international science journal / международный научный журнал
The economic policy of the People's Republic of China in relation to the Tibet Autonomous Region in 1949-2014.
Экономическая политика КНР по отношению к Тибетскому автономному району в 1949-2014 гг.
Куусела Юлия София, Эпштейн Виталий Анатольевич
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС, Москва)
DOl: 10.24412/2686-9675-2-2021-282-294
АННОТАЦИЯ
В статье предпринята попытка рассмотреть этапы экономическои политики Коммуни-стическои партии Китая в отношении Тибетского автономного раиона и меры, предпринимаемые для развития региона и его успешного встраивания в экономическую структуру страны. В работе обозначены механизмы поддержания социальнои стабильности и ликвидации угрозы отделения приграничного и относительно удаленного от центра раиона с учетом особенностеи ландшафта и ресурснои базы Тибета в ходе реализации внутри- и внешнеполитических интересов Китая.
Ключевые слова: Китаиская Народная Республика, ТАР, тибетцы, ханьцы, экономическая политика, интеграция, социальная стабильность.
Для цитирования: Куусела Ю.С., Эпштеин В.А. Экономическая политика КНР по отношению к Тибетскому автономному району в 1949-2014 гг. Современные востоковедческие исследования. 2021; 3(2): 282-294.
ABSTRACT
The article outlines key stages of the CPC's economic policy towards TAR and measures taken in order to develop the region and successfully integrate it into the powerful economy of China. The paper highlights mechanisms aimed at maintaining social stability and eliminating the threat of separation of the border and relatively remote area taking into account the landscape features and local resource base throughout the implementation of both domestic and foreign policy interests of China.
Keywords: People's Republic of China, TAR, Tibetans, han, economic policy, integration, social stability.
For citation: Kuusela Y.S., Epshteyn V.A. The economic policy of the People's Republic of China in relation to the Tibet Autonomous Region in 1949-2014. Modern Oriental Studies. 2021; 3(2): 282-294.
УОЬ.Э №2 2021
^ 2686 - 9675 (Р1М) ^ 2782 - 1935 ШМ)
исторические науки / куусела ю.с., эпштейн в.а. / [email protected] / удк 327
В Китайской Народной Республике, унитарном и многонациональном государстве, где сосуществует более 50 национальностей наиболее многочисленным этносом являются ханьцы с долеи около 92%. В стране существуют отдельные регионы: Синьцзян-Уигурскии, Тибетскии автономные раионы и Внутренняя Монголия, где проживают представители особых типов коренного населения, наделенных правом раионнои автономии. В XX в. автохтонные группы в таких раионах составляли от половины до 80% всего населения. От этническои группы хань их отличает ряд социокультурных характеристик — вероисповедание, история, устныи и письменньш язык и бытовые особенности. Ввиду закрепившихся в их обществах отличительных черт, вопрос их политического статуса является угрозои для государственного устроиства КНР. На протяжении веков история государственнои принадлежности рассматриваемых территории характеризуется периодами как автономного, так и подчиненного существования в отношении Китая.
Примечательно, что официальное закрепление современного статуса Тибетского автономного раиона (ТАР) как административнои единицы Китая произошло лишь в 1965 г. Необходимость создания базовых условии для преображения полуфеодального социума была продиктована исключительнои отсталостью Тибета: основои экономики было сельское хо-зяиство, животноводство, ремесленные работы, вместе с тем, орудия обработки земли представляли собои примитивные деревянные инструменты, а в мастерских отсутствовало электричество; не было транспортнои инфраструктуры, и весь объем энергии, используемои в Тибете, генерировался на 1 гидроэлектростанции. Включив в состав страны территорию площадью в 1/8 КНР, перед Коммунистически партиеи Китая (КПК) встала задача успешнои
интеграции ТАР в китаискую экономику. Именно в этом регионе на начальном этапе проводилась политика «коммунизации», основными постулатами которои стали форсированное создание местных коммун и продовольственная разверстка.
Немаловажное влияние на хозяиственное развитие раиона и модернизацию инфраструктуры оказывали межгосударственные отношения Китая и Индии по вопросу демаркации гос-ударственнои границы, протяженностью около 3.4 тыс. км. Непризнание КНР «линии Макмаго-на» в восточно-гималаиском раионе положило начало открытому противостоянию, проявившемуся в 3 приграничных воинах 1962 г., 1967 г. и 1987 г.
В настоящее время двусторонние отношения продолжают носить характер политическои конфронтации и сопровождаются приграничными инцидентами (2013, 2016, 2017, 2020 гг.). Нежелание Нью-Дели присоединиться к ме-гапроекту «Пояс и Путь» приводит КНР к необходимости создания китаиско-пакистанского экономического коридора через спорную территорию Джамму и Кашмир.
Проблема статуса Тибета с начала XX в. влияет на индииско-китаиские отношения, так как демаркации подлежит именно граница Индии с ТАР. Вопрос территориальнои целостности и внутриполитически безопасности является особо значимым для Пекина, так как социальная напряженность отмечается и в других особых автономных раионах страны.
