Научная статья на тему 'ТИБЕТСКИЙ АВТОНОМНЫЙ РАЙОН В ПОЛИТИКЕ КНР'

ТИБЕТСКИЙ АВТОНОМНЫЙ РАЙОН В ПОЛИТИКЕ КНР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
20
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Китай / Тибетский автономный район / Индия / буддизм / внутренняя политика / геополитика / China / Tibet Autonomous Region (TAR) / India / Bud dhism / Internal policy / geopolitics

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ширгазина Эльза Рифовна

За последнее десятилетие произошло некоторое пе реосмысление подхода Правительства КНР к интеграционным про цессам между регионами, а также представителями 56 этнических групп, составляющих китайскую нацию. Между тем, следует отме тить, правительственная линия в отношении Тибетского автоном ного района определяется, с одной стороны, общим курсом по раз витию отстающих регионов с акцентом на повышение уровня бла госостояния местного населения и углубление взаимосвязей с соседними регионами. С другой стороны, отличается спецификой взаимодействия центральной власти с местным сообществом и опи рается на исторический фундамент. Настоящая черта обусловлена принадлежностью к исторически установившемуся яркому и доста точно сильному религиозному и культурному поясу Тибета. Основополагающими особенностями ситуации в регионе, ко торые оказывают несомненное влияние на формирование повестки дня, являются переплетение общего внутриполитического курса Китая с религиозным, этническим вопросами и геополитическими интересами самого Пекина и, что немаловажно, вероятностное внешнее вмешательство третьих сторон. При дальнейшем ужесточе нии конкуренции на международной арене и сохранении целого ряда противоречий с Индией поддержание стабильности в Тибет ском автономной районе и поясе будет приобретать критически важное значение для Китая. Для этой цели наряду с классическими экономическими, административнополитическими, военнообо ронными инструментами все более значительную роль приобретают «мягкие» инструменты гуманитарного характера посредством про ведения образовательной, воспитательнопатриотической и идео логической работы с населением региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tibetan autonomous area in PRC politics

Over the past decade, there has been some rethinking of the Chinese Government's approach to integration processes between regions, as well as representatives of the 56 ethnic groups that make up the Chinese nation. Meanwhile, it should be noted that the government's policy to wards TAR is determined, on the one hand, by the general course for the development of lagging regions, with an emphasis on improving the well being of the local population and deepening relations with neighboring re gions. On the other hand, it differs in the specifics of interaction between the Central government and the local community and is based on a histori cal foundation. This feature is stipulated with belonging to the historically established bright and quite potent religious and cultural belt of Tibet. The fundamental characteristics of the situation in the region, which undoubtedly influence the formation of the agenda, are the intertwining of China's general domestic policy with religious, ethnic issues and geo political interests of both Beijing itself and, importantly, the potential ex ternal interference of third parties. With increasing competition in the in ternational arena and a number of contradictions with India remaining, maintaining stability in the Tibet autonomous region and its belt will be come crucial for China. For this purpose, along with classical economic, administrativepo litical, militarydefense tools, “soft” tools of a humanitarian nature are becoming increasingly important through educational, patriotic and ide ological work with the population of the region.

Текст научной работы на тему «ТИБЕТСКИЙ АВТОНОМНЫЙ РАЙОН В ПОЛИТИКЕ КНР»

DOI: 10.48647/IFES.2021.67.70.015

Э.Р. Ширгазина

ТИБЕТСКИЙ АВТОНОМНЫЙ РАЙОН В ПОЛИТИКЕ КНР

Аннотация. За последнее десятилетие произошло некоторое переосмысление подхода Правительства КНР к интеграционным процессам между регионами, а также представителями 56 этнических групп, составляющих китайскую нацию. Между тем, следует отметить, правительственная линия в отношении Тибетского автономного района определяется, с одной стороны, общим курсом по развитию отстающих регионов с акцентом на повышение уровня благосостояния местного населения и углубление взаимосвязей с соседними регионами. С другой стороны, отличается спецификой взаимодействия центральной власти с местным сообществом и опирается на исторический фундамент. Настоящая черта обусловлена принадлежностью к исторически установившемуся яркому и достаточно сильному религиозному и культурному поясу Тибета.

