Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аксиологический подход / семья / ценность / национальная ценность / семейная жизнь / образовательное учреждение / национальные традиции / воспитание / axiology / axiological approach / family / value / national value / family life / educational institution / national traditions / education

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Малика Лукмановна Умеджанова

У каждого человека есть иерархия личностных ценностей, которая служит связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром человека, общественным и индивидуальным стилем жизни. В то же время система ценностей, характеризующая общество и определенную культурную среду, отражает результат духовной деятельности, осуществляемой всем обществом. В обществе непрерывно и параллельно друг другу происходят два процесса: создание новых ценностей и передача культурного наследия от одного поколения к другому. Известно, что разработка и совершенствование эффективных технологий, систем и педагогических механизмов формирования системы ценностей у студентов, обучающихся в высших учебных заведениях, является одним из наиболее действенных методов семейной педагогики в период развития. В связи с этим нашли отражение научно-теоретические взгляды на необходимость совершенствования аксиологического компонента подхода в подготовке студентов к семейной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL BASIS OF PREPARING STUDENTS FOR FAMILY LIFE BASED ON THE AXIOLOGICAL APPROACH

In the article, each person has a hierarchy of personal values that serves as a connecting link between the spiritual culture of society and the spiritual world of a person, social and individual lifestyle. At the same time, the system of values that characterizes society and a certain cultural environment reflects the result of spiritual activity carried out by the entire society. Two processes take place continuously and parallel to each other in society: the creation of new values and the transfer of cultural heritage from one generation to another. It is known that the development and improvement of effective technologies, systems and pedagogical mechanisms for the formation of the value system in students studying in higher educational institutions is one of the most effective methods of family pedagogy in the period of development. Due to this, scientific and theoretical views on the need to improve the axiological approach component in preparing students for family life have been reflected.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА»

https://doi.org/10.29013/EJEAP-23-2-13-19

Umedjanova Malika Lukmanovna, Teacher of the Department of Pedagogy, Bukhara State Institute of Pedagogy, Uzbekistan

THEORETICAL BASIS OF PREPARING STUDENTS FOR FAMILY LIFE BASED ON THE AXIOLOGICAL APPROACH

Abstract. In the article, each person has a hierarchy of personal values that serves as a connecting link between the spiritual culture of society and the spiritual world of a person, social and individual lifestyle. At the same time, the system of values that characterizes society and a certain cultural environment reflects the result of spiritual activity carried out by the entire society. Two processes take place continuously and parallel to each other in society: the creation of new values and the transfer of cultural heritage from one generation to another. It is known that the development and improvement of effective technologies, systems and pedagogical mechanisms for the formation of the value system in students studying in higher educational institutions is one of the most effective methods of family pedagogy in the period of development. Due to this, scientific and theoretical views on the need to improve the axiological approach component in preparing students for family life have been reflected.

Keywords: axiology, axiological approach, family, value, national value, family life, educational institution, national traditions, education.

Малика Лукмановна Умеджанова, Преподаватель кафедры педагогики, Бухарский государственный педагогический институт, Узбекистан

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА

Аннотация. У каждого человека есть иерархия личностных ценностей, которая служит связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром человека, общественным и индивидуальным стилем жизни. В то же время система ценностей, характеризующая общество и определенную культурную среду, отражает результат духовной деятельности, осуществляемой всем обществом. В обществе непрерывно и параллельно друг другу происходят два процесса: создание новых ценностей и передача культурного наследия от одного поколения к другому. Известно, что разработка и совершенствование эффективных технологий, систем и педагогических механизмов формирования системы ценностей у студентов, обучающихся в высших учебных заведениях, является одним из наиболее действенных методов семейной педагогики в период развития. В связи с этим нашли отражение научно-теоретические взгляды на необходимость совершенствования аксиологического компонента подхода в подготовке студентов к семейной жизни.

Ключевые слова: аксиологический подход, семья, ценность, национальная ценность, семейная жизнь, образовательное учреждение, национальные традиции, воспитание.

