УДК 615.89 © С.М. Найданова
ТИБЕТСКАЯ МЕДИЦИНА О СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРАХ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНЕЙ
Статья посвящена анализу влияния социальных условий на состояние здоровья и развитие болезней с позиции тибетской медицины, которая имеет отличное от современной западной медицины представление о сущности человека и глубоко обоснованные критерии здорового и больного состояния человека. Большое значение в тибетской медицине придается философско-религиозному аспекту этиологии заболеваний, который рассматривается в соответствии с буддийским мировоззрением.
Ключевые слова: тибетская медицина, социальные факторы, здоровье, болезнь, общество.
S.M. Naydanova
TIBETAN MEDICINE ABOUT SOCIAL FACTORS OF HEALTH AND ILLNESSES
The article is devoted to analysis of the impact of social conditions on health’s state and development of diseases from the position of tibetan medicine, who has different from the modern western medicine the medical view of human nature and a deep-founded criteria of health and sick state of a man. Big importance in tibetan medicine is given to philosophical and religious aspect of etiology of disease, which is considered in accordance with the Buddhist worldview.
Keywords: tibetan medicine, social factors, health, disease, society.
Состояние общественного здоровья является одним из важнейших показателей сохранения и развития человеческого потенциала любой страны, более того, его относят к числу глобальных проблем. Сегодня в эпоху социальноэкономического, экологического, духовного кризиса в мире наблюдается значительное ухудшение состояния индивидуального и общественного здоровья, которое выражается во всеобщих депрессиях и болезнях. На формирование здоровья и развитие болезней оказывают влияние различные факторы - биологические, экономические и социальные. Всемирная организация здравоохранения отводит социальным детерминантам ведущую роль в определении состояния популяционного здоровья, продолжительности жизни граждан, подчеркивая, что «удельный вес социально-экономических факторов риска здоровью в общей совокупности риска здоровью составляет 50%» [2]. То есть основное воздействие на здоровье оказывают социальные факторы, включающие в себя образ жизни, культуру, условия труда, отдыха, питание человека, а также уровень медицинского и образовательного обслуживания.
В тибетской медицинской традиции, которая продолжает развиваться в регионах ее исторического бытования (Тибет, Монголия, Россия) и распространяется широко в современном мире, имеются свои представления о влиянии социальных условий на возникновение болезней. А также в отличие от современной науки, которая имеет противоречивое представление о сущности человека и различные трактовки здоровья, в тибетской медицине существуют более глубоко
обоснованные критерии здорового и больного состояния человека. Здоровье согласно тибетской медицине - это естественное состояние человека, равновесие ментального, телесного и энергетического уровней организма, которое возможно при условии гармоничного взаимодействия между собой трёх «жизненных начал»: ветра, желчи и слизи. Три «жизненных начала», в свою очередь, являются результатом соединения пяти космических элементов или пяти ма-хабхут: пространство, ветер, огонь, земля, вода. Пространство является элементом проявления всех вещей в мире, огонь порождает желчь, ветер - ветер, сочетание земли и воды - слизь [1, с.11].
Болезнь определяется, соответственно, как дисбаланс умственной, энергетической и телесной работы организма. Большое значение в тибетской медицине придается философско-религиозному аспекту этиологии заболеваний, который рассматривается в соответствии с буддийским мировоззрением. Так, коренной причиной всех болезней является неведение относительно истинной природы бытия, которое может выражаться в вере в «самость», в результате которого живые существа погружаются в океан страсти, ненависти и омрачения, порождая аф-фликтивные эмоции. Они, в свою очередь, вызывают нарушение равновесия ветра, желчи, слизи, а этот дисбаланс проявляется внешне как бесчисленное множество болезней [6].
По одной из классификаций болезни делятся на три типа в зависимости от причины. Первый тип - это болезни данной жизни, вызванные нарушением равновесия, расстройствами жизнен-
ных начал, вследствие неправильного питания, образа жизни, мышления, а также болезни от провокаций - воздействия «вредоносных духов». Второй тип - это болезни, вызванные действиями, совершенными в прошлой жизни и созревшими в этой жизни в виде болезни, их также называют кармическими болезнями. Третьи вызваны наличием обоих факторов, т.е. нарушением равновесия трех жизненных начал, включая также и созревание причин болезней, заложенных в прошлой жизни посредством совершения тогда какого-то действия.
