток.

Donggeon Oh1, Busan University of Foreign Studies, Busan, Republic of Korea; Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia Е-mail: oh.donggeon@outlook.kr

O. P. Elantseva2, Far Easter Federal University, Vladivostok, Russia E-mail: elantseva.op@dvfu.ru

PACIFIC RUSSIA AT THE FOCUS OF SEOUL POLICY ON THE CUPS ABROAD OF THE XX-XXI CENTURIES

Abstract. The historical stages of the rapprochement of the two countries, the establishment of diplomatic relations between the Republic of Korea and the USSR, the formation of a certain policy of the Republic of Korea in relation to the Russian Far East are examined. The authors give examples of successful cooperation: the construction of the Korean-Russian industrial complex in the Nakhodka Free Economic Zone, the expansion of investments in the fishing and agricultural sectors, advanced technologies in the Far East and Siberia, etc. The importance of the close connection of the Korean port of Busan and the Russian port of Vladivostok is emphasized. Vladivostok in the successful development of trade and economic relations between the two countries. The opinion of the Presidential Committee on Northern Economic Cooperation is suggested that 2020 will be the Year of the New Northern Cooperation, if we concentrate all the possibilities to achieve the goals of the "New Northern Policy" to create engines of future growth, as well as create the basis for the unification of the two Koreas.

Keywords: diplomatic relations, the policy of peaceful coexistence, complementary potentials of the two countries, the expansion of trade, economic and cultural cooperation,

1 Donggeon Oh, graduate of Department of Russian, College of European and American Studies, Busan University of Foreign Studies, Busan, Republic of Korea; Master of Historical Sciences, Department of History and Archeology, School of Arts and Humanities, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia.

2 Olga P. Elantseva, Doctor of Historical Sciences, Professor, School of Arts and Humanities, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia.

For citing: Oh Donggeon, Elantseva O. P. Pacific Russia at the focus of Seoul policy on the cups of the XX-XXI centuries // PACIFIC RIM: Economics, Politics, Law. 2020. No 2. P. 101-125. https://doi.org/10.24866/1813-3274/2020-3/101-125.

relations of mutual trust and comprehensive partnership, the creation of new markets and new jobs, the port of Busan, the port of Vladivostok.

Интерес Республики Корея в отношении Дальнего Востока России и проводимая ею политика являются надёжным фундаментом для расширения экономического пространства Кореи и максимизации её экономических выгод за счёт совместного сотрудничества между Республикой Корея и Россией, импорта природных ресурсов, включая газ и нефть, и создания прочной основы для связи с евразийским континентом, а также улучшения межкорейских отношений через стабильность в Северо-Восточной Азии. Отметим, что Сеул интересовался ценностью Дальнего Востока даже в то время, когда между Республикой Корея и СССР не было официальных дипломатических отношений. Можно привести такой пример. В начале 1980-х годов правительство Республики Корея во главе с президентом Чон Духваном приступило к обсуждению участия страны в сибирском газовом проекте. В декабре 1982 г. Министерство иностранных дел РК направило специальное распоряжение своим посольствам в Великобритании, Франции, Австрии, Финляндии и Италии собрать сведения о советском газовом проекте и высказать своё мнение об участии в нём Кореи. В январе 1983 г. МИД Республики Корея смог предсказать, что Советскому Союзу вряд ли потребуется вклад корейской стороны в развитие Западной Сибири; если советская сторона предложит такое участие, то оно будет касаться территории Восточной Сибири [1, с. 1105]. Но можно сказать, что правительство Чон Духвана ещё не имело конкретной и официальной политики в отношении восточных территорий СССР.

Однако в конце 1980-х - начале 1990-х гг., когда активизировались обмен и сотрудничество между Кореей и СССР, были установлены дипломатические отношения между двумя странами, стала постепенно проявляться позиция корейского правительства в отношении российского Дальнего Востока и начала формироваться определённая политика.

С точки зрения Республики Корея (если говорить о государственной безопасности), в то время СССР выступал дружественным государством по отношению к КНДР, и к тому же географически расположен ближе к ней. Вместе с тем, Советский Союз был в состоянии реализовать экономические интересы Республики Корея с помощью использования её высокого инвестиционного потенциала, включая развитие Сибири [2, с. 23].

На пресс-конференции, состоявшейся в Москве 15 декабря 1990 г., президент Ро Дэу отметил, что с первым визитом президента Республики Корея в СССР и с подписанием корейско-советской совместной декларации наступал новый период мира и сотрудничества не только Республики Корея и СССР, но и на Корейском полуострове и в Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом [3].

Таблица 1

Развитие отношений РК и РФ: политика президентов Республики Корея

№ Президент РК Годы правления Основные идеи по развитию отношений РК и РФ

1 Ро Дэу 1988-1993 «Северная политика»

2 Ким Енсам 1993-1998 Начало практического сотрудничества между РК и РФ на Дальнем Востоке России

3 Ким Дэчжун 1998-2003 Создание Корейско-российского подкомитета Дальнего Востока и Сибири

4 Но Мухён 2003-2008 «Сбалансированная дипломатия» в Северо-Восточной Азии

5 Ли Мёнбак 2008-2013 «Прагматический дух» внешней политики Республики Корея

6 Пак Кынхе 2013-2017 «Евразийская инициатива»

7 Мун Чжэин 2017-2022 «Новая северная политика»

По мнению президента Ро Дэу, причиной разрыва отношений между двумя государствами на 86 лет являлось колониальное вторжение Японии и конфронтация времён холодной войны, а также то, что корейский народ столкнулся с угрозой войны и трагедией разделения отечества. Быстрое развитие корейско-советских отношений означало, что в конфронтационной структуре Корейского полуострова происходят значительные изменения, которые сигнализировали корейскому народу о наступлении эпохи мира и воссоединения [3].

Руководители Республики Корея и СССР согласились с тем, что порядок установления мира и сотрудничества, утверждённый на саммите между США и СССР на Мальте и в собрании Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЭ) в Париже, должен также осуществляться на Корейском полуострове и в Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом. По мнению Ро Дэу, развитие корейско-советских отношений и проведение корейско-советского саммита в Москве явились неизбежным результатом новой страницы истории, когда в Республике Корея осуществлялась «Северная политика», а Советском Союзе - перестройка [3].

Президент Ро Дэу, обосновывая интересы сторон к экономическому сотрудничеству, выделил взаимодополняющие характеристики экономик двух государств. В корейской экономике присутствовало много элементов, в которых нуждался СССР. Республика Корея, например, весьма успешно прошла определённый исторический этап развития рыночной экономики, накопила ценный опыт в области современного судостроения, автомобильной промышленности, электроники, связи и в производстве товаров народного потребления, материалов и перед о-вых технологий, необходимых для увеличения социального капитала; РК обладала высококвалифицированной рабочей силой и навыками корпоративного управле-

ния. Прямое или косвенное использование указанных ресурсов РК могло содействовать продвижению реформ в СССР. Ро Дэу по достоинству оценил потенциал Советского Союза, а именно: владение обширными территориями, богатейшими природными ресурсами и широким потенциальным рынком; СССР имел передовую науку и технологии. Учитывалось то обстоятельство, что развитие торгово -экономического сотрудничества РК и СССР было связано с развитием политики, общества, культуры, науки и спорта [3].

В этой связи ярко прослеживалась заинтересованность участников диалога: советская сторона пыталась использовать нормализацию корейско-советских отношений в качестве движущей силы для расширения социального капитала и экономических преобразований в сегодняшней Тихоокеанской России; корейская сторона надеялась «залечить национальные раны», вызванные холодной войной, отменяя международный порядок в Северо-Восточной Азии; заложить основы для воссоединения двух Корей; доминировать в дипломатической конкуренции с КНДР; технологическое сотрудничество с СССР позволяло вывести корейскую промышленность на новый уровень международной коммерциализации.

