Научная статья на тему 'Тифлопедагогические условия социализации дошкольников с нарушениями зрения'

Тифлопедагогические условия социализации дошкольников с нарушениями зрения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
434
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ / ДОШКОЛЬНИКИ / ТИФЛОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / TIFLOPEDAGOGIHESKIE CONDITIONS / ГРУППА КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / THE GROUP COMBINED ORIENTATION / IMPAIRED PRESCHOOLERS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Болдинова Ольга Геннадьевна

В данной статье раскрыты тифлопедагогические условия, способствующие социализации детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Рассмотрено ключевое понятие «социализация» с разных точек зрения и определено авторское понятие «социализация дошкольников с нарушениями зрения». Дан анализ основных направлений тифлопедагогических исследований, в которых осуществляются социализация детей с нарушениями зрения средствами образования. Определены, проанализированы и раскрыты блоки тифлопедагогических условий социализации дошкольников с нарушениями зрения в группах комбинированной направленности: организационно-педагогический, программно-педагогический, технолого-педагогический.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tiflopedagogiheskie conditions of socialization of preschool children with visual impairments

In this article reveals tiflopedagogiheskie conditions to facilitate the socialization of children of preschool age with impaired. Considered the key concept of «socialization» different points of view and copyright defined the concept of «socialization of preschool children with visual impairments». The analysis of the basic directions of tiflopedagogiheskih research under the socialization of children with visual impairments by means of education. Identified, analyzed and disclosed blocks tiflopedagogiheskih socialization conditions preschoolers with impaired in groups combined orientation: organizational-pedagogical, software-pedagogical, technological and pedagogical.

Текст научной работы на тему «Тифлопедагогические условия социализации дошкольников с нарушениями зрения»

О.Г. Болдинова старший преподаватель кафедры коррекционной педагогики ЮФУ

Тифлопедагогические условия социализации дошкольников с нарушениями зрения

В современном российском образовании особую значимость приобретает процесс вхождения детей с нарушениями зрения в социальную среду, усвоения ими социального опыта, системы социальных связей и отношений, требующий теоретического обоснования и практической реализации. Эти важные аспекты социализации до настоящего времени не являлись предметом специальных исследований, кроме того, группы комбинированной направленности в дошкольном образовательном учреждении общеразвивающего типа не рассматривались в исследованиях в качестве реально существующей среды для дошкольников с нарушениями зрения.

В современной дефектологии специальное образование понимается как обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии, предполагающее их интеграцию в общество посредством социализации и с учетом их индивидуальных особенностей с целью полноценного развития и самореализации личности (Н.М. Назарова, Л.И. Плаксина, Е.А. Стребелева, Л.М. Шипицина, Deborah R. Shapiro, Lauren J. Lieberman и др.). Эта цель может быть достигнута, если дети с ограниченными возможностями здоровья пользуются социальными благами наравне со всеми людьми, в том числе правом на доступность качественного образования. Для дошкольного образования детей с нарушениями зрения существует сеть специализированных образовательных учреждений, где не всегда созданы необходимые условия для их социализации. Восполнить этот пробел возможно посредством инклюзии

* Болдинова Ольга Геннадьевна, e-mail: olgaboldinova@mail.ru

дошкольников с нарушениями зрения в обычную образовательную среду. Одной из форм постепенной инклюзии дошкольников с нарушениями зрения могут стать группы комбинированной направленности в дошкольных образовательных учреждениях общеразвивающего типа. Эта форма образования является одним из приоритетных направлений модернизации российского образования, в связи с реализуемой реструктуризацией образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Анализ и систематизация источников педагогической теории социализации дошкольников с нарушениями зрения позволил установить неоднозначность представлений о сущности, механизмах социализации. И уточнить понятие «социализация дошкольников с нарушениями зрения» как индивидуально-дифференцированный процесс и результат специально организованного освоения и накопления ребенком социального опыта в детско-взрослом сообществе, позволяющего преодолеть или значительно снизить трудности, связанные с нарушением зрительных функций, обеспечивающего его адаптацию, интеграцию и индивидуализацию в социуме через приобщение к общечеловеческим ценностям. Социализации дошкольников с нарушениями зрения групп комбинированной направленности характеризуется: а) поэтапностью, б) деятельностной направленностью, в) зависимостью от сформированных навыков взаимодействия в детско-взрослом сообществе.