Современное общество уделяет вопросам здоровья недостаточно внимания, что является также одной из причин заболеваний людей. Вообще общество недостаточно информировано о ценности здоровья и о факторах сохранения здоровья, также как и о главных, социальных, факторах заболеваний, получивших сегодня наибольшее распространение. Здоровый образ жизни не находит своего отражения в средствах массовой информации. Напротив, большинство источников массовой информации - телевидение, реклама, радио, пресса, кино, музыка - содержит негативную информацию, косвенно пропагандирующую неправильное мышление, образ жизни и питание. Все это сказывается не только на уровне общественной и индивидуальной нравственности, способствуя тиражированию и усвоению аморальных стандартов поведения, потере моральных ориентиров и духовных ценностей, но и на физическом и психическом состоянии людей. Так, постоянное пребывание человека в агрессивном обществе провоцирует его на проявление негативных эмоций, которые, в свою очередь, становятся причиной болезни. В тибетской медицине говорится, что «если вы слишком долго смотрите на пугающий или отталкивающий предмет, слишком долго слушаете неприятные звуки, обоняете неприятные запахи, то это может считаться неправильным использованием органов чувств и может оказать неправильное воздействие на равновесие жизненных начал организма» [6, с. 48]. Таким образом, негативное воздействие на органы чувств человека вызывает негативное состояние ума, что является глубинной причиной болезни. Этим объясняется, почему тибетские эмчи придают столь большое значение в профилактике и лечении болезней соблюдению нравственности и отказу от неправильных эмоциональных реакций и поведенческих привычек.
Немалое значение в тибетской медицине имеют кармические болезни, причиной которых является совершение в прошлых жизнях десяти
видов неблагих действий, результат которого созревает в будущей жизни в виде болезни. В основном тексте тибетской медицины «Чжуд-ши» говорится: «Все твари живые стремятся к блаженству, но без дхармы все их начинания приводят лишь к страданиям, поэтому усердствуй в дхарме. С благоговением ищи опору в друзьях добродетели. От убийства, воровства и разврата, ото лжи, болтливости, грубости и сплетен, от жадности, вредности еретических взглядов - от всех этих десяти грехов отврати свое тело, язык и душу» [13, с.68]. Поэтому отход многих народов от традиционной культуры, религии, ее разрушение, замена традиционных ценностей на идеологию взращивания у людей эгоцентризма и потребительского отношения ко всему окружающему ведет к катастрофическим последствиям, подрывает не только возможность здорового существования нации, но и само существование планеты. Общество вследствие утраты моральных и духовных ценностей пребывает в неведении о законах кармы - причинно-следственной связи, позволяя людям, особенно молодежи, совершать любые действия в угоду себе и тем самым накапливая неблагую карму и создавая угрозу для здоровья. Ректор Международной академии традиционной тибетской медицины доктор Нида Ченагцанг в интервью, данном автору этой статьи, также отметил: «Сегодня проблема общества заключается в том, что разные поколения не проявляют должного уважения друг к другу. Так, большинство подростков считают себя умными и самостоятельными, а людей старшего поколения глупыми и несовременными, поэтому отсутствует преемственность поколений в сохранении традиционной культуры» [9]. Однако он подчеркнул, что распространение и применение знаний тибетской медицины, дающей полное представление о природе человека, о причинах болезней и методах лечения, о духовном и физическом здоровье, может способствовать улучшению духовного и физического здоровья общества, являющегося важным фактором прогрессивного развития человечества.