Основополагающими особенностями ситуации в регионе, которые оказывают несомненное влияние на формирование повестки дня, являются переплетение общего внутриполитического курса Китая с религиозным, этническим вопросами и геополитическими интересами самого Пекина и, что немаловажно, вероятностное внешнее вмешательство третьих сторон. При дальнейшем ужесточении конкуренции на международной арене и сохранении целого ряда противоречий с Индией поддержание стабильности в Тибетском автономной районе и поясе будет приобретать критически важное значение для Китая. Для этой цели наряду с классическими

экономическими, административно-политическими, военно-оборонными инструментами все более значительную роль приобретают «мягкие» инструменты гуманитарного характера посредством проведения образовательной, воспитательно-патриотической и идеологической работы с населением региона.

Ключевые слова: Китай, Тибетский автономный район, Индия, буддизм, внутренняя политика, геополитика.

Автор: Ширгазина Эльза Рифовна, аспирант ИМЭМО РАН. E-mail: elvenelanor@mail.ru.

Shirgazina E. R.

Tibetan autonomous area in PRC politics

Abstract. Over the past decade, there has been some rethinking of the Chinese Government's approach to integration processes between regions, as well as representatives of the 56 ethnic groups that make up the Chinese nation. Meanwhile, it should be noted that the government's policy towards TAR is determined, on the one hand, by the general course for the development of lagging regions, with an emphasis on improving the well being of the local population and deepening relations with neighboring regions. On the other hand, it differs in the specifics of interaction between the Central government and the local community and is based on a historical foundation. This feature is stipulated with belonging to the historically established bright and quite potent religious and cultural belt of Tibet.

The fundamental characteristics of the situation in the region, which undoubtedly influence the formation of the agenda, are the intertwining of China's general domestic policy with religious, ethnic issues and geopolitical interests of both Beijing itself and, importantly, the potential external interference of third parties. With increasing competition in the international arena and a number of contradictions with India remaining, maintaining stability in the Tibet autonomous region and its belt will become crucial for China.

For this purpose, along with classical economic, administrative-political, military-defense tools, "soft" tools of a humanitarian nature are becoming increasingly important through educational, patriotic and ideological work with the population of the region.

Keywords: China, Tibet Autonomous Region (TAR), India, Buddhism, Internal policy, geopolitics.

Author: Elsa R. SHIRGAZINA, post-graduate student, IMEMO RAS (E-mail: elvenelanor@mail.ru).

В свете тлеющего противостояния в китайско-индийском приграничье Тибет, на долю которого приходится большая часть линий соприкосновения двух государств, будет сохранять свое ключевое значение для Китайской Народной Республики. В последнее десятилетие Правительство КНР произвело некоторое переосмысление подхода к интеграционным действиям в регионе.

Проблема взаимоотношений Китая и Тибета привлекает к себе внимание экспертов-востоковедов не одно десятилетие. Очень многие работы концентрируют внимание на истории, не рассматривая вопрос комплексно в условиях современных реалий. В числе фундаментальных трудов по теме можно назвать работы Е.И. Кычанова, Б.Н. Мельниченко [Е.И. Кычанов, Б.Н. Мельниченко, 2005], Л.С. Савицкого [Е.И. Кычанов, Л.С. Савицкий], Н.С. Кулешова Н.С. [Кулешов], М. Гольдштейна [Melvyn C. Goldstein] и ряда других исследователей. Настоящий доклад ставит своей целью анализ основ и современные приоритеты политической линии Правительства КНР в отношении Тибетского автономного района (ТАР) в аспекте геополитического соперничества первого с Республикой Индия. Анализ проводится посредством системного, дискурсивного и исторического методов, а также ситуационного анализа на основе открытых источников информации (СМИ, официальные издания и сайты государственных органов и ведомств) о проводимых мероприятиях в отношении региона.

