Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА НОВОЙ АДМИНИСТРАЦИИ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКО-КОРЕЙСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА'

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА НОВОЙ АДМИНИСТРАЦИИ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКО-КОРЕЙСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

235
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ (ЮЖНАЯ КОРЕЯ) / МУН ЧЖЭИН / РОССИЙСКО-КОРЕЙСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / КОРЕЙСКАЯ НАРОДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА (СЕВЕРНАЯ КОРЕЯ) / СТАРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / БЕЗРАБОТИЦА МОЛОДЕЖИ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / ЦЕНЫ НА НЕДВИЖИМОСТЬ / THAAD / REPUBLIC OF KOREA (SOUTH KOREA) / MUN JAE-IN / RUSSIAN-KOREAN COOPERATION / KOREAN PEOPLE''S DEMOCRATIC REPUBLIC (NORTH KOREA) / ECONOMIC POLICY / AGING POPULATION / YOUTH UNEMPLOYMENT / SOCIAL-ECONOMIC SITUATION / REAL ESTATE PRICES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кукла Марина Петровна

В статье представлена попытка проанализировать социально-экономическую ситуацию в Корее с точки зрения задач новой администрации страны, оценить перспективы российско-корейского сотрудничества после прихода к власти Мун Чжэина. Предвыборная экономическая платформа нового президента Кореи Мун Чжэина, избранного в результате внеочередных выборов в мае 2017 г., строилась как вокруг острых политических вопросов, так и вокруг актуальных экономических задач, продвинуться в решении которых предыдущему руководству страны не удалось. Корейскому обществу угрожает старение населения, которое не только является вызовом для традиционной экспортной стратегии Республики Корея, но и фактором снижения и реструктуризации внутреннего спроса, к которому в условиях нестабильности внешних рынков приспособиться весьма непросто. Наряду со старением населения актуализируются и другие экономические проблемы: безработица молодежи, слабость и зависимое положение малого и среднего бизнеса, застой в судостроительной отрасли, рост цен на недвижимость. От нового президента Республики Корея ожидают резких, кардинальных решений, которые бы сдвинули с мёртвой точки внутренние социальные и экономические проблемы. Наряду с этим большое значение в предвыборных дебатах 2017 г. было отдано внешнеполитическим и внешнеэкономическим вопросам, затрагивающим отношения Республики Корея с КНДР, США, Китаем, Россией. Как в РК, так и в России высоки ожидания позитивного развития российско-корейского экономического сотрудничества после застоя, который стал характерен для их отношений в период нахождения у власти в Южной Корее консерваторов. По мере формирования экономической платформы президента Мун Чжэина, предпосылки увеличения заинтересованности в развитии отношений с Россией становятся всё более очевидными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC POLICY OF SOUTH KOREA’S NEW ADMINISTRATION AND PROSPECTS OF RUSSIAN-KOREAN COOPERATION

The article offers analysis of the social and economic situation in South Korea in the context of the new administration’s economic policy, as well as the assessment of the prospects for Russian-Korean cooperation after Moon Jae-in’s coming to power. In 2000s, the Republic of Korea has had to deal with complex economic issues. The most fundamental problem, the aging population, endangers the implementation of traditional export strategies and can result in reduction and redistribution of the domestic demand, which is very risky in a shrinking external market. Along with the aging population, more economic problems exist: unemployment among young people, problems of small and medium enterprises, stagnation in the shipbuilding industry, and growing real estate prices. The pre-election economic platform of the current president of Korea, Moon Jae-in, was built around these tasks. Along with the deep-rooted problems of the Korean economy, his economic agenda was focused on the problems of economic cooperation with the DPRK, counteraction to economic measures of China, and the problems of reforming financial and industrial groups. It is about relations with the DPRK, which, along with the political one, have quite obvious economic implications related to the benefits received by the North and South from joint economic projects. Both in Korea and in Russia, expectations for the positive development of Russian-Korean economic cooperation are growing after the stagnation during the time when the Conservatives were in power in Korea. As the economic platform of President Mun Jae-in is forming, the prerequisites for increasing the interest in developing relations with Russia are becoming increasingly evident.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА НОВОЙ АДМИНИСТРАЦИИ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКО-КОРЕЙСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА»

УДК 339.9(519:470)

DOI dx.doi.org/10.24866/1813-3274/2017-2-3/46-56

М.П. Кукла1

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, Россия

E-mail: [email protected]

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА НОВОЙ АДМИНИСТРАЦИИ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКО-КОРЕЙСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА*

Аннотация. В статье представлена попытка проанализировать социально-экономическую ситуацию в Корее с точки зрения задач новой администрации страны, оценить перспективы российско-корейского сотрудничества после прихода к власти Мун Чжэина.