Необходимость усиления китаиского присутствия и социально-экономического развития территории Тибета побудило КПК придерживаться политики проведения последовательных преобразовании в ТАР для повышения уровня благосостояния населения и снижения уровня сепаратистских настроении среди тибетцев.
international science journal / международный научный журнал
Меры экономического развития носили принудительныи характер, и чтобы снизить недовольство тибетцев, Пекин использовал уже отработанные механизмы инкорпорирования территории как политического, так и экономического толка, которые можно было наблюдать в отношении Синьцзян-Уигурского автономного раиона (СУАР). Не имея иных рычагов влияния, КНР осуществляла свои внут-реннеполитическии курс опираясь на силовые и финансовые инструменты. Стремление КПК сохранить социальную стабильность отразилось в постоянных финансовых вливаниях из государственнои казны в экономику автономного региона.
Параллельно с этим осуществлялась стратегия переселения этническои группы хань, ответственнои за подъем региона и ставшеи основои для формирования местного Производственно-строительного корпуса (ПСК) Народно-освободительнои армии Китая (НОАК). ПСК НОАК создавались в СУАР, ТАР, приграничных провинциях Хэилунцзян (располагается на северо-востоке страны) и Юньнань (южныи регион). Из числа ханьцев в ТАР отбирались кандидаты на руководящие посты органов местного управления.
С расширением задач по развитию раиона в круг полномочии ПСК НОАК входило строительство объектов инфраструктуры, промышленности, содеиствие охране границ и обеспечение внутреннеи стабильности в ТАР. По результатам деятельности Корпуса в регионе было построено жилье для тибетцев, дороги, проведены новые ирригационные каналы.
С середины XX в. по начало XXI в. центральное правительство последовательно проводило политику освоения Тибета в соответствии с теми сферами, которые нуждались в модернизации. Основными этапами экономи-
ческои политики КНР по отношению к Тибетскому автономному раиону были:
- Политика «коллективизации» ТАР в 19491978 гг., которая была направлена на кооперацию сельхозпроизводителеи и животноводов.
- Стратегия рыночных преобразовании в Тибетском автономном раионе с 1978 г. по 1999 г., нацеленная на диверсификацию структуры экономики.
- Программы развития транспортнои, сете-вои инфраструктуры в 2000-2014 гг., благоприятствующие туризму.
- Проекты рациональнои эксплуатации природных ресурсов, реализация которых в начале XX в. способствовала решению проблемы преснои воды и повышению уровня энергетическои безопасности раиона.
В 1950-1960 гг., ввиду отсталости уклада экономики в ТАР проводились реформы, направленные на развитие и поддержание аграрного сектора и постепенную «коллективизацию»: была создана новая классовая структура общества, реальная власть монахов ограничена, местные чиновники назначались центральным правительством, а обеспеченным домохозяиствам поначалу разрешалось оставить за собои право собственности на пастбища и скот, которыми они владели ранее.
Во исполнение установок и реализации це-леи центрального правительства Рабочии комитет Тибета в первои половине 1960 гг. принял «Положение о стратегии развития сельскои местности», регламентирующее сферу сельского хо-зяиства и разведения скота [4]. Ключевыми задачами были заявлены поддержка аграриев и проведение публичнои агитации за возрождение частного земледелия, планировалось отложить проведение коллективизации как минимум на 5 лет. Очевидно, что социально-экономическии
исторические науки / куусела ю.с., эпштейн в.а. / [email protected] / удк 327
уровень развития региона был низок, и Пекин не только не рискнул отменить институт частнои собственности, но и принял решение закрепить его на законодательном уровне.
Образовавшиеся начиная с 1965 г. члены коммун использовались в том числе и в распашку земель и уборку урожая с полеи, принадлежавших воинским частям НОАК. Пекин видел в коллективизации причину стремительного экономического роста ТАР, которыи совершил «скачок от крепостного феодализма к социализму» [6, с. 309].
В 1966-1969 гг. в рамках политическои кампании «Великая пролетарская культурная революция» Пекин стремился завершить социально-экономическую перестроику Тибета по китаискому образцу, вытесняя местные национальные и культурные идеи. В результате но-вои политики сжигались древние философские и исторические материалы, архивные и письменные документы. Из тысячи монастыреи на территории ТАР к 1976 г. уцелели 8, остальные стали помещениями для школ, складов, конюшен. В отношении монахов и жителеи Тибета, которые открыто выражали свою преданность тибетским традициям, духовному наследию, применялись репрессивные меры [8, с. 439].
По итогам кампании Китаи заявлял, что тибетцы совершили переход от отсталых устоев к производительному труду. Пекин форсировал выпуск аграрнои продукции в ТАР изымая и направляя продовольствия в города Китая, вызывая тем самым недовольство крестьян региона. Необходимость этои меры была обусловлена политикои Мао Цзэдуна, запустившего политику «Большого скачка», в результате чего в КНР начался голод.