Ретроспектива китайского присутствия в регионе

Как известно, первые связи Китая с Тибетским государством были зафиксированы еще в VII в. при правлении династии Тан. Последовавшая достаточно сложная история контактов двух древних государств свидетельствует о постепенном формировании специфичной системы взаимоотношений в рамках модели «покровитель религии — гуру», основой которой послужил буддизм. Однако религиозный фактор, определявший основы государственности Тибета, в конечном счете был не решающим для Китая. Традиционный ки-таецентричный взгляд на мир по умолчанию определил подход к Тибету как периферийной области Срединного царства (Чжунго) и хотя вплоть до начала XVIII в. активного вмешательства во внутри-

тибетские дела Китай не предпринимал, с указанного периода империя начинает постепенно наращивать свое присутствие в поясе, расширять свои территории в южном и юго-западном направлениях. Однако уже с начала XIX в. и без того значительно шаткие позиции империи Цин в самобытном субрегионе в результате серьезных внутренних проблем и активного вмешательства Великобритании значительно пошатнулись. Британская империя в стремлении прочно закрепиться в гималайском поясе сначала вынудила тибетскую сторону подписать Лхасскую конвенцию, а затем по итогам продолжившихся переговоров между двумя империями в Конвенции о Тибете 1906 г. Лондон обязался не аннексировать территории Тибета и не вмешиваться в вопросы управления Тибетом, а Пекин — не допускать вмешательство в дела региона других держав. Таким образом, один из документов, изначально направленных на сдерживание потенциальных интересов Российской империи в регионе, по сути, зафиксировал признание зависимого положения Тибета от Китая третьей стороной. Попытки находившейся на закате своего существования империи Великая Цин закрепиться в Тибете результатов не имели ввиду нарастания внутреннего конфликта и революционного движения в китайском обществе.

После так называемого «мирного освобождения Тибета» Народно-освободительной армией Китая (НОАК) и подписания 23 мая 1951 г. Соглашения между Центральным народным правительством Китая и местным правительством Тибета о мерах по мирному освобождению Тибета (Соглашение) был намечен основополагающий курс политики КНР в отношении региона. Согласно документу, региональные властные структуры были наделены преимущественно административными полномочиями, а внутриполитический курс сконцентрирован на необходимости экономического развития с отнесением вопросов внешних связей и безопасности к ведению столицы [Чжунъян жэньминь...].

Политический курс КНР в современную эпоху

Сегодня стабилизация ТАР как никогда важна для КНР. Значение региона подразумевает работу по нескольким тесно взаимосвязанным аспектам.

1. Геополитический аспект и выработка официального правительственного курса. Сложная история взаимоотношений Китая с Тибетом в нынешнее время, пожалуй, служит не только обоснованием интересов КНР, но одновременно включает достаточно противоречивые факты для такового. Вместе с тем, в изменившихся условиях существования эпохи новейшего времени стратегическая важность региона для Китая сохранилась, что подтолкнуло к активным действиям по установлению и укреплению контроля над ним.

В настоящий момент, ситуация продолжает осложняться внешними факторами. С одной стороны, по итогам президентских выборов в США уже можно утверждать, что ни один из кандидатов не настроен на конструктивную работу с Пекином. Если с Д. Трампом противостояние идет больше на поле экономики, то в случае утверждения кандидатуры Д.Байдена помимо введения санкций в отношении официальных лиц Китая вероятность использования инструментов информационного воздействия, а также финансирования так называемых оппозиционных сил в разы возрастает.

