Научная статья на тему 'ТИФЛОИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЖИЗНИ ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ'

ТИФЛОИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЖИЗНИ ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
130
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВАЛИДЫ ПО ЗРЕНИЮ / АДАПТИВНЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЦИФРОВАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ПРОГРАММА ЭКРАННОГО ДОСТУПА / СИНТЕЗ РЕЧИ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Тринадцатко Антон Александрович

Развитие адаптивных информационных технологий актуализировало для инвалидов по зрению вопрос налаживания взаимодействия с современной цифровой средой. Приобретение незрячими и слабовидящими людьми навыков работы с персональными компьютерами и мобильными устройствами ведет к росту уровня их самостоятельности и независимости. В статье исследуется состояние цифровой реабилитации инвалидов по зрению. Делается вывод о высоком уровне цифровой реабилитации незрячих и слабовидящих лиц и широком использовании ими современных тифлоинформационных технологий в различных целях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TIFLO-INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE LIFE OF BLIND AND VISUALLY IMPAIRED PEOPLE

The development of adaptive information technologies has actualized the issue of establishing interaction with the modern digital environment for the blind and visually impaired. The acquisition by blind and visually impaired people of the skills to work with personal computers and mobile devices causes an increase in their level of independence. The article examines the state of digital rehabilitation of blind and visually impaired people. The conclusion is made about the high level of digital rehabilitation of the blind and visually impaired persons and the wide use of modern tiflo-information technologies by them in various directions.

Текст научной работы на тему «ТИФЛОИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЖИЗНИ ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ»

Тифлоинформационные технологии в жизни инвалидов по зрению

Тринадцатко Антон Александрович,

кандидат социологических наук, кафедра экономики и менеджмента, Тихоокеанский государственный университет E-mail: anton13-176@rambler.ru

Развитие адаптивных информационных технологий актуализировало для инвалидов по зрению вопрос налаживания взаимодействия с современной цифровой средой. Приобретение незрячими и слабовидящими людьми навыков работы с персональными компьютерами и мобильными устройствами ведет к росту уровня их самостоятельности и независимости. В статье исследуется состояние цифровой реабилитации инвалидов по зрению. Делается вывод о высоком уровне цифровой реабилитации незрячих и слабовидящих лиц и широком использовании ими современных тифлоинформационных технологий в различных целях.

Ключевые слова: инвалиды по зрению, адаптивные компьютерные технологии, цифровое пространство, цифровая реабилитация, программа экранного доступа, синтез речи.

£2

U

со

см

см

л

Z

42

В массовом сознании традиционно превалирует мысль о недоступности для инвалидов по зрению современной компьютерной техники и мобильных устройств [1]. Фактически, данный социальный аттитюд является проявлением эйблизма, поскольку демонстрирует превосходство обычных, здоровых людей, над инвалидами по зрению не только в повседневной жизни, но и в цифровом пространстве [2].

Большая часть здоровых членов социума, не контактирующих с незрячими и слабовидящими людьми, считает, что наличие серьезных зрительных дефектов не позволяет инвалидам по зрению не только читать плоскопечатную литературу и периодические издания, но и пользоваться в повседневной жизни персональными компьютерами (ПК), сенсорными мобильными устройствами и цифровыми средствами коммуникации, к числу которых относятся телекоммуникационная сеть «Интернет» и функционирующие на ее основе социальные сети, мобильные и компьютерные версии мессен-джеров «Telegram», «WhatsApp» и др.

Действительно, можно констатировать, что, несмотря на наличие в современных ПК и сенсорных мобильных устройствах адаптивных тифлотехнологий, непосредственно интернет-браузеры и почти весь веб-контент до сих пор крайне слабо приспособлены под специфические особенности незрячих и слабовидящих пользователей. При этом необходимо отметить, что создание универсальной цифровой среды, как и аналогичной универсальной доступной физической среды, было бы полезно не только инвалидам по зрению, но и другим категориям лиц, например, пожилым людям с сенсорными нарушениями, иностранным гражданам, недостаточно хорошо владеющим языком конкретного государства, жителям сельской местности, для которых недоступен быстрый интернет, и пр. [3].