Предвыборная экономическая платформа нового президента Кореи Мун Чжэина, избранного в результате внеочередных выборов в мае 2017 г., строилась как вокруг острых политических вопросов, так и вокруг актуальных экономических задач, продвинуться в решении которых предыдущему руководству страны не удалось. Корейскому обществу угрожает старение населения, которое не только является вызовом для традиционной экспортной стратегии Республики Корея, но и фактором снижения и реструктуризации внутреннего спроса, к которому в условиях нестабильности внешних рынков приспособиться весьма непросто. Наряду со старением населения актуализируются и другие экономические проблемы: безработица молодежи, слабость и зависимое положение малого и среднего бизнеса, застой в судостроительной отрасли, рост цен на недвижимость.

От нового президента Республики Корея ожидают резких, кардинальных решений, которые бы сдвинули с мёртвой точки внутренние социальные и экономические проблемы. Наряду с этим большое значение в предвыборных дебатах 2017 г. было отдано внешнеполитическим и внешнеэкономическим вопросам, затрагивающим отношения Республики Корея с КНДР, США, Китаем, Россией.

'Марина Петровна Кукла, кандидат экономических наук, доцент кафедры корееведения Восточного Института - Школы региональных и международных исследований Дальневосточного федерального университета, г. Владивосток, Россия.

Для цитирования: Кукла М.П. Экономическая политика новой администрации Республики Корея и перспективы российско-корейского сотрудничества // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2017. № 2-3. С. 47-56.

* Работа выполнена при поддержке Академии корейских исследований (Министерство образования Республики Корея) (АКБ-2015-0Ш-2250003).

© Кукла М.П., 2017

Как в РК, так и в России высоки ожидания позитивного развития российско-корейского экономического сотрудничества после застоя, который стал характерен для их отношений в период нахождения у власти в Южной Корее консерваторов. По мере формирования экономической платформы президента Мун Чжэина, предпосылки увеличения заинтересованности в развитии отношений с Россией становятся всё более очевидными.

Ключевые слова: Республика Корея (Южная Корея), Мун Чжэин, российско-корейское сотрудничество, Корейская Народно-Демократическая Республика (Северная Корея), старение населения, экономическая политика, безработица молодежи, социально-экономическая ситуация, цены на недвижимость, THAAD.

Marina P. Kukla1

Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia

E-mail: [email protected]

ECONOMIC POLICY OF SOUTH KOREA'S NEW ADMINISTRATION AND PROSPECTS OF RUSSIAN-KOREAN COOPERATION2

Abstract. The article offers analysis of the social and economic situation in South Korea in the context of the new administration's economic policy, as well as the assessment of the prospects for Russian-Korean cooperation after Moon Jae-in's coming to power.

In 2000s, the Republic of Korea has had to deal with complex economic issues. The most fundamental problem, the aging population, endangers the implementation of traditional export strategies and can result in reduction and redistribution of the domestic demand, which is very risky in a shrinking external market. Along with the aging population, more economic problems exist: unemployment among young people, problems of small and medium enterprises, stagnation in the shipbuilding industry, and growing real estate prices.

The pre-election economic platform of the current president of Korea, Moon Jae-in, was built around these tasks. Along with the deep-rooted problems of the Korean economy, his economic agenda was focused on the problems of economic cooperation with the

1 Marina P. Kukla, Candidate of Economic Sciences, Associate professor of the Department of Korean studies, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia.

For citing: Kukla M. P. Economic policy of South Korea's new administration and prospects of Russian-Korean cooperation // PACIFIC RIM: Economics, Politics, Law. 2017. № 2-3. P. 47-56.

2 This work was supported by the Core University Program for Korean Studies through the Ministry of Education of the Republic of the Korea and Korean Studies Promotion Service of the Academy of Korean Studies (AKS-2015-OLU-2250003).

DPRK, counteraction to economic measures of China, and the problems of reforming financial and industrial groups.

It is about relations with the DPRK, which, along with the political one, have quite obvious economic implications related to the benefits received by the North and South from joint economic projects.