С другой стороны, зачастую неоднозначная позиция Индии в отношении Тибета и неурегулированность территориально-пограничного вопроса не способствуют уверенности в Пекина в южном партнере. Штаб-квартира так называемого правительства Тибета в изгнании базируется на территории штата Химачал-Прадеш в Дха-рамсале. Индийской стороной так или иначе поддерживаются контакты с данной организацией, что вкупе с американской выборной лихорадкой данной структурой планируется использовать для лоббирования своих интересов и оказания давления на КНР [Sikyong embarks...]. Кроме того, изменение статуса Джамму и Кашмира, проведенное индийской стороной в августе 2019 г., закономерно привело к столкновению держав в текущем году. Причиной этого стала не только поддержка союзника КНР в лице Пакистана, но и территории, которые оспариваются региональными гигантами, в связи с чем Пекин не признал преобразование Ладакха в союзную территорию [Foreign Ministry Spokesperson...], равно как и суверенитет Индии над большей частью Аруначал-Прадеша, который относится к Южному Тибету.

Ключевые направления предстоящей работы вырабатываются в рамках заседаний Центрального совещания по работе с Тибетом

(Центральное совещание), проводящихся с 1980 г. Большинство из них стали уже традиционными и сохраняют свою актуальность по сей день: стабильное экономическое развитие региона и повышение уровня жизни населения, обеспечение его безопасности, укрепление межэтнического единства. Между тем, за прошедшие десятилетия спектр способов и инструментов для достижения поставленных целей расширился наравне с возможностями финансирования. Седьмое заседание Центрального совещания, прошедшее 28—29 августа 2020 г. обозначило следующие главные задачи:

• обеспечение национальной безопасности и укрепление пограничной безопасности;

• обеспечение постоянного повышения уровня жизни людей;

• сплочение общества и гармонизация взаимоотношений его групп;

• адаптацию тибетского буддизма к социалистическому обществу и его синицизация;

• культивация патриотизма;

• обеспечение благоприятной экологической обстановки.

Собственно, эти задачи и определяют круг мероприятий, проводимых в регионе правительством КНР.

2. Военно-стратегический. Несомненно, большую роль в присоединении, и впоследствии поддержании контроля и порядка сыграла НОАК, которая и сегодня сохраняет свое значение как инструмента проведения государственной политики в регионе, для борьбы с сепаратистскими ячейками. Инвестиции в развитие военной инфраструктуры планомерно наращивались в течение последних лет, вводились в эксплуатацию автоматизированные системы пограничного контроля, орудия и техника с использованием новейших систем и спутникового наведения, планомерно проводились военные учения, адаптированные к экстремальным климатическим условиям горной местности. В то же время аналогичные действия южного соседа воспринимаются китайской стороной с резко, что во многом и привело к новому витку конфликта в текущем году. В свете эскалации ситуации в приграничье с Индией, разумеется, в первую очередь внимание привлекает наращивание и движение контингента обеих стран в точках наибольшего напряжения по линии общей границы. Несколько раундов переговоров прошли безрезультатно, хотя

последние новости на момент написания настоящего материала вызывают осторожную надежу на деэскалацию. По итогам восьмого раунда переговоров стороны предварительно пришли к согласию о необходимости отведения боевой техники, а за ним постепенного сворачивания войск в северной части озера Пангонг-Цо и на заключительном этапе — уход с позиций занятых вдоль южного берега озера [LAC standoff maybe resolved...].

Отдельно следует отметить наличие у Индии Специальных пограничных сил (Special Frontier Force), которые были сформированы при поддержке ЦРУ после войны 1962 г. Сегодня они состоят прежде всего из этнических тибетцев и непальских гуркхов. Первоначально комплектовались для еще одного «освобождения Тибета», только теперь уже от «китайской оккупации» с использованием сил внешних игроков [The SFF is under the government...]. В функционал обособленного подразделения входит проведение боевых и тайных разведывательных операций в условиях высокогорной местности против НОАК.