Тем не менее, в современном мире достаточно сложно найти незрячего или слабовидящего индивида, не владеющего навыками работы на ПК или смартфоне. Большую часть таких лиц составляют либо выпускники специализированных школ-интернатов для слепых, в которых компьютерной грамотности обучающихся, как собственно и другим направлениям реабилитации, уделяется откровенно мало внимания, либо представители пожилой когорты, для которых освоение современной компьютерной техники и мобильных устройств уже само по себе является достаточно сложным. При этом индивиды, получившие инвалидность по зрению в сознательном возрасте и успевшие освоить компьютер и мобильное устройство, а также инвалиды по зрению с детства, ведущие активный образ жизни, достаточно легко и быстро проходят процесс цифровой реабилитации (абилитации), приобретая (восстанавливая) соответствующие навыки. Для них ПК и сенсорные мобильные устройства становятся важным и необходимым средством и инструментом коммуникации, пространственной ориентации, виртуальной и реальной социальной интеграции, обеспечения своей самостоятельности, независимости, профессиональной и творческой состоятельности [4].

Помогают цифровой реабилитации инвалидов по зрению современные тифлоинформационные технологии, представляющие собой адаптивное программное обеспечение, делающее доступным для незрячих и сла-

бовидящих не только ПК, но и сенсорные мобильные устройства [2].

Опрос 155 инвалидов по зрению I (92 чел.) и II (63 чел.) гр., проведенный в феврале-апреле 2023 г.

в Хабаровской местной организации (МО) ВОС, показал, что 97,42% из числа опрошенных, владеют навыками работы с сенсорными мобильными устройствами, а 86,45% могут работать на ПК (табл. 1).

Таблица 1. Инвалиды по зрению, владеющие навыками работы на ПК и/или сенсорном мобильном устройстве, чел.

Тип устройства Возрастные группы, лет Всего

18-30 31-40 41-50 51-60 60+ чел. %

Всего, в т.ч.: 22 27 33 38 35 155 100

ПК 22 27 29 32 24 134 86.45

Сенсорное мобильное устройство (смартфон, планшет) 22 27 33 37 32 151 97.42

Столь высокие показатели цифровой реабилитиро-ванности инвалидов по зрению I и II гр. обусловлены целым рядом факторов:

1) Понимание важности владения навыками работы на ПК и с сенсорными мобильными устройствами для незрячего человека в современных условиях;

2) Наличие возможности приобретения таких навыков в МО ВОС, специализированной библиотеке для слепых, краевой научной библиотеке;

3) Наличие возможности быстрого получения консультации по конкретным вопросам работы на ПК или мобильном устройстве у руководства МО ВОС или как зрячих, так и незрячих специалистов краевой специализированной библиотеки для слепых.

Зафиксировав факт высокого уровня цифровой ре-абилитированности инвалидов по зрению различных возрастных когорт, отметим, что активное внедрение адаптивных компьютерных технологий, а точнее - программ экранного доступа, в жизнь незрячих в нашей стране началось только в начале 2000-х гг., когда ПК стали доступны для массового пользователя. Причем информация о появлении адаптивных компьютерных технологий, согласно данным опроса, до сих пор дохо-

дит до инвалидов по зрению преимущественно из двух основных источников:

- от других незрячих пользователей - 71% опрошенных;

- от работников специализированных организаций (реабилитационные центры, специализированные библиотеки для слепых, учреждения системы ВОС, МО ВОС - 24,5% опрошенных;

- из прочих источников - 4,5% опрошенных; Логичным представляется факт, что владение навыками работы с сенсорным мобильным устройством, не означает наличие у инвалида по зрению и навыков работы с ПК.

Кроме того, далеко не все инвалиды по зрению, имеющие навыки работы на ПК и сенсорных мобильных устройствах, могут пользоваться всеми предоставляемыми такими устройствами возможностями. Как и в любой другой деятельности, в этом направлении также необходимо пройти реабилитационный (абилитационный) этап. Способы получения (восстановления) навыков работы с ПК и/или сенсорными мобильными устройствами инвалидами по зрению I и II гр. представлены в табл. 2 и 3.

Таблица 2. Способы приобретения навыка работы с ПК инвалидами по зрению, чел.

Способ получения навыка Возрастные группы, лет Всего

18-30 31-40 41-50 51-60 60+

Всего, в т.ч.: 22 27 29 32 24 134 100

самостоятельно 2 6 11 13 7 39 29.1

приобрел в школе-интернате 2 1 - - - 3 2.24

посещал курсы 9 10 8 10 8 45 33.58

научили другие незрячие 3 2 1 - - 6 4.48

научили в реабилитационном центре - 5 4 5 2 16 11.94

другой способ 6 3 5 4 7 25 18.66

Таблица 3. Способы приобретения навыка работы с сенсорными мобильными устройствами инвалидами по зрению, чел.