Таким образом, ТАР стал поставщиком продовольствия для пострадавших регионов. Напряжение усиливалось присутствием много-
численных частей НОАК, на обеспечение которых направлялась оставшаяся в регионе часть агропродукции, оставляя меньшую долю производящим коллективам.
Реагируя на нарастание протестов, КПК стремилась создать и развить транспортно-логистическую сеть, соединяющую как города и удаленные селения между собои, так и ТАР с прилегающими раионами. Строительство современных автомагистралеи служило стратегическим интересам Пекина иметь быстрыи доступ к потенциальным очагам недовольства, вывоза продовольствия и было запущено еще в 1951 г. Китаи проложил межрегиональные магистрали Цинхаи-Тибет (введение в эксплуатацию: 1954 г.), Сычуань-Тибет (1954 г.), Синьцзян-Тибет (1957 г.), Юньнань-Тибет (1973 г.) и шоссе Китаи-Непал (1965 г.), соединяющее Лхасу с Катманду [3, с. 611].
Социальное негодование нарастало, и вместе с продолжающимися притеснениями в культуре и религии оно вылилось в серию протестов в 1987-1989 гг. В указанныи период в регионе произошло около 150 демонстрации, протесты сопровождались актами агрессии. В марте 1989 г. сторонники движения за независимость Тибета перешли к открытому насилию в столице раиона, беспорядки продолжалось несколько днеи, вследствие чего Пекин объявил военное положение в ТАР, продлившееся до мая следующего года.
Примечательно, что в указанные временные рамки правительство Китая не оставляло без внимания развитие региона, и, параллельно с усилением китаиского присутствия в ТАР, увеличивало размер инвестиции в развитие инфраструктуры для подъема местного хозяи-ства. Экономические программы по развитию должны были повысить уровень благосостояния жителеи в регионе, однако коренное
international science journal / международный научный журнал
население не принимало средств и методов, которые центральное правительство использовало в достижении заявленнои цели.
По окончании режима военного положения Тибету в первую очередь предоставлялось право автономии в решении экономических вопросов; во-вторых, тибетцы освобождались от уплаты налогов, а практика неоплачиваемого труда признавалась незаконнои; в-третьих, была принята стратегия перехода к рыночному укладу с увеличением числа деиствующих промышленных производств; в-четвертых, было признано, что устоичивыи экономическии рост невозможен без соответствующих социальных преобразовании и повышения уровня жизни -на это выделялись дополнительные государственные ассигнования в соответствии с обо-значеннои КПК «Стратегиеи 8-7», направлен-нои на сокращения уровня бедности среди местных жителеи [21].
Стратегия рыночных преобразовании в Тибетском автономном раионе с 1978 г. по 1999 г. включала в себя передачу власти в экономических вопросах на местныи уровень, изменения коснулись местных домохозяиств, наделенных правом собственности на землю и скот.
Несмотря на это, экономическое управление ТАР оставалось в руках центральных органов власти, регион зависел от субсидии китаи-ского правительства и деятельности предприятии с государственным участием. К примеру, в 1988 г. доля правительственнои помощи в местном бюджете составила 99.8%, в 2002 г. -93.8%. Проводя сравнительныи анализ объема денежнои помощи, предоставляемои Пекином четырем другим автономным раионам КНР, можно отметить, что Внутренняя Монголия, Синьцзян-Уигурскии, Гуанси-Чжуанскии и Нинся -Хуэискии автономные раионы получают ежегодно в среднем от 45% до 75% [14]. Таким об-
разом, можно увидеть, что степень зависимости ТАР от субсидии была намного выше, чем в других территориях. Это можно объяснить стремлением КПК снизить национальное недовольство тибетцев посредством постоянных финансовых вливании в экономику, поскольку меры по освоению ТАР носили принудитель-ныи характер, что можно проследить на примере культурных гонении с момента окончательного вхождения в состав Поднебеснои.
Развитие деловои жизни ТАР приносило пользу в основном жителям ключевых городов административнои единицы, а не коренным тибетцам в отдаленных поселениях и деревнях [5, с. 44]. Учитывая, что основную массу городского населения составляли новоприбывшие ханьцы, именно они были как источником перемен, так и выгодоприобретателями построения «нового» Тибета. Неприятие методов центрального правительства по интеграции региона продолжало накапливаться среди этнических тибетцев.
С 1994 г. в ТАР стала форсироваться реализация ключевых инициатив в энергетике, транспорте, городском строительстве и других инфраструктурных проектах, которые способны преобразовать систему производительных сил раиона. Масштабное проектное финансирование осуществлялось с целью превращения Тибета в самодостаточныи и успешныи регион Китая, которыи, постоянно принимая ханьских мигрантов, становится все более прокитаиским.
В качестве примера необходимо отметить успешно реализованные программы по комплексному освоению бассеинов рек Цангпо, Лхаса и Нъянгу; реконструкцию деиствующих аэропортов; строительство железнои дороги, соединяющеи столицу ТАР с соседним областным центром, впоследствии продленнои до крупных городов страны.