Введение

До сих пор проблеме подготовки к семейной жизни не уделялось должного внимания, школе и высшим учебным заведениям приходится готовить подростков к семейной жизни, воспитывать в будущем самих детей как родителей, создавать в семье здоровую психологическую обстановку., многие вопросы, такие как построение здорового образа жизни, упускались из виду исследователями.

В современную эпоху, когда процессы глобализации расширяются и углубляются, Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев в своем выступлении на 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 19 сентября 2017 года сказал, что более 2 млрд. представители молодого поколения во всем мире занимают важное место в развитии человечества и крайне важен фактор молодежи, мнение о том, что он требует особого внимания. На этой конференции наш президент сказал: «Завтра и благополучие нашей планеты зависят от того, какими людьми вырастут наши дети. В связи с этим важнейшей задачей является формирование и воспитание у людей, в первую очередь, мышления молодежи на основе просвещения», и недаром его заключение привлекло внимание представителей всех стран-членов ООН [1]. Исходя из этой необходимости, целесообразно сначала уточнить значение и сущность понятий «аксиология», «ценность» и «система ценностей».

В частности, по мнению К. Назарова, «Аксиология есть наука о ценностях, изучающая пути формирования ценностных отношений между мирозданием и человеком» [2]. Поэтому в науке о семейной педагогике существует отдельная область науки, исследующая воспитательные возможности ценностей, - педагогическая аксиология, и в последние годы в этом направлении проводятся специальные научные исследования.

В следующем источнике она определяется как «Ценности - комплекс людей, отношений, ситуаций, материальных вещей и духовных богатств, важных для людей, внимания, уважения, влияния в обществе» [3].

«Духовность: толковый словарь основных понятий» определяет «ценность как компонент человеческой и общественной духовности, понятие, используемое для выражения ценности событий, явлений, процессов, ситуаций, качеств, требований и процедур в мире» [4].

В энциклопедии «Образование» она определяется как «Ценность - понятие, используемое для показа общечеловеческой, социально-этической, культурно-духовной значимости тех или иных явлений действительности» [5].

Ученый Б. Х. Ходжаев, начавший писать учебник по педагогической аксиологии в нашей республике, разъяснил следующие специфические стороны понятия ценности с педагогической точки зрения: «Происхождение понятия ценности показывает, что оно сочетает в себе три основных особенности: описывают практический и эмоциональный настрой человека; описание нравственных категорий, определяющих психологическое описание человека; описание социальных явлений, характеризующих отношения между людьми. Разработка понятия «ценность» позволяет условно выделить разные формы ценностей (экономические, психологические, нравственные, эстетические, познавательные, социальные), понять природу человека, механизмы его стремления к познанию, определить движущие силы познавательной деятельности» [6].

Анализ философской и педагогико-психологи-ческой литературы показал, что существуют разные подходы к трактовке понятия «ценность». С философской точки зрения ценность воспринимается как широко распространенный субъективный образ или представление, оцениваемое

человеком; в социологическом подходе ценность трактуется в прочной связи с социальными нормами, составляющими жизнедеятельность человека, его поведение; психология выражает это понятие в связи с интересами и потребностями человека. В педагогике понятие ценности отражает личностное отношение человека к мирозданию, в основе которого лежит индивидуальный жизненный опыт и познание мира, направленное на гармоничное развитие во всех аспектах.

Анализ отечественного и зарубежного опыта показал, что вопрос о «системе ценностей» проясняется более четко с философской точки зрения. Философ и ученый К. Назаров отмечал: «В определенный период развития общества его социальная структура приобретает пропорциональность, и этому периоду соответствуют относительно устойчивые и взаимно пропорциональные общие системы ценностей. Поскольку эта устойчивость и соразмерность свойственны соотношению между системами ценностей, то можно отличать системы ценностей, существовавшие в один период, от систем ценностей, существовавших в другие периоды, изучать различия и различия между ними [7]. Ш. Тайланова в своей исследовательской работе «Формирование системы ценностей у студентов педагогического вуза (на примере предмета «История педагогики»)» [8] собрала взгляды, возникающие в результате осознанного отношения к действительность, отражающая в природе, обществе и культуре систему ценностей, сформировавшуюся на протяжении столетий. Понятие «Совокупность взглядов» в этом определении может быть корректно определено в связи с преподаванием «Истории педагогики», но факт заключается в том, что система ценностей выражает совокупность ценностных форм.