Both in Korea and in Russia, expectations for the positive development of Russian-Korean economic cooperation are growing after the stagnation during the time when the Conservatives were in power in Korea. As the economic platform of President Mun Jae-in is forming, the prerequisites for increasing the interest in developing relations with Russia are becoming increasingly evident.

Key words: The Republic of Korea (South Korea), Mun Jae-in, Russian-Korean cooperation, Korean People's Democratic Republic (North Korea), economic policy, aging population, youth unemployment, social-economic situation, real estate prices, THAAD.

9 мая 2017 г. в результате выборов в Республике Корея (РК) президентом страны стал представитель демократической оппозиции, 64-летний Мун Чжэин. Нынешние выборы в Южной Корее были не вполне обычными, так как проводились досрочно в связи с импичментом предыдущего лидера Пак Кын Хе. После многолетнего пребывания у власти консерваторов, избрание президентом представителя демократической партии наряду с политическими будет иметь и определенные экономические последствия.

Особое внимание к изменениям, к которым приведёт смена политического курса в стране, связано с необходимостью прогнозирования ситуации на Корейском полуострове, который входит в сферу ближайших интересов России в СевероВосточной Азии. Смена президентского курса в Корее, как ожидается, повлечёт за собой изменения в отношениях Южной Кореи с КНДР, США, Китаем.

Очень важно и с политической, и с экономической точки зрения то, как повлияет политика нового президента на российско-корейские отношения. За прошедшие годы накоплен немалый опыт двусторонних отношений, который требует глубокого осмысления, анализа, извлечения уроков из достижений и ошибок в прошлом и выработки оптимальной модели сотрудничества на ближайшую перспективу.

Наряду с острейшими внешнеполитическими задачами перед новой администрацией Республики Корея во весь рост встали проблемы социально -экономического характера, обусловленные неблагоприятными социальными и экономическими условиями. Эти задачи волнуют корейских избирателей не меньше, чем политические проблемы, и от того, сможет ли новая администрация быстро справиться с ними, зависит динамика развития Южной Кореи в обозримом будущем.

48

2000-е гг. Республика Корея встретила в определенной степени готовой к дальнейшей глобализации экономики, однако с набором непростых социально-экономических проблем. Невысокие темпы роста экономики, которые составили за минувшие 5 лет в среднем 2,76%, сопровождаются увеличением долгового бремени большинства секторов экономики - частных предприятий, коммерческих банков государства, домохозяйств. Неутешительными остаются и прогнозы относительно экономического роста - в будущем под воздействием внешних и внутренних факторов он может сократиться и до 1% [3].

Фундаментальной проблемой современной Республики Корея является старение населения, которое, по прогнозам, приведёт к неблагоприятным изменениям структуры общества. При сохранении нынешних темпов старения населения, в 2030 г. на двух работающих будет приходиться один пенсионер, а в 2050 г. - уже трое пожилых людей. Проблема старения общества усугубляется низкой рождаемостью, уровень которой составил в 2014 г. 1,25 - самый низкий среди стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и один из худших показателей в мире [5, с. 29].

Это не только ставит под угрозу реализацию традиционной для Республики Корея экспортно-ориентированной стратегии, но и угрожает сокращению и перераспределению внутреннего спроса, что в условиях сжимающегося внешнего рынка вынуждает правительство страны предпринимать активные меры в области экономической политики.

Среди актуальных внутриэкономических задач, обостряющихся на фоне старения населения в Республике Корея и составляющих ядро экономической платформы предыдущей и новой администрации Кореи, отметим следующие:

• проблему занятости молодежи в экономическом и социальном разрезе,

• проблему конкурентоспособности малого и среднего бизнеса,

• необходимость реструктуризации крупных конгломератов, обострившаяся на фоне проблем в судостроительной отрасли,

• рост цен на недвижимость на фоне низкой процентной ставки.

Что касается безработицы среди молодежи, к которой в Корее официально относят людей 15-29 лет, то её показатель стал выражаться двузначным числом начиная с 2010 г. Рост безработицы обусловлен тем, что ожидания молодежи, стремящейся найти престижную работу в финансовых организациях, крупных частных компаниях, государственных учреждениях, не оправдываются, так как за последние 15 лет число таких рабочих мест значительно сократилось.