Такой аргумент подтверждается работами корейских и российских исследователей. Л. В. Забровская придерживается именно этой точки зрения: СССР ожидал прежде всего экономических, а Республика Корея - политических дивидендов в связи с трагической историей корейской нации в холодной войне, а также с реализацией второго скачка корейской экономики и промышленности с помощью разработки ресурсов и инвестициями на Дальнем Востоке России [4, с. 29-30]. По мнению Ян Суми, решающими факторами для дипломатических отношений между двумя странами являлись дипломатические и экономические параметры: во-первых, связанные с КНДР факторы, такие как улучшение межкорейских отношений и проблема вступления Республики Корея в ООН; во-вторых, стратегия установления дипломатических отношений с КНР, находившейся в непосредственной близости от КНДР и быстро развивающейся, что могло принести пользу Республике Корея; в-третьих, диверсификация экономических союзников Республики Корея [2, с. 9-33]. Ли Ёну проанализировал внешнюю политику Республики Корея в отношении коммунистических стран как одно из зарубежных соревнований по «легитимности» между двумя Кореями в 1980-х годах. По мнению этого автора, КНДР также хотела наладить отношения с развитыми капиталистическими странами, включая США и Японию, с целью изоляции Республики Корея от международного сообщества и улучшения отношений КНДР с США и Японией в ответ на нормализацию отношений Республики Корея с КНР и СССР [5, с. 192-193]. Ю Сехи считал, что, с точки зрения корейской стороны, ослабление холодной войны может повлиять на улучшение межкорейских отношений и мирное воссоединение двух стран Корейского полуострова как важной цели «Северной политики» [6, с. 131]. Автор затронул наме-

рения советской стороны, направленные на нормализацию дипломатических отношений с Республикой Корея [6, с. 131-139].

В начале 1990-х гг. интерес Сеула к Дальнему Востоку получил дальнейшее продолжение благодаря конкретному сотрудничеству, связанному с промышленностью и ресурсами. В ноябре 1991 г. состоялся первый после создания Российской Федерации корейско-российский саммит. В соответствии с совместной корейско-российской декларацией, объявленной в Сеуле 20 ноября того же года, Ро Дэу и Б. Н. Ельцин обсудили вопрос о создании обеими сторонами корейского промышленного комплекса в свободной экономической зоне «Находка», а также о возможности использования запасов нефти Сибири, Дальнего Востока и Сахалина. Обе стороны подчеркнули важность участия Кореи в разведке и разработке ресурсов, включая газ и лес [7, с. 115-116].

Ким Ёнсам, избранный в 1993 г. президентом РК от правящей Демократической либеральной партии, стал первым корейским лидером, посетившим российский Дальний Восток. 7 июня 1994 г., возвращаясь из поездки в Узбекистан и Россию, Ким Ёнсам остановился во Владивостоке. Он познакомился с Тихоокеанским флотом России и даже побывал на подводной лодке «Адмирал Виноградов». По оценкам современников, этот визит Ким Ёнсама в столицу Приморского края, военный и торговый город-порт позволил ощутить необходимость ликвидации холодной войны [8], способствовал выстраиванию дружественных отношений между Республикой Корея и Российской Федерацией. Это событие выявило то, что российский Дальний Восток находится в поле зрения корейской стороны. Однако конкретной правительственной политики РК, связанной с этим регионом, не появилось. Вместе с тем в середине 1990-х годов Республика Корея, отдавая приоритет потребностям корейских компаний, продолжала проявлять внимание к созданию промышленного комплекса в свободной экономической зоне «Находка» [9].

Интерес Республики Корея к российскому Дальнему Востоку, сосредоточенный на «Находке», сохранялся и после того, как в 1998 г. Ким Дэчжун (из оппозиционного Народного конгресса за новую политику) вступил в должность президента. В корейско-российской совместной декларации, подписанной Ким Дэчжуном и Б. Н. Ельциным и опубликованной 28 мая 1998 г., обе стороны заявляли о торгово-инвестиционном и экономическом сотрудничестве при вовлечении в этот процесс восточных территорий Российской Федерации. Предстояло изучить возможность установления такового. Вновь было подчёркнуто, что создание корейско-российского индустриального парка в свободной экономической зоне «Находка» является полезным проектом для развития экономического сотрудничества между двумя странами [7, с. 183-186; 10].

К этой же мысли Ким Дэчжун обратился через год, 27 мая 1999 г., выступая с речью на торжественном ужине корейских и российских бизнесменов. Он отметил

необходимость активного сотрудничества с опорой на взаимодополняющие потенциалы двух стран, такие как значительные ресурсы России, её передовые фундаментальные науки и технологии, а также эффективное использование рабочей силы и технологий в Республике Корея. Касаясь Дальнего Востока, Ким Дэчжун подчеркнул, что значение экономического взаимодействия на северо-востоке азиатского региона будет более весомым, чем ожидалось [11].

18 сентября 2000 г. состоялась церемония закладки железной дороги между двумя Кореями - от Сеула до северокорейского Синыйджу. Ким Дэчжун высказал уверенность, что ввод в строй железнодорожной линии Кёный усилит Корейский полуостров, выведет его на лидирующие позиции в качестве распределительного центра для континентов и океанов, центра, объединяющего Евразию и Тихий океан. Однако нельзя не учитывать опосредованное отношение железнодорожной линии Кёный к российскому Дальнему Востоку [12].

Ещё через полгода идея вовлечения дальневосточных территорий России в контакты РК и РФ получила новый импульс. Согласно совместному заявлению президентов Ким Дэчжуна и В. В. Путина (Сеул, 27 февраля 2001 г.) стороны договорились о создании Корейско-российского подкомитета Дальнего Востока и Сибири для существенного содействия сотрудничеству в экономической сфере. Ким Дэч-жун и В. В. Путин согласились с тем, что корейско-российский промышленный комплекс в свободной экономической зоне «Находка» следует построить в кратчайшие сроки [7, с. 218-219; 13; 14]. В это же время Сеул и Москва продолжали интересоваться взаимодействием Транскорейской железной дорогой и Транссибирской магистрали. В этом контексте достаточно упомянуть соглашение, подписанное 5 декабря 2001 г. о транспортном сотрудничестве между Министерством строительства и транспорта Республики Корея и Министерством путей сообщения Российской Федерации [7, с. 229-230].

В 2003 г. президентскую должность в Республике Корея занял Но Мухён, политический преемник Ким Дэчжуна. Он надеялся на более тесное сотрудничество с Россией в целях содействия миру и процветанию в Северо-Восточной Азии. На саммите, состоявшемся в Бангкоке 22 октября 2003 г., встретились президенты Но Мухён и В. В. Путин. Они обсудили усилия, направленные на реализацию общих крупных проектов, включая соединение железных дорог двух государств [15]. 3 июля 2004 г. на встрече с министром иностранных дел Российской Федерации С. В. Лавровым Но Мухён особо подчеркнул, что корейский «План мира и процветания в эпоху Северо-Восточной Азии» имеет общую цель с российской политикой по развитию Дальнего Востока и Сибири, и, следовательно, имеются точки роста для взаимодействия [16].

При очередной аудиенции с В. В. Путиным, состоявшейся 21 сентября 2004 г., Но Мухён подтвердил общий характер «Плана мира и процветания в эпоху СевероАЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН: экономика, политика, право. 2020. № 3 107

Восточной Азии» и российской политики в её восточных регионах [17; 18]. В результате встреч Но Мухёна с С. В. Лавровым и В.В. Путиным корейско-российские отношения вышли на уровень «взаимного доверия и всестороннего партнёрства». Были достигнуты соглашения о совместных проектах по разработке и транспортировке нефтяных и газовых месторождений на Дальнем Востоке и в Сибири, по Транскорейской железной дороге и Транссибирской магистрали [19].