В целом, любые действия направленные на поддержку сепаратизма и движения «независимости Тибета» закономерно трактуются Пекином как враждебные. Сложившееся положение с ростками конфликта изначально не способствует дружественности и доверию в отношениях с Нью-Дели. В связи с чем в рамках седьмого Центрального совещания, внимание акцентировано именно на дальнейшем укреплении безопасности границ ТАР и помимо военно-стратегических мероприятий предполагает сплочение общества.

3. Социально-экономический. В целом, стабильное экономическое развитие традиционно является базовым условием обеспечения стабильности ТАР в понимании Правительства КНР. С самых первых дней присутствия НОАК в Тибете в политике страны был намечен курс на обеспечение самодостаточного уровня производства в регионе, что позволило бы обеспечить не только вооруженные силы провиантом, но улучшить условия жизни местного населения [Mao Tse-tung, р. 254—257]. Однако, несмотря на данные планы, развитие здесь шло достаточно медленно. В период включения в состав КНР край с сохраняющимися феодальными пережитками значительно отставал в уровне развития даже от некоторых китайских регионов, пострадавших в результате иностранной интервенции и продолжи-

тельных военных действий. К основным проблемам его развития относились труднодоступность территории, отсутствие дорожной инфраструктуры, неопытность местного населения и его специализация на сельском хозяйстве.

Тибет — не только работа с собственно Тибетским автономным районом, но и с тибетским этносом, населяющим территории современных провинций Сычуань, Юньнань, Ганьсу и Цинхай. Повышение уровня доходов, обеспечение доступа к бесплатному образованию — главные задачи, а расширение инфраструктурной и экономической связности с соседними регионами может послужить основой для углубления тесной взаимозависимости.

После присоединения в 1951 г. система образования здесь по большому счету была создана заново, так как доступа к образованию у населения, за исключением небольшой наиболее обеспеченной прослойки общества, не было, да и занятия, проводившиеся монахами, должного уровня новых научных знаний не обеспечивали. Сегодня система бесплатного общего образования покрывает не только расходы на обучение, но и полный пансион для детей, а для отдаленных местностей привлекаются преподаватели из других регионов.

Крупных промышленных центров в ТАР нет, здесь преобладает сельское хозяйство, преимущественно скотоводство. По этой причине созданию рабочих мест в отрасли уделяется наибольшее внимание. Вводятся системы подготовки и переподготовки работников, на период которых предоставляются субсидии. Другой перспективной отраслью, приносящей хороший доход, постепенно становится туризм, причем как внутренний, так и внешний, что в свою очередь требует дальнейшего развития транспортной инфраструктуры, на которое в ближайшие годы планируется потратить более 1 трлн юаней [China set for 1 trillion yuan...].

4. Духовно-идеологический аспект является, пожалуй, наиболее чувствительным в отношениях региона с центральным правительством, а также чаще всего критикуемым со стороны разного рода либералов и оппозиционеров из-за рубежа. На пространстве, где некогда существовало независимое теократическое государство с религиозным деятелем во главе, фактор буддизма остается чрезвычайно важным. После антикитайских выступлений и бегства Далай-ла-

мы XIV в 1959 г. в Индию, правительство приложило немало усилий по преодолению его влияния на общество, а вслед за ним возможность внешнего информационного и идеологического воздействия. Вместе с тем, работу по преодолению последствий культурной революции 1966—1976 гг., когда уничтожались монастыри, храмы и памятники культуры, и принимались иные достаточно резкие решения по контролю религиозно-духовной составляющей жителей ТАР, еще предстоит продолжать. Уже сейчас Пекин выбрал своего кандидата на роль Панчен-ламы в противовес кандидату, выдвинутому Далай-ламой XIV. Таким же образом, очевидно, в соответствующий момент торжественно передаст титул самого Далай-ламы удобному преемнику. В целом, тибетский буддизм, считает руководство КПК, должен адаптироваться к современным реалиям Китая и социалистической идеологии.