Проблема семьи и семейного воспитания привлекает внимание многих ученых ближнего и дальнего зарубежья.

Например, семейовед Ю. П. Азаров на первое место в воспитании детей в семье ставит воспи-

тание гражданственности и гуманности. Он подчеркивает, что все остальные характеристики формируются на основе этих двух характеристик, по его мнению, проблемы детского роста проливают свет на психолого-педагогические аспекты всестороннего развития подростков (16-18 лет) и воспитывают их через труда, искусства и творчества., гражданское воспитание, не быть равнодушным к любви к детям, бережно хранить в них добрые чувства, уметь понимать своего брата, учиться разделять их боль и радость, формировать самосознания, для совершения их физически и психически, дает рекомендации о правилах, методах и методах воздействия на духовное развитие [9]. Его рекомендации служат важным фундаментом в подготовке студентов и молодежи к семейной жизни.

И. П. Подласий приводит три основные системы ценностей: трансцендентальную (имеющую некоторую самостоятельность с точки зрения религиозной сущности), социально ориентированную - социоцентрическую (групповую, общечеловеческую, профессиональную, национальную и др.) и антропоцентрическую (индивидуальную) [10].

М. А. Макаревич разделил систему ценностей на следующие группы: определяющие смысл жизни (хорошее, плохое, счастье, благополучие), общечеловеческие (жизненные, демократические, социальный престиж, развитие личности, межличностные отношения), неформальные (традиционные, религиозные и урбанизация) и коллективные (взаимопомощь и солидарность). Жизненные ценности означают первичные и простые потребности, направленные на защиту и продление жизни человека. Ценности, определяющие смысл жизни, имеют сложную структуру и выражают сложность и богатство всей жизни человека [11].

П. А. Сорокин различал три типа системы ценностей:

- идеалистическая система ценностей. Ценности и идеалы этой системы неизменны и имеют

постоянное, абсолютное описание, и при преодолении препятствий, возникающих в процессе их понимания, у человека возникает эмоциональное удовлетворение;

- система эмоциональных ценностей. Специфические для этой системы ценности не принимают абсолютную форму, они применяются в связи с ситуацией, в которой участвует индивид;

- идеальная система ценностей. Он строится на основе обобщения идейно-эмоциональных ценностей [12].

По А. Г. Харчеву, семья - это тип отношений между супругами, родителями и детьми, сложившийся в ходе исторического развития. В этом случае семейные отношения могут основываться на супружеских отношениях, совместной жизни и взаимной нравственной ответственности. Кроме того, А. Г. Харчев высказывает мнение, что «Семья есть общественная потребность, вытекающая из потребности общества в физическом и духовном воспроизводстве населения» [13]. Это группа людей, основанная на единой семейной деятельности, связанной с браком и отцовством, родственными связями, а значит, с увеличением численности населения и преемственностью семейных поколений» [14]. Соловьев говорил: «Семья есть малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личной жизни, в основе которой лежат брачный союз и родственные отношения, т.е. отношения между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, которые могут жить вместе и вести общее хозяйство» [15]. Можно также привести точку зрения, высказанную психологом Л. Б. Шнейдером, который определяет семью как «структурно-функциональное объединение людей, эмоционально сходных и важных друг для друга по признаку брака, родства и отцовства» [16].

«Система ценностей» - понятие, выражающее взаимосвязь и близость ценностных форм, связанных с определенными социальными субъ-

ектами (человеком, нацией, обществом и т.д.), какой-либо эпохой, историческим этапом или сферой. Система ценностей составляет основу культуры и отражает духовные и социальные потребности, интересы, социальные действия и поведение членов общества.