Перекос южнокорейской деловой структуры в пользу крупного бизнеса является далеко не новой и трудно решаемой проблемой, причем не только экономической, но и социальной. Проблема состоит в поиске конкретного подхода к решению застарелой проблемы. Результативность прежних попыток оказать единую поддержку всем категориям малого бизнеса оказалась недостаточно высокой.

49

Экономические проблемы судостроительных конгломератов связаны с избытком предложения в данной сфере, а также снижением конкурентоспособности на международных рынках. По мере нарастания проблем в судостроении, возникают трудности в смежных отраслях, в том числе в специализированных банках. Под угрозой финансовой нестабильности находятся химическая промышленность, черная металлургия, судостроение, строительство, морские перевозки. Отрицательными последствиями могут стать сокращение производства и, вследствие этого, снижение экономического роста, а также безработица: в результате реструктуризации без работы могут оказаться 327 тыс. человек [3].

Структурные проблемы рынка недвижимости - дополнительный дестабилизирующий фактор. В Южной Корее, по сравнению с развитыми странами, доля населения, проживающего в съёмном жилье, очень высока. При этом низкая доля корпоративного и государственного сектора в предложении съёмного жилья усугубляет ситуацию на рынке недвижимости. Данный показатель в РК составил 19% в 2014 г., тогда как в среднем в развитых странах (США, Великобритании, Германии, Японии) она находится на уровне 40%.

Проблему высоких цен на недвижимость усугубляет сохраняющаяся на низком уровне учётная ставка (1,25%). Решение сохранять ставку на низком уровне вызвано намерением воздействовать на рост задолженности домохозяйств. Однако в таких условиях финансовые потоки направятся в рынок недвижимости. В условиях старения населения многие корейцы перед выходом на пенсию обращаются к кредитным ресурсам, чтобы приобрести жильё для сдачи в аренду, запуская тем самым порочный круг долговой проблемы. В структуре владения недвижимостью также очевидны диспропорции. На самые богатые 20% населения приходится почти 60% владения недвижимостью. Кроме того, 63% владения ею приходится на людей старше 50 лет [5, с. 30].

Предыдущая администрация именно эти проблемы ставила во главу угла своей экономической политики. Администрация Пак Кынхе задачу оживления экономики пыталась решить посредством наращивания бюджетных расходов, которые предполагалось направить на решение первоочередных социально-экономических задач: обеспечение безопасности населения, реформу пенсий госслужащих, повышение конкурентоспособности экономики. Большое внимание уделялось социальной политике и наращиванию социальных расходов при сохранении традиционных для корейцев целевых ориентиров - товарного экспорта, стимулирования въездного туризма [4].

Вокруг этих же задач строилась и предвыборная экономическая платформа нынешнего президента Кореи Мун Чжэина. Отметим, что нынешняя попытка стать президентом была для Муна уже второй: в 2012 г. он остановился в шаге от президентства, проиграв выборы бывшему президенту Пак Кынхе.

В предвыборных дебатах 2017 г. приоритет, как и следовало ожидать, был отдан вопросам межкорейских и американо-корейских отношений в сфере политики

и безопасности. Экономические проблемы, однако, также были в фокусе предвыборных программ. Наряду с хроническими проблемами экономики Кореи, в экономической повестке особое место стали занимать проблемы экономического сотрудничества с КНДР и реформирования крупных конгломератов с акцентом на повышения их социальной ответственности [2].

Проблему улучшения отношений с КНДР для новой администрации можно назвать критической. Наряду с политическим, у этой проблемы есть совершенно очевидный экономический подтекст, связанный с выгодами, получаемыми Севером и Югом от совместных экономических проектов.

Сторонники потепления межкорейских отношений считают, что первоочередные задачи в этой сфере - замораживание ракетно-ядерной программы КНДР и возобновление работы Кэсонского промышленного комплекса - решить вполне возможно. Кроме того, в рамках диалога с Пхеньяном необходимо прорабатывать и другие вопросы - проблемы разделённых семей, возобновления Кымгансанских туристических проектов, отмены южнокорейских санкций 24 мая.

Несмотря на то, что большинством Мун Чжэин воспринимается как сторонник сближения с Севером, новый президент РК на самом деле всегда говорил об этом вопросе вполне прагматично и не давал конкретных обещаний. Мун Чжэин солидарен с позицией президента США Д. Трампа в отношении северокорейской проблемы, предполагающей одновременное санкционное давление и постепенное вовлечение КНДР в диалог. Поэтому сотрудничество Южной Кореи и США в вопросе санкций в отношении Северной Кореи может лишь укрепиться.