В тифлопедагогике социализация рассматривается с разных точек зрения: реабилитации, социальной адаптации, успешной интеграции, развития активности и стремления к самореализации у лиц с нарушениями зрения. Разработка теоретических основ социализации ведется в направлении трансформации накопленного человечеством социального опыта в личностный потенциал детей с нарушениями зрения (И.П. Волкова, В.З. Кантор, А.Г. Литвак, Г.В. Никулина, Л.И. Солнцева, В.А. Феоктистова, Aaron Moffett и др.). В специальной педагогике разра-

батываются формы, методы и приемы социализации детей с нарушениями в развитии. В тифлопедагогике можно выделить три основных направления исследований, где осуществляют социализацию детей с нарушениями зрения средствами образования1. Во-первых, исследования (Т.П. Головина, Л.В. Рудакова, В.А. Феоктистова, Л.М. Шипицина и др.), направленные на формирование социально-психологической компетентности, проявляющейся в способности детей с нарушениями зрения взаимодействовать с другими людьми, вступать с ними в межличностные отношения. Знания о социальном мире ребенок должен уметь применять в собственной жизни. Исследования свидетельствуют

0 значительных трудностях, возникающих у дошкольников с нарушениями зрения в процессе межличностной коммуникации, что отрицательно влияет на течение процесса социализации и его результативность (Л.С. Волкова, Г.В. Григорьева, В.3. Денискина, М.И. Земцова, И.Г. Корнилова, Л.И. Солнцева, Л.И. Плаксина и др.).

Во-вторых, исследования (Л.П. Григорьева, В.3. Денискина,

В.А. Кручинин, Л.И. Плаксина, Е.Н. Подколзина, Б.В. Сермеев, Б.К. Тупоногов и др.), ориентированные на расширение бытового и социального опыта детей с нарушениями зрения, на востребованность теоретических знаний в повседневной жизни, их связь с окружающей действительностью (Н.А. Сементайн, Т.П. Трубачева). Следует максимально приближать обучение к жизненным реалиям, например, моделировать жизненные ситуации (А.П. Антропов, Н.Л. Белопольская). При обучении детей необходимо привлекать их к процессу активной практической деятельности (Л.Б. Баряева, И.С. Володина). Освоение предметных действий эффективней происходит в условиях эмоционального, ситуативно-делового общения со взрослым (Э. Кулеш).

В-третьих, исследования (О.П. Гаврилушкина, А.П. Зарин, РД. Мак-

1

Дружинина Л.А. Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения. М., 2007.

сютова, И.В. Новичкова, Л.С. Сековец, Н.Д. Соколова, Л.М. Шипицина и др.), в основе которых лежит формирование адекватного восприятия своей социальной роли и роли окружающих у детей с нарушенным зрением (Ж.И. Намазбаева, О.Ф. Чумакова).

Для успешной социализации детей с нарушениями зрения должны быть созданы специальные тифлопедагогические условия. До настоящего времени в тифлопедагогике при исследовании социализации и социального опыта людей с нарушениями зрения приоритет отдавался решению данной проблемы лишь применительно к детям школьного возраста и взрослым. Между тем известно, что становление социального опыта происходит в дошкольный период. До настоящего времени особенности становления и развития социального опыта у дошкольников с нарушениями зрения не были предметом специального теоретико-экспериментального педагогического изучения.