В условиях возрастающих рисков внешнего информационного воздействия идеологической работе с населением придается большое значение. Причем, в результате извлечения уроков из истории внутренней и внешней политики страны за истекшее десятилетие круг последних приобрел более разнообразные и вместе с тем всеобъемлющие формы. Программа включает в себя идеологическую и просветительскую работу с представителями духовенства, поддержку ресурсами, воспитание патриотических чувств, симпатии к китайской культуре и истории, расширение образовательных, культурных и языковых инициатив с молодым поколением.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Специфичная политическая традиция Китая восприятия взаимоотношений в рамках модели «Срединное государство — вассал» и, как следствие, отсутствие делимитации границ характеризовала отношения Китая с Тибетом вплоть до начала ХХ в. Однако в результате столкновения с имперскими амбициями западных держав, в первую очередь Великобритании, Пекин был вынужден воспринять «линейный» подход к пограничью. Отныне положение о принадлежности тибетского народа к китайской семье должно подтверждаться закреплением в регионе и усилением контроля территории. После образования Китайской Народной Республики в 1949 г. и необходимости упрочнения своих позиций в системе международ-

ных отношений, структура и законы функционирования которой были приняты государствами Европы, настоящая традиция окончательно закрепилась в политическом курсе КНР, равно как и необходимость утверждения своего суверенитета над территориями, которые воспринимались как часть китайского мира.

2. В целом, внутриполитический курс КНР в отношении ТАР достаточно консервативен. Сегодня он опирается, с одной стороны, на уходящую вглубь веков историю, а с другой — в результате переосмысления внутренней и внешней политики страны, особенно за последнее десятилетие, приобрел более мягкие и вместе с тем всеобъемлющие формы, включающие идеологическую и достаточно мягкую работу с буддийской общиной.

3. Религиозная составляющая жизни тибетцев пронизывает всю историю настоящего региона и является одной из важнейших в жизни общества. Вместе с тем, она же — самая удобная для попыток давления на КНР внешними игроками. Прямое вмешательство Пекина в дела духовные вероятней всего будет восприниматься как минимум настороженно большей частью населения еще некоторое время. Представляется, что при сохраняющейся тенденции повышения уровня жизни тибетцев и синицизации региона активность противников режима будет постепенно снижаться. Между тем, каждый случай участия Пекина и КПК в деятельности религиозных институтов, несомненно, будет использоваться в качестве информационного повода для вмешательства во внутреннюю политику КНР.

Библиографический список

Кулешов Н.С. Россия и Тибет: [В нач. XX в.] / Рос. акад. наук, Ин-т Дальнего Востока. М.: Наука; Вост. лит., 1992. 271 с.

Кычанов Е.И., Мельниченко Б.Н. История Тибета с древнейших времен до наших дней. М.: Вост. лит., 2005. 351 с.

Кычанов Е. И., Савицкий Л. С. Люди и боги страны снегов. Очерк истории Тибета и его культуры. М.: Наука. 1975. 304 с.

Чжунъян жэньминь чжэнфу хэ сицзан дифан чжэнфу гуаньюй хэпин цзефан сицзан баньфа дэ сеи: [Соглашение между Центральным народным правительст-

вом Китая и местным правительством Тибета о мерах по мирному освобождению Тибета]. Бэйцзин, 23.05.1951. URL: https://baike.baidu.com/item/4i^:A^i^itfO®

(дата

обращения: 31.10.2020). (Накит.).

China set for 1 trillion yuan spending to tighten Tibet's integration. URL: https:// www.tibetanreview.net/china-set-for-1-trillion-yuan-spending-to-tighten-tibets-integr ation/ (дата обращения: 09.11.2020).

Foreign Ministry Spokesperson Zhao Lijian's Regular Press Conference on October 13, 2020. URL: https://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/xwfw_665399/s2510_665401/ 2511_665403/t1823606.shtml (дата обращения: 25.10.2020).

