Научная статья на тему 'Theoretical Foundation of the usage of visual art lessons as a mean of aesthetic education of juniors'

Theoretical Foundation of the usage of visual art lessons as a mean of aesthetic education of juniors Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / РАЗВИТИЕ / ОБЩЕНИЕ / ИЗОБРАЖЕНИЕ / РИСУНОК / РЕЧЬ / ГОВОРЕНИЕ / РАССКАЗ / ИСКУССТВО / ТРУД / TEACHING / TRAINING / DEVELOPMENT / COMMUNICATION / IMAGE / PICTURE / SPEECH / SPEAKING / ART / LABOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдусамадова М. А.

Уроки изобразительного искусства, как разновидность учебно-познавательной деятельности, имеет дидактическую связь с другими видами учебно-познавательной деятельности, к каковым относятся: аудирование, говорение, чтение, письмо, счет, пение и т.д. С этой целью в статье указаны пути формирования эстетического восприятия, эстетического отношения, эстетического вкуса и другие аналогичные понятия эстетического характера. Автор рекомендует рационально использовать данную связь, которая дает определенный учебный эффект, поскольку ученики получают возможность осуществить не только словесное восприятие учебной информации, но и зрительное. По мнению автора, изучение педагогической теории, методов и приемов оригинального решения профессионально-педагогических задач обеспечивает не только готовность будущих учителей, но и пробуждает в них профессиональную мотивацию на выдвижение новых идей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдусамадова М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Теоретические основы использования уроков изобразительного искусства как средство эстетического воспитания младших школьников

The lessons of visual art as one of the sub kind of teaching and cognitive activity have didactics connection with other types of teaching and cognitive activities. These activities are: listening, speaking, reading, writing, calculating, singing and est. With this end in view the formation of aesthetic perception, aesthetic attitude, aesthetic taste and other similar notions that have aesthetic features are mentioned. The author recommends to use this connection efficiently. It has an educational effect as the students have an opportunity to implement not only verbal perception but also visual. The author mentions that scientists of pedagogical theory provide and train future teachers to aesthetic education at school by solving professional and pedagogical problems. The scientists of pedagogical theory awake new professional motivations in them.

Текст научной работы на тему «Theoretical Foundation of the usage of visual art lessons as a mean of aesthetic education of juniors»

В статье рассмотренны вопросы обучения будущих дизайнеров в рамках высшего учебного заведения, которые осуществляют художественно-проектную деятельность, охватывающую создание предметной среды (машины, вещи, интерьеры), основанную на принципах удобства, экономичности и красоты.

Отличается, что индивидуальный стиль деятельности студента-дизайнера является важной составляющей в развитии профессиональной индивидуальности будущего дизайнера, и процесс обучения в вузе должен быть ориентирован и нацелен на его развитие и совершенствование, поскольку наличие индивидуального стиля деятельности - это визитная карточка вполне сформировавшейся, яркой и самобытной личности, знатока своего дела.

Issues of the development of creative abilities in the formation of art and designed activity of a designer student

Keywords: creativity, the formation of individual style, artistic and design activity, technical creativity, definining experiment, artistic and design skills, component.

The article describes and experimentally investigates future designers training in higher educational establishments of artistic and design activity with the creation of the subject environment (cars, things, interiors) based on the principles of convenience, efficiency and beauty.

Individual style of activity of the student-designer is an important component in the development of the professional identity of the future designer and learning in high school should be oriented and aimed at its development and improvement, since the presence of individual style of activity - an identity card offully formed, bright and original person, a connoisseur of the job.