В современном обществе происходит переосмысление системы ценностей. В связи с этим вопрос о классификации ценностей как основной аксиологической категории откладывается в сторону. В этом вопросе отражен один из проблемных вопросов аксиологии. По этой причине на фундаментальном этапе исследования внимание было уделено анализу основных подходов к решению данной проблемы.

Анализ процесса формирования ценностей подтверждает, что система ценностей отражает общественное сознание, которое выражает определенную культурную среду, рассматриваемую как результаты нравственной деятельности общества.

У каждого человека есть иерархия личных ценностей, которая служит связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром человека, общественным и индивидуальным стилем жизни. В то же время система ценностей, характеризующая общество и определенную культурную среду, отражает результат духовной деятельности, осуществляемой всем обществом. В обществе непрерывно и параллельно друг другу происходят два процесса: создание новых ценностей и передача культурного наследия от одного поколения к другому.

На современном этапе развития педагогического образования одним из важнейших и масштабных направлений социальной сферы является ориентация на личность обучающегося, признание человека высшей ценностью в обществе. Идея гуманизации образования является результатом широкого применения аксиологического подхода в педагогике.

Вышеупомянутый категориальный аппарат общей аксиологии позволяет сосредоточить внимание на педагогической аксиологии, которая слу-

жит выяснению своеобразия педагогической деятельности, ее социальной роли и возможностей развития личности. Как отмечает Б. Х. Ходжаев, педагогическая аксиология как наука о воспитательных ценностях (их взаимосвязи с природой) выполняет следующие функции:

- относящаяся к содержанию (стимулирует интеллектуальную инициативу за счет того, что объединяет содержательную и организационную стороны обучения) - мыслительный процесс, актуализация предмета, определение четких аргументов и доказательств, критическое наблюдение информации, понимание ее смысла, рост личного мнения;

- оценщик - отражает развитие адекватной оценки бытия и духовных явлений у участников педагогического процесса;

- функция ориентации - связана с возможностью определения важных правил личностно-про-фессиональной характеристики на основе определенных параметров «иерархии ценностей»;

- нормативные - компоненты аксиосферы педагога и воспитателя, «узаконивающие» систему их взаимоотношений, отражающие ценностный стиль;

- относящийся к управленческо-системному субъекту в потоке национальных и общечеловеческих ценностей с гуманитарным содержанием, направляет развитие системы образования, создает необходимые действия в сфере образования; контроль - развитие ценности в культурно-историческом контексте, позволяет сформировать у человека ценностную направленность [17].

Исследуя вопрос о национальных и общечеловеческих ценностях, их роли и значении в духовно-нравственном воспитании молодежи в научных исследованиях Н. Артикова, добиваясь формирования системы «Воспитание-семья-соседство» в организации духовного и воспитательная работа является фактором формирования сильного духовно-нравственного воспитания молодежи, мнения о ней высказаны на основе научно-методических учений, фольклора и народной педагогики, этики [18].

На Западе работают консультационные центры по подготовке молодых людей к семейной жизни. Эти консультационные центры работают по следующим направлениям:

1. Подготовка к семейной жизни до брака.

2. Детское образование.

3. Семейные отношения.

Здесь важны все три направления, и мы остановимся на первом направлении, поскольку оно близко к нашему объекту исследования. Ведь подготовка учащихся к семейной жизни - очень важная задача, и необходимо подготовить их к полному представлению ответственности семейной жизни. Но привыкание к семейной жизни идет непрерывно, и каждого молодого человека на пороге брака надо приучать удовлетворять не только свои, но и запросы друг друга.

По этой причине важно понять, в чем состоит счастье любить и быть любимым, прежде всего, в семейной жизни, а в текущий период развития, в силу социально-семейных условий, диспансеризации молодых людей, на пороге создания семьи, для этого в плане здоровья желательно развивать деятельность консультационных пунктов и центров психологов, педагогов, социальных консультантов по вопросам семейных отношений, семейного образа жизни.

Кроме вышеперечисленного, при подготовке молодежи к семейной жизни внимание уделяется только девочкам, а мальчикам пренебрегают. Если молодой человек не готов к семейной жизни, семья, которую он построит, не будет крепкой.