исторические науки / куусела ю.с., эпштейн в.а. / [email protected] / удк 327
На пороге XXI в. ТАР обладал развитои транспортнои сетью, протяженность которои с момента официального закрепления статуса раиона в составе КНР выросла втрое — до 22.391 км. Все сельскохозяиственные производители были обеспечены необходимыми орудиями труда и оборудованием, а химические
удобрения вошли в обиход земледельцев удаленных деревень. В результате произошедших перемен выработка сельскохозяиственнои продукции увеличилась более, чем в 20 раз по сравнению с 1952 г. Совокупныи урожаи зерна вырос на 460%, а поголовье скота удалось удвоить. (табл. 1).
1952 1965 1975 1985 1995
Население (тыс. чел) 1.150 1.350 1.690 1.990 2.360
Урожаи зерна (тыс. т) 1.553 2.907 4.458 5.307 7.196
Поголовье скота (тыс. голов) 9.740 17.010 21.170 21.790 23.790
Производство с/х продукции (млн. юаней) 143.1 264.2 340.3 1088.8 3589.6
Таблица 1. Показатели развития экономики ТАР в 1952-1995 гг. Table 1. Indicators of the TAR economy development in 1952-1995
Источник: составлено автором на основе статистических показателей Базы ежегодных статистических альманахов КНР (China Statistical Yearbooks Database). [Электронный ресурс]. URL: http://tongji.cnki.net/ overseas/engnavi/YearBook.aspx?id= N2007080581&floor=1 (Дата обращения: 22.04.2020).
Совокупныи ВВП Тибета вырос с 0.7 млрд юанеи в 1978 г. до 13.9 млрд юанеи в 2001 г. [10]
Несмотря на то, что в рассматриваемый период в регион был направлен значительный объем инвестиции, которыи привел к стремительному развитию экономики, недовольство местных жителеи сохранялось, что выражалось в усилении национализма и сепаратизма. На вспышки недовольства, выразившиеся в оче-реднои серии волнении, власти традиционно ответили ужесточением политики подавления тибетскои этничности.
Особое значение ТАР приобрел в XXI в. в связи со стремлениями китаиского правительства укрепить экономическии потенциал страны и увеличить влияние и присутствие на мировых рынках за счет мобилизации всех потенциальных факторов роста.
В столице Тибета г. Лхаса в 2001 г. была открыта Национальная зона экономического
и технического развития (ЗЭТР), основнои целью которои стало привлечение инвестиции для развития высокотехнологичных производств. Правительство ТАР привлекало иностранных производителеи для освоения проектов, сосредоточенных в сфере переработки сельскохозяиственнои продукции, легкои промышленности, транспорта, энергетики, электромеханики, полезных ископаемых, туризма. Около 40 предприятии открыли свои заводы в ЗЭТР, а к 2014 г. количество инвесторов удвоилось, в результате чего ЗЭТР Лхасы стала новым двигателем экономического развития ТАР [13].
Центральным правительством КНР была выбрана стратегия создания благоприятного инвестиционного климата для предпринимате-леи и инвесторов на основе предоставления льготных условии и использования сравнительных преимуществ региона: во-первых, Лхаса стала популярным туристическим
international science journal / международный научный журнал
направлением для религиозного и медицинского туризма; во-вторых, Тибетское нагорье богато природными ресурсами, такими как золото, медь, литии, магнезит и проч.; в-третьих, стоимость рабочеи силы и земли в ТАР невелика.
Приоритетными задачами были заявлены увеличение уровня занятости тибетцев и диверсификация структуры экономики раиона. Создание ЗЭТР способствовало снижению нестабильности развития экономики, решению проблем с инфраструктурои, что усилило степень инте-грированности ТАР в китаискую экономику.
Если до 1990 гг. главнои силои развития региона оставался Тибетскии производственно -строительныи корпус, то после проведения политики «открытия» Тибета, привлечения инвестиции, развития инфраструктуры основнои движущеи силои региона стал капитал китаи-ского и иностранного бизнеса.
Для плодотворного функционирования ЗЭТР и индустрии Тибета в целом необходимо было создать устоичивую систему связи, и в рамках программы «Одна деревня — Один телефон» была проведена телефонизация региона [15].
Серия протестов, выразившаяся в самосожжениях тибетских монахов в 2009-2012 гг., несомненно, усугубила социальную обстановку в ТАР, данные деиствия стали формои политического протеста и способом привлечь внимание международного сообщества для оказания давления на КНР и выхода на результативные переговоры по вопросу обеспечения реальнои автономии Тибета.
В ответ на это Пекин продолжил наращивать стратегическую сеть дорог, с целью связать все периферииные и потенциально нестабильные поселения с ближаишим городским центром, что должно было позволить контролировать перемещения местных жителеи и осуществлять своевременную переброску частеи
армии и МВД для подавления возникающих волнении. Кроме того, Тибет является пригра-ничнои территориеи с Индиеи, в связи с чем в ТАР располагаются военные базы НОАК и размещаются межконтинентальные баллистические ракеты [2, с. 56]. Характерныи высокогор-ныи рельеф создает трудности для продвижения крупнои армии и выступает своеобразным защитным барьером, так как дает возможность контролировать как северо-западную границу КНР, так и часть Юго-Восточнои Азии, что особенно актуально в условиях упомянутых ки-таиско-индииских пограничных инцидентов.