Сведения об авторах:

Азизов Абдулатиф Абдухалимович, доктор педагогических наук, декан факультета изобразительного искусства и технологии Худжандского государственного университета имени академика Б.Г.Гафурова (Республика Таджикистан, г.Худжанд), E-mail: abdu_5@mail. ru

Абдуллаева Адиба Усмоновна, преподаватель кафедры технологии и методики её обучения Худжанского государственного университета имени академика Б.Г. Гафурова (Республика Таджикистан, г. Худжанд), E-mail: [email protected]

Information about the author:

Azizov Abdulatif Abduhalimovich, Doctor of Pedagogy, the Dean of the Faculty of Graphics and Technology, Khujand State University named after academician B.G.Gafurov (Republic of Tajikistan, Khujand), E-mail: [email protected]

Abdullaeva Adiba Usmonovna, teacher for the chair of technology and the methods of its teaching of Khujand State University named after academican B. Gafurov ( Republic of Tajikistan, Khujand) E- mail: [email protected]

УДК 371.01 М.А. АБДУСАМАДОВА

ББК 74.03

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В конце XIX и начале XX века появились теории обучения и воспитания, которые рассматривали изобразительное искусство как определенное звено в системе учебно-познавательной деятельности. В их числе педагогика «действия» Августа Лая и прагматическая педагогика Джона Дьюи. «Лай биологизировал педагогику и механически

трактовал процесс воспитания. Он полагал, что всякое внешнее раздражение вызывает во всех организмах, начиная с простейших и кончая человеком, ответное движение или реакцию. При этом рефлекторный акт всегда протекает по одной и той же схеме: восприятие - переработка - выражение (или изображение). Отсюда и название всей его теории -«педагогика действия». Средствами «выражения» в педагогическом процессе, по Лаю, являются различные виды изобразительной деятельности: изобразительное искусство, лепка, моделирование, черчение, драматизация, пение, музыка, танцы, а также уход за растениями и животными, производство опытов, устные и письменные работы и т.д. (1, 121). По сути дела, аналогичную схему обучения также предлагает и Джон Дьюи. «Следует организовать занятия вокруг какого-либо одного задания, например, постройки домика. В этих условиях дети первоначально заняты вычерчиванием плана по масштабу, на уроке арифметики рассчитывают стоимость материала для домика, на уроке языка изучают правописание слов, связанных с домиком, на уроке изобразительного искусства и лепки готовят украшения для домика» ( 1,126).

Изобразительное искусство, как разновидность учебно-познавательной деятельности, имеет дидактическую связь с другими видами учебно-познавательной деятельности, к каковым относятся: аудирование, говорение, чтение, письмо, счет, пение и т.д. Если учитель рационально использует данную связь, то это дает определенный учебный эффект, поскольку ученики получают возможность осуществить не только словесное восприятие учебной информации, но и зрительное. Учебная продуктивность такого подхода заключается не только в восприятии учебной информации, но и в воспроизводстве учебной информации. Схематически данную дидактическую мысль можно изобразить в следующем виде:

Рисунок №1 Дидактическая связь изобразительного искусства с говорением.

В данном случае ученик комментирует то, что изображено на картинке или рисунке, т.е. предметы и явления окружающей среды. При этом ученик рассказывает о том, что он нарисовал в своем изображении. Это как бы словесное обоснование своего рисунка. Изобразительное искусство выполняет роль зрительной опоры. В данном случае рисование предшествует говорению.

В дидактическом случае связи изобразительного искусства с аудированием имеет место обратная связь.

Рисунок №2. Дидактическая связь аудирования с изобразительным искусством

Учитель или ученик рассказывают учебный материал на какую-то тему, другие ученики внимательно слушают, а потом выслушанное передают в наглядной форме в виде рисунка. Это могут быть и детские народные сказки, содержание которых можно иллюстрировать рисунками.

Дидактическая связь чтения с рисованием заключается в том, что смысл и содержание прочитанного учебного материала ученик передает в форме рисунка. Рисунок №3. Дидактическая связь чтения с изобразительным искусством

__аа^______

ученик

чтение

текст

изображение

изобразительное искусство

Рисование также имеет тесную связь с трудом. Оно может предшествовать трудовому процессу, как образ, который должен быть материализован.