Тибетская медицина, будучи очень тесно связанной с буддийской философией и некоторыми другими философскими представлениями Востока, в силу своих философско-теоретических оснований очень глубоко и всесторонне с точки зрения теории причинно-следственной связи -закона взаимозависимого возникновения и кармы - изучает этиологию болезней и методы их лечения. Наряду с кармическими и ментальными - нравственными и психоэмоциональными -
причинами и факторами нарушения естественного баланса в системе человеческого организма тибетская медицина относит такие социальные факторы, как образ жизни и питание, к числу основных, влияющих на здоровье, работоспособность и продолжительность жизни. В «Чжуд-ши» также говорится, что «если придерживаться здорового питания и образа жизни и пребывать в хорошем настроении, болезней не будет» [13, с. 72]. Действительно, образ жизни человека чрезвычайно важен, и его способен контролировать только сам человек. Тибетская медицина в образе жизни, который «является противником болезней и средством их лечения» и складывается из деятельности тела, речи и ума, различает ежедневный образ жизни, образ жизни по сезонам и отдельные случаи жизни (профессиональный образ жизни) [13, с. 65]. Для обеспечения здоровья должен соблюдаться баланс в действиях тела, речи и ума. В этом теория тибетской медицины совпадает с буддийской философией. О чем идет речь, когда тибетская медицина рекомендует регулировать образ жизни, то есть деятельность тела, речи и ума? Если человек, например, чрезвычайно много думает, говорит, физически напрягается, то это может послужить фактором возникновения болезни [6, с. 48], ибо в таких случаях происходит нарушение баланса одного из трех жизненных начал. «Если они (тело, речь и ум) трудятся мало, ни во что не вникают - это недостаток, а если чересчур напрягаются - это избыток. Сдерживать свои позывы и побуждения или, наоборот, выдавливать из себя и тужиться - это извращение» [6, с. 53].
Ежедневный образ жизни также должен быть подчинен хронологическим закономерностям, которым подчиняются действия трех жизненных начал. В период суток есть время активного действия каждого из начал. Так, во «время слизи» необходимо проявлять активность, нежелательно спать, во «время ветра» наоборот, желательно не заниматься активной деятельностью. Есть свои рекомендации и для «времени желчи». Поэтому при определении нормального ежедневного образа жизни любого человека необходимо учитывать эти тонкие особенности функционирования организма, а также соотносить его с конституцией человека, поскольку согласно тибетской медицине, каждый человек от рождения или же вследствие неправильного питания и образа жизни обладает преобладающим жизненным началом. Так, различают людей типа ветра, желчи и слизи. Нида Ченагцанг уделяет особое внимание тому, что «очень важно иметь правильные воззрения, касающиеся ежедневного образа жизни и их соблюдение. Они
включают в себя хороший сон, ежедневные упражнения для тела и ума, отдых в меру, своевременное питание» [9], также к ним можно отнести воздержание от вредных привычек, таких как курение и алкоголь, которые истощают и губят жизненные силы; противоестественных сношений и сношений с чужими женщинами» [13, с. 67].
Для того чтобы вести правильный образ жизни, необходимо также учитывать характер времени года. Например, в летнее время ношение теплой одежды, занятия изнурительной деятельностью и дневной сон на жаре называются неправильным использованием сезона, которое может привести к расстройству желчи [6, с. 48]. В зимнее время это может быть чрезмерное пребывание в холоде, малоподвижность, приводящие к болезням слизи. Относительно сезонного образа жизни доктор Нида Ченагцанг отмечает: «Необходимо следовать законам природы. Так, зимой происходит естественное снижение физической и умственной активности, поэтому животные впадают в спячку. Людям также необходимо меньше работать, больше спать. Но современные социальные условия не позволяют человеку следовать природе, и все делается наоборот; люди много работают, удлиняют искусственно за счет электрификации день, мало отдыхают. Необходимо прислушиваться к мудрости природы» [9]. «Днем и ночью я буду вести правильный образ жизни - мысль эту держи всегда в голове и страдание тебя не коснется. Мирские законы - это основа всех достоинств», - также говорится в трактате «Чжуд-ши» [13, с. 67].
В поддержании здоровья наряду с образом жизни в тибетской медицине придается важнейшее значение правильному питанию. При определении правильного питания соблюдается принцип баланса трех жизненных начал и учитываются такие факторы, как конституция человека, географическое положение, климат, сезон, время суток, род занятий человека, а также натуральность еды [7].