Безусловно, следующим важным шагом явился обмен мнениями между Но Мухёном и В. В. Путиным, состоявшийся во время саммита АТЭС (Пусан, ноябрь 2005 г.). Предметом разговора являлся «Корейско-российский совместный план действий в области торгово-экономического сотрудничества». Положения документа подчеркивали экономическую целесообразность совместных разработок нефтяных и газовых месторождений Дальнего Востока и Сибири, целесообразность соединения железных дорог между двумя странами, а также необходимость реализации намеченных задач в определённых временных рамках [20].

На президентских выборах в Корее в 2007 г. победил кандидат Ли Мёнбак из оппозиционной Партии великой страны. Правящий режим в Республике Корея получил новое направление. Ли Мёнбак долгое время работал в Hyundai Engineering and Construction в составе Hyundai Group. В 1988 г. он стал руководителем Hyundai Engineering and Construction. В то время он пришёл к следующему выводу: проекты, которые станут стимулировать как бизнес, так и национальную экономику, будут осуществимы совместно с коммунистическими странами. При этом молодые корейские компании могли получить такой шанс в сибирских и дальневосточных торгово-экономических инициативах. В то время он уговорил своего начальника Чон Чжуёна, основателя и председателя Hyundai, посетить СССР. В 1989 г. Ли Менбак вместе с Чон Чжуёном побывали в СССР и договорились с советской стороной о создании Корейско-советского комитета экономического сотрудничества, о сотрудничестве в области лесного хозяйства в Приморском крае и взаимодействии в строительстве целлюлозного завода в порту Ольга Приморского края [21].

Ли Мёнбак назвал своё правительство «Прагматическим правительством», особенность которого раскрыл в своей инаугурационной речи 25 февраля 2007 г.: «Мы должны выйти за пределы идеологической эры и перейти к прагматической эре. Практический дух - это рациональный принцип, который пронизывает историю Востока и Запада, и практическая мудрость, которую можно использовать для преодоления волны глобализации» [22]. Российская политика Ли Мёнбака, основанная на его «прагматическом духе», началась с первого дня его президентства. На встрече нового корейского президента и премьер-министра РФ В. И. Зубкова, проходившей вскоре после инаугурационной церемонии в Корее, в основном обсуждались корейские инвестиции в Россию, в частности в нефтяное месторождение на Сахалине и в развитие российского Дальнего Востока и Сибири. Ли Мёнбак под-

черкнул, что в Республике Корея высокий уровень технологий, но не хватает ресурсов, поэтому корейские компании заинтересованы в инвестициях в Россию [23].

11 марта 2008 г. Министерство иностранных дел и торговли Республики Корея доложило Ли Мёнбаку о своих внешнеполитических целях и планах действий по их реализации, о том, что Министерство создаст «Новую систему сотрудничества Восточной Азии» с Японией, Китаем, Россией, АСЕАН, Индией и Австралией». Министерство планировало активно выстраивать дипломатические отношения между президентами Республики Корея и Российской Федерации, укреплять сотрудничество в сфере энергетики и ресурсов, включая развитие и Восточной Сибири [24].

В мае 2008 г. Д. А. Медведев вступил в должность президента РФ. 20 мая 2008 г. в телефонном разговоре Ли Мёнбака и Д. А. Медведева было подтверждено обоюдное стремление к тесному сотрудничеству для укрепления практического экономического взаимодействия, в том числе путём увеличения инвестиций, продолжения контактов железнодорожных секторов Республики Корея и России [25; 26].

Важное место в продвижении позиции Ли Мёнбака по отношению к России занимала его беседа с корреспондентами «Известий», телеканала «Россия» и другими СМИ, проведённая 26 сентября 2008 г. в Сеуле перед визитом в Россию. Ли Мёнбак выразил своё убеждение в том, что соединение Корейского полуострова и России железной дорогой позволит России и Республике Корея стать единой экономической зоной. Ли Мёнбак сказал, что хочет, чтобы Республика Корея и Россия имели такие отношения, которые бы способствовали ведению переговоров и оказанию помощи друг другу во всех областях, включая экономику, торговлю, культурно-исторические связи и поддержание мира в Северо-Восточной Азии [27]. Он также отметил важность восточных регионов России для дальнейшего устойчивого развития всей страны и то, что Корея близка к Тихоокеанской России. Ли Мёнбак обратился к гражданам Российской Федерации, подчёркивая, что он хорошо понимает Россию, любит её культуру и искусство и надеется, что Россия и Республика Корея считают друг друга близкими соседями [27]. Содержание беседы Ли Мёнбака имело большой положительный резонанс.

Подробнее взгляды Ли Мёнбака были раскрыты в ходе Корейско-российского бизнес-форума (29 сентября 2008 г.). Ли Мёнбак осветил основные позиции плана «Трёх новых Шёлковых путей в железнодорожной, энергетической и сельскохозяйственной сферах». Он вновь подчеркнул, что, когда Транссибирская железнодорожная магистраль и Транскорейская транзитная железная дорога будут соединены, то будет достигнут эффективный логистический транспортный проект между Пусаном и Европой, культура и жизнь Востока и Запада будут в тесном общении, снизится напряжённость в Северо-Восточной Азии [28]. Создав социальную инфраструктуру (дороги, аэропорты и морские порты), Республика Корея и Россия смогут извлекать взаимную выгоду. Энергетические ресурсы России, в том числе нефть и газ, а также

сотрудничество с ней Республики Корея в области технологического и инфраструктурного строительства будут объединены, и этим открывается перспектива Евразийского энергетического шёлкового пути. Кроме того, можно ожидать вторую зелёную революцию, объединив технологии ведения сельского хозяйства в Корее с эффективной системой управления и лесоразведением в обширной сельскохозяйственной и лесной зоне Приморского края [28]. В итоге Ли Мёнбак отметил, что укрепление отношений России с Республикой Корея означает, что Россия присоединится к экономической сфере Северо-Восточной Азии, а Республика Корея присоединится к развитию восточной части России. Непосредственным участником сотрудничества станет и Корейская Народно-Демократическая Республика. Всё это позволит заложить основу для трёхстороннего взаимодействия между Республикой Корея, КНДР и Россией в интересах мира и стабильности [28]. В тот же день было объявлено корейско-российское совместное заявление по итогам визита Ли Мёнба-ка. Документ зафиксировал выход корейско-российских отношений на уровень стратегического партнёрства.

Вместе с тем приближался 2012 г., очередной саммит Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, местом проведения которого был избран Владивосток. Создание инфраструктуры этого важного международного мероприятия проходило при активном участии Республики Корея.

Весной 2009 г. была достигнута договоренность о поддержке корейской стороной совершенствования Дальневосточного российского портово-логистического комплекса, связывающего железную дорогу между Транскорейской и Транссибирской магистралью, об увеличении числа воздушных маршрутов между Инчхоном и Владивостоком [30]. После того, как российский министр транспорта РФ И. Е. Левитин посмотрел мост Инчхон-тэгё на остров Йонджондо (Инчхон), он поручил своему заместителю обсудить с корейской стороной вопрос о строительстве моста через Босфор Восточный на остров Русский (г. Владивосток). Такое обсуждение состоялось 6 марта [30].

В контексте рассматриваемой темы следует упомянуть Диалог Россия - Республика Корея (ДРРК), одной из задач которого являлась стратегия реализации планов развития Дальнего Востока и Сибири [31].

30 сентября 2010 г. Республика Корея и РФ отмечали 20-летие установления дипломатических отношений. Ли Мёнбак и Д. А. Медведев были удовлетворены тем, что обе страны неуклонно развивали контакты в политике, экономике и культуре и имели в качестве определенного ориентира концепцию «Трёх новых Шёлковых путей в железнодорожной, энергетической и сельскохозяйственной сферах» [32; 33].

Важность Дальнего Востока России в корейско-российских отношениях была подтверждена на церемонии закрытия второго Диалога Республика Корея - Россия,

проведённой в Санкт-Петербурге 2 ноября 2011 г. Ли Мёнбак подчеркнул необходимость укрепления корейско-российского экономического сотрудничества, особенно это касалось Сибири и Дальнего Востока России [34].