В конце 2014 г. общая протяженность дорог в ТАР, достигла 75.000 км, 12.6% отличаются твердым покрытием и/или высококачественным настилом, 65 из 74 округов в ТАР получили дороги с асфальтовым полотном.
Создание коммуникационных сетеи и строительство воздушных, наземных и железнодорожных коридоров позволило завершить эпоху транспортнои «закрытости» Тибета, создать предпосылки для притока туристов, улучшить материальную инфраструктуру сельских поселении, обеспечить приток денежнои массы. В период 2011-2014 гг. ежегодныи прирост туристов в количественном выражении составил около 2-2.5 млн человек, и в 2014 г. более 15 млн человек посетили в Тибет, из которых 3 млн добрались до ТАР по воздуху [18]. Инвестиции в основнои капитал превысили 16.000 млн юанеи в 2013 г. за счет притока иностранного капитала., увеличившись в 5 раз по сравнению с 2006 г. [11]
Примечательно, что если в 1990 г. около 80% рабочеи силы ТАР было занято в сельском хозяистве и скотоводстве, то к 2014 г. на пер-вичныи сектор приходилось 44% занятых, на вторичныи сектор - 14% и на сферу услуг пришлось 42% [9]. В связи с этим в КНР заговорили
УОЬ.3 №2 2021
^ 2686 - 9675 (РМШ) ^ 2782 - 1935 ШМ)
исторические науки / куусела ю.с., эпштейн в.а. / [email protected] / удк 327
об устоичивом росте уровня благосостояния населения региона: объем розничных продаж товаров народного потребления демонстрирует ежегодныи рост на 12.9%, что может быть следствием увеличения располагаемого дохода на душу населения, в том числе среди сельских жителеи (в 2014 г. данныи показатель вырос на 14%). Однако, несмотря на шаги по повышению социально-экономического уровня тибетцев, 1/5 часть населения все еще живет за чертои бедности [21].
В период 50-ои годовщины Тибетского восстания 1959 г. желание тибетцев добиться реальнои автономии в составе КНР проявилось в серии протестов и погромов (Лхаса, март 2008 г.). В выдвинутых лозунгах звучало недовольство неравнои оплатои и условиями труда для местных жителеи, вмешательством в религиозные практики, навязыванием китаиского языка и оседлого образа жизни, а также высказывались требования положить конец «китаискому правлению» [1, с. 158].
Акции протеста были жестоко подавлены, по разным оценкам, погибло от 20 до 250 тибетцев. Стратегическои задачеи Пекина было не только подавить мятеж, но и не допустить подобных событии в других нестабильных регионах (например, в СУАР).
Накануне проведения Летних олимпии-ских игр 2008 г. Китаи столкнулся с риском огласки ситуации в Тибете и методов подавления протестов с последующим боикотировани-ем Олимпиады рядом государств, в связи с чем объявил о закрытии Тибета на несколько месяцев, ограничив доступ в регион и обмен инфор-мациеи. Данные события подорвали образ КНР как целостного полиэтничного государства, а социальное недовольство продолжилось се-риеи самосожжении тибетских монахов.
В настоящее время Пекин проводит политику освоение водных и энергетических ресурсов Тибета, которых питают как сам ТАР, так и направляются в нуждающиеся густонаселенные промышленные раионы и города КНР. Для освоения внушительных водозапасов региона в стране было разработано две специальные программы, так как ежегодныи дефицит воды обходится стране примерно в 40-60 млрд юа-неи экономических потерь [22].
Первыи проект, в рамках реализации стратегии «Поворот китаиских рек», предполагает строительство 3 водоканалов длинои не менее 1.300 км каждыи, одним из них является западныи вектор, которыи может связать верховья р. Янцзы и р. Хуанхэ через высокогорное Цинхаи-Тибетское плато с засушливыми частями страны.
Однако, несмотря на начало работ в 2010 г., ученые не смогли выработать план безопасного строительства в высокогорных зонах, и в настоящее время практическая возможность реализации западного участка продолжает изучаться.
Правительство не отказывается от изыскании, поскольку отвод вод ТАР несет дополнительные возможности для сельскохозяиствен-ного орошения, повышения качества жизни и социальнои стабильности в аридном Синьцзян-Уигурском автономном раионе и других провинциях КНР.
Реализация масштабных гидропроектов в ТАР уменьшает сток трансграничных рек в соседние страны, однако правительство КНР не желает выходить на многосторонние переговоры по трансграничным рекам и закреплять ограничения на гидротехническую деятельность рамками соглашении. Помимо государств -соседеи, подобные ирригационные проекты вызывают недовольство тибетцев, дома
MODERN ORIENTAL STUDIES №26 ^
СОВРЕМЕННЫЕ ВОСТОКОВЕДЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ISSN 2782 - 1935 (ONLItE)
international science journal / международный научный журнал
которых могут стать на пути искусственно созданных каналов.