В силу подчиненности бытия современного человека интересам интенсивного развития экономики и несоответствующего биоритмам человека расписанию трудового дня, объема работы и прочего питание людей, вынужденных кушать в фаст-фудах, офисах, столовых с неизменным меню, является однообразным и нездоровым. К тому же влияют СМИ, которые, рекламируя «здоровую пищу» (биойогурты, сухие завтраки, «питательные» батончики и прочее), вводят их в заблуждение. Что касается диетологии, то проповедуемые специалистами-диетологами правила питания в основном сводятся к подсчету ка-
лорий и отнюдь не обеспечивают полноценного сбалансированного питания. А бесчисленные диеты часто противоречат друг другу и не могут не вызывать больших сомнений в массовом сознании. Противоречивость и неэффективность большинства диетологических представлений и рекомендаций объясняются, на наш взгляд, тем, что они не имеют под собой универсальной концепции о природе человека, о закономерных взаимосвязях между физическими, нравственными и психоэмоциональными компонентами.
Но даже если и есть удовлетворительные диеты, способствующие оздоровлению людей, то из-за высоких цен на натуральные продукты питания (мед, мясо, орехи и т.д.) они недоступны для большей части населения, и люди не имеют возможности обеспечить себя полноценным здоровым питанием.
Говоря о социальных факторах здоровья и болезней, следует учитывать феномен глобализации с его противоречивыми последствиями. Глобализация, которая содержательно понимается как процесс распространения установок и ценностей так называемой западной цивилизации на все остальные регионы земного шара [3], нередко влечет за собой исчезновение традиционной системы жизнеобеспечения этносов. Одной из важнейших составляющих этой системы является питание, которое учитывает особенности природной среды, климата, образа жизни конкретного народа. Если традиционно продукты питания употреблялись в соответствии со временем года, желательны продукты местные, выращенные без применения химикатов и не подвергавшиеся промышленным переработкам [12], то в связи с глобализацией условия питания принципиальным образом изменились. Сопровождающая процессы глобализации общая нивелировка ценностей и всеобщая стандартизация сопряжена с распространением новых технологий химической обработки продуктов и производством искусственных продуктов питания. Происходит разрушение прежней системы питания и значительно ухудшается само качество питания.
Нередко это и становится причиной онкологических заболеваний и генетических аномалий. Очень важно понять то, что причины многих характерных для современного общества болезней имеют социальный характер. Так, в частности, причины ставших сегодня частыми генетических аномалий также заключаются, по словам д-ра Н. Ченагцанга, в неправильном питании и образе жизни. «Мы живем в то время, когда большинство продуктов содержит химические
добавки, и потребление таких продуктов равноценно потреблению химикатов в их чистом виде. Лучший способ избежать заболеваний - избегать потребления продуктов, навязываемых продуктовыми компаниями, чьей целью и залогом успешного бизнеса являются подобные продукты. Конечно, эти компании заинтересованы в отсутствии у людей знаний о правильном питании и работе организма. Так, транснациональные корпорации, обладающие могуществом, всеми усилиями стараются пропагандировать, рекламировать свой недоброкачественный товар через СМИ. «Поэтому, - говорит д-р Нида, -чрезвычайно важно давать людям увидеть реальность нашего мира».
Итак, на наш взгляд, в социальной программе любой страны, в том числе России, решение задачи по обеспечению и соблюдению правильного сбалансированного питания должно стоять на первом месте, поскольку от этого зависит здоровье и благосостояние следующих поколений. Можно сказать, что биологический и культурный генофонд нации напрямую зависит от того, научимся ли мы питаться правильно. А знания о том, что является правильным питанием и как научиться ему, является частью системы тибетской медицины. Поэтому тибетская медицина -это не только традиционное достояние тибетско-монгольского мира. Она весьма актуальна и в современном обществе.
Далее, одной из социальных причин возникновения болезней, в частности психических заболеваний, является потребность человека чувствовать себя востребованным и нужным в обществе, иметь высокий социальный статус. В современном обществе высокий социальный статус связан с уровнем финансового дохода таким образом, что чем выше уровень доходов, тем более престижную социальную позицию занимает человек. По этой причине индивид сегодня большую часть своего времени тратит на социальное обеспечение, достойный уровень жизни, нежели на поддержание физического и духовного здоровья. Более того, в некоторых странах с неразвитой экономикой человек попросту лишен средств к существованию и условий труда. В такой ситуации люди больше думают о том, как выжить, и здоровье уходит на второй план. Боязнь человека потерять устойчивость в жизни и присутствие постоянных стрессовых ситуаций является причиной психических расстройств - депрессии, бессонницы, неврозов и т.д. К тому же средства лечения таких заболеваний, которые предлагает современная западная медицина, не всегда оказываются эффектив-
ными. В этой ситуации тибетская медицина, как показывает опыт д-ра Нида и других тибетских врачей, работающих на Западе и в России, способна принести большую пользу, ибо она дает наиболее полное холистическое объяснение источника и причин заболеваний и также практикует всесторонний подход к лечению болезней и обеспечению здоровья.