Во внешнеэкономической сфере сохраняются риски, связанные с воздействием на экономику Кореи двух стран - Китая и США.

Экономические меры Китая, крупнейшего торгового партнера Республики Корея, принятые им в ответ на размещение американских комплексов ПРО ТНААБ на территории страны, больно ударили по Сеулу, вызвав сокращение торговли и туристического потока в РК. Накануне XIX съезда компартии Китая, который состоится осенью нынешнего года, председатель КНР Си Цзиньпин сохраняет жесткую позицию по данной проблеме. Китайский лидер понимает, что сдавать позиции по этому вопросу в условиях ускорения размещения THAAD невыгодно с точки зрения внутренней политики. С другой стороны, ухудшение отношений с Китаем - это шанс для Южной Кореи сократить зависимость от его экономики, которая за последние несколько лет достигла угрожающих размеров.

Существенное влияние на экономику Республики Корея окажет экономическая политика Дональда Трампа, президента США. Задачи, стоящие перед Трампом, -обеспечить защиту собственной экономики и продвинуть на международном рынке поставки сланцевого газа, переложить бремя расходов на оборону на плечи стран-союзников, - в большой мере относятся и к РК.

До нынешнего момента остаётся неясной судьба вопроса о том, будет ли вынуждена Республика Корея платить за американские комплексы THAAD, размещение которых на данный момент представляется неизбежным. В РК есть сторонники такого приобретения, которые предполагают, что само начало переговоров о приобретении комплексов обернётся выгодами для нового правительства, которое может подойти к этим переговорам с учётом национальных экономических приоритетов.

Ряд южнокорейских экспертов полагает, что экономический ущерб Южной Кореи от реакции Китая исчисляется суммой в 16-17 трлн вон в год (14 млрд долл) и, если выкупить THAAD за 1,5 трлн вон (1,3 млрд долл.), это будет очень прагматичной сделкой. Сторонники приобретения американских комплексов считают, что, заплатив эти деньги один раз, Республика Корея сможет снизить расходы на другие виды вооружений. При этом есть большие сомнения в том, что США действительно продаст Южной Корее THAAD [1].

В этом контексте немаловажными следует считать заявления руководства США о необходимости пересмотреть заключённое ранее соглашение о свободной торговле с Южной Кореей, чтобы обеспечить защиту американских производителей. В более широком смысле политика протекционизма, которой придерживается новый президент США, окажет существенное влияние на РК. Изменения могут последовать не только в сфере внешней торговли, но и в энергетической сфере. Существуют небезосновательные предположения о том, что Трамп намерен воспользоваться дипломатическими и политическими приёмами, например, ухудшить отношения с Ираном, чтобы вынудить союзников США дифференцировать источники поставок природного газа. Южная Корея является традиционным покупателем иранской нефти, и после снятия санкций начала активно наращивать объёмы закупок. Кроме этого прорабатывались планы участия Республики Корея в строительстве газопровода из Ирана в Оман, откуда он в форме сжиженного природного газа (СПГ) уже доставлялся бы в РК, поскольку у Ирана нет собственных мощностей по сжижению. Однако под давлением США эти планы могут быть пересмотрены в сторону инвестирования в разработку сланцевых месторождений на территории США. Южной Корее, возможно, уже сейчас нужно готовиться к переориентации закупок природного газа с Ирана на США.

В контексте энергетической проблемы стоит также упомянуть, что сохранение низкой цены на нефть является невыгодным для Кореи, часть доходов которой базируется на строительных контрактах с нефтедобывающими странами и экспорте продукции нефтеперерабатывающей промышленности. Стресс-сценарий для Южной Кореи -средняя цена нефти на ближайшие два года на уровне 35 долл. за баррель.

Таким образом, в фокусе экономической политики администрации Мун Чжэина, наряду с внутренними проблемами структурного социально-экономического дисбаланса, есть круг острых внешнеполитических и внешнеэкономических

52

вопросов. Новому президенту необходимо выстраивать новые отношения с США, Китаем и КНДР в условиях динамической международной ситуации, отстаивая не только политические, но и экономические интересы своего государства. В этой связи Россия традиционно имеет большое значение для Республики Корея как партнер, с одной стороны так же заинтересованный в стабильности экономическо-политической ситуации в регионе, а с другой - имеющий достаточно возможностей сотрудничать с Южной Кореей не только в двустороннем, но и в многостороннем формате.