В коррекционной педагогике в настоящее время широко изучены специальные педагогические условия социализации детей с нарушениями речи, интеллектуальными нарушениями. Тифлопедагогика является той отраслью коррекционной педагогики, в которой изучение проблем социализации находится на начальном этапе. Необходимо подчеркнуть, что в настоящее время в тифлопедагогике нет работ, в которых исследуется социализация детей с нарушениями зрения в группах комбинированной направленности. Однако есть исследования, затрагивающие отдельные аспекты социализации дошкольников с нарушениями зрения. В процессе анализа было выявлено, что социализация этой категории дошкольников была изучена в игровой (Л.С. Выготский, Д.М. Маллаев, Л.И. Плаксина, А.И. Скребицкий, Л.И. Солнцева, Э.М. Стернина и др.), театрализованной (Л.В. Артемова,

А.В. Никитина, И.Г. Корнилова и др.), изобразительной (В.А. Бель-мер, Л.П. Гладких, А.В. Потемкина, и др.), трудовой (Л.А. Дружинина,

Н.М. Назарова, Е.Н. Подколзина, Л.В. Рудакова, В.А. Феоктистова и

др.), двигательной (Л.Ф. Касаткин, Д.М. Маллаев, Б.В. Сермеев, Б.Г. Шеремет и др.) деятельностях.

В современной теории и практике тифлопедагогики внимание исследователей (Т.П. Головина, Л.П. Григорьева, В.3. Денискина, И.В. Новичкова, Л.И. Плаксина, Е.Н. Подколзина, Л.С. Сековец, В.А. Феоктистова, Л.М. Шипицина и др.) приковано к методическим разработкам и технологиям коррекционно-педагогической работы с детьми с глубокими нарушениями зрения. В настоящее время практически нет научно обоснованных методических разработок социализации дошкольников с нарушениями зрения в группах комбинированной направленности в дошкольном образовательном учреждении. В большей степени данному направлению соответствуют работы Е.Н. Подколзиной, которая занимается изучением социализации детей с тяжелыми нарушениями зрения в дошкольных учреждениях компенсирующего вида2. Однако она не затрагивает проблем социализации детей с нарушениями зрения в группах комбинированной направленности в дошкольных учреждениях общеразвивающего типа.

Анализ пласта исследований (Т.П. Головина, Л.П. Григорьева, В.3. Денискина, Л.А. Дружинина, И.Г. Корнилова, И.В. Новичкова, Л.И. Плаксина, Е.Н. Подколзина, В.А. Феоктистова, Л.М. Шипицина, В.М. Хорош и др.), содержащих специальные педагогические и тифлопедагогические условия социализации детей с нарушениями зрения, позволил сгруппировать в блоки выделенные в процессе данного исследования тифлопедагогические условия социализации дошкольников с нарушениями зрения в группах комбинированной направленности:

1. Организационно-педагогический блок тифлопедагогических условий.

2. Программно-педагогический блок тифлопедагогических

2

Подколзина Е.Н. Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения: методическое пособие. М., 2009.

условий.

з. Технолого-педагогический блок тифлопедагогических условий.

Организационно-педагогический блок тифлопедагогических условий социализации дошкольников с нарушениями зрениями в группах комбинированной направленности способствует решению целого комплекса задач. В последние годы за рубежом и в нашей стране широко обсуждаются возможности интеграции в массовые образовательные учреждения детей с особыми образовательными потребностями, в том числе и детей, имеющих зрительные нарушения (О.А. Денисова, Л.М. Кобрина, Л.М. Шипицына, Н.Д. Шматко, Е.А. Ямбург и др.). Нарушенное зрение препятствует вхождению ребенка в окружающих мир без поддержки хорошо видящих людей. Ребенок с нарушением зрения медленно осваивает игровую деятельность, что тормозит развитие его психики. Есть достаточно много примеров обучения слабовидящих и слепых детей в специальных дошкольных образовательных учреждениях. Эта вынужденная интеграция стала возможной по нескольким причинам: 1) отсутствие специальных дошкольных образовательных учреждений в районе проживания такого ребенка; 2) отсутствие условий для социализации ребенка.