Поэтому очень важно, чтобы юноши были нравственно высокими, широкими и вежливыми, следили за своим здоровьем. Проверка здоровья юношей, как и девушек перед вступлением в брак, помогает предотвратить факторы, из-за которых созданная ими семья в будущем разрушится. Например, если у обоих молодых людей диагностированы инфекционные или хронические заболевания, психические заболевания или умственная отсталость, их брак запрещен. В результате таких браков

рождаются дети-инвалиды и умственно отсталые, страдает счастье семьи.

В. М. Каримова, исследуя своеобразное проявление этих представлений у представителей разного возраста и пола в зависимости от образа жизни, образования, опыта, профессии отдельных лиц и групп, установила, что социально-психологическая позиция женщины и мужчина в семье, муж влияние жены на воспитание детей в семье, проливает свет на условия и психологические факторы формирования у молодежи правильных, приемлемых семейных и социальных представлений. При этом брак и семья, возраст вступления в брак, национальные ценности узбекских семей, личностные качества, обеспечивающие крепость семьи, качества обоих полов и условия их проявления, положение мужчин и женщин в семья, количество детей, развитые у них социально-психологические механизмы, связанные с формированием представлений о способах комплексного воспитания, вовлечения их в семейную работу [19].

Но формирование этих представлений обусловлено изменениями в обществе, социальной среде и принятых в этой среде обычаях, обычаях и традициях, своеобразием взаимоотношений в каждой семье, количеством детей в семье, уровнем образованности детей. родителей, их. Научно и практически обосновано, что от этого зависит престиж и положение в семье [20].

Г. Б. Шоумаров при подготовке молодежи к семейной жизни акцентирует внимание на любви, семье, ее характеристиках, семейных проблемах, особенно разводах, гибели детей, причинах бездетности, неумении вести хозяйственные и хозяйственные дела, проблемах воспитания в семье, общение членов семьи, задачи, неумение правильно использовать свободное время, биологическая, психологическая, социальная жизнь мужа и жены в семье, морально-психологическая среда и факторы, влияющие на нее, отношения между членами семьи и их закономерности, влияние полового воспитания взгляды [21].

Резауддин ибн Фахруддин в своем труде «Семья» говорит: «Семья создается тогда, когда муж и жена законно существуют вместе. Мужчина выбирает себе жену и находит наперсницу, которая будет ему опорой в каждый хороший и плохой день, и которая будет доставлять радость его душе при жизни на свете, в радости и горе. Хорошо воспитанная жена радует своих родителей, мужа и детей, всю семью, друзей, соседей и сотрудников своим образованием и поведением. Но необразованная жена поступает наоборот и оставляет своих родителей и ребенка на посмешище. Он живет несчастливо, оставляет своих детей необразованными и портит им жизнь». «Верность мужа и жены друг другу - бесценное наследие, оставленное нам нашими предками». Это произведение представляет собой воспитательный трактат о морали, жизни и человечности. В нем содержатся очень поучительные советы и советы о семейных отношениях, обязанностях и ответственности родителей, детей, браке и любви и других человеческих качествах [22]. Они важны в формировании хороших качеств у людей.

В произведении «Семья Фитрата» писатель Абдурауф Фитрат описывает проблемы и пути их решения, связанные с формированием совершенной человеческой личности. Отражены семья, являющаяся основой общества, ее место в жизни человека, обязанности главы семьи и ее членов, проблемы семейного воспитания [23].

Выводы и рекомендации. Большое значение имеет и совместимость семей юношей и девушек, строящих семью, т. веры, и собственности.иначе после такого брака, конечно, будет много разногласий в семье, которые могут закончиться разводом или привести к измене одной из сторон. Поэтому, если молодые люди подготовлены к семейной жизни духовно, нравственно, психологически и педагогически, обладают достаточной культурой жизни, семья будет крепкой и полной. Для этого необходимо подготовить молодых людей к семейной жизни, прежде всего сформировать представления об этой жизни Из исследо-

вании известно, что представления о семейной дежи к семейной жизни, подготовка их как вы-

жизни сформированы не полностью из-за недо- сококвалифицированных специалистов, и это

статка информации в этой области. должно стать важной задачей для представителей

Требованием и актуальной проблемой эпохи всех областей, в том числе психологов, педагогов,

развития является подготовка студентов и моло- тренеров и специалистов по это поле.