Способ получения навыка Возрастные группы, лет Всего

18-30 31-40 41-50 51-60 60+

Всего, в т.ч.: 22 27 33 37 32 151 100

самостоятельно 1 16 16 11 9 53 35.1

посещал курсы 3 3 8 12 15 41 27.15

научили другие незрячие 11 3 1 7 2 24 15.9

научили в реабилитационном центре - 1 3 3 2 9 6

другой способ 7 4 5 4 4 24 15.9

со

I_

u

CM

л

Мы видим, что приобретение навыков работы на ПК инвалидами по зрению осуществлялось преимущественно следующими способами:

1) На специальных курсах - 33,58%;

2) Самостоятельно - 29,1%;

3) Другими способами (помогали родственники, друзья, использовались видео- и аудиоуроки, учебная ауди-олитература и пр.) - 18,66%;

4) В реабилитационных центрах - 11,94%.

На основе приведенных данных мы можем сделать вывод о неэффективной работе специализированных школ-интернатов в этом направлении. Напротив, наличие возможности посещать специальные курсы для незрячих по компьютерной грамотности, способствовало росту числа инвалидов по зрению, умеющих работать на ПК. Самостоятельное приобретение этого навыка свидетельствует о его восстановлении теми незрячими, кто уже умел работать на ПК ранее, до получения инвалидности по зрению.

Отметим, что в настоящее время для работы на ПК, помимо встроенных в операционные системы (ОС) Windows адаптивных функций (экранная лупа, экранный диктор), а также программ-ридеров (Говорилка, Балаболка, IceBook и др.), предоставляющих инвалидам по зрению ограниченный спектр возмещающих тот или иной зрительный дефект функций, люди с серьезным ограничением зрения широко используют 2 адаптивных программных продукта - JAWS и NWDA.

Обе программы имеют практически идентичный функционал и, зачастую, их использование зависит лишь от того, с какой из них инвалида раньше научили работать. Причем овладев одной из них, инвалид по зрению без особых трудностей может работать и с другой.

JAWS (с англ. Job Access With Speech - доступ к действиям с помощью речи), представляет собой программу экранного доступа для ОС Windows, распространяемую на коммерческой основе, позволяющую инвалиду по зрению выполнять на ПК практически те же задачи, что и зрячему пользователю, кроме, естественно, тех, которые по-умолчанию предполагают использование зрения (рисование, обычные (неадаптированные) компьютерные игры и пр.). Все действия, осуществляемые незрячим или слабовидящим пользователем на ПК либо озвучиваются выбранным пользователем синтезатором, либо выводятся на брайлевский дисплей. Оба режима могут работать как по отдельности, так и одновременно. Первая версия JAWS for Windows (v.1.0) вышла в январе 1995 г., а последняя - v.1805.33 - в мае 2018 г.

NWDA (с англ. Non Visual Desktop Access - невизуальный доступ к рабочему столу) - представляет собой аналог JAWS, но распространяется на некоммерческой основе [5].

Ранжирование тифлоадаптированных программных продуктов по частоте использования инвалидами с тяжелыми нарушениями зрительной функции, выглядит следующим образом:

1) JAWS - 82,1%.

2) Программы-ридеры - 77,6%.

Данное ПО позволяет пользователю не только прослушивать большие текстовые файлы, что особо ценно в отношении учебной, научной или художественной литературы, но и сохранить любой текстовый файл в ау-диоформате и прослушать его позднее как на ПК, так и на мобильном сенсорном устройстве, аудиоплеере, или тифлофлэшплеере.

3) NWDA - 71,64%.

4) Экранная лупа - 66,42%.

5) Другие встроенные инструменты увеличения текста и изображения на экране (увеличенный шрифт, ярлыки и пр.) - 59,7%.

6) Экранный диктор - 12%.

При этом все опрошенные инвалиды по зрению, имеющие навык работы на ПК, в той или иной мере совмещают, при использовании ПК, различные тифлоадаптив-ные компьютерные технологии.

В таблице 3 приведены способы получения инвалидами по зрению I и II гр. навыка работы с сенсорными мобильными устройствами (смартфоны, планшеты).