Исследователи интеграции в области специального образования М.Л. Баранова, М.И. Никитина считают, что, с одной стороны, в России экономические реалии затрудняют создание условий для интегрированного обучения: отсутствуют квалифицированные специалисты, технические средства и специальное оборудование для детей с особыми образовательными потребностями, не разработаны коррекционные

о

программы, способствующие успешной интеграции3. С другой стороны, дети дошкольного возраста, имеющие нарушения зрения, способны к

3 Баранова М.Л. Проектирование и организация региональных систем специального образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2007.

интегрированному обучению со сверстниками с сохранным зрением (Н.Н. Малофеев)4.

Важнейшей целью групп комбинированной направленности дошкольного образовательного учреждения (В.3. Денискина, Л.И. Плаксина и д.р.) является воспитание детей с особыми образовательными потребностями, способных быстро и свободно адаптироваться в обществе5. В свою очередь, протекание процесса социализации детей с нарушением зрения зависит от целей всех участников образовательного процесса.

В группах комбинированной направленности (Л.А. Дружинина, Е.Н. Подколзина, В.А. Феоктистова и др.) специально организованная, целенаправленная и систематическая коррекционно-педагогическая работа помогает детям с нарушениями зрения максимально приблизиться в своих возможностях к нормально видящим сверстникам во всех видах деятельности (игровой, бытовой, учебной, трудовой)6. Создание условий для успешной социализации детей с нарушениями зрения в группах комбинированной направленности дошкольного образовательного учреждения должно быть предусмотрено с первых дней их пребывания.

Группа комбинированной направленности (Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова и др.) создается с целью реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на качественное и доступное образование, создания условий, наиболее благоприятных для их социальной адаптации и включения в общество7.

В организационно-педагогический блок были включены следующие тифлопедагогические условия: оптимальная наполняемость группы комбинированной направленности; согласие родителей на пребывание

4 Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. М., 1996.

5 Денискина В.З. Проблемы социализации детей и молодежи с нарушением зрения: сб. ст. М.: Флинта: Наука, 2005. - 210 с.

6 Дружинина Л.А. Указ. соч.

7 Малофеев Н.Н. Указ. соч.

ребенка с нарушениями зрения в группе комбинированной направленности; создание предметной социализирующей среды; организация встреч родителей дошкольников с нарушениями зрения с детьми с нарушениями зрения школьного возраста, показ возможностей и творческого потенциала детей с нарушениями зрения; беседы тифлопедагога и воспитателей с детьми с сохранным зрением в группе, куда будет ходить ребенок с нарушениями зрения.

Программно-педагогический блок тифлопедагогических условий также направлен на решение целого ряда задач. Определяющим в этом блоке является развитие зрительного восприятия, пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения на основе коммуникативных процессов, а также полноценного восприятия детско-взрослого сообщества. В исследованиях Л.И. Солнцевой, Е.Н. Под-колзиной, Л.И. Плаксиной социализация дошкольников с нарушениями зрения рассматривается в направлении формирования у них знаний, умений и навыков, являющихся прочной основой дальнейшей успеш-

о

ности в школе8. Для детей с нарушениями зрения социализация является средством их реабилитации, успешной интеграции в мир зрячих людей. С самого начала необходимо обращать внимание на целенаправленное развитие у детей с нарушениями зрения желания вступать в тесный контакт с ближайшим окружением, интереса к происходящему вокруг9. Для того чтобы дети научились свободно общаться друг с другом и взрослыми, необходимо направлять их на участие в совместных действиях, специально организовывать ситуации общения, широко используя игровые приемы.

В программно-педагогический блок включены следующие тифлопедагогические условия: наличие программы «Социализации дошкольников с нарушениями зрения в группах комбинированной направлен-

8 Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего дошкольного возраста. М., 1997.