Итак, с точки зрения тибетской медицины, источник заболеваний - это расстройство основополагающих жизненных факторов, или «жизненных начал». Совокупность физического, умственного, эмоционального утомления способна привести к расстройству «жизненных начал» человека. Распространенные на Западе психические расстройства появляются вследствие перевозбуждения ветра. Тибетская медицина располагает как натуральными медикаментозными средствами, так и немедикаментозными методами их лечения - духовными практиками, система которых объясняется в буддизме и в собственно медицинской традиции тибетской медицины, например, в Юток Ньинтиг и других, практикуемых тибетскими эмчи.
С точки зрения тибетской медицины, отношение людей к собственному здоровью - это один из примечательных показателей их душевного состояния и общественного благополучия. «Когда люди перестают заботиться о своем здоровье, это говорит о наличии депрессии, когда люди лишаются смысла жизни. Люди впадают в депрессию, потому что в первую очередь у них нет правильного образа мыслей «.
Как учит д-р Нида, индивиду в первую очередь очень важно заботиться о своем индивидуальном бытии, а затем уже о социальном. Если индивидуальное бытие нарушено и неправильно, то, соответственно, будет неправильным и его социальное бытие, и наоборот, если в личной жизни - гармония, то и в обществе наступит гармония. Поэтому очень важная составляющая человеческого бытия - это духовный мир индивида. Когда у человека ум умиротворен, то у него нет противоречий с самим собой и с другими. Тогда и его социальное бытие складывается гармонично. То есть духовное состояние людей способно повлиять как на индивидуальное поведение, так и на социальное. Конечно, состояние общественного бытия не может не сказываться и на делах духовных. Как говорит д-р Нида, «если удастся добиться успеха во всех трех аспектах бытия человека - индивидуальном, духовном, социальном, то тогда наступит полная гармония» [9]. А это залог здоровья - индивидуального и общественного.
Таким образом, тибетская медицина сегодня благодаря глубоко разработанной концепции человека в единстве индивидуального, социального, духовного аспектов бытия дает глубокое представление о причинах наиболее распространенных болезней, ответственность за которые ложится во многом на социальные факторы современности и духовное состояние общества. Как установлено тибетскими врачами, главными причинами, казалось бы, различных заболеваний, например, онкологических болезней и генетических отклонений, являются одни и те же социальные факторы, характерные для современного «нездорового» общества. Практика тибетской медицины учитывает широкий спектр социальных факторов в комплексе всех причин и условий современных заболеваний и располагает знаниями и методами, позволяющими с ними эффективно бороться. Поэтому, имея за плечами многовековой опыт успешного применения своих знаний на буддийском Востоке, тибетская медицина играет значительную роль в оздоровлении современного общества.
Литература
1. Базарон Э.Г. Очерки тибетской медицины. -Улан-Удэ, 1992.
2. Всемирная организация здравоохранения, URL: http://euro.who.int/ (дата обращения: 01.12.2009).
3. Галкин А.А. О глобализации без иллюзий // Глобализация: конфликт или диалог цивилизаций. -М., 2002.
4. Думова И.И., Тумурова Л.И. Демографические и социально-экономические аспекты здоровья населения Бурятии. - Улан-Удэ, 1994.
5. Елизаров В.П. Духовное развитие человека -основа формирования здоровья // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2007. - № 9.
6. Еше Донден Здоровье через баланс. - М., 1996.
7. Козин В.А., Спешилов С.А., Дашинамжилов Ж.Б. Основы врачебной науки Тибета и макробиоти-ческое питание. - Улан-Удэ, 2010.
8. Многомерный образ человека: комплексное междисциплинарное исследование человека. Здоровье как ценность и предмет научного знания. - М., 2001.