В начальном классе может быть связь изобразительного искусства с лепкой и аппликацией. Например, в данном случае мы имеем схему: Рисунок №4. Дидактическая связь изобразительного искусства с трудом

Во всех этих случаях учитель должен делать акцент на то, каким образом можно передавать в словесной или наглядной форме эстетическую ценность предметов и явлений. С этой целью и формируется эстетическое восприятие, эстетическое отношение, эстетический вкус и другие аналогичные понятия эстетического характера. Когда преподаватель вуза обучает будущих учителей науке и искусству изображения, то будущий учитель должен параллельно и одновременно запоминать не только сам процесс изображения, но и то, как преподаватель обучает его данной науке и искусству, чтобы потом использовать в своей профессионально-педагогической деятельности со школьниками начальных классов данную методику. Если студенты на данном этапе сознательно и активно усваивают способы изображения и способы обучения искусству, то многое ими в будущем будет четко и ясно осознано. То же самое можно сказать и об эстетическом воспитании, которое реализуется в процессе воспитывающей функции изобразительного искусства, так как любой элемент техники и технологии искусства изображения так или иначе имеет определенную эстетическую ценность. Схематически данную мысль можно иллюстрировать следующим наглядным образом:

Рисунок 5. Система подготовки будущих учителей начальных классов к урокам

изобразительного искусства

Обучение будущих учителей начальных классов науке и искусству изображения

Обучение будущих учителей начальных классов по методике изобразительного искусства

Обучение будущих

учителей начальных классов эстетическому воспитанию в процессе уроков ЗЗЖбпязителъного искусства

Данное дидактическое положение составило исходный рубеж организации опытно-экспериментальной работы. И такую методику профессионально-педагогической подготовки будущих учителей начальных классов мы использовали в экспериментальной группе, тогда как в контрольной группе подготовка будущих учителей велась традиционным способом. Эстетическое воспитание связано с другими видами воспитания, следовательно результаты эстетического воспитания зависят от результатов других видов воспитания. В.А.Сухомлинский отметил: «Каждое воздействие на духовный мир ребенка приобретает воспитательную силу лишь тогда, когда рядом идут другие столь же важные воздействия.

В определенных условиях человек может заботливо выращивать цветы, восторгаться их красотой и в то же время быть циником, равнодушным, бессердечным - все зависит от того, с какими другими средствами воздействия на духовный мир личности соседствует то воздействие, на которое мы, воспитатели, возлагаем определенные надежды» (2,163).

Отсюда вытекает вывод, что при определении сущности эстетического воспитания необходимо обратить внимание на его связь с другими видами воспитания. Эстетическое воспитание направлено на формирование эстетического сознания и эстетического поведения. Формирование эстетического сознания и поведения связано с усвоением понятий -прекрасное и безобразное, красивое, изящное и другие основополагающие понятия теории эстетики.

Эстетическое восприятие эстетической ценности предметов и явлений окружающей среды, природы и общества, труда и общения должны стать главным направлением эстетического воспитания. Однако эстетическая культура человека не должна ограничиваться лишь овладением, усвоением красоты, прекрасного, она также должна быть направлена не только на потребительский лад, но и на производственные направления. Речь идет о приучении человека творению прекрасного, красивого. Преобразуя окружающий мир в прекрасный, человек обогащает и свой духовный мир. Тем не менее без эстетического, духовного воспитания общество может деградировать.

Настоящее счастье человечества связано с духовными ценностями, когда человек получает наслаждение от труда, от добра и других аналогичных общечеловеческих ценностей. Семья и школа призваны создавать необходимые условия для эстетического развития детей. «Эстетически воспитанный человек - это человек, который умеет находить, чувствовать, создавать прекрасное в жизни и в искусстве, оценивать явления и факты окружающего мира по законам гармонии и красоты.

Раскрывать красоту человеческого общения, учить создавать и поддерживать красоту быта, развивать эстетическое восприятие окружающей природы, учить понимать и ценить творческие способности - в этих основных направлениях выражается сущность эстетического воспитания» (3 : 308).

ЛИТЕРАТУРА:

1. Константинов, Н.А. История педагогики / Н.А. Константинов. - Москва: Просвещение, 1982.-447с.

2. Сухомлинский, В.А. О воспитании / В.А. Сухомлинский//Сост. и авт. вступит. очерков С.Соловейчик. - Москва:Политиздат, 1985. - 270 с.