На президентских выборах, состоявшихся в декабре 2012 г., президентом была избрана Пак Кынхе, представительница правящей партии «Сэнури» (новое название Партии великой страны) [35]. Правящей партии удалось сохранить власть, однако политика Республики Корея в отношении России вновь изменилась. Пак Кынхе была дочерью бывшего президента Пак Чонхи, который начал первые корейско-советские контакты в 1970-е годы. В начале 2000-х годов Пак Кынхе уже предлагала конкретный план сотрудничества с Россией, опираясь на железнодорожное сообщение. В 2002 г. Пак Кынхе планировала принять участие в президентских выборах 2003 г. и готовила политическую программу для представления общественности своего видения и возможностей в качестве лидера государства, а роль в этом сыграла её организация - Институт по корейско-российским вопросам [36]. Пак Кынхе предложила «экономический скачок через межкорейское экономическое сотрудничество и продвижение на [евразийский] континент» в качестве видения политики своей страны и разработала план открытия евразийской железной дороги Пусан - Москва в конце 2003 г. для реализации этого. В то время правительство Ким Дэчжуна планировало построить железную дорогу, проходящую в Китай через линию Кёный, но Пак Кынхе предусмотрела Евразийскую железную дорогу, соединяющую Сеул, Вонсан, Приморский край и Москву. Это связано с тем, что логистический центр Северо-Восточной Азии может создаваться в Маньчжурии, когда он проходит через Китай, но он строится недалеко от линии перемирия в Корее, возле демилитаризованной зоны, тогда возможно развивать Приморский край в связи использованием железной дороги [36].

Новый президент Пак Кынхе вложила свою политическую философию в «Евразийское сотрудничество» и «Креативную экономику». В дни избрания президентом она предложила, что, поскольку обстановка в плане безопасности на Корейском полуострове и в Северо-Восточной Азии неопределённая, то укрепление доверия со странами СВА является очень важным, и в будущем развитие двусторонних отношений между основными странами будет включать трёхстороннее сотрудничество, многостороннее сотрудничество в СВА и евразийское сотрудничество. Было предложено объединить доверие и экономическое сотрудничество [37]. В своей инаугу-рационной речи 25 февраля 2013 г. она сказала: «Креативная экономика - это сближение науки и техники и промышленности, сближение культуры и промышленности и создание цветов на границе между отраслями. Это создание новых рынков и новых рабочих мест на основе конвергенции, а не просто расширение существующих рынков. В основе «креативной экономики» лежат наука и технология, а также ИТ-индустрия, которую я ценю» [38]. Итак, политика Пак Кынхе в отношении России и её Дальнего Востока также опиралась на «Евразийское сотрудничество» и

«Креативную экономику». 27 марта 2013 г. Министерство иностранных дел и Министерство объединения Республики Корея официально доложили президенту «Инициативы по мирному сотрудничеству в Северо-Восточной Азии и расширению евразийского сотрудничества» [39].

Два месяца спустя вице-премьер и министр планирования и финансов Хён Осок на встрече министров внешней политики заявил, что Россия, вступая во Всемирную торговую организацию, планирует стать новым двигателем роста в Евразии; она проводит новую восточную политику по развитию Дальнего Востока и Сибири и укреплению сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Эти обстоятельства выступали важными аргументами в пользу уточнения внешнеполитического курса Республики Корея. Неслучайно Хён Осок объявил о продвижении «Новой северной политики», включшей укрепление политических и внешних связей, а также экономическое сотрудничество с Россией [40].

В интервью с ТАСС, которое состоялось в Сеуле 2 сентября 2013 г., Пак Кынхе подчеркнула, что Россия является страной, которая будет сотрудничать в интересах мира на Корейском полуострове и совместного развития в Северо-Восточной Азии. По мнению Пак Кынхе, взаимодополняющему сотрудничеству будет способствовать потенциал России - культура, искусство, фундаментальная наука, природные ресурсы [41].

На корейско-российском саммите, проведённом в Санкт-Петербурге 7 сентября того же года в рамках саммита Большой двадцатки, Пак Кынхе заявила, что важной задачей нового правительства является укрепление евразийского сотрудничества и что она лично мечтала о железной дороге из Пусана через Россию в Европу. Кроме того, Пак Кынхе отметила важность объединения задач сотрудничества в Евразии и развития Дальнем Востоке России [42; 43].

Эти же идеи, но в усиленном варианте, Пан Кынхе озвучила на «Конференции международного сотрудничества в эпоху Евразии», состоявшейся в Сеуле 18 октября 2013 г. Она предложила «Евразийскую инициативу», чтобы сделать Евразию единым, творческим и мирным континентом. Ключевыми планами Евразийской инициативы выступали интеграция и расширение евразийских энергетических, транспортных и логистических сетей посредством сотрудничества между Республикой Корея и Россией, трёхстороннее сотрудничество между Республикой Корея, КНДР и Россией и укрепление отношений с другими государствами Евразии, являвшимися стратегическими точками, могущими соединять северные и южные экономические регионы вокруг Корейского полуострова [44].

Пак Кынхе была уверена, что, если региональная экономическая интеграция ускорится, Евразия может создать огромный единый рынок, а новая Евразия предоставит новые возможности для инвестиций и трудоустройства, а также послужит новым континентом для следующих поколений. Кроме того, инновационная экономика России и «креативная экономика» Кореи имели общее: они были основаны на

творчестве людей, науке, технологиях, ИТ-технологиях, и такая интеграция этих возможностей делала Евразию двигателем глобального роста [44].

Чтобы реализовать Евразийскую инициативу, Пак Кынхе предложила «Трастовый процесс на Корейском полуострове». Это должно способствовать установлению мира и стабильности на Корейском полуострове, активному развитию Дальнего Востока и сотрудничеству между Республикой Корея, КНДР и Россией посредством развития межкорейских отношений и создания основы для мирного воссоединения на Корейском полуострове на основе укрепления доверия между двумя Кореями. Пак Кынхе предложила «Инициативу о мире и сотрудничестве в СевероВосточной Азии», в рамках которой страны Северо-Восточной Азии начинают обсуждать различные вопросы, например, изменение климата, стихийные бедствия, ядерная безопасность и кибернетическое сотрудничество [45]. Она рассматривала обсуждения, диалог важной формой постепенного расширения масштабов взаимной деятельности.

Согласно совместному заявлению Пак Кынхе и В. В. Путина по итогам корейско-российского саммита в Сеуле 13 ноября 2013 г., Пак Кынхе подчеркнула, что делает упор на сотрудничество с Россией в ходе продвижения политики евразийского сотрудничества. В. В. Путин подчеркнул, что Россия во многих отношениях поддерживает сотрудничество с Республикой Корея, включая развитие Дальнего Востока России и Сибири и модернизацию экономики [46].

Обе стороны договорились об обмене опытом реализации экономической политики для развития российского Дальнего Востока и Сибирского региона, в частности, обе стороны инвестировали в реализацию стратегии социально-экономического развития и других федеральных специальных программ на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе до 2025 г. и выразили заинтересованность в их участии. Обе стороны согласились, что связь между Корейским полуостровом и Транссибирской магистралью будет способствовать миру и процветанию Корейского полуострова и Северо-Восточной Азии, а также развитию сотрудничества между Евразией. Также было принято решение о расширении инвестиций в рыбный и сельскохозяйственный секторы с использованием передовых технологий на Дальнем Востоке и в Сибири [46].

Однако в связи с политическим скандалом Национальное собрание Республики Корея объявило 9 декабря 2016 г. импичмент Пак Кынхе [47], а 10 марта 2017 г., когда Конституционный суд отстранил её от должности президента [48], Евразийская инициатива была фактически прекращена.

На президентских выборах, состоявшихся в мае 2017 г., был избран кандидат от Демократической партии Тобуро Мун Чжэин [49]. В своём первом телефонном разговоре с В. В. Путиным Мун Чжэин подчеркнул, что Россия является лучшим партнёром для мира и процветания в Евразии и он намерен расширить сотрудничество между двумя странами в области развития Дальнего Востока [50].