9 Плаксина Л.И. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением зрения // Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. М., 2001.

ности»; развитие зрительного восприятия у ребенка с нарушениями зрения на основе компенсаторных процессов; развитие сенсорно-перцептивных навыков у детей с нарушениями зрения в группах комбинированной направленности; создание ситуаций взаимодействия в дет-ско-взрослом сообществе, в совместной игровой деятельности взрослого и детей, в безопасной, статичной, с неизменностью предметов развивающей среде.

Технолого-педагогический блок тифлопедагогических условий предполагает систему форм и методов работы с детьми с нарушениями зрения, среди которых особое место отводится индивидуальной коррекционно-педагогической работе по восполнению имеющихся у ребенка пробелов в социальном опыте, постепенному включению его в коллективные формы деятельности (В.З. Денискина, И.В. Новичкова, Л.И. Плаксина, Л.А. Дружинина).

Технолого-педагогический блок включает следующие специальные тифлопедагогические условия: система форм и методов индивидуальной коррекционно-педагогической работы по восполнению имеющихся у ребенка пробелов в социальном опыте, постепенное включение ребенка в коллективные формы деятельности; включение детей с нарушениями зрения в деятельность, способствующую накоплению ими социального опыта через взаимодействие в мире людей, вещей, социальных и природных явлений; наличие специального образования у воспитателей групп комбинированной направленности; использование индивидуально-дифференцированной специальной наглядности в зависимости от нарушения зрения (косоглазие, амблиопия, ретинопатия) в группах комбинированной направленности; специфическая структура занятий, проводимых в игровой форме с четким соблюдением зрительной нагрузки и включением зрительных пауз для снятия зрительного напряжения.

В процессе адаптации к различным социальным условиям увели-

чивается роль зрения в жизнедеятельности ребенка и впоследствии его нарушения становятся менее ощутимы для ребенка и его окружения.

Таким образом, социализация детей с нарушениями зрения в группах комбинированной направленности имеет определенную специфику, обусловленную особенностями развития детей с нарушениями зрения, и включает в себя не только представления об окружающей социальной действительности и овладение практическими умениями, но и освоение навыков взаимодействия с окружающими, эмоциональной отзывчивости в детско-взрослом сообществе, адаптации к новым жизненным ситуациям. В результате анализа теоретико-методологических исследований были определены блоки тифлопедагогических условий социализации детей с нарушениями зрения в группах комбинированной направленности.

Болдинова О.Г. Тифлопедагогические условия социализации дошкольников с нарушениями зрения. В данной статье раскрыты тифлопедагогические условия, способствующие социализации детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Рассмотрено ключевое понятие «социализация» с разных точек зрения и определено авторское понятие «социализация дошкольников с нарушениями зрения». Дан анализ основных направлений тифлопедагогических исследований, в которых осуществляются социал изация детей с нарушениями зрения средствами образования. Определены, проанализированы и раскрыты блоки тифлопедагогических условий социализации дошкольников с нарушениями зрения в группах комбинированной направленности:организационно-педагогический, программно-педагогический, технолого-педагогический.

Ключевые слова: социализация, нарушения зрения, дошкольники, тифлопедагогические условия, группа комбинированной направленности.

Boldinova O.G. Tiflopedagogiheskie conditions of socialization of preschool children with visual impairments. In this article reveals tiflopedagogiheskie conditions to facilitate the socialization of children of preschool age with impaired. Considered the key concept of «socialization» different points of view and copyright defined the concept of «socialization of preschool children with visual impairments». The analysis of the basic

directions of tiflopedagogiheskih research under the socialization of children with visual impairments by means of education. Identified, analyzed and disclosed blocks tiflopedagogiheskih socialization conditions preschoolers with impaired in groups combined orientation: organizational-pedagogical, software-pedagogical, technological and pedagogical.

Key words: socialization, impaired preschoolers, tiflopedagogiheskie conditions, the group combined orientation.

11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.