Вторым проектом с целью решения проблемы водоснабжения в периферииных уездах ТАР стал XI пятилетнии план экономики (20062010), которыи включал более целостныи и сбалансированныи подход к использованию воды [16]. Проблему обеспечения преснои во-дои населения Тибета было решено устранять с помощью строительства ирригационных каналов для нужд 550 тыс. крестьян и скотоводов.
В период реализации инициативы в 20012013 гг. была отмечена тенденция к увеличению на 40% площади пахотных земель, которые подвергаются регулярнои ирригации [12]. Среднии доход фермеров и скотоводов на душу населения на проектных участках увеличился в 8 раз, с 805 юанеи в 2003 г. до 6.578 юанеи в год при закрытии проекта [19, 20].
В период XII пятилетки (2011-2015) в ТАР была предусмотрена задача активного освоения, использования и интенсификации строительства объектов возобновляемых источников энергии. Программа подразумевала как предоставление доступа к электричеству в зонах, где отсутствует энергоснабжение, так и обеспечение крупных городов, где солнечное излучение, ветер и геотермальные источники удовлетворяют потребности в электричестве зимои, когда тибетские реки замерзают.
В 2014 г. 3.24 млрд кВтч электроэнергии, произведеннои в Тибете, было получено из возобновляемых источников, что составило 89.94% от общего объема против доли в 10.06%, полученнои традиционным способом. Из 89.94% на ГЭС приходилось 80.64%, 9% — на иные «зеленые» энергоресурсы [7].
Подводя итог необходимо отметить, что среди последствии инициатив и проектов КНР в отношении экономического и социального
развития ТАР с однои стороны, политика центральных властеи сопровождалась подавлением права на культурное самоопределение, сокращением свободы религиозных практик, уничтожением священных мест и изгнанием духовного наставника Далаи-ламы, что привело к распространению сепаратистских настроении и волнениям среди автохтонного населения раиона. С другои - политика центральных властеи по отношению к Тибетскому автономному раиону в 1949-2014 гг. привела к частич-нои интеграции региона в китаискую экономику, его умеренному развитию с помощью госу-дарственнои поддержки.
Литература
1. Гарри И. «Тибетскии вопрос» и тибетскии буддизм в Китае: реформы и конфликты // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2016. №4. - С. 148-173.
2. Гулина Е. В. Тибетскии вопрос во внеш-неи политике КНР // Актуальные проблемы современных международных отношении. 2014. №4. - С.50-59.
3. Сазонов С. Л. Скоростные железные дороги КНР // Общество и государство в Китае. 2015. №18 (2). - С. 609-619
4. Восстановление и модернизация. 10 марта 2010 // Центр тибетскои культуры и информации. [Электронныи ресурс]. URL: // http://savetibet.ru/2010/03/10/ modernization5.html (Дата обращения: 09.04.2020).
5. Bass C. Education in Tibet: Policy and Practice Since 1950. London: Zed Books, 1998. - 300 p.
6. Shakya T. W. The Dragon in the Land of Snows: A History of Modern Tibet Since 1947. London: Pimlico, 1999. - P.308-310.
7. Shan Y., Zheng H., Guan D. Energy consump-
исторические науки / куусела ю.с., эпштейн в.а. / [email protected] / удк 327
tion and CO2 emissions in Tibet and its cities in 2014 // American Geophysical Union. [Электронный ресурс]. URL: // https:// 13 agupubs.onlinelibrary.wiley.com/doi/ full/10.1002/2017EF000571 (Дата обращения: 03.05.2020).
8. Smith W. Tibetan Nation: A History Of Tibetan Nationalism And Sino-Tibetan Relations. New 14 York: Avalon Publishing, 1997. - - 784 p.
9. Yang W., Tingmeng Sh. A Study on the Development Model of Tibet's Eco-industry // 5th International Conference on Social Science, Education and Humanities Research (SSEHR 2016). [Электронный ресурс]. URL: // file:///C:/Users/julie/
Downloads/25857752.pdf (Дата обращения: 21.04.2020).
10. Comparing Tibet and Xinjiang through the 15. structural dimensions of socio-economic change. 14 March 2016 // Asia Research Institute. [Электронный ресурс]. URL: // https://theasiadialogue.com/2016/03/14/ comparing-tibet-and-xinjiang-through-the-structural-dimensions-of-socioeconomic-change/ (Дата обращения: 18.04.2020). 16
11. Fixed Asset Investment: Tibet 2000-2013. CEIC Global Economic Data, Indicators, Charts & Forecasts. [Электронный ресурс]. URL: // https://www.ceicdata.com/en/ china/fixed-asset-investment-annual-rural/ cn-fixed-asset-investment-rural-tibet (Дата 17. обращенйя: 10.04.2020).
12. Irrigation Practices and Water Security in the Tibetan Plateau. 19 June 2014 // Future Directions International. [Электронный ресурс]. URL: // http://www.futuredirections.org.au/ publication/irrigation-practices-and-water-
security-in-the-tibetan-plateau/ (Дата обра-щенйя: 02.05.2020).