В соответствии с «Пятилетним планом правительства Мун Чжэина в области государственного управления», объявленным 19 июля 2017 г., «Новая северная политика» нацеливалась на преодоление геополитической напряжённости и конкуренции в Северо-Восточной Азии [51]. Для реализации этой политики при Президенте Республики Корея был создан Комитет экономического сотрудничества по северному направлению. Его задачи и функции нашли отражение в специальном указе Президента от 25 августа 2017 г. [52].

Приморский край стал первым российским регионом, который посетил Мун Чжэин. 6-7 сентября 2017 г. Мун Чжэин находился во Владивостоке, участвуя в Восточном экономическом форуме. Выступая на пленарном заседании ВЭФа, Мун Чжэин подчеркнул тесную связь между Пусаном и Владивостоком: «Владивосток является крупнейшим морским городом России. Мне представилась возможность впервые посетить этот город. Атмосфера этого города мне по-особому приятна. Дома на холмах, если смотреть со стороны портов Владивостока, напоминают город Пусан, где я провёл юность. Сейчас в порт Камчхон в городе Пусан по-прежнему приходят российские судна с продукцией морского промысла. Перед станцией Пусан можно увидеть вывески на русском языке, можно попробовать русский хлеб и кефир». Мун Чжэин также подчеркнул, что пространством, где встречаются его «Новая северная политика» и «Новая восточная политика» В. В. Путина, является Дальний Восток [53].

На церемонии провозглашения будущего видения порта Пусан, состоявшейся 16 марта 2018 г. в новом порту Пусана, президент Мун Чжэин подчеркнул, что успех «Новой северной политики» также зависит от инноваций порта Пусан [54]. В начале 2020 г. Комитет экономического сотрудничества по северному направлению выразил уверенность, что 2020 г. станет Годом нового сотрудничества по северному направлению. Коллективные усилия, направленные на достижение целей «Новой северной политики», будут способствовать созданию основ будущего роста и предпосылок для объединения двух Корей [55].

Итак, за тридцать лет в Республике Корея сменилось семь президентов. Президент Ро Дэу провозгласил «Северную политику», Ким Ёнсам сделал немало в деле становления практического взаимодействия РК и РФ на российском Дальнем Востоке, Ким Дэчжун способствовал созданию и деятельности корейско-российского подкомитета Дальнего Востока и Сибири, Но Мухен проводил «Сбалансированную дипломатию» в Северо-Восточной Азии, Ли Мёнбак внедрял «Прагматический дух» во внешней политике Республики Корея, Пак Кынхе выступила с «Евразийской инициативой», а ее преемник Мун Чжэин стал инициатором «Новой северной политики». Каждый из президентов Республики Корея вносил своё видение и своё понимание в формирование отношений с Российской Федерацией и её составной частью -российским Дальним Востоком или, по-другому, - с Тихоокеанской Россией.

Список литературы

1. СШ^ .ЖЛШЭДЭ : 1986 / .i¥. - МШ : .Ж¥, 2017. -

1591^. - Сборник аннотированных исторических источников по внешним делам

Республики Корея: 1986 / Министерство иностранных дел. - Сеул : Министерство иностранных дел, 2017. - 1591 с.

/ - &S], 2011. - 71 с. - Ян Суми. Исследование по

фактору решения администрации Ро Дэу об установлении корейско-советских дипломатических отношений : дис. ... магистра / Ян Суми. - [Б. м.], 2011. - 71 с.

3. L-H.^ - Пресс-конференция в Москве с корейскими и

иностранными СМИ. - http://dams.pa.go.kr:8888/dams/ezpdf/ezPdfReader.jsp? itemID=/DOCUMENT/2009/11/26/DOC/SRC/0104200911264118800041188013155.PD F (дата обращения: 13.04.2020).

4. Забровская, Л. В. Россия и Республика Корея: от конфронтации к сотрудничеству (1970-1990-е гг.) / Л. В. Забровская. - Владивосток : Ин-т истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, 1996. - 127 c.

5. щщо| ^ // ^шт. - 1985. - Ш1от,

Ш1Ш. - 163-197^. - Ли Ёну. СССР в Северной политике Кореи // Изучение мира. - 1985. - Вып. 10. - С. 163-197.

6. // - 1989. - Vol. 14. - 131-139^. - Ю Се-хи. Политика Кореи в отношении СССР // Изучение мира. - 1989. - Вып. 14. - С. 131-139.

7. t^^A^S: 1990-2003 / - МШ :

МШС^Ж 2005. - 713^. - Сборник источников по истории корейско-

российских отношений: 1990-2003 гг. / Хан Джонсук, Хон Хёник, Кан Юнхи, Чхве Уик. - Сеул : Изд-во Сеульского ун-та, 2005. - 713 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. г ЯШМС S^j&SM // - 1994. - 6Ш 8Ш. - 5Й. - Символизирующий эффект «ликвидации периода холодной войны» // Тона ильбо. -1994 - 8 июня. - С. 5.

9. t^Xl^A ^ // - 1996. - 2^ 3Ш. - 9Й. -

Корейская земельная корпорация будет строить промзону в российской Находке // Кёнхян синмун. - 1996. - 3 декабря. - С. 9.

10. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Корея о создании российско-корейского индустриального ком-

плекса на территории свободной экономической зоны «Находка». - URL: https://mddoc.mid.ru/api/ia/download/?uuid=383cf946-1e8b-43f3-aa4a-04716d71ec69 (дата обращения: 13.04.2020).

11. t^H ^^ ^ - 1999. 5. 27. - Речи на обеде корейско-

российских деятелей экономики 27 мая 1999 г. - URL: http://kdjpeace.com/ho me/bbs/board.php?bo_table=d02_02&wr_id=259&sca=&sfl=wr_content&stx=%B7%AF %BD%C3%BE%C6&sop=and&page=4 (дата обращения: 14.04.2020).

12. ^ - 2000. - Речь на церемонии закладки

строительства сообщения железнодорожной линии Кёный и автомобильных дорог 18 сентября 2000 г. - http://kdjpeace.com/home/bbs /board.php?bo_table=d02_02&wr _id=456&sca=&sfl=wr_content&stx=%B1%D8%B5%BF&sop=and (дата обращения: 14.04.2020).

13. Состоялись переговоры Владимира Путина и Президента Южной Кореи Ким Дэ Чжуна // Президент России : офиц. сайт. - 2001. - 27 февраля. -URL: http://kremlin.ru/events/president/news/40906 (дата обращения: 13.04.2020).

14. Российско-Корейское совместное заявление 26 февраля 2001 года. - URL: http://kremlin.ru/supplement/3304 (дата обращения: 13.04.2020).

15. t сШ^, ^ сШ^ // ц&^ц S^MEIS. -

Саммит президента Но с президентом России Путиным // Брифинг по политике Республики Корея : офиц. сайт. - 2003. - 22 октября. - URL: http://www.korea.kr/n ews/pressReleaseView.do?newsId=30025613 (дата обращения: 14.04.2020).

16. t «^7| ^ s|äh» // сш^. - Президент Но: «Надеюсь посетить Россию во второй половине года» // Брифинг по политике Республики Корея : офиц. сайт. - 2004. - 5 июля. - URL: http://www.korea.kr/news /pressReleaseView.do?newsId=65043766 (дата обращения: 14.04.2020).

17. ^ сш^ ж^^Е^ // сШ^ S^MEIS. -

Президент Путин: «Заинтересован в энергетических и транспортных проектах» // Брифинг по политике Республики Корея : офиц. сайт. - 2004. - 23 сентября. - URL: http://www.korea.kr/news/pressReleaseView.do?newsId=65066633 (дата обращения: 13.04.2020).