Данные опроса показывают, что, в отличие от навыка работы на ПК, на мобильных устройствах инвалиды по зрению I и II гр. в более чем в трети случаев (35,1%) научились работать самостоятельно. На специальных курсах этот навык получили еще 27,15%. Другими способами (при помощи родных, друзей, видео- и аудиоу-роков), а также при помощи незрячих этот навык приобрели еще по 15,9%. Наименьшее число инвалидов по зрению научились работать с сенсорными мобильными устройствами в реабилитационных центрах (6%) и в школах-интернатах для детей с дефектами зрения (0%).

К числу самых распространенных причин, обусловивших более низкий уровень компьютерной грамотности среди инвалидов по зрению I и II гр. относятся:

1) отсутствие необходимости в приобретении такого навыка;

2) более сложный, в отличие от сенсорных мобильных устройств, процесс работы с ПО на ПК, необходимость изучения и запоминания сочетаний клавиш;

3) необходимость установки адаптивного ПО;

4) отсутствие ПК или доступа к нему.

В данном случае необходимо пояснить, что работа на ПК лицами с тяжелыми расстройствами зрения осуществляется исключительно с помощью клавиатуры, сочетания клавиш на которой позволяют незрячим пользователям осуществлять широкий спектр действий, озвучиваемых речевым синтезатором. Эта особенность работы незрячих на ПК обусловлена тем, что они просто не видят курсор мыши, даже если используют при этом встроенные программные средства ОС (увеличенный размер курсора, повышенная контрастность, инверсия цвета, экранная лупа и пр.). В отличие от ПК, взаимодействие инвалидов по зрению с сенсорными мобильными устройствами осуществляется при помощи системы жестов, которые достаточно легко можно настроить самостоятельно.

Среди причин, обуславливающих более высокий уровень популярности сенсорных мобильных устройств в среде инвалидов по зрению можно выделить:

1) наличие предустановленных приложений или встроенных функций, адаптирующих мобильное устройство под нужды лиц с дефектами зрения (например «TalkBack» в ОС Android);

2) относительная простота освоения на уровне пользователя в сравнении с ПК;

3) большая адаптированность приложений (включая мессенджеры «WhatsApp» и «Telegram», а также социальные сети «Вконтакте» и «Одноклассники») к особенностям инвалидов по зрению;

4) наличие и легкость коммуницирования с голосовыми помощниками.

Сферы применения инвалидами по зрению ПК приведены в табл. 4.

Мы видим, что основными направлениями использования ПК, инвалидами по зрению являются общение, просмотр новостей и поиск информации, работа, развлечения и досуг, покупки. Более низкие показатели использования компьютеров в образовательных целях или в творчестве обусловлены как социально-демографическими и социально-трудовыми характе-

ристиками респондентов (возраст, состояние здоровья, уровень образование, активность в социально-трудовой сфере и пр.), так и не самым высоким показателем наличия у инвалидов по зрению творческих способностей, для реализации которых представителям данной нозологии лучше всего подходит именно ПК [4; 6].

Таблица 4. Направления использования инвалидами по зрению ПК, чел.

Направления Всего

чел. %

134 100

Общение, коммуникации 114 88.1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Новости, поиск информации 121 90.3

Работа 92 68.66

Получение образования, повышение квалификации 35 26.12

Развлечения, досуг 120 89.5

Покупки 87 64.92

Творчество 33 24.63

Другое 58 43.28

Использование сенсорных мобильных устройств инвалидами по зрению для различных целей приведено в таблице 5.

Таблица 5. Направления использования инвалидами по зрению мобильных устройств, чел.

Направления Всего

чел. %

151 100

Общение, коммуникации 151 100

Новости, поиск информации 151 100

Работа 34 22.52

Получение образования, повышение квалификации 5 3.31

Развлечения, досуг 151 100

Покупки 94 62.25

Творчество 17 11.26

Другое 63 41.72

Большая, в сравнении с ПК, легкость освоения сенсорных мобильных устройств для инвалидов по зрению, обуславливает и более высокий уровень использования смартфонов и планшетов в целях общения и передачи информации, поиска и просмотра новостей, развлечений и досуга, осуществления покупок через специальные приложения.

При этом ограниченный функционал мобильных приложений, меньший размер дисплея, специфические особенности управления устройством системой специальных жестов, зачастую лишь частичная адаптация важных приложений под нужды инвалидов по зрению -обуславливают более низкий уровень использования сенсорных мобильных устройств в столь значимых социальных сферах жизнедеятельности человека, как профессиональная деятельность и получение образования.