3. Семейное воспитание: краткий словарь / Сост. И.В.Гребенников, Л.В.Левинько.-Москва: Политиздат, 1990. - 319 с.

4. Симонов, В.М.Педагогика. Краткий курс лекций / В.М. Симонов.- Волгоград, 1998. -100 с.

5. Сластенин, В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе его профессиональной подготовки / В.А. Сластенин. - Москва,1976, -386 с.

6. Сластенин, В.А., Педагогика: инновационная деятельность / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова. - Москва, 1997. - 224 с.

7. Стефановская Г.А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. Уч.пос. для студентов, преподавателей, аспирантов / Г.А. Стефановская. - Москва., 1998. - 368 с.

REFERENCES:

1. Konstantinov, N.A. The history of Pedagogy / N.A. Konstantinov. - мо8соу: Prosveshenie, 1982.-447p.

2. Suhomlinsky, V.A. About upbunging / Compiler S. Soloveichik/ V.A. Suhomlinsky. - мо8соу: Polizidat, 1985. - 270 p.

3. Family upbringing: dictionary / Compiler.I. V. Grebnikov, L.V. Levinko - мо8соу: Polizidat, 1990. - 319 p.

4. Simonov, V.M. Pedagogy:short lectures / V.M. Simonov. - Volgograd, 1998. -100 p.

5. Slastenin, V. A. The formation of a teacher of soviet school in the process of his professional training/ V.A. Slastenin. - мо8соу,1976. -386 p.

6. Slastenin, V.A. Podimova L.S. Pedagogy: innovative activity / V.A. Slastenin.- М., 1997.- 224 p.

7. Stefanovskaya, G.A. Pedagogy: science and art. lectures. Course book for the students, teachers and postgraduates / G.A. Stefanovskaya.- мо8соу, 1998.- 368 p.

Теоретические основы использования уроков изобразительного искусства как средство эстетического воспитания младших школьников

Ключевые слова: обучение, воспитание, развитие, общение, изображение, рисунок, речь, говорение, рассказ, искусство, труд.

Уроки изобразительного искусства, как разновидность учебно-познавательной деятельности, имеет дидактическую связь с другими видами учебно-познавательной деятельности, к каковым относятся: аудирование, говорение, чтение, письмо, счет, пение и т.д. С этой целью в статье указаны пути формирования эстетического восприятия, эстетического отношения, эстетического вкуса и другие аналогичные понятия эстетического характера.

Автор рекомендует рационально использовать данную связь, которая дает определенный учебный эффект, поскольку ученики получают возможность осуществить не только словесное восприятие учебной информации, но и зрительное. По мнению автора, изучение педагогической теории, методов и приемов оригинального решения профессионально-педагогических задач обеспечивает не только готовность будущих учителей, но и пробуждает в них профессиональную мотивацию на выдвижение новых идей.

Theoretical foundation of the usage of visual art lessons as a mean of aesthetic education of juniors.

Keywords: teaching, training, development, communication, image, picture, speech, speaking, art, labor.

The lessons of visual art as one of the sub kind of teaching and cognitive activity have didactics connection with other types of teaching and cognitive activities. These activities are: listening, speaking, reading, writing, calculating, singing and est. With this end in view the formation of aesthetic perception, aesthetic attitude, aesthetic taste and other similar notions that have aesthetic features are mentioned.

The author recommends to use this connection efficiently. It has an educational effect as the students have an opportunity to implement not only verbal perception but also visual. The author mentions that scientists of pedagogical theory provide and train future teachers to aesthetic education at school by solving professional and pedagogical problems. The scientists of pedagogical theory awake new professional motivations in them.

Сведения об авторе:

Абдусамадова Мунира Абдугафоровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и природоведения Худжандского государственного университета имени

академика Б. Г.Гафуров (Республика Таджикистан, г. Худжанд), E-mail: abdusamadova@mail. ru

Information about the author:

Abdusamadova Munira Abdugafarovna, candidate of pedagogical science, docent for the chair of mathematics and natural scence of Khujand state university named after academician B. Gafurov (Republic of Tajikistan, Khujand), E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.