18. Начало беседы с Президентом Республики Корея Но Му Хёном // Президент России : офиц. сайт. - 2004. - 21 сентября. - URL: http://kremlin.ru/ev ents/president/transcripts/22605 (дата обращения: 13.04.2020).

19. Российско-Корейская Совместная декларация 23 сентября 2004 г. - URL: http://kremlin.ru/supplement/2038 (дата обращения: 13.04.2020).

20. Российско-Корейский совместный план действий в области торгово-экономического сотрудничества 19 ноября 2005 г. - URL: http://krem lin.ru/supplement/4712 (дата обращения: 13.04.2020).

21. ^Д Ш // СШ^ *Ш. - Открыть дверь для

сотрудничества по северному направлению // Мемориальный фонд президента Ли Мёнбака. - 2008. - 18 декабря. - URL: http://leemyungbak.org/history/me moirs_view.php?idx=566 (дата обращения: 14.04.2020).

22. ^ВД ^ - СШ^ 17С -

Все вместе откроем дорогу к продвижению! : Инаугурационная речь 13-го президента Республики Корея. - URL: http://15cwd.pa.go.kr/korean/data/expreside nt/ntw/speech.html (дата обращения: 14.04.2020).

23. э^Ж SE| ^^ ЛД // СШ^ S^MES. - Итог встречи с

премьер-министром России Зубковым // Брифинг по политике Республики Корея : офиц. сайт. - 2008. - 26 февраля. - URL: http://www.korea.kr/news/blueHouseView.do ?newsId=148649311 (дата обращения: 14.04.2020).

24. 2008^ ЛД // S^MES. - Отчёт работы Министерства иностранных дел и торговли за 2008 год // Брифинг по политике Республики Корея : офиц. сайт. - 2008. - 11 марта. - URL: http://www.korea.kr/news/pressReleaseView.do?newsId=155285211 (дата обращения: 14.04.2020).

25. Телефонный разговор с Президентом Республики Корея Ли Мён Баком // Президент России : офиц. сайт. - 2008. - 20 мая. - URL: http://kremlin.ru/eve nts/president/news/155 (дата обращения: 13.04.2020).

26. S&M «^Л|Ы|ЕО Ш § // СШ^ S^MEIS. - Телефонный разговор государственных глав Кореи и России «Сотрудничество в развитии Восточной Сибири и др.» // Брифинг по политике Республики Корея : офиц. сайт. - 2008. - 21 мая. - URL: http://www.korea.kr/news/policyNewsView.do? newsId=148652480 (дата обращения: 14.04.2020).

27. 0 сш^ «S& 3^ 5» // СВД^ S^MES.

- Президент Ли: «Транссибирская железнодорожная магистраль будет связывать корейско-российский экономический регион» // Брифинг по политике Республики Корея : офиц. сайт. - 2008. - 26 сентября. - URL: http://www.kore a.kr/news/policyNewsView.do?newsId=148657414 (дата обращения: 14.04.2020).

28. 0 СШ^ ^^ж» ^^ да // сШ^

S^MES. - Президент Ли предлагает построить «Железный, энергетический и

зелёный шёлковый путь» // Брифинг по политике Республики Корея : офиц. сайт. -2008. - 29 сентября. - URL: http://www.korea.kr/news/policyNewsView.do7n ewsId=148657470 (дата обращения: 14.04.2020).

29. Совместное Заявление Российской Федерации и Республики Корея. -URL: http://kremlin.ru/supplement/237 (дата обращения: 13.04.2020).

30. Ё-^ ад S|°| 7Ш // СЁ^ S^MElS. - Министерство земли проводило встречу вице-министров транспорта Кореи и России // Брифинг по политике Республики Корея : офиц. сайт. - 2009. - 28 марта. - URL: http://www.korea.kr/news/pressReleaseView.do?newsId=155338219 (дата обращения: 14.04.2020).

31. KRD // Ё^СШ. - О ДРРК // Диалог Россия - Республика Корея :

офиц. сайт. - URL: http://ekrd.or.kr/bbs/content.php?co_id=introduction (дата обращения: 14.04.2020).

32. Поздравление Президенту Республики Корея Ли Мён Баку // Президент России : офиц. сайт. - 2010. - 30 сентября. - URL: http://kremlin.ru/events/pr esident/news/9083 (дата обращения: 13.04.2020).

33. Ё-^ S&, 20^ м // СЁ^ S^MElS. - Государственные главы Кореи и России обмениваются поздравительными посланиями к 20-летию установления дипломатических отношений // Брифинг по политике Республики Корея : офиц. сайт. - 2010. - 30 сентября. - URL: http://www.korea.kr/ne ws/policyNewsView.do?newsId=148699745 (дата обращения: 14.04.2020).

34. 0| СШ^, Ё-^ gfll^ ^^ ^ //

onMEo. - Президент Ли подчеркивает важность укрепления экономического сотрудничества между Кореей и российским Дальним Востоком и Сибирью // Брифинг по политике Республики Корея : офиц. сайт. - 2011. - 3 ноября. - URL: http://www.kor ea.kr/news/p olicyNewsView.do?newsId=148721458 (дата обращения: 14.04.2020).

35. Я О^СШ^ // gf^g. - 2012. - 12^ 20Ш. - 1Й. - Первая в истории [РК] женщина-президент Пак Кынхе // Кёнхян синмун. - 2012. - 20 декабря. - С. 1.

36. ^м. ЦВД ?ШЛ|?№Ь> // - Хо Мансоп:

«В следующем году я буду открывать Евразийскую железную дорогу» // Чуган Тона : [сайт]. - 2004. - 22 октября. - URL: https://weekly.donga.com/Lis t/3/all/11/68080/1 (дата обращения: 15.04.2020).

37. Щ gtf^, вдт^ ^Ё ^ ^^ ¥LHx|h S» // СЁ^!^ S^MEo. - Избранный президент Пак: «Потребление национальной

энергии из-за ядерного испытания - это путь к самому краху» // Брифинг по политике Республики Корея : офиц. сайт. - 2013. - 13 февраля. - URL: http://www.korea. kr/news/policyNewsView.do?newsId=148755758 (дата обращения: 15.04.2020).

38. Соо ilcM. - Инаугурационная речь Пак Кынхе. - URL:

http://www.korea.kr/news/policyNewsView.do?newsId=148756155 (дата обращения: 15.04.2020).

39. ЛНЛ|С О^Ь // СШ^ S^MEIS. - «Доверенная дипломатия», открывающая новую эру народного счастья и надежды // Брифинг по политике Республики Корея : офиц. сайт. - 2013. - 27 марта. - URL: http://www.korea.kr/news/policyNewsView.do?newsId=148757819 (дата обращения: 14.04.2020).

40. ¥§E, «ВДо^ 3^1^ &SL. ^^S^ //

S^MES. - Вице-премьер Хён Осок: «Укрепление экономического

сотрудничества с Россией... Продвижение новой северной политики» // Брифинг по политике Республики Корея : офиц. сайт. - 2013. - 21 мая. - URL: http://www.kor ea.kr/news/pressReleaseView.do?newsId=155896068 (дата обращения: 15.04.2020).

41. Щ СОО «^гюш // СШ^ S^MES. - Президент Пак: «Создание прочной основы для мирного объединения» // Брифинг по политике Республики Корея : офиц. сайт. - 2013. - 6 сентября. - URL: http://www.korea.kr/news/policyNewsView.do?newsId=148766894 (дата обращения: 15.04.2020).

42. Встреча с Президентом Республики Корея Пак Кын Хе // Президент России : офиц. сайт. - URL: http://kremlin.ru/events/president/news/19170 (дата обращения: 13.04.2020).

43. ^Д S&SI^AH ^^ SA» // СШ^ S^MEIS. -

Президент Пак в саммите с Путиным «Мечтаю о железных дорогах от Пусана в Европу» // Брифинг по политике Республики Корея : офиц. сайт. - URL: http://www.korea.kr/news/policyNewsView.do?newsId=148766928 (дата обращения: 15.04.2020).