LAC standoff may be resolved before Diwali as India, China agree on time-bound disengagement plan. URL: https://www.indiatoday.in/india/story/india-china-disenga gement-plan-lac-standoff-resolved-diwali-ladakh-1740030-2020-11-11?utm_source=r ecengine&utm_medium=web&referral=yes&utm_content=footerstrip-1&t_source=re cengine&t_medium=web&t_content=footerstrip-1&t_psl=False (дата обращения: 13.11.2020).

Mao Tse-tung. The writings of Mao Zedong, 1949—1976. Volume I (September 1949 — December 1955). Edited by Michael Y.M.Kau, John K. Leung. M.E. Sharpe, Inc. in association with East Gate Books, 1986. 769 p.

Melvyn C. Goldstein. The Snow Lion and the Dragon: China, Tibet, and the Dalai Lama. University of California Press, 1999. 165 р.

Sikyong embarks on official visit to Delhi and Washington DC: Tibet Policy and Support bill on key agenda. URL: https://tibet.net/sikyong-embarks-on-official-visit-t o-delhi-and-washington-dc-tibet-policy-and-support-bill-on-key-agenda/ (дата обращения: 13.11.2020).

The SFF is under the government of India, it's very secretive: Claude Arpi. India Today Insight. URL: https://www.indiatoday.in/india-today-insight/story/the-sff-is-u nder-the-government-of-india-it-s-very-secretive-claude-arpi-1717542-2020-09-01 (дата обращения: 10.11.2020).

References

China set for 1 trillion yuan spending to tighten Tibet's integration. URL:https:// www.tibetanreview.net/china-set-for-1-trillion-yuan-spending-to-tighten-tibets-integration/ (accessed: 09 November, 2020).

Kulesov N.S. (1992). Rossia i Tibet: [V nac. XX v.] [Russia and Tibet [in the beginning ofXX century]], Moscow: Nauka: Publishing company "Vost. lit.", 271 p. (In Russian).

Kycanov E.I., Melnicenko B.N. (2005). Istoria Tibeta s drevnejsih vremen do nasih dnej[History of Tibet from ancient times to the present day]. Moscow: Publishing company "Vost. lit.", 351 p. (In Russian).

Kycanov E.I., Savickij L.S. (1975). Ludi i bogi strany snegov. Ocerk istorii Tibeta i ego kultury [People and gods of the land of snow. Essay on the history of Tibet and its culture]. Moscow: Nauka, 304 p. (In Russian).

LAC standoff may be resolved before Diwali as India, China agree on time-bound disengagement plan. URL: https://www.indiatoday.in/india/story/india-china-disenga gement-plan-lac-standoff-resolved-diwali-ladakh-1740030-2020-11-ge?utm_source=r ecengine&utm_medium=web&referral=yes&utm_content=footerstrip-1&t_source=re cengine&t_medium=web&t_content=footerstrip-1&t_psl=False (accessed: 13 November, 2020).

Mao Tse-tung. (1986). The writings of Mao Zedong, 1949-1976. Volume I (September 1949 — December 1955). Edited by Michael Y.M.Kau, John K.Leung. M.E. Sharpe, Inc. in association with East Gate Books, 1986. 769 p.

Melvyn C. Goldstein. (1999). The Snow Lion and the Dragon: China, Tibet, and the Dalai Lama. University of California Press, 1999. 165 p.

The SFF is under the government of India, it's very secretive: Claude Arpi. India Today Insight. URL: https://www.indiatoday.in/india-today-insight/story/the-sff-is-under-the-government-of-india-it-s-very-secretive-claude-arpi-1717542-2020-09-01 (accessed: 10 November, 2020).

Zhongyang renmin zhengfu he xlzang difang zhengfu guanyu heping jiefang xlzang banfa de xieyi (). E3hu,3hh (Beijing), 23.05.1951. URL: https://baike.baidu.com/item/ A D

=294657 (accessed: 31 October, 2020). (In Chinese).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.