Как в Корее, так и в России высоки ожидания позитивного развития российско-корейского экономического сотрудничества после застоя, который стал характерен для них в период нахождения у власти в Корее консерваторов. Однако направления этих ожиданий для каждой из сторон разные. Если Россия надеется на то, что экономическая повестка в российско-корейском сотрудничестве, наконец, станет преобладать или как минимум не будет связана с политической, то, с точки зрения Южной Кореи, потепление отношений с Россией прежде всего предоставит возможности для улучшения межкорейских отношений.

На сегодняшний день состояние российско-корейских отношений в сфере экономики можно расценить как неудовлетворительное: роста торговли не наблюдается, а крупные инвестиционные и инфраструктурные проекты, которые обсуждаются на протяжении долгих лет, не продвигаются. Примеры успешной реализации взаимовыгодных проектов с участием двух стран перестали появляться уже давно.

Единственное направление сотрудничества России и Кореи, которое развивается очень активно, - туристические обмены. Лидером по привлечению южнокорейских туристов на Дальнем Востоке России является Приморский край, в этом определяющую роль играет прежде всего транспортная доступность и развивающаяся инфраструктура. Общее число туристов, приезжающих в Приморский край, составляет 3 млн человек в год, из них 600 тыс. человек - иностранцы. В большей части это туристы из Китая и Кореи, и, учитывая только объёмы турпотока, следует сделать вывод о росте потребления этой услуги в регионе и возможности создания новых бизнес-моделей, учитывающих новую экономическую среду. Однако и здесь не обходится без проблем. Доходы от туризма не вкладываются в развитие региона, существенная их часть через корейские фирмы, обслуживающие собственных туристов, фактически вывозится обратно в Корею. Тем не менее, сохраняющийся у корейских туристов интерес к посещениям России - положительный знак.

Актуальные на сегодняшний день проблемы российско-корейского сотрудничества, требующие внимания со стороны новой администрации Республики Корея, - реализация проектов трёхстороннего сотрудничества с участием КНДР (прежде всего, развитие порта Раджин), проработка вопроса подписания соглашения о свободной торговле между РК и Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС), инве-

стирование в проекты по развитию Дальнего Востока России - территории опережающего развития и Свободный порт Владивосток.

Немало будет зависеть от того, насколько активное участие примет корейская делегация в очередном, Третьем Восточном Экономическом Форуме, который состоится в сентябре 2017 во Владивостоке. Приглашение посетить Форум было направлено президенту Кореи Мун Чжэину. В июне появились сообщения о том, что новый президент Кореи имеет намерение принять в нём участие.

Несмотря на то, что с момента избрания нового президента Кореи прошло всего три месяца, представители его администрации довольно активно заговорили о необходимости интенсифицировать российско-корейские отношения. Наряду с необходимостью институционализации двусторонних отношений, поднимаются вопросы возобновления крупных проектов с участием двух стран.

По словам спецпосланника президента Мун Чжэина в России, депутата Национальной Ассамблеи Сон Ёнгиля, «Если говорить о "российском векторе", то я считаю, что сотрудничество с РФ надо институционализировать, создав специальную правительственную структуру, отвечающую за это направление, включая увязку России с северокорейской сферой. Предыдущий президент Пак Кын Хе много говорила про свою "евразийскую инициативу", но, насколько я знаю, этим на госуровне занимались лишь два чиновника. У России же отдельное министерство занимается развитием Дальнего Востока, где часто вспоминают Южную Корею. В общем, работу по этим направлениям надо сделать постоянной, плановой, придать ей большую значимость. Насколько я вижу, наше правительство это понимает, а потому можно ожидать соответствующих решений» [6].

Что касается конкретных направлений сотрудничества, то резонансным в этом контексте стало предложение Мун Чжэина сократить мощности ядерных электростанций в Корее и увеличить импорт энергоресурсов из России. Предложения в сфере наращивания импорта энергоресурсов разнообразны: от наращивания импорта нефти до возрождения забытого на несколько лет проекта газопровода из России в Южную Корею через территорию КНДР. Рост импорта газа из России, по мнению корейских аналитиков, с одной стороны, позволит перевести промышленность страны с угля, сократив тем самым неблагоприятные экологические последствия в виде выброса пыли, а с другой - способствовать получению более дешёвой энергии.