Lhasa economic development zone to introduce 10 projects. 27 January 2010 // China Tibet Online. [Электронный ресурс]. URL: // http://chinatibet.people.com.cn/6880640.html (Дата обращенйя: 12.04.2020).
Quick Assessment of 60 years of Democratic Reform of the Tibet Autonomous Region: Development and Statistical Perspective. 18 November 2019 // Tibet Policy Institute. [Электронный ресурс]. URL: https:// tibetpolicy.net/quick-assessment-of-60-years-of-democratic-reform-of-the-tibet-autonomous-region-development-and-statistical-perspective/ (Дата обращенйя: 22.04.2020).
Telecommunication development in remote areas — the Tibet case // International Telecommunication Union. [Электронный ресурс]. URL: // https://www.itu.int/itunews/ manager/display.asp?
lang=en&year=2006&issue=10&ipage=Tibet-case&ext=html (Дата обращенйя: 18.04.2020).
The 5 th Five-Year Plan // The State Council of the People's Republic of China. [Электронный ресурс]. URL: // http:// www.gov.cn/english/
special/115y_index.htm (Дата обращенйя: 04.05.2020).
Tibetan farmers have more cash income this year. 26 Novemer 2011 //Permanent Mission Of The People's Republic Of China To The United Nations Office At Geneva And Other International Organizations In Switzerland. [Электронный ресурс]. URL: // http://www.china-un.ch/eng/rqrd/jzzdh/
international science journal / международный научный журнал
t172805.htm (Дата обращения: 04.05.2020).
18. Tourism in Tibet // Tibetan Government, Services and Economics: Facts and Details. [Электронньш ресурс]. URL: // http:// factsanddetails.com/china/cat6/sub37/ item2846.html#chapter-1 (Дата обращения: 19.04.2020).
19. Income of Tibetan farmers, herdsmen up in 2013. 11 March 2014 // China Daily. [Электронныи ресурс]. URL: // https:// www.chinadaily.com.cn/business/2014-03/11/content_17339905.htm (Дата обращения: 04.05.2020).
20. Tibet's 12 pct GDP growth. 14 March 2015 // People's Daily Online. [Электронныи ресурс]. URL: // http://en.people.cn/business/ n/2015/0314/c90778-8862995.html (Дата обращения: 21.04.2020).
21. The 8-7 national poverty reduction program in China: the national strategy and its impact // The World Bank [Электронныи ресурс]. URL : http://documents.worldbank.org/curated/ en/539811468743714961/The-8-7-national-poverty-reduction-program-in-China-the-national-strategy-and-its-impact (Дата обращения: 12.04.2020).
22. China's Massive Cross-country Water Project Approved. 26 November 2002 // People's Daily Online. [Электронныи ресурс]. URL: // http://en.people.cn/200211/26/ eng20021126_107475.shtml (Дата обращения: 03.05.2020).
References
1. Garri I. «Tibetskij vopros» i tibetskij buddizm v Kitae: reformy i konflikty // Gosudarstvo,
religiya, cerkov' v Rossii i za rubezhom. 2016. №4. - S. 148-173.
2. Gulina E. V. Tibetskij vopros vo vneshnej politike KNR // Aktual'nye problemy sov-remennyh mezhdunarodnyh otnoshenij.
2014. №4. - S.50-59.
3. Sazonov S. L. Skorostnye zheleznye dorogi KNR // Obshchestvo i gosudarstvo v Kitae.
2015. №18 (2). - S. 609-619
4. Vosstanovlenie i modernizaciya. 10 marta 2010 // Centr tibetskoj kul'tury i informacii. [Elektronnyj resurs]. URL: // http:// savetibet.ru/2010/03/10/ modernization5.html (Data obrashcheniya: 09.04.2020).
5. Bass C. Education in Tibet: Policy and Practice Since 1950. London: Zed Books, 1998. - 300 p.
6. Shakya T. W. The Dragon in the Land of Snows: A History of Modern Tibet Since 1947. London: Pimlico, 1999. - P.308-310.
7. Shan Y., Zheng H., Guan D. Energy consumption and CO2 emissions in Tibet and its cities in 2014 // American Geophysical Union. [Elektronnyj resurs]. URL: // https:// agupubs.onlinelibrary.wiley.com/doi/ full/10.1002/2017EF000571 (Data obrash-cheniya: 03.05.2020).
8. Smith W. Tibetan Nation: A History Of Tibetan Nationalism And Sino-Tibetan Relations. New York: Avalon Publishing, 1997. - - 784 p.
9. Yang W., Tingmeng Sh. A Study on the Development Model of Tibet's Eco-industry // 5th International Conference on Social Science, Education and Humanities Research (SSEHR 2016). [Elektronnyj resurs]. URL: // file:/// C:/Users/julie/Downloads/25857752.pdf
исторические науки / куусела ю.с., эпштейн в.а. / [email protected] / удк 327
(Data obrashcheniya: 21.04.2020).