44. ^^ЛО ^^^^ СОО - Вступительная речь президента

[Пак Кынхе] на Евразийской конференции. - URL: http://www.korea.kr/arch ive/speechView.do?newsId=132026512 (дата обращения: 15.04.2020).

45. ^^ЛО ^^^^ - Вступительная речь на Евразийской

конференции (на государственном языке). - URL: http://www.korea.kr/bri efing/speechView.do?newsId=132026414 (дата обращения: 15.04.2020).

46. Совместное Заявление Российской Федерации и Республики Корея 13 ноября 2013 года. - URL: http://kremlin.ru/supplement/1564 (дата обращения: 13.04.2020).

47. Щ СШ^ 7^ // - 2016. - 12^ 10Ш. - 1Й. - Законопроект по импичменту президента Пак был принят // Пусан ильбо. - 2016. - 10 декабря. - С. 1.

48. СЁ^ад М, ВД // Ёда. - 2016. - 3ä 11Ш. - 1Й. - Весна Республики Корея заново начинается // Хангёре. - 2016. - 11 марта. - С. 1.

49. ^да СШ^ ЛС ^Ж» // - 2017. - 5^ 10Ш. -

Л1Й. - Президент Мун Чжэин: «Я буду открывать эпоху объединения» // Тона ильбо. - 2017. - 10 мая. - С. A1.

50. = ^ М MES // СЁ^

S^MEo. - Брифинг по итогам телефонного разговора Президента РК с Президентом России Владимиром Путиным // Брифинг по политике Республики Корея : офиц. сайт. - 2017. - 12 мая. - URL: http://www.korea.kr/news/blue HouseView.do?newsId=148833778 (дата обращения: 15.04.2020).

51. 77 N. - Пятилетний план правительства Мун

Чжэина в области государственного управления - URL: http://www.korea.k r/common/download.do?fileId=145049693 (дата обращения: 24.04.2020).

52. Ш ^Ё ^S Я128254Ж). -

Правила об установлении Комитета экономического сотрудничества по северному направлению : указ Президента № 28254. - URL: http://www.law.go.kr/lsInfo P.do?lsiSeq=196933&ancYd=20170825&ancNo=28254&efYd=20170825&nwJoYnInfo =Y&efGubun=Y&viewCls=callsRvsDocInfoR&chrClsCd=010202#0000 (дата обращения: 16.04.2020).

53. Пленарное заседание Восточного экономического форума. - URL: http://kremlin.ru/events/president/news/55552 (дата обращения: 15.04.2020).

54. ^да ¥^h°l □ ^^ // СЁ^ S^MES. -

Президент Мун Чжэин присутствует на церемонии объявления будущего видения порта Пусан // Брифинг по политике Республики Корея : офиц. сайт. - 2018. -16 марта. - URL: http://www.korea.kr/news/blueHouseView.do?newsId=148848898 (дата обращения: 15.04.2020).

55. «2020^ t» // - Комитет экономического сотрудничества по северному на-

правлению объявил о направлении политики на «Год Нового сотрудничества по северному направлению 2020» // Комитет экономического сотрудничества по северному направлению : офиц. сайт. - 2020. - 12 февраля. - URL: https://www.bukbang.go.kr/bukbang/about_pr/0010/?boardId=bbs_0000000000000005& mode=view&cntId=37&category=&pageIdx= (дата обращения: 15.04.2020).

References

1. Collection of Annotated Historical Sources on Foreign Affairs of the Republic of Korea: 1986. Ministry of Foreign Affairs. Seoul: Ministry of Foreign Affairs, 2017. 1591 p. (In Korean).

2. Yang Sumi. Study on the decision factor to establish diplomatic relations with the Soviet Union and Korea in the Roh, Tae-woo administration : Thesis for a master's degree. S. l., 2011. 71 p. (In Korean).

3. Press conference in Moscow for Korean and foreign media. Available at: http://dams.pa.go.kr:8888/dams/ezpdf/ezPdfReader.jsp?itemID=/D0CUMENT/2009/11/ 26/D0C/SRC/0104200911264118800041188013155.PDF (accessed 13 April 2020). (In Korean).

4. Zabrovskaia L.V. Rossiya i Respublika Koreya: ot konfrontatsii k sotrudnichestvu (1970-1990-e gg.) [Russia and the Republic of Korea: from confrontation to cooperation (1970-1990s)]. Vladivostok: Institute of History, Archeology and Ethnography of the Peoples of the Far East FEB RAS, 1996. 127 p.

5. Lee Youngwoo. USSR in Korea's the Northern Policy. Peace Research, 1985, iss. 10, pp. 163-197. (In Korean).

6. Yoo Sehee. Korea's policy toward Russia. Peace Research, 1989, iss. 14, pp. 131-139. (In Korean).

7. Hahn Jeongsook, Hong Hyunik, Kang Yoonhee, Choi Wooik. Collection of sources on the history of Korean-Russian relations: 1990-2003. Seoul: SNUPRESS, 2005. 713 p. (In Korean).

8. Symbolizing the effect of ending the Cold War period. Dong-A Ilbo, 1994, June 8, pp. 5. (In Korean).

9. Korean Land Corporation will build an industrial zone in Russian Nakhodka. Kyunghyang Shinmun, 1996, December 3, p. 9. (In Korean).

10. Agreement between the Government of the Russian Federation and the Government of the Republic of Korea for the Establishment of the Korea-Russia Industrial Complex in the Nakhodka Free Economic Zone. Available at: https://mddoc.mid.ru/api/ia/download/?uuid=383cf946-1e8b-43f3-aa4a-04716d71ec69 (accessed 13 April 2020). (In Russian).

11. Speeches at the dinner of Korean-Russian economic leaders on May 27, 1999. Available at: http://kdjpeace.com/home/bbs/board.php?bo_table=d02_02&

wr_id=259&sca=&sfl=wr_content&stx=%B7%AF%BD%C3%BE%C6&sop=and&page =4 (accessed 14 April 2020). (In Korean).

12. Groundbreaking speech for the Gyeongui Line and road connection, September 18, 2000. Available at: http://kdjpeace.com/home/bbs/board.php7bo_tabl e=d02_02&wr_id=456&sca=&sfl=wr_content&stx=%B1%D8%B5%BF&sop=and

(14 April 2020). (In Korean).

13. President Vladimir Putin and South Korean President Kim Dae-jung held negotiations. President of Russia: official site, 2001, February27. Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/40906 (accessed 13 April 2020). (In Russian).

14. Russian-Korean Joint Statement, February 26, 2001. Available at: http://kremlin.ru/supplement/3304 (accessed 13 April 2020). (In Russian).

15. The summit between President Roh Moohyun and President of Russia Putin. Republic of Korea Policy Brief, 2003, October 22. Available at: http://www.korea.kr /news/pressReleaseView.do?newsId=30025613 (accessed 14 April 2020). (In Korean).

16. President Roh: "I hope to visit Russia in the second half of the year". Republic of Korea Policy Brief, 2004, 5 July, Available at: http://www.korea.kr/news/pressRele aseView.do?newsId=65043766 (accessed 14 April 2020). (In Korean).

17. President Putin: "I am interested in energy and transport projects". Republic of Korea Policy Brief, 2004, September 23. - Available at: http://www.korea.kr/news/pr essReleaseView.do?newsId=65066633 (accessed 13 April 2020). (In Korean).

18. Opening remarks at a meeting with President of the Republic of Korea Roh Moohyun. President of Russia: official site, 2004, September 21. Available at: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/22605 (accessed 13 April 2020). (In Russian).

19. Russian-Korean Joint Declaration, September 23, 2004. Available at: http://kremlin.ru/supplement/2038 (accessed 13 April 2020). (In Russian).

20. Russian-Korean Joint Action Plan for Trade and Economic Cooperation of November 19, 2005. Available at: http://kremlin.ru/supplement/4712 (accessed 13 April 2020). (In Russian).