9. Нида Ченагцанг, Урбанаева И.С., Найданова
С.М. Тибетская медицина: философия, духовность и социальная практика (интервью с комментарием) // Вестник Бурятского научного центра. - 2012. - Вып. 2. (в печати).
10. Пупышев В.Н. Тибетская медицина: язык, теория, практика. - Улан-Удэ, 1993.
11. Савкова Г.В. Социально-философские аспекты изучения глобализации // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2009. - № 3.
12. Цынгунова Е.Т. Традиционная культура бу- 13. Чжуд-ши (канон тибетской медицины). Кн.1 /
рятского народа // Вестник Бурятского государствен- пер. с тиб., предисл., прим. и указ. Д.Б. Дашиева. -
ного университета. - 2009. - № 6а. Улан-Удэ, 2003.
Найданова Софья Минжировна - аспирант отдела философии, культурологии и религиоведения Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, 670042 г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6, e-mail: [email protected]
Naydanova Sofia Minzhirovna, post graduate student of philosophy department of IMBT SD RAS, 670042, Ulan-Ude, Sakhyanova Str. 6, e-mail:[email protected]
УДК 1 (510) © Д.О. Петонова
СИНО-ТИБЕТСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ НАЦИЕСТРОИТЕЛЬСТВА В КНР
Статья посвящена анализу сино-тибетских исследований в контексте осуществления китайской идеи на-циестроительства. Показано, что буддийская религия и гуманитарная наука используются как ресурс национальной политики КНР, и ее основным приемом является обоснование тезиса, что исторически Тибет является частью Китая, а тибетцы всегда были частью единой китайской нации. Как формулирует суть «сино-тибетских исследований» автор статьи, есть сложные процессы взаимодействия Тибета и Китая и связанная с этими сложностями проблема формирования такой национальной политики в КНР, которая всесторонне учитывала бы особенности сино-тибетских отношений, исторические, религиозные, социальнополитические и гносеологические корни «тибетского» вопроса».
Ключевые слова: сино-тибетские исследования, нациестроительство, этничность, «модернизация», «единый многонациональный Китай», «тибетский вопрос».
D.O. Petonova
SINO-TIBETAN RESEARCHES IN THE CONTEXT OF IDEA OF NATION BUILDING IN THE PEOPLE’S REPUBLIC OF CHINA
The article is devoted to the analysis of the Sino-Tibetan studies in the context of the realization of the Chinese idea of nation-building. It is shown, that Buddhist religion, and the Human studies are used as a resource of national policy of the PRC, and its primary method is to substantiate the thesis that historically Tibet is part of China, and the Tibetans have always been a part of the «single multi-ethnic China». As the author of the article formulates the essence of the «Sino-Tibetan studies», there are complex processes of the interaction between Tibet and China, and associated with these difficulties problem of forming the-point of the national policy in the PRC, which fully takes into account the peculiarities of the Sino-Tibetan relations, historical, religious, socio-political and epistemological roots «of the Tibet» issue .
Keywords: sino-tibetan researches, nation building, ethnicity, «modernization», «a single multi-ethnic China», «Ti-bet issue».
В 1949 г. в связи с образованием Китайской Народной Республики международная обстановка в Азии претерпела большие изменения. Важное место в сообществе азиатских стран заняла КНР, коренным образом отличавшаяся от них по своей социально-политической системе и государственной идеологии. Для обеспечения признания и доверия соседних государств КНР в период после культурной революции всегда стремилась призвать в союзники религию. И хотя официальной идеологией страны является марксистский атеизм, традиции буддизма возрождаются в Китае, поскольку они остаются важным инструментом внешней и внутренней политики, средством достижения целей, провоз-
глашенных коммунистическим руководством Китайской Народной Республики [4].
Более того, буддизм, также как и по-особому интерпретированная история сино-тибетских отношений, в которых тибетский буддизм сыграл большую роль, сегодня умело используется Пекином в его политической стратегии по отношению к Тибету. Поэтому «сино-тибетские исследования», в рамках которых и развивается буддология ныне в КНР, имеют стратегическое значение и активно развиваются.
Как известно, события 50-х гг. XX в., сформулированные в новейшей истории КНР «мирным освобождением» Тибета, привели к его включению в состав КНР и к последующим «демократическим реформам» и «модерниза-