10. Comparing Tibet and Xinjiang through the structural dimensions of socio-economic 15. change. 14 March 2016 // Asia Research Institute. [Elektronnyj resurs]. URL: // https://theasiadialogue.com/2016/03/14/ comparing-tibet-and-xinjiang-through-the-structural-dimensions-of-socioeconomic-change/ (Data obrashcheniya: 18.04.2020).
11. Fixed Asset Investment: Tibet 2000-2013. CEIC Global Economic Data, Indicators, 16. Charts & Forecasts. [Elektronnyj resurs]. URL: // https://www.ceicdata.com/en/ china/fixed-asset-investment-annual-rural/ cn-fixed-asset-investment-rural-tibet (Data obrashcheniya: 10.04.2020). 17
12. Irrigation Practices and Water Security in the Tibetan Plateau. 19 June 2014 // Future Directions International. [Elektronnyj resurs]. URL: // http://www.futuredirections.org.au/ publication/irrigation-practices-and-water-security-in-the-tibetan-plateau/ (Data obrashcheniya: 02.05.2020).
13. Lhasa economic development zone to introduce 10 projects. 27 January 2010 // China 18. Tibet Online. [Elektronnyj resurs]. URL: // http://
chinatibet.people.com.cn/6880640.html (Data obrashcheniya: 12.04.2020).
14. Quick Assessment of 60 years of Democratic Reform of the Tibet Autonomous Region: De- 19. velopment and Statistical Perspective. 18 November 2019 // Tibet Policy Institute. [Elektronnyj resurs]. URL: https:// tibetpolicy.net/quick-assessment-of-60-years-of-democratic-reform-of-the-tibet- 20. autonomous-region-development-and-
statistical-perspective/ (Data obrashcheniya: 22.04.2020).
Telecommunication development in remote areas — the Tibet case // International Telecommunication Union. [Elektronnyj resurs]. URL: // https://www.itu.int/itunews/ manager/display.asp?
lang=en&year=2006&issue=10&ipage=Tibet -case&ext=html (Data obrashcheniya: 18.04.2020).
The 5th Five-Year Plan // The State Council of the People's Republic of China. [Elektronnyj resurs]. URL: // http://www.gov.cn/english/ special/115y_index.htm (Data obrashcheniya: 04.05.2020).
Tibetan farmers have more cash income this year. 26 Novemer 2011 //Permanent Mission Of The People's Republic Of China To The United Nations Office At Geneva And Other International Organizations In Switzerland. [Elektronnyj resurs]. URL: // http://www.china-un.ch/eng/rqrd/jzzdh/ t172805.htm (Data obrashcheniya: 04.05.2020).
Tourism in Tibet // Tibetan Government, Services and Economics: Facts and Details. [Elektronnyj resurs]. URL: // http:// factsanddetails.com/china/cat6/sub37/ item2846.html#chapter-1 (Data obrashcheniya: 19.04.2020).
Income of Tibetan farmers, herdsmen up in 2013. 11 March 2014 // China Daily. [Elektronnyj resurs]. URL: // https://www.chinadaily.com.cn/ business/2014-03/11/content_17339905.htm (Data obrashcheniya: 04.05.2020).
Tibet's 12 pct GDP growth. 14 March 2015 // People's Daily Online. [Elektronnyj resurs].
international science journal / международный научный журнал
URL: // http://en.people.cn/business/ n/2015/0314/c90778-8862995.html (Data obrashcheniya: 21.04.2020).
21. The 8-7 national poverty reduction program in China: the national strategy and its impact // The World Bank [Elektronnyj resurs]. URL : http://documents.worldbank.org/ curated/en/539811468743714961/The-8-7 -national-poverty-reduction-program-in-China-the-national-strategy-and-its-impact (Data obrashcheniya: 12.04.2020).
22. China's Massive Cross-country Water Project Approved. 26 November 2002 // People's Daily Online. [Elektronnyj resurs]. URL: // http://en.people.cn/200211/26/ eng20021126_107475.shtml (Data obrash-cheniya: 03.05.2020).
Информация об авторах
Куусела Юлия София
Факультет международных отношении
Институт бизнеса и делового администрирования
Россииская академия народного хозяиства и государственнои службы при
Президенте Россиискои Федерации (РАНХиГС, Москва)
Эпштейн Виталий Анатольевич, научныи руководитель, канд. социолог. наук, доцент
Кафедра мировои экономики и международных отношении
Институт бизнеса и делового администрирования
Российская академия народного хозяиства и государственнои службы при
Президенте Россиискои Федерации (РАНХиГС, Москва)
E-mail: [email protected]
Information about the Authors
Julia Sofia Kuusela
International Relations studies
Institute of Business Studies (IBS-Moscow),
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
(RANEPA, Moscow)
Vitaly A. Epsteyn, scientific supervisor, Ph.D. in Sociology, Associate Professor
International Relations department,
Institute of Business Studies (IBS-Moscow),
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA, Moscow)
Статья одобрена рецензентами: 30.04.2021 Статья принята к публикации: 11.05.2021 Reviewed: 30.04.2021 Accepted: 11.05.2021