Проект создания газопровода и соединения железнодорожных магистралей стал основной повесткой встречи спецпредставителя Сон Ёнгиля с президентом России Путиным в мае 2017 г. Обсуждались и возможности возобновления проекта восстановления Транскорейской железной дороги и соединения её с Транссибом. Отметим, что предполагающие участие КНДР экономические проекты активно, но на тот момент безрезультатно обсуждались в середине 2000-х гг. Между тем на

54

фоне появляющихся сообщений о возобновлении проектов наиболее существенным вопросом для согласования останутся условия их финансирования.

На протяжении нескольких месяцев пребывания у власти избранный в 2017 г. президент Южной Кореи Мун Чжэин продемонстрировал приверженность идеям сбалансированного развития международных отношений РК прежде всего в двустороннем формате. По мере обострения внутренних социально-экономических проблем в стране, надежность и стабильность международных отношений в сфере энергетического, продовольственного сотрудничества приобретает для Кореи особое значение. При этом интересы Республики Корея в отношении России в целом остаются прежними: топливно-энергетическая отрасль, логистические проекты, продвижение корейской продукции на российский рынок. Однако крупные энергетические и транспортные проекты, о которых вновь заговорили в Корее, требуют значительной работы по согласованию организационных и финансовых условий их реализации и вовлечения в этот процесс КНДР. Смещение фокуса на проекты, активно обсуждавшиеся ещё несколько лет назад, но на определённое время забытые, свидетельствует о том, что намерение РК использовать Россию как рычаг политического и экономического воздействия на КНДР, продолжает оставаться актуальным.

Исходя из положительного настроя в отношении России, который демонстрирует администрация нового президента Республики Корея, есть основания рассчитывать на активизацию инвестиционного сотрудничества наших стран.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. «Приобретение комплексов ПРО выгодно и Китаю»... как активизировать межкорейский диалог? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sptnkne.ws /ееБ2. - Кор.

2. В каком направлении пойдет экономическая политика нового правительства [Электронный ресурс]? - Режим доступа: http://library.gri.re.kr/download.do7gs_g ubun=pms&filename=3/5522/Issue2017-278.pdf. - Кор.

3. Доклад Банка Кореи о финансовой стабильности. 2016.6 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bok.or.kr/down.search?file_path=/attach/kor/. - Кор.

4. Ежегодное послание Президента Пак Кынхе по вопросу формирования бюджета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://news.tf.co.kr/read/ptoday/15 96696.htm. - Кор.

5. Кукла, М. П. Республика Корея : на пути к креативной экономике // Азия и Африка сегодня. - 2016. - № 9. - С. 27-32.

6. Южная Корея: Россия - это шанс для решения северокорейской проблемы [Электронный ресурс] // Российская газета. - Режим доступа: https://rg.ru/2017/06 /09/iuzhnaia-koreia-rossiia-eto-shans-dlia-resheniia-severokorej skoj -problemy.html.

REFERENSES

1. «If you buy a THAAD, you will persuade China»... How to solve Inter-Korean problem? Available at: https://sptnkne.ws/ecD2 (accessed 30 May 2017). (In Korean).

2. New government economic policy, in what direction should we go? Available at: http://library.gri.re.kr/download.do?gs_gubun=pms&filename=3/5522/Issue2017-278.pdf (accessed 30 May 2017). (In Korean).

3. Financial stability report. 2016.6. Available at: http://www.bok.or.kr/down.searc h?file_path=/attach/kor.pdf (accessed 30 May 2017). (In Korean).

4. President Park Geun-hye 2016 budget message. Available at: http://news.tf.co.kr/read/ptoday/1596696.htm (accessed 30 May 2017). (In Korean).

5. Kukla M.P. Respublika Koreya: naputi k kreativnoi ekonomike [Republic of Korea: on the way to creative economy]. Aziya and Africa segodnya, 2016, no. 9, C. 27-32.

6. South Korea: Russia is a chance to solve the North Korean problem. Rossiiskaya gazeta. Availaible at: https://rg.ru/2017/06/09/iuzhnaia-koreia-rossiia-eto-shans-dlia-resheniia-severokorejskoj-problemy.html. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.