Таким образом мы можем констатировать, что превалирующее в социуме мнение о неспособности инвалидов с тяжелыми нарушениями зрительной функции овладеть навыками работы на ПК и сенсорных мобильных устройствах, не соответствует действительности.

Более того, современные технические средства, использующие тифлоадаптивные компьютерные и информационные технологии, делающие эти средства доступными для инвалидов по зрению, воспринимаются последними как важный инструмент обеспечения их индивидуальной самостоятельности и независимого образа жизни.

Фактически являясь техническим средством реабилитации, они позволяют инвалидам по зрению выполнять ранее недоступные операции, существенно снижая уровень зависимости незрячих и слабовидящих от социального окружения и возвращая им свободу и разнообразие действий в различных сферах жизнедеятельности.

Литература

1. MK.RU: Зачем слепому ноутбук? [Электронный ресурс]. - URL: https://www.mk.ru/ social/2012/10/19/763516-zachem-slepomu-noutbuk. html (дата обращения: 10.05.2023).

2. COMPUTER SOCIETY: Integratiing the visually impaired into the virtual future [Электронный ресурс]. -URL: https://www.computer.org/publications/tech-news/ trends/integrating-the-visually-impaired-into-digital/ (дата обращения: 21.05.2023).

3. AIF: Aiming for accessibility in a digital space [Электронный ресурс]. - URL: https://aif.org/aiming-for-accessibility-in-a-digital-space/ (дата обращения: 21.05.2023).

4. Тринадцатко А.А. Современное цифровое пространство как среда социокультурной реабилитации инвалидов по зрению // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2022. -№ 5. - С. 1-13.

5. TIFLOCOMP.RU: Рынок программ экранного доступа: особенности, проблемы, тенденции [Электронный ресурс]. - URL: http://www.tiflocomp.ru/docs/mar-ket_screenreaders.php (дата обращения: 22.05.2023).

6. Тринадцатко А.А. Официальная и неофициальная занятость инвалидов по зрению (на примере г. Хабаровска) / А.А. Тринадцатко // Социодинамика. -2021. - № 5. - С. 1-34.

TIFLO-INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE LIFE OF BLIND AND VISUALLY IMPAIRED PEOPLE

Trinadtsatko A.A.

Pacific National University

The development of adaptive information technologies has actualized the issue of establishing interaction with the modern digital environment for the blind and visually impaired. The acquisition by blind and visually impaired people of the skills to work with personal computers and mobile devices causes an increase in their level of independence. The article examines the state of digital rehabilitation of blind and visually impaired people. The conclusion is made about the high level of digital rehabilitation of the blind and visually impaired persons and the wide use of modern tiflo-information technologies by them in various directions.

Keywords: blind and visually impaired people, adaptive computer technology, digital space, digital rehabilitation, screen Reader, speech synthesis.

C3

о

er

IE

О

-1 У

IE СГ

References

1. MK.RU: Why does a blind man [Electronic resource]. - URL:

need a laptop? https://www.mk.ru/

social/2012/10/19/763516-zachem-slepomu-noutbuk.html (date of the application: 10.05.2023).

2. COMPUTER SOCIETY: Integratiing the visually impaired into the virtual future [Electronic resource]. - URL: https://www.comput-er.org/publications/tech-news/trends/integrating-the-visually-impaired-into-digital/ (date of the application: 21.05.2023).

3. AIF: Aiming for accessibility in a digital space [Electronic resource]. - URL: https://aif.org/aiming-for-accessibility-in-a-digital-space/ (date of the application: 21.05.2023).

4. Trinadtsatko A.A. Modern digital space as an environment for socio-cultural rehabilitation of the visually impaired / A.A. Tri-

nadtsatko // Humanities, socio-economic and public sciences. -2022. - № 5. - P. 83-89. - DOI 10.23672/q2493-8356-8853-g.

5. TIFLOCOMP.RU: Screen Reader Market: Peculiarities, Problems, Trends [Electronic resource]. - URL: http://www.tiflocomp. ru/docs/market_screenreaders.php (date of the application: 22.05.2023).

6. Trinadtsatko A.A. Official and unofficial employment of blind and visually impaired people (on the example of Khabarovsk) / A.A. Trinadtsatko // Sociodynamics. - 2021. - № 5. - P. 1-34.

CO I_

u

CM

in

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.