Список литературы:

1. Узбекистан Президенти Шавкат Мирзиёевнинг БМТ Бош Ассамблеяси 72-сессиясида сузлаган нущи // Хал^ сузи», 2017 йил 20 сентябрь.

2. Киём Назаров Кадриятлар фалсафаси (Аксиология).- Т.: Файласуфлар миллий жамияти нашриёти, 2004.- 196 б.

3. Муста^иллик изодли илмий-оммабоп лугати. (А. Жалолов ва Хонназаров умумий тадририда).-Т.: Шар^, 1998.- 279 б.

4. Маънавият: асосий тушунчалар изодли лугати.- Т.: Гафур Гулом номидагинашриёт-матбаа ижодий уйи, 2010.- 707 б.

5. Тарбия энциклопедияси.- Т.: Узбекистон миллий энциклопедияси, 2010.- 509 б.

6. Ходжаев Б. Педагогик аксиология. У^ув ^улланма.- Т.: "Fаnvаtexnologiyа" нашриёти, 2012.- 165 б.

7. Назаров Аксиология (^адриятлар фалсафаси).- Т.: Академия, 2011.- 256 б.

8. Тайланова Ш. Педагогика олий таълим муассасаси талабаларида ^адриятлар тизимини шаклланти-риш ("Педагогика тарихи" фани мисолида): педагогика фанлари номзоди. ... дисс. Автореф.- Т., 2012.- 23 б.-3 б.

9. Азаров Ю. А. Семейная педагогика-Ташкент: «Политиздат», - М., 1985.- 272 с.

10. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов.- М.: ВЛАДОС-пресс, 2004.- 83 с.

11. Макаревич М. А. Ценность // Российская социологическая энциклопедия / Подобщ. ред. Акад РАН Г. В. Осипова.- М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998.- С. 609-610.

12. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. / Пер. с англ.- М.: Политиздат,1992.- С. 488-494.

13. Харчев А. Г. Исследование семьи: на пороге нового этапа // Социологические исследования.-1986.- № 3.- 27 с.

14. Антонов А. И. Социология семьи / А. И. Антонов, В. М. Медков.- М., 1999.- 66 с.

15. Соловьев Н. Я. Брак и семья сегодня.- Вильнюс, 1977.- 92 с.

16. Шнейдер Л. Б. Семейная психология.- М.: Академический проект, 2006.- 24 с.

17. Ходжаев Б. Педагогик аксиология. У^ув ^улланма.- Т.: "Бап vа texnologiyа"нашриёти, 2012.- 165 б.

18. Ортитов Н. Миллий ва умуминсоний ^адриятлар асосида у^увчи шахсини ахло^ий шакллантириш: Пед. фанл. докт. дисс.- Т., 2000.- 305 б.

19. Каримова В. М. Ижтимоий психология асослари.- Тошкент, 1994.- C. 15-16.

20. Каримова В. М. Ижтимоий психология асослари.- Тошкент, 1994.- C. 48-54.

21. Шоумаров Г. Б. Узбекистон таълим тизимида психологик хизмат муаммолари // Янги турдаги урта махсус укув юртларида таълим ва тарбиянинг самарадорлигини оширишнинг психологик муаммолари.- Тошкент, 1998.- C. 13-15.

22. Ризоуддин ибн Фахриддин. Оила. - Т., Мехнат - 1991. 9-бет.

23. Fitrat Abdurauf, Oila yoki oila boshqarish tartiblari / A. Fitrat; tarjimon va izohlar muallifi Sh. Vohidov; mas'ul maharrir H. Boltaboyev.- Toshkent: Cho'lpon nomidagi NMIU, 2013. - 144 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.