21. Opened door for Northern cooperation. President Lee Myungbak Memorial Foundation, 2008, December 18. Available at: http://leemyungbak.org/history/mem oirs_view.php?idx=566 (accessed 14 April 2020). (In Korean).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Together we shall open a road to advancement! - Inaugural speech of the 13th President of the Republic of Korea. Available at: http://15cwd.pa.go.kr/korean/dat a/expresident/ntw/speech.html (accessed 14 April 2020). (In Korean).

23. Outcome of the meeting with Prime Minister of Russia Zubkov. Republic of Korea Policy Brief, 2008, February 26. Available at: http://www.korea.kr/news/blueHo useView.do?newsId=148649311 (accessed 14 April 2020). (In Korean).

24. 2008 Annual Policy Report of Ministry of Foreign Affairs and Trade. Republic of Korea Policy Brief, 2008, March 11. Available at: http://www.korea.kr/news/pr essReleaseView.do?newsId=155285211 (accessed 14 April 2020). (In Korean).

25. Telephone conversation with President of the Republic of Korea Lee Myungbak. President of Russia: official site, 2008, May 20. Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/155 (accessed 13 April 2020). (In Russian).

26. Telephone conversation between the leaders of Korea and Russia "Cooperation in the development of Eastern Siberia, etc.". Republic of Korea Policy Brief, 2008, May 21. - Available at: http://www.korea.kr/news/policyNewsView.do?newsId=14 8652480 (accessed 14 April 2020). (In Korean).

27. President Lee: "The Trans-Siberian Railway will link the Korean-Russian economic region". Republic of Korea Policy Brief, 2008, September 26. Available at: http://www.korea.kr/news/policyNewsView.do?newsId=148657414 (accessed 14 April 2020). (In Korean).

28. President Lee proposes to build an "Iron, Energy and Green Silk Roads". Republic of Korea Policy Brief, 2008, September 29. Available at: http://www.korea.kr/new s/policyNewsView.do?newsId=148657470 (accessed 14 April 2020). (In Korean).

29. Russian-Korean Joint Statement. Available at: http://kremlin.ru/supplem ent/237 (accessed 13 April 2020). (In Russian).

30. Ministry of Land held a meeting of Vice Ministers of Transport of Korea and Russia. Republic of Korea Policy Brief, 2009, March 28. Available at: http://www.korea.kr/news/pressReleaseView.do?newsId=155338219 (accessed 14 April 2020). (In Korean).

31. About KRD. Korea-Russia Dialogue: official site. Available at: http://ek rd.or.kr/bbs/content.php?co_id=introduction (accessed 14 April 2020). (In Korean).

32. Congratulations to President of Republic of Korea Lee Myungbak. President of Russia: official site, 2010, September 30. Available at: http://kremlin.ru/events/presi dent/news/9083 (accessed 13 April 2020). (In Russian).

33. Leaders of Korea and Russia exchange congratulatory messages on the 20th anniversary of the establishment of diplomatic relations. Republic of Korea Policy Brief,

2010, September 30. Available at: http://www.korea.kr/news/policyNewsView.do?new sId=148699745 (accessed 14 April 2020). (In Korean).

34. President Lee emphasized the importance of strengthening economic cooperation between Korea and the Russian Far East and Siberia. Republic of Korea Policy Brief,

2011, November 3. Available at: http://www.korea.kr/news/policyNewsView.do? newsId=148721458 (accessed 14 April 2020). (In Korean).

35. First female president in history Park Geunhye. Kyunghyang Shinmun, 2012, December 20, pp. 1.

36. Hue Mansup: "Next year I will open the Eurasian Railway". Weekly Dong-A, 2004, October 22. Available at: https://weekly.donga.com/List/3/all/11/68080/1 (accessed 15 April 2020). (In Korean).

37. President-elect Park: "National energy consumption due to a nuclear test is the path to ruin itself'. Republic of Korea Policy Brief, 2013, February 13. Available at: http://www.korea.kr/news/policyNewsView.do?newsId=148755758 (accessed 15 April 2020). (In Korean).

38. President Park Geunhye's Inauguration Address. Available at: http://www.korea.kr/news/policyNewsView.do?newsId=148756155 (accessed 15 April 2020). (In Korean).

39. Trust-Based diplomacy heralding a new era of hope and happiness for the people. Republic of Korea Policy Brief, 2013, March 27. Available at: http://www.korea.k r/news/policyNewsView.do?newsId=148757819 (accessed 14 April 2020). (In Korean).

40. Deputy Prime Minister Hyun Ohseok: «Strengthening economic cooperation with Russia... Promoting the New Northern Policy». Republic of Korea Policy Brief, 2013, May 21. Available at: http://www.korea.kr/news/pressReleaseView.do?newsI d=155896068 (accessed 15 April 2020). (In Korean).

41. President Park: "Building a basic foundation for peaceful unification". Republic of Korea Policy Brief, 2013, September 6. Available at: http://www.korea.kr/news/ policyNewsView.do?newsId=148766894 (accessed 15 April 2020). (In Korean).

42. Meeting with President of the Republic of Korea Park Geunhye. President of Russia: official site. Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/19170 (accessed 13 April 2020). ). (In Russian).

43. President Park at the Summit with Putin: "I dream about the railway from Busan to Europe". Republic of Korea Policy Brief. Available at: http://www.korea.kr/new s/policyNewsView.do?newsId=148766928 (accessed 15 April 2020). (In Korean).

44. President's opening speech at the Eurasian Conference. Available at: http://www.korea.kr/archive/speechView.do?newsId=132026512 (accessed 15 April 2020). (In Korean).

45. Opening speech at the Eurasian Conference (in national language). Available at: http://www.korea.kr/briefing/speechView.do?newsId=132026414 (accessed 15 April 2020). (In Korean).

46. Russian-Korean Joint Statement, November 13, 2013. Available at: http://kremlin.ru/supplement/1564 (accessed 13 April 2020). (In Russian).

47. President Park's impeachment bill passed. Busan Ilbo, 2016, December 10, pp. 1.

48. Spring of the Republic of Korea begins anew. The Hankyoreh, 2016, March 11,

pp. 1.

49. President Moon Jaein: "I will open an era of integration". The Dong-A Ilbo, 2017, 10 May, pp. A1. (In Korean).

50. Briefing after the telephone conversation with the President of Russia Vladimir Putin. Republic of Korea Policy Brief, 2017, May 12. Available at: http://www.korea.kr/ news/blueHouseView.do?newsId=148833778 (accessed 15 April 2020). (In Korean).

51. Five-year Plan for the Moon Jaein Administration of State Affairs - URL: http://www.korea.kr/common/download.do?fileId=145049693 (дата обращения: 24.04.2020).

52. Regulations on the establishment and operation of the Presidential Committee on Northern Economic Cooperation: Presidential Decree No. 28254. - Available at: http://www.law.go.kr/lsInfoP.do?lsiSeq=196933&ancYd=20170825&ancNo=28254&ef Yd=20170825&nwJoYnInfo=Y&efGubun=Y&viewCls=callsRvsDocInfoR&chrClsCd=0 10202#0000 (accessed 16 April 2020). (In Korean).

53. Plenary session of the Eastern Economic Forum. Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/55552 (accessed 15 April 2020). (In Russian).

54. President Moon Jaein attends the ceremony to announce the future vision of the Port of Busan. Republic of Korea Policy Brief, 2018, March16. Available at: http://www.korea.kr/news/blueHouseView.do?newsId=148848898 (accessed 15 April 2020). (In Korean).

55. Presidential Committee on Northern Economic Cooperation announced policy direction for the «Year of New Northern Cooperation 2020». Presidential Committee on Northern Economic Cooperation: official site, 2020, February 12. Available at: https://www.bukbang.go.kr/bukbang/about_pr/0010/?boardId=bbs_0000000000000005& mode=view&cntId=37&category=&pageIdx= (accessed 15 April 2020). (In Korean).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.